Преступление и наказание. Песенный фольклор в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение по литературе Описание сцен уличной жизни в романе преступление и наказание

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – сложное, многогранное произведение. За уличным многоголосьем слышатся народные песни, малые фольклорные жанры, элементы балаганного театра. Не будет преувеличением назвать значительную часть фольклора в романе «уличным» и «кабацким». В первую очередь это сказалось на народных песнях, представленных в романе. Это песни, исполняемые или заказываемые пьяными на улицах или в трактирах. «Безобразное», «сиплое», «разгульное» пение под балалайки и бубен сопровождает бессмысленно жестокое пьяное молодечество в сне Раскольникова:

– По морде её, по глазам хлещи, по глазам! – кричит Миколка.
– Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

Подобные песни и наяву сопровождают Раскольникова в его метаниях по улицам и трактирам. Он слышит различные кабацкие куплеты, исполняемые с прищелкиванием пальцами, подпрыгиваниями и отбиванием такта каблуками. Перед встречей с Мармеладовым он видит задремавшего пьяницу, вспоминающего спросонья какие-то куплеты. Уже после убийства Раскольникова так и тянет к этому шуму, грохоту, пьяному веселью, к толпе:

Его почему-то занимало пенье и весь этот стук и гам, там внизу... Оттуда слышно было, как среди хохота и взвизгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару кто-то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками. Он пристально, мрачно и задумчиво слушал, нагнувшись у входа, и любопытно заглядывал с тротуара в сени.
Ты мой бутошник прикрасной,
Ты не бей меня напрасно! – разливался тоненький голос певца. Раскольникову ужасно захотелось расслушать, что поют, точно в этом и было все дело.

Еще одной составляющей городской уличной и трактирной лирики является чувствительный романс (по определению Достоевского, лакейская песня), исполняемый под гитару или шарманку. Подобные песни звучат на улицах, певцов приглашают в трактиры. Например, в рассказе о похождениях Свидригайлова:

Весь этот вечер до десяти часов он провел по разным трактирам и клоакам, переходя из одного в другой. Отыскалась где-то и Катя, которая опять пела другую лакейскую песню о том, как кто-то «подлец и тиран»
Начал Катю целовать
Свидригайлов поил и Катю, и шарманщика, и песенников, и лакеев, и двух каких-то писаришек.

По всей видимости, эти песни близки к жанру мещанского (жестокого) романса, получившего большое распространение среди городских низов во второй половине девятнадцатого века.

Рассматривая подобные примеры в романе, можно заметить, что автора интересуют в первую очередь не сами песни, а связанная с ними реально бытовая обстановка, внешний вид исполнителей, манеры, аккомпанемент, реакция слушателей и т. д. Достоевский даже воспроизводит фонетические особенности некоторых песен в уличном исполнении («целлый», «бутошник», «прикрасной»).

Авторские комментарии содержат и эмоционально оценочные характеристики. Манера исполнения чувствительного романса характеризуется так: «Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки». О Кате, развлекающей Свидригайлова, сказано: «Пела она свою рифмованную лакейщину тоже с каким-то серьезным и почтительным оттенком в лице».

В такой передаче мир нищего Петербурга становится видимым и слышимым. Но это не единственная роль, которую играют народные песни и романсы в романе. Можно также соотнести содержательную сторону песенных отрывков с идейно художественным смыслом отдельных моментов романа (слова «не бей напрасно» со сценами избиения хозяйки квартальным надзирателем, померещившегося Раскольникову, ударами, которые он наносит своим жертвам во время убийства и во сне, когда старуха смеется над его напрасными усилиями; слова из Катиной песни - «подлец и тиран» – с саморазоблачающей исповедью Свидригайлова – циника и растлителя).

Знаменательно, что из всех героев романа слушателями такого пения Достоевский делает лишь Раскольникова и Свидригайлова. Возможность окунуться в атмосферу улиц, кабаков, толпы дает возможность как бы забыться на время человеку с нечистой совестью: «Здесь было уж как будто легче и даже уединённее. В одной харчевне, перед вечером, пели песни: он просидел целый час, слушая, и помнил, что ему даже было очень приятно».

Рассмотренные нами песни, вошедшие в роман, – примета улицы бедных районов города, характерная особенность быта городских низов, способ их социально-бытовой характеристики. Участвуя в создании мрачного образа города, целый пласт фольклорных материалов лишний раз подчеркивает уродливость, неблагообразие действительности.

– Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц.

– Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, – неприветливо произнесла в ответ старуха и, подумав, впустила его.

Раскольников оглядывал небольшую комнату с жёлтыми обоями и старой мебелью, косился на ситцевую занавеску во вторую комнату.

– Что угодно? – строго выговорила старушонка.

– Заклад принес, вот-с! – он вынул из кармана старые серебряные часы.

– Да ведь и прежнему вашему закладу, колечку, срок. И теперь моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь эту продать. Часы же пустяшные.

– Хоть рубля четыре за них дадите?

– Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

Раскольников даже вскрикнул от возмущения такой низкой ценой. Но идти больше было некуда, и он согласился. Глядя на старуху, заметил про себя, что, идя за деньгами, она вынула ключи из правого кармана.

Она вернулась из-за занавески:

– Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц процентов с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается вперед двадцать копеек. Всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

– Как! уж теперь не полтора рубля, а рубль пятнадцать?!

– Точно так-с.

Раскольников взял деньги. Замявшись, проговорил:

– Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще папиросочницу серебряную принесу, хорошую…

– Ну тогда и будем говорить, батюшка. [См. полный текст отрывка «Диалог Раскольникова и старухи» .]

…Выйдя на улицу, Раскольников вдруг стал на месте, как вкопанный, от мысли: «О боже! как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? Грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…»

Он шёл по тротуару, как пьяный, пока не остановился у распивочной. Раскольников зашёл туда и сел в грязном, липком углу. От стакана пива и сухаря голова его несколько прояснела. Вокруг виднелось несколько хмельных. Один из них был похож на отставного чиновника.


Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит из шести частей. В первой части герой совершает убийство старухи- процентщицы, в остальных повествуется о шагах молодого человека на пути раскаяния. Такая композиция романа подчёркивает мысль о том, что совершить тяжкий грех легко, а чтобы искупить его, необходимо пройти длительный путь, полный страдания.

Читая начало романа, мы шаг за шагом следуем за героем, задумавшим ужасное преступление. Родион Романович Раскольников идёт делать «пробу» и сразу же отказывается от отвратительной идеи убийства. Но знакомство с историей семейства Мармеладовых, с драматической судьбой Сони, вынужденной пойти по жёлтому билету, подводит студента к мысли о переустройстве мира по справедливости. Из письма матери он узнаёт о решении сестры Дуни выйти замуж за богатого адвоката Лужина, чтобы исправить материальное положение семьи. Мысль о преступлении, которая раньше казалась ему фантазией, теперь предстаёт перед ним в каком-то грозном и страшном виде. Он не может отказаться от жизни, от права действовать и единственный выход из создавшегося положения видит в убийстве богатой старухи.

Измученный долгой ходьбой и тягостными мыслями, Раскольников доходит до Петровского острова, падает на траву и засыпает под кустом. В болезненном состоянии он видит страшный сон, в котором происходит убийство лошади. Рядом с кабаком находится большая телега, в которую запрягают огромных ломовых лошадей. Но во сне в эту большую телегу впряжена «маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка». Этот момент сна соотносится с реальной картиной, увиденной Раскольниковым в начале романа, когда он только вышел на улицу. В реальной действительности это выглядело так: «… один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время в огромной телеге, запряжённой огромною ломовою лошадью…» Забитая до смерти клячонка во сне героя символизирует всё человеческое страдание. Это страдание непосильно, так как бедная кляча не может сдвинуть с места тяжёлый воз. В реальной действительности в телегу запряжена ломовая лошадь. Значит, герой неадекватно воспринимает действительность, и его мысли о невыносимом страдании преувеличены: каждому даётся ноша по силам.

Необходимо обратить внимание на поведение Раскольникова в момент убийства лошади. Во сне ему семь лет. Число «семь» символично: оно означает союз человека с Богом. Из письма матери мы узнаём, что в детстве, при жизни отца, маленький Родион верил в Бога и «лепетал молитвы свои» у матери на коленях. В письме мать спрашивает сына: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своём, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие?» Во сне и показан момент отхода героя от Бога, момент утраты веры. Маленький Родя «в исступлении бросается с своими кулачками на Миколку», Отец пытается остановить сына и выхватывает его из толпы. Взрослый человек не пытается во сне вмешаться в происходящее. Отец во сне – это Бог. Раскольников восстаёт против Бога, когда видит, что тот не стоит устранить страдание. Мир устроен несправедливо, и герой стремится перестроить мир по справедливости, чтобы в нём не было страдания.

Художественное пространство сна составляют два взаимоисключающих понятия: церковь и кабак. Кабак стоит на окраине города и производит на героя неприятнейшее впечатление и даже страх. Здесь нарисована картина человеческого греха: «Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи…» Бросаясь с кулаками на смрадно – грешного Миколку, герой восстаёт против народного греха. Стремление покарать чужой грех отделяет героя от людей, позволяет ему ходить «бледным ангелом», лишает сознания собственной греховности. Во сне ребёнок любит церковь и старинные образа в ней, но дорога к храму проходит мимо кабака. Так Достоевский подчёркивает мысль, что нравственное очищение происходит после совершения греха. Чёрная пыль на дороге соотносится с той землёй на площади, которую поцелует Раскольников, идя в полицию с признанием.

Итак, мы видим, что мир в восприятии героя делится на два пространства, которые не соединяются: кабак и церковь. В реальной действительности и в тексте романа кабак и церковь существуют как единое целое. Пьяный Мармеладов кабак превращает в церковь, когда произносит покаянную речь и проповедь о милосердии Бога, прощающего грешников. В эпилоге каторжники набрасываются на Раскольникова в церкви, собираясь его убить.

В романе два Миколки. Во сне Миколка – хозяин лошади, решивший прокатить пьяную толпу. Он бьёт свою «кобылёнку», потому что она ему «сердце надрывает». В портрете этого крестьянского парня подчёркивается его греховное начало: «молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом». Но есть и Миколка – праведник. Это юный маляр, решивший взять на себя грех Раскольникова и пострадать, чтобы очистить свою душу. В портрете этого Миколки подчёркивается высокая духовность, готовность на подвиг: «В глазах его сверкала решимость, но в то же смертная бледность покрывала лицо его, точно его вели на казнь. Совсем побелевшие губы его слегка вздрагивали». Толстый краснорожий грешник Миколка и бледный, с тонкими сухими чертами лица Николай не случайно носят одно имя. Это как бы два лица одного народа, в самой низости своей хранящего правду Божию.

Этот сон стал пророческим для Раскольникова. Сон показал добрую человеческую природу героя. Во сне ребёнок не может выдержать страдания несчастной лошади, он тяжело переживает её убийство: «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует в глаза, в губы».

В ужасе просыпается Родион. Он представляет, как он возьмёт топор, станет бить по голове, размозжит старухе череп, будет скользить в тёплой, липкой крови… Он отказывается от этой «проклятой мечты своей» и чувствует свободу «от колдовства, обаяния, от наваждения». Он понял, что натура его не выдержит преступления.

Но именно тогда, когда герой чувствует, что освободился от навязчивой идеи убийства, автор устраивает ему испытание. Из случайно подслушанного разговора Раскольников узнаёт, что завтра в седьмом часу старуха будет дома одна. Автор показывает, что человек, отошедший от Бога, один не остаётся, рядом с ним оказывается дьявол, нашёптывающий соблазнительные мысли. Герой становится суеверным, им начинает управлять случайность. Свобода от Бога приводит к человеческой несвободе.

Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

Петербург достоевского. сцены уличной жизни

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения) Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения) Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова «тянуло шляться» по злачным местам, «когда ему тошностановилось, «чтоб еще тошней было»». Приближаясь к одному израспивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падаетна нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных «оборванцев»,ругающихся друг с другом, на «мертво-пьяного» (оценивающий эпитет,гипербола) нищего, лежащего поперек улицы.

Всю мерзкую картинудополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях ипростоволосых.

Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей. Петра творенье По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы. Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом.
Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.

Петербург в романе «преступление и наказание»

Только стерва ужасная…» - рассказывает студент офицеру. В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице.


Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям. Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения.
В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова. Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин - закладчик и краденое прячет…

Уличные сцены в романе преступление и наказание

Ни следа давешнейэнергии… Полная апатия заступила ее место» — метафорично отмечает автор, какбы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую послеувиденного.9. Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны) Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и небыло видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда КатеринаИвановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которойпреимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудностьинтересов этой массы, их привлекает не что иное, как странноезрелище.
Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, онаужасна и непредсказуема. Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни иличности, одна из важнейших тем романа.

Роль уличных сцен в романе преступление и наказание

Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно». На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.

Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления. На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия».


Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание

Внимание

Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованныхпроисходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.Достоевский использует метафору «зрители» по отношению к людям,собравшимся на мосту.Мещане — бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,пытавшаяся покончить жизнь самоубийством — это в каком-то смыслесобирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей истраданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.»Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия ибезучастия.» «Нет, гадко… вода… не стоит, — бормотал он про себя», как быпримеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собираетсясовершить намеренное: пойти в контору и сознаться.

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты

Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади.

Важно

Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание по главам

Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался.
Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно. Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова.


Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку.

Описание сцен уличной жизни в романе преступление и наказание

Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни Работу выполнили:Меньщикова Алена, Мельников Захар,Хренова Александра, Печенкин Валерий,Швецова Дарья, Валов Александр, МецлерВадим, Елпанов Александр и Томин Артем.2. Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми) Раскольников идёт по улице и впадает «вглубокую задумчивость», но отразмышлений его отвлекает пьяный,которого провозили в это время по улице втелеге, и который крикнул ему: «Эй ты,немецкий шляпник». Раскольников незастыдился, а испугался, т.к. он совершенноне хотел бы привлекать ничьего внимания. В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает егохарактер и делает намёки на замысел Раскольникова.Он чувствует отвращение ко всему окружающему иокружающим, ему некомфортно: «и пошёл, уже не замечаяокружающего и не желая его замечать».

Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством. На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» — произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали. Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя.

Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть. Уличные сцены В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М.

Методическая разработка

Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства в 10 классе по роману

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Урок-экскурсия

Подготовила и провела:

Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального района Республики Татарстан».

Тема: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)

Эпиграф: «Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

Цели урока:

1)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;

2) развитие навыков анализа художественного произведения, развитие устной речи; умения логически мыслить;

3) воспитание эстетического вкуса средствами литературы и других видов искусства.

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.

Предварительная работа:

Пейзажи: ч.1 г.1. («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2.г. 1 (повторение предыдущей картины); ч.2.г.2. («великолепная панорама Петербурга»); ч.2.г.6. (вечерний Петербург); ч.4.г.5. (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4.г.6. (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни : ч.1.г.1. (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2.г.2. (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2.г.6. (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч.5.г.5.(смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч1.г.З. (каморка Раскольникова); ч.1.г.2. (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1.г.2.и ч..2 г.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч.4.г.З (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч.4.г.4 (комната - «сарай» Сони).

2) подготовить рассказ об истории основания города Петербурга, о художнике И.С.Глазунове;

3) найти иллюстрации с видами Петербурга.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Фоном, на котором разворачивается действие романа «Преступление и наказание», является Петербург середины 60-х годов. Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова (чтение описания комнаты главного героя, анализ).

Пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки, он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, все несет на себе печаль общей неустроенности, скудности человеческого существования. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира. - У Достоевского пейзажные описания очень кратки. В этой особенности секрет сильного воздействия, которое оказывает он на чувства читателя.

II. Сообщение ученика об истории Петербурга с проецированием на экран видов Петербурга:

Город, основанный Петром в 1703 г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр - Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство. Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения Ф.М.Достоевского, Петербургу посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова, его без конца рисовали художники. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено - бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

И сейчас он по-прежнему влечет к себе живописцев и графиков. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Можно без колебаний утверждать, что более прекрасных плодов, чем в России, классицизм не приносил нигде, даже на его родине - во Франции.

Я вижу град Петра, чудесный, величавый,

По манию Петра воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ!

Повсюду зрю следы великия державы,

И русской славою след каждый озарен!

(П.Вяземский)

Учитель:

Многие здания Петербурга построены в стиле барокко, в классическом стиле. Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами - колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М.Достоевского.

Так мы знакомимся с другим Петербургом - Петербургом Достоевского. Чтение учеником стихотворения Н.М.Коншина «Жалобы на Петербург»:

В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нем убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе - пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучи,

Кверху кинулись домы;

Есть там смех, да не радость,

Все блестит, но бездушно...

Слушай, бледная младость,

В дымно городе душно!

Учитель:

Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже поникают в жизнь человека.

А сейчас обратите внимание на иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника, для которого Достоевский был одним из любимых писателей (работа с иллюстрациями).

Доклад ученика «Любимый писатель художника И.С.Глазунова - Ф.М.Достоевский».

III. Образ города в романе «Преступление и наказание».

Перенесемся на страницы романа, пойдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.

Работа учащихся с текстом. Анализ эпизодов:

1.Улицы Петербурга.

2. Комнаты Раскольникова и Сони Мармеладовой.

3. Лестницы, пролеты, дома.

4. Звуки города.

5. Судьба человека (самоубийца).

(Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим улицам идет Раскольников к старухе - процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.)

IV. Вывод (высказывания учащихся). Учитель:

Таким образом, эти эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают капиталистический уклад жизни; мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов в 60-х годов 1Хв. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обреченном на невыносимые лишения и страдания, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб». Петербург подвалов и чердаков - это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».

Нам открылся конфликт между человеком и обществом. Мы побывали в Петербурге Достоевского.Преступление и наказание » Какие произведения принадлежат перу Ф.М. Достоевского ? а) «Идиот» б) «Братья Карамазовы» в) «Игрок» г) «Обрыв» д) «Преступление и наказание ... жанра романа «Преступление и наказание »? а) социально-бытовой...

  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (1)

    Документ

    В нём? Произведение Смысл сна Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание » Сон о забитой кляче Раскольников во... Раскольникова изначально тонкая, добрая душа. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание » Сон Раскольникова в эпилоге Отражением постоянных...

  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (2)

    Документ

    Интерьер; «Дворянское гнездо»; «Записки охотника» 3.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание » Подробно знать следующие сцены: три... комнат;Какой цвет преобладает в описаниях Достоевского ? В чем состоит теория Лужина о «целом...

  • «Русская литература XIX века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Литература

    По теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание ». ЭОР №11. Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание ». Раскольников и Мармеладов...