Мишель пастуро символическая история европейского средневековья читать. Символическая история европейского средневековья

Мишель Пастуро (p. 1947), историк-медиевист, заведующий кафедрой истории западной символики в Практической школе высших исследований (Париж), вице-президент Французского общества геральдики, стоит у истоков сравнительно новой научной дисциплины - символической истории. Археология и семантика цвета, возникновение гербов и флагов, судебные процессы над животными, появление и эволюция шахмат, мифология цветов и деревьев, бестиарий басни и иконография Иуды, влияние рыцарского романа на общество и история бестселлера - начала XIX века - темы, разбираемые им в этой книге, материал для которой собирался на протяжении трех десятилетий. В "Символической истории европейского Средневековья" проф. Пастуро обобщает свои труды по истории средневековой символики, которые принесли ему известность и славу первооткрывателя.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Символическая история европейского средневековья" Мишель Пастуро бесплатно и без регистрации в формате djvu, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

У меня есть друзья, умудрившиеся прочитать "Имя розы", пропустив все пассажи, касающиеся обзора религиозных споров и философских концепций Средневековья, ибо "скучно") Поэтому оговорюсь сразу - книга строго для любителей средневековой истории/культуры)
Книга научно-популярная, но с акцентом на науку. Поэтому никаких внезапных разоблачений и прочего. Зато в наличии - латынь и ссылки на источники (милостливо помещенные в примечания; так что если вы не специалист в истории средневековья, их можно не читать без всякого ущерба), хотя написано очень увлекательно. Мишель Пастуро - известный современный историк, нынешнее место работы и регалии указаны в аннотации. Его книга "Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола" особого впечатления на меня не произвела, а вот от "Символической истории" я просто в восторге.
Введение немного чересчур наукообразное, однако потом - не оторваться. В книге рассматривается несколько тем, связанных со средневековой символикой, - "Животное", "Растение", "Цвет", "Геральдика", "Игра". И каждая тема раскрыта необычно, хочется и дальше что-то почитать об этом, чтобы узнать еще больше, хочется увидеть упоминаемые фрески (некоторые репродукции есть в книге, но не особенно много) и т. д.
Например, в части "Животное" рассматриваются судебные процессы над свиньями, саранчой и т. д. Это реальные исторические процессы, практически не изученные на данный момент, так как прежде воспринимались, как некий курьез. Наличие/отсутствие души, природа души у животных были предметом серьезных теологических споров. Фома Аквинский считал, что животные не способны отличить добро от зла и выступал против процессов над животными. А вот Альберт Великий, например, утверждал, что животные даже способны к дедукции (привет, Шерлок:) Лучшие средневековые юристы писали трактаты, споря о разных юридических нюансах процессов над свиньями (свиней вообще из всех животных судили чаще всего и, соответственно, чаще всего вешали). Пастуро рассказывает и об обстоятельствах некоторых конкретных процессов.
Второй сюжет, который рассматривается в этой части, - это иерархия животных в период Средневековья: как лев стал царем зверей, сместив медведя; какую роль и почему играли леопард, олень и кабан; каких животных изображали художники в Ноевом ковчеге в разные периоды Средневековья.
И это очень краткие впечатления только об одной части. Про другие так подробно писать не буду, отмечу только несколько сюжетов, которые меня особенно увлекли: восприятие цветов в период Средневековья (средневековый синий - это не современный синий цвет!; представления о теплых и холодных цветах изменились очень сильно; красильщики не имели право смешивать краски, а их сборники рецептов - настоящие алхимические трактаты; Иуда рыжий не случайно, да и вообще быть рыжим в Средние века было не весело, а если человек при этом еще и левша...); история возникновения шахмат (как менялись фигуры, правила, философия шахмат); как повлияли романы о короле Артуре на распространение упоминаемых в них имен и на формирование рыцарской идеологии; история создания романа "Айвенго", его невероятный успех и степень его исторической достоверности и многое, многое другое.
Я ничего не написала о части "Геральдика", это потому что не слишком этим интересуюсь, но и ее прочла с большим удовольствием.
В общем и целом - рекомендую!

Историческая психология и белые пятна в изучении истории

12

Учась на третьем курсе исторического факультета, я, как и многие другие студенты, испытала так называемый «кризис историка». С ним рано или поздно сталкиваются все люди, всерьез занимающиеся изучением истории как науки. Суть его сводится к следующему вопросу: зачем нужно изучать историю? что это может дать человечеству? в чем заключается польза для общества?
* Отбросим всякую хиромантию на тему «воспитание патриотизма и формирование национальной идентичности». Если вы специализируетесь на истории западного средневековья, как я в свое время, то воспитывать русского патриота вам будет очень трудно, особенно если учесть, что наша родина практически всегда отставала в своем развитии от Запада.
История – чисто теоретическая наука. Она не предполагает создание чего-либо материального. Однако, историки третьего курса приходят к осознанию, что, к примеру, физика тоже бывает теоретической, и она двигает физику практическую. От физики пользы больше, чем от истории. Короче, гуманитарии такие гуманитарии!
Прочтение книги Мишеля Пастуро помогает немного разрешить данный кризис. С помощью анализа средневековой символики, а также мышления средневекового человека, Мишель Пастуро исследует истоки нашего становления. Иными словами, он пытается дать ответ на вопрос: «Как мы стали теми, кто мы есть сейчас?». К примеру, почему мы ассоциируем черный цвет с трауром и смертью, а белый с чистотой; почему в раю растут деревья, а в аду нет (только ли в огне все дело); почему лиса хитрая, осел упрямый, а лев величественный. Такое мировосприятие отдельных символов (цвета, растений, животных), которым мы пользуемся по сей день, стало формироваться именно в средневековой Европе. При том то или иное отношение к определенному символу появлялось не сразу. Пастуро мастерски показывает само формирование такого отношения. Например, мы сейчас воспринимаем льва как царя зверей. Это фраза «лев – царь зверей» появилась именно в средневековье. Но не сразу. Сначала лев пережил длительный период ассоциации этого символа с дьяволом. Причина: цитаты из Библии типа «…дьявол ходит, как лев рыкающий…» и тому подобное. От ассоциации с дьяволом лев прошел путь к царю зверей. Как это было, читайте в книге Мишеля Пастуро.
Понимание истории человечества и истории человеческой мысли дает нам знание о самих себе. Задаваться вопросом «Зачем нам знать, кем мы были?», все равно, что спрашивать себя: «Зачем нам знать возраст Земли? Возраст Вселенной? От чего погибли динозавры? Когда был Большой Взрыв и был ли он вообще?» Нил Деграсс Тайсно в фильме «Космос. Пространство и время» сказал: «Мы, как люди без паспорта, не знаем, откуда взялись и кем были наши предки».
Кроме того, чем мне еще понравилась эта книга. Казалось бы, история такая наука, где все уже изучено до нас. Трудно найти какую-нибудь область, куда уже не сунул бы свой нос другой исследователь. Однако, Мишель Пастуро указывает на огромные белые пятна в изучении символической истории. Если вы ищете интересную тему для докторской диссертации по средневековой истории, можете почитать данную книгу. Обратите особое внимание, что автор, указывая на эти белые пятна, включает эмоции, с трагическим видом подчеркивает отсутствие интереса историков к тем или иным вопросам так, словно это трагедия вселенского масштаба.
Книга также примечательна огромным количеством занимательных фактов, которые заметно повысят ваш уровень эрудиции. В этом плане мне было особенно интересно прочитать историю шахмат. Люблю эту игру, но никогда не думала, что шахматная доска символизирует собой весь мир, а шахматные фигуры – это две армии, ведущие между собой настоящее сражение, основной для которых в средневековье служили феодальные войны.

Вердикт: нужно отличать символическую историю от простой истории. Если вы хотите знать, кто в каком году правил и что он сделал за время своего правления, эта книга вам абсолютно не подходит. Но если вас интересует психология человека, жившего тысячу с хвостиком лет назад, исследование Мишеля Пастуро прекрасно удовлетворит данный интерес.

Обзорная работа Мишеля Пастуро дает возможность по-новому взглянуть на историю европейского Средневековья. Более того, без ее прочтения наши знания о этом времени не будут полными.
Книга входит в топ-5 рекомендуемых к прочтению по истории Средневековья по версии сайта Постнаука: «Читая книгу Пастуро, мы пока остаемся в сфере воображаемого и рискуем так и не дойти до традиционной политической и экономической истории. Впрочем, вполне вероятно, что представления о чистоте и нечистоте, грешности профессий и игр и инаковости цветов – важнее для понимания эпохи, чем формы крестьянской зависимости или Война Алой и Белой роз.
Французский медиевист Пастуро, апологет «символической истории» как отдельной дисциплины, собрал в этой книге наиболее успешные результаты своих многолетних исследований того, что для средневекового человека было важным и очевидным, а для нас непонятно, а то и вообще не существует: он рассказывает о судах над свиньями, демонизации дичи и ротации «царей зверей», спасительных и губительных растениях и деревьях, символизме цветов и фигур, недостойном ремесле красильщиков и нечестивой, но чрезвычайно популярной игре в шахматы.»
Во Франции «Символическая история» вышла в 2004 г. и стала обобщением материалов, опубликованных Пастуро в различных журналах, коллективных трудах и сборниках в период с 1976 по 2002 г. Семнадцать глав книги представляют эти материалы в дополненной и переработанной форме.
Несмотря не некоторую узкоспециальность, я очень рекомендую работу не только медиевистам и культурологам, но и всем интересующимся европейским Средневековьем. Прежде всего потому, что она открывает мир жизненной философии людей эпохи.
Пастуро рассматривает развитие символа в Средние века, которое стало отражением анализа окружающего пространства и стремлением христианизировать его. Причем, под этим подразумевается не просто торжество церкви, а смягчение нравов, установление этических ориентиров нового общества. Символика в какой-то мере очертила и обозначила уровень познания и нравственных ценностей, которых достигло средневековое общество.
Для средневекового человека символы это не просто «лейбл» -- это дорожные знаки.
Мы видим мир, где душа была важнее плоти, психология важней механики, где Традиция была ближе к истине, чем современная наука. Впрочем, всякая цивилизация утилитарна и здесь же можно убедиться, что идеология и «тонкий мир» постепенно уступали материальным потребностям. Увлекательная история зачатков того сознания, что позже пришло к Возрождению, Просвещению, психоанализу. Читатели по-новому поймут европейские легенды, средневековые романы и даже сказки. Опять же, из книги можно заметить, сколько различного и общего содержат древние культуры России и Европы и найти то, что у нас еще сохранилось.
Мировую известность Пастуро снискали в первую очередь работы по истории цвета, и здесь он рассказывает, что средневековый мир был куда более красочным, чем принято считать; что скучный черно-белый, скорее, присущ нашему времени. Главы, посвященные смыслу цветов, занимают почти треть издания. Кроме того, сообщается о назидательной составляющей процессов над животными, истории «королевского цветка» -- лилии; о гербах и геральдике, как ее понимали люди Средних веков, о популярности «книжных» имен, о том, почему же именно лев «царь зверей», и о многом еще.
Средневековье оказало огромное влияние на наш мир. Только вот, само Средневековье или расхожие представления о нем? Оказывается, и то и другое. И, как считает М.Пастуро, это замечательно. Геральдические звери в баснях, "Айвенго",цветовые предпочтения современной цивилизации, правила игры в шахматы – все оттуда. Прочитав книгу можно убедиться, как многого мы не знали о Средних веках и как многое с ними связано.
Остается лишь пожалеть, что данная работа лишь ознакомительная. Во многих случаях Пастуро лишь очерчивает круг вопросов, которым еще предстоит заняться будущим исследователям. Тем не менее, я полагаю, книга станет классикой.

Отдельно отмечу работу издательства – ни одной опечатки, качественный шрифт и бумага, неплохие иллюстрации, приемлемая цена (тираж 2500 экз., книга запаяна в целлофановую пленку). И то, что отмечают все специалисты и читательские форумы: блестящая работа с текстом переводчика Екатерины Решетниковой: благодаря ей книга читается легко и увлекательно, не теряя ни грамма авторского стиля и смысла.

Зачем учить историю? Тут, конечно, нет и быть не может одного ответа. Кто-то скажет: чтобы не повторять ошибок прошлого. Да. Жаль только, что из века в век история учит нас, что история нас ничему не учит. Кто-то - что история нужна государству и нации для формирования объединяющей идеологии, национальной идеи. Безусловно. Хотя лично я как раз официальную историю не люблю - слишком тонкая грань между официальным и официозным. Хотя… Но про «хотя» я лучше скажу в конце. Так вот. Как по мне, один из главных смыслов науки истории в том, что она позволяет усомниться в существующем порядке вещей: понять, что многое из того, что кажется очевидным и неизменным, на самом деле таким только кажется. Потому что может быть и относительно недавно было иначе, и очевидными тогда людям казались совсем другие вещи. Отличная зарядка для ума, позволяющая избавиться от многих предрассудков. Книжка французского историка Мишеля Пастуро, вышедшая в оригинале в 2004 и переведенная на русский язык в 2012 году, - отличный тренажер для желающих прокачать этот скил.

Правда, писалась она не совсем (не только?) для этих целей и рассчитана не на широкую аудиторию, как книги популярных нынче серий но-фикшн, а, в первую очередь, на специалистов-историков. Но. Справедливости ради скажу, что французские ученые (по крайней мере, гуманитарии) пишут нетипично легким для научных трудов слогом. Так что не обязательно быть историком, чтобы прочитать «Символическую историю…» и получить от этого дела удовольствие и некоторое количество новых знаний. Какое именно количество - зависит от того, интересуетесь ли вы историей Средних веков, христианской церкви и историей костюма, геральдикой, семиотикой, шахматами, творчеством Вальтера Скотта, и что вы про это все уже знаете. Автор, кстати, не придерживается строго временных рамок Средневековья, а отслеживает, как менялось символическое значение тех или иных понятий, предметов, занятий и существ с античности до XVII-XIX веков, а то и наших дней, поэтому читать будет интересно даже тем, кого Средневековье не шибко интересует.

Сенсационных открытий под бежевой обложкой нет, но лично для себя, думаю, каждый читатель может открыть много интересного. Автор собрал воедино свои статьи и лекции о том, как в Средние века использовались те или иные символы (цвета, изображения растений и животных, природные материалы и изделия из них…), какое значение им придавали и как эта трактовка менялась со временем. Перелопатил труды коллег по цеху, наметил темы для возможных исследований, которых пока в затронутых областях не хватает - если верить Пастуро, тут - поле не пахано.

Меня очень впечатлил первый раздел, посвященный животным: не только тому, какие свойства приписывают им церковная традиция и народные предания, и почему изображения одних зверей и птиц встречаются на гербах знатных родов чаще, чем другие, но и отношению к домашним животным в средние века. Кстати, как бездушную скотину или биороботов (к чему склонны многие в наш просвященный век) Средневековье их не воспринимало. Считалось, что у животных есть душа. А раз есть душа, значит животное в той или иной степени сознает свои поступки и способно за них отвечать. На практике это означало, например, что свинью за порчу имущества или убийство человека могли судить, как судили бы человека - вплоть до предания смертной казни, а стаю саранчи порой прогоняли с полей… угрозами анафемы. Звучит шокирующе, если не бредово, но я таки советую прежде чем возмущаться дремучей дикостью средневековых людей, почитать книгу и осмыслить логику происходившего. В том же разделе можно узнать еще много интересного: например, как лев сделался царем зверей в обход почитаемого многими европейскими народами медведя, как олень из непрестижной добычи превратился в объект королевской охоты, и почему на средневековых изображениях Ноева ковчега до XIII века нет лошадей.

Следующие разделы книги посвящены растениям (главным образом дереву, как материалу, который ценился куда выше камня); истории и символике цветов (в одежде, живописи, архитектуре), геральдике (от первых гербов и знамен до современных государственных флагов); играм (главным образом - шахматам) и отголоскам средневековых традиций в культуре более поздних эпох (тут про литературу: басни Лафонтена, стихи Нерваля и «Айвенго» Вальтера Скотта).

Содержание разделов я пересказывать не буду - смысла нет, скажу еще отдельно о том, что про цвета. Он - пожалуй, один из интереснейших, дает много пищи для размышлений о том, насколько иначе, чем мы привыкли, можно воспринимать мир. Даже зная из школьной программы, что спектр открыт Ньютоном в XVIII веке, трудно себе представить, что раньше люди по-другому представляли себе цветовую палитру и, скажем, для получения зеленой краски не смешивали желтую и синюю; сочетание того же зеленого с красным не воспринимали, как смелое и контрастное, и вообще ориентировались не столько на тон, сколько на яркость цветов. Но таки да - так и было. Что дает повод предположить, что и нынешние нормы (цветовые и не только) когда-нибудь станут чуднЫм анахронизмом.

С другой стороны - и это тоже любопытно - у многих ассоциаций, связанных с теми иными цветами и функций, которые эти цвета выполняют, "ноги растут" как раз из Средневековья, кардинально иначе цвета воспринимавшего. Например, не случайно нацисты в XX веке меткой евреев сделали именно желтую звезду. Как раз в средние века этот жизнерадостный цвет, с античности сакральный, присутствовавший в одежде представителей высших слоев общества, постепенно становится цветом вероломства и лжи, и, да, ассоциируется с еврейской общиной. Или, вот, задумывались вы, с чем связано современное засилье «универсального» черного цвета, причем не только в одежде: почему с самого начала промышленного производства техники и по сей день базовые модели телефонов, телевизоров, магнитофонов, фотоаппаратов - черные? А корни этого явления восходят к протестантской традиции, берущей начало в католических монашеских орденах и… придворной испанской моде.

Автор ставит перед собой и читателем множество, казалось бы, пустяковых вопросов, в духе хрестоматийного «Почему трава зеленая?». Почему флаги именно прямоугольные, а не треугольные или квадратные? Почему в западном обществе по сей день неоднозначно относятся к левшам? Почему шахматы черно-белые и на поле именно 64 клетки? И ищет на эти вопросы беспристрастные, как можно более исчерпывающие ответы, походя развенчивая живучие мифы типа «гербы были только у знати».

Собственно, на этом можно мне и закругляться - представление о книге и о том, стоит ли ее читать вы уже наверняка составили. Хотя и оно и неполное: помимо сказанного в «Символической истории…» еще много интересного: про странные в нашем понимании средневековые представления о войне, успехе и непрестижных профессиях, про методы работы современных историков, про то, что мода давать детям имена вымышленных героев гораздо старше телесериала «Игра престолов»…

Ну, помнится, я вам в самом начале обещала кое-что сказать про искажения истории. Я сама, в силу природного занудства, усугубленного гуманитарным образованием, рьяный поборник точности и в собственных текстах стремлюсь избежать ошибок до такой степени, что друзья-историки, к которым я обращаюсь за консультациями, по-моему, меня втихаря побаиваются: а ну как опять припрусь со своим стремлением «дойти до самой сути», отвлеку от дел/ не дам по-человечески отдохнуть и завалю 110 уточняющими вопросами про очередную пустяковину. Впрочем, от этих самых друзей, знакомых и преподавателей, еще в бытность студенткой я много чего слышала про то, как разные фу-такими-быть некомпетентные особы, не удосужившись проконсультироваться со специалистами, корежат историческую правду в кино, книгах и журналистских статьях. Так что жалобы не принимаются.

У Пастуро, видимо, в силу того, что его предмет - символическая история, позиция отнюдь не такая непримиримая, для меня непривычная, но тем и интересная. «Историческая правда подвижна», говорит он: то, что сегодня - доказанный факт, завтра может быть опровергнуто. И искренним интересом вглядывается в стереотипный образ Средневековья, не усердствуя в том, чтобы его развенчать, указав, где он неверен (а он уууу как далек от того, что сейчас научно доказано). Потому что, говорит Пастуро, «воображаемое всегда является частью действительности». А история (цитирует он Марка Блока) - «это не только то, что произошло, но и то, что из этого сделали».

Итог (для ленивых сразу).
Интересная книга, которую можно прочесть, как для того, чтобы усомниться во многих своих убеждениях относительно того, что незыблемо и как правильно, так и просто чтобы производить на окружающих впечатление стррррашно эрудированного человека. Учтите только, что, несмотря на легкий слог автора, это не самое легкое чтение как минимум из-за обилия сносок и примечаний, не все, но многие из которых имеет смысл читать.