Конспект логопедического занятия по автоматизации звука. Подгрупповое занятие «Автоматизация звука Ш

Ф. И. ребёнка: Миша Ф.

Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев

Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии

Тема: автоматизация звука [ш]

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять представления о правильной артикуляции звука [ш];
- Познакомить ребёнка с буквой, обозначающей звук [ш];
- Расширение и активизация словаря

Коррекционно-развивающие:

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Закреплять условно-рефлекторную связь между акустическим и артикуляционным образом звука [ш];
- Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в чистом виде, в слогах типа ША, ШО, ШУ, ШЫ, в словах и в предложениях с отработанными словами.
- Формирование фонематического анализа на материале звуков, слогов и слов;
- Развитие ротового выдоха;
- Формирование фонематического слуха на звук [ш] на материале слов;
- Развитие умения составлять предложение по схеме (имя сущ. + глагол+ дополнение в винительном падеже);
- развитие кинестетических ощущений.
- Развитие словестно-логического мышления при ответах на вопросы

Коррекционно-воспитательные:

Закрепление навыка самоконтроля за речью;
- Закрепление навыка выполнения инструкции взрослого.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ш], шороховатая аппликация буквы, слоговые дорожки, картинки с изображением шаров, гребешка, лошадки, машины и кукол, волшебника; бутылочка с пенопластовыми шариками и соломинкой для коктейля.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша».

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии

1. Орг. момент

Л: Здравствуй, Миша! Какое у тебя настроение?

Р: Здравствуйте! Хорошее настроение!

Л: Сегодня на занятии мы с тобой будем работать над звуком [ш].

Волшебник приготовил нам задания, а мы будем их выполнять. Готов заниматься?

Р: Да, готов!

2. Развитие общей моторики

Для начала нам надо расслабить мышцы тела.

«Вдох-выдох, закрыли глаза.

Представим шорох листвы, шум ветра, шорох травы».

Ребёнок расслабляет мышцы тела, выполняя задания. Релаксация.

3. Развитие мелкой моторики

Л: Нам надо размять ещё наши пальчики.

«Маша кашу наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке- в чашку,

Мышке - в плошку.

А цыплятам - в поварешку.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала».

(Указательным пальцем правой руки «мешаем» в левой ладошке кашу.

Загибаем по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимаем пальцы. Сдуваем воображаемые крошки с ладошки.)

4. Мимическая гимнастика

Л: Представь, ты увидел Волшебника. Что ты сделаешь?

Р: Удивлюсь!

Ребёнок показывает удивление.

Л: А Волшебник подарил тебе шары. Какое настроение у тебя будет?

Р: Настроение радостное. Я улыбнусь и скажу «Спасибо!». Показывает улыбку.

5. Артикуляционная гимнастика

Л: Ещё мы не размяли наш язычок. Давай сделаем для него гимнастику!

«Язычок широкий»

«Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя)

Слюнку проглоти.

Сделаем «Чашечку». Облизнём «Вкусное варенье»

А сейчас побудем волшебниками и сделаем «Фокус» (сдуть ватку с кончика носа)

Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения 2-3 раза каждое под присмотром логопеда

Л: Миша, ты любишь ходить на салют?

Р: Да, люблю!

Л: Нам с тобой можно самим сделать «Салют»!

Возьми бутылочку в левую руку, а трубочку возьми в рот и придерживай правой рукой. Сделай вдох и подуй медленно и спокойно в трубочку, не раздувая щёк. Получится настоящий Салют!

(упражнение выполняется 3 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у ребёнка)

Ребёнок выполняет упражнение «Салют» под внимательным присмотром логопеда

7. Автоматизация звука в изолированном виде

Л: Покажи, пожалуйста, как мы с тобой научились красиво произносить звук [ш].

Ребёнок выполняет инструкцию

8. Анализ артикуляции звука

Л: Расскажи, что про звук [ш].

Ребёнок смотрит в зеркало на свою артикуляцию звука и артикуляцию логопеда. Происходит анализ артикуляции звука [ш].

Л: Скажи, когда ты произносишь звук [ш], губы открыты или закрыты?

Р: Когда я произношу звук [ш] губы открыты и находятся в форме рупора;

Л: Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Р: Зубы сомкнуты.

Л: Широкий кончик языка поднят вверх или опущен?

Р: Широкий кончик языка поднят вверх.

Л: Когда мы произносим звук [ш]. язык находится в форме…

Р: Язык находится в форме чашечки.

Л: Звук [ш] обозначается буквой…

9. Характеристика звука

Л: Скажи, звук [ш] согласный или гласный? Почему?

Р: Звук [ш] согласный, потому что воздушная струя при выходе встречает преграду.

Л: Звук [ш] твёрдый или мягкий?

Р: Звук [ш] твёрдый, т. к. спинка языка находится на дне ротовой полости.

Л: Звук [ш] звонкий или глухой? Почему?

Л: Каким цветом обозначается звук [ш], синим или зелёным? Почему?

Р: Звук [ш] обозначается синим цветом, потому что он твёрдый.

Л: Молодец! Ты очень хорошо справился с этим заданием.

10. Связь звука с буквой

Л: На письме звук [ш] обозначается буквой Ш. Миша, посмотри, на что похожа буква Ш?

Р: Буква похожа на гребешок.

Л: Ты знаешь, что такое гребешок?

Показывается картинка гребешка.

Р: Гребешком расчесывают волосы.

Л: Молодец! А ещё гребешком называют гриву у лошадки (показ картинки).

Давай потрогаем букву Ш. Какая она? Гладкая или шершавая?

Ребёнок щупает - шершавая

11. Развитие фонематического слуха и восприятия

Л: Миша, Волшебник приготовил нам игру. Она называется «Слушая внимательно».

Я буду произносить слоги со звуком [ш]. Если услышишь - подними руку. Будь внимателен.

Ребёнок поднимает руку, когда слышит слоги, слова со звуком [ш].

Л: Шо, бы, ке, Ша.

Теперь слушай слова, если услышишь слово со звуком [ш] - подними руку. Кошка, гиря, Шуба, газета, Шапка.

Л: Предложение: «У кошки три котёнка».

Сколько слов со звуком [ш] ты услышал в предложении?

Р: В предложении 1 слово со звуком [ш]: Кошки

Л: Молодец, Миша!

12. Закрепление звука в слогах

Л: Давай посмотрим на слоговую дорожку и произнесем слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ.

Ребёнок произносит слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ

13. Закрепление звука в словах.

(Автоматизация правильного произнесения звука [ш] в словах с открытыми слогами)

Л: Миша, посмотри, у нас есть следующее задание. Игра «Кто поедет на машине?»

Давай поможем куклам сесть в машину. Но в ней могут поехать только те куклы, чьи имена заканчиваются слогом ША.

Ребёнок «садит» в машину кукол, называя имена:

Маша, Даша, Паша, Саша.

14. Закрепление звука в предложении

Послушай предложение и повтори:

Волшебник подарил Саше шары.

(Логопед следит за правильным произнесением звука [ш] в словах).

Ребёнок повторяет предложение.

15. Закрепление звука в тексте

Л: Миша, Волшебник приготовил для тебя картинки, чтобы ты узнал, как он живёт.

Посмотри на картинку и на схему предложения. Составь рассказ.

Ребёнку даются 3 картинки с изображением жизни волшебника и схемы предложений (______ _____ ______.)

Волшебник ест кашу. Волшебник покупает игрушки. Волшебник дарит шары.

16. Домашнее задание

Л: Дома тебе нужно будет вспомнить артикуляцию звука [ш], его характеристику. Повторить слоги: ша, шо, шу, шы. К предложению «Волшебник подарил шары» нарисуй картинку. Всё понятно?

Р: Да. Я уже придумал, как нарисовать картинку!

Чтобы скачать материал или !

Подготовила учитель - логопед Салтанова Людмила Генриевна

Государственное казенное учреждение Самарской области

"Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"

Цели:
1. Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в словах, фразах.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Мебель».
5. Развитие навыка словообазования имен существительных при помощи уменьщительно-ласкательных суффиксов.
6. Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме единственного множественного числа.
8. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
9. Развитие связной речи.

Коррекционная цель: развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.

Оборудование: пособие «Друзья Шиполины»,пособие «Кто больше?»; пособие «Играем со звуком «Ш»; пособие «Что забыл нарисовать художник?"; фланелеграф по теме «Мебель»; панно «Комната»; пособие «Четвёртый лишний»; пособие «Вышли мыши…».

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Это Шиполина. Шиполина рада, что ты научилась правильно произносить звук Ш, и хочет с тобой поиграть.
Шиполина хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые тоже умеют шипеть. Давай пошипим вместе: Ш-Ш-Ш…

Вводная часть.
Уточнение артикуляции звука «Ш»:

  • Когда мы произносим звук «Ш», кончик языка широкий и упирается в верхние зубы.
  • Губы округлены и выдвинуты вперед.
  • Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.
  • Воздушная струя теплая, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
  • Звук «Ш» согласный, глухой, твёрдый. Звук «Ш» живет в букве «Ш».

Логопед: Помоги детям запустить воздушный шар: ш-ш-ш.
Проводи пальчиком по дорожке, по которой ползет змейка: ш-ш-ш.
Покажи как шипит гусь: ш-ш-ш..

Основная часть

1. Игра «В магазине!»
Логопед: Шиполина любит ходить по магазинам. Догадайся, какие предметы она купила подбери рифму!
Шок-шок-шок - мешок
Ишка-ишка - мишка и т.д

2. Игра «Подбери признак»

Образец: Швейная…(машинка), шаловливый….(малыш)…

3. Игра «Кто больше?
Логопед: Шиполина нарисовала картинки. На картинках предметы у нее получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ей, какой предмет на самом деле больше, а какой меньше.

4. Игра «Подбери действие»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Уж (Что делает?) шипит.

5. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Шиполина нарисовала для тебя картинки. Назови их, какая картинка лишняя, объясни почему! Ковш, чашка, хлопушка, нож.

Пособие «Четвертый лишний».

Физминутка.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)

Основная часть

6. Игра «Доскажи словечко!»
Логопед: Шиполина приглашает тебя к ней в дом.
Какие предметы мы увидим у нее в квартире? (Шкаф, стул, тумбочка, вешалка, табурет и т.д.)
Как их можно назвать одним словом? (МЕБЕЛЬ)
Шиполина предлагает тебе немного посочинять стихи. Я начну стихотворение, а ты закончишь: доскажешь последнее слово!

Пушистый Васька плут и хулиган -
Стащил сосиску, лег на мой …(диван)

Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….(кресло)

Если ты устал играть,
То ложишься на …(кровать)

Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Что бы Вася отдохнул
Ему присесть надо на…(стул)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …..(табуретка)

7. Игра «Один-много»
Логопед: Я назову один предмет мебели, а ты - много.
Я скажу «шкаф», а ты - «шкафы» и т.д.

8. Игра «Назови маленький предмет!»
Логопед: я буду называть большой предмет, а ты - маленький. Например, шкаф - шкафчик. И т.д.

9. Игра «Чего не хватает?»
Логопед: Шиполина попросила нарисовать художника картинки. Только художник все время забывал что-нибудь нарисовать. Помоги художнику, скажи, чего нет на каждой картинке.

Ребенку нужно отвечать на вопрос «чего нет?», образовывая родительный падеж от нужных слов.

10. Игра «Убираемся в комнате!» (фланелеграф, панно «Комната»)
Логопед: Поможем Шипелочке навести порядок в комнате! Расставим все предметы по местам! Посуду поставим в буфет. Книги - на полку. и т.д.

Итог
Логопед: Вот и закончились наши игры с Шиполиной. С каким звуком мы играли? Какие игры тебе больше всего понравились?

Ещё по данной теме:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Провела:

учитель–логопед Чудакова Е. А.

«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия : закрепление изученного материала.

Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Закрепить навык правильного произношения звука [ш],

Учить четко, произносить звук [ш] в слогах, словах,

Развивать речевое дыхание,

Развивать фонематическое восприятие,

Учить сопоставлять звук [ш] с буквой,

Упражнять в определении на слух звука [ш] с другими звуками в словах,

Упражнять в согласовании существительного с числительным,

Обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-развивающие:

Развивать дикцию, интонационную выразительность,

Продолжать развивать память, мышление, внимание,

Формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.

Оборудование: Картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), игрушка - смешарик «Крош», презентация с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, речевые игры на логопедическом тренажере, компьютеры, колонки, тетради, индивидуальные карточки - задания.

Ход занятия

I Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.

Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете?

(Учащиеся отвечают на заданные вопросы).

Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».

(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).

Живут в стране Смешариков

Шарики – смешарики.

Это баран, зовут его (Бараш),

Умный лось, зовут его (Лосяш),

Шустрый кролик, зовут (Крош),

До чего же он хорош!

Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).

(Учащиеся сами называют имена героев).

II . Развитие фонематического слуха.

Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?

Какой общий звук вы услышали?

Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помошником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает учащимся игрушку героя). Он будет нашим путеводителем.

Ребята, а может быть, кто нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?

(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение).

III . Артикуляционная гимнастика.

Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться (проводится артикуляционная гимнастика). Учащиеся выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.

IV . Автоматизация изолированного звука [ш]

По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).

V . Акустика – артикуляционная характеристика звука.

А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).

Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (учащиеся отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (учащиеся отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).

Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).

Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)

Работа на логопедическом тренажере. Задание: Найди 4 буквы «Ш» среди остальных букв. (Учащиеся работают за компьютером).

VI . Автоматизация звука[ш] в слогах.

Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).

ША – ША – ША АШ – АШ - АШ

ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ - ОШ

ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ - УШ

ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ - ИШ

ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ

VII . Автоматизация звука [ш] в словах.

- Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).

- А давайте выполним задания на логопедическом тренажере.

Работа на логопедическом тренажере. Задание 1. Найди 4 слова, начинающихся на буку «Ш». Задание 2. Найди 4 слова в которых есть звук [ш].(учащиеся работают у компьютеров с логопедическим тренажером).

VIII . Физ. минутка

IX . Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.

Работа на логопедическом тренажере. Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Учащиеся вместе с логопедом выполняют задание).

Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять….., много……)

X . Итог занятия. Домашнее задание.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Ребята, а что нового у нас сегодня было на занятии? Скажите, а чем наше сегодняшнее занятие отличалось от тех, которые мы с вами проводили? (Учащиеся отвечают на вопросы)

Ребята, у вас в тетрадях лежат карточки с заданием. (Логопед раздает тетради с домашнем заданием). Дома поработайте с этими карточками. Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!

Цели:

Коррекционно-образовательные:

З акрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.

Коррекционно-развивающие:

Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Ход занятия.

1. Организационный момент: Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

2. Сообщение темы занятия. « Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)

Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).

4. Развитие фонематического слуха.

Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА

(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).

5. Анализ артикуляции

  • Губы округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубы сближены, но не соприкасаются
  • Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
  • Средняя часть языка прогибается книзу.
  • Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка

Игра на звукоподражание: « Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш

6. Договаривание последнего звука

А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .

(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)

7. Автоматизация в слогах.

Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.

(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)

А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш

(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)

8. Автоматизация в словах.

А) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок

дорожку.

б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.

(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).

Проводится игра «Один - много»:

шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-

Ну вот теперь пора мышке и домой.

г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.

Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,

наш веселый … моет хвостик, моет…

Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –

Серенькая … Это едет к нам ….

9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!А какой звук помогал тебе на занятии?

ТАЯ РУПЫШЕВА
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш] в старшей группе

Цель : формирование правильного произношения звука [ш] и автоматизация звука [ш] в словах , слогах, предложениях.

Коррекционно-образовательные :

1. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]

Коррекционно-развивающие :

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в слогах , в словах, в предложениях

3. Развитие фонематических процессов

4. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Коррекционно-воспитательные :

1. Привитие навыков самоконтроля за речь

2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]

Оборудование : предметные картинки, ИКТ, мышонок, мяч, паровозик,

Ход занятия

1. Сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними. А чтобы продолжить наше занятие надо потренировать язычок – сделать зарядку.

(звучит музыка, выполняем артикуляционную гимнастику)

Кто-то к нам собирался в гости, если ты отгадаешь загадку, то он обязательно придет.

Кто шуршит за шкафом нашим?

По ночам пугает Машу.

Прячется в углу шуршонок.

Крошка серенький. (мышонок) .

2. Где-то он шуршит. Скорее всего, спрятался в шкафу. Как может шуршать мышонок? Шур-шур-шур, ши-шо-шу, аШта-аШна-аШка, анШа-амШа-акШа, шта-што-шту-шты (ребенок повторяет слоговые ряды, сжимая и перекладывая колючий мячик с левой руки в правую и наоборот).

А вот и он. Где спрятался мышонок? Как мы узнали, что мышонок спрятался в шкафу?

Мышонок хочет познакомиться. Его зовут Мыша.

Расскажи Мыше, что ты уже знаешь о звуке [ш] . Давай вспомним, как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш] .

3. Характеристика звука [ш] : согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы : губы «трубочкой» , зубки заборчиком, язык чашечкой.

Чтобы прийти к нам в гости, Мышонок одевался, наряжался

(подходим к ноутбуку)

4. Он надел только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук [ш] . Что одел Мыша? Футболку, рубаШечку, колготки, брючки, Шортики, кофточку, сандалики, баШмачки, тапочки.

5. Мышонок любит, чтобы его называли ласково. Давай сделаем ему приятное, назовем его ласково :

Мыша, Мышуля, Мышаня, Мышутка, Мышулечка, Мышик

6. Мыша маленький и все предметы у него маленькие.

У Мыши не большая рубаха, а маленькая… .

У Мыши не большая шапка, а маленькая… .

У Мыши не большие шорты, а маленькие… .

У Мыши не большой шар, а маленький… .

У Мыши не большие уши, а маленькие… .

У Мыши не большая машина, а маленькая..

Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.

А теперь давай поиграем с мячиком. Я кидаю тебе мячик, называю слово, а ты его превращаешь в маленькое словечко – для нашего мышонка.

Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, шишка - шишечка, шапка - шапочка, катушка - катушечка, подушка-, лягушка-…

7. Мышонок Мыша – растеряша. Он так спешил к тебе, что по пути растерял и перемешал картинки. Предлагаются картинки : ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, апельсин, банан, корова. Помоги Мыше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш] .

Слайд 3 – работа с предметными картинками.

Устали, давай немного отдохнем.

Физминутка

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем)

Пролетел веселый жук (Машем руками-крыльями)

Гуси шеи выгибают,

Ш-ш-ш! (Круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют.

Ш-ш-ш! (Повороты туловища влево-вправо)

Ветер ветки раскачал.

Ш-ш-ш! (Качаем поднятыми вверх руками)

Мыша тоже зашуршал : шур-шур-шур.

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш,

Ыш-ыш-ыш! (Подняли вверх руки, потянулись)

И опять настала тишь,

Ишь-ишь-ишь… (Присели)

Вот и отдохнули.

8. А Мышонок Мыша приготовил для тебя еще задание : нужно расселить по вагончикам картинки :

В первый вагончик разместить картинки, где звук Ш в начале слова , во второй вагончик – картинки, где звук Ш в середине слова , а в третий вагончик – картинки, где звук Ш стоит в конце слова.

9. Закончи предложение, используя слово мыШонок.

Под шкафом шуршит … (мыШонок)

Чуткие ушки у … (мыШонка)

Пушистая кошка подкралась к … (мыШонку)

Не поймать кошке … (мыШонка)

Мы наблюдаем за … (мыШонком) .

Итог занятия

Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие . А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

Ребенок. Ш-ш-ш.

Мышонку очень понравилось, как ты занимался и он дарит тебе воздушный шарик.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, .

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л» «Поможем ласточке». Цель: Закреплять правильное произношение звука «Л».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.