Повышенная активность. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы. Положительные качества детей с сдвг

Нарезвившись полдня в детском саду и нагулявшись в парке до вашего посинения, малыш продолжает веселье и дома. Его батарейка никогда не садится, и только ночью, когда он, наконец, утихает, домашние могут опуститься с ушей на ноги. Бурлящая энергия ребенка, его неуемная подвижность часто ставят родителей в тупик. А что, если виной тому гиперактивность, о которой сегодня так часто говорят врачи?

Минусы прогресса

Сегодня диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (сокращенно СДВГ или просто – гиперактивность) имеют от 5 до 15% детей в возрасте 7−10 лет. Для сравнения: «школьный невроз», то есть нарушения адаптации к детскому саду или школе − с плачем, головными болями и частыми простудами, − встречается у 5% детей. Сомнений нет: последний десяток лет гиперактивность лидирует среди неврологических детских болезней. Однако об этой проблеме человечеству было известно и раньше. В 30-е годы ХХ века советский психолог П.П. Блонский заметил, что в каждой школе и в каждом классе есть дети, выбивающиеся из общего ряда. Он назвал их «дезорганизаторами». Термин «гиперактивность» появился позже, на съезде неврологов в Оксфорде в недалеком 1962 г.

В детском коллективе гиперактивные малыши ведут себя как дезорганизаторы: отнимают у других детей игрушки, толкаются, нарушают режим. Если вы заметили тревожные симптомы, обязательно поговорите с воспитателем. Если он подтвердит ваши опасения, есть смысл обратиться к доктору – детскому неврологу или психиатру.

К началу текущего тысячелетия число гиперактивных детей заметно увеличилось. И хотя точные причины врачи до сих пор не раскрыли, главным обвиняемым по делу проходит… сама медицина. Благодаря ее бурному развитию на свет стали появляться дети, у которых раньше не было шансов. Сегодня примерно треть родов в России проходит путем кесарева сечения. Примерно половина «счастливцев» (а это 15% всех новорожденных) получают на выходе диагноз «перинатальная энцефалопатия». Это поражение мозга развивается из-за того, что малыш слишком резко попадает на этот свет и его мозг не успевает адаптироваться к разнице давления в материнской утробе и в воздушном пространстве. К таким же последствиям могут привести и другие методы родовспоможения, например применение акушерских щипцов.

Есть и иные предпосылки. Гиперактивность способны спровоцировать инфекции с высокой температурой на первом году жизни, травмы головы до 3 лет. Дети, часто страдающие респираторными или желудочно-кишечными заболеваниями, тоже входят в группу риска. Токсины, которые вырабатывают вредные бактерии и вирусы, высокая температура, нехватка питательных веществ из-за снижения аппетита во время болезни – все это негативно сказывается на мозге. Самыми опасными считаются периоды, когда он созревает семимильными темпами. Мозг очень уязвим на первом году жизни (когда растет кора головного мозга, отвечающая за высшие психические функции), в районе 3 лет, между 5 и 6 годами и в 8, 9−10, 12 и 16−18 лет. Добавляет масла в огонь и плохая экология. В городах, где бурно развивается промышленность, дети с СДВГ рождаются чаще. Йододефицитные регионы (которых в России большинство) тоже неблагополучны, ведь этот элемент играет важную роль в становлении нервной системы.

Гиперактивные малыши обожают компьютерные игры и прогулки: эти виды активности дают им эмоциональную и двигательную разрядку. избежать перевозбуждения помогут чтение, лепка, рисование.

Иногда условия для развития гипер­активности возникают еще на стадии беременности. О зле курения и алкоголя знает каждый, а вот о том, что недостаток умеренных физических нагрузок и неправильно сбалансированная диета вредны не меньше, будущие мамы забывают.

И, наконец, у мальчиков этот синдром встречается в три раза чаще, чем у девочек. Женский плод от природы более устойчив к негативным воздействиям любого рода − так уж распорядилась эволюция.

Шестое чувство

Ученые пришли к выводу, что гиперактивным детям не хватает энергии, которую они получают из внешнего мира и которой здоровому человеку бывает достаточно.

Мозг условно делится на три части: блок регуляции тонуса и бодрствования, блок приема и переработки информации и блок, контролирующий поведение. Вся информация, которую мы получаем извне от органов чувств, преобразуется в энергию благодаря электрическим импульсам между нейронами. Эта энергия в норме накапливается в блоке тонуса, который можно сравнить с батарейкой. Но у гиперактивных детей связи между нейронами нарушены, и часть энергии теряется. Для подзарядки им не хватает той стимуляции, которую способны обеспечить 5 органов чувств. Чтобы утолить энергетический голод, гиперактивный ребенок начинает эксплуатировать свое шестое чувство. И интуиция здесь ни при чем. Речь идет о так называемом мышечном чувстве − способности человека и животных ощущать перемещение частей своего тела в пространстве. Первым его описал русский ученый И.М. Сеченов в 20-х годах прошлого века. К слову, это самый мощный и самый главный из всех органов чувств, и именно благодаря ему наши двигательные реакции так хорошо скоординированы. Избыточная подвижность гиперактивных детей объясняется потребностью получить как можно больше энергии за счет работы мыщц. Они бегают, прыгают, ерзают, чтобы подпитать ослабевший блок тонуса, иначе они в буквальном смысле будут засыпать на ходу.

Тонкая грань

Гиперактивность прежде всего проявляется в неспособности к самоконтролю, однако действовать в полной мере осознанно ребенок учится не раньше 5−7 лет. Это значит, что поставить диагноз СДВГ малышу можно только после 4,5−5 лет. До этого времени все дети много двигаются, неохотно слушаются родителей, нередко нарушают правила. Важно также не путать гиперактивность с невоспитанностью или переменами в поведении на фоне стрессовой ситуации (переезда, развода родителей). В последних двух случаях нетипичными выходками малыш пытается сообщить взрослым о своей проблеме. Гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно практически всегда и всюду.

У СДВГ три главных симптома: трудности с концентрацией внимания, импульсивное поведение, повышенная двигательная активность. У маленьких детей граница между нормой и отклонением размыта, и оценивать эти параметры должен врач. Хотя некоторые ориентиры для родителей все же существуют. Повышенная двигательная активность проявляется в том, что после 4 лет малыш не может и минуты посидеть спокойно: он то и дело вскакивает со стула, постоянно куда-то срывается и убегает. Его движения кажутся избыточными и неорганичными. Особенно ярко контраст заметен на детской площадке. Но в более раннем возрасте эти симптомы не должны настораживать.

Импульсивность означает неспособность придерживаться принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом всегда можно договориться: старшим говори «вы», не отбирай игрушки у других детей. Гиперактивный ребенок, напротив, всегда себе на уме. Он делает только то, что ему хочется. При этом он прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями. Если после 4,5 года малыш не чувствует рамок, это повод задуматься.

Трудности с концентрацией внимания у детей до 5 лет проявляются в том, что они не могут довести начатое дело до конца. Уже после 4 лет за 3−5 минут здоровый малыш успеет нарисовать человечка или построить из кубиков башню (если превысить это время, он быстро устанет). Гиперактивный ребенок с миссией не справится: будет постоянно отвлекаться.

Подробное досье

Поставить диагноз СДВГ может либо невролог, либо психиатр. Если врач делает вывод «с лету» на основе 15-минутной устной беседы, лучше сразу идти к другому специалисту. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если вышеперечисленные симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста и как минимум в двух ситуациях: например, дома и в детском саду или дома и в торговом центре. Но этих доказательств все равно недостаточно. Сначала врач подробно расспросит родителей и, если нужно, отправит их собрать информацию о поведении малыша в детский сад. Затем он пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий, чтобы оценить уровень развития психических и двигательных функций. Ему потребуются также результаты энцефалограммы и заключение окулиста и отоларинголога о том, что со зрением и слухом малыша все в порядке. При необходимости врач может назначить дополнительные обследования, но без этих четырех пунктов диагноз не может считаться верным.

Помощь идет

В большинстве случаев СДВГ поддается лечению. Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек, которые состоят из нескольких звеньев. При болезнях мозга, в том числе и при гиперактивности, некоторые звенья ослабевают, поэтому какие-то психические функции начинают работать хуже или отключаются вовсе. Однако никакой катастрофы не происходит. Восполнить пробелы помогают запасные звенья, которые в обычной ситуации не используются. Например, глухие люди могут понимать речь, считывая фразы по губам. Так и у гиперактивных детей: способность к самоконтролю у них отсутствует не полностью, а лишь частично. Да, они не могут выстраивать сложные программы поведения, зато с задачами в 1−2 звена они справляются. Исходя из этой особенности, нейропсихологи разработали для таких ребят особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на цепь простых действий с контрольными вопросами посередине. Эти упражнения малыш должен выполнять под руководством врача и дома вместе с родителями.

Специализированных школ для детей с СДВГ в России нет. Если ребенку трудно учиться вместе с обычными детьми, выходом из положения может стать школа надомного обучения или «школа здоровья» с усеченным до 15 числом учеников.

Однако без лекарств лечение, как правило, все же не обходится. Врачи обычно назначают витамины группы В в больших дозах и ноотропы. Первые способствуют развитию мозга, вторые улучшают обмен веществ и укрепляют связи между нейронами. В России ноотропы назначают детям от 5 до 7−8 лет. В более старшем возрасте используются другие лекарства.

Только такой комплексный подход дает результат. Нейроны – это клетки, которые активизируются в процессе мышления, поэтому наряду с медикаментами ребенку необходима регулярная психологическая стимуляция. Зато если альянс получился, гиперактивность поддается коррекции за 3−5 месяцев. Это не значит, что ребенок полностью выздоровеет, но такие симптомы, как импульсивность и избыточная подвижность, сгладятся.

Когда курс лечения закончится, ребенка можно будет отдать в обычную школу. Однако на пути его развития еще будет несколько критических точек. Трудности возникнут при подготовке к школе (с обу­чением чтению, письму и счету), поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю и в подростковом возрасте. В периоды «обострений» родителям нужно будет снова обратиться к врачу, возобновить занятия, а возможно, и пропить курс лекарств. Однако с каждым разом всплески гиперактивности будут стихать: с возрастом болезнь, как правило, отступает. Без вмешательства врачей ближе к подростковому возрасту от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром сами. Но при этом улучшения наступают не раньше 12 лет, а нарушения внимания остаются на всю жизнь.

Советы родителям

    1. Относитесь к гипер­активному малышу как к обычному ребенку и принимайте его таким, каков он есть. Между прочим, как ни парадоксально, гиперактивные дети вырастают чуткими, деятельными, внимательными к деталям людьми с позитивным кредо по жизни.
    2. Для гиперактивного ребенка четкие правила становятся неотъемлемым условием реабилитации. Главное, чтобы их соблюдали и дети, и родители. Несдержанные обещания, нарушения режима будут только подогревать и без того возбужденного малыша. Режим дня должен быть расписан до мелочей, для каждого рутинного занятия необходимо прописать четкий алгоритм.

Гиперактивному ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 7-8 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхеквондо: так он будет учиться управлять своим телом и мыслями.

  1. Перед каждым походом в публичное место снова и снова растолковывайте малышу правила поведения.
  2. Вне дома через каждые полчаса делайте паузы, давая ребенку возможность «подзарядить батарейку»: побегать, порезвиться, поскакать. Можно играть в ладушки, подпрыгивать и приседать на месте по хлопкам.
  3. Повышенная опека навредит ребенку. Оставляйте ему свободу действий, делегируйте обязанности, − и он научится самостоятельности.
  4. Уточните у врача, в каких широтах ребенку лучше отдыхать. Под запретом часто оказываются страны вроде Египта и Турции: мозг таких детей плохо переносит жару.
  5. Дети с СДГВ часто не умеют контролировать чувство голода. Им сложно понять, сыты они или нет, поэтому контролируйте количество еды, особенно сладостей. Шоколад чаще заменяйте фруктами.

Гиперактивный ребенок – это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название синдром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых , даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения.

Признаки гиперактивного ребенка

Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.

Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием.

К признакам гиперактивного ребенка относят неумение соединять слова в предложения, устойчивое желание брать все в руки, незаинтересованность в прослушивании детских сказок, неспособность ожидать своей очереди.

У гиперактивных детей отмечается снижение аппетита наряду с повышенным чувством жажды. Таких малышей тяжело уложить спать, как в дневное время, так и в ночное. Дети постарше с синдромом повышенной активности страдают . Они остро реагируют на совершенно обычные ситуации. Наряду с этим их довольно сложно утешить и успокоить. Дети с данным синдромом чрезмерно обидчивы и довольно раздражительны.

К явным предвестникам гиперактивности в раннем возрастном периоде можно отнести нарушения сна и понижение аппетита, низкую прибавку в весе, беспокойство и повышенную возбудимость. Однако нужно учитывать, что всем перечисленным признакам могут быть и другие причины, не связанные с гиперактивностью.

В принципе, психиатры считают, что диагноз повышенная активность можно поставить малышам только после преодоления ими возраста 5 или 6 лет. В школьном периоде становятся более заметными и выраженными проявления гиперактивности.

В обучении ребенок с гиперактивностью характеризуется неумением работать в коллективе, наличием сложностей с пересказом текстовой информации и сочинением рассказов. Межличностные взаимоотношения с ровесниками не складываются.

Гиперактивный ребенок нередко проявляет в отношении окружения. Он склонен не выполнять учительские требования на уроках, отличается неусидчивостью на занятиях и неудовлетворительным поведением, часто не выполняет домашние задания, одним словом, такой малыш не подчиняется установленным правилам.

Гиперактивные малыши, в большинстве случаев, чересчур болтливы и крайне неловки. У таких детей, обычно, все выпадает с рук, они все задевают или обо все ударяются. Более выраженные трудности наблюдаются в мелкой моторике. Таким деткам тяжело самостоятельно застигнуть пуговицы или завязать себе шнурки. У них обычно некрасивый почерк.

Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего. На старшем возрастном этапе неусидчивость и взбалмошность, обычно, уходят, но невозможность концентрации внимания остается, иногда на всю жизнь.

В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим.

Гиперактивный ребенок – что делать

Родители гиперактивного ребенка должны, в первую очередь, обратиться к специалистам для установления причины возникновения данного синдрома. Такими причинами может быть генетическая предрасположенность, другими словами, наследственные факторы, причины социально-психологического характера, например, климат в семье, условия проживания в ней и т.д., биологические факторы, к которым относят различные поражения головного мозга. В случаях, когда после установления причины, спровоцировавшей появление гиперактивности у ребенка, назначается соответственное лечение терапевтом, такое как массаж, соблюдение режима, прием медикаментозных средств, его необходимо выполнять неукоснительно.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми, в первый черед, должна вестись родителями малышей, и начинается она с создания вокруг крох спокойной, благоприятной обстановки, так как любые расхождения в семье или громкие выяснения отношений только «заряжают» их отрицательными эмоциями. Любое взаимодействие с такими малышами, а в частности, коммуникативное, должно быть спокойным, мягким, ввиду того, что они крайне восприимчивы к эмоциональному состоянию и настроению близких, особенно родителей. Всем взрослым членам семейных отношений рекомендуется следовать единой модели поведения в воспитании чада.

Все действия взрослых в отношении гиперактивных детей должны быть направлены на выработку у них навыков самоорганизации, снятие расторможенности, формирование уважения к окружающим индивидам и обучение принятым нормам поведения.

Эффективным способом, побеждающим трудности самоорганизации, считается развешивание в помещении специальных листовок-памяток. С этой целью следует определить два наиболее важных и максимально серьезных дела, которые кроха сможет успешно совершить на протяжении светового дня, и написать их на листках. Такие листки следует вывесить на так называемой доске объявлений, например, в детской комнате или на холодильнике. Информацию можно отображать не только посредством письменной речи, но и при помощи образных рисунков, символьных изображений. К примеру, если малышу следует вымыть посуду, то можно нарисовать грязную тарелку или ложку. После того, как кроха выполнит поставленное поручение, он должен на листке-памятке напротив соответствующего поручения сделать специальную пометку.

Еще одним способом выработки навыков самоорганизации является использование цветовой маркировки. Так, например, для занятий в школе можно завести определенных цветов тетради, которые школьнику в дальнейшем будет проще отыскивать. С целью обучения ребенка наведению порядка в помещении также помогают разноцветные обозначения. Например, на ящики для игрушек, одежды тетрадей прикрепить различные по цветовой гамме листочки. Листы для маркировки должны быть большого размера, хорошо заметны и иметь различные рисунки, которые будут изображать содержимое ящиков.

В младшем школьном периоде занятия с гиперактивными детьми, главным образом, должны быть целеенаправлены на развитие внимания, выработку произвольной регуляции, тренировать формирование психомоторных функций. Также терапевтические методы должны охватывать отработку конкретных умений взаимодействия с ровесниками и взрослыми лицами. Первоначальная коррекционная работа с чрезмерно активным крохой должна происходить индивидуально. На данной стадии коррекционного воздействия необходимо обучить маленького индивида слушать, понимать инструкции психолога или другого взрослого и проговаривать их громко, выражать самостоятельно во время занятий правила поведения и нормы выполнения конкретного задания. Также желательно на этой стадии выработать вместе с крохой порядок поощрений и систему наказаний, которые впоследствии помогут ему приспосабливаться в коллективе ровесников. Следующая стадия предусматривает вовлечение чрезмерно активного малыша в коллективную деятельность и тоже должна реализовываться постепенно. Сначала ребенка необходимо вовлекать в игровой процесс иди в работу с небольшой группой детей, а затем его можно приглашать участвовать в групповых занятиях, которые предусматривают большое количество участников. В противном случае при несоблюдении такой последовательности малыш может перевозбудиться, что вызовет потерю контроля поведения, общее переутомление и дефицит активного внимания.

В школе также довольно не просто работать с чрезмерно активными детьми, однако и такие дети обладают своими привлекательными чертами.

Гиперактивные дети в школе характеризуются свежей спонтанной реакцией, они легко воодушевляются, всегда охотно помогают педагогам и другим ровесникам. Гиперактивные малыши совершенно незлопамятны, они выносливее сверстников, сравнительно реже одноклассников склонны к заболеваниям. У них нередко очень богатая фантазия. Поэтому педагогам рекомендуется для выбора грамотной стратегии поведения с такими малышами постараться понять их мотивы и определить модель взаимодействия.

Так, практическим путем было доказано, что развитие двигательной системы малышей оказывает интенсивное воздействие на их всестороннее развитие, а именно, на формирование зрительной, слуховой и тактильной анализаторных систем, речевых способностей, . Поэтому занятия с гиперактивными детьми непременно должны содержать в себе двигательную коррекцию.

Работа с гиперактивными детьми

Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.

Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.

Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.

Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение , формирование способности сосредотачивать внимание.

Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.

Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.

Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.

В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.

Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.

Психологически устойчивая ситуация и спокойный микроклимат в семейных связях являются ключевыми составляющими здоровья и благополучного развития любого малыша. Именно поэтому необходимо, в первый черед, родителям уделить внимание обстановке, окружающей кроху дома, а также в школьном или дошкольном учреждении.

Родители гиперактивного ребенка должны наблюдать за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Поэтому не рекомендуется превышать необходимую нагрузку. Переутомление ведет к детским капризам, раздражительности и ухудшению их поведения. Для того чтобы у крохи не наступило перевозбуждение важно соблюдать определенный распорядок дня, в котором обязательно отведено время на дневной сон, подвижные игры заменены спокойными играми или прогулками и т.д.

Также родителям следует запомнить, что чем меньше они делают замечаний своему гиперактивному чаду, тем лучше будет для него. Если взрослым не нравится детское поведение, то лучше постараться их чем-то отвлечь. Нужно понимать, что число запретов должно соответствовать возрастному периоду.

Для гиперактивного ребенка очень необходима похвала, поэтому хвалить его нужно стараться как можно чаще. Однако, при этом, не следует чересчур эмоционально это делать, чтобы не спровоцировать перевозбуждение. Также следует стараться, чтобы просьба адресованная ребенку, не несла за собой одновременно несколько указаний. При беседе с малышом рекомендуется смотреть ему в глаза.

Для правильного формирования мелкой моторики и всесторонней организации движений следует детей с высокой активностью вовлекать в занятия хореографией, различными видами танцев, плаванием, теннисом или каратэ. Необходимо привлекать крох к играм подвижного характера и спортивной направленности. Они должны учиться понимать цели игры и подчиняться ее правилам, а также пытаться планировать игру.

Воспитывая ребенка с высокой активностью не нужно перегибать, другими словами родителям рекомендуется в поведении придерживаться как бы средней позиции: не следует проявлять излишнюю мягкость, но также нужно избегать и завышенных требований, которые дети не в состоянии осуществить, совмещая их с наказаниями. Негативным воздействием на малышей обладает постоянная смена наказаний и настроений родителей.

Родителям следует не жалеть ни сил, ни времени на формирование и выработку у малышей послушания, аккуратности, самоорганизации, на развитие ответственности за собственные деяния и поведение, способности планировать, организовывать и доводить до завершения начатое.

Для улучшения концентрации внимания в ходе выполнения уроков или других заданий следует по возможности исключить все раздражающие и отвлекающие малыша факторы. Поэтому ребенку нужно выделить тихое место, в котором он сможет сосредоточиться на уроках или другой деятельности. В процессе выполнения домашних уроков родителям рекомендуется периодически заглядывать к малышу, чтобы проверить выполняет ли он задания. Также нужно предоставлять небольшой перерыв каждые 15 или 20 минут. Обсуждать с дитем его поступки и поведение следует в спокойной и благожелательной форме.

Кроме всего вышеперечисленного, коррекционная работа с гиперактивными детьми заключается и в повышении самооценки у них, приобретении уверенности в собственном потенциале. Родители могут это совершить при помощи обучения детей новым навыкам, умениям. Также успехи в учебе или какие-либо достижения в повседневной жизни способствуют росту самооценки у малышей.

Ребенок с повышенной активностью характеризуется чрезмерной чувствительностью, он неадекватно реагирует на любые замечания, запреты или нотации. Поэтому детям, страдающим избыточной активностью, больше других необходима душевная теплота близких лиц, забота, понимание и любовь.

Также существует множество игр, направленных на овладение гиперактивными детьми навыков контроля и обучение управлению собственными эмоциями, действиями, поведением, вниманием.

Игры для гиперактивных детей являются максимально эффективным способом выработки умения концентрировать внимание и способствуют снятию расторможенности.

Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий. Вследствие чего многие из них при помощи жестких мер воюют с так называемым детским непослушанием или, наоборот, отчаявшись, «махнули рукой» на их поведение, тем самым предоставив полную свободу действий своим чадам. Поэтому работа с родителями гиперактивного ребенка, прежде всего, должна включать обогащение эмоционального опыта такого ребенка, помощь ему в овладении элементарными умениями , что способствует сглаживанию проявлений чрезмерной активности и тем самым ведет к изменению взаимоотношений с близкими взрослыми.

Лечение гиперактивного ребенка

Сегодня остро встал вопрос по поводу необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие – против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.

В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий и противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.

Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.

Лечение гиперактивного ребенка предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.

Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.

Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.

Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей и психологов.

В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение - результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?

Масштаб проблемы

Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.

Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.

Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.

В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.

А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.

Причины развития СДВГ

Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:

  1. Аномальное протекание беременности:
  • Недостаточное снабжение плода кислородом.
  • Угроза выкидыша в разные сроки.
  • Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
  • Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
  • Курение.

2. Неблагоприятные роды:

  • Слишком затяжная родовая деятельность.
  • Стремительные роды.
  • Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
  • Недоношенность.

3. Прочие причины:


Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.

Разновидности гиперактивности

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:

  1. Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
  2. Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
  3. Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.

Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.

В чем отличие активности от гиперактивности?

Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.

Активный малыш

Гиперактивный

Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы.

Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач.

Всем интересуется, задает родителям много вопросов.

Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать.

Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон.

Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции.

Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях.

Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково.

Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности.

Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства.

Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.

Как проявляется гиперактивность?

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:

Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.

Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:


Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.

Постановка диагноза

Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:


Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.

Терапия гиперактивности

Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.

  1. Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
  2. Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
  3. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
  4. Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
  5. Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
  6. Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.

Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.

Медикаментозное лечение

Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:

  • «Декседрин».
  • «Фокалин».
  • «Риталин».
  • «Метилин».
  • «Виванс».

Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:

  • «Кортексин».
  • «Глиатилин».
  • «Фенибут».
  • «Пантогам».

Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.

Лечение СДВГ в Израиле

При "гиперактивность" у детей школьного возраста, и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.

Это или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.

Большинство детей с диагнозом "гиперактивность" уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.

Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.

Народная медицина против гиперактивности

Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз "гиперактивность" у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.

Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:

  1. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
  2. Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
  3. Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
  4. Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
  5. Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.

Необходимо отметить, что при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.

Психологическая помощь

При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.

Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.

Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.

Как общаться с гиперактивным ребенком

Важно при диагнозе "гиперактивность" у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.

Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз "гиперактивность", надо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
  • Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
  • Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.

Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:

  1. Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
  2. У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
  3. Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
  4. Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
  5. Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
  6. Из обращения надо убрать приказной тон.
  7. В доме должен соблюдаться распорядок дня.
  8. Не позволяйте малышу перенапрягаться.
  9. Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
  10. Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
  11. Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
  12. Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.

Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.

Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.

Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.

Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить

Причины гиперактивности

Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.

Симптомы гиперактивности

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.

Как же проявляется гиперактивность у детей:

  • беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
  • эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
  • бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
  • проблемы с речью;
  • трудности в общении;
  • игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
  • приступы агрессии;
  • редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.

Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.


Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении

Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?

Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.

Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.

Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.

Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.

Как вести себя с гиперактивным ребенком?

Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.


Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым

Как воспитывать «непоседу»?

Советы психолога:

  1. Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
  2. Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
  3. Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
  4. Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
  5. Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
  6. Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
  7. Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
  8. Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
  9. При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.

Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным

Как помочь, если началась истерика?

Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:

  1. Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
  2. Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
  3. Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.

В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.

Одним из самых распространенных заболеваний у детей является гиперактивность. По статистике, этот диагноз имеют 20% детей возраста от 3 до 5 лет. Именно тогда заболевание максимально проявляется.

Гиперактивный ребенок испытывает неудобства во время обучения, плохо социализируется. Ему трудно наладить контакт со сверстниками, сосредоточиться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими заболеваниями нервной системы.

В 1970 году гиперактивность была включена в международную классификацию болезней. Ей дали название СДВГ, или синдром дефицита внимания. Заболевание представляет собой нарушение работы мозга, которое влечет за собой постоянное нервное напряжение. Дети шокируют взрослых своим поведением, которое не соответствует установленным нормам.

Учителя обычно жалуются на слишком подвижных учеников. Они неусидчивы, постоянно подрывают дисциплину. Умственная, физическая активность повышена. Память и моторные навыки могут оставаться без нарушений. Заболевание чаще всего встречается у мальчиков.

Причины развития патологии

Чаще всего сбои работы мозга закладываются внутриутробно. К гиперактивности могут привести:

  • нахождение матки в тонусе (угроза прерывания беременности);
  • гипоксия;
  • курение или неправильное питание матери во время беременности;
  • постоянные стрессы, испытываемые женщиной.

Иногда патология возникает из-за нарушения процесса родов:

  • стремительность;
  • затяжной период схваток или потуг;
  • применение препаратов для стимуляции;
  • роды до 38 недель.

Реже всего появляется синдром гиперактивности из-за других причин, не связанных с процессом рождения малыша:

  • заболевания нервной системы;
  • семейные проблемы (конфликты, напряженные отношения между мамой и папой);
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • отравление химикатами;
  • нарушение рациона.

Перечисленные причины являются факторами риска. Не обязательно в процессе стремительных родов появляется на свет малыш с этим синдромом. Если беременная мать постоянно нервничала, часто лежала на сохранении из-за гипертонуса матки или маловодия, то риск СДВГ возрастает.

Симптомы патологии

Достаточно сложно разделить чрезмерную активность и простую подвижность. Многие родители ошибочно ставят детям диагноз СДВГ, хотя этой проблемы нет на самом деле. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неврастении, поэтому самостоятельно назначать лечение нельзя. При подозрении на гиперактивность обратитесь к специалисту.

До возраста 1 год нарушения работы мозга проявляют себя симптомами:

  • чрезмерная возбудимость;
  • бурная реакция на проведение ежедневных процедур (плач во время купания, массажа, гигиенических манипуляций);
  • повышенная чувствительность к раздражителям: звуку, свету;
  • проблемы со сном (крохи периодически просыпаются ночью, днем долго бодрствуют, трудно укладываются);
  • отставание психомоторного развития (начинают позже ползать, ходить, говорить, сидеть).

У детей до 2-3 лет могут наблюдаться проблемы с речью. Она долгое время находится на стадии лепета, малыш испытывает затруднения с формированием словосочетаний, сложных предложений.

До года диагностику гиперактивности не проводят, так как описанные симптомы могут появиться из-за капризов крохи, нарушений работы пищеварительной системы или при прорезывании зубов.

Психологи всего мира признали, что существует кризис 3 лет. При гиперактивности он проходит остро. Одновременно с ним старшие члены семьи задумываются о социализации. Они начинают водить кроху в дошкольные учреждения. Именно там СДВГ начинает проявляться:

  • неусидчивостью;
  • хаотичными движениями;
  • нарушениями моторики (неловкость, неумение правильно держать столовые приборы или карандаш);
  • проблемами с речью;
  • невнимательностью;
  • непослушанием.

Родители могут заметить, что уложить дошкольника спать становится трудно. У трехлетки к вечеру начинает проявляться сильная утомляемость. Кроха начинает плакать без причины, проявлять агрессию. Так дает о себе знать накопившаяся усталость, но несмотря на нее малютка продолжает двигаться, активно играть, громко разговаривать.

Чаще всего диагноз СДВГ ставят детям от 4 до 5 лет. Если мама и папа мало уделяли внимания здоровью дошкольника, то симптомы проявятся в начальной школе. Они будут заметными:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неусидчивость: в течение урока школьник вскакивает с места;
  • проблемы с восприятием речи взрослого;
  • вспыльчивость;
  • частые нервные тики;
  • несамостоятельность, неправильная оценка своих сил;
  • сильные головные боли;
  • неуравновешенность;
  • энурез;
  • многочисленные фобии, повышенная тревожность.

Вы можете заметить, что гиперактивный школьник обладает отличным интеллектом, но у него возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, синдром сопровождается конфликтами со сверстниками.

Другие дети сторонятся чрезмерно подвижных малышей, ведь с ними трудно найти общий язык. Дети с СДВГ часто становятся зачинщиками конфликтов. Они чрезмерно обидчивы, импульсивны, агрессивны, ошибочно оценивают последствия своих поступков.

Особенности синдрома

Для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей умственно отсталыми или неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш:

  1. Креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей.
  2. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу.
  3. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек.
  4. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой – его просто невозможно удержать на месте.

Считается, что малыш с гиперактивностью постоянно хаотично двигается. Это устойчивый миф. Если занятие полностью поглотило дошкольника, он проведет за ним несколько часов. Важно поощрять такие хобби.

Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публике.

Виды заболевания

Синдром гиперактивности у детей симптомы может иметь разные, так как это заболевание имеет несколько форм:

  1. Дефицит внимания без чрезмерной активности. Чаще всего эта разновидность встречается у девочек. Они много мечтают, обладают бурной фантазией, часто врут.
  2. Повышенная возбудимость без дефицита внимания. Это наиболее редкая патология, сопровождается поражением ЦНС.
  3. Классический СДВГ. Самая распространенная форма, сценарий течения ее индивидуален у каждого случая.

Вне зависимости от того, как протекает заболевание, его необходимо лечить. Для этого требуется пройти несколько обследований, взаимодействовать с врачами, психологами, педагогами. В большинстве случаев детям прописывают успокоительные средства. Консультация психоаналитика обязательна для родителей. Они должны научиться принимать недуг, не вешать на малыша «ярлыки».

Особенности диагностики

При первом обращении к специалистам диагноз поставить невозможно. Для окончательного вердикта требуется наблюдение, длящееся около полугода. Оно проводится специалистами:

  • психологом;
  • неврологом;
  • психиатром.

Всех членов семьи часто пугает обращение к психиатру. Не стоит стесняться приходить к нему на консультацию. Опытный специалист поможет вам правильно оценить состояние маленького пациента, назначит лечение. Обследование должно включать в себя:

  • беседу или интервью;
  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • заполнение опросников родителями.

На основании эти данных врачи получают полную информацию о поведении маленького пациента, что позволяет им отличить активного малыша от того, у которого имеются нарушения. За гиперактивностью могут скрываться другие патологии, поэтому стоит быть готовым к прохождению:

  • МРТ мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови.

Чтобы своевременно выявить сопутствующие патологии, необходимо проконсультироваться с эндокринологом, эпилептологом, логопедом, офтальмологом, отоларингологом. Важно дождаться окончательного диагноза.
Если врачи отказываются направлять на обследования, обратитесь к заведующей поликлиники или действуйте через психологов из учреждений образования.

Комплексное лечение

Пока еще нет универсальной таблетки от СДВГ. Детям всегда назначается комплексное лечение. Несколько рекомендаций, как помочь гиперактивному ребенку:

  1. Корректировка двигательной активности. Детям нельзя заниматься спортом с соревновательными элементами. Допустимы демонстрации достижений (без оценок), статические нагрузки. Подходящие виды спорта: плавание, езда на лыжах, велосипеде. Разрешены аэробные нагрузки.
  2. Взаимодействие с психологом. Применяются методики для понижения уровня тревожности маленького пациента, для повышения его коммуникабельности. Моделируются сценарии успеха, подбираются занятия, помогающие повысить самооценку. Специалист дает упражнения на развитие памяти, речи, внимания. Если нарушения серьезны, то к корректирующим занятиям привлекают логопеда.
  3. Полезна смена обстановки, окружения. Если лечение идет на пользу, в новом коллективе отношение к малышу будет лучше.
  4. Родители остро реагируют на проблемы поведения своих чад. У матерей часто диагностируют депрессию, раздражительность, импульсивность, нетерпимость. Посещение психотерапевта всей семьей позволяет быстрее справиться с гиперактивностью.
  5. Аутотренинги, занятия в сенсорных комнатах релаксации. Они налаживают деятельность нервной системы, стимулируют кору головного мозга.
  6. Коррекция поведения всей семьи, изменение привычек, распорядка дня.
  7. Терапия с использованием медикаментов. В Америке от СДВГ часто прописывают психостимуляторы. В России они запрещены к использованию, так как у этой группы медикаментов масса побочных эффектов. Врачи рекомендуют ноотропные препараты и успокаивающие средства, в составе которых используются растительные компоненты.

Медикаментозная терапия используется только тогда, когда иные способы воздействия не принесли результатов. Использование ноотропов при гиперактивности не имеет под собой доказательной базы, обычно их прописывают для улучшения кровоснабжения головного мозга, нормализации в нем обменных процессов. Использование этих лекарств позволяет улучшить память и концентрацию внимания.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что курс лечения продлится несколько месяцев. Лекарственные средства положительный эффект дают через 4-6 месяцев, а заниматься с психологом придется не один год.

Никто не может без обследования поставить диагноз СДВГ. Признаки гиперактивности у детей способен увидеть только специалист. Не следует самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарства. Не пренебрегайте рекомендациям специалистов и регулярно проводите обследования. Многих интересуют особенности жизни семьи с гиперактивным ребенком – что же делать родителям – советы психолога в этом случае такие:

  1. Организуйте день. Включите в него неизменные ритуалы. Например, перед сном выкупайте малыша, переоденьте в пижаму и прочтите сказку. Не меняйте распорядок дня, это спасет от истерик и возбуждения в вечернее время.
  2. Минимизировать выброс энергии поможет спокойная и доброжелательная обстановка дома. Неожиданные приходы гостей и шумные вечеринки – не подходящая атмосфера для детей с гиперактивностью.
  3. Подберите спортивную секцию и следите за регулярностью посещения занятий.
  4. Если обстановка позволяет, не ограничивайте активность крохи. Он выплеснет свою энергию и станет спокойнее.
  5. Для детей с СДВГ не подходят наказания в виде длительного сидения на месте, выполнения утомительной работы.

Многих интересует, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого психотерапевты дают индивидуальные консультации, основанные на изменении воспитательного процесса. Прежде всего, учтите, что при СДВГ дети отрицают любые запреты.

Использование слов «нет» и «нельзя» обязательно спровоцирует истерику. Психологи рекомендуют стоить предложения, не употребляя прямых отрицаний.

Истерики нужно предотвращать. Сделать это можно путем коррекции поведения.

Еще одной проблемой СДВГ является отсутствие контроля за временем и частое переключение внимания. Мягко возвращайте малыша к поставленной цели. Следите за тем, чтобы выполнение задания занимало определенное время. Давайте указания или проводите занятия последовательно. Не задавайте несколько вопросов одновременно.

Проводите с чрезмерно активными детьми много времени, уделяйте им внимание. Занимайтесь с ними совместной деятельностью: гуляйте по лесу, собирайте ягоды и грибы, ходите на пикники или в походы.

При этом избегайте шумных мероприятий, возбуждающе действующих на психику.Измените фон жизни. Вместо телевизора включите спокойную музыку, ограничьте время просмотра мультфильмов.

Если гиперактивный малыш перевозбудился, не кричите на него и исключите физическое насилие. Говорите с ним спокойным и твердым тоном, обнимите, уведите в тихое место (подальше от других детей и людей), найдите слова утешения, выслушайте.

Особенности процесса обучения

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.

Возможные последствия

Не стоит пускать патологию на самотек. Малыш не способен самостоятельно справиться с СДВГ. Он не перерастет этот синдром.

В запущенных случаях гиперактивность приводит к проявлениям физической агрессии в отношении себя и окружающих:

  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки избиения родителей;
  • склонность к суициду.

Часто гиперактивный школьник при высоком коэффициенте интеллекта заканчивает обучение с неудовлетворительными оценками. Он не может получить образование в ВУЗе или колледже, испытывает проблемы с трудоустройством.

В неблагоприятной социальной атмосфере выросший школьник ведет маргинальный образ жизни, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем.

В благоприятной обстановке СДВГ может пойти на пользу. Известно, что Моцарт и Эйнштейн имели этот синдром. Однако не стоит полагаться только на природные данные. Помогите малышу осознать свою значимость и направьте его энергию в нужное русло.