Нимбы не выдумки. Что означает нимб над головой? Что символизируют нимбы над головой у святых


Аполлон с лучистым нимбом на римской мозаике (конец II века, Эль дием, Тунис).

"Матерь солнца свои крылья распускает и расчерчено тело её в середине, а над головой Ясуней Воинов света) сияние как венец Славы, как будто не чешут свои головы Ясуни (то есть у воинов света нимбы над головой). И берегут их до дней Кола бога (Коляды)..." Велесова Книга". Так что же из себя представляет свечение вокруг головы.

- Мы имеем дело с необыкновенным физическим явлением, - объясняет доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Александр Журавлев.

У этого явления длинное название: спонтанное сверхслабое свечение внутренних органов животных и человека в видимой области спектра за счет окислительных процессов. Обнаружил его я с моими коллегами Борисом Тарусовым и Анатолием Поливодой.

- Александр Иванович, все люди светятся? Или только избранные?

Все светятся. Кто-то слабее, кто-то сильнее. Порождают излучение в видимом диапазоне химические - окислительные - реакции, в которые вовлечены так называемые свободные радикалы.

У нас во всех внутренних органах, тканях очень много жиров, ненасыщенных жирных кислот. На поверхности кожи - пот и жир. Эти вещества начинают окисляться даже при самых низких концентрациях кислорода. В результате образуются активные продукты - перекиси. Но светятся не они, а продукты их распада. И подобное явление свойственно всяким живым тварям. Включая нас с вами.

- Что-то я не вижу вокруг вас и меня сияния...

Свечение редко можно увидеть невооруженным глазом - чувствительности не всегда бывает достаточно. Цвет свечения белый, распространяется оно на расстояние от 380 до 1200 нанометров. Есть и невидимое излучение, которое можно зафиксировать только с помощью специальной аппаратуры для измерения сверхслабых световых потоков - фотоэлектронных умножителей.

- Как мне свою ауру увидеть?

Надо взять у вас кровь из пальца, поместить в пробирку, а ее саму - в фотоэлектронный умножитель. И увидите, как ваша кровь будет светиться.

А вот нимбы над головами некоторых людей… Их вроде бы видят окружающие. Это свечение то же самое - «спонтанное сверхслабое за счет окислительных процессов»? И действительно ли оно признак святости?

У некоторых людей возникает весьма редкое нарушение обмена веществ, когда выделяется патологический флюоресцирующий пот. Под влиянием внешнего света он сияет. И это свечение может достигать такого уровня, что оно становится заметным. Особенно в темноте. И если в давние времена наши предки увидели, как у одного святого засветилось вокруг головы, то этого факта для них было достаточно, чтобы впоследствии на всех иконах рисовать ауру-нимб вокруг их голов.

Будда с нимбом



Но, может, светящийся пот - это некий признак, свидетельствующий об особенном строении организма таких людей?

Нет, это скорее признак патологии или предпатологии, когда в организме производится много фосфора, да еще и выделяется с потом.

ЭФФЕКТ КИРЛИАНА - ОБМАН

Сейчас в любой «Лавке жизни» можно сделать фото своей ауры. Получаешь снимок с неким довольно ярким ореолом вокруг тела. Некоторые экстрасенсы по его цвету и толщине судят о состоянии человека. Что это за свечение?

Тут речь идет об эффекте Кирлиана. Он возникает тогда, когда предметы помещают в электромагнитное поле. Их действительно начинает окружать некий ореол. Но возникает он не в результате жизнедеятельности. Просто с поверхности - любой - отрываются электроны, которые ионизируют воздух. Это свечение и фиксирует фотопленка. Подобным образом светятся и живые тела, и трупы, и листья, и кирпичи. Картинка возникает красочная, дает возможность очаровывать и вводить в заблуждение всех несведущих и желающих заблуждаться.

А свечение, которое мы открыли, - это свечение наших внутренних органов. И к эффекту Кирлиана оно не имеет никакого отношения. Какую информацию несет свечение Кирлиана, науке неизвестно.

- Ваше открытие сейчас применяют?

Или когда при туберкулезе идет воспалительный процесс, то в легких резко усиливаются окислительные процессы, и мы видим, что свечение, например, сыворотки крови туберкулезного больного резко увеличивается. Таким образом, свечение позволяет выявить болезнь на ранних этапах.

Святая троица А. Рублева


- Когда такая чудо-диагностика появится в поликлиниках?

Когда создадут сверхчувствительные установки и подготовят специалистов по квантовым технологиям.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Самое интересное, что это открытие Журавлев и его коллеги сделали почти 50 лет назад. В 1961 году сенсационные результаты их исследований изучили в Академии наук СССР и... зарубили. В постановлении комиссии было сказано, что в представленной научной работе нет ни фундаментального значения, ни практического приложения.

А в 2009 году открытие советских биофизиков переоткрыли японцы из Университета Киото и Технологического института Тохоку. Исследователи помещали обнаженных по пояс людей в абсолютно темную комнату. Они сидели там по 20 минут. В это время добровольцев снимала камера высокой чувствительности, способная улавливать даже отдельные фотоны. Съемка повторялась каждые три часа с 10 утра до 10 вечера.

Обработка полученных изображений подтвердила: человеческое тело светится в видимом диапазоне. То есть испускает фотоны. Сияние это весьма призрачное и слабое - в тысячу раз менее интенсивное, чем способен уловить человеческий глаз. Но оно есть. О чем, собственно, и твердили наши ученые еще 50 лет назад.

Теперь японцы претендуют на Нобелевскую премию! И ведь, наверное, дадут.

Ореол - изображение видимого лучистого сияния, используемое в искусстве для обозначения людей с необыкновенной духовной силой или святых. Ореолы бывают следующих форм: нимб - светящееся кольцо; гало - светящийся круг (от греч. halos- круг, диск); мандорла - стилизованный миндалевидный ореол. В христианстве общим для всех святых является нимб - светящийся диск, который окружает голову.

Нимб также называют словом «гало», которое происходит от греческого «халос» (деревянный круглый настил, по которому ходит бык, вращая жернова на мельнице). Это слово было возвращено к жизни в XVI веке, когда астрономы стали использовать его для названия сияния вокруг Солнца, Луны и других планет, вызванного рефракцией света из-за тумана. Теологи переняли это слово, чтобы обозначить им «корону славы» над головами ангелов, святых и мучеников.

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет!” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным.

Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – СОкровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, ОТкровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): “Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и “Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория. Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о “квадратных” (guadrata). И он был не ироничен.

Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение “квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате “Риторика” он отмечает: “Является метафорой называть хорошего (agathos) человека – четырехугольным”. У Платона в “Протаторе” читаем: “Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин “совершенный” как “четырехугольный по рукам, ногам и уму”. В христианском сознании число “4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.

Есть вещи, которые в определённых кругах считаются "общеизвестными", тем удивительнее наталкиваться на мнение, противоречащее тому, что, казалось бы, должны знать все православные христиане. И в этом мне приходилось убеждаться не единожды.
Таким образом, для тех, кто знает "Закон Божий" в рамках воскресной школы, данный материал можно пропустить...
А кому интересно - представляю новую статью для мартовского номера журнала "Лоза"

Образы святых в православной иконографии имеют один общий атрибут - нимб. Нимб, как мы знаем, это круг, символизирующий святость изображенного лица (иногда, нимб также может означать царственность персонажа или, в более редких случаях, сопровождать фигуру, которая является аллегорией времени суток, природного явления, города и страны).

Все нимбы в большей или меньшей степени, однотипны и только нимб Господа Иисуса Христа имеет определенные отличия.

Ещё в период, когда иконография Спасителя только складывалась, предпринимались различные попытки выделить Его образ различными знаками. Например, в нимб вписывалась монограмма Христа (соединенные греческие буквы «хи» и «ро», так называемая «хрисма»),а по сторонам от фигуры Господа писались первая и последняя буква греческого алфавита «альфа» и «омега» («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр.1:8)). Что лишний раз демонстрирует Божественность Христа.

Позднее, в нимбе Спасителя стал изображаться главный символ нашего спасения - крест. Этот атрибут очень прочно закрепился за иконографией Христа и остается до сих пор практически непременным ее атрибутом. Такой нимб именуется крестчатым.

Форма такого креста в разные времена была различной, как и цвет. Крест мог быть и белым, и золотисто-охристым, и красным, и пурпурным, и небесно-голубым.

Он мог быть плоским, иметь условный объем, простым или украшенным «драгоценностями».


Со временем в три видимых лопасти креста стали вписывать греческое слово «ό ών», что значит «Сущий», «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий . И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам».(Исход.3:13,14) .

Центром развития христианской иконографии долгое время был Константинополь, тем интереснее, что буквы в нимбе Христа в самой Византии появляются сравнительно поздно, в то время, как они уже употреблялись на периферии византийского мира - например, в Южной Италии и на Руси.

Итак, «ό ών», греческие буквы «омикрон» (в данном случае, это артикль мужского рода) и «омега» с «ню» («ни» в византийском произношении), собственно, само слово «сущий». Обычно на иконах они располагаются следующим образом: в верхней лопасти «омикрон» и ниже слева направо относительно зрителя, «омега» и «ню».

Реже, буквы располагаются по часовой стрелке и даже против.

В мировой культуре много примеров, когда значение некого символа забывается и, со временем начинает иметь другой смысл. К сожалению, так случилось и с буквами крестчатого нимба. Греческий язык на Руси к XVI веку практически никто не знал. Толкование «ό ών» - «сущий» было утрачено. Однако, разгадать тайну «загадочных букв» очень хотелось. Греческие буквы очень похожи на славянские (тем более, что шрифты на то время, практически не отличались), греческая «омега», с надстрочными знаками, была принята за славянскую букву «от» T . И это уже давало известный простор в толковании.

В старообрядческой литературе, которая игнорировала греческие источники, имеется несколько вариантов толкования нового буквенного сочетания: T ОН. Например: T - «еже есть отчески», О - «ум», Н - непостижим сый».Или: T - «от небес приидох», О - «они же Мя не познаша», Н - «на кресте распяша» и т.п. Были и простонародные толкования, вроде: «Он Отец Наш».

Точно также девять линий креста в нимбе (рудимент объемности) тоже стали наделяться символическим значением, например - 9 чинов ангельских. Какое отношение ангельские чины имеют к кресту Христовому решительно непонятно, но на первый взгляд может показаться, что ничего страшного в этих альтернативных прочтениях нет.
И все же. Сама тенденция придавать глубокий смысл случайным мелочам (как тем же линиям креста) и выдумывать свои собственные толкования, игнорируя историческое значение символов, может привести рано или поздно к печальным результатом.
Так, в последнее время, распространяется информация, что якобы в нимбе Спасителя зашифрована дата конца света: http://samlib.ru/n/nostr_a_g/kod2.shtml

Такую методику, используя нашу малограмотность и инертность, часто применяют различные сектантские группировки. Знание же своей традиции, лучшее противоядие.

Источник bizantinum

Нимб, Александра Адорнетто. НИМБ - (лат. nimbus облако). Нимб иногда означает духовную силу, в отличие от светской власти, представленной короной. НИМБ - Научно исследовательский методический бюллетень образование и наука Словарь: С. Фадеев. Нимб (гало) в переводе с латинского означает «облако», «туча» (nimbus) и представляет собой ярко сияющий круг над головой. Относительно «ауры» и «нимба».

1. сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности. Круглый нимб, или гало, означает мертвого человека; квадратный или шестиугольный ореол указывает на живущего святого. Иногда нимб употребляется в качестве атрибута птицыФеникс как символ солярной силы и бессмертия. Нимб может быть голубым, желтым или радужным.

Треугольный нимб или нимб в форме ромба означает Бога Отца. Гало в виде креста указывает на Христа. У римлян голубой нимб — атрибут Аполлона и Юпитера. Рисованные нимбы, озаряющие головы людей, встречались на протяжении веков в различных культурах — древнегреческой, византийской, мусульманской, христианской.

Со временем божественное свечение немного сократили, и на изображения наносился только светящийся нимб над головой. Нимб Богородицы по форме круглый и украшен двенадцатью звездами, лучезарной короной или диадемой. Между изображениями нимбов православной и католической иконописи существуют определенные различия. Первоначально светящийся ореол вокруг головы сравнивался с солнечным диском и считался проявлением силы Солнца, атрибутом его богов. В восточной иконографии так идентифицировались солнечные божества.

Смотреть что такое «НИМБ» в других словарях:

У божественных персон и святых нимб аналогичен, но без орнаментов. Место с нимбами на иконах и с усопшими всех разновидностей. Очевидно, что этот знак мог в дальнейшем трансформироваться в нимб. Т.к. смысл обоих символов идентичен. Скажем, нимб & окаменевший ну никак не тянут на даже приблизительную общность. В большинстве случаев удостоенные нимба особы не разлагались в земле как все, а «усыхали» и мумифицировались, то есть «каменели».

Двойной нимб, гало или лучи олицетворяют двойной аспект божества. В христианстве гало не изображалось до IV века. Оно означает святость; святого. В митраизме гало указывает на свет Солнца и Митру как бога Солнца.

Позже у греков этот символ святости был позаимствован христианами, египтянами, римлянами и буддистами. У христиан ореол вокруг головы и сегодня является знамением Святой Троицы, Богоматери, ангелов и святых. К примеру, у лика Бога Отца нимб над головой имеет треугольную форму либо вид шестиконечной звезды.

Нимб в христианстве

Ангелы, мученики, апостолы и святые изображаются с круглыми золотыми ореолами вокруг головы. Нимб, или солнечная корона, считается признаком совершенного человека, подтверждением его особой психической силы. Чаще всего обращают внимание на ауру сверхличности в области головы. Эта зона света в виде треугольника, квадрата или круга говорит об эманациях души, духовной энергии святых или божественных персон.

Светящийся ореол иногда выступал и в роли атрибута Феникса, являющегося символом бессмертия. Золотой нимб обычно представлял христианское искусство, у индусов он красный, у античных богов голубой.

Нимб над головой: история происхождения

Крест внутри круга или крестообразный ореол – это специфический символ, характеризующий Искупление и Распятие Христа. В античном и азиатском искусстве гало было излюбленным средством передачи величия царей, правителей и обожествленных на денежных монетах римских императоров. Агнец — это Иисус, баран — это умирающая жертва.«лампа» — нимб очень похож на свечение лампы и саму лампу.Душа – это «анима» на латинским.

Чем отличаются нимбы у разных религий?

К тому же в тексте об «окаменевших» ничего не было. Только «застывший», «окоченевший», «взятый». Вот, например, слова с фонетикой к «НИМБ»: симбиоз,цимбалы,Лимбург,(Абу)-Симбела,Чимботе,Лимбажи,Симбирск… Например, в Лимбурге 2 фонемы «лим» и «бург» — «берег». Речь идет о фонемах типа комб/нимб/томб/комп определенных 3-мя согласными, вариативными в узких пределах.Вот «компот» соответствует.

Академик Зализняк, как и вся традиционная наука «уперлась» в проблему рационально обосновать полный путь трансформации того или иного слова из обозримого прошлого. Академик Зализняк высмеивает ошибки допущенные неспециалистами в своих попытках найти правильное решение вопроса, почему все языки так похожи.

И что такое буква «а». Совпадение? И почему аура — это именно круг/кольцо, а не квадрат или звезда, например? И себя с наукой не соотносить никаким каком.Я тоже дилетант. Но почему… Почему многие считают, что лингвистика — это вам не теоретическая физика и не какая-нибудь там топология или теория групп…

На некоторых рисунках нимб есть и у сатаны, к примеру, в византийском искусстве. Очень познавательно и интересно узнать, что означают нимбы над головой у святых разных религиозных конфессий.

Это частый вопрос, который интересует людей. Нимб (сияние, или гало) (nimbus) с латинского переводится как «облако» или «туча». Нимб – значение слова «ореол святости» – обозначает особое сияние вокруг головы или всего тела (в том числе и духовного) у Бога, святых и Ангелов. Благодаря ореолу в искусстве и иконографии становится возможным выделение на фоне остальных участников композиции святых, представителей мира Ангелов, Пресвятой Богородицы, Троицы.

Форма нимба над головой у святых, Ангелов, Бога может быть разной:

  • треугольной,
  • круглой,
  • шестиугольной.

Треугольная форма ореола с вершиной наверху характерна для икон Бога Отца. Отличительной чертой икон второй ипостаси Троицы Господа Иисуса Христа является круглый позолоченный нимб, в который вписаны 3 луча от креста. Традиция таким образом передавать святость Спасителя (или Бога Слова) и передавать Его подвиг распятия на Кресте характерна для православных изображений. В католических иконах вокруг духовных фигур художники просто означают свет, сияние.

История появления

История появления нимба уходит своими корнями в древнейшие времена.

Ореолы над головой у Ангелов и святых, изображенные иконографами, означают факт их святости и встречаются в различных культурах на протяжении многих веков:

  • древнегреческой,
  • мусульманской,
  • византийской,
  • христианской.

В восточных культурах светящийся нимб вокруг головы или лба всегда выражал награду от Всевышнего за праведную жизнь. Он показывал, что указанный человек уже достиг просветления.

Нимб для защиты статуй

Есть сразу несколько вариантов в отношении того, как возник такой показатель святости, как нимб. Согласно версии некоторых исследователей, ещё в Древней Греции на статуях применялся специальный мениск – металлический плоский кружок, располагавшийся вокруг них с целью защиты от погодных неблагоприятных условий и птиц .

Щит победителя

Прочие специалисты считают, что изображение ореола вокруг головы возникло вследствие традиции, согласно которой к спине различных героев помещали щит. Именно он и возвышался над головой.

Более правдоподобной и обусловленой трактовкой появления нимба все-таки является греческая. С одной стороны она более разумна, с другой – имеет под собой мифологическую основу.

Согласно древним греко-римским сказаниям, боги с Олимпа возникали перед людьми в образе человека. Отличались при этом от людей ослепительным и ясным светом нематериального происхождения, который осмыслялся как:

  • светозарный эфир;
  • неземная атмосфера;
  • пространство обитания богов.

Иначе говоря, такое свечение – это показатель принадлежности к божественной и человеческой природе.

Позже у греков данная традиция изображения святости была заимствована христианами и буддистами. К нему же обращались также египтяне и римляне.

С приходом в мир Спасителя такое свечение стало доступно и для простых смертных, Его последователей, удостоившиеся чести стать подобными небесным представителям. С течением времени традицию передачи изображения нимба было сокращено до ореола вокруг головы.

В современном православии ореол вокруг головы Святой Троицы , Пресвятой Богородицы , Ангелов и святых может быть показан по-разному. Как уже упоминалось, у лика Господа Вседержителя ореол над головой может быть треугольной формы, а также в виде шестиконечной звезды.

Вторая ипостась Божия – Спаситель Иисус Христос – имеет свечение, в которое вписан крест. Как вариант, в нимб Спаса могут быть вписаны три линии света. Иногда в ореол вписывают пучок лучей, которые исходят из центра диска по его радиусу.

Третья ипостась Божия – Дух Святой – изображается в виде голубя с треугольным ореолом.

Также ореолы Господа и Божией Матери, как правило, имеют золотистый цвет, показывают золотое сияние, что имеет значение духовного светила, нематериального солнца. Как и само слово «нимб».

Свечение у Девы Марии по форме всегда круглое. Бывает украшен звездами (как правило, двенадцатью), лучезарной короной, диадемой, что указывает на Ее, если так можно сказать, статус Царицы Небесной.

Святые Ангелы, а также святые люди разных чинов и видов святости ( , преподобные, праведные, мученики, исповедники, святители, блаженные и т. д.), вне зависимости от своего чина, имеют изображение нимба с шаровидными золотистыми косами вокруг головы. Случается, что у патриархов и пророков оттенки свечения бывают серебристыми.

Существуют некоторые различия между изображениями нимбов в католической и . В православной традиции ореол святости показывают вокруг головы полностью закрашенным, католики изображают просто легким кругом над ней.

Нимб, своего рода нематериальная солнечная корона, является показателем человека, совершенного в любви, на которого спустился .

Раньше светящийся ореол вокруг головы ассоциировался с солнечным кругом и осмыслялся проявлением силы Солнца.

В иконографии на Востоке таким образом показывались солнечные божества. Ореол над областью головы свидетельствовал о том, что изображающийся наделен власти, о могуществе и незаурядной силе духа.

Аналогом нимба в светской иконографии являлась корона.

Также светящийся ореол был в прошлом атрибутом Феникса и символизировал бессмертие.

Цвет и форма

Золотой нимб всегда был представлен в христианском искусстве.

Индусы используют красный свет. Античные боги имеют голубое свечение. В отдельных ситуациях встречался даже радужный.

Гало (круглый ореол) в Византии всегда был отличительным знаком ушедших в мир иной, которые при своей земной жизни были образцом высокой нравственности и снискали милость Небес.

Пресвятая Дева Мария всегда имеет изображение с круглым и часто изысканным ореолом вокруг головы.

У Ангелов и святых гало такое же, но всегда без каких-либо украшающих орнаментов. Крест внутри нимба или, как вариант, крестообразный ореол – это особенный, специальный символ, характерный только для Спасителя. Он показывает Искупление и Распятие Христа.

Ореол в виде овала говорит о духовном свете.


Квадратный нимб или шестиугольный может быть показателем святого человека или представителя Небесного мира среди живых. Также квадратный нимб может указывать на обычного человека, но творящего какие-либо дело, спасительно для его души и окружающих, к примеру, приносящего жертву.

Квадратный нимб иногда осмысливается как изображение чего-то низшего, через него передают символом земли.

Квадратный нимб также трактуется таким образом: три его угла – это Троица, а оставшаяся говорит о Ее единстве.

Круглый ореол – напротив, показатель вечного бытия.

Треугольный – это указатель Святой Троицы, Ее Триединства. Единства трех Ее личностей в совершенной любви (кстати, именно поэтому христиане не многобожники: Отец Сын и Святой Дух пребывает во всесовершенной, бесконечно соединяющей Любви и даже пишется без знаков препинания, показывая Одного Бога).

Гало в форме треугольника бывает только на иконах Бога Отца.

Многогранники характерны для людей и Ангелов, которые прославились особой добродетелью и подвигом.