По вере вашей да будет вам толкование. По вере вашей да будет вам: выход, дом Творца

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сегодняшнее Евангелие – об исцелении двух слепых и немого. В каком бедственном состоянии находится этот мир, и как различны человеческие несчастья! Немого привели ко Христу, как только прозревшие слепые ушли. Как неутомим наш Господь в делании добра, как непрерывно одно доброе дело следует за другим! Сокровища милосердия всегда в избытке есть у Него, и сколько бы Он ни совершал чудес, они никогда не могут иссякнуть. Все заключается в нашей способности участвовать в Божием даре – в нашей вере и нашей молитве.

Двое слепых следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов». Обетование, данное Давиду, что от его потомков явится Мессия, было хорошо известно Израильскому народу. В это время было великое ожидание Его пришествия. Эти слепые люди знают, исповедуют и возвещают на улицах Капернаума, что Мессия пришел, что Он здесь. Удивительное дело – те, кто Промыслом Божиим лишены телесного зрения, могут иметь разумные очи столь просвещенными, что различать великие деяния Божии, сокрытые от премудрых и разумных. Перед нами подлинная вера.

Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь. Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались – если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.

И они – обратим и на это внимание – не говорят, каждый из них в отдельности, «помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас». Они – друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.

Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.

И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого, что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться лично со Христом, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней нашей молитве, или когда нас посетит беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал».

Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам». Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.

Не то ли же самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в сегодняшнем Евангелии? Он – бессловесное существо. Мы часто повторяем, что сегодня все делается, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит в мире – обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, ложь звучит по телевидению как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать.

Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком немой стал бы хулить Бога и человека, и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.

По вере вашей да будет вам. Автор: Смирнов Димитрий, протоиерей. « Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их » (Мф. 9, 28–30). Почему из множества чудесных событий, связанных с земным поприщем Господа нашего Иисуса Христа, евангелист Матфей выбирает именно этот эпизод? Ответ на этот вопрос, важный для каждого задумывающегося о жизнеспособности своей веры христианина, даёт опытный духовник и наш постоянный автор протоиерей Димитрий Смирнов. - Отец Димитрий, правильно ли мы оцениваем свою молитву? Часто, если нам удалось спокойно помолиться, никто нам вроде бы не мешал, на душе была тишина и мысли особенно не разбегались, то у нас возникает сладкое чувство исполненного долга - нам кажется, что мы помолились хорошо. По вере вашей да будет вам. - На самом деле чаще всего это глубокое заблуждение. Собственно, плохой или хорошей молитвы не существует - молитва в принципе либо есть, либо её нет. Молитва может оцениваться только по её результату: то, что исполняется, и было молитвой, то есть общением с Богом. Слепые, которые шли за Иисусом Христом, обратились к Богу - и получили просимое. За тридцать три года, живя на земле, Господь совершил столько чудес, что всему миру не вместить бы об этом книг, если бы они были написаны. Но отдельные чудеса остались в памяти церковной для нашего назидания. Чаще всего мы приходим в храм с какой-то нуждой, и каждый изо всех сил хочет, чтобы его прошение исполнилось, некоторые даже плачут. И в этом Евангелии написано, что нам надо делать, чтобы наша молитва исполнилась. Поэтому евангельское повествование нам надо усвоить назубок, чтобы по возможности следовать ему. Когда у человека возникает какая-то нужда, он готов куда угодно обращаться, особенно если это касается его здоровья. Люди-то все в основном плотские, поэтому за плоть их зацепи - они сразу реагируют. Мать не беспокоится о том, что ребёнок Священное Писание не знает, что он не имеет какой-то добродетели: например, кротости или милостивого сердца. А коснись тела: нога заболела или рука - тут она забеспокоится. Хотя, если подумать, милостивое сердце куда важней, чем здоровая нога. А почему мать не переживает, когда, например, начинает ребёнок капризничать? Как правило, она ничего не предпринимает. «Ну, подумаешь, все дети такие», - отмахнётся. А ведь каприз есть проявление гордыни, своеволия - мерзкого качества души. Когда же нос дитя расшибло или кто-то наподдал во дворе, она готова и в драку вступить, биться за него, спасать. - Да, действительно нелогично. Но почему она не замечает главного? - Потому что она сама плотская, вся её забота только о еде, о здоровье, о тепле; все наслаждения исключительно телесные: помягче поспать, повкуснее поесть, покрасивей одеться. Если же мать - духовное существо, то она будет думать: «Ой, да пусть горбатый, пусть слепой, лишь бы только к Богу пришёл, пусть калека будет, пусть его жена бросит, пусть телом пострадает - лишь бы душой спасся». Недаром ведь говорят: горбатого могила исправит. На том свете, в пакибытии, и горбы выпрямляются, и очи у слепых открываются. Человек достигает полноты бытия, только когда получает воскресшее тело. - И всё же два евангельских слепых просили именно о телесном прозрении. - Слепота, конечно, страшная трагедия. Легче без ноги быть, чем без глаз остаться. Это очень трудный, тяжёлый крест - света Божия не видеть. Как говорит наука, до восьмидесяти процентов всей информации мы получаем через глаза. Лишиться глаз - это на восемьдесят процентов лишиться внешней жизни, то есть с потерей глаз люди лишаются практически всех удовольствий, которые имеет человек зрячий, общаясь с внешним миром. И вот евангельские слепые просят - и их молитва услышана. Почему? Чтобы понять, посмотрим, как же они просят. «Иисусе, Сыне Давидов», - обращаются они ко Христу. Назвать кого-то в Галилее и Палестине Сыном Давидовым - это значило совершить целую революцию. Нужно быть человеком очень храбрым, чтобы кого-то исповедовать Сыном Давидовым. Фактически это синоним слова «Мессия» - «Спаситель». Но их вера в Христа была так сильна, что они, даже будучи слепыми, познали: этот Человек не простой, а воистину Сын Божий. Именно в ответ на это исповедание Господь исцелил их. В Израиле в то время было множество и хромых, и слепых по причине войн, большого количества всяких инфекционных заболеваний. Среди этого множества Господь исцелил именно этих. Они твёрдо, несумненно веровали, что Господь может их исцелить, и знали, что им надо только упросить. И просили они долго, шли и умоляли до тех пор, пока Господь не счёл, что время пришло. - Но почему Господь не сразу исполнил их желание? Чего Он ждал? Ему же достаточно было сказать одно слово, а Он увёл их в дом, быть может, даже и двери закрыл… - Дело в том, что Господь не творил чудес напоказ. Он хотел, чтобы об этом прозрении знали только молившиеся. Он «строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9, 30), потому что всякое пустословие о тех вещах, которые творит Бог с человеком, опустошает душу человека. Отношения человека с Богом осуществляют через молитву и церковные Таинства. Молитва была налицо, и Господь совершил Таинство, прикоснулся к их очам. И мы с вами каждый день имеем возможность прикасаться к Телу Христа Спасителя в святом Причастии, каждый раз с нами происходит это чудо. - Но часто мы не получаем того, о чём просим. - Не получаем, во-первых, потому, что у нас нет несумненной веры в то, что Господь может это сделать. И Господь ждёт, пока наше желание получить просимое настолько усилится, что мы поймём: никто на свете, ни один человек нам не поможет, только Он, Господь наш Иисус Христос; только Он наш Спаситель, и только Он хочет нам помочь. Если эта вера заполнит всё наше существо и мы не будем ослабевать в молитве, а будем просить, твёрдо веруя, что Господь подаст, то Господь нашу веру не посрамит. Он нам даст просимое в тот момент, который будет благоприятен и для нас, и для всех окружающих, то есть когда мы созреем для того, чтобы принять дар, о котором просим. К сожалению, мы часто просим совсем не то, что нам действительно нужно. Самый простой пример: живёт семья: папа, мама и дитя. Но они с Богом не имеют никакого общения - Бог Сам по Себе, они сами по себе. А Господь хочет их к Себе привести: даёт им всякие блага, таланты, всячески их ублажает, но ничего в них не просыпается, никакого чувства благодарности. Тогда Господь решает их спасти по-другому - и вот заболевает сынок. Родители туда-сюда, туда-сюда и, наконец, к Богу: «Господи, помоги!». Но Господь медлит: если сразу поможет, то, скорее всего, они опять полностью не пробудятся. Нет, сын будет болеть до тех пор, пока они все не придут к Богу окончательно. Вот тогда Он его исцелит - когда увидит готовность человека служить Ему, а не себе: карьеру делать, стремиться к почестям, деньгам, то есть что-то своё строить здесь, на земле. Исцелит, когда увидит, что болезнь уже не нужна. Люди часто просят: «Исцели, исцели!» - а Господь не посылает исцеления. Потому что всякая болезнь от Бога. Господь специально её попускает, чтобы человека немножко расшевелить по принципу: гром не грянет - мужик не перекрестится. Вот и гремит гром - это Господь облегчает человеку путь к Себе. Человек засуетился, погряз в своих земных делах и думает, что это и есть жизнь, а Господь хочет показать ему другую жизнь - жизнь молитвы, жизнь духовную. И человек сначала молится от ужаса, молится от горя, а потом уже входит во вкус и начинает молиться от радости, начинает Бога любить, познавать. - Бывает, человек два раза в церковь пришёл, помолился, видит - никакого толку. Думает: пойду к экстрасенсу; этот не поможет - к бабке-колдунье. Церковь рядом, две остановки - нет, едет за тридевять земель, чтобы водичку ему какую-то дали или ещё что-то. Уж куда святее вода из церкви: не бабка освящает, а Сам Господь Иисус Христос! Но нет, это не годится, надо какую-то особенную. Почему? - Веры нет. Не верит человек, что здесь присутствует Сам Христос - Тот Самый, Который эту Землю создал: и воду, и горы, и птиц, и зверей, Который создал всех нас, Солнце, всю Вселенную; Который управляет всеми процессами в каждой клеточке нашего организма; Который всё про нас знает - все наши грехи, все наши достоинства; у Которого только одно желание - спасти нас от греха. Но у человека веры нет. Моя молитва, говорит, слабая. Как будто от наших усилий зависит молитва. Нет, от нас в молитве нужна только добросовестность. Сильная молитва не динамометром измеряется: у кого более упругая. Молитвы различаются одним: исполняет Бог просьбу этого человека или не исполняет. А связано это с тем, что один больше верует, а другой - меньше. Потому-то и нужно молиться долго, что от молитвы вера укрепляется. Одному, чтобы у Бога что-то вымолить, нужно два раза помолиться, а другому - двадцать лет. Он будет молиться, молиться до тех пор, пока его вера не укрепится. И тогда, наконец, Господь ему и подаст. - Все мы замечали: вот идёт пост, и настроение у нас такое духовное, и есть у нас желание молиться. А пост кончился, разговелись - что-то и лень нас обуяла, и сонливость, и тяжесть, и в храм вставать не хочется. - Мы расслабились, у нас как бы и вера ослабевает. И часто так бывает: если человеку дать то, что он просит, то он скоро успокаивается и охладевает к духовной жизни. Когда человек Бога забывает? Чаще всего в благополучии. Когда всё у него хорошо, его сердце «жиреет». Зачем Богу молиться, когда и так всё в порядке? Поесть-попить есть, одежда есть, квартира, машина есть, и гараж есть. Зачем Бог нужен? Нужен бензин, нужны деньги на книжке, нужны удовольствия, а Бог, Он совсем, получается, не нужен. И Бог знает эту нашу порочную сущность, нашу бесстыжесть и неблагородство. По вере вашей да будет вам. Ведь и машину эту, и гараж - тоже Бог дал. Гараж из кирпичей сложен, а кирпич - из глины. А глину кто создал? Господь. И все металлы, из которых машина сделана, Господь создал. Масло, которым замок смазывают, тоже Господь создал - оно из нефти сделано. Всё от Бога, а человек нахально считает, что всё само по себе. Поэтому такая беда и получается. Зная наше маловерие и себялюбие, Господь иногда нас ущемляет и затрагивает именно то, что мы любим. Пристрастился человек к своему здоровью, к своей плоти - Господь её затронет. Ведь человек любит себя и начинает себя спасать, начинает к Богу обращаться, и хоть в такой форме, но обретает связь с Богом. Хотя, конечно, в идеале человек должен просить не о телесном исцелении, прозрении, а о даровании зрения духовного. Господь ждёт, когда наши плотские просьбы превратятся в просьбы духовные, когда мы укрепимся духом настолько, что будем нашу жизнь земную вменять ни во что по сравнению с сокровищами духовными. Так премудра Его милость к нам! Как из таких, так любящих свою плоть, почти животных, Господь нас через скорби, болезни возводит на высоту Небесную? Сначала делает нас человеками, а потом уже и ангелами, которые вообще о плотском не помышляют. Вот такая Его милость, такая забота о нас. И как нам надо эту заботу ценить! Поэтому, когда нас коснулась какая-то скорбь, какая-то болезнь, мы должны знать, что это не несчастье. Некоторые говорят: вот несчастье приключилось, беда. Нет, это нас Господь спасает, это Он нас зовёт к Себе, это прикосновение Божией руки. Не беда случилась, не несчастье, а наука, вразумление пришло. Раньше говорили: Бог наказал - то есть дал наказ, учит нас, бестолковых, чтобы мы не зажирели в своей свинской сытости. Он нас пробуждает, а мы - нет, нам только одно дай: чтобы всё было здорово, сыто, чтобы никто нас не трогал, никто ниоткуда нас не выгонял, а все только бы ласкали, берегли, жалели, ублажали, подарки нам дарили да гладили по головке. Мы все плотские, поэтому Господь нас так сурово порой врачует, а иначе не получается. Благодаря этой «порке» со временем мы более-менее на людей становимся похожими. И за это нам надо научиться Бога благодарить, а не роптать. - Но те евангельские слепые тоже оказались неблагодарными. «Смотрите, чтобы никто не узнал», - говорит Господь. «А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той» (Мф. 9, 31). Получается, они нарушили Божий наказ? - Как и большинство из нас: дай нам скоро просимое - и мы забудем своё страдание, забудем Бога, опять будем жить по-старому. Оттого нам кажется, что мы просим у Бога, а Господь как бы и не слышит нас. Пока нас что-то гнетёт, пока нас что-то мучит, мы будем взывать к Богу, а отними это - и забыт Бог опять до следующего раза… В Священном Писании Господь нам всё сказал: что можно, чего нельзя делать; а чего нельзя делать ни в коем случае, а что обязательно делать. Мы же всё равно хотим своего, живём по-своему, делаем что хотим, безобразничаем. Ну как ещё нас спасать? Поэтому Cлава Богу, что Господь наш, милостивый Отец, несмотря на это, всё равно нас любит, жалеет и спасает. Православная беседа 2013 / 4 Беседовал А. БОГОЛЮБОВ

Рецензия на книгу «По вере вашей да будет вам…»

Посвящена новая книга духовному отцу четы Емельяновых – Пензенскому «старцу» схиигумену Алексию (Шумилину), скончавшемуся в 2005 году. Кстати, по уверению Лидии Емельяновой, именно по его благословению она написала книгу о мальчике Славике:

«Когда я приехала к схиигумену Алексию в Пензу и рассказала батюшке, что прочитала книгу об удивительном отроке Вячеславе и тут же спросила:

— От Бога ли отрок, батюшка?

— Отрок от Бога.

Старец сказал это сразу, утвердительно и как-то торжественно.

— Батюшка, книга эта, такая важная по содержанию, но написана как конспект. Я бы хотела встретиться с мамой отрока…

— Благословляю…

— Побывать там, где он жил, учился, встретиться с людьми, в общем нужно написать новую книгу

— Благословляю.., благословляю.., благословляю.

Батюшка благословлял все мои предложения горячо и как-то жданно, было такое чувство, что и Старец думал об отроке, как и я все эти дни и, как итог, радостное – благословляю».

(Л. Емельянова. «Бог говорит избранникам своим…». СПб., ПБЦ «Благовещение», 2007, с.5).

Как известно теперь всем после статью официального заявления митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, отрок был явно не от Бога (вернее, истории про отрока), а матушка Лидия явилась распространителем лжекульта. Поэтому новое творение Емельяновых требует пристального к себе внимания.

После выхода моей статьи о культе «отрока Вячеслава» («Ангельская пыль») мне пришлось услышать в свой адрес несколько критических замечаний: мол, работа написана без любви и жалости к бедному мальчику, слишком резкие слова я говорю про Славика. Я вынужден был объяснять, что моя статья была посвящена тому образу «Отрока Вячеслава», который нам навязывали авторы книги о нём. Это разные вещи: я писал не о мальчике, а о суеверных расколоучителях, которые действительно удостоились резких слов, ибо их «творчество» принесло огромный духовный вред.

Так и теперь, чтобы предупредить упрёки в непочтительности к «святому старцу» (которого я никогда не видел и не слышал), сразу оговорюсь, что я пишу рецензию не о старце, а о творчестве и духовной позиции четы Емельяновых.

Книга «По вере вашей да будет вам…» составлена по той же схеме, что и «Бог говорит избранникам своим…». «Предисловие», написанное некой Е. Поповой, призвано убедить читателей в значимости данного труда и личности самого старца:

«Важно проследить, как постепенно «внешний» человек под воздействием молитвы старца приобретает духовное разумение, которого он прежде не знал в себе. Важно понять, что духовное разумение приходит не из богословских наук, не из «планомерного» изучения святоотеческих Преданий, не из «новинок» духовной литературы и не из православных печатных органов, где обсуждаются общецерковные проблемы» (с.15-16).

Это основной лейтмотив всей книги: на первом месте – Старец и книги о нём, а все остальные «печатные органы» — нечто второстепенное и маловажное. А создание книги о Старце – это «крайне трудное дело» и «нужна высокая словесная культура, всегда отличавшая любое произведение древнерусской духовной литературы, чьи традиции мы обязаны свято хранить, соблюдать и продолжать поныне» (с.4-5). Что сия книга Емельяновых полна «высокой словесной культуры» я убедился, проштудировав её: как и труд про Славика, она изобилует орфографическими и грамматическими ошибками, написанием всюду приставки «без-» (чтобы бесам нос утереть) и постоянной путаницей в «иЗцелениях» и «иСцелениях». Глубочайше пошлый стиль у всех авторов – тоже, наверное, продолжение «древнерусских духовных традиций»…

Первая часть книги – «житие» старца Алексия, написанное известным «агиографом», специалистом по отысканию «святых», матушкой Лидией Емельяновой.

Вторая, самая большая часть – рассказ некой Надежды о своём духовном пути под руководством старца. Как и в книге об отроке, её рассказы перемежаются «духовными комментариями» батюшки Геннадия Емельянова.

В третьей части книги приводится акафист и молитва «великомученику и целителю» Старцу Алексию Пензенскому, чтобы никто не сомневался в его святости и в способности авторов находить и прославлять «избранников Божиих», старцев и отроков. Как и в случае с мальчиком Славиком, старец удостоился чина «великомученика», хотя никто его не расстреливал, не казнил. А в корявом и чрезвычайно безграмотном, с жалкими потугами на рифмовку, акафисте намекается на всех будущих критиков: «Радуйся, схиигумене, посрамление книжных умников» (с.479). Вот и попробуй теперь «умничать» — сразу «посрамят»…

Не буду пересказывать «житие», выделю лишь некоторые особенности. Главное недоумение вызывает сам «факт» рукоположения будущего старца в священный сан. Вопреки всем мыслимым и немыслимым церковным канонам, был посвящён человек, инвалид детства, не владеющий ни руками, ни ногами, прикованный к креслу, не держащий голову, с серьёзными дефектами речи. Но, как уверяет матушка Лидия, таков был «Промысл Божий». А проверить истинность «Промысла» теперь непросто.

Как всякий старец, иеромонах Михаил, а впоследствии схиигумен Алексий, занимался непрестанной молитвой, руководством духовных чад, принятием исповедей, постройкой монастыря в посёлке Победа. В промежутках он отчитывал бесноватых, исцелял, прозревал и пророчествовал. Причём его способность к прозрениям была близка к абсолютной, как у Славика: он всё знал и о человеке, и о его грехах, о будущем и прошлом, разбирался во всех житейских мелочах, вплоть до знания радиодела, хотя нигде ничему не учился.

Особенностью старца была таинственная «непонятность»:

«Когда Батюшке задавали вопросы, он отвечал притчами, очень лаконичными фразами, смысл которых предстояло «разгадывать»». «Батюшка показывал то, что ещё должно произойти, взывал к глубокой правде, открытой ему, но не нам. Поэтому понимание приходило не сразу, и не всегда. Трудно приходилось и тем, кто слышал старца в первый раз. К их радости матушка Зиновия, много лет проведшая подле старца, помогала людям понимать его слова. (..) Полноценное же общение с Батюшкой было возможно только при настроенности на единую духовную волну» (с.60-61).

Это банальная схема создания сект – у нас был «спаситель», «избранник», которого могли понимать только мы, его «апостолы», потому что мы на «единой духовной волне». Поэтому мы его вам растолкуем, объясним, направим на истинный путь. Есть у нас и «святые матери», которые растолкуют «апостолов». Так создаются все культы, яркий пример – секта Порфирия Иванова, сумасшедшего, но вокруг которого собрались кандидаты наук и узурпировали право на понимание и истолкование его бреда. А что многие, включая священников, воспринимают духовных чад старца Алексия как секту – подтверждает сам священник Геннадий:

«Много спустя побывал я в храме мученицы Татьяны в Нижнем Новгороде. Потрапезничали с батюшкиными чадами, сидим, мирно беседуем, вспоминая старца. Тепло на душе у всех.

Заглядывает священник, что-то спрашивает и сразу удаляется. Перехватываю его колючий взгляд. Вспоминаю, как старец шутливо спрашивал диакона Андрея: «Как ваши попята поживают?»

Мария Степановна, как бы уловив моё настроение поясняет: «Он нас всех сектантами считает». Жалко. Вспоминаются и другие слова старца: «Кто не ищет старческого окормления, тот погубит себя и свой приход». Но такова сегодняшняя реальность» (с.416-417).

Как говорил протоиерей Иоанн Мейендорф: основная черта сектантов – это уверенность в том, что спасутся только они, а остальные все погибнут. И ещё – они получают огромное наслаждение от этой мысли. Разве не об этом говорит о. Геннадий? Всё их совместное с матушкой Лидией творчество настойчиво проповедует эту идею: спасутся только чада нашего Старца, поклоняющиеся отроку Вячеславу. При этом ненавязчиво так авторы напоминают нам, кому мы должны быть благодарны «открытием» старца:

Батюшка Алексий незадолго перед смертью сказал одной женщине: «Когда приедешь в Москву, позвони отцу Геннадию и матушке Лидии, которые написали книгу («Дорога к старцу» — А.П.) и послали тебя сюда, что я их очень люблю. Обязательно передай. Обязательно» (с.407).

По словам матушки Лидии, старец много пророчествовал, но в книге пророчеств мало и они банальные, не идущие ни в какое сравнение с откровениями про динозавров «отрока». Так, старец призывал не надеяться «на мирских начальников, пенсионные фонды» , обещал скорую войну с севера «за веру», советовал запасаться пшеницей, «садиться» на землю, чтобы выживать своим огородом, ждать голода и людоедства. Действительно, пророчества скромные, но, думается, мы ещё услышим продолжение пророчеств, ведь есть «апостолы», которые хранят их до времени, да ещё и будут удостаиваться «видений» и «откровений».

Немногословный и скромный (по словам агиографов) старец иногда говорил о себе не вполне скромные вещи:

«Отца духовного после меня у вас не будет. В красивых одеждах будут, в золочёных ризах будут, а такого у вас больше не будет. Приходите ко мне на могилку, просите, а я вам помогать буду» (с.415).

«Батюшка говорил: «Кто мне будет помогать, того четыре поколения спасутся»» (с.382).

«А старец духом весь наш разговор слышал, как мы кичились друг перед другом своими молитвенными подвигами. И говорит он вдруг тихо, печально и очень серьёзно:

— Песчинки… Вы песчинки перед Богом, а я гора. Ваша молитва без моей – ничто» (с.368).

После смерти старца главным занятием его чад стал сбор материалов, воспоминаний о нём, для дальнейшего его прославления (причём явно они не надеются на официальную канонизацию, их больше устраивает «народное» почитание).

Основу книги составляют воспоминания духовной дочери Надежды, несколько лет окормлявшейся у старца и жившей поблизости. Надежда, простая деревенская женщина, ветврач. На протяжении 400 страниц Надежда выворачивает перед читателем все свои грехи, включая блудные, описывает скорби, насылаемые за эти грехи, и помощь Батюшки на пути исправления и осознания своей греховности. При этом, рассуждая о своей падшести, Надежда не забывает уже на следующей странице из грешницы превращаться в проповедницу и обличительницу общей испорченности человеческой породы. Сам старец обещал ей, что она будет «пророчествовать», «рассказывать людям о Боге». И в своей роли «пророчицы» она ничуть не сомневается:

«В это самое время во мне окрепло решение рассказать про духовного отца. Взялась за карандаш, лист положила перед собой, сперва страшно было: как напишется? А потом словно кто-то невидимый диктовал, а я едва успевала записывать, а слова всё шли и шли.
Потом перечитаю листки и задумаюсь: я ли всё это написала? Словно и не я, но кто же тогда? Поняла: я только записывала. Старец духом диктовал мне, а я только исполняла волю Божию» (с.431). Вот вам и новый «иоанн богослов» в юбке из посёлка Победа…

Не знаю, как читают все эти излияния подобные ей тётушки (наверно, с восторгом), а меня, если честно, подташнивало от такой пошлейшей «духовности». Причём, если посмотреть на жизнь Надежды в целом, то она состояла в основном из болезней, насылаемых за стародавние грехи (так, у неё заболели женские органы в наказание за шалость, совершённую… в шестилетнем возрасте!) и исцелений от них по молитвам старца; из злодейств со стороны соседей, завистников, и особенно из колдовства и порчи, спасение от которых становится возможным только предстательством старца. Я насчитал 10 случаев колдовства и порчи, наведённых лично на Надежду, на её дом и скотину. По сути, вера рассказчицы – банальная смесь бабьих суеверий, язычества с православной терминологией.

Но самое странное во второй части – это комментарии о. Геннадия Емельянова. Точно так же, как и в книге о Славике, он по любому житейскому пустяку (даже по поводу гавканья собаки) изливает порцию «добротолюбных» речей, смысл которых в итоге он сводит к одному: без Старца нет спасения: «Старец для нас – око Божие на земле: всё видит, всем стремится помочь» (с.390). «В отличие от нас старец, как сотаинник Божий, живёт в духе Святой Троицы и обладает всей полнотой знания во всех сферах (!- А.П.), на которых сконцентрировано внимание его воли» (с.275). Абсолютизация роли старца – основная идея данной книги. Как пошутил один священник: «Православие – это минное поле, без сапёра-старца не пройти».

Думается, эта книга во многом даже опаснее, чем культ «отрока Вячеслава», ибо «Славик» — это откровенная ересь, бред, от которого отвернётся любой здравомыслящий человек. Но прочитав такую книгу про старца, в которой нет вопиющих безумств про динозавров и НЛО, а лишь мутный поток «духовности», православный человек сделает только один вывод: пора собираться в дорогу на поиски Старца, ибо нет нам спасения в обычной приходской жизни, нет толку от обычных «попят», нет смысла читать Святых Отцов, Евангелие, ибо всё равно невозможна духовная жизнь вне старческого окормления, когда требуется брать благословение на каждый вдох и выдох. Старец становится «папой», «наместником Бога» на земле, в руках которого наше спасение. Как сказал однажды церковный историк А. Карташёв по поводу кандидатской работы по богословию: «…где Христос, где апостолы, где Церковь? Всё затмила собой огромная тень Старца…» (Цит. по протопр. А. Шмеман. Дневники. М., «Русский путь», 2005, с.539).

А вот информация с официального портала Саратовской Епархии по поводу первого издания книги «По вере вашей да будет вам…» (статья также была опубликована на «Русской Линии» 16.09.2006):

«Если суммировать впечатления от прочитанной книги, то сказать можно так: от нее веет каким-то страшным духовным нездоровьем, более того, она вся проникнута не только прелестным, но и в полном смысле этого слова сектантским духом.

Естественно, что поскольку на книге стоит благословение правящего Архиерея Пензенской епархии Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, сотрудники информационно-издательского отдела Саратовского епархиального управления обратились за разъяснением в епархиальное управление в Пензу. Там был получен следующий ответ: благословения на издание данной книги Владыка Филарет не давал. И более того - документов на такого клирика, как схиигумен Алексий (Шумилин), в Пензенской епархии нет.

А между тем книга, о который мы говорим, лишь одна из пяти, уже вышедших в данной «серии». И активно распространяются эти издания не только в Пензенской, но, в частности, и в Саратовской епархии. Ведется серьезная «агитационная» (иначе не скажешь) работа, собираются средства на «часовню на могиле старца», на «монастырь» и на другие, менее, может быть, определенные цели. И уже звонили и обращались в епархиальное управление люди, столкнувшиеся с напором почитателей «старца Алексия» и этим напором смущенные и обескураженные. А кто-то уже успел и деньги пожертвовать и теперь скорбит о том, что куда с большей пользой мог бы их израсходовать, однако - назад дороги уже нет.

Кем был «отец Алексий»? Трудно сказать. Единственное чувство, которое возникает по отношению к нему после знакомства с жизнеописанием,- острая жалость. Один священник, просматривавший опубликованные в книге фотографии, увидел снимок, на котором «старец» лежит, буквально примотанный ремнями безопасности к заднему сиденью «Газели». И одно только и смог сказать: «За что ж они его так мучили-то, бедного!..» Действительно - жестоко это. Но тут мы уже ничего не сможем сделать. Другое не менее жестоко: людям, ищущим пищи духовной, вкладывать в протянутую руку «камень» в виде такого жизнеописания, «чудес» и акафиста. Потому-то и предостерегаем мы всех потенциальных читателей этой книги: «По вере вашей будет вам». Поэтому не верьте лжи, верьте только истине» (Игумен Нектарий (Морозов)) .

Это далеко не единственное критическое исследование, касающееся книг о старце Алексии, которое можно найти в Интернете. Но, к сожалению, и восторженных, умилительных отзывов (в основном, женских) не меньше. Полтора года назад игумен Нектарий опубликовал статью, но ничего не изменилось: выходят новые издания, увеличивается количество последователей старца. Уже несколько лет супруги Емельяновы развращают неокрепшие православные души, создают сектантские группировки, пропагандируют лжекульты, лжедуховность, вместе с «Просветительским» центром «Благовещение» сеют смуту в епархиях, жонглируют ложными архипастырскими благословениями – и, как ни в чём не бывало, священник Геннадий продолжает служить, выступает на радио…

Я беседовал с человеком, который развозит по епархиям книги издательства «Благовещение», спрашиваю: почему на книге «благословение» Пензенского, а не Петербургского архиерея? Тот засмущался: «К нему попасть непросто…» Но думаю, истинная причина в другом: если бы эта книга попала на стол к епархиальному архиерею, то у о. Геннадия Емельянова возникли бы серьёзные проблемы. Пока же он живёт и служит без проблем, создавая таковые тысячам других людей. Поэтому очень бы хотелось, чтобы творчеству и деятельности этого священника и его матушки дали официальную оценку в Санкт-Петербургской Митрополии.

Совсем иное значение это слово приобрело в России после Оптинских старцев XIX-го века. Теперь в сознании большинства православных слово «старец» почти то же, что «живой святой». Под этим словом обязательно подразумевается наличие духовных дарований: прозорливости, исцелений и т.д.

Именно такой старец предстает нам из книги: святой чудотворец, прозорливец и целитель. Куда там святым древних патериков!. Прочитав книгу впору вспомнить жития прп. Серафима Саровского. Кстати, в книге о.Алексий буквально поставлен рядом с этим святым: «Как-то диакон Андрей сокрушался, что старца не было на празднике в Дивеево. Но батюшка возразил, что он был там и стоял вместе с Серафимом у его раки» . В данном случае утверждается, что старец телом находясь в одном месте, духом пребывал в другом — стоял (телесно о.Алексей стоять не может, и ниже будет сказано почему) рядом с Прп. Серафимом.

Можно ли поверить тому, что в наше время под Нижним Новгородом, вне всякого канонического церковного подчинения живет-поживает святой такого уровня?

Но главная идея книги не в этом. Она в следующем: без старца (именно в смысле без святого) спастись невозможно.

Не хотелось бы говорить о святости или не святости о.Алексия. Коснемся исключительно книги о нем.

Начнем с того, что о.Алексий человек не простой — он инвалид детства: «Родился мальчик с тяжелейшим физическим недугом, из-за которого его ножки никогда не касались земли» .

Для тех, кто не знает церковных правил, надо сказать: такой человек не может быть священником. Монахом — может. Старцем — наставником монахов — может. Святым — может. А священником — нет. Инвалидность — каноническое препятствие к рукоположению в священный сан. Не по этой ли причине мы не найдем в книге ту часть жития о.Алексия, где было бы сказано о его хиротонии и начале служения? Какой же епископ дерзнул нарушить правила, рукоположив человека, который не может не только ходить, но даже есть без посторонней помощи ? И был ли вообще этот епископ ? Была ли вообще хиротония? «Темна вода во облацех …».

Бесовское покаяние

Что соблазнительного есть в повествовании об о. Алексии? Его уверенность не только в собственном спасении и святости, но в том, что спасутся те, кто будет его слушать:

Такое дерзновение настораживает. Надо заметить, что величайшие святые совсем по-другому смотрели на себя. Настораживают и некоторые высказывания и советы о.Алексия:

Есть в жизнеописании старца и совсем маловероятный эпизод: покаяние беса, говорившего со старцем из бесноватой Валентины:

Не удивительно, что «Очень много священников встречалось с батюшкой, но мало кто прилепился к нему, смог почувствовать духом» .

«Старцеобрядческая» церковь

Но оказывается не только странность высказываний о.Алексея настораживала тех, кто пограмотнее (все же священники!), но и еще кое что: «Их раздражало, что батюшка не в штате епархии и вроде как никому не подчиняется» . Вот в чем дело! Батюшка-то в своей собственной юрисдикции, вне всякого епископа, а, по сути, это означает, что он вне Церкви. Ни Евхаристии ни других служб он совершать не может. Из книги напрашивается вывод о том, что о.Алексий или «самосвят» или раскольник. Увы это так!

  • «На Кавказе мне рассказывали, как во время гонения на монахов в шестидесятые годы прошлого века, когда за ними буквально охотились, два старца избежали преследования чудесным образом: они по воздуху перешли пропасть и исчезли из виду. К какой епархии они принадлежали, какому епископу?

И почему старец Антоний после лагерей служил литургию в кочегарке и никто из мирян не выдал его властям? Многие священники во времена лютых гонений не смогли найти себе пристанище в официальной церкви [выделено мной — и.И.], но продолжали служить по домам, подвергая себя смертельной опасности. На этот вопрос нет простого и однозначного ответа, и мы не будем подробно исследовать его. Заметим только, что Дух дышит там, где хочет, и тогда, когда хочет. Откуда приходит и куда уходит — никто этого не знает. Непреложные свидетельства Духа Святого отражены в этой книге. Можно их отвергать, но ведь это значит бороться с Богом. Пусть же задумаются приверженцы прописных истин и уложений: есть ли место у них в душе место живому Духу? Не заслоняют ли официальные персоны церкви [выделено мной — и.И.] самого Господа?».

Здесь автор сознательно вводит читателя в заблуждение. Никакой загадки и проблемы тут нет, и необязательно наводить тень на плетень. Если во времена гонений в силу смертельной опасности можно (и иногда нужно) было жить и служить в подполье, то после устранения этой опасности нормальные священники шли к архиереям и получали приходы для служения и антиминсы. Сейчас не время гонений. Сектантские же рассуждения о Духе, который «дышит там, где хочет, и тогда, когда хочет» оставим без комментариев. У нас, православных, в отличие от неохаризматических сект, Слава Богу, есть Церковь, имеющая полноту даров Духа. Впрочем о причине, заставившей автора написать такие строки мы скажем ниже, а пока продолжим цитировать о.Геннадия Емельянова — составителя книги о старце Алексии «Дорога к старцу»:

Каноничность объявляется «законнической» болезнью, а желание окормляться у духовника, находящегося в евхаристическом и молитвенном общении в Церковью — духовной пустотой. После этих рассуждений книга читается совсем по-другому: уж не сектантом или раскольником писана она?

Но вот более любопытный перл:

Духовное затмение современного священства

Длинное обличение современного духовного упадка священства о.Геннадий заканчивает словами: «Жалко тех священников, которые не увидели в этом глубоком человеке светильника веры и благочестия» .

Но какова же причина побудившая о.Геннадия приравнять нынешнее время ко временам лютых гонений? Все просто: по о.Геннадию сейчас время всеобщего отступничества, в которое втянулись церковные власти. И знаки этого отступничества — паспорт и ИНН.

И это не домыслы, вот что буквально пишется в книге:

То есть, при переводе на русский язык, ситуация такова: Игумен хочет уйти от епископа, который «принуждает к «беззаконию» (очевидно вопрос о паспортах или ИНН). А старец говорит: Служи у меня! В МОЕЙ церкви…

То есть напрямую намекается на создание альтернативной церкви под «омофором» старцев, без епископов, «продавшихся» Вельзевулу. Это уже учение о расколе!

Такой призыв нужно оправдать не только отступничеством епископата, но и общим упадком, что автор и делает:

Собственно, и в общине старца нечто похожее: «Во всем размеренная неторопливость, покой, светятся лампады, лики глядят с икон, горят свечи. В своей комнате молится старец. Настроение приподнятое, время идет незаметно» .

Почему же покой у старца — это дары Духа, а в приходах «официальной церкви» — это плоды беса?

Можно ли спастись без старца?

И заканчивая это краткое исследование книги «Дорога к старцу», хочется коснуться ее главной духовной мысли, выраженной в следующем диалоге с о.Алексием:

Грозные слова. Без старца — читай без святого духоносного наставника — спастись нельзя. А поскольку такого уровня старцев у нас кроме о.Алексия (если верить книжке) считай что и нет, то без общения лично с ним у нас нет и спасения.

Все церковные Таинства, все Святые Отцы и весь опыт Церкви без старца — ничто, так как без него нет спасения. Так ли учит Церковь? Сравним этот тезис с мыслями Свт. Игнатия Брянчанинова.

Говоря о духовном руководстве он пишет:

Остается вспомнить еще одно горькое замечание Святителя Игнатия: «Боговдухновенных наставников нет у нас!» .

Игумен Игнатий (Душеин)

За что ж они его так мучили… - игум. Нектарий (Морозов)

Шарлатанство — всегда страшная вещь: надеешься на исцеление, а в итоге болезнь усугубляется. Но особенно страшно сталкиваться с шарлатанством духовным: здесь вред терпит не тело, а бессмертная душа…

Мы уже не раз обращались на страницах «Православной веры» к «книжной» теме. Наша газета старается держать своих читателей в курсе наиболее интересных новинок православного книгоиздательства, публикует рецензии на вышедшие недавно книги. Но несколько дней тому назад в информационно-издательский отдел епархии обратились две верующие женщины — по поводу «новинки» совсем иного рода. Содержание прочитанной ими книги заставило усомниться: действительно ли принесет она пользу тем, кто возьмет ее в свои руки?

«По вере вашей да будет вам…» () — такими евангельскими словами озаглавлено жизнеописание, как заявлено в нем, «пензенского старца схиигумена Алексия (Шумилина)», вышедшее в свет в Петербурге в 2006 году. Вопрос вызывает уже самая обложка ее, на которой изображен преклонных лет монах в инвалидной коляске. Смущает выражение его лица, поскольку при взгляде на него трудно избавиться от мысли, что нездоровье этого человека носит не только физический, но и душевный характер. Однако первому чувству в подобных случаях верить нельзя, поскольку внешность порой очень обманчива. Естественно, что возникло желание познакомиться с книгой получше, тем более что о таком подвижнике, как схиигумен Алексий (Шумилин), слышать нам никогда не приходилось (это особенно удивительно, учитывая, что скончался он совсем недавно, 8 января 2005 года, и жил так недалеко от нас, в соседней епархии).

И вот то ощущение, от которого при чтении настоящего жизнеописания никак не удавалось избавиться: книга ни о чем. Бесконечное переливание из пустого в порожнее, абстрактные рассуждения — и практически никаких фактов. А те факты, которые все-таки приводятся, поражают какой-то внутренней нелогичностью, несогласованностью друг с другом.

Очевидно, что Михаил Иванович Шумилин, 1930 года рождения, был инвалидом детства: «Родился с тяжелым физическим недугом: совсем больной, он не мог ни ходить, ни обслуживать себя хоть сколько-нибудь. Он был старшим, но его, беспомощного и немощного, нужно было кормить с ложечки, поить, умывать…»

И это первое, что приводит к неизбежному «конфликту восприятия»: постойте, но как же, да и кем был он пострижен в монашество и рукоположен в священный сан? Ведь исполнять священническое служение, да что служение — и обойти вокруг престола на хиротонии он бы не смог.

Тем поразительнее и невероятнее рассказ о том, кто совершал хиротонию. По утверждению авторов, рукоположил Михаила (Шумилина) в священный сан митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга). А присутствовали при этом также митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков), архимандрит Таврион (Батозский) и архимандрит Серафим (Тяпочкин). Достойно при этом внимания, что владыка Зиновий жил в Тбилиси, митрополит Леонид и отец Таврион — в Риге, архимандрит Серафим — в Белгороде. Где и почему они собрались вместе ради хиротонии раба Божия Михаила — совершенно непонятно.

Еще непонятнее, как митрополит Зиновий, в прошлом Глинский монах, архиерей, привыкший свято чтить церковные каноны, мог рукоположить в священный сан человека, чья хиротония по церковным канонам в виду неспособности к священнодействию была решительно невозможна.

Окончательно все запутывает повествование о том, как хиротония происходила на практике, поскольку из описания становится ясно, что была это и не хиротония, а монашеский постриг.

Далее следует рассказ о жизни о. Михаила и о его духовнической, а затем и старческой деятельности. Рассказ, впрочем, до крайности туманный. Где служил (да и служил ли вообще) о. Михаил, понять из него практически невозможно. Что опять-таки очень чудно: ведь рукополагается священник всегда не «просто так», а к конкретному храму или обители.

Также говорится о молитвенных подвигах о. Михаила, но каковы они были, в чем заключались, снова неизвестно. Когда же речь заходит о присущей ему практике духовного окормления, то здесь преобладают рассказы о не совсем понятных с духовной точки зрения чудесах и о случаях колдовства и противостояния нечистой силе.

В недоумение приводит и фотоматериал, широко представленный в книге. Например: фотография большой рыжей коровы, задумчиво глядящей в объектив, и подпись под ней: «Молитвенная помощь старца не раз спасала корову-кормилицу». Или фотография самого о. Михаила (точнее уже Алексия — в схиме), лицо которого искажено гримасой или улыбкой, припавшая к его руке монахиня и другая подпись: «Ни с чем невозможно сравнить благословение, полученное от старца».

В качестве приложения к жизнеописанию дан «Акафист преподобному отцу нашему схиигумену Алексию, старцу Пензенскому». Это — своеобразный «апофеоз» той нелепости и несуразности, которыми отличается книга в целом. Прежде всего, издатели объясняют, что «обычно акафист составляют святым до церковной канонизации». А затем следует сам акафист, отдельные строфы которого, своими незамысловатыми рифмами напоминающие частушки, хотелось бы процитировать. Например:

«Радуйся, друже Троицы, не давай в грехе успокоиться».

«Радуйся, крепкий битвою, оживляющий нас молитвою».

«Радуйся, велий схимниче, в тьме сомнения нам светильниче».

И еще несколько:

«Радуйся, схиигумене, посрамление книжных умников». «Радуйся, сердце доброе, никому в мире не подобное». «Радуйся, Божий труженик, ко спасению очень нужный нам».

Если суммировать впечатления от прочитанной книги, то сказать можно так: от нее веет каким-то страшным духовным нездоровьем, более того, она вся проникнута не только прелестным, но и в полном смысле этого слова сектантским духом.

Естественно, что поскольку на книге стоит благословение правящего Архиерея Пензенской епархии Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, сотрудники информационно-издательского отдела Саратовского епархиального управления обратились за разъяснением в епархиальное управление в Пензу. Там был получен следующий ответ: благословения на издание данной книги Владыка Филарет не давал. И более того — документов на такого клирика, как схиигумен Алексий (Шумилин), в Пензенской епархии нет.

А между тем книга, о который мы говорим, лишь одна из пяти, уже вышедших в данной «серии». И активно распространяются эти издания не только в Пензенской, но, в частности, и в Саратовской епархии. Ведется серьезная «агитационная» (иначе не скажешь) работа. Собираются средства на «часовню на могиле старца», на «монастырь» и на другие, менее, может быть, определенные цели. И уже звонили и обращались в епархиальное управление люди, столкнувшиеся с напором почитателей «старца Алексия» и этим напором смущенные и обескураженные. А кто-то уже успел и деньги пожертвовать и теперь скорбит о том, что куда с большей пользой мог бы их израсходовать, однако — назад дороги уже нет.

Кем был «отец Алексий»? Трудно сказать. Единственное чувство, которое возникает по отношению к нему после знакомства с жизнеописанием, — острая жалость.

Один священник, просматривавший опубликованные в книге фотографии, увидел снимок, на котором «старец» лежит, буквально примотанный ремнями безопасности к заднему сиденью «Газели». И одно только и смог сказать: «За что ж они его так мучили-то, бедного!..». Действительно — жестоко это. Но тут мы уже ничего не сможем сделать.

Другое не менее жестоко: людям, ищущим пищи духовной, вкладывать в протянутую руку «камень» в виде такого жизнеописания, «чудес» и акафиста. Потому-то и предостерегаем мы всех потенциальных читателей этой книги: «По вере вашей будет вам». Поэтому не верьте лжи, верьте только истине.

игумен Нектарий (Морозов)

«По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29)

Мы получаем, когда отпускаем из своих мыслей все, что имеем. Все в мире относительно. Нет правильных или неправильных значений, тех или иных событий. Есть Вселенная, как единая и целая материя. А мы как нити, связывающие целое полотно. И нет в этом состоянии места для невозможных событий и необъяснимых элементов. Есть жизнь, которой мы живем, а значит это путь, которым мы хотим идти. Безусловно, все в мире начинается и заканчивается человеком. Сегодня есть, а завтра может и не быть. На определенном этапе жизни, весь мир у наших ног. Но, в один миг все может измениться. И нет в этих переменах злого умысла судьбы. Все что происходит в нашей жизни мы подсознательно хотим. А значит притягиваем.

Говорить о сложной жизни или печальной судьбе можно бесконечно долго. Но есть то, что во всех тяжких ситуациях может нас спасти - Вера, та, что спасает нас от самих себя. Та, что,порой дает хороший толчок, чтобы идти дальше. Та, что помогает принять мудрые решения. Та, что наполняет сердца желанием жить. Та, что разрывает оковы с души и приносит свободу от придуманных нами ограничений. Кто-то верит в судьбу, кто-то верит в себя, а есть те, кто всеми фибрами души верит в единого Творца. Я одна среди них.

Выход есть, даже когда нам кажется, что его нет.
Я столкнулась с большими финансовыми трудностями. Будучи студенткой последнего курса университета, мне нечем было заплатить за учебу. В семье сложилась тяжелая ситуация. Может для некоторых людей это не проблема. Для меня, еще неставшей на ноги, это было просто катастрофой. Ведь я потратила 5 лет на учебу, и если не заплачу, все будет зря. И казалось бы, что выхода нет. Куда бежать и к кому обращаться я не знала уже. Но Всевышний видел то, чего не понимала я. Он говорил со мной ситуациями моей жизни. Я не знала языка Бога. А он научил меня говорить с ним. Я не умела слушать, а он научил меня слышать.

Дом Творца.
Кто ходит в церковь? Зачем вообще туда идти? Там много неприятных людей и все постоянно смотрят на меня. Это были мои мысли. Мое мнение по поводу церкви до определенного момента было категорически отрицательным. Сейчас, печатая эту статью, я хочу показать Вам как часто мы можем ошибаться в своих суждениях. И как редко мы признаем свою неправоту. Сегодня я была в доме Творца. Да, я называю именно дом Творца. Знаете, теперь, когда я прихожу в церковь, я вижу Бога, а не людей. Среди высоких стен, от которых веет холодом и умиротворенностью моя душа начинает говорить.

Я плачу, а значит живу!
В церкви я всегда плачу. И мне так радостно от этих слез. С меня будто выходит вся печаль. А ведь и вправду говорят церковнослужители, мы приходим к Богу, когда что-то случается в жизни и сильно болит. Но если все хорошо, забываем даже мысленно сказать спасибо. Вот такие мы. Но мы можем начать исправляться с этой самой секунды. Просто искренне и от души поблагодарить Всевышнего, за все, что у нас есть. За все, чего у нас уже нет и за то, что у нас может быть.

Проблемы есть, доколе мы в них погрязаем.
Когда-то мой преподаватель очень сильно помог мне. Я не могу выразить словами, как была благодарна ему. Но, мой учитель на все мои «спасибо большое», ответил очень просто. Он сказал, Алена, это не я тебе помогаю. Это Бог отвечает тебе через меня. Я не поняла тогда своего преподавателя, потому что, не верила. Но, когда я выиграла стипендию Фонда Виктора Пинчука и смогла по частям заплатить за учебу. Когда поступила на 6 курс на бюджет. Когда объездила почти всю Украину от университета, то олимпиады, то летние школы, то конференции. И дело здесь не только в материальных благах, по сути, мне нужны были не деньги, а выход из ситуации. Проблема решилась, это главное. Только тогда я увидела и ощутила помощь Бога. Поняла, что в моей жизни нет не решаемых проблем, потому что я не одна.

Молитва.
Я не умею молиться по правилам. Я не знаю, как причащаться и исповедоваться. Но, я научилась понимать и принимать Бога в своей жизни. Ведь для каждого человека Всевышний имеет свою значимость или вовсе не имеет. Я не говорю, что знаю всю Библию и все понимаю. Наизусть знаю лишь Отче наш и еще одни слова, которые выбиты золотыми буквами в моей памяти.

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11:29-30)

В самые тяжкие минуты моей жизни, они приносят мне чуточку облегчения. В самые радостные моменты, эти слова наполняют мое сердце благодарностью. Но, невзирая ни на что, ни на радость, ни на грусть мой разговор с Богом не прекращается ни на секунду. Истина моей мысли абсолютно проста - вера в Творца дает мне силу идти сквозь бури и грозы. Да, и просто дает силы жить и учит любить эту самую жизнь. Любовь к Богу, как расстояние длиною в целую жизнь. И доколе мои легкие наполняются воздухом, моя Вера живет и будет жить. Отныне и навечно. Аминь.

27 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

28 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

31 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

32 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

33 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

34 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

35 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Сегодня Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея — повествование об исцелении двух слепых и немого. Мы можем только поражаться, насколько велико милосердие Бога к людям, насколько чудесен этот неиссякаемый источник исцеления, который Господь подает каждому человеку. Вопрос в том: как мы можем принимать участие в этом чуде исцеления, хватит ли нашей веры и нашей молитвы?

Слепые следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, сыне Давидов». Обещание пророка Давида, что от него произойдет Мессия, было всегда живо в израильском народе. И вот эти два слепца идут и проповедуют в Капернауме о том, что Мессия уже здесь на земле. Можно только удивляться, как Промыслом Божиим, эти люди, лишённые телесного зрения, духовными очами уже прозрели великие дела Божии. Но также удивительно, что они просят Бога о милости. И именно такой же молитве нам нужно учиться у этих слепых. Мы должны просить Бога о милости, прежде всего. Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от какой-либо нужды, но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение, будем знать, что не одиноки в своей беде.

Также вызывает удивление и то, что оба эти слепца молятся друг о друге. Они не говорят каждый за себя — «помилуй меня», но говорят — «помилуй нас». Если бы мы знали, что значит общая молитва, преодоление эгоизма и забота друг о друге в постигшей беде!

Назидательно в этом тексте и то, как Господь реагирует на их просьбу. Христос продолжал идти, как бы ни слыша их, не обращая внимания на эти крики. Господь тем самым просто желает испытать, насколько искренне и сильно их желание, насколько реально осознание ими своей беды. Это должно научить каждого верующего усердию в молитве. Молитва — это труд, а не «волшебная палочка», исполняющая любые желания по одному лишь слову.

Еще одна важная подробность: Господь не реагирует на их слова и поэтому они должны последовать за ним в дом. Святые отцы видят в этом особенное значение: для каждого из нас рано или поздно неминуема встреча со Христом. Мы принимаем участие в богослужении, молимся на Божественной Литургии вместе со всеми и каждому рано или поздно неизбежно предстоит лично встретиться со Христом. Будь то в пустом храме, в доме, при посещении болезни или беды. Господь обязательно откликнется на наше следование за ним. И это всегда будет тайна, Господь нам точно также скажет: «Смотри, только никому не рассказывай — это твоя личная тайна, которую ты должен сберечь в своем сердце».

Это евангельское повествование напоминает нам о том, что наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам» .

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Христос мог бы исцелить всех слепых, немых и глухих на земле одним лишь словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда имеет право выбора между добром и злом. Если мы выбираем добро, то живем со Христом, если выбираем зло — отвергаем Бога. То же самое происходит и с немым человеком, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии. Он как бы становится бессловесным существом.

Мы видим с экранов телевидения, и из средств массовой информации: как интенсивно идет пропаганда «скотского» образа жизни. Святые слова перемешиваются с грязными — происходит обессмысливание слова. Люди не стыдятся публично произносить любые постыдные вещи.

Господь сначала изгоняет беса из немого человека, только потом дает ему возможность говорить. Представьте себе, что Господь сначала просто исцеляет человека и этот человек своими нечистыми устами сразу же начинает хулить Бога и человека, и прославлять грех. Но Господь устраняет причину одержимости, корень зла, всех хульных слов и деяний — избавляет от беса. Нашими общими устами мы должны хвалить Бога, просить чистоты душевной и телесной, чтобы Господь избавлял нас от бесовского воздействия. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. В таком случае мы сможем прославлять Бога и принимать участие в тех великих чудесах, которые Господь творит на земле.