Профессор филипп филиппович преображенский из повести "собачье сердце". Характеристика героев «Собачьего сердца Ученый из собачьего сердца

Герой повести «Собачье сердце» - профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он занимается модной в то время проблемой омолаживания человека. Надо отдать должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей. Работяга: принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно поесть, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы. Словом, типичный интеллигент, которым Советская власть еще не успела окончательно перекрыть, как говорится, кислород. Впрочем, такой ученый большевиков вполне устраивает: он не занимается политикой.

Основные события разворачиваются после появления в доме профессора дворняги Шарика. Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорный и агрессивный характер. Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А на чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта - дрянь. Наглая. Мы ее разъясним».

Профессор, увлеченный наукой, не замечает, какого монстра привел в дом. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные железы человека, мечтая облагодетельствовать человечество. На глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человека.

Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу. Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. В результате сам его «родитель» Преображенский чуть ли не оказывается на улице, и лишь его старые связи спасают его от беспредела Шарикова.

Булгаков показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского режима. Его еще гладили по шерстке. Но он, увлекшись своими разработками, не заметил, что сам создал себе такого представителя суровой власти.

Шарик буквально сживает ученого со свету. За смехотворностью сюжета стоит глубокая трагедия русской научной интеллигенции, которая в те годы невольно помогла большевикам укрепить свои позиции. Шариковы постепенно выдвинулись во все высшие эшелоны власти и стали не только отравлять судьбу нормальным людям, но и решать ее. Они стали определять и внешнюю политику страны.

Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Осознав свою роковую ошибку, профессор становится участником преступления: по совету Борменталя они решают избавиться от Шарикова и освободить человечество от этого кошмара.

Профессор решается еще на одну операцию и возвращает Шарикова в прежнее состояние.

Финал повести, однако, не благополучен, ибо за стенами дома профессора, где мирно дремлет пес Шарик, осталось много зараженных микробом Шарикова людей, и они еще натворят в стране много горьких дел.

Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти-ка. Писатель показывает гротескный образ современ-ной ему действительности.

«Тему ответственности науки (и шире — теории) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце». Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной. В ней речь шла о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, забегающий впе-ред и имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен»,— писал литературовед В. Я. Лакшин.

В центре «Собачьего сердца» история преображе-ния бездомной собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича. Автор эксперимента — профессор Филипп Филиппович Преображенский.

«Нет, здесь пролетарием не пахнет»,— таково пер-вое впечатление самого Шарика о профессоре. Дейст-вительно, Преображенский — настоящий аристо-крат, сын кафедрального протоирея. Он живое во-площение уходящей русской культуры. Доктор носит черный костюм английского сукна, золотую цепь, шубу из черно-бурой лисицы. Филипп Филиппович имеет прислугу, с которой поддерживает уважитель-ные, добрые отношения. Он уже немолодой человек. Живет в шикарной комфортабельной квартире. Не-смотря на идущий процесс «уплотнения квартир», Филипп Филиппович живет в семи комнатах. Он имеет столовую, хотя таковой нет даже у Айседоры Дункан.

Обед у Преображенского — настоящий ритуал. Его стол богат семгой, маринованными угрями. Автор ри-сует и кусок сыра со слезой, и икру. Богатая посуда: тарелки с райскими птицами, графинчики, рюмки с разноцветными водками — мраморный столик, рез-ного дуба буфет, стол и другое лишь дополняют об-щую картину аристократичности быта Преображен-ского.

Удивительно обаятелен облик профессора. Его речь полна афоризмами. Он умен, довольно выдержан в споре и остер на слова, эрудирован. Филипп Филип-пович хорошо знаком с репертуаром московских теат-ров, постоянно напевает строки из любимой оперы, не прочь культурно провести свой досуг.

Уверенно и смело ведет себя Преображенский в стычках с компанией, возглавляемой Швондером. «Вот это парень,— восторгается им Шарик,— весь в меня».

Преображенский откровенно признается в нелюб-ви к пролетариату. Ему чужды и ненавистны гру-бость, развязность излишняя самоуверенность и на-глость пролетариев. С иронией говорит он о советских газетах, предсказывает наступление скорой хозяйст-венной разрухи, с негодованием замечает об измене-ниях, наступивших после марта 1917 года. В его доме теперь пропадают калоши, некоторые не считают нужным разуться перед мраморной лестницей, убран ковер с парадной лестницы, исчезли цветы с площа-док, электричество гаснет раз в месяц. Прямое назначение пролетариата, по Преображенскому,— не управление страной, а чистка сараев.

Филипп Филиппович — персонаж типичный. Он живет на Пречистенке, где издавна селилась потомст-венная московская интеллигенция. Сам писатель этот московский район прекрасно знал и любил. Здесь он написал и «Собачье сердце». На Пречистенке жили люди, близкие Булгакову по духу, культуре, воспита-нию.

Филипп Филиппович — светило медицины. Он за-нимается редкими и прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и кавалеров, не желаю-щих смириться с закономерностями природы. Беспо-щадна авторская ирония и сарказм в отношении па-циентов Преображенского. Одного из них он именует «фруктом». У «фрукта» зеленые волосы, отливающие на затылке в ржавый табачный цвет, младенческий цвет лица при отсутствии морщин, несгибающаяся левая нога и прыгающая правая. У другой пациентки под глазами висят страшные черные мешки, а щеки кукольно-румяного цвета. Ей пятьдесят один год, но она выдает себя за сорокапятилетнюю. Еще один посе-титель профессора имеет отношения с весьма юной особой и очень боится огласки. «Похабная кварти-ра»,— думает Шарик, насмотревшись на деятель-ность Преображенского.

Тем не менее врачи, подобные профессору,— ред-кость. Доктора неимоверно уважает его ассистент Борменталь. «Не имеет равных в Европе... ей-богу!» — с восхищением восклицает он.

Неоднократно Преображенский говорит о недопус-тимости насилия над живым существом. «Можно дей-ствовать только внушением»,— утверждает он, одна-ко задумывает улучшить саму природу, пересадив со-баке часть человеческих органов. Пес был нужен хирургу как материал для опытов по исправлению не-совершенной человеческой природы.

Лишь через некоторое время после проведения опе-рации профессор осознает всю безнравственность на-учного насилия над природой и человеком. «Попробо-вал, да только неудачно»,— печально замечает он о своем эксперименте. В ходе повествования несколько раз меняется портрет профессора. Вначале это сияю-щий благополучием богатый господин, потом сгор-бившийся и как будто поседевший старик и в фина-ле — прежний властный и энергичный Филипп Фи-липпович. Преображенский в итоге делает важный для себя вывод о том, что «в эволюционном порядке» каждый год упорно выделяются «из массы всякой мрази» десятки выдающихся гениев, «украшающих земной шар».

С образом блестящего профессора связана мысль автора об ответственности за любой эксперимент. Лю-бой опыт, по мнению писателя, должен быть хорошо спланирован и продуман до конца и не содержать в себе насильственных методов переделки действитель-ности, иначе последствия его могут привести к на-стоящей катастрофе.

Неоднозначно отношение Булгакова к Преображен-скому. Он уважает и любит его как истинного предста-вителя интеллигенции, но осуждает его как автора весьма сомнительного и опасного эксперимента.

Профессор Преображенский солидный, успешный человек пожилых лет. Шарик сразу отмечает: «Именно гражданин, а не товарищ, и даже - вернее всего, господин. Ближе - яснее - господин. А вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но все же издали можно спутать. А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза значительная вещь.»

Жил в послереволюционной Москве, по адресу: - Калабуховский дом, Пречистенка 24, в большой семикомнатной квартире. Имеет прислугу - Зину и Дарью.

Так как, профессор является европейским светилом, то и гонорары, и клиенты у него соответствующие – бывшие дворяне и высокопоставленные лица из руководства.

Помогает ему в работе молодой начинающий врач – доктор Борменталь.

Профессор уверен в себе, имеет четкие жизненные принципы, не любит пролетариат и советскую власть вообще. Он считает, что они бездельники и пустобрехи. Противник террора и заявляет, что ласка – единственный способ общения с живыми существами. Опасная для того времени позиция, но профессор имеет высокопоставленных пациентов, которые защищают его. Так, попытка Швондера начать атаку на комнаты хирурга была в корне прервана Петром Алексеевичом.

Надо отметить, что профессор любит вкусно и изысканно поесть и понимает толк в спиртных напитках. Он сторонник разделения труда. Когда работает не думает от удовольствиях. Когда отдыхает не думает о работе.

Опыты с омоложением, привели профессора Преображенского к мысли, провести смелый эксперимент – пересадить гипофиз и семенные железы человека собаке. Эксперимент удался. Правда личность покойника, использованного при опыте, оставляла желать лучшего. В результате собака превратилась в человека – пьяницу и быдло Полиграфа Полиграфовича Шарикова ().

После долгих мучений, мытарств, потери нервов и дохода, профессор решает путем операции снова превратить человека в собаку.

Он осознает свою ошибку и понимает, что природа это храм, а не поле для экспериментов и что зря он вмешался в ее законы.

Цитаты и фразы профессора Преображенского:

Снимайте штаны!

Я вам, сударыня, вставлю яичники… обезьяны.

Мы к вам, профессор, - заговорил тот из них, у кого на голове возвышалась на четверть аршина копна густейших вьющихся волос, - вот по какому делу…
- Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду, - перебил его наставительно Филипп Филиппович, - во-первых, вы простудитесь, а, во-вторых, вы наследили мне на коврах, а все ковры у меня персидские.
- Во-первых, мы не господа!
- Во-первых, вы мужчина или женщина?
- А вас милостивый государь, прошу снять ваш головной убор.
- Я вам не милостивый государь!
- Это вас вселили в квартиру Федора Павловича Саблина?
- Нас, - ответил Швондер.
- Боже, пропал калабуховский дом! - В отчаянии воскликнул Филипп Филиппович и всплеснул руками.
- Мы, управление дома, - с ненавистью заговорил Швондер, - пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…
- Кто на ком стоял? - Крикнул Филипп Филиппович, - потрудитесь излагать ваши мысли яснее.

Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!..

Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
- Почему же вы отказываетесь?
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- Жалеете по полтиннику?
- Нет.
- Так почему же?
- Не хочу.

Лет вам сколько, сударыня?

Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими.

Водка должна быть сорок градусов.

Доктор Борменталь, умоляю вас, мгновенно эту штучку, и если вы скажете, что это... Я ваш кровный враг на всю жизнь.

Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о
медицине. И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.
- Гм… Да ведь других нет.
- Вот никаких и не читайте.

Ну, теперь стало быть, пошло, пропал калабуховский дом. Придется уезжать, но куда спрашивается. Все будет, как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении и так далее.

Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подьезд калабуховского дома на Пречистенеке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?
- Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош, - заикнулся было тяпнутый.
- Ничего похожего! - Громовым голосом ответил Филипп Филиппович и налил стакан вина. - Гм… Я не признаю ликеров после обеда: они тяжелят и скверно действуют на печень… Ничего подобного! На нем есть теперь калоши и эти калоши мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли весной 1917 года.

Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? - Яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. - Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» - Я смеюсь.(Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более - людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!

Успевает всюду тот, кто никуда не торопится

Наука еще не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм.

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет - фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное - Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу - прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные - бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор - противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре - тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат - пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа - это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента - зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества - он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству - Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления - автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Тест по произведению

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Образ профессора Преображенского в повести М. Булгакова «Собачье сердце».

Цель урока: раскрыть мастерство М. Булгакова в создании образа художественного образа профессора Преображенского, в котором заложена идея произведения.

Задачи

обучающие: работать над навыками анализа текста, навыками раскрытия образа литературного героя;

развивающие: развивать мышление, способность обобщать и делать выводы, совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать гражданскую позицию учащихся, чувство ответственности за собственные поступки и за происходящее в обществе, заинтересовать творчеством М.А.Булгакова.

Оформление доски

1. Портрет М.А.Булгакова.

2. Портрет Н.М.Булгакова (прототип профессора Преображенского.

3. Портрет героя повести, выполненный ученицей.

4. Запись: Приемы создания художественного образа героя:

А) Имя героя

Б) Портрет героя.

В) Поступки героя.

Г) Описание обстановки, в которой находится герой.

Д) Речевая характеристика героя (монологи, в том числе и внутренние, диалоги).

Е) Система образов произведения, окружение – второстепенные персонажи, через которые раскрывается образ.

Ж) Композиционные приемы, используемые автором для раскрытия характера героя.

Оборудование урока

Интерактивная доска, проектор, компьютер для просмотра отрывка из к/ф Н.Божко «Собачье сердце».

Опережающее задание

1. Индивидуальное задание: сообщение о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа профессора Преображенского (на 1-2 мин)

2. Индивидуальное задание: сообщение об образе доктора Борменталя и его роли в раскрытии характера профессора Преображенского (на 1-2 мин)

Ход урока

Оргмомент – 1 мин.

I . Вступительное слово учителя – 1 мин.

Мы продолжаем изучение повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и сегодня в центре нашего внимания образ профессора Преображенского.

Было уже ранее отмечено, что перемены, происходящие в России 20-30-х годов, связанные со строительством социализма и нового будущего человека, воспринимались писателем-гуманистом как огромный эксперимент, страшный по своим масштабам и последствиям. Булгаков отрицательно относился к идее создания нового общества, воспитанию нового, свободного от прежней морали и культуры человека. Писатель воспринимал это как вмешательство в естественный ход вещей, тысячелетнюю историю человечества, и последствия этого вмешательства могли стать плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает повесть «Собачье сердце».

Но кроме этого, в своем произведении Булгаков размышляет о роли ученого и науки, о роли интеллигенции в обществе, об их моральной ответственности перед обществом. Вот почему таким важным становится образ профессора Преображенского.

Цель нашего урока – анализ этого образа, постижение писательского мастерства Булгакова в создании образа главного героя. Мы постараемся определить способы и приемы раскрытия характера героев повести.

II . Работа над образом профессора Преображенского – 18-20 мин

Итак, перед нами главный герой повести – профессор Филипп Филиппович

Преображенский.

- Как вы думаете, какой смысл вкладывает Булгаков в имя и фамилию своего героя?

(Слушаем ответы учащихся)

Имя Филипп в переводе с греческого означает «любящий коней». Конь в Древней Греции был одним из символов благородного человека. А слово филиппика имеет значение «гневная обличительная речь, выступление против кого-либо или чего-либо. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что этим образом автору, наверное, хотелось обличить эксперимент, в котором профессор преобразил собаку в человека Прототипом профессора Преображенского явился дядя писателя – Николай Михайлович Булгаков, известный врач, умный и талантливый человек (фотография на доске).

Обратим внимание на портрет-иллюстрацию героя повести.

- Таким ли вы представляли себе профессора?

(Слушаем ответы учащихся)

Характер литературного героя в художественном произведении раскрывается определенными способами и приемами. Обратите внимание на записи на доске.

Давайте посмотрим, как Булгаков создает портрет Ф.Ф. Преображенского.

(Работа с текстом) гл.1 от слов «Дверь через улицу… Отдайте мне ее».

От слов «Вот это личность!» и до конца главы.

- Какую особенность изображения писателем внешности героя вы заметили?

(Портрет дан глазами собаки. При этом

гражданин = господин

товарищ = холуй)

- Какой прием использует Булгаков при описании квартиры Преображенского? Для чего? (Прием – антитеза. Два разных мира – мир чистоты, достатка, спокойствия и уюта и мир грязи, вони, нищеты и злобы).

Профессор господин, образованный, воспитанный, благородный человек, личность. Он всемирно известный ученый, практикующий врач, зарабатывающий деньги своим трудом, талантом. Он уверен в себе, спокоен, может заниматься любимым делом. Филипп Филиппович держит прислугу и живет в 7 комнатах. По мнению новой власти – домового комитета во главе со Швондером, - это непозволительная роскошь.

(Работа с текстом) Гл. 2 – эпизод прихода домкома в квартиру профессора с требованием уплотнения. От слов «Изразцовые квадратики…. Засверкала золотая цепь»

- Обратите внимание на детали. Как внешне меняется профессор во время разговора с «пролетариями»?

(Лицо «нежно побагровело» - «багровость приняла несколько сероватый оттенок» - «багровость его стала желтой», он «рявкнул»)

- Что хотел подчеркнуть автор?

(Раздражение. Его бесит отсутствие элементарного здравого смысла, ссылка на сомнительные авторитеты).

- Как вы думаете, может быть, жизнь в 7 комнатах – действительно непозволительная роскошь?

(Слушаем мнение учащихся. Нет, это не роскошь – это нормальное условие жизни человека. Интересно, что назначение комнат рационально. Это складывалось веками и даже закрепилось в языке: спальня, столовая, детская, кабинет..)

(Работа с текстом) гл. 3 . С начала и до слов «наполнился жидкой слюной»

От слов «Засим от тарелок» до «не читайте советских газет»

Сразу же на память приходят державинские строки:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь, икра…

И строки из «Евгения Онегина» Пушкина:

И Страсбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым.

- Почему не случайны ассоциации?

(Культура потребления пищи уходит корнями в нашу

историю)

- Как это описание помогает понять образ профессора Преображенского?

(Культура жизни – это важная составная общей челове-

ческой культуры. Сравнивая Преображенского и Шарико-

ва, читатель сразу выделяет превосходство человека, «уме-

ющего есть»).

III . Роль второстепенных персонажей в раскрытии образа героя 10мин.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию: «Роль образов прислуги в раскрытии характера профессора Преображенского»).

В Советской России работа прислуги считалась рабской работой, унижающей достоинство человека. Но Булгаков доказывает обратное: любая работа, если ее выполняют ответственно и с душой, необходима и будет оценена по достоинству. Сам профессор, относясь с уважением и доверием к своей прислуге, не унижает, а, наоборот, дает им почувствовать свою нужность, значимость, даже сопричастность к жизни профессора.

Снова антитеза: отношение Шарикова к Зине и Дарье Петровне.

(Слушаем ответ ученика по индивидуальному опережающему заданию о роли доктора Борменталя в раскрытии образа профессора.)

Делаем вывод о роли второстепенных персонажей в раскрытии образа главного героя: портрет, интерьер, быт, второстепенные персонажи – все свидетельствует о том, что Филипп Филиппович Преображенский – человек уверенный в себе, достойный, интеллигентный, обладающий высокой культурой.

IV . Роль образа в раскрытии идеи произведения 15 мин.

- Какова цель жизни профессора? (Слушаем ответы учеников).

Цель его жизни – служить науке. Ради этого он решился на эксперимент по очеловечиванию пса.. Но появляется в квартире Шариков – этот «новый человек», и сразу начинается разруха, как, впрочем, и везде: в доме, в стране.

В начале 30-х годов в Московской мастерской коммунистической драматургии была поставлена одноактная пьеса Валерия Язвицкого «Кто виноват» («Разруха»), где главное действующее лицо – древняя скрюченная старуха в лохмотьях по имени Разруха. Советская пропаганда стремилась сделать из разрухи мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что ее первопричина – политика большевиков, военный коммунизм, когда люди, не имея стимула к труду, перестали честно и качественно работать.

- Как Преображенский предлагает избавиться от разрухи? (Навести порядок в стране, когда каждый должен заниматься своим делом, нести ответственность за свой труд)

Революция породила «новых людей», разрушивших старый мир, великую культуру, вооружившись одним правом – взять все и поделить. Но ведь цель революции – улучшить жизнь простых людей, преобразить мир.

Желая улучшить человеческую природу, Преображенский создал монстра, легко воспринявшего пролетарские идеи. Операция по пересадке гипофиза в течении недели очеловечивает собаку, «операция по очеловечиванию» швондеров длилась дольше, но результат в сущности один. Эти люди имеют только внешние человеческие признаки, недостаточные для того, чтобы определение «человек» было к ним приложимо. Миллионам швондеров и шариковых внушили страшную мысль: чтобы стать хозяином жизни, не нужно много трудиться, прилагать усилия, воспитывать себя, достаточно того, что ты «пролетарий».

Просмотр отрывка из фильма – фрагмент из 8 главы – разговор профессора с доктором Борменталем о результате эксперимента . – 5 мин.

- К какому выводу приходит профессор после своего эксперимента?

(Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв духовную, моральную и нравственную основу, на которой строятся отношения между обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечиванием собаки провалился так же, как и трагический коммунистический эксперимент. Время показало, насколько прав был в своих прозрениях Булгаков.

- Осуждает ли писатель профессора за этот эксперимент?

(Работа с текстом) – эпилог «Серые гармонии труб грели…

- Как называет профессора автор? (Высшее существо, всемогущий человек, седой волшебник).

- Какой вывод можно сделать?

(В повести профессору все удается вернуть на круги своя: злобный хам Шариков вновь становится добрым и ласковым псом. Жаль, что в реальной жизни невозможно время повернуть вспять.)

V. Итог урока.

Образ профессора Преображенского – главный образ, постигая который можно разобраться в идейном замысле писателя. Это один из самых ярких, запоминающихся образов, созданных Булгаковым. Мастерство автора проявилось в умении использовать различные способы и приемы в создании образа своего героя.

VI. Домашнее задание - 1-2 мин .

Талантливый писатель в созданных им образах выражает мысли, которые волнуют не только его современников, но и потомков. Эксперименты по созданию нового человека продолжаются и в ХХ I веке. Сейчас ученые пытаются клонировать людей. Предлагаю письменно ответить на вопрос:

«О чем предупреждал человечество русский писатель Михаил Булгаков, создавая образ профессора Преображенского?»

VII . Выставление и комментарий оценок за урок – 2 мин.