Молитва господи иисусе христе сыне божий. Где и как обращаться к Иисусу. Под защитой Божьей

Д елание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взы вать к нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!

С ила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием, и преданности Богу, и во всегдашнем внимании к Богу, и Ему пред стоянии умном.

С овершая сию молитву, ко Господу Спасителю обращенную, не надо выпускать из внимания, что Он есть един от Пресвятой Троицы, нераздельный со Отцем и Святым Духом.

Текст Иисусовой молитвы

Самое замечательное обстоятельство в этом Послании, - замечает г-н Скотт, - это уверенность Апостола в благости его дела и в силе Бога, чтобы вынести его в нем. Против того, как он тогда был сильной и прозорливой партией, чья власть, репутация и интерес были глубоко обеспокоены и которые были готовы захватить все, что могло его дискредитировать, замечательно слышать, как он так твердо настаивает на его апостольской власти, и поэтому безоговорочно обращаются к чудесной силе, которую он осуществлял и предоставлял в Коринфе.

М олитве Иисусовой навыкать постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась... и на ходу, и при работе...Соединять молитву Иисусову с дыханием, как вы делаете, можно. Это сказал кто-то из древних. Дыхание вместо четок.

Д ыхания не надо вам стеснять и на сердце натиска не делать, а свободною мыслию творить молитву. Знайте, что молитва, истинно духовная, прививается благодатию.

До тех пор, пока он не уклонился от конкурса, опасаясь какого-либо открытия, неблагоприятного для него и общего дела, он с большой скромностью и кротостью действительно, но с одинаковой смелостью и решительностью прямо заявляет, что его противники и презиратели были министрами сатаны, и угрожает им чудесными судами, когда многие из их обманутых слушателей были приведены к покаянию и восстановлены в вере, поскольку надлежащие средства могут в разумный срок. Невозможно представить, что более сильное внутреннее свидетельство не только целостности, но и божественного вдохновения может существовать.

Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

Ч итая молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», останови все мечтания и помыслы; ни о чем постороннем не думай, а только пусть ум твой держится на словах этой молитвы, т.е. говори и понимай каждое слово молитвы: что такое «Господи», что — «Иисусе Христе», что — «Сыне Божий», что — «помилуй мя, грешнаго». Когда же ты ум соединишь с сердцем, то последует уже переживание читаемого, т,е ты не просто холодно будешь понимать: «Господи», а станешь исполняться чувств веры, любви, надежды, благоговения, страха Божия. Говоря: "Иисусе Христе», будешь чувствовать Иисуса Христа как Сладчайшего нашего Искупителя, Милосердного и Всеблагого, и это возбудит в твоем сердце умиление и благодарение к Господу. «Сыне Божий»... опять вызовет соответствующие переживания. Говоря: «помилуй мя, грешнаго», восчувствуешь всю свою духовную нищету, всю свою греховность и возымеешь единственную надежду на спасение в Господе Иисусе Христе.

Если бы христианам было какое-либо обвинение, это было почти невозможно, но такое поведение должно было привести к его раскрытию. Павел взял в Коринф, после того, как написал это, упоминается Саидом. Порядок имен трех Божественных Лиц сам по себе является значительным. Здесь порядок инвертирован, как будто в мыслях Апостола между ними не было «различия или неравенства», вопрос о приоритете определяется последовательностью мысли, а не каким-либо существенным различием. Тем, кто отслеживает эту последовательность здесь будет достаточная причина для того порядка, который мы на самом деле находим.

И мя Господа Иисуса должно возбуждать в нас умиление, тихую радость, отраду. В самом деле, ведь это имя нашего Искупителя, нашего Спасителя. Мы не можем безразлично относиться к лицам, которые нас любят, благодетельствуют и покровительствуют нам. Напоминание и даже самое имя их нас уже радует, утешает. В бесконечно большем виде это нужно представить относительно сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа.

Он говорил об этой благодати, проявляя себя в самоотречении ради человека. Что более естественно, чем первое желание его сердца для тех, кто был дорог должно быть, что эта благодать может быть с ними, работать над ними и ассимилировать их для себя? Но «благосклонность» или «благодать», которая таким образом протекала через Христа, была получена из еще более высокого источника. Это была любовь Бога в Христе, примиряющем мир с Себе, любовь к Вечному Отцу, которая проявилась таким образом в «благодати» Сына.

Могли ли он отделить эти божественные действия от того, кого Он знал сразу, как Дух Божий и Дух Христа? Разве это не через их участие в этом Духе, проливающее любовь Бога в их сердцах, что благодать Христа и любовь Отца были переведены из области абстрактных мыслей или простых пустых слов в реалии живого опыта?

Священномученик Арсений (Жадановский),еп.Серпуховской (1874-1937).

У пражняйся в молитве так: в уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых, ум заключай в слова молитвы и внимание держи в верхней части груди, ибо внимание — душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет и теплота сердечная, то остановись на этом, пока это не кончится; думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает от сосредоточения, но это не прелесть.

И, таким образом, Послание заканчивается, а не мы можем представить, если мы когда-нибудь представим себе фактический генезис письма без какого-либо чувства облегчения и покоя. Это была трудная и трудная задача, чтобы диктовать это. Акт диктовки был нарушен паузами сильной эмоции или физического истощения. Апостол должен был сказать то, что шло против зерна, о котором он не мог чувствовать себя абсолютно уверенным в том, что они были правильными вещами. И теперь все сделано. Он может с нетерпением ждать прихода в Коринфскую церковь не с жезлом, а в любви и в духе кротости.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Г лавное — тут нужно смирение, с чувством мытаря...

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

М олитва Иисусова, по научению Святых Отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует, или занимается каким рукоделием. Кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять ее, за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться, потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела.

Каков фактический результат этого визита, мы не знаем подробно, но, по крайней мере, нет следов разочарования в тоне Послания римлянам, которое было написано во время этого визита. Он не был назначен в коллекции для святых в Македонии или Ахайе. Если мы проследим воспоминание о прошлых конфликтах в предупреждении против тех, кто вызывает разногласия, скорее это касается спокойствия того, кто оглядывается на прошлую опасность, чем на горечь настоящей борьбы. С Нового Завета православные считали, что сила Бога присутствует во Имя Иисуса.

Когда апостол Петр исцелил калечащего человека в Красивых Вратах Храма, он был допрошен Первосвященником: какой силой или каким именем вы это сделали? Петр, исполненный Святаго Духа, ответил: Да будет известно вам всем и всему народу Израилеву, что именем Иисуса Христа из Назарета, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им этим человеком стоит перед вами хорошо. Воистину, истинно говорю вам, если вы спросите что-нибудь о Отце, Он даст его вам во имя Мое.

Т акая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае.

О тцы Святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху и не сбоку, и особенно, если внимание ума нисходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

До сих пор вы ничего не просили в Моем имени; спросите, и вы получите, чтобы ваша радость была полной. Позже, в эпоху, сразу после времени апостолов, св. Таким образом, молитва этой молитвы во имя Иисуса Христа с самого раннего времени была важной частью православной духовной традиции и была особенно сохранена монахами с 4-го века.

Где и как обращаться к Иисусу

Однако, в то время как особенно практикуется и популяризируется монахами, молитва во Имя Иисуса является привилегией всех христиан. Как сказано в Молитвеннике: На работе и в покое, дома и в путешествиях, в одиночестве или среди других людей, всегда и везде повторяйте в своем уме и сердце сладкое имя Господа Иисуса Христа, говоря: «Господь Иисус Христос, Сын Боже, помилуй меня, грешника». Однако в нашей напряженной жизни, как обычный православный христианин может практиковать эту непрестанную молитву Иисуса?

П роизносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному.

Преподобный Исаак Сирин (VII в.).

П ервая ступень — молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Текст и смысл молитвы

В наших повседневных делах есть много вещей, которые мы делаем по привычке. В начале дня, например, мы моемся, одеваемся, завтракаем и так далее. Когда мы идем по пути к работе, обычно бывает много свободного времени. В течение рабочего дня, будь то домашняя работа по дому или на заводе, в магазине или в офисе, есть много праздных моментов или моментов повторяющейся работы. Даже в таких развлекательных мероприятиях, как походы, бег трусцой или что-то еще, есть много возможностей для участия в молитве.

И какое лучшее время делать добро, непрестанно призывать к Имени Иисуса, может быть, чем когда-нибудь такие, как эти? Даже самая монотонная задача может быть превращена в сладкий и радостный опыт! Даже если мы находимся в толпе, на работе, на собрании семьи, в ситуациях, требующих всей нашей мысли и внимания, можно сказать Молитву Иисуса, возможно, не надолго, непрерывные блоки времени, но со времен время. Поскольку архиепископ Павел, Предстоятель Финляндской Православной Церкви и Валаамский Монах заявляет: Если мы привыкли читать Имя Иисуса таким же образом даже на полминуты за раз, и можно организовать такую ​​паузу для себя в почти любом рабочем месте, воспоминание о присутствии Бога останется как подтекстом в нашей душе.

В торая ступень — молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал — молитва все совершается...

Я долго... не мог понять, что такое соединение ума с сердцем. В сущности говоря, это значит соединение всех сил души воедино для устремления их всех к Богу, что невозможно при разъединенности их.

Таким образом, молитва Иисуса - это молитва удивительной многогранности; это молитва для начинающих и в равной мере молитва, ведущая к самым глубоким тайнам созерцательной жизни. Для некоторых наступает момент, когда молитва Иисуса входит в сердце, так сказать, поэтому ее также называют «Молитва сердца». На этом этапе молитва Иисуса больше не читается посредством преднамеренных усилий, но самопроизвольно повторяется, продолжается, даже когда вы говорите или пишете, присутствует в своих мечтах и ​​пробуждает его утром.

Что такое умное делание молитвы?

Когда Дух берет свое жилище в человеке, он не перестает молиться, потому что Дух будет постоянно молиться в Нем. Тогда, когда он спит и не проснется, молитва будет отрезана от его души; но когда он ест, и когда он пьет, когда он ложится и когда он делает какую-либо работу, даже когда он погружен во сне, духи молитвы будут дышать в его сердце спонтанно.

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

О снованием для упражнения молитвою Иисусовою служит поведение благоразумное и осторожное. Во-первых, должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах. Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтобы пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка. Одежда, жилище и все вообще вещественные принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в подражание апостолам Его, в последование духу их, в общение с духом их. Святые апостолы и истинные ученики их не приносили никаких жертв тщеславию и сует ности по обычаям мира, не входили ни в чем в общение с духом мира. Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова, прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы молчанием; празднословие, многословие, особенно насмешки, пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы.

Таким образом, как для тех, кто постоянно читает эту молитву, так и для тех, кто является лишь случайным пользователем, Молитва Иисуса оказывается великим источником радости и уверенности. Самая нормальная форма непрестанной молитвы в православной традиции - молитва Иисуса. Молитва Иисуса - это форма обращения, используемая теми, кто практикует умственную молитву, также называемую «молитвой сердца». Слова самой молитвы, как правило, говорят: Господь Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня грешника. Выбор этого конкретного стиха имеет богословский и духовный смысл.

Н ужны и время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях. Как цвет и плод произрастают на стебле или древе, которые сами прежде должны быть посеяны и вырасти, так и молитва произрастает на других добродетелях, иначе не может явиться, как на них. Не скоро инок справится с умом своим, он не скоро приучит ум свой пребывать в словах молитвы, как бы в заключении и затворе.

Ибо нет другого имени, данного между людьми, которым мы должны быть спасены. Тот факт, что молитва адресована Иисусу как Господу, Христу и Сыну Божьему, состоит в том, что это центр всей веры, открытой Богом в Духе. Он сказал им: «Но кто вы скажете, что я?».

Симон Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого». То, что Иисус есть Христос и что Христос есть Господь, является сутью христианской веры и основанием христианской церкви. Верить и провозглашать это дается Святым Духом. Никто не может сказать: «Иисус есть Господь», кроме Святого Духа.

Каждый язык должен признаться, что Иисус Христос - Господь во славу Бога Отца. Призывая Иисуса, Сын Божий должен признать Бога своим Отцом. Сделать это, в то же время, иметь Бога как своего собственного Отца, и это также дается пребывающим Духом. И когда пришло время, Бог послал Сына Своего, рожденного от женщины, рожденной по закону, чтобы искупить тех, кто был под законом, чтобы мы могли принять усыновление как сыновья. И потому, что вы сыны, Бог послал Дух Своего Сына в наши сердца, плача Авва!

Н ачинают с средины те новоначальные, которые, прочитав в отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцами безмолвникам, то есть монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с средины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.

Под защитой Божьей

Таким образом, чтобы молиться «Господь Иисус Христос, Сын Божий», уже должен быть дитем Бога и уже быть уверенным, что Святой Дух в вас. Таким образом, молитва Иисуса приносит Дух Божий в сердце человека. «Помилуй меня грешник» - молитва мытаря. Вообще говоря, божественная милость - это то, что нужно человеку больше всего. Именно по этой причине бесчисленное повторение просьбы о милосердии Господа встречается повсюду в молитвах Церкви.

И, наконец, все люди - грешники. Молитва Иисуса в основном используется тремя различными способами. Сначала, как стих, используемый для «молитвы сердца» в тишине в исихастском методе молитвы. И в-третьих, как краткая молитва эякуляции, используемая для предотвращения искушений. Конечно, в реальной жизни человека эти три применения молитвы часто взаимосвязаны и объединены.

П равильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собой из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу.

Святитель Игнатий (Брянчаиинов) (1807-1867).

О чень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве Иисусовой. Начинай с устной. А прежде всего, вместо фундамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро привьется.

В исихастском методе молитвы человек сидит один в телесном положении, склонив голову, а глаза направлены к груди или животу. Он опустошает свой разум всех разумных мыслей и дискурсивных рассуждений, а также лишает его ума каждой картины и образа. Затем, без мыслей или воображения, но со всем надлежащим вниманием и концентрацией, он ритмично повторяет молитву Иисуса в молчании - исихия означает молчание - и через этот метод созерцательной молитвы объединяется с Богом благодаря пребыванию Христа в Духе.

Согласно отцам, такая молитва, когда она добросовестно практикуется в рамках всей жизни Церкви, приносит в себя опыт несвязанного божественного света Бога и невыразимой радости для души. Его цель - сделать человека слугой Бога. Ум, когда он объединяется с сердцем, наполнен невыразимой радостью и восторгом. Тогда человек видит, что Царство Небесное действительно внутри нас.

М олитву умственную держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? Зато слюбится. Тысячу раз слюбится.

Г лавное — во время молитвы окаивай себя как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небе и на земле Ангелами и человеками.

М олитва прекращается — это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения и, главное,— от гордости.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Е сли увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые... Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь их, поражая невидимо Божественным именем.

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.).

П равильное делание этой молитвы будет тогда, когда она сочетается неразрывно с покаянием, будет выражением сердечного сокрушения о своем недостоинстве, греховности, сознания постоянного нарушения заповедей Евангелия.

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).

Читая молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного, останови все мечтания и помыслы; ни о чем постороннем не думай, а только пусть ум твой держится на словах сей молитвы, т. е. говори и понимай каждое слово молитвы: что такое Господи, что Иисусе Христе, что Сыне Божий, что помилуй мя грешного. Когда же ты ум соединишь с сердцем, то последует уже переживание читаемого, т. е. ты не просто, холодно будешь понимать Господи, а станешь исполняться чувств веры, любви, надежды, благоговения, страха Божия. Говоря: Иисусе Христе, будешь чувствовать Иисуса Христа как Сладчайшего нашего Искупителя, Милосердного и Всеблагого, и это возбудит в твоем сердце умиление и благодарение к Господу. Сыне Божий... опять вызовет соответствующие переживания. Говоря: помилуй мя грешного, восчувствуешь всю свою духовную нищету, всю свою греховность и возымеешь единственную надежду на спасение в Господе Иисусе Христе.

Имя Господа Иисуса должно возбуждать в нас умиление, тихую радость, отраду. В самом деле, ведь это имя нашего Искупителя, нашего Спасителя. Мы не можем безразлично относиться к лицам, которые нас любят, благодетельствуют и покровительствуют нам. Напоминание и даже самое имя их нас уже радует, утешает. В бесконечно большем виде это нужно представить относительно Сладчайшего Имени Господа нашего Иисуса Христа.

Главное, тут нужно смирение, с чувством мытаря...

Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной, за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться, потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела.

Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае.

Отцы святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху и не сбоку, и особенно, если внимание ума нисходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть.

Без руководства эту молитву проходить опасно.

Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова.

Первая ступень молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.
Вторая ступень молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал молитва все совершается...

Я долго... не мог понять, что такое соединение ума с сердцем. В сущности говоря, это значит соединение всех сил души воедино для устремления их всех к Богу, что невозможно при разъединенности их.

Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби.

Усердствующий обучаться этому Божественному деланию должен, по святому Симеону Новому Богослову, предать себя душою и телом в послушание, согласное со Священным Писанием; то есть предать себя в полное отсечение святой воли и своего рассуждения человеку, боящемуся Бога, усердному хранителю Его Божественных заповедей и не неопытному в этом мысленном подвиге, могущему, по писанию святых отцев, показать повинующемуся незаблудный путь ко спасению, путь умного делания молитвы, тайно совершаемой умом в сердце.

От молитвы гласной многой истекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову должна не громким голосом, но тихо, вслух себе одному.

Основанием для упражнения молитвою Иисусовою служит поведение благоразумное и осторожное. Во-первых, должно устранить от себя изнеженность и наслаждения плотские во всех видах. Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка. Одежда, жилище и все вообще вещественные принадлежности должны быть скромные, в подражание Христу, в подражание Апостолам Его, в последование духу их, в общение с духом их. Святые Апостолы и истинные ученики их не приносили никаких жертв тщеславию и суетности, по обычаям мира, не входили ни в чем в общение с духом мира. Правильное, благодатное действие молитвы Иисусовой может прозябнуть только из Духа Христова, прозябает и произрастает оно исключительно на одной этой почве. Зрение, слух и прочие чувства должны быть строго хранимы, чтобы через них, как через врата, не ворвались в душу супостаты. Уста и язык должны быть обузданы, как бы окованы молчанием; празднословие, многословие, особливо насмешки, пересуды и злоречие суть злейшие враги молитвы. От принятия братии в свою келию, от хождения в их келий должно отказаться: должно пребывать терпеливо в своей келии, как в гробе с мертвецом своим с своею душою, истерзанною, убитою грехам молить Господа Иисуса о помиловании.

Желающий приступить к Богу и усвоиться Ему постоянным присутствием в молитве, осмотрись! Исследуй тщательно твой образ мыслей: не заражен ли ты каким-либо лжеучением? В точности ли и без исключений последуешь учению Восточной Церкви, единой истинной, святой, апостольской?..
Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества необходимое условие для того, чтоб молитва была милостиво принята и услышана Богом.
Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, оклеветавшему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Нужны и время и постепенность в подвиге, чтобы подвижник созрел для молитвы во всех отношениях. Как цвет и плод произрастают на стебле или древе, которые сами прежде должны быть посеяны и вырасти, так и молитва произрастает на других добродетелях, иначе не может явиться, как на них. Не скоро инок справится с умом своим, он не скоро приучит ум свой пребывать в словах молитвы, как бы в заключении и затворе.

Начинают с средины те новоначальные, которые, прочитав в Отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцами безмолвникам, то есть, монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с средины те, которые, без всякого предварительного приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм, и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные действия ее. Должно начинать с начала, то есть, совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.

Правильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собой из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу.

Иисусову молитву твори всегда, потому что призывание имени Господа помогало даже и язычникам.

Рассеиваешься иногда при молитве Иисусовой. Трудно, чтобы никогда не рассеиваться. Это свойственно только совершенным; а мы с тобой люди грешные. На языке, говоришь, молитва, а на уме Бог весть что; и потому, думаешь, не оставить ли в таком случае молитву. Нет, не оставляй. Лучше сухим хлебом питаться, нежели оставаться совсем без хлеба.

Начните с небольшого: после каждой утренней и вечерней молитвы, если ничего не мешает, проговаривайте: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!".

Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к нему: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов, и это будет молитва.

Сила не в словах молитвы Иисусовой, а в духовном настроении, страхе Божием и преданности Богу и во всегдашнем внимании к Богу и Ему предстоянии умном.

Совершая сию молитву, ко Господу Спасителю обращенную, не надо выпускать из внимания, что Он есть Един от Пресвятыя Троицы, нераздельный со Отцем и Святым Духом.

Не забывайте, что не должно ограничиваться одним механическим повторением слов молитвы Иисусовой. Это ни к чему не приведет, кроме механического навыка повторять сию молитву языком, даже не думая о том. И это, конечно, не худо. Но составляет самую дальнюю внешнюю окраину сего дела.

Относительно умной молитвы держите одну предосторожность, чтоб при непрестанном памятовании о Боге не забывать возгревать и благоговейный страх, и позыв падать в прах пред лицем Бога, милостивейшего Отца, но и грозного Судии. Частое памятование о Боге без благоговеинства притупляет чувство страха Божия и чрез то лишает его того спасительного действия, которое ему принадлежит.

Молитве Иисусовой навыкать постарайтесь так, чтобы она сама собою говорилась, и на ходу, и при работе.

Соединять молитву Иисусову с дыханием, как вы делаете, можно. Это сказал кто-то из древних. Дыхание вместо чёток.

Дыхания не надо вам стеснять и на сердце натиска не делать, а свободною мыслию творить молитву. Ведайте, что молитва, истинно духовная, прививается благодатию.

Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному.

Очень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве Иисусовой. Начинай с устной. А прежде всего, вместо фундамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро привьется.

Молитву Иисусову творить привыкнуть скоро нельзя. Ты только старайся не забывать о Боге и кайся в забвении и развлечении.

Молитву умственную держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? Зато слюбится. Тысячу раз слюбится.

А лучше всех крестиков и крестоносцев, всех портретиков и их подлинников вырисовать на мягком юном сердце сладчайшее имя, светозарную молитовку: Г. И. Х. С. Б., п. М. грешную... Тогда, т. е. когда утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима. Ибо Сам Царь, со Всепетою Своею материю и всеми Ангелами и святыми придут и будут жить у тебя.

Постоянно творить ее тебе еще нельзя. Ибо, пока не вкусит человек, яко благ Господь, трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но и за то, что есть, слава Богу! Значит, пока держится молитва, не оставляй ее. А главное во время молитвы окаивай себя, как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли Ангелами и человеками.

Молитва прекращается это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения, и главное, от гордости.

Не надо нажимать на сердце вниманием, а надо творить молитву в верхней части груди и ум заключать в слова молитвы. Этот способ самый правильный: и сердце будет сочувствовать, и молитва будет исходить из сердца.

Молитву умную легче стяжать, чем удержать.

Если увидишь, что возникают помыслы, не внимай им, хотя бы они были простые и добрые... Заключая ум в сердце и призывая Господа Иисуса часто и терпеливо, ты скоро сокрушишь такие помыслы и истребишь их, поражая невидимо Божественным именем.

Всякий, чтущий Бога, чтит и Его имя. Но спасает человека не имя Иисуса Христа, а Сам Христос, и спасает не всех, а кто уверует в Него и крестится, и живет по заповедям Его, а в нарушениях кается.
Чем больше угодники Божии любили Господа, тем дороже для них становилось и имя Божие. Отсюда и происходит недоумение. В имени Божием присутствует Господь, но имя Божие не есть Сам Бог, как говорили имяславцы, и спасает не имя, а Господь, присутствующий в имени. Призывая имя Божие, мы призываем Бога и Им, Богом, спасаемся, а не сочетанием звуков имени Его.

Святые Отцы говорят, что все молитвы можно заменить одной Иисусовой. Правильное делание этой молитвы будет тогда, когда она сочетается неразрывно с покаянием, будет выражением сердечного сокрушения о своем недостоинстве, греховности, сознания постоянного нарушения заповедей Евангелия.

От этого святого имени, пред которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, ослабеет действие вражие, войдет в сердце мир, надежда и вера, и умиление... и пройдет все искушение.

[