Прошлое, настоящее и будущее в пьесе "вишневый сад". Чехов. Вишневый сад - прошлое, настоящее и будущее Тема уходящего прошлого в пьесе вишневый сад

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу рассказами, пьесами, повестями.

Чехов создал множество рассказов, огромную коллекцию произведений, посвященных одной теме - теме РФ.

Автор был поразительно щедро наделен талантом человечности. Он умел чувствовать чужую боль, умел сопереживать. Но для этого надобно было видеть боль своего ближнего. Горький писал: “Он освещает скуку, нелепости, стремления, весь хаос жизни с высшей точки зрения”.

Сюжет всех произведений Чехова прост. В пьесе “Вишневый сад” все действо сводится к продаже вишневого сада. Показывая жизнь семейства Гае-ва-Раневской, Чехов сообщает их отношение к продаже сада.

В пьесе сталкиваются люди трех поколений: Гаев и Раневская - Россия прошлого, Лопахин - Россия настоящего, Петя Трофимов и Аня - это Россия будущего.

Писатель с некоторой иронией описывает Раневскую и Гаева. С продажей сада решается судьба всей семьи, ведь вишневый сад - это их наследство, оставшееся после родителей. Сад - это последнее, что у них осталось. И Раневская, Гаев очень любят свое имение, свой сад. Ведь тут воспитано было не одно поколение, поэтому мысль отдать сад под дачи не укладывается у них в голове. Они не хотят понимать, что для того, чтобы спасти сад и честь семьи, надобно что-то совершать, а они сидят и абсолютно ничего не делают. Раневская и Гаев по-детски беспомощно прячутся от этого вопроса.

Когда впервой видим Раневскую, она кажется милым и добрым человеком. Ей можно более того посочувствовать: ведь она пережила много горя. У нее умер сын, и, спасаясь от гнетущей ее обстановки, она уезжает в Париж. Но и в Париже она не становится счастливой. Любовь Андреевна полюбила негодяя, который безжалостно грабит ее, хотя она и сама отдает ему последние финансы. Раневская упрекает себя за бессмысленную трату финансов, видит, что Варя из экономии “кормит всех молочным супом”, но в это же час устраивает никому не нужную вечеринку. В тот самый момент в ней много фальши. Как же можно любить своих дочерей и оставлять их на произвол судьбы, забирая у них последние финансы и уезжая в Париж?! На словах она их очень любит, ну а в жизни?! Может быть, ее оправдывает любовь? Но любовь к негодяю и подлецу нельзя назвать сильным или высоким чувством. Но она, как дама очень мягкого характера, помогает людям, Лопахин вспоминает, как она его приласкала. +

Пьесу «Вишневый сад», последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России.

В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва очень символична, она отражает важные этапы общественно-исторического развития России. Судьбы чеховских персонажей оказываются связаны с вишневым садом, в образе которого пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Герои вспоминают о прошлом усадьбы, о тех временах, когда вишневый сад, обрабатывающийся крепостными, еще приносил доход. Этот период совпал с детством и юностью Раневской и Гаева, и об этих счастливых, беззаботных годах они вспоминают с невольной ностальгией. Но крепостное право давно отменено, усадьба постепенно приходит в упадок, вишневый сад перестает быть рентабельным. Наступает время телеграфов и железных дорог, эпоха деловых людей и предпринимателей.

Представителем этой новой формации выступает в чеховской пьесе Лопахин, ведущий свое происхождение из семьи бывших крепостных Раневской. Его воспоминания о прошлом носят совсем другой характер, его предки были рабами в том самом поместье, хозяином которого он теперь становится.

Разговоры, воспоминания, споры, конфликты - все внешнее действие чеховской пьесы сосредоточено вокруг судьбы поместья и вишневого сада. Сразу после приезда Раневской начинаются разговоры о том, как можно спасти заложенное и перезаложенное имение от торгов. По ходу действия пьесы эта проблема будет приобретать все большую остроту.

Но, как это чаще всего и бывает у Чехова, настоящей борьбы, настоящего столкновения бывших и будущих хозяев вишневого сада в пьесе нет. Как раз наоборот. Лопахин делает все возможное, чтобы помочь Раневской спасти поместье от продажи, однако полное отсутствие деловых навыков мешает незадачливым хозяевам усадьбы воспользоваться полезными советами; их хватает только на сетования и пустые разглагольствования. Вовсе не борьба между нарождающейся буржуазией и уступающим ей свое место дворянством интересует Чехова, гораздо важнее для него судьбы конкретных людей, судьба всей России.

Раневская и Гаев обречены потерять поместье, которое им так дорого и с которым связано

столько воспоминаний, и причина этого заключается не только в их неспособности внять дельным советам Лопахина. Наступает время платить по старым счетам, а долг их предков, долг их рода, историческая вина всего их сословия еще не искуплены. Настоящее проистекает из прошлого, их связь очевидна, не зря же снится Любови Андреевне в цветущем саду покойная мать в белом платье. Это напоминает о себе само прошлое. Очень символично, что Раневская и Гаев, отцы и деды которых не пускали тех, за счет которых они кормились и жили, даже на кухню, теперь сами всецело зависят от выбившегося в богачи Лопахина. В этом Чехов видит возмездие и показывает, что барский уклад жизни, хоть он и овеян поэтической дымкой прекрасного, растлевает людей, губит души тех, кто к нему причастен. Таков, например, Фирс. Для него отмена крепостного права - страшное несчастье, в результате которого он, никому не нужный и всеми забытый, останется один в опустевшем доме... Этим же барским укладом порожден и лакей Яша. В нем уже нет преданности господам, отличающей старика Фирса, зато он без зазрения совести пользуется всеми благами и удобствами, которые может извлечь из своего житья под крылышком добрейшей Раневской.

Лопахин же - человек другого склада и другой формации. Он деловит, имеет крепкую хватку и твердо знает, что и как нужно сегодня делать. Именно он дает конкретные советы о том, как спасти имение. Однако, будучи человеком деловым и практическим и выгодно отличаясь этим от Раневской и Гаева, Лопахин начисто лишен духовности, способности воспринимать прекрасное. Великолепный вишневый сад интересен для него лишь как вложение капитала, он замечателен лишь тем, что «очень большой»; и исходя из чисто практических соображений, Лопахин предлагает вырубить его, чтобы отдать землю в аренду под дачные участки, - это выгоднее. Не считаясь с чувствами Раневской и Гаева (не по злобе, нет, а просто из-за отсутствия душевной тонкости), он приказывает начинать вырубать сад, не дожидаясь отъезда бывших хозяев.

Примечательно, что в пьесе Чехова нет ни одного счастливого человека. Раневская, приехавшая из Парижа, чтобы покаяться в совершенных грехах и найти покой в родовом поместье, вынуждена возвращаться обратно со старыми грехами и проблемами, так как поместье продают с молотка, а сад вырубают. Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, где прослужил всю свою жизнь. Будущее Шарлотты неизвестно; годы проходят, не принося радости, а мечты о любви и материнстве так и не реализуются. Варя, не дождавшаяся предложения Лопахина, нанимается к каким-то Рагулиным. Быть может, чуть лучше складывается судьба Гаева - он получает место в банке, но едва ли из него получится преуспевающий финансист.

С вишневым садом, в котором так причудливо скрестились прошлое и настоящее, связаны и размышления о будущем.

Завтрашний день, который, по мысли Чехова, должен быть лучше дня сегодняшнего, олицетворяют в пьесе Аня и Петя Трофимов. Правда, Петя, этот тридцатилетний «вечный студент», едва ли способен на реальные дела и поступки; он лишь умеет много и красиво говорить. Другое дело - Аня. Осознавая красоту вишневого сада, она в тоже время понимает, что сад обречен, как обречена и прошлая рабская жизнь, как обречено и настоящее, полное бездуховного практицизма. Но в будущем, уверена Аня, должно наступить торжество справедливости и красоты. В ее словах: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» не только желание утешить мать, но и попытка представить новую, будущую жизнь. Наследуя от Раневской душевную чуткость и восприимчивость к прекрасному, Аня в то же время полна искреннего желания изменить, переделать жизнь. Она устремлена в будущее, готова трудиться и даже жертвовать во имя его; она мечтает о том времени, когда переменится весь уклад жизни, когда она превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и счастье.

Как устроить такую жизнь? Рецептов на этот счет Чехов не дает. Да их и не может быть, ведь важно, чтобы каждый человек, испытав неудовлетворенность тем, что есть, загорелся мечтой о прекрасном, чтоб он сам искал пути к новой жизни.

«Вся Россия - наш сад» - эти знаменательные слова неоднократно звучат в пьесе, превращая историю разорения поместья и гибели сада в емкий символ. Пьеса полна мыслей о жизни, ее ценностях, подлинных и мнимых, об ответственности каждого человека за мир, в котором он живет и в котором будут жить его потомки.

Тема урока : «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехова.

Новаторство Чехова – драматурга.

Цели урока:

    Углубить представление у студентов о пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»: определить принципы группировки действующих лиц.

    Охарактеризовать своеобразие изображения драматургом различных типов людей в переломные моменты их жизни.

    Продолжать формировать интерес к русской литературе.

    Развивать устную речь студентов, развивать умения размышлять на нравственно-философские темы.

Методы и приемы: тест, беседа по вопросам, аналитическое чтение, анализ эпизодов, слово учителя.

Ход урока.

Оргмомент.

Приветствие, установление дисциплины, записать на доске число, тему урока, проверить наличие учебного материала.

Эпиграф к уроку.

2. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

А.П. Чехов

Опрос.


1 В каком городе родился А.П. Чехов?

а) Тула;

б) Таганрог ;

в) Таруса;

г) Тюмень.

2 Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?

а) Юрист;

б) Учитель;

в) Врач ;

г) Дипломат.

3 Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?

а) Тарханы;

б) Ясная Поляна;

в) Мелихово ;

г) Болдино.

4 Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?
а) «Крокодил»;

б) «Ёрш»;
в) «Стрекоза» ;

г) «Бабочка».

5 Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
а) «Человек без сердца»;

б) «Человек без желудка»;

в) «Человек без селезёнки» ;

г) «Человек без юмора».

6 Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?

а) В.И. Суриков;

б) И.И. Левитан ;

в) О.А. Кипренский;

г) В.Д. Поленов.

7 Как А.П. Чехов определил краткость?
а) Мать учения;

б) Мать порядка;

в) Сестра таланта;

г) Сирота казанская.

8 Какая рыба плавает в собрании сочинений А.П. Чехова?
а) Премудрый пискарь;

б) Карась-идеалист;
в) Налим ;

г) Акула Каракула.
(«Налим» - рассказ А.П. Чехова.)
9. Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова?
а) «Белый пудель»;
б) «Му-му»;
в) «Каштанка» ;
г) «Белый Бим Чёрное Ухо».
(«Му-му» написал И.С. Тургенев, «Белый пудель» – А.И. Куприн, «Белый Бим Чёрное Ухо» – Г.Н. Троепольский.)

10. Какой персонаж есть у А.П. Чехова?
а) Ионыч ;
б) Катионыч;
в) Электроныч;
г) Протоныч.

11. Кем по профессии был чеховский персонаж Ионыч?
а) Врачом ;
б) Учителем;
в) Артистом;
г) Писателем.

12.Кто из родственников А.П. Чехова был выдающимся актёром?
а) Отец;
б) Дядя;
в) Племянник ;
г) Брат.
(Михаил Александрович Чехов.)

-Ребята, вам на дом было задано письменное домашнее задание: написать эссе на тему: «Как происходит деградация земского врача Старцева в Ионыча.

Вывод: Чехов, подобно врачу, пишущему историю болезни, показывает процесс постепенного омертвения души. При этом, как всегда у Чехова, в нравственной гибели умного и образованного человека повинны не только обстоятельства, условия провинциальной жизни, обывательщина, но и он сам: у него не хватило жизненной силы и стойкости, чтобы противостоять влиянию времени и среды.

В этом рассказе выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере - потере живого духовного начала, о ничем не возместимой растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека перед самим собой, перед обществом. Мысль, актуальная на все времена…

А теперь давайте перейдем к самому главному вопросу нашего занятия: «Как представлено прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишневый сад».

На ваш взгляд, как представлено прошлое в пьесе?

    Прошлое время в пьесе.

Раневская Любовь Андреевна

Что представляют собой последние хозяева вишневого сада, живущие больше прошлым, чем настоящим?

Богатая дворянка, которая ездила в Париж на лошадях и на балах у которой танцевали генералы, бароны, адмиралы, имела дачу даже на Юге Франции. Прошлое стоит теперь перед Раневской в виде цветущего вишневого сада, который предстоит продать за долги.

Отличительные черты героини:

    Безмолвие, неприспособленность, романтическая восторженность, неустойчивость психики, неумение жить.

    В ее характере, на первый взгляд, много хороших черт. Она внешне обаятельна, любит природу, музыку. Это, по отзывам окружающих, милая, «добрая, славная» женщина, простая и непосредственная. Раневская доверчива и искренна до восторженности. Но в душевных переживаниях ее нет глубины: настроения ее мимолетны, она сентиментальна и легко переходит от слез к беззаботному смеху.

    Она как будто чутка, внимательна к людям. А между тем, какая душевная пустота скрывается за этим внешним благополучием, какое равнодушие и безразличие ко всему, что выходит за пределы ее личного благополучия.

Ребята, домашняя работа будет следующая:

а) написать мини сочинение на следующую тна истинную любовь?».

Результаты за урок.

(Все герои чувствуют нарастающее беспокойство, но дальше дело не идет. Люди пытаются обмануть время и даже в день торгов в имении проходи вечеринка «Слышно, как в передней играет оркестр. Вечер. В зале танцуют.»)

С продажей сада решается судьба Раневской. И она и ее брат очень любят сад, но по-детски прячутся отрешения этого вопроса.

Скажите, как относится Раневская к своим дочерям?

(На словах она любит их, но оставляет на произвол судьбы, забирая последние деньги, и уезжает в Париж. Причем она собирается жить на деньги которые прислала Анина бабушка прислала на покупку имения. )

Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской

    Безмолвный, никчемный, всю жизнь прожил в имении, ничего не делая.

Он сознается, что проел свое состояние на леденцах. Единственное его занятие – бильярд. Он весь погружен в размышления о различных комбинациях бильярдных ходов: «желтого в середину… Дуплет в угол!»


ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОШЛОГО

    Люди, привыкшие беспечно жить, не работая. Они даже не могут осмыслить своего положения. Эти герои – последние представители вырождающегося дворянства. У них нет будущего.

    Настоящее время в пьесе.

- Кто из героев является представителем времени настоящего?

Лопахин


Купец, вышедший из рядов крепостного крестьянства, умный, энергичный делец новой формации.

Отличительные черты героини:

    Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы, Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет, от которого хозяева сада отказываются.

    Лопахин становится хозяином имения, созданного руками его прадедов. Он с торжеством говорит: «Если б отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происходящие как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот Ермолай купил имение, прекрасней которого нет ничего на свете!»

Место и значение Лопахина в пьесе можно объяснить словами Пети Трофимова: «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути…»

    Будущее время в пьесе.

- С кем из героев связывает свои представления о будущем автор пьес

Петя Трофимов

Бедный студент – разночинец, честным трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Жизненный путь его складывается нелегко. Ему уже два раза увольняли из университета, он всегда бывает сыт и может оказаться без крыши над головой.

Отличительные черты героя:

    Трофимов живет верой в светлое будущее родины. «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперед! Не отставай, друзья!»

Петя Трофимов остро видит сегодняшние беды и одушевлен мечтой о будущем. В мечтах он обогнал время, но реально он беспомощен не меньше Раневской. Он наделен чувством собственного достоинства.

    Он бескорыстен и трогателен, умен и справедлив. Но он не герой.

Монологи Пети в пьесе не приводят ни к каким конкретным поступкам. Может, поэтому Петя иногда кажется разглагольствующим пустозвоном, который в непонятном возбуждении опровергает все подряд, но ничего не может предложить взамен.

Он берет на себя непосильную задачу, но пока решить ее не может.


Вывод: Чехов наделяет абсолютной правотой ни господ (представителей уходящего времени), ни купца Лопахина (Героя дня сегодняшнего), ни студента Трофимова (Смело заглядывающего в будущее). Никто из них не может спасти Россию, указать путь ее развития и участвовать в ее преобразовании .

- Скажите, а кто говорит, что именно в образе вишневого сада показано время в пьесе? (Это говорит Петя Трофимов «Вся Россия – наш сад… с каждой вишни, с каждого листка, с каждого ствола глядит на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов» (Действие второе)

- САД – символ исторической памяти и вечного обновления жизни.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что все герои пьесы делятся на три группы: 1. Герои прошлого; 2 Герои настоящего; 3Герои будущего

Этим деление Чехов показывает, что представители прошлого не могут жить ни в настоящем, ни в будущем, они всегда остались в прошлом. Герои настоящего – живут сегодня и думают о будущем, создают его основу. А будущее в пьесе неопределенно, и никто не знает каким оно будет, хотя герои будущего верят, что оно счастливое.

В чем же новаторство драматургии Чехова? (Чехов изображает обыденность жизни, используя психологический подтекст как средство выявления внутренний жизни персонажа. Чехов в своих произведениях обличает пошлость жизни, мещанство. Но одновременно он показывает веру в будущее родины, в возможность изменения жизни, показывает новых людей, у которых есть силы для изменения.)

Эмоциональный финал урока

- А.П.Чехов любил разводить сады. Пусть и у нас сегодня несмотря на стужу за окном вырастет вишня. И мы сейчас посмотрим, какие плоды появятся на ней.

- Ребята, у вас есть вишни двух цветов, прочтите, что на них написано, сделайте выбор и прикрепите на деревце.

(Учащиеся прикрепляют вишенки к плакату, по цвету плодов сразу ясен результат урока)

Жёлтые

было трудно

было скучно

урок не понравился

испытывал(а) волнение

испытывал(а) страх

Розовые

было интересно

было комфортно

приятно общение с учителем

я многое узнал(а)

удивлен(а) судьбой Чехова

мне понравился урок


Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе - к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История вишневого сада, отношение к нему героев выявляет и объясняет их характеры и психологию.

Прошлое и настоящее - весьма значительные категории в «Вишневом саде». Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей Россией. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это - завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом. Для других (Аня, Петя Трофимов) это - только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.

В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход. Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т.д. От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», - замечает сам Лопахин.

Итак, «Вишневый сад» - пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», - говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России: «Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» - произносит в своем монологе Петя Трофимов. Именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому - вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Вообще, символика и подтекст играют в пьесах Чехова огромную роль. Этим произведения Чехова близок такому направлению искусства, как модернизм. Именно символика и подтекст выражают авторскую позицию, «предсказывают» развитие сюжета, создают определенную атмосферу. Так, на протяжении всей пьесы за сценой раздается стук топора, символизирующий неминуемую гибель старой России. Кроме того, о невозможности возврата прошлого говорит то, что в конце пьесы в заколоченном доме забывают старика Фирса, который там и умирает. Символично, что вишневый сад продают именно на торгах, с молотка. Это говорит об отношении противоречивом отношении автора к новому времени.

Все герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, которые как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их. На самом деле, время - еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидно, поскольку сам А.П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и все только ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Внешним сюжетом пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» служит продажа за долги имения Раневской, конец сложившегося жизненного уклада дворянской семьи. Прекрасный сад, на фоне которого показаны герои, не понимающие происходящих вещей или понимающие их очень неправильно, связан с судьбами нескольких поколений – прошлого, настоящего и будущего России.

Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия). Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом. Для других (Аня, Петя Трофимов) это - только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.

В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения. О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход... Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т.д.

От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», – замечает сам Лопахин.

Итак, «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль. Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, мертвой дворянской культуры. «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» – произносит в своем монологе Петя Трофимов.

Мне кажется, что именно в этих словах заключается идея пьесы. Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

А вот Гаевы, Раневские, кажется, не задумываются о жизни, жизни уходящей и будущей. Для них не оказывается бедой даже та ужасная драма, которая разыгрывается в связи с продажей их родного имения. Мне кажется, все это происходит по той причине, что у таких героев, как Раневская и Гаев, вообще не может быть ничего серьезного, ничего драматического в жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, с Раневской и, конечно, Гаевым связана комедийная, сатирическая основа «Вишневого сада».

И потому эти представители прошлого не заслуживают красоты будущего, о которой говорит Петя Трофимов. Раневскую и Гаева и представителями-то можно назвать лишь с натяжкой. Они лишь призраки, которые не смогут оставить после себя даже долговечной памяти.

Потому, что герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, они как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их…

На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе. Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидна, поскольку сам А.П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и только ждет «начала чего-то молодого, свежего». И писатель с радостью прощался с ненавистным ему прошлым. «Прощай, старая жизнь!» – звенит в финале «Вишневого сада» молодой голос Ани, голос новой России, голос Чехова.