Кто возвел купол флорентийского собора. Собор санта мария дель фьоре

Купол главного собора Флоренции Санта-Мария дель Фьоре по праву считается наиболее грандиозным произведением в творчестве . По своим размерам в Италии он уступает только куполу собора Святого Петра в Риме. Покрытый красной черепицей, с подчеркнутыми ребрами из белого камня, восьмигранный и двухслойный - купол стал символом Раннего Ренессанса. Несмотря на некоторые готические приемы, примененные при его сооружении, он является новаторским произведением.

Собор появился, когда жители города решили превзойти сосед­ние города – Сиену и Пизу. К концу XIII века Флоренция была самым сильным из этих трех городов как в политике, так и в экономике, но вот старый разваливающийся собор портил все впечатление, поэтому правительство города приказало зодчему Арнольфо ли Камбио «соз­дать проект… настолько великолепный, чтобы его нельзя было превзойти ни технически, ни духовно». Арнольфо принял это к сведению и спроек­тировал большую сводчатую базилику в стиле высокой готики с восьмиугольным основанием. Это было необычное решение, в то время чаще всего строили соборы на основе квадрата. Основание шириной 42 метра требовало огромного купола, который показал бы соборам в Сиене и Пизе подобающее им место! Создание такого купола, конечно, оказалось сложной технической задачей: вообще-то в то время никто не знал, как такое строить, хотя перед глазами был уже созданный небольшой прототип – купол знаменитого восьмигранного романского баптистерия (построенный в 1128-1150 годах).

Неоднократное появление этого памятника в изобразительном искусстве еще больше увеличило его славу, превратив в неотъемлемый признак эпохи. История сооружения купола необычна. Огромный собор Санта-Мария дель Фьоре был заложен в 1296 году. Строительство поручили Арнольфоди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору того времени. Но дерзновенный замысел, исполнение которого, казалось, было под силу процветающей Флоренции, оказался чересчур затратным. Кроме того, оно требовало немыслимых тогда технических возможностей. Сооружение храма затянулось на века, и один из современников Брунеллески даже выражал сомнение в том, что собор вообще когда-либо будет закончен, а не превратится в развалины.

По своей архитектуре собор Санта-Марии прост: это с хорами, в форме латинского креста. Но впечатляют его огромные размеры. В начале XV века он еще неспешно строился под руководством Джованни д’Амброджо. Архитектор смог завершить восьмигранное основание купола, разместив крупные круглые окна на каждой грани. Но дальше проект оказался в тупике по той причине, что было неясно, как справиться с купольным перекрытием такого объема.

В 1404 году Брунеллески вместе с Лоренцо Гиберти был включен в комиссию, которая должна была наблюдать за ходом строительных работ. Вероятно, Филиппо уже с этого времени начинает размышлять о самостоятельном проекте купола, хотя и предоставил первый его эскиз лишь в 1417 году. Рисунок отдали на экспертизу математику Джованни дель Аббако. С учетом его замечаний Брунеллески сделал деревянную модель в масштабе 1:6, которая была одобрена комиссией. Тем не менее в 1418 году был объявлен новый конкурс на проект купола. К участию, из патриотических побуждений, допускались лишь жители Флоренции, равно как и жюри состояло только из представителей местной знати.

Серьезная проблема заключалась в сооружении лесов на такую высоту, поэтому их проект также входил в конкурс. В процессе были высказаны совершенно фантастические идеи: предлагалось насыпать внутри храма холм из земли или возвести башню и обстроить затем каменной кладкой. Брунеллески представил на конкурс новую кирпичную модель в пропорции 1:8, которую он выполнил совместно с Донателло и Нанни ди Банко. В отличие от других макетов, которые демонстрировали купол в разрезе, это был полноценный сферический свод, похожий на небольшую капеллу, в которую можно было входить. В итоге конкурс выиграла именно эта модель, и в 1420 году Брунеллески был назначен главным архитектором.

Строго говоря, проект Филиппо был не совсем самостоятельным и близко соотносился с моделью Арнольфади Камбио, сделанной еще в 1368 году, но не воплощенной, так как было неясно, как ее технически осуществить. Брунеллески выступал в решении этой проблемы скорее как инженер, а не как архитектор. Без его таланта изобретателя возведение купола было бы невозможно. Какой именно была конструкция легких подвесных лесов, предложенная Филиппо, до сих не вполне ясно, но с ее помощью наконец удалось решить строительную задачу.

По непонятным причинам Гиберти был также назначен на должность главного архитектора (вероятно, его продвинула его сильная партия). Нам ничего неизвестно о предшествующей архитектурной деятельности обоих мастеров. Есть подлинные сведения об участии Гиберти в создании скульптурного декора дверей баптистерия. Филиппо же успел прославиться лишь ювелирным мастерством и несложными техническими изобретениями наподобие часов, а также своим путешествием в Рим, где изучал древнюю архитектуру. Несмотря на возможные трудности, в 1296 году строи­тельство собора началось. Оно продолжалось с перерывами более века – сменялись архитекторы, дополнялись планы, возникали споры. От проекта Арнольфо все же почти не отходили, только фасад, который он построил, Франческо Таленти снес и заменил другим, готиче­ским. В 1334 году была пристроена кампанила (колокольня), которую создал знаменитый художник Джотто. В 1418 году неф и апсида были достроены, но проблему купола так никто и не решил. Напротив, все стало только хуже, так как собор и восьмистольное основание увеличили, к нему достроили еще стен, и получился «барабан» высотой почти 55 метров над землей.

Однако маловероятно, что у него действительно не было никакого архитектурного опыта. Сомнительно, чтобы мастер без всяких инженерных навыков был способен принять участие в таком эпохальном конкурсе и победить в нем.

Беспрецедентное по своему масштабу строительство началось в августе 1420 года, что было отмечено церемониальным завтраком. Сохранилась подробная хроника работ с их поэтапным описанием. Сотрудничество Брунеллески и Гиберти складывалось сложно, точнее, оно только лишь задерживало процесс из-за постоянных несогласий архитекторов. В итоге Филиппо решился, как пишут его биографы, на небольшую хитрость.

Сославшись на болезнь, он устранился от работы, но после быстрого выздоровления так раскритиковал самостоятельную деятельность Гиберти, что тот был со скандалом уволен. Помимо этого строительство задерживалось из-за исторических событий, среди них была война Флоренции с Луккой (1429-1430), а также внутренние переделы власти, в результате которых в республике установилась диктатура Козимо Медичи Старшего, владельца крупнейшего банкирского дома. Но возведение купола все это время не останавливалось.

Новшество Филиппо Брунеллески было в том, что он предложил построить двухслойный, пустотелый купол с мощным каркасом из восьми основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, без применения громоздких строительных лесов. Внутренняя оболочка несла основную конструктивную нагрузку и представляла собой мощный каркас из арматур, или «цепей», которые были включены в кладку. Внешняя оболочка была более легкой, держала динамику формы и выполняла декоративную роль. Такая конструкция значительно сокращала количество строительных материалов, которые было необходимо поднять на высоту около 100 метров. Но даже при этом их вес составил 9000 тонн.

По подсчетам искусствоведа Санпаолези, иногда в день приходилось поднимать около шести тонн материалов. Механизмы Филиппо были устроены так, что шестеренки можно было переключать на подъемный или спусковой режим без выпряжки волов, как это было до того, что значительно ускорило строительный процесс. Деревянные лекала для сохранения единого угла наклона граней купола передвигались вверх по мере роста кладки. Противолежащие ребра соединялись свободно висящим шнуром, к которому крепился груз на веревке. Это устройство держало центровку купола и его вертикальную ось.

Форма купола напрямую зависела от конструкции основания. Строго говоря, это не купол, так как он должен был быть полностью сферической конструкцией. Перед нами восьмилотковый сомкнутый свод, возведенный над равносторонним октагоном. Сам по себе октагон - древняя римская и ранневизантийская архитектурная форма, но в прежние времена его перекрытие чаще всего было деревянным. Только в эпоху Возрождения центрические храмы получили особое значение, отражая идеальные представления о Боге (совершенная форма бесконечности).

Конструктивная тайна купола Санта-Марии дель Фьоре неясна до сих пор. Брунеллески нашел устойчивый для такого объема изгиб ребер - их дуга выдерживает угол в 60 градусов и обладает особой прочностью. По сути, каменные ребра являются готической нервюрной системой. Еще одна техническая находка заключалась в обращении к забытому виду римской кладки: кирпичи располагались не горизонтально, а с наклоном внутрь, что давало совсем иную нагрузку на основание и ослабляло внутренний распор.

Также была использована система кладки «в елочку», то есть чередование уложенных вертикально и горизонтально кирпичей. Подобный прием освобождал от необходимости использования кружал. При этом уровень по каждой из восьми граней выдерживался единым, своды росли равномерно за счет работы сразу восьми групп каменщиков. Таким образом, равновесие между давлением на каждую из граней не нарушалось. В 1428 году купол был поднят уже на треть. В 1429 году часть кладки дала трещины, что Брунеллески списал на ошибки при возведении собора. Архитектор предложил возвести дополнительные боковые капеллы в качестве контрфорсов. За неимением средств вместо них временно установили внутренние железные тяги. К 1434 году строительство было завершено.

Официальная церемония окончания работ состоялась 25 марта 1436 года при участии папы Евгения IV, который за два года до этого был вынужден бежать во Флоренцию из Рима. Еще в 1435 году в знак своего благословения он отправил в собор дар - золотую розу. Вскоре после этого был отмечен праздник «последнего камня», особенно эффектный и торжественный: епископ Беноццо Федериго поднялся на самую вершину законченного купола и оттуда, с невероятной высоты, благословил весь храм и город.

Если есть у Флоренции символ, то это Дуомо – граненый купол собора Санта-Марня-дель-Фьоре потря­сающей красоты. Он высится над терракотовыми крышами города и над залами собора, украшенны­ми чудным ярким мрамором – красным, белым и зеленым.

Оба автора проекта были скульп­торами, но они предложили технически новую схему, где обычные строительные подмостки и леса были не нужны (а они все равно бы не помогли, при таком-то широком про­странстве), вместо этого купол строился в виде нескольких концентрических кругов с опорой друг на друга.

Брунеллески раньше бывал в Риме, учился там и испытывал влияние тех архитектурных приемов, которые можно разглядеть в древнеримских руи­нах, в том числе – в . Он захо­тел сделать остроконечный купол в готическом стиле, а не круглый, как в Пантеоне и в первоначальном проекте. У купола было несколько главных и второстепенных ребер, заполненных кирпичной кладкой «в елочку», а также внешняя и внутренняя стенки (между которыми были ступеньки, туда и сейчас в принципе можно залезть) – таким образом, купол облегчили, как только смогли. Ребра уходили вверх, к круглому отверстию в самой вершине. Позже отверстие было закрыто лантерной, последней работой Брунеллески, уже после его смерти в 1461 году.

Флоренция - Собор Санта-Мария-дель-Фьоре March 28th, 2012


Санта-Мария-дель-Фьоре - кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто.

Необыкновенно изящный и одновременно грандиозный собор (длина его составляет 153, а ширина - 90 метров) стал своеобразным рубежом, отделившим архитектурные традиции средневековья от принципов строительства эпохи Возрождения.


1. Собор настолько огромный, что его оказалось проблематично сфотографировать целиком, несмотря на широкоугольный объектив.

Его воздвигли на месте старого кафедрального собора Санта-Репарата, который к концу XIII столетия, согласно документам того времени, начал обрушаться, насчитывая девять веков своего существования. Тем более храм стал мал для города в период быстрого роста населения.

Также процветающая Флоренция должна была превзойти в величии кафедральные соборы своих тосканских соперников - Сиену и Пизу, храмом большим в размере и богаче украшенным. В результате Санте-Мария-дель-Фьоре стал на момент завершения постройки в 1434 г. самым большим во всей Европе.

Колокольня, не влезшая в кадр справа - т.н. кампанила Джотто - на нее мы поднимемся в следующей части.

Решение о строительстве собора было принято в 1289 г. Задание построить на месте Санта-Репараты более величественную церковь получил от гильдии искусств зодчий Арнольфо ди Камбио.

2. Что же, достанем телевик и взглянем поближе - здесь есть, на что посмотреть!

3. Строился собор около шести веков под руководством, как минимум, шести архитекторов. Легат папы Бонифация VIII, кардинал Пьетро Валериано Дурагуерра, будучи первым папским легатом, посланным во Флоренцию, заложил первый камень в основание здания 9 сентября 1296 года в присутствии многочисленных священнослужителей, городских чиновников и большого количества горожан.

4. Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство стен. Он спроектировал три широких нефа, оканчивающихся под куполом восьмиугольной формы, причём средний неф был расположен на месте старой Санта Репарата. После смерти зодчего в 1302 г. строительство собора приостановилось на тридцать лет.

В 1331 г. гильдия торговцев шерстью (итал. Arte della Lana) взяла на себя попечение над строительством и назначила на пост главного архитектора Джотто, который вместо продолжения строительства собора начал в 1334 г. строительство кампанилы (колокольни). Когда Джотто умер в 1337 г., был возведён лишь первый её ярус. В 1348 г. работы были прекращены в связи с чумой.

5. С 1349 г. работы возобновились под руководством ряда архитекторов, начиная с Франческо Таленти, который закончил кампанилу и расширил площадь строительства, апсиду и трансепта. В 1359 г. пост Таленти занял Джованни ди Лапо Гини, разделивший главный неф арками на четыре квадратных участка.

Другие архитекторы, участвовавшие в строительстве: Альберто Арнольди, Джованни д’Амброджо, Нери ди Фьораванте и Орканья. К 1375 г. старая церковь Санта-Репарата была снесена, к 1380 г. был окончен неф, а к 1418 г. оставалось только закончить купол.

6. К 1380 г. стены здания были, наконец, возведены, но возникли проблемы со строительством купола. Возник перерыв в строительстве на 40 лет. Затем был построен купол Брунеллески.

Собор был освящён в 1436 г., но фасад был недостроен. Франческо Медичи приказал разобрать фасад и построить его заново. Лишь в XIX в. было решено достроить собор. В 1887 г. появился существующий ныне фасад. Его автор - Эмилио де Фабрис.

Карл V, последний человек, формально провозглашенный римским императором, сказал по этому поводу следующее: "…такую драгоценность следует хранить под колпаком и доставать оттуда исключительно по большим праздникам".

Наиболее известной частью баптистерия являются восточные ворота (1425-1452 годы). Они разделены на 10 золочёных панелей без рам и представляют библейские истории. Это творение Гиберти было высоко оценено Микеланджело (через 50 лет после создания) и названо им "Вратами рая". В настоящее время панели "Врат рая"» заменены на копии, а оригиналы находятся в музее Дуомо.

8. Ну что же, заходим внутрь. Собор действительно огромный: по проекту в нем могут размещаться до 30 000 человек - население небольшого города!

9. В интерьере собора выделяются необычные часы, созданные Уччелло в 1443 г. и идущие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления.

10. Изящные подсвечники. За 2 евро можно зажечь обычную икеевскую свечу, что мы и сделали.

11. К сожалению, я был без штатива, так что все фотографии сделаны с рук.

12. Вид на алтарь.

13. Чуть ближе.

14. А потом мы подняли головы, чтобы посмотреть купол - и просто замерли от увиденной красоты...

15. Центральная часть купола.

16. Краски яркие и насыщенные, все выполнено в мельчайший деталях.

17. Если присмотреться, то можно заметить вентиляционные отверстия в своде.

18. И другая сторона купола.

19. Разноцветные витражи. Раз.

20. Два...

21. И три.

22. Еще раз взглянем на главный неф - и поднимемся на колокольню, про которую будет рассказ в следующей части!

Точки съемки

В 1418 году правительство Флоренции было вынуждено посмотреть правде в глаза. Пришла пора решать проблему, которая назревала уже не один десяток лет: на месте купола Дуомо – кафедрального собора – зияла огромная дыра. Год за годом потоки ливней и лучи солнца заливали главный алтарь – точнее, пустоту на его месте. Строительство храма было начато в 1296 году, чтобы продемонстрировать величие Флоренции – одной из экономических и культурных столиц Европы, чью казну озолотили банкиры и купцы, торговавшие шерстью и шелком. Купол собора должен был стать самым большим в мире. Прошли десятки лет, но никто так и не смог придумать, как воплотить дерзкую мечту. Мало того что диаметр купола должен был составить почти 45 метров – работы предстояло вести на 55-метровой высоте. Но и это еще не все. С самого начала решено было отказаться от контрфорсов, аркбутанов и готических стрельчатых арок – в ту пору готика была в почете у соперников, в северных городах, среди которых был заклятый враг Флоренции – Милан. А как обойтись без испытанных приемов и элементов? Смогут ли стены собора выдержать купол весом в десятки тысяч тонн без каких-либо дополнительных опор? Хватит ли в Тоскане древесины, чтобы выстроить специальные леса – кружала – и опалубку, по которой выполнялась бы кладка? Вопросов было много, но все они оставались без ответа.

Загадочный план Брунеллески не давал покоя отцам города – быть может, потому, что они уже начинали догадываться: этот «невежда и болтун» – настоящий гений.
И вот в 1418 году обеспокоенные отцы города объявили конкурс на проект идеального купола. Победителя ждала щедрая награда: 200 золотых флоринов и вечная слава в придачу. С самого начала проект был замешан на таком количестве сомнений, страхов, творческих тайн и патриотических порывов, что очень скоро его окутала завеса легенд. История строительства купола превратилась в притчу о находчивых флорентийцах, ставшую центральным мифом о сотворении итальянского Ренессанса. Если верить летописцам, один из участников конкурса предложил подпереть купол огромной колонной в центре храма. Другой умелец вознамерился соорудить купол из «губчатого камня» (по всей видимости, пористой вулканической породы), чтобы уменьшить его давление на стены. Героем одной из ранних легенд стал некий выдумщик, который деревянные кружала замыслил заменить на земляную насыпь. Если подмешать в землю монет, утверждал он, можно сэкономить на демонтажных работах – как только купол будет завершен, жадные до денег горожане в два счета счистят земляной каркас. Доподлинно известно одно: в конкурсе участвовал низкорослый, невзрачный, запальчивый ювелир по имени Филиппо Брунеллески. Этот чудак взялся выстроить целых два купола, спрятав один внутри другого. Более того, он утверждал, что сможет обойтись без замысловатой и весьма дорогостоящей конструкции – лесов. Правда, Филиппо наотрез отказался объяснить, как ему удастся это сделать, опасаясь, что кто-то из соперников украдет его идеи. Упрямство Брунеллески обернулось распрями с попечителями собора. Дважды его призывали утихомириться и в конце концов изгнали с собрания силой, объявив «невеждой и болтуном». Однако загадочный план Брунеллески не давал покоя отцам города – быть может, потому, что они уже начинали догадываться: этот «невежда и болтун» – настоящий гений. В детстве, подмастерьем в ювелирном цеху, он овладел искусством рисунка и живописи, резьбы по дереву, литья из серебра и бронзы, каменной кладки, чернения и эмали. Впоследствии он изучал оптику и целыми днями возился с колесиками, шестеренками, гирями и ходовыми механизмами. Тогда же он смастерил несколько хитроумных часов. Знание механики пригодилось Брунеллески – именно он в одиночку разработал законы линейной перспективы. Поистине вся жизнь Брунеллески исподволь вела его к этому куполу. Пройдя долгий путь от смышленого подмастерья до искусного мастера, он взялся за непосильную для многих задачу: выстроить купол непревзойденной красоты, величия и мощи – под стать славному городу. На протяжении следующего, 1419, года попечители собора встречались с Брунеллески несколько раз, выведывая все новые детали его плана. Мало-помалу они начали осознавать, насколько блестящей (и рискованной!) была его затея. Купол Брунеллески должен был состоять из двух концентрических оболочек: внутреннюю, видимую изнутри собора, покрывала внешняя, более широкая и высокая. Чтобы справиться с распором – давлением, действующим на купол в горизонтальном направлении под влиянием его веса, отчего он мог дать трещину или обрушиться, – Брунеллески придумал скрепить стены натяжными кольцами из камня, железа и древесины, вроде обручей на бочке. Первые 17 метров купола он собирался возвести из камня, а затем использовать другие, более легкие материалы – пористую вулканическую породу или кирпич. Кроме того, он клятвенно обещал попечителям собора, что не будет строить традиционные леса с опорой на землю. Это сулило огромную экономию древесины и рабочей силы – по крайней мере при возведении первого 21 метра – и потому пришлось всем по душе. В 1420 году попечители собора согласились сделать Филиппо Брунеллески руководителем строительных работ. При этом они поставили одно условие. Убежденные в том, что конкуренция гарантирует качество работы, купцы и банкиры назначили второго руководителя. Им стал Лоренцо Гиберти, как и сам Брунеллески, золотых дел мастер. История их соперничества началась еще в 1401 году, когда они боролись за другой вожделенный заказ – новые бронзовые двери для флорентийского баптистерия. В тот раз победителем вышел Гиберти. (Много позже Микеланджело с восхищением назовет его двери «Вратами Рая».) К началу строительства купола Гиберти был самым прославленным мастером во Флоренции и пользовался покровительством влиятельных вельмож. И вот Брунеллески, чей проект купола был безоговорочно принят попечителями, был вынужден работать бок о бок со своим невыносимо удачливым соперником. Впоследствии эта «дальновидная» мера аукнется закулисными интригами и кознями с обеих сторон. В такой отнюдь не благостной обстановке и началось возведение «Куполоне» («куполища», или Большого купола). Это была колоссальная стройка, вокруг которой в течение последующих 16 лет вращалась жизнь всего города. Купол стал главной точкой отсчета в местной системе координат. Предсказывая какое-нибудь событие или давая обещание, горожане ставили предельный срок: «когда достроят купол». Его округлый силуэт, столь непохожий на готические изломы, поднимался высоко над городом. Так свободная Флорентийская республика бросала вызов тирании Милана. Так зарождающийся Ренессанс освобождался от пут Средневековья. Первым делом предстояло решить чисто техническую проблему. Ни одно из известных в ту пору устройств не могло поднимать и перемещать неимоверно тяжелые строительные материалы так высоко над землей. Тут Брунеллески превзошел сам себя. Он изобрел трехскоростную лебедку со сложной системой шестеренок, шкивов, винтов и карданных валов, приводимую в движение парой быков, которые вращали деревянный рычаг. Груз поднимался на особо прочном канате длиной 183 метра и весом почти полтонны, изготовленном по заказу Брунеллески на судоверфях в Пизе. Революционной технологией стала система переключения привода, с помощью которой можно было переходить от подъема к спуску, не разворачивая быков. Подъемные механизмы Брунеллески настолько опередили свое время, что им не было равных до самой Промышленной революции, хотя они неизменно приводили в восторг все новые поколения художников и изобретателей. Среди пламенных поклонников был и Леонардо из Винчи – тосканского городка неподалеку от Флоренции, чьи записные книжки раскрывают нам секреты хитроумных устройств. Вооружившись всем необходимым, Брунеллески полностью сосредоточился на самом куполе, проект которого был исполнен с множеством поразительных технических инноваций. Пустотелый купол из двух оболочек получился гораздо более легким и высоким, чем если бы он был цельным внутри. Чем дальше продвигались работы, тем больше времени проводил Филиппо Брунеллески на месте строительства. Под его бдительным надзором изготовлялись кирпичи разных размеров и шли поставки отборного камня и мрамора с каменоломен. Он был предводителем целой армии каменотесов и каменщиков, плотников, кузнецов и других мастеров. Как повествует один из биографов Брунеллески, когда строителей ставила в тупик какая-нибудь мудреная деталь, он лепил макет из воска или глины или вырезал его из репы, чтобы лучше объяснить свою задумку. С особой заботой Брунеллески относился к рабочим. Он даже приказал разбавлять им вино водой, чтобы мастера не теряли концентрации на верху купола (правда, это нововведение вызвало всеобщее недовольство, и вскоре его пришлось отменить). Другая новация была принята более благосклонно: к подвесным платформам пристроили парапеты, чтобы рабочие не падали. Вдобавок Филиппо Брунеллески приходилось отражать атаки высокопоставленных противников во главе с коварным Лоренцо Гиберти. С самого начала Брунеллески был идейным вдохновителем и движущей силой проекта, но платили им с Гиберти одинаково – по 36 флоринов в год. В биографиях Брунеллески рассказывается анекдотическая история о том, как он в конце концов перехитрил Гиберти. Летом 1423 года, когда купол вот-вот должны были опоясать деревянным кольцом, Брунеллески внезапно слег в постель, жалуясь на сильные боли в боку. Озадаченные плотники и каменщики стали спрашивать, как им закрепить огромные деревянные балки – составные части кольца, и тогда Брунеллески препоручил эту ответственную задачу своему сопернику. Не успел Гиберти установить несколько балок, как на место строительства явился чудесным образом исцелившийся Брунеллески и заявил: работа Гиберти столь некомпетентна, что все придется переделывать заново. Переустановкой балок Брунеллески руководил лично, беспрестанно выговаривая попечителям собора, что его напарник незаслуженно получает жалованье. Трюк удался: в записях за конец того года Брунеллески уже фигурирует как единственный «изобретатель и строитель купола», и впоследствии его жалованье возросло до 100 флоринов в год, а Гиберти остался при своих 36. Но Брунеллески рано праздновал победу. Около 1426 года помощник Гиберти, архитектор Джованни да Прато, прислал попечителям собора внушительного размера пергамент. Джованни утверждал, что архитектор, «исполненный невежества и тщеславия», отступил от первоначального плана купола, тем самым «нанеся ему вред и поставив под угрозу обрушения». Не успокоившись на этом, Джованни облек критику против Брунеллески в форму сонета. В нем Филиппо величался «бездонным кладезем невежества во тьме» и «жалким, слабоумным диким зверем», чьи идеи были обречены на провал. Если же они когда-нибудь осуществятся, Джованни опрометчиво поклялся добровольно расстаться с жизнью. В ответ Брунеллески разразился ядовитым сонетом, в котором призывал Джованни, пока не поздно, уничтожить свои вирши: Не то оборотишься ты в шута, В тот миг, как в танце все начнет кружиться, И воссияет солнцем красота, Которую считал ты небылицей. В конце концов Брунеллески и его команда все-таки станцевали победный танец – хотя прежде им пришлось пережить еще несколько лет борьбы и сомнений. В 1429 году в восточном конце главного нефа собора возле купола появились трещины, так что пришлось укреплять стены железными стяжками. В 1434-м Брунеллески угодил за решетку за чистую формальность – неуплату взносов ремесленным цехам (не исключено, что тут не обошлось без происков Гиберти). Но вскоре он вновь вышел на свободу, и купол продолжал расти, каждый месяц становясь на 30 сантиметров выше. 25 марта 1436 года, в праздник Благовещения, папа Евгений IV в сопровождении кардиналов и епископов освятил завершенный собор под звон колоколов и радостные крики гордых флорентийцев. А еще через десять лет со всеми подобающими почестями был заложен спроектированный Брунеллески фонарь – декоративная мраморная конструкция, увенчавшая его творение. Вскоре, 15 апреля 1446 года, Филиппо Брунеллески скончался, по всей вероятности, от какой-то внезапной болезни. Создателя Куполоне похоронили в крипте собора, установив на стене мемориальную плиту, прославляющую его «божественное разумение». Это было свидетельством небывалого почета: очень немногие удостаивались чести быть погребенными в крипте – достаточно сказать, что в число избранных входил святой Зиновий, покровитель Флоренции. В глазах людей того времени архитекторы были простыми ремесленниками. Гениальный дар Филиппо Брунеллески, помноженный на недюжинное упорство и организаторский талант, поставили истинное искусство на одну ступень с божественным творением. Художник стал достойным вечной славы в окружении святых – это было одним из главных открытий Возрождения. В сущности, Брунеллески подготовил почву для культурных и социальных переворотов, которые несла с собой эпоха Ренессанса. Он сам воплощал идеал универсализма, в нем сочетались вдохновение и трезвый, аналитический ум, он работал, дерзко преобразуя мир, ставя наследие прошлых эпох на службу новому времени. Собор стал колыбелью Ренессанса и его испытательным полигоном. Каким-то непостижимым образом Брунеллески сумел облечь свободу в камень – но и в камне она устремляется вверх, воплощая высочайшие порывы человеческого духа.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре — наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Вход на купол платный, так же как и на колокольню. Все это входит в универсальный билет, об этом я уже писал. Если так получится что вам придется выбирать между куполом и колокольней, то я бы выбрал купол, потому что вы сможете ближе рассмотреть фрески которыми расписан купол Брунеллески.

1.

Первым делом я отправился на колокольню. Подниматься надо пешком, всего три уровня и с каждого уровня вид все лучше и лучше.

2.

3.

Подьем очень узкий и крутой, поэтому иногда возникают сложности как разойтись с другими туристами.

4.

5.

6.

Колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре носит название одного из создателей — Джотто. Авторами кампанилы были три мастера: Джотто, сделавший общий проект и закончивший первый ярус, Андреа Пизано, в 1340-х годах поставивший следующий ярус с высокими окнами-бифоре, и, наконец, Франческо Таленти, достроивший кампанилу и облицовавший её тремя типами мрамора. Скульптурное убранство кампанилы - самое важное произведение Итальянского треченто, демонстрирующее изысканное смешение монументальности и готической трепетности.

7.

Многие туристы не могут пройти мимо и не оставить после себя что-нибудь. Не знаю что им дает эти надписи на стенах, но их очень много.

8.

9.

Где еще туристы могут посмотреть на других туристов на куполе Брунеллески, конечно только с колокольни .

10.

11.

12.

Колокольня облицована тремя типами мрамора: белый мрамор был привезён из Каррары, красный - из Монсуммано-Терме и Сиены, а зелёный - из Прато. Таленти не стал ставить шпиль на её вершине, что было в планах Джотто: из-за этого проектная высота башни была снижена с 122 метров до 84.7 метров. С вершины башни открывается захватывающая панорама на всю Флоренцию и окружающие её холмы. Чтобы подняться на колокольню, нужно преодолеть 414 ступеней, так что будьте готовы.

13.

14.

15.

Некоторым итальянцем повезло с квартирой и у них есть веранда на крыше, на которой можно здорово позавтракать, наслаждаясь видом на Флоренцию.

16.

17.

18.

Купол имеет диаметр 45,5 метров, высоту - 42 м, вес - приблизительно 40000 тонн, 4 млн. кирпичей в конструкции!

19.

20.

Лучший способ полюбоваться куполом, подняться на 463 ступени (лифта нет). Тропа идет внутри купола и позволяет вам видеть красивые фрески Джорджо Вазари. К сожалению, он не успел закончить работу. После его смерти она была завершена Федерико Зуккари, его учеником, в 1579 году. Фрески реставрированы полностью в 1996 году. Продолжая подниматься, вы попадете на специальную площадку на вершине купола Санта Мария дель Фьоре. Вид на Флоренцию отсюда удивительный.

21.

22.

Кроме фресок обратите внимание и на витражи.

23.

24.

25.

Обратите внимание на фрески купола. Это цикл фресок Джорджо Вазари на тему «Страшного суда». В 1572 г. Козимо I Медичи заказал Вазари роспись купола. Теологическую программу фрески составил Vincenzo Borghini. Фигуры сгруппированы в пять рядов, по восемь секторов в каждом. Вверху вокруг фонаря изображены 24 старца (8 хорошо видны, остальные выглядывают из-за спины передних) и 4 животных из Апокалипсиса, окруживших Престол; ниже ангелы с орудиями Страстей Господних; святые и искупленные; олицетворение даров Святого Духа; ад. В восточной части изображен Христос с Богородицей и Крестителем, под ними — теологические добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), аллегорические фигуры Времени и Триумфа церкви.

26.

27.

Подьем на сам купол иногда очень экстремальный.

28.

29.

К сожалению состояние купола Брунеллески далеко от идеального. Поэтому спешите посмотреть на это чудо, пока не началась крупная реставрация.

30.

31.

32.

И уже на выходе все могут увидеть те изобретения, которые Брунеллески разработал во время работы над куполом.

33.


Собор Санта Мария дель Фьоре - поистине популярнейшее здание во Флоренции. Храм раскинулся в историческом центре, поражая своим величием, красотой, изяществом и специалистов, и просто любителей зодчества. После римского собора Святого Петра Санта Мария дель Фьоре - самое грандиозное религиозное сооружение в Италии.

При осмотре внимание обращается, прежде всего, на громадный купол красноватого оттенка. Его спроектировал знаменитый Брунеллески, архитектор-новатор и дилетант, не имевший профильного образования, специальностью которого было ювелирное дело. Это немудрено, ведь в 1-ой половине XV столетия термина «архитектор» банально не существовало. Авторами всевозможных архитектурных строений ставали художники, скульпторы или ювелиры.

Купол Санта Мария дель Фьоре - крупнейшее произведение Брунеллески во Флоренции. К слову сказать, средневековая Европа не славилась мастерами, умевшими возводить огромные купола. Эта технология умерла вместе с зодчими древнего Рима. Именно поэтому шедевр Брунеллески просто не мог остаться незамеченным.

История создания

В конце XII века Флоренция значительно разбогатела за счет торговцев шерстью и банкиров, и находящаяся в ней небольшая церковь уже не соответствовала культовому статусу города. Именно поэтому самыми влиятельными городскими купцами было решено построить новый собор и посвятить его Богородице. В честь имени самой Флоренции, что обозначает «цветущая», храму решено было дать имя «Собор святой Марии с цветком».

Фундамент храма был заложен в 1296 году. Существующий проект здания оказался достаточно дорогим, а строительство - долгим, однако богатые представители торговых гильдий и городские власти рискнули взять на себя все материальные расходы. Возведением собора поручено было заняться Арнольфо ди Камбио, на тот момент популярному зодчему, работавшему над церковью Санта Кроче и легендарным Палаццо Веккьо. Трудясь над храмом, он внес определенные архитектурные новшества, используя при постройке элементы готики и норманнской архитектуры.

Изначально были воздвигнуты центральный и боковые нефы, а также 8-угольный барабан на востоке собора. Однако уже в 1302 году архитектор скончался, что приостановило строительство на срок около 30 лет. Лишь в 1334 году, когда на его должность был назначен знаменитый художник Флоренции Джотто ди Бондоне, работы над Санта Мария дель Фьоре возобновились. Сосредоточив свои усилия на колокольне, он так и не смог завершить ее строительство, так как умер в 1337 году. Его завершил уже другой архитектор Франческо Таленти, когда в 1355 году был поставлен на руководящую должность по строительству собора.

Таким образом, почти спустя столетие после начала сооружения не построен был только куполовидный свод Санта Мария дель Фьоре. Из-за постоянной смены мастеров всплыли ошибки в расчетах, и городские власти уже отказывались выделять деньги для строительства лесов и подмостков для работников.

Конкурс 1418 года

Так повелось, что Санта Мария дель Фьоре считается , так и республики. А громадный купол (по замыслу - самый высокий в Италии), украшавший собор должен был напоминать о величии процветающего города. Именно поэтому городские власти, торговые гильдии и другие цеховые организации выделяли много средств для завершения возведения храма и его декорирования.

Сооружение купола собора стало самым знаменательным событием во Флоренции на протяжении XV века. В 1418 был объявлен конкурс на проект купола. Учитывая отношение местной власти к собору, жюри состояло лишь из граждан Флоренции. Некоторые поступающие предложения больше походили на фантастику. Однако, в конце концов, лучшими были признаны новаторские модели Гиберти и Брунеллески, причем последний предложил доселе неведомый способ кладки кирпича без использования лесов. В этом тандеме гениальный Брунеллески выступал конструктором-инженером, а Гиберти - художником-декоратором. Приступив к работе в 1420, великий зодчий Флоренции успешно реализовал проект уже в 1434.

Талантливый мастер невероятно точно просчитал все параметры 8-гранного башенного строения и вытянутого шпиля. Кроме этого, он смог воплотить в жизнь целый ряд приспособлений, позволяющих поднимать целиком на большую высоту купольные секции. Для того чтобы конструкция была больше стабилизирована, итальянский инженер установил там 6 горизонтальных колец и 24 вертикальных ребра жесткости, которые удерживали общий вес в 37 000 тонн.

Свод Санта Мария дель Фьоре в виде 8-гранного двухслойного купола, воздвигнутый без арматуры, покрытый черепицей темно-красного оттенка, обвитый белыми ребрами и увенчанный мраморным снежно - белым фонарем, стал истинным символом Флоренции. Купол Филиппо Брунеллески по праву может считаться первым большим достижением инженерии в эпоху раннего Ренессанса. Кропотливо продуманная система связей обеспечила ему прочность и устойчивость. Величественный свод и по сегодняшний день возвышается над Флоренцией.

Интерьер и архитектура собора

Фасад Санта Мария дель Фьоре производит не меньшее впечатление, чем ее купол. Он выполнен при помощи специальных мраморных плит, на которых нанесены многообразные скульптурные композиции. В дополнение к фасаду выстроена прямоугольная колокольня, декорированная большим количеством ниш, заполненных статуями, а также медальонами-шестигранниками с изображением библейских сюжетов.

Внутреннее же убранство Санта Мария дель Фьоре, наоборот, соответствует лаконичному духу католической святыни. Проповедовавший тогда доминиканский священник Джироламо Савонарола отличался строгостью взглядов, что отразилось и на интерьере строящегося собора. Своды здесь украшены фресками, изображающих граждан Флоренции, которые оказали значимое влияние на жизнь страны, церкви, города. Это Данте Алигьери, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и другие.

Витражи именитого собора заслуживают отдельного внимания. Здесь представлены 44 картины из стекла, украшающие собой арки нефов. Каждая посвящается деяниям святых Ветхого и Нового Заветов Библии. Полукруглые витражи, виднеющиеся в барабане купола, повествуют о жизненном пути Богоматери и Иисуса Христа. Сам же обширный свод был расписан в XVI веке великими художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Картина посвящена Страшному суду, где снизу изображен Антихрист и жители Ада, а последующие кольца, уходящие вверх, отведены святым, ангелам, Богоматери и Христу. Пол собора, над созданием которого в начале 16 века работало сразу несколько знаменитых мастеров, выложен из мрамора.

Ныне Санта Мария дель Фьоре - одно из 5 самых величественных и грандиозных культовых сооружений мира длиной больше полутора сот метров и практически стометровой шириной. Единовременно собор может принять порядка 30 000 человек. Также при храме есть музей, отличная смотровая площадка, зал, сохранивший остатки древней церкви.

Информация для посещения

Собор находится по адресу: Соборная площадь, дом № 17. Добраться сюда не составит проблемы, ведь он расположен в центре Флоренции, являясь самой именитой городской достопримечательностью. Для проезда подойдут автобусы, едущие к Piazza del Duomo.

Не стоит удивляться очереди у главного входа, ведь здесь ежегодно бывает огромное количество туристов. Тем не менее плату за посещение собора не взимают.

Билет на посещение баптистерия, музея и смотровой площадки (колокольня + купол) составляет 10 евро. Он действует в продолжение шести дней после приобретения и сутки после первого использования.