Презентация к уроку литературно чтения "С.Маршак «Сказка про козла»". Пословицы из сказок Сказка про козла пословицы

Класс: 3

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить уч-ся с одним из литературных жанров пьесой;
  • выявить существенные признаки драматического произведения сказки-пьесы С.Я. Маршака «Про Козла»;
  • развивать умения выражать свои мысли, аргументировать;
  • развивать внимание, речь, выразительное чтение;
  • воспитывать интерес к чтению и любви к литературе;
  • воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.

Оборудование: презентация, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, редактор, переводчик, драматург, тесты, выставка книг, рисунки учащихся к сказке А. Волкова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Как называется раздел, который изучаем? (1 слайд)

Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос (задание 3 в тетради, с. 33).

Как называется сказка, которую читали на прошлом уроке?

К какому виду сказок она относится?

Игра "Доскажи словечко". (2 слайд)

Мы сейчас поиграем в игру "Доскажи словечко" и вспомним героев этого произведения. Я буду читать стихи, а вы будете подбирать рифму, оканчивающую стишок.

У Элли есть дружочек-крошка,
А зовут его... (Тотошка)

Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне. (Страшила)

Этот царь зверей, но все ж
На царя он не похож.
Но с друзьями, осмелев,
Идет за мужеством... (Трусливый Лев)

Этот парень хоть куда,
Воды боится иногда,
В дороге он смелый, полезный
Кто? ... (Дровосек Железный)

(Иллюстрации героев сказки на доске.)

Чем вы можете объяснить, что сказки, написанные давно, продолжают оставаться интересными для детей и взрослых? А.Волков говорил: «В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимная выручка».

III. Речевая разминка.

(3 слайд)

IV. Повторение.

По жанру, какие произведения вошли в раздел, который мы изучаем?

Что такое сказки? (4 слайд)

Назовите признаки сказки? (5 слайд)

Перечислите виды сказок. Приведите примеры. (6 слайд)

V. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.

Назовите жанры, которые встречались нам.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным жанром.

Кто из вас был в театре?

Что такое театр?

– Театр это помещение, в котором представляют, показывают произведения.

Первые театры были построены в древней Греции.

– Какую из прочитанных сказок вы хотели бы увидеть в театре?

Какие спектакли вы уже видели?

– Прежде, чем ставят спектакль, пишут пьесу. А что такое пьеса?

Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ.

VI. Введение в тему урока (учебники закрыты).

Прочитайте тему урока на доске. (7 слайд)

Как вы понимаете: сказка для театра?

«Сказка про козла» что о ней можно предположить по заглавию? (Наверное, сказка о животных.)

С.Я. Маршак прожил 77 лет, 50 из них он отдал детям. За это время он написал так много стихов, песен, загадок, сказок,что если мы даже захотим их только перечислить, и то потребуется много- много времени. Всё, что есть в поэзии Маршака, пришло в неё из жизни, и всё это нужно вам для жизни.

Презентация «Знаем ли мы героев произведений С. Я.Маршака?» (9 слайд)

VII. Работа с текстом до чтения.

Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их видим в сказках? (В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят» Коза - заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке «Коза - Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает добром.)

Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)

Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)

Чем интересен текст сказки? Как он записан?

Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)

Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)

Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации.

Предположите, какие события произойдут в сказке.

8. Работа с текстом во время чтения.

Инсценирование 1-го действия.

Вопросы после чтения:

Кто действующие лица?

– Какие слова были не понятны? Какими вы представляете бабу и деда?

Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)

Что он умел делать?

Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)

Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.

Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались? (Волки - в списке действующих лиц и на иллюстрациях.)

Действие 2 дети читают вслух по ролям.

Вопросы после чтения:

Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)

А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный...)

А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их грусть, горе надо передать при чтении.)

Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.

Как эту грусть, горе покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?

Найдите соответствующие ремарки.

Чем закончилось второе действие?

IX. Закрепление.

1. Работа с иллюстрациями (с. 55-60).

Какие моменты действия отражены на этих иллюстрациях? (Нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)

Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось передать художнику? (Волки тощие и слабые, козел решительный и готовиться до конца, старики задумчивы и несчастны.)

Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?

2. Беседа о смысле сказки, выполнение заданий в тетради.

(работа в группах)

а) 3адание 1, с. 34 . (11 слайд)

(По смыслу к содержанию сказки подходят пословицы 2, 3, 4, 7, 8, 10.)

Выберите и отметьте пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.

Какие пословицы вы отметили? Дома вы их запишите в таком порядке, чтобы получился план из пословиц.

б) 3адание 3, с. 34.

Можно обвести все 3 формулировки и добавить ещё, например: приятно получать благодарность, когда сделал доброе дело.

в) Проблемный вопрос.

Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость. В трудную минуту побеждает упорный и умный.)

г) Тест: (12слайд)

  1. Дед входил в избу с вязанкой дров?
  2. Баба в это время растапливала печь?
  3. Баба хотела сварить кашу?
  4. Дед и баба хотели дочку?
  5. Козёл заглянул в дверь?
  6. Козёл хотел сварить обед для бабы с дедом?
  7. Козёл за водой пошёл с двумя вёдрами?
  8. Козёл в лесу хотел набрать грибов?
  9. Козёл в лес пошёл с ведром?
  10. В лесу было два волка?

Проверка: (13слайд)

X. Подведение итогов.

  1. Понравилась ли вам «Сказка про козла»?
  2. Почему её легко поставить на сцене?
  3. Чем пьеса-сказка отличается от обычной сказки?

XI. Домашнее задание.

(14 слайд)

  1. Перечитать пьесу-сказку, подготовить инсценировку.
  2. Составить план из пословиц (задание 2 в тетради, с. 34).

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    5 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что решил утопиться в Черном Омуте. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц …

    7 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

    8 - Мама для Мамонтенка

    Непомнящая Д.

    Сказка про мамонтенка, который вытаял изо льда и пошел искать маму. Но все мамонты давно вымерли, и мудрый Дядюшка Морж посоветовал ему плыть в Африку, где живут слоны, которые очень похожи на мамонтов. Мама для …

Вряд ли в России найдётся хоть один человек, который не был бы знаком с творчеством детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Написанные им произведения стоят на книжных полках во всех домах, в которых есть маленькие дети. Такая любовь читателей объясняется тем, что Маршак искренне любил детей и большую часть своей жизни отдал им. Поэтому неудивительно, что многие его произведения были экранизированы. Среди них «Сказка про козла». Маршак в ходе её написания воспользовался приёмами, характерными для русских народных сказок.

Коротко об авторе

Будущий писатель родился в конце девятнадцатого столетия в Воронеже. Его отец был заводским техником и любителем-изобретателем. Поэтому он пытался привить детям любовь к знаниям. Он учил их ценить окружающий мир и людей. Маршак серьёзно увлёкся литературой в годы обучения в гимназии. На этом поприще его активно поддерживал учитель-словесник. Большую роль в судьбе Самуила Маршака сыграл критик и искусствовед В. Стасов. Он случайно познакомился с литературными произведениями юного Маршака и помог ему поступить в одну из петербургских гимназий.

В 1904 году состоялось его знакомство с М. Горьким. Маршак жил на его даче в Крыму. Это время он использовал для развития своего литературного дарования. Он читал книги, общался с интересными людьми, поправлял здоровье.

После возвращения в Петербург Самуил Маршак обучал детей, сотрудничал с литературными журналами. Спустя несколько лет он решил закончить образование. Для этого он уехал в Англию. Увлечение английскими балладами, легендами и их перевод на русский язык в будущем прославит его.

Возвращение на родину состоялось в 1914 году. В России Маршак продолжил свою литературную деятельность. Также он помогал детям, находящимся в трудном положении.

Именно Маршак стал первым сотрудником открытого М. Горьким Издательства детской литературы. Всё это время он занимался переводом и созданием собственных произведений. Они пользовались успехом у читателей. «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Сказка про козла» − Маршак создал эти и другие произведения специально для детей.

Жизнь известного писателя оборвалась в Москве в июле 1964 года.

«Сказка про козла»: краткое содержание

Пьеса-сказка Самуила Маршака рассказывает историю козла, которые долгие годы жил у деда с бабкой во дворе. Однажды он услышал, как хозяева жалуются на старость и немощность. Им уже тяжело вести хозяйство самостоятельно, а детей и внуков, которые могли бы помочь, нет. Тогда козёл предлагает им свою помощь. Дед с бабкой удивлены тем, что их козёл умеет разговаривать, но дают своё согласие.

Козёл готовит деду с бабкой обед, кормит их и укладывает спать. Пока старики засыпают, он поёт им колыбельную песню и прядёт. Потом он решает пойти в лес за грибами, поскольку с утра был дождь. В поисках грибов козёл заходит в чащу, где на него нападает семеро голодных волков. Завязывается потасовка, в ходе которой козёл успешно отбивается от своих многочисленных врагов. В этом момент он слышит голоса деда и бабки, которые зовут его. Они проснулись, увидели, что козла нет, и пошли его искать. Козёл пугает волков, рассказывает им, что его хозяин - человек суровый и он не будет с ними церемониться. Волки в страхе убегают. Дед с бабкой находят своего любимца, и они все вместе возвращаются домой.

Самуил Маршак «Сказка про козла»: действующие лица

В этом произведении десять персонажей. Дед и баба - люди преклонных лет, которые прожили долгую жизнь. У них не осталось сил вести хозяйство: ходить за водой, топить печь, готовить еду, убирать в избе. Они сожалеют об отсутствии детей, которые бы могли взять на себя заботу о них.

Козёл - персонаж, который наделён рядом качеств, характерных для людей. Он умён, сообразителен, смел. Он может говорить, ходить на передних лапах, умеет готовить, колоть дрова, прясть.

Волки - отрицательные персонажи. Они голодны, злы, агрессивны. Однако их попытка съесть козла оборачивается против них. По ходу сюжета читатель видит, как они ссорятся друг с другом и отказываются подчиняться вожаку.

Самуил Маршак, создавая персонажей-животных, воспользовался приёмом, характерным для русских народных сказок. Их герои − представители животного мира - также были наделены чертами, присущими людям.

Роль ремарок в произведении

Многие читатели спрашивают о том, В «Сказке про козла», как и в других драматических произведениях, можно встретить фрагменты текста, которые прямо не относятся к сюжету. Эти авторские пометки и есть ремарки. Чаще всего они помещаются в скобки и уточняют место и время действия, интонацию, движение и выражение лица действующего лица.

Ремарки в «Сказке про козла» Маршака помогают читателю понять, где, когда и в какое время происходит действие, какие чувства испытывают герои. В тексте можно найти следующие авторские заметки:

- «заглядывает в окно»;

- «появляясь на пороге»;

- «ставит котёл в печь»;

- «кормит деда и бабу»;

- «вожак»;

- «издалека»;

- «немного ближе»;

- «оба плачут навзрыд»;

- «появляется из-за деревьев»;

- «поют» и другие.

Значение ремарок велико, поэтому читатель должен обязательно обращать на них внимание. Это относится не только к пьесе Самуила Маршака «Сказка про козла», но и к другим драматическим произведениям.

Экранизация

В 1960 году киностудия «Союзмультфильм» экранизировала произведение Самуила Маршака «Сказка про козла». Пятнадцатиминутный кукольный мультфильм с одноимённым названием был снят под руководством режиссёра Курчевского Вадима.

В 1983 году та же киностудия выпустила ещё один мультфильм с похожим сюжетом под названием «Жил у бабушки козёл». В основу сценария, написанного Корнеем Чуковским, была положена русская народная сказка.

Мнения читателей

«Сказка про козла» - одно из самых известных произведений Маршака. Оно изучается учениками начальной школы на уроках литературного чтения. Дети с удовольствием его читают и анализируют. Нередки случаи, когда на основе этой пьесы-сказки ставятся школьные спектакли.

Интересный сюжет, понятный юным читателям, типичные для русских народных сказок герои, яркая и выразительная речь, стихотворная форма - вот то, что привлекает детей на протяжении нескольких десятилетий.