Ф. И. ребёнка: Миша Ф.
Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии
Тема: автоматизация звука [ш]
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять представления о правильной артикуляции звука [ш];
- Познакомить ребёнка с буквой, обозначающей звук [ш];
- Расширение и активизация словаря
Коррекционно-развивающие:
Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- Закреплять условно-рефлекторную связь между акустическим и артикуляционным образом звука [ш];
- Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в чистом виде, в слогах типа ША, ШО, ШУ, ШЫ, в словах и в предложениях с отработанными словами.
- Формирование фонематического анализа на материале звуков, слогов и слов;
- Развитие ротового выдоха;
- Формирование фонематического слуха на звук [ш] на материале слов;
- Развитие умения составлять предложение по схеме (имя сущ. + глагол+ дополнение в винительном падеже);
- развитие кинестетических ощущений.
- Развитие словестно-логического мышления при ответах на вопросы
Коррекционно-воспитательные:
Закрепление навыка самоконтроля за речью;
- Закрепление навыка выполнения инструкции взрослого.
Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука [ш], шороховатая аппликация буквы, слоговые дорожки, картинки с изображением шаров, гребешка, лошадки, машины и кукол, волшебника; бутылочка с пенопластовыми шариками и соломинкой для коктейля.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики «Машина каша».
Ход занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя-логопеда и ребёнка на занятии |
1. Орг. момент |
Л: Здравствуй, Миша! Какое у тебя настроение? Р: Здравствуйте! Хорошее настроение! Л: Сегодня на занятии мы с тобой будем работать над звуком [ш]. Волшебник приготовил нам задания, а мы будем их выполнять. Готов заниматься? Р: Да, готов! |
2. Развитие общей моторики |
Для начала нам надо расслабить мышцы тела. «Вдох-выдох, закрыли глаза. Представим шорох листвы, шум ветра, шорох травы». Ребёнок расслабляет мышцы тела, выполняя задания. Релаксация. |
3. Развитие мелкой моторики |
Л: Нам надо размять ещё наши пальчики. «Маша кашу наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке- в чашку, Мышке - в плошку. А цыплятам - в поварешку. Всю посуду заняла, Всё до крошки раздала». (Указательным пальцем правой руки «мешаем» в левой ладошке кашу. Загибаем по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимаем пальцы. Сдуваем воображаемые крошки с ладошки.) |
4. Мимическая гимнастика |
Л: Представь, ты увидел Волшебника. Что ты сделаешь? Р: Удивлюсь! Ребёнок показывает удивление. Л: А Волшебник подарил тебе шары. Какое настроение у тебя будет? Р: Настроение радостное. Я улыбнусь и скажу «Спасибо!». Показывает улыбку. |
5. Артикуляционная гимнастика |
Л: Ещё мы не размяли наш язычок. Давай сделаем для него гимнастику! «Язычок широкий» «Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя) Слюнку проглоти. Сделаем «Чашечку». Облизнём «Вкусное варенье» А сейчас побудем волшебниками и сделаем «Фокус» (сдуть ватку с кончика носа) Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения 2-3 раза каждое под присмотром логопеда |
Л: Миша, ты любишь ходить на салют? Р: Да, люблю! Л: Нам с тобой можно самим сделать «Салют»! Возьми бутылочку в левую руку, а трубочку возьми в рот и придерживай правой рукой. Сделай вдох и подуй медленно и спокойно в трубочку, не раздувая щёк. Получится настоящий Салют! (упражнение выполняется 3 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у ребёнка) Ребёнок выполняет упражнение «Салют» под внимательным присмотром логопеда |
|
7. Автоматизация звука в изолированном виде |
Л: Покажи, пожалуйста, как мы с тобой научились красиво произносить звук [ш]. Ребёнок выполняет инструкцию |
8. Анализ артикуляции звука |
Л: Расскажи, что про звук [ш]. Ребёнок смотрит в зеркало на свою артикуляцию звука и артикуляцию логопеда. Происходит анализ артикуляции звука [ш]. Л: Скажи, когда ты произносишь звук [ш], губы открыты или закрыты? Р: Когда я произношу звук [ш] губы открыты и находятся в форме рупора; Л: Зубы сомкнуты или разомкнуты? Р: Зубы сомкнуты. Л: Широкий кончик языка поднят вверх или опущен? Р: Широкий кончик языка поднят вверх. Л: Когда мы произносим звук [ш]. язык находится в форме… Р: Язык находится в форме чашечки. Л: Звук [ш] обозначается буквой… |
9. Характеристика звука |
Л: Скажи, звук [ш] согласный или гласный? Почему? Р: Звук [ш] согласный, потому что воздушная струя при выходе встречает преграду. Л: Звук [ш] твёрдый или мягкий? Р: Звук [ш] твёрдый, т. к. спинка языка находится на дне ротовой полости. Л: Звук [ш] звонкий или глухой? Почему? Л: Каким цветом обозначается звук [ш], синим или зелёным? Почему? Р: Звук [ш] обозначается синим цветом, потому что он твёрдый. Л: Молодец! Ты очень хорошо справился с этим заданием. |
10. Связь звука с буквой |
Л: На письме звук [ш] обозначается буквой Ш. Миша, посмотри, на что похожа буква Ш? Р: Буква похожа на гребешок. Л: Ты знаешь, что такое гребешок? Показывается картинка гребешка. Р: Гребешком расчесывают волосы. Л: Молодец! А ещё гребешком называют гриву у лошадки (показ картинки). Давай потрогаем букву Ш. Какая она? Гладкая или шершавая? Ребёнок щупает - шершавая |
11. Развитие фонематического слуха и восприятия |
Л: Миша, Волшебник приготовил нам игру. Она называется «Слушая внимательно». Я буду произносить слоги со звуком [ш]. Если услышишь - подними руку. Будь внимателен. Ребёнок поднимает руку, когда слышит слоги, слова со звуком [ш]. Л: Шо, бы, ке, Ша. Теперь слушай слова, если услышишь слово со звуком [ш] - подними руку. Кошка, гиря, Шуба, газета, Шапка. Л: Предложение: «У кошки три котёнка». Сколько слов со звуком [ш] ты услышал в предложении? Р: В предложении 1 слово со звуком [ш]: Кошки Л: Молодец, Миша! |
12. Закрепление звука в слогах |
Л: Давай посмотрим на слоговую дорожку и произнесем слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ. Ребёнок произносит слоги: ША, ШО, ШУ, ШЫ |
13. Закрепление звука в словах. (Автоматизация правильного произнесения звука [ш] в словах с открытыми слогами) |
Л: Миша, посмотри, у нас есть следующее задание. Игра «Кто поедет на машине?» Давай поможем куклам сесть в машину. Но в ней могут поехать только те куклы, чьи имена заканчиваются слогом ША. Ребёнок «садит» в машину кукол, называя имена: Маша, Даша, Паша, Саша. |
14. Закрепление звука в предложении |
Послушай предложение и повтори: Волшебник подарил Саше шары. (Логопед следит за правильным произнесением звука [ш] в словах). Ребёнок повторяет предложение. |
15. Закрепление звука в тексте |
Л: Миша, Волшебник приготовил для тебя картинки, чтобы ты узнал, как он живёт. Посмотри на картинку и на схему предложения. Составь рассказ. Ребёнку даются 3 картинки с изображением жизни волшебника и схемы предложений (______ _____ ______.) Волшебник ест кашу. Волшебник покупает игрушки. Волшебник дарит шары. |
16. Домашнее задание |
Л: Дома тебе нужно будет вспомнить артикуляцию звука [ш], его характеристику. Повторить слоги: ша, шо, шу, шы. К предложению «Волшебник подарил шары» нарисуй картинку. Всё понятно? Р: Да. Я уже придумал, как нарисовать картинку! |
Чтобы скачать материал или !
Подготовила учитель - логопед Салтанова Людмила Генриевна
Государственное казенное учреждение Самарской области
"Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Цели:
1. Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в словах, фразах.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза.
4. Активизация и обогащение номинативного словаря по теме «Мебель».
5. Развитие навыка словообазования имен существительных при помощи уменьщительно-ласкательных суффиксов.
6. Практическое употребление существительных в форме родительного падежа.
7. Практическое употребление существительных в форме единственного множественного числа.
8. Развитие пространственной ориентировки на плоскости.
9. Развитие связной речи.
Коррекционная цель:
развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, памяти.
Оборудование: пособие «Друзья Шиполины»,пособие «Кто больше?»; пособие «Играем со звуком «Ш»; пособие «Что забыл нарисовать художник?"; фланелеграф по теме «Мебель»; панно «Комната»; пособие «Четвёртый лишний»; пособие «Вышли мыши…».
Ход занятия
Логопед: Это Шиполина. Шиполина рада, что ты научилась правильно произносить звук Ш, и хочет с тобой поиграть.
Шиполина хочет познакомить тебя со своими друзьями, которые тоже умеют шипеть. Давай пошипим вместе: Ш-Ш-Ш…
Вводная часть.
Уточнение артикуляции звука «Ш»:
- Когда мы произносим звук «Ш», кончик языка широкий и упирается в верхние зубы.
- Губы округлены и выдвинуты вперед.
- Зубы сближены, верхние и нижние обнажены.
- Воздушная струя теплая, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
- Звук «Ш» согласный, глухой, твёрдый. Звук «Ш» живет в букве «Ш».
Логопед: Помоги детям запустить воздушный шар: ш-ш-ш.
Проводи пальчиком по дорожке, по которой ползет змейка: ш-ш-ш.
Покажи как шипит гусь: ш-ш-ш..
Основная часть
1. Игра «В магазине!»
Логопед: Шиполина любит ходить по магазинам. Догадайся, какие предметы она купила подбери рифму!
Шок-шок-шок - мешок
Ишка-ишка - мишка и т.д
2. Игра «Подбери признак»
Образец: Швейная…(машинка), шаловливый….(малыш)…
3. Игра «Кто больше?
Логопед: Шиполина нарисовала картинки. На картинках предметы у нее получились одинакового размера, а на самом деле это не так. Расскажи ей, какой предмет на самом деле больше, а какой меньше.
4. Игра «Подбери действие»
Логопед: Послушай слова и подбери к ним подходящие картинки.
Образец: Уж (Что делает?) шипит.
5. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Шиполина нарисовала для тебя картинки. Назови их, какая картинка лишняя, объясни почему! Ковш, чашка, хлопушка, нож.
Пособие «Четвертый лишний».
Физминутка.
Вышли мыши как-то раз, (шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в сторону)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мыши дернули за гири. (движение руками сверху вниз)
Вдруг раздался страшный звон. (закрывают руками уши)
Убежали мышки вон. (бегут)
Основная часть
6. Игра «Доскажи словечко!»
Логопед: Шиполина приглашает тебя к ней в дом.
Какие предметы мы увидим у нее в квартире? (Шкаф, стул, тумбочка, вешалка, табурет и т.д.)
Как их можно назвать одним словом? (МЕБЕЛЬ)
Шиполина предлагает тебе немного посочинять стихи. Я начну стихотворение, а ты закончишь: доскажешь последнее слово!
Пушистый Васька плут и хулиган -
Стащил сосиску, лег на мой …(диван)
Смотреть картинки в книжке интересно,
Присев на мягкое со спинкой ….(кресло)
Если ты устал играть,
То ложишься на …(кровать)
Вася прыгал и скакал
И, конечно же, устал.
Что бы Вася отдохнул
Ему присесть надо на…(стул)
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …..(табуретка)
7. Игра «Один-много»
Логопед: Я назову один предмет мебели, а ты - много.
Я скажу «шкаф», а ты - «шкафы» и т.д.
8. Игра «Назови маленький предмет!»
Логопед: я буду называть большой предмет, а ты - маленький. Например, шкаф - шкафчик. И т.д.
9. Игра «Чего не хватает?»
Логопед: Шиполина попросила нарисовать художника картинки. Только художник все время забывал что-нибудь нарисовать. Помоги художнику, скажи, чего нет на каждой картинке.
Ребенку нужно отвечать на вопрос «чего нет?», образовывая родительный падеж от нужных слов.
10. Игра «Убираемся в комнате!»
(фланелеграф, панно «Комната»)
Логопед: Поможем Шипелочке навести порядок в комнате! Расставим все предметы по местам! Посуду поставим в буфет. Книги - на полку. и т.д.
Итог
Логопед: Вот и закончились наши игры с Шиполиной. С каким звуком мы играли? Какие игры тебе больше всего понравились?
Ещё по данной теме:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».
Провела:
учитель–логопед Чудакова Е. А.
«Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».
Форма занятия: подгрупповая.
Тип занятия : закрепление изученного материала.
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Закрепить навык правильного произношения звука [ш],
Учить четко, произносить звук [ш] в слогах, словах,
Развивать речевое дыхание,
Развивать фонематическое восприятие,
Учить сопоставлять звук [ш] с буквой,
Упражнять в определении на слух звука [ш] с другими звуками в словах,
Упражнять в согласовании существительного с числительным,
Обогащать словарный запас учащихся.
Коррекционно-развивающие:
Развивать дикцию, интонационную выразительность,
Продолжать развивать память, мышление, внимание,
Формировать готовность к самостоятельному выбору, решению.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.
Оборудование: Картинки с изображением героев занятия (Бараш, Лосяш, Крош, Нюша), игрушка - смешарик «Крош», презентация с картинками артикуляционной гимнастики, индивидуальные зеркала, речевые игры на логопедическом тренажере, компьютеры, колонки, тетради, индивидуальные карточки - задания.
Ход занятия
I Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие.
Ребята, что означает слово «Путешествие»? Каким вы себе его представляете?
(Учащиеся отвечают на заданные вопросы).
Мы сегодня отправимся с вами в страну «Смешариков».
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки героев).
Живут в стране Смешариков
Шарики – смешарики.
Это баран, зовут его (Бараш),
Умный лось, зовут его (Лосяш),
Шустрый кролик, зовут (Крош),
До чего же он хорош!
Пухленькая хрюша, зовут ее (Нюша).
(Учащиеся сами называют имена героев).
II . Развитие фонематического слуха.
Ребята, послушайте еще раз, как звучат имена наших героев. Что их объединяет?
Какой общий звук вы услышали?
Правильно, это звук [ш]. И сегодня мы с вами будем играть с этим звуком. А помошником в нашем с вами путешествии будет шустрый кролик Крош. (логопед показывает учащимся игрушку героя). Он будет нашим путеводителем.
Ребята, а может быть, кто нибудь из вас знает, что означает слово «Путеводитель»?
(логопед знакомит учащихся с новым словом, объясняет его значение).
III . Артикуляционная гимнастика.
Перед нашим путешествием, нам надо немного размяться (проводится артикуляционная гимнастика). Учащиеся выполняют упражнения «Часики», «Чашечка», «Качели», «Лошадка» перед зеркалом по картинкам, которые им выставляет логопед.
IV . Автоматизация изолированного звука [ш]
По дороге в страну подул сильный ветерок, ветки деревьев закачались, листья зашелестели. Давайте, вместе с вами покажем, как шелестят листья (учащиеся длительно произносят звук [ш]). Ручки у Кроша замерзли, давайте поможем ему согреться (учащиеся подносят ладошки ко рту и длительно произносят звук [ш]).
V . Акустика – артикуляционная характеристика звука.
А вот и звук [ш]. (Логопед показывает на мониторе изображение звука [ш]).
Ребята, что делают губы, когда мы произносим звук [ш]? Что делают зубки, когда мы произносим этот звук? А что делает наш язычок, когда произносим звук [ш]? (учащиеся отвечают, что губы «Трубочкой», зубы «Заборчиком» с небольшой щелкой, язык поднят вверх в виде «Чашечки»). А какая воздушная струя у нас при произнесении звука [ш]? (учащиеся отвечают, что теплый воздух выходит, и подносят ладонь ко рту, чтоб ощутить тепло).
Ребята, а какой у нас звук [ш], гласный или согласный? (согласный) Твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый). Какую преграду мы встречаем, когда произносим звук [ш]? (зубки нам мешают и язык).
Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем. (Логопед показывает на мониторе изображение буквы «Ш»)
Работа на логопедическом тренажере. Задание: Найди 4 буквы «Ш» среди остальных букв. (Учащиеся работают за компьютером).
VI . Автоматизация звука[ш] в слогах.
Кролик Крош предлагает нам поиграть в игру «Повторялки». Мы с Крошем будем произносить слоги, а вы нас внимательно слушайте и повторите за нами так, как мы их произнесем (логопед произносит слоги, дети следом проговаривают слоговые ряды).
ША – ША – ША АШ – АШ - АШ
ШО – ШО – ШО ОШ – ОШ - ОШ
ШУ – ШУ – ШУ УШ – УШ - УШ
ШИ – ШИ – ШИ ИШ – ИШ - ИШ
ША – ШО – ШУ – ШИ АШ – ОШ – УШ – ИШ
VII . Автоматизация звука [ш] в словах.
- Ребята, скажите, а какие слова со звуком [ш] вы знаете? (Учащиеся называют слова).
- А давайте выполним задания на логопедическом тренажере.
Работа на логопедическом тренажере. Задание 1. Найди 4 слова, начинающихся на буку «Ш». Задание 2. Найди 4 слова в которых есть звук [ш].(учащиеся работают у компьютеров с логопедическим тренажером).
VIII . Физ. минутка
IX . Закрепление навыка звука – буквенного анализа и синтеза.
Работа на логопедическом тренажере. Задание. Посчитай количество звуков [ш] в слове. (Учащиеся вместе с логопедом выполняют задание).
Ребята, Крош по дороге в страну нашел неизвестные ему предметы. Он не знает что это за предмет, давайте ему подскажем. (На экран выводится картинка с изображением шишек). Ребята, что это за предмет? Сколько звуков [ш] в слове «шишки»? Давайте мы попробуем их посчитать. Я начну, а вы продолжите. Одна шишка…..(Учащиеся продолжают проговаривать две…., три….., четыре…., пять….., много……)
X . Итог занятия. Домашнее задание.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Скажите, что нового мы узнали сегодня на занятии? Чему мы сегодня с вами учились? Ребята, а как вы думаете, все сегодня правильно произносили звук [ш]? Ребята, а что нового у нас сегодня было на занятии? Скажите, а чем наше сегодняшнее занятие отличалось от тех, которые мы с вами проводили? (Учащиеся отвечают на вопросы)
Ребята, у вас в тетрадях лежат карточки с заданием. (Логопед раздает тетради с домашнем заданием). Дома поработайте с этими карточками. Сегодня были все молодцы! Спасибо Вам за занятие!
Цели:
Коррекционно-образовательные:
З акрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш, продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах, учить определять наличие звука в словах, упражнять в образовании Им.П.множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; силу ротового выдоха; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия.
1. Организационный момент: Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Сообщение темы занятия. « Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».
3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)
Сказка: Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погрелась на солнышке («Лопаточка») и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка»). Выпила одну чашечку чая, другую, третью. Вспомнила, что у нее есть варенье и бублик («Вкусное варенье», «Бублик»). Потом мышка увидела пушинку и решила с ней немного поиграть («Фокус»).
4. Развитие фонематического слуха.
Вдруг захотелось ей поиграть с воздушным шариком. Если его плохо держать, то из него начинает выходить воздух: ш-ш-ш. Слушай внимательно и крепко сжимай кулачки, когда шар начнет спускаться: С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).
5. Анализ артикуляции
- Губы округлены и слегка вытянуты вперед
- Зубы сближены, но не соприкасаются
- Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
- Средняя часть языка прогибается книзу.
- Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражание: « Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
6. Договаривание последнего звука
А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой: мы … , ду … , камы … , малы … .
(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)
7. Автоматизация в слогах.
Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой: ша – шу – ша, ши – шо – ши, ше – ша – шу, ша – ши – шо.
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
А потом она пошла грызть орешки: аша ыши эше ушу аш ош ыш уш
(Ребенок проговаривает слоги, соединяя пальчики на обеих руках)
8. Автоматизация в словах.
А) Отправилась мышка на прогулку, но не может найти дорожку. Помоги ей. Нужно выбрать только те картинки, в названии которых есть звук Ш, и выложить из картинок
дорожку.
б) решила мышка по пути зайти в магазин. Мышка увидела много разных предметов.
(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).
Проводится игра «Один - много»:
шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-
Ну вот теперь пора мышке и домой.
г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Носит яркий гребешок Мышка моется под душем,
наш веселый … моет хвостик, моет…
Вот бежит малышка Зашуршали тихо шины –
Серенькая … Это едет к нам ….
9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал!А какой звук помогал тебе на занятии?
ТАЯ РУПЫШЕВА
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш] в старшей группе
Цель : формирование правильного произношения звука [ш] и автоматизация звука [ш] в словах , слогах, предложениях.
Коррекционно-образовательные :
1. Формирование правильного артикуляционного образа звука [ш]
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие артикуляционной моторики
2. Закрепление навыка правильного произношения звука [ш] в слогах , в словах, в предложениях
3. Развитие фонематических процессов
4. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия
Коррекционно-воспитательные :
1. Привитие навыков самоконтроля за речь
2. Воспитание интереса к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]
Оборудование : предметные картинки, ИКТ, мышонок, мяч, паровозик,
Ход занятия
1. Сегодня у нас необычное занятие . К нам пришли гости. Давай поздороваемся с ними. А чтобы продолжить наше занятие надо потренировать язычок – сделать зарядку.
(звучит музыка, выполняем артикуляционную гимнастику)
Кто-то к нам собирался в гости, если ты отгадаешь загадку, то он обязательно придет.
Кто шуршит за шкафом нашим?
По ночам пугает Машу.
Прячется в углу шуршонок.
Крошка серенький. (мышонок) .
2. Где-то он шуршит. Скорее всего, спрятался в шкафу. Как может шуршать мышонок? Шур-шур-шур, ши-шо-шу, аШта-аШна-аШка, анШа-амШа-акШа, шта-што-шту-шты (ребенок повторяет слоговые ряды, сжимая и перекладывая колючий мячик с левой руки в правую и наоборот).
А вот и он. Где спрятался мышонок? Как мы узнали, что мышонок спрятался в шкафу?
Мышонок хочет познакомиться. Его зовут Мыша.
Расскажи Мыше, что ты уже знаешь о звуке [ш] . Давай вспомним, как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш] .
3. Характеристика звука [ш] : согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы : губы «трубочкой» , зубки заборчиком, язык чашечкой.
Чтобы прийти к нам в гости, Мышонок одевался, наряжался
(подходим к ноутбуку)
4. Он надел только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук [ш] . Что одел Мыша? Футболку, рубаШечку, колготки, брючки, Шортики, кофточку, сандалики, баШмачки, тапочки.
5. Мышонок любит, чтобы его называли ласково. Давай сделаем ему приятное, назовем его ласково :
Мыша, Мышуля, Мышаня, Мышутка, Мышулечка, Мышик
6. Мыша маленький и все предметы у него маленькие.
У Мыши не большая рубаха, а маленькая… .
У Мыши не большая шапка, а маленькая… .
У Мыши не большие шорты, а маленькие… .
У Мыши не большой шар, а маленький… .
У Мыши не большие уши, а маленькие… .
У Мыши не большая машина, а маленькая..
Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме.
А теперь давай поиграем с мячиком. Я кидаю тебе мячик, называю слово, а ты его превращаешь в маленькое словечко – для нашего мышонка.
Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, шишка - шишечка, шапка - шапочка, катушка - катушечка, подушка-, лягушка-…
7. Мышонок Мыша – растеряша. Он так спешил к тебе, что по пути растерял и перемешал картинки. Предлагаются картинки : ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, апельсин, банан, корова. Помоги Мыше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш] .
Слайд 3 – работа с предметными картинками.
Устали, давай немного отдохнем.
Физминутка
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают,
Ш-ш-ш! (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют.
Ш-ш-ш! (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал.
Ш-ш-ш! (Качаем поднятыми вверх руками)
Мыша тоже зашуршал : шур-шур-шур.
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)
Зашептал в воде камыш,
Ыш-ыш-ыш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь,
Ишь-ишь-ишь… (Присели)
Вот и отдохнули.
8. А Мышонок Мыша приготовил для тебя еще задание : нужно расселить по вагончикам картинки :
В первый вагончик разместить картинки, где звук Ш в начале слова , во второй вагончик – картинки, где звук Ш в середине слова , а в третий вагончик – картинки, где звук Ш стоит в конце слова.
9. Закончи предложение, используя слово мыШонок.
Под шкафом шуршит … (мыШонок)
Чуткие ушки у … (мыШонка)
Пушистая кошка подкралась к … (мыШонку)
Не поймать кошке … (мыШонка)
Мы наблюдаем за … (мыШонком) .
Итог занятия
Логопед. Вот и подошло к концу наше занятие . А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?
Ребенок. Ш-ш-ш.
Мышонку очень понравилось, как ты занимался и он дарит тебе воздушный шарик.
Публикации по теме:
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях» Цели: Коррекционно-образовательные: Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах, .
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л» «Поможем ласточке». Цель: Закреплять правильное произношение звука «Л».
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.
Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.
Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.