Нравственные уроки комедии фонвизина недоросль. Две главные проблемы в комедии «Недоросль. В чём своеобразие речи Вральмана

Комедия "Недоросль" вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос содержания "Недоросля" питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Таковыми являются сатира и публицистика.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности своего духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая тут же на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая в своих взглядах на жизнь скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина, в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, содержащие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе "Недоросля". Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума, с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, "погребено с их предками", в сообщаемых им наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества - он ищет причины этого упадка.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается "Недоросль": "Вот злонравия достойные плоды!" - в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, то есть к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступали положительные персонажи, мир Простаковых и Скотининых представал зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема "Недоросля" - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в "Недоросле" в той или иной мере спроецирована на решение проблемы воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и подавляющая часть нравоучений Стародума. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотиииных. Вынесение этого приговора обеспечивается не только изнутри, за счет самораскрытия невежества Мнтрофана, но и благодаря демонстрации тут же на сцене примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество былэ пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения крепостническим злоупотреблениям звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которой был Д. И. Фонвизин.

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, между жизнью только для себя и долгом перед государством разрешался всегда в пользу последнего. Таким образом, создавался тип человека, творящего добро, - идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире. Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны.

Писатели, говорил Фонвизин, «...имеют... долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии « », - проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благоотечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и равнодушия к общественным интересам. Подобное воспитание сразу отбирало у него цель и смысл жизни. И учителя тут не смогут помочь (учитель - лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, погонять голубей да жениться.

То же самое происходит в придворной жизни. Придворная жизнь - большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся», дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «...не оставляют двора... двор им полезен», «...чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автор не оставляет надежды на то, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» - такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые" Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных - над всей российской жизнью. А вот как сформулировал драматург жизненные «...правила, которым следовать должны...» настоящие дворяне:

  • «...Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
  • «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
  • «Прямую цену ему (уму) дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».
  • «...Любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам».
  • «Одно почтение должно быть лестно человеку- душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
  • «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия... По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
  • «...Что такое должность? Это тот священный обет, которым обязаны мы все тем, с кем живем и от кого зависим... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить. Тогда не было б таких дворян, которых благородство... погребено с их предками. Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю».

Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, всё крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов его родителей и остальных.

Его мама и папа практически гордятся тем, что их ничему не учили. Они считают, что богатство нажить можно и без лишних знаний. Они даже не понимают, когда приехавший дядя спрашивает их об истории и географии. Первый предмет они воспринимают, как рассказывание анекдотов, а второй… Он нужен, по их мнению, только извозчикам. И всё-таки они хотят обучить сына чтению и арифметике. (Даже мамаша, судя по всему, читать не умеет. Однако она ловко скрывает это.)

Нанятые учителя ходят годами к ученику, но он совсем не старается. Ему совсем не интересно учиться. Сами учителя эти – забавные персонажи. Арифметику преподает бывший солдат Кутейкин, который не смог найти другой работы. Он искренне считает, что не заслуживает денег за такие низкие результаты своего ученика. Второй – бывший семинарист Цыфиркин, который испугался «бездны мудрости», он жаден, считает, сколько ему не заплатили. И самый главный учитель – Вральман Адам, немец, который на самом деле кучер. Но он мастер рассказывать истории, делать комплименты, шутить, поэтому его в семье очень любят.

Дядя-миллионер (Стародуб) тоже, хотя человек образованный, говорит, что не нужно чужими мыслями набивать голову. Но просто он за то, чтобы развивать душу и сердце. Он верит, что каждый может быть добрым и смелым. Отвага может проявляться не только на фронте, но на службе, в обычной жизни.

В общем, Митрофанушку учат кое-чему, но очень плохо. На самом деле, и учителя не самые лучшие, а уж ученик – самый ленивый. А о воспитании речи не идёт – никакого хорошего примера парню не подают, над добротой смеются. Его не одергиваю, когда он врет и грубит. Митрофан учится только подлизываться и обманывать. Пусть бы и был неучем, но хотя бы добрым, а тут он агрессивный.

В финале даже мамочка разочаровывается в воспитании своего сына, она видит, что он нехороший человек. Думаю, что у него ещё есть шанс исправиться.

Образование и воспитание в произведении Недоросль Фонвизина

Фонвизин написал произведение, которое назвал «Недоросль». И недаром название комедии именно такое. Именно оно дает подсказку, о чем будет идти речь в произведении.

Много разных тем раскрыл в своем произведении Фонвизин, так как его произведение именно потому и призвано считать очень глубоким текстом, и моральным. Ведь это произведение хоть и скрыто под комедию, но на самом деле – очень моральное, ведь там раскрывается то, что в жизнь очень актуально – как такие качества: глупость, жадность, жестокость, равнодушие и так далее.

Именно потому автор показывает – насколько важно этого избежать в жизни, когда воспитывается собственных детей. И все идет от родителей. Ведь именно они поначалу направляют своего ребенка, давая ему хороший пример, или же плохой. Хотя и от самого ребенка зависит – как воспринимать все, что дают ему родители. Автор произведения сильно подчеркивает и как главную выделяет тему – тему о воспитании детей в семье. И он даже не только ругает самих родителей главного персонажа – Недоросля, так как этих его родителей ведь когда-то воспитывали и другие родители, их самые. А потому он показывает, насколько должны были быть глупыми и жестокими такие родители, если воспитали таких детей.

Фонвизин показывает в комедии – как пытаются воспитать своего ребенка родители. Ведь мать, которую зовут Простакова, и недаром к тому же, хочет найти учителя, который бы хорошо учил ребенка. Но ей удается найти просто мошенника, который не учит ребенка, который остается невежественным и глупым. А отец грубый и равнодушный к своему чаду в этом случае. Его больше заботит его положение в обществе, как случай еще большего обогащения. Одним словом, мать и отец – вовсе не правильно воспитывают парня, который уже достаточно рослый, так как у взрослых просто нет таких навыков и моральных устоев.

Сочинение Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль»

Огромную роль в жизни каждого человека имеет воспитание и образование. Именно от этих двух составляющих зависит успех каждого человека в жизни, зависит отношение этого человека к жизни, к окружающему миру и к другим людям.

Проблема воспитания интересует, как государство, так и каждого жителя страны. Много авторов затрагивают эту тему. Одним из таких оказался Д.И. Фонвизин написавший комедию «Недоросль». Именно в этом произведении остро рассматривается тема воспитания и образования человека. Название сразу говорит нам, что в произведение речь будет идти не о хорошо развитом и умном человеке, а о недоучке. Митрофан, так зовут главного героя комедии, растет в семье, где не знакомы такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание и помощь. Он растет на примере своей матери, которая жестока, обращается с людьми, презирает окружающих, является жадной и злой личностью.

Такой пример заставляет сына поступать также. Митрофан совсем не хочет учиться. Образование ему чуждо. Делает он это только по повелению матушки, а та по велению Петра первого.

Читая это произведение необходимо задуматься не только детям, но и их родителям о важности хороших манер, правильных примерах поведения и о важности образования.

Сочинение для 8 класса по литературе, 7, 9 класс

Несколько интересных сочинений

  • Может ли кто-нибудь заменить родителей? Итоговое сочинение

    Родители есть у каждого человека. Даже если жизнь сложилась так, что родители не воспитывают ребенка с раннего детства, все-равно родители дали жизнь новому человеку.

  • Большинство людей живут, не замечая сколько прекрасных вещей нас окружает. Нужно обладать особыми качествами, чтобы видеть красоту в простых вещах. Если вам сложно разглядеть чудо, просто оглянитесь вокруг, большинство чудес предоставляет нам природа.

  • Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени (сочинение)

    Герой нашего времени – это произведение, задумка которого в том, чтобы более полно раскрыть характер героя, показать читателю проблемы характера и влияние на него обстановки, в которой герой воспитывался и жил

  • Бродский И.И.

    Исаак Израилевич Бродский родом из села Софиевка Таврической Губернии. Он выходец из семьи среднего сословия (его отец был мелким торговцем и землевладельцем). Появился на свет известный художник 25 июня 1833 года. Уже в детстве ребенок любил рисовать.

  • Сочинение К чему ведет конфликт отцов и детей? 11 класс

    Гармония в семье возможна только при отсутствии конфликта между отцами и детьми. Казалось бы, о чем могут спорить любящие и близкие друг другу люди, но как часто дочь, не соглашаясь с матерью

В данном уроке мы познакомимся с комедией Фонвизина «Недоросль». В ходе занятия мы узнаем о значении заглавия произведения, познакомимся с главными героями, а также остановимся на главных проблемах, затронутых автором.

Тема: Русская литература XVIII века

Урок: Комедия Фонвизина «Недоросль»

«Представлена в первый раз в Санкт-Петербурге,

сентября 24 дня 1782 года,

на счет первого придворного актера г. Дмитревского,

в которое время несравненно театр был наполнен,

и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».

Из журнала «Драматический словарь»

Что же значит «недоросль»? Недоросль - это молодой дворянин, не закончивший образование и не поступивший на службу. Надо сказать, что этому слову, как и слову «бригадир» с легкой фонвизинской руки не очень повезло. Оно перестало быть нейтральным и стало нарицательным. Если про кого-то сейчас говорят «недоросль», то имеют в виду «Митрофанушка». Это особенность классических комедий, или же комедий характеров, когда в центре - одна какая-то очень важная черта, и эта черта всегда преувеличена. Именно поэтому имя легко становится нарицательным.

Главный успех в исполнении роли выпал на долю Дмитревского. Не потому только, что он был замечательный актер, а потому, что он играл очень выигрышную роль - роль Стародума. «Недоросля» ставят и сейчас. Но сейчас все бесконечные диалоги положительных героев стараются максимально сократить, поскольку слушать ораторские обращения к залу со сцены необычайно тяжело. Уже В.О. Ключевский (историк и литератор второй половины 19 века) назвал положительных героев «Недоросля» «морализирующими манекенами». А для людей, которые собрались в 1782 году в театральную залу, самым злободневным, самым острым, самым интересным в пьесе была именно речь положительных героев.

Речевая характеристика

Для того чтобы лучше понять смысл любого произведения, необходимо не просто его прочесть, но и проанализировать его персонажей, в частности - их речь. Что касается фонвизинской комедии, то ее особенностью была стихия просторечия, которую невозможно было не заметить. Вот как говорят герои «Недоросля».

Речь Стародума, например, очень афористична. Он настоящий оратор: «Невежда без души - зверь». «Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». «Имей сердце, имей душу - и будешь человек во всякое время». «Наличные деньги - не наличные достоинства». «Золотой болван - все болван». «Душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». Важно заметить, что Стародум очень хорошо чувствует, с кем он говорит. Скажем, с Простаковой он говорит не так как с Правдиным, или с Милоном, или с Софьей. С Простаковой он может сказать: «затевать», «мастерица толковать», «ба!», «я чаю» (то есть я думаю, чувствую). Также весьма показательным есть его ответ Простаковой: «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чертом».

Если спросить, что охарактеризует речь Простаковой , то это, прежде всего, грубые бранные слова: «плуты», «воры», «мошенники», «всех прибить велю до смерти», «но теперь-то дам я зорю канальям, своим людям». При этом ее речь может быть полна пословиц («Повинную голову меч не сечет»), нежных слов («нещичко» - обращение к сыну), книжных выражений («изрядный вымысел», «амурное письмо»). Но главное - это брань («рыло», «мошенник», «воровская харя», «скот», «болван», «бестия», «урод»).

Кутейкин говорит церковно-славянской речью, так как он семинарист: «Отпускать благоволите?», «зван бых, и приидох», «посрамихся окаянный».

Цыфиркин , солдат, преподающий арифметику, прост. Речь его солдатская и полна всякого рода цифр и чисел. «Что приказу будет, ваше благородие?». «Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты». «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». «И! Ваше благородие. Я солдат». То есть, его речь связана с родом занятий, и таким приемом часто пользуются в классических комедиях.

Что касается «метания кошельков», то так публика выражала свое одобрение. На сцену действительно бросали кошельки с золотыми и серебряными монетами, которые, собственно, и составляли дополнительную награду актерам.

Если говорить о том, что становится ясно при первом чтении, то эта пьеса о воспитании и образовании молодого дворянина, а также о жестоких нравах помещицы Простаковой. Но в произведении затрагивается намного больше вопросов и тем, актуальных по сей день.

Вот что любопытно: в русской литературе есть много примеров очень трогательной преданности старого слуги или старой няни своему молодому барину. Это поэтизируется. Вспомните, хотя бы, Дубровского. А здесь трезвый Стародум говорит, что если молодого дворянина воспитывает крепостная раба (нянька Еремеевна, которую иногда еще называют мамой, то есть кормилицей), то, в конце концов, получается два раба: сама воспитательница и молодой барин.

Вопрос о том, как образовывать, как воспитывать молодого дворянина - для Фонвизина один из самых важных. Потому что для Фонвизина молодой дворянин - это не только права, которые он получил в 1762 году от Петра III с Указом о вольности дворянства. Дворянин получил обязанности, которые должны быть заложены в его сознании. Слово «долг», «должен» - очень важные для Фонвизина. И воспитать человека для государства, для его блага, для служения государству - вот задача воспитания и образования.

Рис. 2. Указ о вольности дворянству ()

Нечаянные намеки

Кондратий Федорович Рылеев, поэт-декабрист, в послании Гнедичу писал: «Судьбу подобную ж Фонвизин претерпел, И Змейкина, себя узнавши в Простаковой, Сулила автору жизнь скучную в удел В стране далекой и суровой…». Какая же Змейкина могла испортить жизнь Фонвизину? Только одна - Екатерина. То есть, по мысли Рылеева, явно не придуманной им, а отражающей мнение, пусть не общее, но, во всяком случае, распространенное, Фонвизин в Простаковой намекает на Екатерину. Какие аргументы есть в пользу этой точки зрения? Во-первых, имением управляет не хозяин, а хозяйка. Хозяин явно устранен, и, совершив переворот, Екатерина объявила в манифесте, что супруг ее, Петр Федорович, был не годен для управления государством. Послушаем Простакову: «Как теленок, мой батюшка, оттого-то у нас в доме все и избаловано. Ведь у него нет того смыслу, чтоб в доме была строгость, чтоб наказать путем виноватого. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!».

У Екатерины есть любимцы, и у Простаковой есть любимец - ее сын. Обратите внимание на то, что Простакова совершенно самодержавна, и на то, как представляются Стародуму ее домашние. Простаков говорит: «я женин муж», Скотинин - «я сестрин брат», Митрофан - «а я матушкин сынок». Кстати, Митрофан по-гречески и означает «сын своей матери».

Придется согласиться со Станиславом Борисовичем Рассадиным: «И все-таки Фонвизин этого намека не хотел, не имел в виду». А так бывает: автор даже не подозревает об этом скрытом смысле, а потомки, или даже современники этот скрытый смысл обнаруживают. Это свойство любого большого произведения. Оно не остается неизменным. Оно меняется в зависимости от того, в какое время и кто его читает, сморит, слушает.

Еще одно важное место в пьесе занимает противопоставление времени Петра времени Екатерины. Так, из рассказа Стародума о своем отце (который служил при Петре) можно понять, что это было правильное время, когда человеку говорили «ты», потому что ценили по делам, а не по связям. Представьте, какого это было читать Екатерине (она считала себя преемницей Петра, продолжательницей его дела), а тут - противопоставление. Но есть в пьесе еще одна важная тема, которая, может, и не видна с первого взгляда. Стародум рассказывает о том, что он какое-то время пытался служить при дворе, а потом ушел. На что Правдин отвечает: «С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно. Это за тем, за чем к больным врача призывают». А Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» (это о дворе императрицы).

Вообще, сейчас читая эту комедию, хорошо бы каждому читателю представлять ее на сцене, как бы сегодня ее поставили. Что из того, что обсуждают герои «Недоросля» сегодня важно, актуально, интересно зрителю, а что уже ушло. Например, в «Недоросле» многие герои (и положительные, близкие автору, и сатирически изображенные) говорят о своих отцах, что для Фонвизина неслучайно. А также о том, что воспитание очень многое определяет в характере человека.

Поэтика

Поэтика здесь означает систему художественных средств, которые соответствуют классической комедии. Это, например, говорящие имена: Скотинин, Вральман, Софья, Милон, Правдин, а также их четкое разделение на положительных (Правдин, Стародум, Милон, Софья) и сатирических (Простаков, Простакова, Скотинин, Митрофан). И даже персонажей, которых нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к сатирическим, тоже четверо: Еремеевна, Цыфиркин, Кутейкин и Вральман.

Также в произведении есть деление на 5 актов (как и в каждой классической пьесе), причем в 5 акте (если это комедия) - счастливая развязка. Здесь есть три единства: единство времени (все происходи в течение примерно одних суток), единство места (все происходит в одном месте - в доме Простаковой) и единство действия (ничто не отклоняется от главной интриги). Все это свойственно классической комедии, которая, прежде всего, строится на комизме характеров. Но здесь важны и несценические персонажи (персонажи, которые на сцене не появляются, но упоминаются в пьесе). Обратите внимание, что все случайности в «Недоросле» на пользу положительным героям, хотя это и не является закономерностью для других произведений.

В комедии классицизма, особенно если она написана прозой, и если там действуют герои грубые, нередко бывает грубая комика. В «Недоросле» это, например, драка между Митрофаном и Скотининым (когда Скотинин спрашивает у Митрофана, хочет ли тот жениться на Софье).

Есть в недоросле один момент, который сейчас воспринимается совсем иначе, чем во времена Фонвизина. Это финал. Спросите сами себя, жаль ли вам Простакову, у которой отняли имение, которая бросается к сыну, а тот ее отвергает: «Отвяжись, матушка, чего навязалась?». Этого Простакова перенести уже не может и падает в обморок. В комедии не принято жалеть сатирических персонажей, но сегодняшним зрителям Простакову жаль. Насколько это было задумано Фонвизиным? Остается только гадать.

Так, об отце и о дядюшке, об отношении к службе рассказывает не только Стародум, но и Простакова. Кстати, она ведь совсем не проста. Почему у нее такая фамилия? Да потому что она замужем за Простаковым - то есть, за простаком. А ее девичья фамилия - Скотинина. Так что отцы и дети - это тоже очень важный и интересный мотив в этой пьесе.

Фонвизин, как и Панин, и многие его современники (не только в России, но и во Франции, Англии), а также писатели Древней Греции и Рима, думает о том, что же может предотвратить государство от дурных страстей и государя (как видно, государство и государь - не одно и то же). Государь - человек, и им тоже властвует страсть. Если господствуют дурные страсти, то тогда получается, что государство вверено прихотям и играм этих страстей. Что же может оградить общественное благо от всего этого? Оказывается, только закон. И в пьесе эта мысль есть (это, конечно, еще не черновик Конституции и не какая-то тайная рукопись, которую ни Панин, ни Фонвизин не могли даже помыслить показать кому-нибудь из власть имеющих), но этот намек есть.

Еще один вопрос - когда достойный человек имеет право подать в отставку? Стародум ведь, рассказывая о том, что его обошли чином (чин и награды получил граф, не пошедший на войну), признается в своей горячности, сожалеет о ней, вот он и подает в отставку. А Правдин тогда спрашивает, когда же достойный человек имеет право подать в отставку. На что Стародум отвечает (а на все вопросы он отвечает совершенно исчерпывающе) : «Когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». Как видим, пьеса была необычайно злободневна. И если сейчас мы помним из нее лишь «Не хочу учиться, а хочу жениться» или фразу Потёмкина о ней «Умри, Денис, лучше не напишешь», то современники видели в этой пьесе очень много важный вопросов.

Одним из них был вопрос о крепостном праве и о крестьянах. И Правдин, и Стародум постоянно возмущаются жестокими нравами Простаковой, которая не принимает своих крепостных за людей. Так, про больную дворовую девушку Палашку она говорит: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!». И когда ей положительные герои говорят, что нельзя жестоко обращаться с равными себе, тогда она говорит: « На что ж дан нам указ о вольности дворянства?».

Рис. 3. Простакова и Палашка ()

Какова позиция Фонвизина касательно этого вопроса? Наверно, не следует делать из Фонвизина ярого борца с крепостным правом. Он вовсе не был им. Фонвизина возмущали крайности жестокого обращения с крестьянами и с подданными. Он как раз говорил об обязанностях помещиков по отношению к крепостным. Но сам институт крепостного права был для него совершенно непоколебим. И в отличие от Радищева, он совершенно не собирался агитировать за отмену крепостного права.

Что же такое положительная программа этой пьесы? В этой пьесе постоянно встречаются слова «скот», «животное». Иногда это ужасно смешно. Выясняется, что Митрофан и его дядя Скотинин необычайно любят свиней. На что Скотинин говорит: «Что Митрофан любит свиней - это понятно. Он мне родня. А вот я с чего люблю свиней?». На что ему отвечают: «Наверно, тоже по родственному». Так что же значит «скот»? Скот - это отсутствие души и разума. Но раз это еще не 17 век во Франции (то есть не классический век разума, который наступил в Европе именно с началом 17 столетия, когда разум - это главное что отличает человека от животного), то главной считается именно душа, чувствительность. Поэтому Стародум скажет, что «просвещеннейшая умница без души - это жалкая тварь».

Очень важной фигурой в произведении выступает Правдин. Это государственный чиновник, который в итоге берет под опеку имение Простаковой. Естественно, не потому что имеет такое право, а потому что это повеление наместника (представителя императрицы в крупных округах, которые объединяют несколько губерний). То есть само правительство, высшая воля, склонно наказывать зло, отстаивать справедливость и вступаться за обиженных. Это, скорее, урок царице, чем отражение той реальности, но урок очень важный.

1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008 год.

2. Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011 год.

3. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. Литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2012 год.

1. Охарактеризуйте двух положительных и двух отрицательных героев пьесы, указав особенности их характера и речи, а также отношение к окружающим людям.

2. Что такое «говорящие имена»? Назовите героев «Недоросля» с говорящими именами.

3. Перечислите основные вопросы, поднятые в пьесе, и подробно охарактеризуйте один из них.

4. * Прочтите пьесу по ролям.

Открытый урок.

Нравственные проблемы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Учитель: Проблема воспитания – центральная в комедии Фонвизина. Возникает вопрос: почему одни люди, вырастая, становятся добронравными, а другие – злыми и жестокими? В чем причина? Чему учит нас комедия «Недоросль»? Какие уроки мы извлекаем из нее?

Вот это тот круг вопросов, над которыми мы будем работать.

Вспомним особенности классицизма. В произведениях классицизма герои носят говорящие имена и фамилии, четко разделяются на положительных и отрицательных.

Обратимся к доске:

(антонимы)

(2-ую колонку заполняем после

выступления г-жи Простаковой

и Митрофана)

Воспитание

Честь, честность невежество

(незапятнанная репутация, бессердечие

непорочность) жестокость

совесть эгоизм и себялюбие(Стародум,

ум (способность человека д. III , яв.1: «при дворе себя любят

мыслить) отменно; на ум не приходили

совесть + ум = мудрость никогда ни предки, ни потомки»)

любочестие (поступать злость

по чести, заслуженное лень

почитание) потакание

добродетель (творить властолюбие

добро) честолюбие (стремление к почестям

благонравие (нрав - обходными путями)

характер) хитрость, лень (Стародум,

достоинство (совокуп- д. V , яв.1)

ность высоких мораль-

ных качеств)

должность (святое слу-

жение отчизне)

Почему становится возможным появление зла?

Разобрав и пояснив значение слов из 1-ой колонки, учитель приглашает г-жу Простакову, а затем Митрофана выступить перед учащимися.

Чтобы не ошибиться с выводами и свободней говорить на эти темы, послушаем самих героев.

Г-жа Простакова рассказывает о себе.

Возмлжные к ней вопросы:

    Кем были Ваши родители и как они Вас воспитывали?

    Кто такой Вавила Фалелеевич?

    Почему Вы вышли замуж за г-на Простакова?

    Кто глава в Вашем доме?

    Как Вы управляете своим имением?

    Что Вы думаете о своих крепостных людях и учителях Митрофана?

    Что Вы думаете об образовании? Вы сами неграмотны, а Митрофану 3-х учителей наняли. Почему? Чему научился Ваш сын?

    Г-жа Простакова, почему Вы так грубы и жестоки со своими подданными? (Право имеет). А с мужем?

    Софья приходится Вам свойственницей. Это не близкое родство. Почему же Вы взяли ее к себе в дом, да еще спустя некоторое время решили выдать замуж за своего брата Тараса Скотинина? Почему Софье не сказали об этом? Что Вас заставило сменить решение?

    Г-жа Простакова, что Вы думаете о г-дах Стародуме и Правдине?

    Каждый человек хоть раз в жизни задумывается, для чего живет на свете. Какова цель Вашей жизни? Какое будущее Вы видите для своего сына?

Спасибо, г-жа Простакова, за Ваше выступление. Теперь мы пригласим Митрофана Терентьевича.

Ребята, скажите, почему после г-жи Простаковой мы обращаемся к Митрофану? Что значит имя «Митрофан»?

Выступление Митрофана.

Возможные к нему вопросы:

    Как проходит Ваш день? Чем занимаетесь?

    Вы счастливы?

    Нравится ли Вам учиться? Каковы успехи?

    Как относитесь к учителям? А к Еремеевне – Вашей мамке?

    Любите ли Вы своих родителей?

    Что такое для Вас любовь? Кого или что Вы больше всего любите на свете?

    Почему Вы решили жениться на Софье? Любите ли Вы ее? Как представляете свою жизнь с ней?

    Почему Вы предали мать?

Спасибо, Митрофан Терентьевич.

Вопросы ученикам:

    Кому принадлежит афоризм: «Век живи – век учись»?

    К чему приводит животная, слепая любовь Простаковой к своему сыну? Мог ли быть результат этой любви другим? Почему?

    Как Простакова обращается ко всем в доме (бестия, воровская харя, скот, урод, рохля, теленок) и как к Митрофану (друг мой сердечный, отрада моя)? Г-жа Простакова бранится и дерется не только со слугами, но и с мужем (ремарка «с робостью», в сторону «Сон в руку»).

    Каковы причины женитьбы Митрофана на Софье? (Деньги; деревеньки; Простакова: «Ты столь уже смыслишь, что и сам взведешь деточек»). Готов ли Митрофан к женитьбе? (Мы не видим, чтобы Митрофан и Софья вместе гуляли, общались. Митрофан ни разу не обмолвился о своей симпатии к Софье, хотя та живет в доме Простаковых уже полгода).

    Жаль вам г-жу Простакову в финале комедии или нет? Кто из героев проявляет сочувствие к ней?

    Воспитание зависит от родителей, среды и, конечно, от учителей. Посмотрим же, кто учителя Митрофана. За что такой почет оказывался Вральману в доме Простаковых? Каким должен быть учитель, на ваш взгляд?

Обратимся теперь ко 2-ой колонке и заполним ее. Какие качества характерны людям злонравным?

Ребята, скажите, как могли появляться в жизни такие люди, как Простаковы, Скотинины? (Крепостное право). Что говорят Стародум и Правдин о крепостном праве (д. V , яв.1)?

Стародум: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Правдин: «Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды».

Комедия написана в стиле классицизма. Мы видим четкое разделение на положительных и отрицательных героев, и наша таблица подтверждает это. Фамилии героев говорящие.

Кого мы относим к отрицательным, а кого к положительным героям?

Двух отрицательных героев мы уже заслушали, теперь давайте пригласим положительного – рупор идей Фонвизина – Стародума. Что значит его фамилия?

Выступление Стародума.

Возможные вопросы:

    Объясните Ваше правило: «В первом движении ничего не начинать».

    Объясните значение афоризма: «…». (уч-ся называют любой его афоризм)

    Какое правило Вам было завещано отцом и как Вы его реализовали в жизни?

    Г-н Стародум, каким должен быть добронравный человек? «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну».

    Вам не жаль г-жу Простакову? А ее сына?

    Что, на Ваш взгляд, важнее – воспитание или образование? «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».

    Какой, на Ваш взгляд, должна быть семья?

    В чем смысл притчи о табакерке?

Спасибо, г-н Стародум.

Итак, давайте еще раз вспомним слова Стародума, какой должна быть семья, и сопоставим их с семьей Простаковых.

Как вы думаете, почему мы слово «воспитание» расположили между понятиями «добронравие» и «злонравие»?

Если бы перед вами стоял выбор, в какой семье расти и воспитываться, то что бы вы предпочли – семью Простаковых или Стародума? Почему? (В семье Стародума жить нелегко. Постоянно надо работать над собой. Но такие люди, как Стародум, тебя никогда не предадут).

Какое качество из 1-ой колонки самое главное, на ваш взгляд? (совесть и ум (деятельный, иметь свое мнение)).

Какой афоризм вам больше всего понравился, как вы его понимаете? (небольшая творческая письменная работа на 5-7 минут).

Какую награду «по заслугам» получает каждый из героев комедии?

Как обернулось «злонравие» Простаковой против нее самой в финале комедии? Что ее огорчает больше всего в ее теперешнем положении?

Все ли отрицательные герои наказаны за свое злонравие?

И сейчас проблемы воспитания стоят остро. В этом и заключается актуальность комедии.

Над чем нас заставляет задуматься Митрофан?

(Мы должны преодолевать свою лень; не быть обжорами (сколько съел Митрофан на ужин?); чтобы ум был добрым и деятельным; жить по совести).

Чтобы человек стал добронравным, надо большое внимание уделять воспитанию. Помните об этом, когда будете создавать свою семью.

Итак, подведем итоги.

Какие уроки мы извлекаем из комедии?

(Уважать и любить своих родителей; уважать людей; преодолевать лень; заниматься самовоспитанием, а в будущем воспитанием детей; иметь свое мнение на все вопросы; справедливо поступать; не зависеть от денег; «век живи – век учись» и т.д.)

Д/з: домашнее сочинение «Один день в доме Простаковых» (жанре письма).

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!