Кафедральный собор санта мария дель фьоре. Санта-Мария-дель-Фьоре – главный собор Флоренции

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая узнаваемая достопримечательность города. Великолепно декорированный, яркий образец готического искусства Италии, является своего рода символом Флоренции. Его красноватый купол и возвышающаяся колокольня виднеется почти из любого уголка города.

Строительство собора заняло не один век. Успело смениться несколько архитекторов. И не напрасно – сегодня «цветок святой Марии», как переводится название собора, поражает своей королевской грациозностью и монументальностью.

История создания собора Санта-Мария-дель-Фьоре

По замыслу архитекторов, собор во Флоренции по своему великолепию и масштабу должен был превзойти Пизанский и Сиенский соборы. Таким образом, стать главным собором Тосканы.

Собор построен на месте, где раньше располагался древнеримский храм, а после него — церковь Санта-Репарата. Поэтому место строительства главного кафедрального собора Флоренции уже было освящено задолго до его возведения.

Проект Арнольфо ди Камбио

Строительство собора началось еще в 1296 году по проекту Арнольфо ди Камбио. Под предводительством этого архитектора была построена основная часть здания.

Колокольня архитектора Джотто

После смерти Камбио в 1302 году работы по возведению собора были поручены знаменитому архитектору Джотто. Он построил колокольню и разработал эскизы фасадов здания. К сожалению, Джотто не удалось завершить строительные работы, т.к. в 1337 году он умер.

Казалось бы, наконец собор был практически построен. Но оставалось еще самое главное – купол.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Дело в том, что возводить купол на огромной высоте было невозможно по техническим соображениям, а поднять готовый купол наверх – тоже задача не из легких.

Уникальный на тот момент способ поднятия купола на вершину собора предложил архитектор Филиппо Брунеллески. По его расчетам, для этого достаточно было использовать специальную систему консолей, состоящую из 24 вертикальных и 6 горизонтальных поясов. На вершине купола установили башенку-латерну — дело рук архитектора Микелоццо.

В общей сложности, работы по созданию и установке купола на соборе заняли 16 лет! И наконец, восхищающий своими размерами восьмигранный купол стал главным украшением прекрасного собора.

Окончание строительства

Однако, строительство собора еще не было закончено. После приостановки работ к созданию интерьера и украшению фасада приступили только в 19 веке. Полностью собор был построен только в 1887 году.

Архитектура собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор смотрится очень ярко и красочно, благодаря богато декорированному фасаду. Особый запоминающийся облик храму придает большое количество скульптурных элементов, которые видно издалека.

Фасад собора

Отделкой фасадов занимался Эмилио де Фабрис. Именно по его замыслу для декорирования фасада были использованы вертикальные и горизонтальные мраморные панели. Главными цветами отделки стали розовый, белый и зеленый.

По форме собор напоминает латинский собор с двумя трансептами и апсидой в форме полукруга, имеет три нефа. В длину здание достигает 153 метров, в ширину и высоту – 90 метров. Собор действительно восхищает своими размерами!

Центральный вход

Уже сам по себе центральный вход в собор представляет собой потрясающий образец неоготического искусства. Главные ворота выполнены из бронзы и богато декорированы разнообразными рельефными композициями – сценами из жизни Богородицы.

На передней части центрального входа возвышается барельеф Богородицы на троне, выполненный скульптором Тито Сарокки.

Арку над центральным входом украшает фреска с Мадонной, держащей лилию.

Интерьер собора

Внутри флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре приковывает взгляд богатый интерьер: преобладают композиционные элементы в стиле итальянской готики. Это и разнообразные арки, стрельчатые своды, галереи, многочисленные пилястры на стенах.

Внутреннее пространство собора поражает воображение своими размерами и одновременной лаконичностью убранства. Здесь нет такого огромного количества декоративных и скульптурных элементов, как снаружи.

В первую очередь обращают на себя внимание красочные витражи на арках нефов и трансептов. 44 изумительных витража изображают сцены из жизни святых, Христа и Богоматери.

На сводах собора располагаются уникальные фрески 15 века. Они изображают знаменитые флорентийцы: Джованни Аркуто, Данте Алигьери, Николо да Толлентино. Также здесь можно увидеть бюсты, выполненные Арнольфо ди Камбио, Бруннелески, Джотто ди Бондоне.

А наверху, под куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, открывается настоящее чудо живописи — восхитительная роспись 16 века, выполненная Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Многоярусная роспись изображает сцены из Страшного суда, начиная с Ада и заканчивая изображением Богоматери и святых.

Главным религиозным сокровищем собора является урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, которая была обнаружена в 14 веке в руинах старинной церкви Санта-Репарата.

Особый интерес представляют оригинальные часы с обратным ходом, выполненные в 1443 году Паоло Учелло.

Пол в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре заслуживает отдельного внимания. Он был выполнен в 16 веке несколькими скульпторами.

Склеп собора

В склепе собора находятся гробницы флорентийских священников. Здесь же расположена могила создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре – Филиппо Брунеллески, и могила другого архитектора собора — Джотто.

Излюбленное место туристов

На Соборной площади рядом с собором всегда много отдыхающих итальянцев и туристов. И неудивительно: ведь собор представляет собой один из самых величественных и масштабных храмов мира. Только представьте, одновременно в нем может находиться до 30 тысяч человек.

В соборе также располагается музей, где хранится множество интересных реликвий, и остатки церкви Санта-Репарата. А сверху, со смотровой площадки купола, открывается потрясающий вид на город и его окрестности.

Для посещения смотровой площадки купола желающим нужно преодолеть 463 ступеньки. Вход с северной стороны собора.

Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore)

Расположенный недалеко от собора музей Дуомо заслуживает отдельного внимания. Это бывшая мастерская архитектора собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески, открытая как музей в 1891 году.

В музее выставлены многочисленные макеты и проектировочный чертеж купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, изготовленный Брунеллески.

Здесь также хранятся многие украшения и знаменитые флорентийские скульптуры 15 века, перенесенные сюда из собора. Среди них скульптура «Пророк Аввакум» Донателло, статуя «Кающаяся Мария Магдалена», статуя Папы Бонифация VIII, выполненная Арнольфо ди Камбио, и незаконченная скульптура «Пьета», над которой работал Микеланджело.

Как добраться до собора

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре располагается в центральной части Флоренции по адресу .

Найти собор очень легко – его видно издалека и возле него всегда много туристов. Если вы поедете на автобусе, то вам подойдет любой автобус, идущий до Соборной площади.

Часы работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор открыт для посещения с понедельника по среду и в пятницу с 10.00 до 17.00, в четверг – с 10.00 до 15.30, в субботу – с 10.00 до 16.45, в воскресенье – с 13.30 до 17.00. Во время проведения торжественных мероприятий время, когда собор открыт, может изменяться.

Музей открыт с 9.00 до 20.00 ежедневно, в воскресенье – до 13.45. Музей закрыт каждый первый вторник месяца.

На смотровую площадку купола собора можно подняться ежедневно с 8.30 до 20:00.

Стоимость посещения

Вход в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный! Поэтому нет необходимости покупать билет, если вы хотите посмотреть только собор. Смело вставайте в очередь у входа, которая двигается достаточно быстро, и не беспокойтесь о билетах.

А вот для посещения музея Дуомо, баптистерия Сан-Джованни, крипты древней церкви Санта-Репарата смотровых площадок на куполе и колокольне Джотто действует единый билет стоимостью 18 Евро по состоянию на 2019 год. Билет действителен в течение 72 часов после первого использования. По билету можно войти один раз в каждую достопримечательность.

На официальном сайте собора Санта-Мария-дель-Фьоре можно купить билеты и, соответственно, выбрать удобный день посещения. Обязательно распечатайте его.

Приобрести билет можно также на месте — напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura.

Флоренция - Собор Санта-Мария-дель-Фьоре March 28th, 2012


Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор (длина его составляет 153, а ширина - 90 метров) стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.


1. Собор настолько огромный, что его оказалось проблематично сфотографировать целиком, несмотря на широкоугольный объектив.

Его воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения.

Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников - Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 г. самым большим во всей Европе.

Колокольня, не влезшая в кадр справа - т.н. кампанила Джотто - на нее мы поднимемся в следующей части.

Решение о строительстве собора было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

2. Что же, достанем телевик и взглянем поближе - здесь есть, на что посмотреть!

3. Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.

4. Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти зодчего в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет.

В 1331 г. гильдия торговцев шерстью (итал. Arte della Lana) взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.

5. С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини, разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка.

Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол.

6. К 1380 г. стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.

Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор - Эмилио де Фабрис.

Карл V, последний человек, формально провозглашенный римским императором, сказал по этому поводу следующее: "…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам".

Наиболее известной частью баптистерия являются восточные ворота (1425-1452 годы). Они разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им "Вратами рая". В настоящее время панели "Врат рая"» заменены на копии, а оригиналы находятся в музее Дуомо.

8. Ну что же, заходим внутрь. Собор действительно огромный: по проекту в нем могут размещаться до 30 000 человек - население небольшого города!

9. В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления.

10. Изящные подсвечники. За 2 евро можно зажечь обычную икеевскую свечу, что мы и сделали.

11. К сожалению, я был без штатива, так что все фотографии сделаны с рук.

12. Вид на алтарь.

13. Чуть ближе.

14. А потом мы подняли головы, чтобы посмотреть купол - и просто замерли от увиденной красоты...

15. Центральная часть купола.

16. Краски яркие и насыщенные, все выполнено в мельчайший деталях.

17. Если присмотреться, то можно заметить вентиляционные отверстия в своде.

18. И другая сторона купола.

19. Разноцветные витражи. Раз.

20. Два...

21. И три.

22. Еще раз взглянем на главный неф - и поднимемся на колокольню, про которую будет рассказ в следующей части!

Точки съемки

Санта Мария дель Фьоре — самое известное флорентийское сооружение 14-го века и один из крупнейших католических храмов Италии. Своими размерами он уступает лишь базилике Святого Петра в Риме. Храм находится в центре Флоренции, итальянской области Тоскана, и определяет облик всего города, является его «визитной карточкой». Название переводится на русский язык как «Святая Мария с цветком» и напоминает о символе Флоренции - цветке лилии. По-другому этот храм флорентийцы называют Duomo, что значит просто «собор».


История и этапы строительства

Собор был возведен на месте церкви Санта Репарта. К концу 13-го века старый собор обветшал и стал слишком мал для стремительно развивающегося города. Влиятельные купцы города приняли решение построить на месте старого собора новый, величественный храм, который бы превосходил в своем великолепии храмы в Сиене и Пизе, — соперничающих с Флоренцией городах. В результате собор стал самым крупным в Европе, на момент завершения он мог вместить всех жителей города.


Для строительства был приглашен видный архитектор Арнольфо ди Камбио. Постройка собора продолжалось в целом около шести веков. Арнольфо ди Камбио создал проект собора, после него строительство продолжилось под руководством Джотто, Франческо Таленти, Джованни д’Амброджо, Орканья и других архитекторов. Джотто стал автором проекта колокольни.

Возведение купола, самой примечательной части собора было доверено выдающемуся мастеру эпохи Ренессанса Филиппо Брунеллески, он спроектировал и предложил наиболее дешевый и эффективный способ возведения купола. Технология, которая была использована в строительстве, держалась в секрете до самого воплощения замысла.

Для мастеров раннего Возрождения большое значение имели знания по астрономии, их учитывали и применяли в строительстве. Так проект Дуомо предполагал, чтобы 21-го июня, в самый долгий день в году ровно в 12 часов дня луч солнца проходил через купол храма и падал на вписанный в пол собора мраморный медальон. Если луч не попадал на медальон, то это означало, что центр тяжести постройки сместился и требуется срочный ремонт.

В конце 16-го века был разрушен фасад собора. Завершение его постройки относится к 1887 году. Автор существующего ныне фасада, определяющего весь облик собора — Эмилио де Фабрис. Его оригинальным решением стал полихромный облицовочный мрамор, из-за которого собор «играет» цветами итальянского флага.

Именно здесь, в этом соборе, читал свои проповеди легендарный Савонарола, здесь же состоялось покушение папы Сикста IV на братьев Медичи.

Внешний вид

Храм имеет в высоту 153 метра и ширину в трансепте 90 метров. Трехнефный собор имеет форму латинского креста. Архитектурный стиль собора определяется тенденциями средневековой и архитектуры Возрождения, на рубеже которых и был построен храм.

Самой выдающейся частью собора является его большой красный кирпичный купол, словно возвышающийся над всем городом. Величие этого сооружения демонстрируется на многих фото.


Фасад украшен цветными мраморными панелями и статуями Девы Марии и расположенных по обе стороны от нее апостолов. Архитектура собора дополнена изящной кампанеллой.

Перед кафедральным собором расположен Баптистерий в честь Иоанна Крестителя. Это здание было построено на месте римского сооружения 1-го века н.э., которое, возможно, было храмом в честь римского божества Марса. Точной датировки постройки нет, возможно, 4-5 века.

Колокольня, построенная Джотто, расположена отдельно. Она была выстроена в 14-м веке, ее высота около 84 метров. Сооружение богато декорировано полихромными мраморными вставками.

Центральный вход


Древнейшими, богато украшенными воротами являются южные врата, созданные итальянским архитектором 14-го века Андреа Пизано. Барельефы на воротах содержат сцены из Библии. Лоренцо Гиберти создал проекты двух других врат, выполненных в готическом стиле.

Самыми известными являются центральные, восточные врата. Они поделены на десять золоченых панелей, на которых изображены библейские истории. Через 50 лет после возведения врат, Микеланджело, высоко оценив творение Гиберти, назвал их «вратами рая». В данный момент оригинальные врата находятся в музее, а врата собора заменены на копии. Копия этих врат в измененной последовательности была установлена в начале 19-го века на входе в Казанский собор в Петербурге.

Интерьер

Главная характеристика интерьера собора соответствует стандартам итальянской готики - протяженность горизонтальном и вертикальном пространстве. Украшенные пилоны подпирают огромные арки, своды нефов.

Цветной мраморный пол был создан архитекторами д’Аньоло, Франческо да Сангалло и др в 16-17 веках. Обращают на себя внимание витражи собора. Всего их 44, на них изображены традиционные из Библии. Над созданием этих витражей трудились великие художники Флоренции: Гаддо Гадди, Лоренцо Гиберти, Донателло, Паоло Уччелло.


Внутренняя роспись купола посвящена Страшному суду. Она была создана в 16-м веке Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Фигура Христа противостоит образу Сатаны и ада, расположенным на противоположной стороне, сцена окружена фигурами старцев Апокалипсиса, ангелов, святых и добродетелей.

Главный алтарь, выполненный Баччио Бандинелли находится в окружении трех апсид. Левый неф обращает на себя внимание фресками работы Паоло Уччелло и Андреа де Кастаньо, созданными в 15-м веке. Еще одно произведение Паоло Уччелло - необыкновенные часы со стрелкой, движущейся в обратном направлении, были созданы в 1443 году. Циферблат поделен на 24 деления, часы украшены четырьмя портретами пророков-евангелистов.


В пространстве храма установлены изображения знаменитых итальянцев: органиста Скварчалупи, философа М.Фичино, архитектора Брунеллески. Здесь же находится барельеф с изображением Джотто, выкладывающего мозаику. Великий Джотто и Брунеллески захоронены на территории собора. Многие произведения собора были утрачены либо перенесены в Музей Дуомо.

Местоположение

Собор находится по адресу Соборная площадь, 17 .

Как добраться до собора

Из Рима до храма можно доехать на автобусе маршрута Roma — Calzoleria Bologna (C1, C2), а также Pucci (14, 23, 71, C1).

Поскольку собор находится в самом центре, найти его легко, и добраться до него можно на любом автобусе, проходящем в центре города: № 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Время работы и стоимость

C понедельника по пятницу - с 10:00 до 17:00, в субботу - с 10:00 до 16:35, в воскресенье - с 13:30 до 16:45.

Купол собора открыт с 8:30 до 19:00 во все дни, кроме субботы. В субботу - с 8:30 до 16:40.

Музей Дуомо, расположенный на территории комплекса, работает с 9:00 до 19:30 во все дни, кроме воскресенья . В воскресенье - с 9:00 до 13:45

Вход в собор - бесплатный . Возможны длинные очереди на входе. Подъем к куполу стоит 6 евро, посещение Музея Дуомо также стоит 6 евро. Также за плату в 3 евро возможен осмотр раскопок старого собора Санта Репарта.

Предусмотрен комплексный билет на посещение всех достопримечательностей соборного комплекса стоимостью 10 евро.

Вконтакте

Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор, расположенный на площади Дуомо. Входит в число сооружений, относящихся к эпохе флорентийского кватроченто. Храм является жемчужиной мирового зодчества и главной достопримечательностью Флоренции. Экскурсия в Дуомо: самостоятельно и с гидом.

90-метровый купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре венчает фонарная башенка. Она - ориентир для заблудившихся на флорентийских улочках туристов. Не заметить ярко-красный черепичный купол невозможно, приковывает взгляд и фасад из цветного мрамора (присмотритесь к нему, и его палитра напомнит вам итальянский флаг).

Собор настолько величественен, что заставляет и восхищаться мастерством архитекторов, и думать о сокровенном, и в то же время он не давит монументальностью. С 13 века Кафедральный собор Дуомо является символом величия Флоренции и одновременно напоминанием городам-завистникам - Сиене и Пизе - о его «процветании» и превосходстве.

Экскурсия в Дуомо Флоренции и другие маршруты

Санта-Мария-дель-Фьоре - итальянский долгострой

К концу 13 века флорентийский храм Санта Репарата перестал вмещать всех прихожан, да и его полуразвалившийся фасад не соответствовал тогдашнему статусу города - сильного и процветающего. Обветшавший собор был снесен, а на его месте началось возведение базилики, которую «невозможно превзойти ни технически, ни духовно». Вряд ли городские власти, заказавшие строительство столь величественного сводчатого храма, предполагали, что возведение затянется на шесть долгих веков, и работать над ним суждено 5 итальянским архитекторам, как неизвестным, так и уже прославившимся шедеврами за пределами Флоренции.

Фасад над центральным входом в кафедральный собор Флоренции

В неотъемлемый признак эпохи Санта-Мария-дель-Фьоре превратил тосканский архитектор и зодчий Арнольфоди Камбио. Ему храм обязан своим восьмиугольным основанием (в то время возводили в основном «квадратные» соборы). О грандиозном размахе строительства говорит тот факт, что средний неф Дуомо занял всю площадь, ранее занимаемую Санта Репарата!

К сожалению, строительство, начатое в 1296 году, прервалось из-за смерти Ди Камбио. За шесть лет под его руководством был возведен нижний ярус трехнефной базилики и заложена основа будущей колокольни. Возобновляется строительство лишь спустя 30 лет под руководством великого Джотто. Работал мастер не спеша: долгое время разрабатывал строительный план кампанилы (возводится лишь первый ее ярус), создавал подробные эскизы барельефов фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. В 1337 г. Джотто умирает, жизнь во Флоренции останавливается из-за вспышки чумы.

В 15 веке неспешное строительство базилики продолжил Джованни д’Амброджо. Он украшает каждую грань базилики крупными круглыми окнами, но ни ему, ни совместно работающим с ним архитекторам оказалось не под силу сообразить, как возвести купольное перекрытие.

Кампанила - часть комплекса Дуомо во Флоренции

Городскими властями был объявлен конкурс на проект идеального купола. Его участники предлагали совершенно фантастические идеи, но победным оказался проект архитектора с инженерными наклонностями Филиппо Брунелесски.

Он предложил возвести пустотелый купол, в основе которого не предполагалось не единой деревянной опоры. Каркас был выполнен из 24 вертикальных ребер и 16 вспомогательных горизонтальных колец. Над кладкой купола работали сразу восемь групп каменщиков. Искусствоведы подсчитали, что в день им требовалось до 6 тонн материалов. Интерес представляет не только купольное перекрытие, но и вид кладки. Каменщики располагали кирпичи не горизонтально, а с наклоном внутрь. Почти 50 лет потребовалось мастерам на возведение 37-тонного купола Дуомо.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре с близлежащей улицы

25 марта 1436 года базилика была освящена папой Римским Евгением IV. Он поднялся на самую вершину купола и с высоты благословил и Санта-Мария-дель-Фьоре, и Флоренцию. Правда, оригинального фасада, созерцание которого сегодня захватывает дух, тогда не было. К внешней отделке приступили только в 1876 году. Тогда фасад украсили полихромным облицовочным мрамором, цвета которого напоминали палитру итальянского флага. Тогда же арки фасада декорировали фресками и рельефными композициями, связанными с жизнью Богородицы.

Так, над центральным входом можно увидеть барельеф с младенцем Христа на троне с Богородицей. Вокруг него - статуи двенадцати проповедников. Над большим ажурным окном можно рассмотреть медальоны с изображениями известных флорентинцев.

Интерьер Дуомо во Флоренции - что посмотреть

Интерьер флорентийского собора скромный и лаконичный. В Санта-Мария-дель-Фьоре нет огромного количества скульптур и барельефов, но посмотреть все же есть на что:

  • Композиционные готические элементы (пилястры на стенах, арки, галереи);
  • Часы Уччелло. Уникальный для католического собора артефакт, интересный хотя бы тем, что циферблат часов разделен на 24 части, а стрелки движутся в обратном направлении. Последний час суток на этих часах совпадает со временем заката солнца, поэтому это средневековое чудо техники приходится все время подстраивать часовым мастерам. Семь веков ход этих часов «руководил» жизнью флорентинцев: когда они били 24 раза, крестьяне, работающие в поле, завершали работу и спешили к городским воротам; в «час милосердия» начинались встречи горожан, заботившихся о голодающих и страждущих.
  • Мощи святых. Многие мученики христианства покоятся под сводами Санта-Мария-дель-Фьоре. В их числе первый флорентийский епископ - святитель Зиновий. Считается, что он обладал даром воскрешать к жизни мертвых. Согласно житию святого, когда его несли хоронить в собор и гроб случайно задел засохший вяз, то дерево тотчас покрылось листьями. Об этом событии напоминает колонна установленная рядом с баптистерием. Мощи Зиновия хранятся в бронзовой урне под главным алтарем.
  • Многоярусный купол с изображением «Страшного суда». Общая площадь росписи - 3 600 м², что составляет ½ футбольного поля. Фрески располагаются в пять ярусов, причем отражение в них нашли как изображения Иисуса, Богоматери и святых, Старцы Апокалипсиса, так и нарисованные мастера - Вазари и Дзуккари с семейством, заказчик росписи - Козимо I, и даже французский король.
  • Стенописный памятник кондотьеру Джону Хоквуду , возглавлявшему армию Флоренции. Военному таланту наемника Флоренция обязана независимостью. На настоящий памятник городские власти денег не выделили, но заказали у Уччелло фреску, на которой остроумный мастер изобразил так и не созданный конный памятник кондотьеру. Размеры фрески потрясают - 732 × 404 см.

Посещение баптистерия и кампанилы Джотто

Для входа в музей Дуомо, а также посещения смотровых площадок и Баптистерия (там крестили флорентийского поэта Алигьери Данте и других небезызвестных лиц) можно купить единый билет. Стоимость его составляет 10 евро.

Кафедральный собор Флоренции представлен посетителям в хорошем состоянии. И это, в первую очередь, заслуга нескольких поколений. Что касается истории строительства собора, то длиться она более шести веков!

Основа собора была заложена Арнольфо ди Камбио. Произошло это в конце XIII столетия. Однако, скончавшись в 1302 году, ему удалось построить только фасадную стену. Боковые стены были возведены частично. Купол собора являлся символом всей Тосканы. Над проектом работал гениальнейший архитектор той эпохи по имени Филиппо Брунеллески. Что касается отделки фасада, она была завершена лишь в XIX веке и то только за счет материальных пожертвований нашего соотечественника Демидова. Его герб по сей день висит справа от главного входа.

В 1293 году Флорентийской республикой было решено возвести рядом с Баптистерием Сан Джованни новый собор. Возведение началось на месте старого собора, носившего название Санта Репарата. Это имя святой, к которой во Флоренции относились с особым почитанием, ведь именно в ее день стало возможным одержать победу над варварами. Новый собор официально был посвящен Богородице в 1412 году. Он стал носить название Санта Мария дель Фьоре.

Размеры собора были гигантскими. При этом ему была свойственна сказочная нарядность. Все это вкупе должно было стать символом могущества, а также богатства Флоренции. Это была настоящая гордость жителей Флоренции.

Строительством занимался Арнольфо ди Камбио. Он являлся главным архитектором городского Совета. К началу строительства собора он успел прославиться за счет строительства францисканской церкви Санта Кроче. В 1298 году ему было велено спроектировать Палаццо Веккьо.

Фундамент нового кафедрального собора закладывался в день рождества Богородицы в 1296 году. Событие было торжественно отпраздновано. Вплоть до 1302 года Арнольфо работал над строительством собора. В этот период господство получил готический архитектурный стиль, однако Арнольфо задумал базилику, которая отличалась классической роскошью. Он предусмотрел три широкие нефы, которые сходились в высоком алтаре. В этом месте должна была находиться кафедра, имеющая форму трилистника, а уже на нее должен был опираться купол. По проекту Арнольфо диаметр купола характеризовался 45,5 метрами.

Когда архитектор умер, на долгие годы было прекращено строительство собора. Фреска 1342 года, которая находится в музее Бигалло, показывает недостроенное здание собора. В 1349-1359 годах за строительством надзирал Франческо Таленти. Под его руководством было закончено строительство колокольни. Также был спроектирован новый купол: его центральный неф разделялся на четыре квадратных придела. В 1375 году была снесена церковь Санта Репарата. Это своего рода свидетельство того, что Санта Мария дель Фьоре готов стать кафедральным городским собором.

Начало XV века ознаменовано тем, что продолжаются работы по облицовке мрамором внешних стен. Также осуществляется украшение боковых входов. Однако не решенной оставался вопрос с куполом. Первый проект купола был окончен Брунеллески в 1402 году, однако он его держал в секрете. В 1418 году был объявлен конкурс на лучший проект купола. Именно Брунеллески выиграл этот конкурс, а в 1434 году он реализовал свой проект.

Освящен кафедральный собор Флоренции был Папой Евгением IV. Произошло это на флорентийский новый год - 25 марта 1436 года. Со дня закладки собора прошло 140 лет.

Базилика - это место, которое стало свидетелем многочисленных великих событий, касающихся истории города. Например, 2 марта 1439 года было открытие Совета Флоренции, на котором удалось достигнуть временного примирения Ортодоксальной и Католической церквей. В наше время Санта Мария дель Фьоре, оставаясь главным собором города, привлекает многочисленных гостей своей красотой и богатой историей.

Часы работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре:

10 утра - 5 вечера пн, ср, пт

10 утра - 4 вечера чт

10 утра - 4: 45 вечера сб

1.30 дня - 4.45 вечера вс.

Купол: 8.30-6.20 вечера пн-пт, до 5 вечера сб. Склеп 10 утра - 5 вечера пн-ср и пт, до 4 вечера чт, до 4: 45 вечера сб.

Адрес, часы работы, как добраться

  • Duomo Florence
  • Адрес : Piazza del Duomo, Firenze, Италия
  • 123 4567
  • Координаты : 43.773079 , 11.255767
  • http://сайт/crop_t/200/150/images/sights/1860_1.jpg