Онегин и ленский сравнительная таблица. Сравнение пушкина и онегина. Месть, честь и дуэль


ОБРАЗОВАНИЕ

Онегин: "Француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой" - образован был просто, без особого напряжения, но достаточно для выхода в общество. "Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал". "Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен и очень мил". "Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". И по мнению многих, Онегин был "Ученый малый" - он вполне делал вид умного человека: "С ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре".

Довольно знал латынь, но "не мог ямба от хорея отличить". Его "призванье" было в другом: "знал он тверже всех наук науку страсти нежной"

Ленский: "Он из Германии туманной привез учености плоды". Ленский был хорошо образован, любил поэзию, был поклонником Канта и сам был поэтом. Как и свойственно любому поэту, его переполняли "вольнолюбивые мечты, дух пылкий". Главной наукой для него было искусство, а если быть точнее - поэзия. "Он с лирой странствовал на свете; под небом Шиллера и Гете". "И ум, еще в сужденьях зыбкой, и вечно вдохновленный взор". "Поэт в жару своих суждений читал, забывшись".

ВОСПИТАНИЕ:

Онегин: воспитан в духе светского общества того времени, а главное в воспитании было - соответствие обществу, его требованиям. Онегин "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". "Так воспитаньем, слава Богу, у нас немудрено блеснуть". Евгений был "мод воспитанник примерный": всегда хорошо одет, по моде, следит за собой: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". "Боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант". "Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил и из уборной выходил подобный ветреной Венере".

Ленский: Ленский был воспитан романтиком и мечтателем, "богат, хорош собою, везде был принят как жених". Не знал почти России, ее идеалов, так как жил в Германии, потому и сложил такие особые мнения об искусстве, душе, друзьях любви. И "сердечных мук еще не знал".

СОСТОЯНИЕ ДУШИ, ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ:

Онегин: В его еще молодые годы Онегину уже все надоело, всем он "перенасытился". Рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум; красавицы недолго были предмет его первичных дум; измены утомить успели, друзья и дружба надоели", "разлюбил он наконец, и брань, и саблю, и свинец". Ему надоел и театр: "балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел". Со временем он теряет интерес ко многому и устает от жизни (заинтересовался он позже только Татьяной).

Ленский: им овладели "вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный". "От хладного разврата света еще увянуть не успев, его душа была согрета приветом духа, лаской дев; он сердцем был еще невежда, его лелеяла надежда". Все сомненья затмевал мечтой, верил в дружбу и в любовь, в людей. Еще большим романтиком он стал, когда полюбил Ольгу: "Она поэту подарила младых восторгов первый сон", Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину".

ЖИЗНЬ В ДЕРЕВНЕ, ОТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ

Онегин: Эта деревня была прелестным местом, но даже и она надоела Онегину: "Деревня, где скучал Евгений". Соседи считали, что он "опаснейший чудак". "Сначала все к нему езжали, но так как с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышат их домашни дроги, поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним". "Сосед наш неуч, сумасбродит, он фармазон, он пьет одно стаканом красное вино; он дамам к ручке не подходит, все "да" да "нет"; не скажет "да-с" иль "нет-с". "Таков был общий глас".

Ленский: "Помещик новый столь же строгому разбору в соседстве повод подавал". Один Евгений мог оценить его дары. Ленский старался избегать пиры соседственных селений. Считал, что соседей "разговор благоразумный, конечно, не блистал ни чувством, ни умом, ни поэтическим огнем, ни остротою, ни умом, ни общежития искусством; но разговор их милых жен гораздо меньше был умен". Словом, ему была не по душе компания соседей.

ОТНОШЕНИЕ К ПОЭЗИИ, К ИСКУССТВУ:

Онегин: К поэзии относится довольно безразлично (хотя Ленского слушал с улыбкой, давал ему насладиться "минутным блаженством"). "Он рыться не имел охоты в бытописаниях земли; но дней минувших анекдоты хранил он в памяти своей". "Не мог ямба от хорея отличить. Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита".

Ленский: Он был поэтом, поэзия оживляла его душу, мысли, в нее он вкладывал многие свои чувства. И лира была его верным спутником. "Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем". Поэзия помогала ему "верить мира совершенству".

ПОВЕДЕНИЕ НА ДУЭЛИ:

Онегин: "Получив от Ленского письмо, где тот звал его на дуэль, Онегин сказал себе, что он "всегда готов". Ему не нравилась вся эта затея, но останавливаться было нельзя - честь.

Ленский: Владимир хотел не позволить, чтобы "развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал". Однако утром понял, что слишком погорячился, но обратного пути уже не было.

В произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин», помимо самого Онегина, существует еще один главный герой. Таковым является сам автор романа в стихах. На протяжении всей линии повествования Пушкин находится в свободной беседе с читателем, то и дело прерывая ту или иную сюжетную зарисовку своими комментариями.

Может показаться, что Пушкин присутствует везде, где есть Онегин; будто свысока наблюдает за своим героем. Поэтому, говоря о Пушкине и Онегине, одни литературоведы ставят между ними знак равенства, а другие утверждают, что эти фигуры абсолютно противоположны.

Итак, из романа в стихах о Пушкине мы узнаем почти столько же, сколько и об Онегине. Когда автор в начале произведения рассказывает о своем герое, читатель понимает, что эти две личности во многом похожи. Оба дворянского происхождения, они разочаровались в нынешней действительности, потеряли интерес к жизни:
«Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас...»
На этом их сходства заканчиваются. Гораздо больше можно сказать о различиях между личностями Пушкина и Онегина.
Пушкин воспитывался в семье, а летом был в гостях у своей бабушки, Марии Ганнибал. У поэта было хорошее, светлое детство. Онегин же рос без матери, а его отец, легкомысленный чиновник, не обращал никакого внимания на сына, поручив его воспитание французским учителям, которые почти ничему не научили юного Онегина. Вполне возможно, что именно детство заложило в герое фундамент для развития таких качеств, как презрение ко всему окружающему, злоба, резкость и хладнокровие.

Пушкин, в свою очередь, получил качественное образование, развил в себе поэтические начала. Для Пушкина поэзия являлась предназначением, долгом человека искусства, он называл ее «высокой страстью». Онегин изначально же не был приобщен ни к чему высокому, поэтому «не мог ямба от хорея отличить», и к поэзии относился весьма равнодушно.

Если говорить о театре, как о разновидности высокого, то Пушкин посещал концерты с целью духовного обогащения внутреннего мира и саморазвития, чего не скажешь об Онегине: «Входит,...идет по ногам...лорнет наводит на дам...потом, едва взглянув на сцену,...отвернулся и зевнул». Для Евгения такое мероприятие - не более чем лишний способ взаимодействия с дворянским обществом.

У двух сопоставляемых фигур различается также в корне отношение к труду и любой целенаправленной деятельности. Если А.С. Пушкин мог днями и ночами сидеть, подбирая наиболее четкое и подходящее слово, позволяющее создать яркий, запоминающийся образ в стихотворении или ином произведении, то Евгений Онегин, которому с детства доставалось все готовенькое, на блюдечке с голубой каемочкой, не хотел и не умел трудиться: «Упорный труд ему был тошен». Он был способен лишь потреблять жизнь, людей, а также чувства.

Чувства, еще один аспект в сравнении А.С. Пушкина и его героя Евгения Онегина. Значение любви для Пушкина невозможно выразить словами, хотя ему это удавалось. Под властью любви Пушкиным написаны множество замечательных стихотворений, составивших любовную лирику поэта. Пушкин говорит о любви как о вещи небесной, всемогущей, которая способна заставить людей совершать невероятные, порой импульсивные поступки.

У Онегина же отношение к любви, как и ко всему, - потребительское. Он крутит романы на один день и не способен отличать истинную любовь от любви для людей и на людях. Для Онегина любовь - «наука страсти нежной» . Ключевое слово здесь -наука. Для Пушкина, да и по общепринятым неписанным нормам, любовь не терпит научного подхода, и точные законы к ней не применимы. В любви все сложнее, чем кажется. Но у Онегина изначально сформировано неверное представление о любви и чувствах в общем. Так, даже дружеские отношения Онегин не воспринимает всерьез и убежден, что друзья для хорошей жизни не нужны. Когда Евгением овладевает хандра, ему «надоедают друзья». У Пушкина такое выражение вызвало бы недоумение и сожаление, ведь кто, как не Пушкин умеет ценить своих друзей! «К Каверину», « К Чаадаеву», «Пущину», «19 октября», - все эти стихотворения были написаны в честь тех, без кого Пушкин не стал бы тем, кем он стал.

Итак, сравнивая Пушкина и Онегина, можно увидеть, что,несмотря на то, что они оба дворяне, образ жизни Пушкина соответствует его личности - он развивается духовно, творит бескорыстно, и не идет на поводу у толпы. Наоборот, личность Онегина разительно отличается от того «меню» жизни, по которому она живет. Онегин не знает, куда податься, что бы такое сделать. А ведь он ощущает, что в нем есть потенциал, но только читателям романа известны истинные его масштабы. Это видит сам автор, однако относится к герою иронически, не желаю как - либо навязывать свою точку зрения.

Наконец, мы подошли к вопросу о свободе. Кто же из героев по-настоящему свободен? Ответ очевиден.

Онегин обладает внешней свободой - он сам себе хозяин, никому ничего не должен, идет туда, куда ему вздумается. Но у него нет главного - внутренней свободы, понимания себя, гармонии с собой. Он пытается найти свое место в этой жизни, а внутри его переполняют противоречия. А когда Онегин начинает анализировать свои поступки в прошлом, он испытывает не что иное, как разочарование, сожаление и приходит к осознанию бессмысленности своих действий. Это и делает Онегина несчастным.

Пушкин же, наоборот, хоть и стеснен физически (постоянные ссылки, угрозы цензуры), но духовно - свободен. Он осознал свое предназначение, разобрался в себе и, самое главное, научился быть независимым. Пушкин так и называл такое состояние - внутренняя свобода. Жаль, он Евгению Онегину ее постичь не дано.

— мой любимый поэт, чьи произведения можно назвать гениальными. Каждое из них я читаю с удовольствием, но одним из самых любимых является . Его мы изучали на уроках литературы, а теперь нам нужно дать сравнительную Онегина и Ленского.

Сравнительная характеристика двух героев

Прочтя роман Евгений Онегин, можно с уверенностью сказать, что Онегин и Ленский являются центральными фигурами произведения и играют важную роль в раскрытии сюжета. Чтобы понять образ Онегина и Ленского давайте сделаем краткую сравнительную характеристику этих героев по отдельности.

Краткая характеристика Ленского

Для того, чтобы познакомиться предметно с характеристикой Ленского давайте обратимся к цитатам из произведения. Во время событий, описанных в романе, Ленскому было восемнадцать. У него было «младое юное сердце». Он не любил светскую жизнь, не был испорчен балами, был чист душой, которую «не изменил веселый шум». Образование свое получил в Германии, был влюбчивым и робким. В романе Евгений Онегин это живой персонаж, вспыльчивый, верящий как в дружбу, так и в любовь. Ленский в душе романтик и поэт. Владимир полюбил Ольгу, и когда посвящал ей стихотворения, то был «певцом любви». У Ленского была пылкая натура, полная вдохновения и веры в лучшее.

Краткая характеристика Онегина

На момент встречи с Ленским Онегину было двадцать шесть. В отличие от Ленского, светскую жизнь Онегин любит, что бывало «сразу в три дома его звали». Онегин «герой забав и роскоши дитя», но жизнь его однообразная и пестрая. Евгений Онегин умеет обращаться с женщинами, ему легко удается их соблазнить. Пушкин называет Онегина «развратителем и искусителем младых сердец». Как говорится в романе, этому персонажу надоела дружба и он не верит в любовь, так как устал от измен. Характер у Онегина был твердый и «остывший к жизни». Ему надоели знакомства и Онегин хочет уединения. Нормой для Евгения была ветреность в отношениях.

Свои знания Онегин получал дома, при этом его учили так, чтобы дитя не измучилось. В целом, он был умным, любил историю, знал классическую литературу, интересовался греческой и римской литературой, имел поверхностное представление о политэкономии и об общественных науках. Если Ленский не только любил стихи, но и писал их, то Онегин не понимал данное творчество. Он вообще забыл, когда читал подобные произведения. Евгений предпочитает читать экономическую литературу. У Онегина не было цели в жизни, она у него была пустой и он ни к чему не стремился.

Онегин и Ленский - одни из главных героев произведения «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. Они представляют собой новое, передовое, современное дворянское общество, которое придерживается либеральных взглядов. Оба героя имеют как сходства, так и различия в своем происхождении, образовании и способе борьбы с нынешнем строем, но их объединяет общность идеалов. В отличии от многих дворян того времени они понимают бессмысленность праздного существования. Именно это и стало причиной их печальной истории. Для Онегина жизнь превратилась в драму, а для Ленского и вовсе кончилась смертельным исходом. Евгений Онегин получил обычное для его времени разностороннее домашнее образование, однако оно не было строгим: Monsieur I”Abbe, француз убогой, Чтобы не мучалось дитя, Учил его всему шутя. Однако Онегин знал французский, несколько фраз на латыни, читал античную и экономическую литературу: Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита... Также Евгений выстраивал удачную линию поведения в обществе, которая прикрывала его не слишком хорошее образование: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм. Евгений Онегин вел типичную для столичной аристократии жизнь: балы, рестораны, театры, прогулки по Невскому проспекту, любовные развлечения, но он выделяется среди молодежи своего времени. Молодой человек обладал критическим мышлением и благородством души, которое не было присуще большей части его ровесников. Онегин отдавал себе отчет в бессмысленности и праздности своей жизни. Как мыслящий человек, он с горечью осознавал пустоту света. Постепенно его начинает поражать хандра: Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум; Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели... Попытки борьбы с хандрой были безуспешны. Он не умел систематически трудиться и его озлобленность, угрюмость, одиночество все сильнее и сильнее заявляли о себе. Очутившись в наследованном имении, Онегин облегчил жизнь крестьян: Ярем он барщины старинной Оброком лёгким заменил Но на этом его реформаторская деятельность закончилась. Разговоры соседей-помещиков, обнажающие узость кругозора и примитивность мышления, тяготили его. Он предпочел им гордое одиночество. Знакомство с молодым поэтом Владимиром Ленским, который выделялся среди поместных дворян, помогло на время отвлечься от грустных мыслей, витавших в голове Онегина. Ленский казался полной противоположностью своего соседа, но на самом деле неопытность и горячность, неискушенность и порывистость - все это было присуще и Евгению, когда тот был моложе, однако возраст остудил сердечные порывы. Владимир Ленский, получивший заграничное образование, решил поближе познакомиться с Онегиным: Но Ленский, не имев, конечно, Охоты узы брака несть, С Онегин желал сердечно Знакомство покороче свесть. В разговорах с Владимиром, Онегин понимает, что тот мечтает о счастье всего человечества и верит в священные узы настоящей дружбы: Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы... Что есть избранные судьбами, Людей священные друзья; Ленский был по духу близок к декабристам, его общественные идеалы столь же гуманны и благородны, но его высокие идеалы были весьма расплывчаты и неопределенны, воплощаясь в его поэзии. Холодный ум, душевная пресыщенность и тоска Онегина не мешали ему любоваться искренностью юного поэта, пылкостью его чувств, горячностью убеждений. Евгений не отличался такой искренностью. Возможно, Онегин даже слегка завидовал честности друга, так как сам он уже потерял свою горячность: Он слушал Ленского с улыбкой. Поэта пылкий разговор, И ум, еще в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор, - Однако вскоре Владимир полюбил Ольгу, сестру Татьяны Лариной. Она представляется ему совершенством, но глупая ссора, разгоревшаяся между друзьями, привела к дуэли. К сожалению, из – за боязни общественного мнения были вынуждены стреляться. Ленский был убит. Но что ждало их, если бы дуэли не произошло? Вполне возможно, Ленский стал бы настоящим поэтом, и даже стать одним из декабристов. Онегин не мог стать борцом за справедливое переустройство общества, его ждал путь непротивления злу насилием, так как скептицизм, которым он оказался заражен, парализовал его волю и стремления.

Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

Ленский и Онегин... их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

Мы же сравним и сопоставим двух ярких едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

То ли дело Ленский!

Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

Итак, противоречия встречаются, как утверждает Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

Сходство героев

Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

Две судьбы, две любви

Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

Месть, честь и дуэль

О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

Утром у мельницы…

Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?