Конспект урока на тему "пословицы и поговорки". Конспект открытого занятия "пословицы и поговорки о труде" У страха …. Жизнь дана на добрые ……

Елена Семенова
Конспект НОД по пословицам и поговоркам

Конспект НОД по пословицам и поговоркам .

Цели : 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками ; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.

2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Оборудование : игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия.

Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки . У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица . Пословицы и поговорки учат смелости , верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки .

А вы, ребята знаете? (ответы детей) . Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы .

Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят. Как можно объяснить : «Яйца курицу не учат» ? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.

Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают» ведет от сравнения : вырастить цыплят после того , как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает : достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»

Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.

Физкультминутка.

В понедельник

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)

Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.

Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.

Слайд№6. Пословица говорит нам о том , что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица . Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!

Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том , что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.

Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало» . После того , как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.

Хорошо это или плохо?

Плохо, так как можно все растерять, что везешь.

Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы . А теперь нарисуйте ту картинку по пословице , которая больше всего понравилась.

Дети рисуют (самостоятельный выбор) .

А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу , вот послушайте :

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки.

Что это? Пословица ? (нет) Правильно, загадка.

Чем отличается пословица от загадки ?

Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу) . Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять . Придёт к нам в следующий раз. До свидания!

02.02.2012 32825 2135

Урок 10 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Цели : дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.

Методические приемы : выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя .

Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.

Ответы учащихся.

Какие меткие народные изречения! И в каждой – совет, поучение, мораль. А к кому относятся эти советы, поучения? (Ко всем.)

2. Работа по учебнику .

– Чтение материала на с. 42: В. И. Даль о пословице.

Словарная работа . Высказанное ОБИНЯКОМ – намеками, иносказательно .

3. Беседа по вопросам .

– Что такое пословица?

– Что значит на все случаи жизни? (О труде – «б ез труда…», о проведении времени – «д елу время…», питать на кого-то надежду – «н а Бога надейся…», об отказе от друга и наговоре на него – «н е плюй в колодец…», «н е рой яму другому…», о хвастовстве – «н е хвали себя…», об отношении к животным – «н е гони коня кнутом…».)

Поговорка – часть суждения. (Можно ли заблудиться в небольшом знакомом лесу? («В трех соснах заблудился».) Как говорят о человеке, который явился неожиданно («Как с Луны свалился», «Явился как снег на голову»). Поговорки похожи на метафоры.)

– Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)

4. Пушкин о пословицах и поговорка х.

5. Чтение послови ц, объяснение их значений (с. 43 в учебнике).

Задание: определить, по каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах.

6. Пересказ статьи Аникин а «Мудрость народов» (2 учащихся в форме диалога).

IV. Закрепление темы.

1. Объяснит ь прямой и переносный смысл пословицы.

Вариант I Вариант II

1. Объяснить, как построена пословица.

а) Одна пчелка не много меду натаскает.

Пословица представляет собой простое предложение с инверсией
(сказуемое в конце предложения), благодаря чему изменяется ритм высказывания, интонацией выделяются главные слова «одна» и «не много».

б) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.

Пословица построена в форме сложного предложения с рифмованными частями (водишь – походишь).

в) До слова крепись, а давши слово, держись.

В этой пословице указание к действию. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось. Пословица двухчастная, построена с помощью рифмовки слова (крепись – держись).

г) Лес рубят – щепки летят.

Предложение сложное, вторая часть – следствие из первой.

2. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц («Безделье – мать пороков» (французская).

И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!

V. Подведение итогов урока.

– Что такое пословица? поговорка?

Заключительное слово учител я.

Пословицы и поговорки не для того созданы, чтобы их только читать. Они учат нас как поступать, они советуют, помогают переступить через свое нежелание; они делятся с нами жизненным опытом их создателей, чтобы мы не повторяли их ошибок и не делали еще и своих.

Домашнее задание: учебник, подготовить ответ на вопрос 4, с. 49; сочинение-миниатюра; учебник, с. 42–43 (пересказ статьи).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

с. 1
Учитель: Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Джидинская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района.

Дата проведения урока: 21.09.2009

Место проведения урока: МОУ «Петропавловская районная гимназия»

Класс: 6

Предмет: литература

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки русского народа.

Цели урока:

Обучающие: 1. Продолжить знакомство с устным народным творчеством – «малыми» жанрами фольклора.

2. Рассмотреть особенности построения, пути рождения пословиц и поговорок.

3. Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

4. Способствовать формированию ценностей через национальные традиции.

Развивающие: 1. Развивать умение критически анализировать информацию, умение рассуждать, высказывать свое личное мнение, защищать его в коллективе;

2. Развивать навык самостоятельной и групповой работы.

Воспитывающие: 1. Воспитывать чувство уважения к мнению других, объективизм мнений и взглядов, самокритичность, самодостаточность.

2. Воспитывать ответственность как за личный опыт, так и за результат коллективного труда.

Технологии: РКЧП, ТРИЗ, коммуникативная.

I. Организационный момент.

- Приветствие, знакомство, организация правильной посадки по группам, настрой учащихся на дружеску волну.

Я Полубоярова Людмила Михайловна, учитель русского языка и литературы ДСОШ.

Говорят, «Со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Но «Один в поле не воин», поэтому поддержите меня. Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»! (слайд)

С каким настроением вы пришли на урок? Покажите соответствующее личико (карточки есть у каждого).

II. Вызов.

Отгадайте шараду: приставка, как в слове побежать , корень как в слове дословный , суффикс из слова ученица , а окончание, как в слове рука. (пословица).(слайд)

Верно, это пословица. О ней мы и будем говорить сегодня на уроке. Запишите, пожалуйста, тему урока. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка». Пословицы и поговорки русского народа. (слайд)

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы украшают, обогащают наш ум. Услышав пословицу, мы стараемся ее запомнить. Оттого и говорится: «Старая пословица ввек не сломится». Многое вам известно из курса начальной школы. Я буду зачитывать утверждения о пословице и поговорке, а вы должны ответить – правильно оно или нет. Личико с улыбкой – верно, без улыбки – неверно. Если утверждение неверно, попробуйте дать нужный ответ.

Верно ли что:


  • Пословица является народной мудростью. (+) (слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора. (+)(слайд, слайд)

  • Пословица имеет лишь прямой смысл. (-)(слайд, слайд)

  • Пословица велика по объему, состоит из 2-3 предложений. (-)(слайд, слайд)

  • В пословице есть ритм и рифма. (+)(слайд, слайд)

  • Пословицы и поговорки создавал только русский народ. (-)(слайд, слайд)
- Видите, «Глаза страшат, а руки делают», многое по теме урока мы уже знаем, в остальном предстоит разобраться. Помогите мне, скажите, чем будем заниматься на уроке? Итак, цели нашего урока. (слайд)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является В. И. Даль, живший в 19веке. (слайд) Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. (слайд) Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. (слайд)

В чем же прелесть пословиц? Многие писатели отмечали достоинства этого жанра фольклора. (На слайде высказывания). « Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, - говорил философ Бэкон. А поэт А. Прокофьев писал:

Слава русской речи велика,

Год от году все сильней становится,

И острей граненого штыка

Наши поговорки и пословицы! (слайд)

- Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

1 задание. Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. (слайд)

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода, заключения.

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Примеры ответов : “Сытое брюхо к учению глухо” – пословица, так как это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

“Семь пятниц на неделе” - поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.

Давайте оформим наши знания в виде кластера, схемы. (слайд)


Задание 2. Для каждой группы у меня есть выражение. Внимательно прочитайте его и определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу. Работаем командой – «Один ум хорошо, а два лучше».

- «В здоровом теле – здоровый дух». Внимание к правильной посадке учащихся.

III. Осмысление содержания.

Откройте, пожалуйста, учебник, прочитайте выразительно пословицы первой группы. (слайд) Какова тема этих пословиц? А второй группы? Самостоятельно, по группам, определите темы остальных разделов пословиц. Обратите внимание на слова для справок на ваших партах. (Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость, учение). (слайды)

- «Делу время – потехе час. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Дыхательная гимнастика.

Давайте вплотную поработаем с текстами пословиц и поговорок. Для того чтобы охватить больше народной мудрости, мы разделились на группы: строители, конструкторы, редакторы, художники, народные мудрецы, каждая из групп выполняет свою учебную задачу. Найдите в папке карточку с заданием, внимательно его прочтите. Если что-то непонятно, воспользуйтесь услугой консультанта. Обсудите задание и способы его выполнения в группе. На выполнение работы - 2 минуты. После истечения времени, озвучьте решение своей задачи.

Выступления групп с ответами. (слайды)

IV. Рефлексия.

Давайте вспомним и обобщим все, о чем мы говорили сегодня на уроке. (слайд) Что же такое пословица? В чем ее мудрость? Чем отличаются пословицы и поговорки?

Составление синквейна? (слайд) Это стихотворение из пяти строк, в котором происходит обобщение всего, о чем говорилось на уроке. Давайте составим синквейн по группам на тему: «Пословица». Вспомните все, о чем мы говорили: какой бывает пословица, что она делает, чем является для человека.

У себя в папке вы найдете схему синквейна, внимательно с ней ознакомьтесь.

Чтение синквейнов.

Посмотрите, что получилось у меня. (слайд).

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Народная мудрость.

Учите пословицы, обращайтесь к ним постоянно, так как они обогащают речь, придают языку особую остроту, силу и выразительность. Именно поэтому Гоголь и говорил, что «…в пословицах все есть: издевка, насмешка, попрек, словом, - все шевелящее и задирающее за живое…». А народ сам оценил этот жанр: «Пословица к слову молвится», «Пословица не в бровь, а в глаз», «Пословица – всем делам помощница». (слайд).

V. Домашнее задание. (слайд).

Восстановите пословицы, вставив пропущенные слова (см. распечатку задания).

Подберите пять пословиц на тему: счастье, семья, дети (на выбор).

VI. Рефлексия самочувствия на уроке.

- Оценим нашу работу. (слайд)

Выберите личико, которое соответствует вашей работе на уроке, подпишите его и сдайте мне.

Мордашка с улыбкой – урок удался, я хорошо поработал.

Серьезная мордашка – не все получилось, могу работать лучше.

Грустная мордашка – совсем не работал на уроке, недоволен собой.

А я оцениваю вашу работу так.

Посмотрим, совпала ли моя оценка с вашей. Закройте глаза, опустите головы. Те, у кого оценки совпали, откройте глаза и поднимите головы. Спасибо. Теперь откройте глаза остальные. (слайд)

Я очень вам благодарна за урок. (слайд)

Приложение №1 – Презентация.

Приложение №2 – Задания к уроку.

Приложение №2

Задание 1. Коллективное.

Составьте логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством.

1. “Сытое брюхо к учению глухо” - это... , так как …

2. “Семь пятниц на неделе” - это …, так как …

А) поговорка

Б) пословица

В) образное крылатое выражение, в котором содержится отношение к чему-либо, но нет вывода

Г) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, состоящее из двух частей.

Задание 2. Групповое.

Прочитайте выражение, определите, пословица это или поговорка. Докажите по образцу из прошлого задания.

Хороша кашка, да мала чашка.

Ума палата.

Без обеда не красна беседа.

Работать с огоньком.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Задание 3. Коллективно-групповое.

Прочитайте группу пословиц в учебнике на с. 13, определите тему.

Слова для справок: трудолюбие, глупость, дружба, родина, лень, нерадивость, трусость.
Задание 4. Групповое.

Для художников. Изобразите пословицу или поговорку рисунком. Пословицы и поговорки на выбор: «Лес рубят – щепки летят», «Медведь на ухо наступил», «Посадить в галошу», «Искать иголку в стоге сена». Для примера посмотрите на рисунок к пословице «Не рой другому яму, сам в нее попадешь».

Задание 4. Групповое.

Для строителей. Соберите из «кирпичиков», на которых написаны части пословиц, целые выражения. («Кирпичи» ищите в папке).

Образец: даны части: «Отвяжись худая жизнь», «себя увеселить», «привяжись хорошая», «Добро сотворить». Собираем из них две пословицы: «Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая» и «Добро сотворить - себя увеселить».


Не узнав горя,

не узнаешь и радости.

От радости кудри вьются,

в печали секутся.

Поменьше говори,

побольше услышишь.

Добрый человек

в добре проживет век.

Кто хочет много знать,

тому надо мало спать.

Красна птица перьем,

а человек уменьем.

Не сиди сложа руки,

так не будет и скуки.

Задание 4. Групповое.

Для конструкторов. Соберите из деталей конструктора (отдельные слова) пословицы и поговорки. Собирая, руководствуйтесь цветом. (Детали ищите в папке).


Видит

око,

да

глаз

неймет.

Дорого,

да

мило,

дешево,

да

гнило.

Делить

шкуру

неубитого

медведя.

Семь

раз

отмерь,

один

раз

отрежь.

Близок

локоток,

да

не

укусишь.

Задание 4. Групповое.

Для редакторов. Восстановите пословицу из сложного предложения, расставьте необходимые знаки препинания.

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.
Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.
Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

Сделайте из поговорки пословицу, добавив нужные слова.

Чужими руками жар загребать.
В ступе воду толочь.

Сделайте из пословицы поговорку, убрав некоторые слова.

И нашим и вашим за копейку спляшем.
Шито-крыто, а узелок-то тут.
Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

Задание 4. Групповое.

Для народных мудрецов. Подойдите творчески к пословицам: придумайте свое продолжение к первой части пословицы.

Образец. Есть пословица: «Не рой другому яму – сам в не попадешь», но можно придумать и свой конец:

Не рой другому яму – пусть сам работает.

Не рой другому яму – найди более интересное занятие.

Продолжи пословицы:

Не та дружба сильна…

Нет друга – ищи,…

Живи для людей - …

Кто гостю рад,…

Не всякому слуху верь,…

PoluboyarovaLM_P(prezent).ppt
с. 1

Разработка урока по русской литературе

Класс, дата, предмет : 6 класс, 8.09, русская литература

Тема урока : «Пословицы и поговорки»

Тип урока :

Вид урока : Комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

Формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка;

Обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

- расширять представления о культуре и истории родного края.

Развивающие:

Развивать навыки устной речи учащихся;

Воспитательные :

Воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Оборудование: доска, учебник Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.Я. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010., рабочий лист (Приложение № 1)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Учитель приветствует учащихся. Проверяет присутствующих и отсутствующих.

Приветствуют учителя. Говорят кто присутствует и отсутствует

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили об обрядовом фольклоре. И сейчас мы проверим насколько успешно прошел наш урок и напишем небольшую проверочную работу (Прил № 1)

Учитель раздает рабочие листы.

На доске написано предложение:

Поговорка - цветочек, пословица - ягодка.

Слово учителя:

«Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там»

Вопрос к учащимся:

Что это предложение вам напоминает?

Учащиеся слушают

Учащиеся в течении 5 - 10 минут заполняют рабочие листы.

Предполагаемый ответ:

Это предложение напоминает присказку, поговорку о чем то.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слово учителя:

«Правильно, дети это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»»

Слово учителя:

« Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд - четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка - это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно »

Учащиеся слушают

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока: «Пословицы и поговорки»

Учащиеся слушают

4. Первичное закрепление

Слово учителя:

«Давайте с вами дадим определение пословице и поговорке»

Учитель дает определение поговорки на доске под запись в тетрадь

Учитель дает определение пословицы на доске под запись в тетрадь

Учитель предлагает учащимся попрактиковаться в нахождении пословиц и поговорок

Вопрос к учащимся: о пределите, какие из них относятся к пословицам, какие - поговоркам? (написаны на доске)

Что посеешь, то и пожнешь.

Семь пятниц на неделе.

Цени по заслугам, а не по услугам.

Семеро по лавкам.

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Седьмая вода на киселе.

Учитель вместе с учащимися делают вывод и записывают его к себе в тетрадь

Учащиеся открывают тетради, пишут число, классная работа и записывают тему урока

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Учащиеся слушают учителя и записывают определение к себе в тетрадь:

ПОСЛО́ВИЦА краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д.

Учащиеся вместе с учителем практикуются в нахождении пословиц и поговорок

Предполагаемый ответ:

Пословицы:

Семеро по лавкам, седьмая вода на киселе.

Поговорки:

Что посеешь, то и пожнешь, семь пятниц на неделе, цени по заслугам, а не по услугам, слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Учащиеся вместе с учителем делают вывод и записывают его к себе в тетрадь.

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение - краткое и всегда нравоучительное . Иными словами и пословицы , и поговорки — это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка — это часть суждения без вывода.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель вместе с учащиеся заполняет на доске таблицу по сходству и различию пословицы и поговорки

Схема таблицы:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

Раз

личие

Слово учителя: «Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.»

Учитель предлагает учащимся принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров.

1 ТУР «Перевертыши». Вопрос к учащимся: узнайте пословицы в искаженном виде:

Враги не знают друг друга в счастье

Глупые ноги ругают к старости.

На своей Родине и зима прекрасна.

- Великое безделье хуже крошечного бизнеса.

Безделье неумеху не страшится.

Чижа романами угощают.

Умный умного не слышит близко.

- Черт всем скажет, боров слопает.

2 ТУР «Одним словом».

Вопрос к учащимся: замените поговорки одним словом:

На попятный двор.

Заткнуть за пояс.

При царе Горохе.

Хоть шаром покати.

Легок на помине.

У черта на куличиках.

Яблоку негде упасть.

Как снег на голову.

Ни к селу ни к городу.

3 ТУР «Откуда пословица?».

Вопрос к учащимся: и з какого источника появилась пословица? - Битый не битого везет.

Кому вершки, а кому корешки.

А Васька слушает да ест.

А воз и ныне там.

А ларчик просто открывался.

Учащиеся перерисовывают таблицу к себе в тетрадь и заполняют её

Предполагаемая таблица:

Посло

вица

Пого

ворка

Сход

ство

отражение народной мудрости;

краткость;

рифмованность

Раз

личие

Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.

Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.

Учащиеся слушают учителя

Учащиеся соглашаются

Предполагаемый ответ:

- Друзья познаются в беде ;

- Умную голову почитают смолоду;

- На чужой стороне и весна не красна;

Маленькое дело лучше большого безделья ;

Своя рубашка ближе к телу;

- Дело мастера боится;

- Соловья баснями не кормят;

Дурак дурака боится;

Бог не выдаст, свинья не съест.

Отказаться;

Победить;

Давно;

Ничего нет;

Появился быстро;

Далеко;

Тесно;

Внезапно;

Невпопад.

Предполагаемые ответы:

Из сказки «Лиса и волк»;

Из сказки «Мужик и медведь»;

Из басни И. Крылова «Кот и повар»;

Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»;

Из басни И. Крылова «Ларчик»).

6. Домашнее задание

Учитель дает домашнее задание: выучить определение пословицы и поговорки, а также таблицу по сходству и различию, записанную в тетради, в тетради распределить на 2 колонки, в одну колонку перечисленные на карточке пословицы, а в другую - поговорки. Устно объяснить свой выбор

Учитель раздает учащимся карточки (Приложение № 2)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники и получают от учителя карточки с пословицами и поговорками

7 Рефлексия - подведение итогов занятия (Метод незаконченного предложения)

Учитель вместе с учащимися выбирают нужное слово для заполнения пропусков:

Итак, пословица - это 1 …, содержащее 2 … и имеющее 3…

Поговорка - это 1…, содержащее 2…, но не имеющее 3….

Народ в пословицах осуждает и высмеивает 1…, хвалит и одобряет 2…

Учитель предлагает учащимся закончить предложение: «Сегодня на уроке я….»

Учащиеся вместе с учителем выбирают нужное слово для заполнения пропусков

Предполагаемые ответы:

1. краткое изречение

2. народную мудрость

3. поучительный смысл.

1. образное выражение

2. отношение к чему-либо

3. вывода, заключения

1. глупость, лень, жадность, злость

2. ум, щедрость, трудолюбие, терпение, доброжелательность.

Учащиеся заканчивают предложение

Список использованной литературы:

Литература. Поурочные планы для 6 класса / авт.сост. С.Б.Шадрина. - Волгоград: Учитель, 2008.

Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. - М.:Рус.яз.,1979.

Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. - М.:Вербум - М, 2006

Приложение № 1

Рабочий лист по теме «Устное народное творчество»

1.Дайте определение:

Словесное творчество народа - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОБРЯД - _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________