Как думать и видеть мир как леонардо да винчи. Психологические идеи леонардо да винчи Интеллектуальное бесстрашие уведет вас далеко

1 017

Леонардо да Винчи родился в 1452 году в тосканской деревне Винчи. Он был плодотворным создателем и стремился решать проблемы во многих сферах жизни.

Леонардо родился вне брака в бедной семье и никогда не получал никакого формального образования. Он обучился на дому чтению, письму, латыни, геометрии и математике.

Помимо искусства, которым он известен больше всего, его ум бродил по искусству, науке, технике и гуманитарным наукам.

Некоторые ученые считают, что Да Винчи - первый человек, который таким образом объединяет междисциплинарные знания и до сих пор преуспевает.

В конце 2017 года картина Сальватор Мунди, написанная Леонардо да Винчи, была продана на Christie’s за 450,3 миллиона долларов, что является самой высокой ценой среди всех произведений искусства, проданных с аукциона.

Гибкое мышление Леонардо

Леонардо да Винчи поддерживал страстное любопытство на протяжении всей жизни.

Однажды он сказал: «Самое благородное удовольствие - это радость понимания».

Он просто хотел знать. В своей книге «Леонардо да Винчи: биография» Уолтера Айзексона говорится, что да Винчи «больше интересовался поиском знаний, чем их публикацией».

Он хотел накапливать знания ради себя и ради своей личной радости, а не из-за стремления сделать публичное имя для себя как ученого или быть частью прогресса истории.

Он был мыслителем и создателем. Его разум весело бродил по искусству, науке, технике и гуманитарным наукам.

Более 7000 страниц тетрадей Леонардо все еще существуют. Его гениальность происходила от того, что он был дико изобретательным, необычайно любопытным и наблюдательным.

Его новизна была продуктом его собственной воли и усилий, что делает его историю вдохновляющей для нас, а также более подражающей.

Работы Да Винчи проложили путь для художников, ученых и философов. У большинства людей, которыми мы восхищаемся, часто есть дар гибкого ума. Сегодня, как никогда, мы должны принять гибкое мышление.

В стабильном мире, свободном от изменений, мы можем решать проблемы, применяя те же старые методы, принципы и правила. Но век беспрецедентных технологических изменений постоянно заставляет нас искать новые решения.

Сдаетесь ли вы, столкнувшись с проблемой, с которой не сталкивались раньше, или движимы решимостью достичь?

Насколько сильно вы стремитесь достичь этого «света» в конце туннеля?

Решение проблем и получение лучших результатов требует сочетания аналитического и эластичного мышления.

В правильном сочетании с другими чертами гибкое мышление является решающим фактором общего благополучия.

«Стремление к новизне - это одна из черт, которая делает вас здоровыми и счастливыми и способствует росту личности с возрастом»

— психиатр К. Роберт Клонинджер

«Разум, который может найти связи между, казалось бы, не связанными, может получить доступ к своей обширной сети идей и впечатлений и обнаружить даже слабые связи, которые затем могут быть усилены, чтобы распознать более широкое значение, если такое значение существует.»

Ненасытно любопытный подход Леонардо Да Винчи к жизни

«Будь любопытным, а не осуждающим»

— Уолт Уитмен

Леонардо да Винчи был безумно любопытен в самом начале своей карьеры. Он был ненасытным учеником. Любопытство ко всему и любопытство только ради любопытства, а не просто потому, что это полезно, является определяющей чертой Леонардо.

Он изучил все, что мог видеть и наблюдать: поток воды, то, как дым поднимается в воздух, как дятел использует свой язык.

У Леонардо были идеи, которые опережали его время. Его наблюдение и вера в то, что «все соединяется», легли в основу большинства его работ. Установление связи между внешне неважными вещами, возможно, является одним из самых важных навыков творческого мышления, которые вы когда-либо могли освоить.

Он не особо различал предметы, потому что полагал, что все они взаимосвязаны. По его собственным словам:

«Я бродил по сельской местности в поисках ответов на вещи, которые я не понимал. Почему на вершинах гор существовали раковины вместе с отпечатками кораллов, растений и морских водорослей, которые обычно можно найти в море. Почему гром длится дольше, чем то, что его вызывает, и почему сразу после его создания молния становится видимой для глаза, в то время как гром требует времени. Как различные круги воды образуются вокруг места, пораженного камнем, и почему птица может держаться в воздухе. Эти вопросы и другие странные явления поглощают мои мысли на протяжении всей моей жизни».

Ваш инстинкт исследования должен перерасти в инстинкт исследования.

Любопытство привело Эйнштейна к теории относительности. Без любопытства Исаак Ньютон не открыл бы законы физики, а Александр Флеминг, вероятно, не открыл бы пенициллин.

Неврологическое исследование показало, что любопытство делает наш мозг более восприимчивым к обучению и что, когда мы учимся, мы наслаждаемся ощущением обучения.

Естественно любопытный ум интересуется широким кругом вопросов, чтобы найти связи, которые помогут лучше решать повседневные проблемы.

Когда вы открыты для новых идей, тем больше вы, вероятно, будете следовать вашим любопытствам, и тем больше вы сможете связывать новую информацию и открытия с тем, что вы уже знаете.

Наше ненасытное стремление учиться, изобретать, исследовать заслуживает того же статуса, что и любой другой двигатель нашей жизни.

Ничего не предполагать, вопросы важнее

«Судите человека по его вопросам, а не по его ответам»

— Вольтер

Приобретение знаний и обучения получает свою энергию путем вопросов. Блестящие идеи могут возникнуть из более лучшего вопроса.

В одной из своих хорошо цитируемых и популярных цитат Эйнштейн считал, что если бы у него был час, чтобы решить проблему, он потратил бы первые пятьдесят пять минут, чтобы убедиться, что он отвечает на правильный вопрос.

Леонардо однажды сказал:

«Обучение - это единственное, что ум никогда не исчерпывает, никогда не боится и никогда не сожалеет.»

Начните задавать лучшие вопросы, чтобы найти правильные ответы.

Как и современные ученые, Леонардо Да Винчи всегда был готов пересмотреть свои модели, когда он почувствовал, что новые наблюдения или идеи потребовали от него этого.

Его больше интересовал процесс разведки, чем завершенная работа или окончательные результаты.

Если вы хотите лучше подходить к сбору правильной информации о работе вашей жизни и о том, на что вы хотите потратить оставшуюся часть жизни без стресса, вам следует сосредоточиться на том, чтобы попасть на путь расследования.

Задавать вопросы - это как дышать - это нечто настолько простое, инстинктивное, что мы принимаем это как должное. Но мы можем многое узнать о том, как задавать вопросы, и действительно делать это хорошо, чтобы получить ответы, которые мы ищем.

«Всю жизнь меня беспокоили вопросы: почему что-то так, а не иначе? Как вы это объясняете? Эта ярость, чтобы понять, чтобы заполнить пробелы, только делает жизнь более банальной. Если бы мы только смогли найти в себе мужество, чтобы оставить свою судьбу на волю случая, принять основную тайну своей жизни, мы бы были бы ближе к тому счастью, которое приходит с невинностью».

— Луис Бунюэль

Любопытный ум может лучше связывать идеи. Сохраняйте открытость и будьте готовы учиться, не учиться и переучиваться, чтобы найти ответы, которые вы ищете.

Ваше любопытство перерастет в удивительное открытие. Что-то, с чем вы легко отождествите себя и сможете продолжить.

Интеллектуальное бесстрашие уведет вас далеко

Когда вы бесстрашно интеллектуальны, вы готовы полностью погрузиться в другой опыт, чтобы получить больше знаний без ущерба.

Леонардо был самоучкой. Оставшись наедине с собой, Леонардо разработал эмпирический подход к обучению, в котором приоритет отдавался опыту, наблюдению и экспериментам.

Видимо, гордясь этим бездейственным подходом, он однажды подписал документ «Леонардо да Винчи, ученик опыта».

Раскрывая свой ум перед возможностями знаний, навыков и приключений, вы можете удивить себя наилучшим образом.

Не ограничивайте свое воображение, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Будьте открыты для изучения новых подходов к решению проблем.

Открытость даже не означает, что вы согласны с чем-то. Прелесть непредубежденности заключается в том, что она позволяет вам узнать много нового и погрузиться в новые перспективы.

Открытость - это мышца. Вы должны активно ставить себя в ситуации, которые позволяют вам копать глубже, чтобы понять новые концепции, принципы и идеи для улучшения вашей жизни, здоровья и благосостояния.

Вы можете начать с одной небольшой области, чтобы открывать новые идеи, а затем постепенно включать больше областей вашей жизни.

Леонардо Да Винчи был гением, потому что искал ответы на все, что его озадачило. Он был деятелем и учеником.

Если вы хотите думать и работать как Леонардо, проявлять любопытство, тренировать свой ум, чтобы подвергать сомнению все, экспериментировать смело и всегда подвергать сомнению очевидное.
Томас Оппонг, medium.сом

Леонардо да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время.

Широкий гений Леонардо да Винчи дал материал для многочисленных апокрифов, разбросанных в настоящее время по различным галереям Европы. Он всех околдовал таинственной психологией своих картин и, можно сказать, создал в живописи образ загадочного человека, который эксплуатировали разные его ученики и последователи. Если мы встречаем где-нибудь, среди произведений итальянского Ренессанса, фигуру женщины или мужчины с острым, загадочным взглядом, с выражением какой-то двойственности на лице и блуждающей на губах ядовитой усмешкой, мы можем с уверенностью сказать, что она вышла из школы Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения чувственного познания . Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей.
В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает механистические традиции , согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира.
Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания.
Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство. Воображение , таким образом, впервые соединяется с творчеством.
Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи.
Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых.


Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов.
Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности.
Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики.

Леонардо да Винчи - пантеист . Он считал, что в природе размыто "разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы". Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека.

Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому.

Как сообщает «Википедия», Леонардо да Винчи был: художником, скульптором, архитектором, анатомом, естествоиспытателем, изобретателем, писателем, музыкантом, короче, «универсальным человеком», а проще говоря - гением. В мае этого года исполнилось ровно 500 лет со дня смерти этого великого человека. Вот сколько поразительных вещей он разработал, основываясь на своих наблюдениях за природой вещей и процессов.

Инженерное дело

К Леонардо да Винчи слава гения пришла при жизни. Причём не только благодаря его картинам и работам в области скульптуры, но и многочисленным разноплановым изобретениям. В сохранившихся документах мастера можно найти схемы вертолётов и планеров, коробок передач и подъёмных кранов. Также да Винчи придумал прототипы современного водолазного костюма и парашюта. Но больший упор он делал на военную технику, сам при этом являясь пацифистом. Виной тому желание угодить своим покровителям - королям Италии и Франции.

Среди эскизов да Винчи есть набросок машины, бронированной и способной стрелять в любом направлении (на этом же принципе основана конструкция современного танка). Эта задумка так и не была воплощена в жизнь, а много веков спустя выяснилось, что «танк» да Винчи был не очень практичным . Если бы его построили так, как задумал мастер, он не смог бы ездить. На схеме мастера передние колёса аппарата должны были крутиться в противоположную сторону от задних колёс. Возможно, Леонардо допустил такую ошибку сознательно, не желая, чтобы разрушительная машина была построена.


Танк. Чертёж Леонардо да Винчи

Также да Винчи грезил о полётах и часто рисовал причудливые летательные аппараты. Благодаря ним человек мог бы летать как птица. По задумке да Винчи, летательные аппараты - орнитоптеры - приводились бы в движение самим человеком, который при помощи специального механизма управлял бы крыльями. Принцип полёта орнитоптеров весьма схож с современными дельтапланами. Ещё у Леонардо была идея «воздушного винта», предвосхитившая появление вертолётов. Но увы, вертолёты и орнитоптеры остались лишь на бумаге, как и большинство других проектов. Однако во многих из них прослеживаются идеи, которые использовали в своих аппаратах современные изобретатели.

Попытки сделать машины по чертежам да Винчи предпринимались и в наше время. Многие из них закончились провалом , но были и удачные испытания . Например, самоходная машинка, приводящаяся в движение пружинами, проехала несколько метров. Возможно, будь у Леонардо в XV веке материалы XXI века, он бы с успехом воплотил свои инженерные задумки в жизнь.

Математика

Хотя все мы думаем о Леонардо да Винчи в первую очередь как о художнике, сам он считал себя скорее учёным . Особенно ему нравилась строгость математики и геометрии. В своих картинах да Винчи пользовался математическими принципами линейной перспективы, чтобы создать на плоской поверхности иллюзию глубины. Это можно увидеть в его картине «Благовещение» и в «Тайной вечере».


«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи. 1495–1498 годы

В своё время Леонардо пытался найти способ построения при помощи циркуля и линейки квадрата, который был бы равновеликим данному кругу по площади (к слову, эта задачка не решена до сих пор). Для поиска решения мастер использовал математический метод золотого сечения , нарисовав «Витрувианского человека». Также да Винчи применил золотое сечение и в своей самой знаменитой картине «Мона Лиза», создав гармоничное полотно.

Гидрология и водная инженерия

Леонардо да Винчи посвятил много времени изучению динамики воды. В Кодексе Лестера , написанном в 1510 году, Леонардо сделал 730 (!) выводов о движении воды, многие из которых оказались правдивыми. Он описал гидрологический цикл и влияние скорости потока на давление, а также высказал мысли об инженерных каналах и водохранилищах, благодаря которым можно было бы орошать землю и управлять паводками. А ещё он нарисовал специальное приспособление, похожее на ботинки, позволившее бы человеку ходить по воде.

Можно сказать, что Леонардо был первым гидорологом , сформулировавшим правдивые и проверенные современными учёными гипотезы о движении воды на основе одних только эмпирических данных. Его вклад в науку и технику в области водных ресурсов высоко ценится современными гидрологами и инженерами.

Оптические иллюзии и физиогномика

В своём труде «Codex Urbinas» Леонардо да Винчи представил понятие «moti mentali» - «порывы и движения души», связанные с телесными движениями. Более того, он написал целую книгу, где представил научный анализ закономерности строения и пропорций лица. Да Винчи считал, что целью портретистов должно являться представление внутренних мыслей их моделей, а не только их внешнего вида.

Для передачи неоднозначного выражения лица мастер усовершенствовал технику «сфумато», изобретённую другим художником. В ней переходы от тёмного к светлому или от одного цвета к другому едва заметны, что смягчает острые линии и создаёт оптические иллюзии. Особенно заметно применение этой техники в «Мона Лизе». Созданная да Винчи оптическая иллюзия вокруг рта женщины заставляет одних людей видеть её довольной и весёлой, а других - меланхоличной и задумчивой. Создавая такие иллюзии, Леонардо играл с возникающими разногласиями между глазами и мозгом. И произошло это задолго до того, как учёные поняли, какие механизмы в мозге отвечают за интерпретацию подобных иллюзий.

Сначала в Италии, а потом и буквально во всем мире началась новая эпоха - Ренессанса или Возрождения. В то далекое время коснулась почти всех сфер жизни людей. Философия Возрождения очень отличалась и отличается от таковой в Средние века. Основные изменения касались человека, его места и роли в мире, а также познания и глубокого изучения природы. Деятели Ренессанса возрождали научные теории и художественные принципы своих предшественников в Древнем Риме и Греции.

Философия Возрождения немного отодвигала религию с переднего плана во всех сферах. Новая эпоха подарила миру огромное количество выдающихся людей - философов, художников, скульпторов, талантливых ученых и инженеров. Возможно, самым известным из них можно считать Леонардо да Винчи.

Художник из провинции

Леонардо родился в небольшом селении Винчи, расположенном не очень далеко от Флоренции. Уже с самого раннего детства его интересовала природа и живопись. Он не выходил из дома без свертка бумаги и всегда делал зарисовки - птиц, животных, деревьев, людей. Делал огромное количество эскизов, большая часть которых комкалась и выбрасывалась им же. Его всегда занимали мелкие детали, и он постоянно хотел добраться до самой сути - строения листика дерева, мышц лошади, глаз стрекозы. Леонардо да Винчи был безумно счастлив, когда отец отправил его на учебу во Флоренцию к одному из лучших художников и скульпторов Италии того времени.

Философия Возрождения художника

Обучаясь с удовольствием мастерству рисования, графики и скульптуры, Леонардо да Винчи не переставал интересоваться наукой и не упускал возможности поговорить с известными флорентийскими географами, инженерами, медиками. Он с невероятным интересом впитывал в себя все, что они говорили. Параллельно с этим в голове у гения возникало множество образов - и он сразу же делал новые зарисовки. Леонардо да Винчи интересовался в первую очередь людьми. Он смотрел на них на рынке, на улице, в маленьких двориках. Он невероятно точно запоминал и зарисовывал выражения глаз, морщины на лбу, положения рук и складки на одежде. Позже эти образы Леонардо да Винчи использовал в своих картинах. Рисуя «Мадонну с Младенцем», он изображал не божественные («неживые», как он говорил) образы, а настоящих людей - молодую заботливую женщину и маленького ребенка. То же можно сказать и обо всех его картинах. Будь то изображения известных личностей, библейских фигур - там живые люди с их земными эмоциями и чертами.

В этом и состояла своя философия Возрождения гениального художника, ставшая потом и всеобщей в то великое время.

Художник, скульптор, инженер и конструктор

Философия Средневековья и эпохи Возрождения отличались еще и тем, что в первом случае знатным феодалам не хотелось обременять себя «ненужными» растратами для сооружения различных машин, которые значительно упрощали бы труд и жизнь людей. Леонардо да Винчи, будучи мастером живописи и скульптуры, был еще и невероятно талантливым техником. Изучив основы инженерии, он создавал (к сожалению, в основном только на бумаге) большое количество оросительных сооружений, летательных аппаратов и оружия. Если бы философия Возрождения Леонардо да Винчи и его технические решения «дошли» до людей немного раньше, то, будьте уверены, человечество в своем развитии в то и в настоящее время было на несколько уровней выше.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Леонардо да Винчи как философ

Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания.

Титаническая фигура Леонардо да Винчи (родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, последние годы жизни - во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.) справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития.

Философские воззрения Леонардо, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого, оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега - мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками - учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

Ненасытно-любознательный подход к жизни и неистребимая жажда учения -- это начало всех начал, первый шаг на пути познания. Потому что желание знать, учиться и расти -- это своего рода электростанция всякого знания, мудрости и новых открытий.

Научиться мыслить самостоятельно и высвободить свой ум из-под гнета довлеющих над ним ограничений -- а таковыми являются наши заскорузлые привычки и предвзятые мнения. Слово Dimostrazione Леонардо применял именно для того, чтобы подчеркнуть, сколь важно для каждого из нас учиться самому, опираясь на свой собственный, сугубо практический опыт.

Умение видеть, слышать, чувствовать. А теперь ненадолго углубитесь в себя и постарайтесь припомнить, сколько раз на протяжении последнего года вы ощущали себя подлинными -- живыми и настоящими? Возможно, в эти минуты ваши чувства как-то особенно обострились. Третий принцип -- Sensazione -- заключается именно в том, чтобы сознательно и систематически утончать, шлифовать и оттачивать пять чувств, данных вам от природы. Леонардо полагал, что совершенствование нашего сенсорного сознания -- умения видеть и слышать окружающий мир -- дает нам в руки самый надежный ключ к обогащению нашего чувственного опыта.

По мере того, как в вашей душе будет пробуждаться живое, ребяческое любопытство и неуемная жажда задавать «детские» вопросы, -- вам все чаще и чаще придется побеждать неуверенность, сражаясь с вашими злейшими врагами -- замешательством, неопределенностью и внутренней раздвоенностью. Принцип номер четыре -- Sfumato -- послужит вам надежным компасом в вашем стремлении получше освоиться с неизвестным и подружиться с парадоксом.

Дабы из неуверенности и смутной неопределенности родилась гармония и творчество, нужно применить принцип номер пять, Arte-Scienza, или то, что мы теперь именуем целостным мышлением. Как полагал Леонардо, становление нашей внутренней гармонии не должно ограничиваться одной лишь сферой нашей психики.

Нам нужно стремиться к гармоничному взаимодействию тела и ума.

Именно Connessione связывает все воедино.Это способность:

выстраивать схему событий

улавливать системные взаимосвязи и глубинное родство между различными вещами и явлениями.

Это стремление уяснить, каким образом ваши мечты, ваши цели и ценности, самые возвышенные идеалы и устремления могут сплестись в единую, прочную ткань вашей будничной жизни.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

1 Опыт - активный целенаправленный эксперимент. Да Винчи пытается осмыслить роль эксперимента для познания. Не создает, конечно, теорию эксперимента, но, самое главное, утверждает, что опыт невозможен без опоры на теорию и в этом случае будет «слепым», не имеющим значимости. «Наука - полководец, практика - солдаты».

2 Роль математики. Математику надо соединить с экспериментом. Пока это скорее декларация, но тем не менее, идеи из записных книжек Леонардо да Винчи представляют собой особенность науки Нового времени.

Эксперимент как метод и применение математики определяют специфику науки Нового времени. Леонардо уже нащупывает значимость этих двух моментов.

Проблема соотношения природы и человеческого искусства. Продолжает гуманистическую линию. Во-первых, человеческая природа активна, человек - это деятель. Природа - это творческая мощь, природа творит, в ней действует закон необходимости и причинности (порождения следствия). Бог - первопричина и перводвигатель, но у природы - творческая мощь. Леонардо не противопоставляет природу и человека, природное и божественное. философский винчи художник ренессансный

Человек - «великое орудие природы».

Человек продолжает творческую деятельность там, где природа ее заканчивает, и создает «бесчисленные виды новых вещей».

Человек опирается на природу и превосходит ее, потому что проивзодит то, что природа не смогла бы создать. Человек подобен Богу, может называться «внуком Бога» (сыном природы).

Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.

Признавая единственным критерием истины -- опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить -- значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки.

…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…

Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности.

Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет.

Мудрость есть дочь опыта.

Счастье достается тому, кто много трудится.

Живописец спорит и соревнуется с природой.

Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат.

Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.

Опыт есть истинный учитель.

Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, вступающий на корабль без компаса.

Полюбить можно лишь то, что знаешь.

Лучше быть лишенным уважения, чем устать приносить пользу.

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Противник, ищущий ваши ошибки, полезнее, чем друг, желающий их скрыть.

Кто не ценит жизни, тот не достоин ее.

Где кончается надежда, там возникает пустота.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения. Гуманизм в системе взглядов Леонардо да Винчи, проникновение его исследовательской мощи во все области науки и искусства. Реалистические тенденции в подходе к миру и человеку.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения и ее яркие представители. Леонардо да Винчи, Галилей, Джордано Бруно.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2007

    Философия эпохи Возрождения. Отход от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Мышление в эпоху Ренессанса. Проблематика психологических изысканий. Смысл научной деятельности по мнению Леонардо да Винчи. Гуманизм в эпоху Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2013

    Исследование науки эпохи Возрождения и выявление предпосылок развития науки в период Ренессанса. Политические, социальные предпосылки развития науки, черты гуманистического мировоззрения. Вклад Леонардо да Винчи в разработку и обоснованию научного опыта.

    реферат , добавлен 12.04.2015

    Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне развитая личность. Философия природы в эпоху Ренессанс. Возникновение натурфилософии.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2009

    Исторические предпосылки философии Возрождения. Современные оценки роли гуманизма в философии эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль Ренессанса. Развитие науки и философии в эпоху Возрождения. Религиозная мысль и социальные теории эпохи Возрождения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2008

    Философия эпохи Возрождения, ее общая характеристика, основные черты. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения и Реформация. Проблема рациональности как одна из центральных в современной философии. Типы рациональности.

    контрольная работа , добавлен 21.03.2011

    Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций. Становление национального самосознания. Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении духовной идеи народа.

    реферат , добавлен 04.05.2015

    Постоянство энергии во Вселенной и связанные с этим закономерности. Теория Леонардо да Винчи о неподвижности Солнца и ее опровержения согласно современным исследованиям. Варианты решения проблемы перегрева и увеличения насыщенности атмосферы влагой.