Кто написал иван дурак. Иван-дурак - сказочный персонаж. — Значение имени «дурак»

Тигиева Анна

Данная работа представляет собой теоретическое исследование вопроса: почему в русских народных сказках главного героя называют ругательным словом «Дурак». Цель исследования – выяснить происхождение и толкование этого слова, узнать, почему герой носит имя «Иван», а не какое-нибудь другое, а также, почему именно Иван - дурак, а не его умные старшие братья в конце сказки получают награду. Кроме того, ставилась цель выяснить, есть ли похожие сюжеты в сказках других народов и чему могут научить детей сказки про Дурака.

Работа отмечена дипломом 3 степени (с медалью) на Х Региональном конкурсе молодых исследователей "Ступень в науку" (январь, 2013 год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Х Региональный конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»

СЕКЦИЯ: «ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА»

Тигиева Анна Андреевна

Место выполнения работы

МБОУ СОШ № 15, 3 «Б» класс,

г. Владикавказ

Научный руководитель:

Коломенская Виктория Григорьевна,

учитель начальных классов

Владикавказ, 2012-2013

1. Введение ________________________ стр.3

  1. Основная часть _____________________ стр.4
  1. Значение и происхождение слова «дурак» стр.4
  2. Имя «Иван» ________________________ стр.4
  3. Удивительные способности Ивана ______ стр.5
  4. Образ дурака в сказках других народов ___ стр.6
  5. Образ Ивана на телеэкране ______________ стр.6
  6. Чему учит сказка ____________________ стр.7
  1. Выводы ___________________________________ стр.7
  2. Используемая литература ____________________ стр.8

Введение.

Многие сказки имеют одинаковое начало: «Жили - были отец да мать, и было у них три сына, двое умных, а третий - дурак».

Мне стало интересно, почему главный герой - дурак. Над ним смеются, его ругают и обижают. Никому не хочется быть дураком. Ведь слово «дурак» - это ругательство. А в сказках ругательство становится именем героя. Сам герой про себя говорит: «Я - Иван-дурак». Почему?

Этому вопросу я посвятила своё исследование.

Основная часть.

В толковом словаре В.И. Даля я нашла объяснение слова ДУРАК:

1. Дурак - это глупый человек, непонятливый, безрассудный, глупец.

2. В старину так называли придворного или домашнего шута.

Но почему дураком назвали не первого сына, и не второго? Ведь глупым может быть каждый…

Я узнала удивительные вещи. По одной версии «дураком» называли третьего сына потому, что ему не доставалась доля от наследства родителей. Отсюда пошло выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками.

Так же есть версия, что слово «дурак» является оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглаза.

А ещё в далёком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в возрасте 10 - 12 лет, а до этого носил ненастоящее, «детское» прозвище. Первого сына называли Первак, второго сына - Вторак, следующего - Другак. Затем имя упростилось, и стало звучать как «Дурак». Имя Дурак встречается даже в церковных документах 14 - 15 века! (Эти документы раньше заменяли свидетельство о рождении)

Через 200 лет, в 17 веке, слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, - глупого человека. Потому что самый младший - самый неопытный и несмышлёный.

Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван - дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.

Почему в сказках чаще всего встречается имя ИВАН, ведь были же и другие имена? Оказывается, после крещения Руси пришел новый обычай давать детям имена святых. Получая такое имя, человек не должен был его опозорить.

Чаще всего встречаются святые с именем Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «слуга Божий». Носить такое имя - великая честь для человека.

Вот так и получилось, что Иван - дурак это самый младший в семье мальчик, он - словно дар Божий, слуга Бога. Иван-дурак — единственный из братьев, кто в сказках разговаривает. Он загадывает и отгадывает загадки, умеет играть на чудесной дудочке или гуслях, поёт и сочиняет стишки, шутки и прибаутки. Шутки у него добрые и разумные. Он умеет разговаривать с животными, с солнцем и ветром, и даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать - сыра земля. То есть у Ивана - дурака есть необыкновенные способности: например, он может влезть в правое ухо коня, вылезти в левое - и стать красавцем. Иванушка знает, где спрятана смерть Кощея! В другой сказке Иван - крестьянский сын встречает Чудо - Юдо и одним ударом срубает ему все три головы! Только Иван может поймать Жар - птицу или волшебного коня Сивку - Бурку.

Иванушка - положительный герой, добрый, находчивый. Живёт по совести, в его словах и поступках нет злости и жестокости.

Часто в сказках царь или другие герои посылают его «туда, не зная куда», чтобы «принести то, не зная что», или добыть для них славу и богатство. Иванушка сталкивается с очень сложными ситуациями, но всё равно становится победителем. В результате Иван - дурак жениться на царевне, становится Иваном-царевичем. Хотя сам для себя никогда не требует награды за свои подвиги.

Отсюда, кстати, появились выражения: «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит».

Но не только в русских сказках есть герои - дураки, которые ведут себя примерно одинаково. Например, в Германии сказка «Ханс дурак», итальянская сказка «Пьетро дурак», французская сказка «Женитьба Жана - идиота», японская сказка «Санко», ненецкая «Три сына».

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Образ Иванушки - дурака остаётся самым известным, о нём снимаются фильмы, мультфильмы, только облик немного поменялся. Например, мультфильмы «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», кинофильм «Как Иванушка за чудом ходил».

Поступки современных персонажей те же: они ставят цель, идут к ней, преодолевая препятствия - и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

С давних времён через сказки от старших к младшим передавался жизненный опыт. Младшие учились снисходительно и терпеливо относиться к обделенному умом человеку. Дети понимали, что можно победить темные силы, даже не обладая физической силой богатырей. Главное - это иметь доброе сердце, идти по выбранной дороге к своей цели.

Старшие братья Ивана - Дурака обладают рассудительностью и умом, но не пользуются любовью у народа. Они не стали главными героями сказки, потому что не добиваются ничего, поступают нечестно, или отвлекаются от своей цели на другие соблазны: любят только себя, гордятся собою, пренебрежительно относятся к другим людям.

Поэтому говорят: «Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам - урок».

Выводы.

Из всего этого я сделала несколько выводов:

  1. Время может изменить значение и смысл слов, как это произошло со словом «дурак», потому что наша речь развивается.
  2. Сказочный герой Иван - дурак вовсе не глупый человек, он весёлый, находчивый, терпеливый и смелый.
  3. Сказки об Иване учат добру, терпению, стойкости духа. Учат защищать слабых и быть справедливым, учат уважать старших, беречь животных и природу.
  4. За своё доброе сердце и храбрость Иван получает награду, его все любят и уважают, но он не становится жестоким и высокомерным, не мстит своим братьям за обиды.
  5. Главная цель сказки, по моему мнению, показать, что даже самый слабый и несмышлёный человек, вроде Ивана - дурака, может изменить судьбу и добиться своей цели в жизни.

Используемая литература, интернет - источники.

1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm

2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год

3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html

Иван Виноградов

Нонешняя сказка про Ивана-дурака

В сказках: поп Иван, Иван царевич, Ивашка белая рубашка, Иванушка дурачок занимают первые места.

Владимир Даль.

Жил-был Иван, деревенский сын. Жил ни богато, ни бедно, ни скучно, ни весело, ни на что не жаловался и ничего не просил. Когда-то он слышал, что если кто дураком родился, то дураком и помрет, и на этом успокоился. Люди, которые поумней, давным-давно из деревни уехали, двери и окна досками закрестив, а он и до этого не додумался и остался тут один-одинешенек, собственным курам насмех. Держал он еще, кроме кур этих самых, корову и лошадь, десяток овец да пяток пчелиных ульев - всего ни много ни мало, а на одного хватало. Сторожил все его имущество и живность, хотя и неизвестно от кого, пес Полкан неизвестной породы. Еще поглядывал на всю окружающую местность с конька крыши деревянный петушок, поворачиваясь из стороны в сторону, в зависимости от ветра. Говорят, что раньше он пел, но теперь только поскрипывал - простудился, видать, на ветру.

Про Иванову жизнь рассказывать вроде и нечего. Жил - и все. Пахал землю, сеял хлеб и лен, летом грибы-ягоды в лесу собирал, рыбешку ловил на ближнем озере, в котором еще и русалки водились, не сильно его донимавшие. И так проходили у него день за днем, неделя за неделей, и все тридцать три года пролетели, как сон и как сон подзабылись, и нечего было вспомнить. Может, и поболе осталось у него за спиной прожитых годков - дураки ведь счета не знают, и не потому ли живут особенно долго и никогда на земле не переводятся - хоть на русской, хоть на немецкой.

Все же по каким-то никому не известным признакам Иван установил, что именно в тридцать три года нарушилось однообразное течение неприметной и немеряной его жизни.

Ловил он тогда, под вечер, рыбу на озере, поймал хорошую щуку и сома подбережного, собрался уже домой уходить, как вдруг почувствовал, что на него кто-то смотрит, и не просто так, а с неотвязной сильной настойчивостью. Покосил он глазами вправо, покосил влево, назад с осторожностью оглянулся - никого не видать. Ни человека, ни зверя. Одни только деревья стояли вдоль всего берега и стоя дремали - от дневной ли усталости или особо древнего своего возраста. Подивился Иван, усмехнулся сам себе, потом поверх озера глянул. И тут-то увидел: висит прямо над водой большой светлый шар, слабо заметный на фоне неба, в нем квадратная дверца открыта, в которой стоит серебряная, с золотистым отливом женщина и не сводит с Ивана больших серых глаз. Ни у здешних русалок, ни у тех женщин, что жили когда-то давно в деревне, таких глаз Иван не видал, но вспомнил зато иконы, оставшиеся в избе от дедов и прадедов: там у святых тоже были большие и серьезные глаза. «Матерь Божья!» - решил Иван, глядя на женщину, и хотел было перекреститься, как учили его в самом первом детстве, но не смог. Правая рука вроде как занемела и не подчинялась. Левая, в которой он держал насаженных на кукан рыбин, действовала, а этой и шевельнуть не мог.

Не суетись, человек, - то ли с неба, то ли еще откуда послышался размеренный голос, каждое слово произносивший раздельно и четко. - Скажи, как тебя зовут.

Ну, Иваном, - ответил растерянный рыбак.

Давай, Иван, будем вместе летать и разговаривать…

Иван понял, что слова эти могут исходить только от Серебряной женщины, хотя лицо ее оставалось все время неподвижным, губы не шевелились.

Не хочу я никуда улетать, - сказал он. - Мне и на земле хорошо.

Ты ведь не знаешь, как бывает не на земле, - говорила или как-то без разговоров разъясняла ему женщина.

Не знаю и знать не хочу, - отвечал Иван, постепенно набираясь смелости.

Это неправда, - сказали ему. - Все люди любят перемещаться с места на место и узнавать новое.

А я не такой, как все.

Такой нам особенно интересен и нужен.

Зато вы мне не нужны. И нечего тут появляться!

Известно, что всякий дурак любит перед кем-нибудь похорохориться, особенно перед теми, кто умней его. У Ивана такой возможности прежде не бывало, так что начал он разогревать в себе храбрость на полный градус. Самому страшно-престрашно, а вид держит геройский.

Давай улетай отсюдова! - продолжал он, от страха переходя на крик. - Я один тут хозяин. У тебя - твой шар, у меня - моя земля и озеро.

Мыслишь логично, - проговорила женщина, так и не раскрывая губ. - Но не умно, - добавила с чуть заметной усмешкой.

Мне и не надо быть умным! - заявил он, почти бахвалясь. - Знаешь, кто я такой? Иван-дурак!

Я не слыхала, чтобы человек сам себя называл этим словом.

Вот послушай и полюбуйся…

Шар снизился и приблизился к берегу. Из глаз женщины стали выскакивать пульсирующие светлые лучики и начали словно бы ощупывать Ивана. Ему стало неприятно и стыдно, как если бы оказался он совсем голым перед давно забытой соседкой, которая ему тогда нравилась.

Ну чего пристаешь? - начал он отмахиваться от световых щупальцев своими рыбинами; руки у него теперь действовали. - Делать тебе больше нечего?

Он уже сообразил, что надо ему поскорее бежать отсюда под свою крышу, за надежные свои стены, куда эта женщина со своим шаром не пролезет. Но…

Не торопись! - остановила его Серебряная. - И никогда не пытайся нас обманывать. Если ты дурак, то почему же логично мыслишь? Я не нашла в тебе никаких особенных отклонений.

У Ивана на уме все та же, вполне логичная мысль: удрать и поскорее! Он дернулся, чтобы бежать, а ноги - ни с места! Хотел повернуться в сторону леса, чтобы там укрыться, - опять не может.

Иван видит, что беда пришла. Просит:

Ну не надо! Ну чего я тебе такого сделал?

Не надо нас обманывать и отказываться от того, что мы предлагаем. Постой пока и подумай над моим предложением. Я еще наведаюсь к тебе, когда надо будет…

Дверца в летающем шаре задвинулась, сам он ярко взблеснул, как стекляшка на солнце, и пропал, растаял в небесах. Иван же остался прикованным к земле. Руки теперь двигались обе, а ноги не подчинялись.

Сильно приуныл Иван. Потому что больше всего на свете любил он ходить по своей земле и что-нибудь делать на ней надобное. Без этого человеку и жить незачем. Прямо хоть волков подзывай, чтоб загрызли насмерть, - подумалось в этот час Ивану.

Потом видит - две русалки, две неразлучные подружки-хохотушки из озерной воды высунулись, глазами зелеными на него уставились: что, мол, здесь происходит? Раньше они тоже не раз подплывали к берегу, то из любопытства своего врожденного, то к себе, в подводное царство, заманивали, но Ивану никак не хотелось переселяться в воду, и они перестали приставать. Зато теперь ему и жизнь под водой показалась подходящей: там можно все-таки двигаться, а то и на берег со временем вылезть. Говорит он русалкам: «Беда случилась, мои девушки! Заколдовала меня Серебряная женщина, не могу с места сдвинуться. Хотя у вас там и мокро, но лучше уж к себе забирайте, чем стоять мне всю жизнь столбом неподвижным».

Русалки пошептались, похихикали, выбрались кое-как на землю, покачиваются на хвостах своих полурыбьих и приближаются к Ивану. Начали толкать его то в одну, то в другую сторону, а сами еще и пощекатывают его, и вот уже все трое похохатывают, колышутся, все равно как в пляске какой. Иван и не заметил, как из заколдованного круга выступил, зато сразу почувствовал свободу и в один момент все недавние мысли о смерти, а также и о подводной жизни из головы выбросил. Свободному, вольному человеку о смерти думать незачем.

Русалки зовут его в воду, а он себе - ходу! Скорее домой, да и дверь на запор.

Дома он сразу заснул и спал без просыпу, может, сутки, а может, и боле. Проснулся потом, как новенький, как дитя безгрешное, беззаботное, и продолжал себе жить, как жил до этого. Только в субботу, когда мылся в бане, заметил на груди, прямо над сердцем аккуратный коричневый кружок с большими круглыми глазами внутри него и двумя кошачьими ушками наверху. Попробовал стереть - не стирается, стал смывать - не смывается. Он и так и этак, а откуда-то со стороны или, вернее сказать, ниоткуда, начинает звучать знакомый размеренный голос: «Не старайся напрасно, Иван, это несмываемый знак. Ты будешь теперь нашим легионером. Когда нужно, мы тебя призовем, но и ты можешь рассчитывать на нашу помощь, когда будет тебе трудно… До встречи!»

Не понравилось это Ивану. Не нуждался он ни в какой помощи, а главное, не хотел быть чьим-то там подчиненным. К вольной волюшке привык и другой жизни уже не мыслил.

Впрочем, долго расстраиваться он не умел, поскольку есть у всех дураков такие прекрасные утешения: что ни делается - все к лучшему; чему быть, того не миновать; Бог не выдаст - свинья не съест; авось да небось.

Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем?

Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?.. Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!

Смеха ради

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён. Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака - его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX века). Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Дурак – юродивый

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, - думает себе Иванушка, - ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее. Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе. Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Дурак – жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными. Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, все у него смешно выходит - не так, как у людей.

Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:

Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!

А чем? - спрашивает Иванушка.

Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари - будет похлебка!

Мужик приказывает:

Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!

Уехал мужик с женой; Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади их и говорит:

Ну, вот, я гляжу за вами!

Посидели дети некоторое время на полу, - запросили есть: Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал все коромыслом и думает вслух:

А кого крошить надо?

Услыхали дети - испугались:

Он, пожалуй, нас искрошит!

И тихонько убежали вон из избы.

Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок,- соображает: «Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!»

Заглянул в кадушку и говорит:

Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!

Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает - удивился, рычит:

Эй ты, зачем дерево в лес несешь?

Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось,- Медведь сел на задние лапы и хохочет:

Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!

А Иванушка говорит:

Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!

Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!

Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!

Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.

Да брось ты ее! - говорит Медведь.

Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!

Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:

Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!

А Иванушка спрашивает Медведицу:

Тетя, не видала ребятишек?

Мои - дома, спят.

Ну-ка, покажи, не мои ли это?

Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:

Не эти, у меня двое было.

Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:

Да ведь у тебя человечьи дети были!

Ну да, - сказал Иванушка, - разберешь их, маленьких-то, какие чьи!

Вот забавный! - удивилась Медведица и говорит мужу: - Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!

Ладно,- согласился Медведь,- он хоть и человек, да уж больно безобидный!

Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:

Поди-ка набери малины лесной, - детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!

Ладно, это я могу! - сказал Иванушка.- А вы дверь постерегите!

Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во все горло:

Эх, как неловки
Божий коровки!
То ли дело - муравьи
Или ящерицы!
Пришел в берлогу, кричит:

Вот она, малина!

Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, - очень рады!

А Иванушка, глядя на них, говорит:

Эхма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!

Медведь с женой хохочут.

Ой, батюшки мои! - рычит Медведь. - Да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!

Вот что, - говорит Иванушка, - вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!

А Медведица просит мужа:

Миша, ты бы помог ему!

Надо помочь, - согласился Медведь, - уж очень он смешной!

Пошел Медведь с Иванушкой лесными тропами, идут - разговаривают по-приятельски.

Ну и глупый же ты! - удивляется Медведь, а Иванушка спрашивает его:

А ты - умный?

Не знаю.

И я не знаю. Ты - злой?

Нет. Зачем?

А по-моему - кто зол, тот и глуп. Я вот тоже не злой. Стало быть, оба мы с тобой не дураки будем!

Ишь ты, как вывел! - удивился Медведь.

Вдруг видят: сидят под кустом двое детей, уснули. Медведь спрашивает:

Это твои, что ли?

Не знаю, - говорит Иванушка, - надо их спросить. Мои - есть хотели.

Разбудили детей, спрашивают:

Хотите есть?

Те кричат:

Давно хотим!

Ну, - сказал Иванушка, - значит, это и есть мои! Теперь я поведу их в деревню, а ты, дядя, принеси, пожалуйста, дверь, а то самому мне некогда, мне еще надобно похлебку варить!

Уж ладно! - сказал Медведь.- Принесу!

Идет Иванушка сзади детей, смотрит за ними в землю, как ему приказано, а сам поет:

Эх, вот так чудеса!
Жуки ловят зайца,
Под кустом сидит лиса,
Очень удивляется!
Пришел в избу, а уж хозяева из города воротились, видят: посреди избы кадушка стоит, доверху водой налита, картошкой насыпана да мукой, детей нет, дверь тоже пропала, - сели они на лавку и плачут горько.

О чем плачете? - спросил их Иванушка.

Тут увидали они детей, обрадовались, обнимают их, а Иванушку спрашивают, показывая на его стряпню в кадке:

Это чего ты наделал?

Похлебку!

Да разве так надо?

А я почему знаю - как?

А дверь куда девалась?

Сейчас ее принесут, - вот она!

Выглянули хозяева в окно, а по улице идет Медведь, дверь тащит, народ от него во все стороны бежит, на крыши лезут, на деревья; собаки испугались - завязли, со страху, в плетнях, под воротами; только один рыжий петух храбро стоит среди улицы и кричит на Медведя.

О сказке

Русская народная сказка «Иван-дурак»

Самые первые книги, с которыми ребёнок знакомится в детстве – это сказки. Это из них малыши узнают об окружающем их мире, о том, где-то далеко-далеко, за тридевять земель существуют чудесные сады и диковинные звери.

Русские народные сказки – это не только удивительные истории о чудесах и волшебстве. Немаловажную роль в этих повествованиях играют персонажи. Один из любимых героев русских народных сказок – Иван по прозвищу дурак.

«Почему дурак»? – могут спросить дети. Это обстоятельство много раз пытались разъяснить с точки зрения разных позиций. Искали созвучные слова в словах других народов. Или объясняли тем, что в сказках Иван-дурак обычно самый младший сын.

И слово «дурак» может быть растолковано как «глупый», «неопытный», «несмышлёный». Но, как бы там ни было, этот сказочный герой снискал и любовь и сочувствие у самих сказочников, так и у тех, кто их читает или слушает.

В одной из таких историй послали родители младшего сына Ивана пахать поле. А у несмышлёныша для этого и сил не хватало, и ума было маловато. Надоели ему комары, да мошкара, которые вились вокруг. Взял он хлыст, да убил одним махом штук сорок насекомых.

Поразило это событие Ивана-дурака. Возомнил он себя могучим богатырём. Ну, а раз так, то решил он свою силу попробовать вместе с другими богатырями. Так и случилось, что с Ильёй Муромцем, да Фёдором Лыжниковым отправился дурачок приключений искать.

И пришлось богатырям сразиться с самим Добрыней. Да только не справились с ним ни Илья Муромец, ни Фёдор Лыжников. А Ванька-дурачок случайно победу одержал. И был за это пожалован царской милостью. Отдали за него замуж царскую дочь и полцарства в придачу.

Почему вся слава, почести и богатство достались дураку? А может быть сказочник хотел на этом примере показать, что простоватый Иван, олицетворяющий собой русский народ, только с виду глупый и неказистый? А в трудной ситуации он сумеет проявить и смекалку, и сноровку. Сумеет постоять за себя, и за своих друзей. Чем не герой земли русской?

Читайте русскую народную сказку «Иван-дурак» онлайн бесплатно и без регистрации.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов и думает: «Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет!» Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери: «Давайте мне полог и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит - на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет».

Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас; он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней - а был еще мало-мало грамотный - написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.

Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись: «Ба, - говорит, - проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно». Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха не ломат шапки, говорит: «Здорово, Илюха!» Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! - и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи - снимат шапку, говорит: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха шапки не ломат. «Здорово, - говорит, - Федюнька!»

Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал: «Не наше дело! Спрашивай вон старшого - сильного, могучего богатыря».

Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить: «Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж». Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул: «Илюха! Ступай прогони их, что за люди?» - сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.

Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул: «Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!» Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.

Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда - угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.

Царь это увидел, перепугался: «Ох, - говорит, - богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец». За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.

Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит: «Синь да хорош!» Я думал: «Скинь да положь!» Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!