«Страшная месть» Гоголь Н.В. «Страшная месть

В 1831 году написал повесть «Страшная месть» Гоголь. Краткое содержание произведения приведено в данной статье. Это творение знаменитого автора входит в сборник его рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Читая это произведение, можно отметить, что в нем много общего с сюжетом мистической повести Гоголя «Вий»: ключевые фигуры рассказов - сказочные существа из древних народных легенд.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание). Вступление

Есаул Горобец праздновал в Киеве свадьбу сына. На ней было много гостей. В числе приезжих был названный брат его Данила Бурульбаш со своей красавицей женой Катериной, которая считалась круглой сиротой. Мать ее умерла, а отец пропал. Когда вынесли из дома чудотворные иконы, чтобы благословить молодых, выяснилось, что среди гостей есть колдун. Он выдал себя тем, что устрашился святых образов и исчез.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание). Развитие событий

После свадьбы возвращался Данила с молодой женой домой. В народе говорили, что отец его Катерины - злой колдун, продавший душу дьяволу. Недавно он объявился в их семье. Молодцу тесть его не понравился, между ними часто вспыхивали ссоры. По хутору ходили слухи, что как только отец Катерины объявился, здесь стали происходить странные вещи: то кресты на кладбище качаются, то мертвецы встают из могил, что слышатся их стоны в полночь. Недалеко от селения стоял родовой замок колдуна, где он некогда жил. Любопытство взяло Данилу, и он решил сходить в это логово дьявола, чтобы своими глазами увидеть то, что там творится. Вечером, забравшись на высокий дуб, видит молодец, что в старом замке горит свет, что входит туда его тесть и начинает ворожить. Колдун меняется в обличии и вызывает душу дочери Катерины, уговаривая ее полюбить его. Увидев все это, Данила возвращается домой и рассказывает обо всем Катерине. Та, в свою очередь, отрекается от отца. Утром зять обвиняет своего свекра в дружбе с ляхами, которые напали на его Родину, но не в колдовстве. За это отца Катерины сажают в темницу. Его ждет смертная казнь. Он просит дочь простить его и выпустить на волю. Катерина. Сжалившись над отцом, открывает решетки и выпускает колдуна на свободу. А тем временем Данила отправляется на войну с ляхами и погибает там. Настигла его пуля колдуна. Безутешна Катерина, узнавшая о смерти мужа. Она страшно переживает за жизнь маленького сына. Но и его погубил злой колдун, наслав злые чары. Проснувшись среди ночи, женщина находит ребенка в своей кровати мертвым. От горя она сходит с ума. С тех пор жители хутора стали видеть видение, как будто среди Карпатских гор скачет исполинский всадник на вороном коне. Глаза богатыря закрыты, в руках он держит младенца. А бедная Катерина ищет отца, чтобы убить его за все несчастия, которые он ей причинил. Однажды ей является странник, который уговаривает ее стать его женой. В нем она узнает колдуна и бросается на него с ножом. Но отец успевает убить свою дочь.

Н.В. Гоголь «Страшная месть» (краткое содержание). Концовка

Колдун бежит из этих мест, где появилось видение с всадником. Он явно знает, кто это исполин, и зачем он здесь объявился. Старик бежит к старому схимнику, чтобы отмолить свои грехи. Но тот отказывается это делать, и колдун его убивает. Теперь, куда бы направился этот сын дьявола, дорога приводит его к Карпатам, где ждет его всадник с младенцем. Никуда не скрыться ему от этого исполина. Открыл очи всадник и засмеялся. Умер в тот час колдун и провалился в пропасть, где мертвецы вонзили в него свои зубы, чтобы он мучился. Заканчивается эта быль старины песней, которую исполняет старец-бандурист в городе Глухове. В ней рассказывается история о двух братьях Петре и Иване. Иван некогда отличился на войне, за что его щедро наградили. Несмотря на то, что он поделился с братом, Петр позавидовал ему и решил убить его. Он столкнул Ивана с маленьким сыном в пропасть, а добро его забрал себе. Когда добрый брат оказался в Царствии Небесном, Бог позволил его душе выбрать наказание для его убийцы. Иван проклял все потомство кровного родственника и предрек ему, что последний из его рода будет ужасным злодеем. Душа погибшего явится с того света и низвергнет страшного грешника в пропасть, где его будут грызть все мертвые предки его. Захочет Петр отомстить брату, но не сможет с земли подняться. Удивился Господь такому страшному наказанию, но повелел, чтобы так было.

Вот так закрутил сюжет Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание повести приведено в этой статье) - это одно из менее популярных произведений мастера. Оно не изучается в школе на уроках литературы. Но для нас данная повесть представляет фольклорный интерес. Она основана на реальных древних народных преданиях. Не зря в первом издании произведение было снабжено подзаголовком «Старинная быль». Именно так охарактеризовал его Н. В Гоголь. «Страшная месть» - это рассказ, написанный более полутора веков назад. Но и сейчас мы с трепетом и интересом его читаем.

Есаул Горобец праздновал некогда в Киеве свадьбу сына. Съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой Катериною и годовалым сыном. Отец Катерины, вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Всё плясало, когда вынес есаул две иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов. Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж её, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро меж Данилою и хмурым, вздорным тестем возникла ссора. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упреки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Козаки примиряются. Катерина рассказывает мужу смутный сон свой, будто отец её и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нём нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец. Во время обеда тесть брезгает и галушками, и свининой, и горилкою. К вечеру Данило уходит разведать вокруг старого замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и облик его меняется: он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей всё. Катерина отрекается от отца. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждет его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына. Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. Неутешна Катерина. Горобец скачет на помощь. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр. Бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился. Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун убивает дочь свою. За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к

Т ретий и заключительный фильм серии о похождениях Гоголя , в те времена, когда он был еще не знаменит. В этой серии решится все, и личность Темного всадника, и настоящая цель Гуро. Нас ждут как похороны, так и смерти. Не говоря уже о том, что будет как странно, так и интересно. Мы редко пишем о российских фильмах, но этот достоин просмотра.

Сразу после событий предыдущего фильма Николая Гоголя, предположительно умершего, хоронят близ Диканьки. Оказавшись под землей, Гоголь видит призрак своего отца: заключив договор с таинственным господином без носа, Василий Гоголь отправился навеки в ад, а Николаю незнакомец говорит: "Живи, Темный!". В результате Гоголь приходит в себя и на глазах у перепуганной толпы выбирается из могилы.

Арестованный Бинхом, Гоголь понимает, что толпа его, скорее всего, линчует как Темного Всадника или его помощника - в глазах селян оживший "вурдалак" виновен в гибели девушек. Случайно проговорившись, Яким все же раскрывает барину тайну договора между незнакомцем и Василием Гоголем.

Когда казаки поднимают бунт, Гоголя пытаются сжечь на костре, но маленькая дочь кузнеца Вакулы полуосознанно призывает ливень, который гасит огонь. Тогда Гоголя пытаются повесить, и в последний момент его спасает Яков Петрович, ранее считавшийся погибшим. Все они решают, что остался только один человек, который мог быть причастен к убийствам: помещик Данишевский.

Сам Данишевский же приходит к Оксане (которую видит, хотя та ему не являлась) и предлагает ей сделку: возвращение к жизни, чтобы та увезла из Диканьки Николая. Оксана за это непременно попадет в ад после смерти, но в противном случае Данишевский вынужден будет устранить угрозу в лице Гоголя, убив его. Русалка, не колеблясь, соглашается.

Обыскивая имение Данишевского, Гоголь, Бинх и Гуро находят тайный подвал, а в нем Данишевского и на алтаре Оксану, воскресшую из мертвых. В Данишевского стреляют, но тот неожиданно легко умирает: Всадник же всегда был неуязвим для пуль. Едва Оксана приходит в себя, как появляется настоящий Темный Всадник и тут же убивает ее. Следом, едва тринадцатая жертва перестает дышать, Всадник возвращается к человеческому облику. Им оказывается Лиза, ко всеобщему удивлению.

Глава шестая. Страшная месть

События настоящего времени и 163-летней давности показываются параллельно.

За полторы сотни лет до появления Николая Гоголя, казачий атаман отправляется давать отпор польским захватчикам во главе с колдуном Казимиром. Из всего войска возвращается лишь один казак, говоря, что поляки разбили их, атамана убили, и скоро нападут. Дочери атамана, Лиза и Мария, обращаются к колдунье-отшельнице, и та говорит, что польского колдуна можно одолеть, надев на него заговоренный обруч: тогда Казимир утеряет свою силу и сделается смертным, но цена за его убийство будет страшна. Тем не менее, Лиза и Мария, прокравшись в палатку Казимира, захватывают его и увозят прочь, чтобы отдать на суд. По пути Казимир говорит, что его проклятие кончается только тогда, когда он полюбит кого-то, и просит Марию его отпустить: если она ему ответит взаимностью, он сможет отречься от колдовства и стать человеком. Лиза решает добить колдуна на месте, и вступает с Марией в бой, пока та не падает, оступившись в пропасть. В гневе обезглавив Казимира, Лиза сама оказывается под тем же проклятием: каждые тридцать лет приносить в жертву двенадцать девушек и одного воскресшего, не зная смерти, пока не полюбит сама. Марию же на том свете встречает огненный голос, велящий отправляться назад: если убьет сестру, то сможет жить, а до тех пор будет скитаться в облике старухи.

В настоящем времени Гуро сковывает Лизу тем же заговоренным обручем, и во время допроса сознается, что не собирается предавать ее суду: по заданию тайного общества, он должен доставить бессмертного Всадника в Петербург, чтобы тот поделился секретом вечной жизни с Российской Империей. В случае отказа он угрожает убить Гоголя. Подслушав разговор, Николай и Бинх бросаются остановить Якова Петровича, и Бинх, чтобы не дать ему осуществить задуманного, стреляет в Лизу. Услышав от нее, что сам Николай должен был стать тринадцатой жертвой, но из любви к нему Лиза его пощадила и вместо него убила Оксану - тоже воскресшую - Гоголь снимает заколдованный обруч, и Лиза вновь становится бессмертным Всадником.

Едва справившись с Гуро, Лиза, Гоголь и Бинх видят на пороге старуху Кристину из села, которая неожиданно обращается в Марию. Смертельно ранив и Бинха, и Гоголя, та вынуждает Лизу свое бессмертие отдать Николаю, а затем срубает ей голову, как ее сестра когда-то Казимиру. От смерти Гоголя и Гуро спасает дочь Вакулы: урожденная ведьма, она отвлекает Марию достаточно долго, чтобы у той на шее Гоголь замкнул обруч. Гоголю впечатленный Гуро предлагает членство в тайном обществе, так как миссия его увенчалась успехом, ведь бессмертный захвачен. Получив отказ, он возвращается в Петербург. Гоголь также возвращается домой, и пишет книги на основе своих приключений.

В Петербурге Гоголь, теперь известный автор, во время одной из встреч с читателями сталкивается с ведьмой, пытающейся его убить, но его спасают от смерти Пушкин и Лермонтов. Представившись членами братства, враждующего с тайным обществом Якова Петровича, они предлагают Гоголю вступить в их ряды. Николай соглашается.

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец. После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Николай Васильевич Гоголь

Страшная месть

Шумит, гремит конец Киева: есаул Горобець празднует свадьбу своего сына. Наехало много людей к есаулу в гости. В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, а еще лучше любили повеселиться. Приехал на гнедом коне своем и запорожец Микитка прямо с разгульной попойки с Перешляя поля, где поил он семь дней и семь ночей королевских шляхтичей красным вином. Приехал и названый брат есаула, Данило Бурульбаш, с другого берега Днепра, где, промеж двумя горами, был его хутор, с молодою женою Катериною и с годовым сыном. Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами; но еще больше дивились тому, что не приехал вместе с нею старый отец. Всего только год жил он на Заднепровье, а двадцать один пропадал без вести и воротился к дочке своей, когда уже та вышла замуж и родила сына. Он, верно, много нарассказал бы дивного. Да как и не рассказать, бывши так долго в чужой земле! Там все не так: и люди не те, и церквей Христовых нет… Но он не приехал.

Гостям поднесли варенуху с изюмом и сливами и на немалом блюде коровай. Музыканты принялись за исподку его, спеченную вместе с деньгами, и, на время притихнув, положили возле себя цимбалы, скрыпки и бубны. Между тем молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу, - как старый есаул вынес две иконы благословить молодых. Те иконы достались ему от честного схимника, старца Варфоломея. Не богата на них утварь, не горит ни серебро, ни золото, но никакая нечистая сила не посмеет прикоснуться к тому, у кого они в доме. Приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву… как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети; а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков - никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копье, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак - старик.

Это он! это он! - кричали в толпе, тесно прижимаясь друг к другу.

Колдун показался снова! - кричали матери, хватая на руки детей своих.

Величаво и сановито выступил вперед есаул и сказал громким голосом, выставив против него иконы:

Пропади, образ сатаны, тут тебе нет места! - И, зашипев и щелкнув, как волк, зубами, пропал чудный старик.

Пошли, пошли и зашумели, как море в непогоду, толки и речи между народом.

Что это за колдун? - спрашивали молодые и небывалые люди.

Беда будет! - говорили старые, крутя головами.

И везде, по всему широкому подворью есаула, стали собираться в кучки и слушать истории про чудного колдуна. Но все почти говорили разно, и наверно никто не мог рассказать про него.

На двор выкатили бочку меду и не мало поставили ведер грецкого вина. Все повеселело снова. Музыканты грянули; дивчата, молодицы, лихое козачество в ярких жупанах понеслись. Девяностолетнее и столетнее старье, подгуляв, пустилось и себе приплясывать, поминая недаром пропавшие годы. Пировали до поздней ночи, и пировали так, как теперь уже не пируют. Стали гости расходиться, но мало побрело восвояси: много осталось ночевать у есаула на широком дворе; а еще больше козачества заснуло само, непрошеное, под лавками, на полу, возле коня, близ хлева; где пошатнулась с хмеля козацкая голова, там и лежит и храпит на весь Киев.

Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорого́ю и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.

Посереди Днепра плыл дуб. Сидят впереди два хлопца; черные козацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.

Отчего не поют козаки? Не говорят ни о том, как уже ходят по Украйне ксендзы и перекрещивают козацкий народ в католиков; ни о том, как два дни билась при Соленом озере орда. Как им петь, как говорить про лихие дела: пан их Данило призадумался, и рукав кармазинного жупана опустился из дуба и черпает воду; пани их Катерина тихо колышет дитя и не сводит с него очей, а на незастланную полотном нарядную сукню серою пылью валится вода.

Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зеленые леса! Горы те - не горы: подошвы у них нет, внизу их как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою и над волосами высокое небо. Те луга - не луга: то зеленый пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц.

Не глядит пан Данило по сторонам, глядит он на молодую жену свою.

Что, моя молодая жена, моя золотая Катерина, вдалася в печаль?

Я не в печаль вдалася, пан мой Данило! Меня устрашили чудные рассказы про колдуна. Говорят, что он родился таким страшным… и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Слушай, пан Данило, как страшно говорят: что будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком, и ему тотчас показывалось, что он открывает рот и выскаливает зубы. И на другой день находили мертвым того человека. Мне чудно, мне страшно было, когда я слушала эти рассказы, - говорила Катерина, вынимая платок и вытирая им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.

Пан Данило ни слова и стал поглядывать на темную сторону, где далеко из-за леса чернел земляной вал, из-за вала подымался старый замок. Над бровями разом вырезались три морщины; левая рука гладила молодецкие усы.

Не так еще страшно, что колдун, - говорил он, - как страшно то, что он недобрый гость. Что ему за блажь пришла притащиться сюда? Я слышал, что хотят ляхи строить какую-то крепость, чтобы перерезать нам дорогу к запорожцам. Пусть это правда… Я разметаю чертовское гнездо, если только пронесется слух, что у него какой-нибудь притон. Я сожгу старого колдуна, так что и воронам нечего будет расклевать. Однако ж, думаю, он не без золота и всякого добра. Вот где живет этот дьявол! Если у него водится золото… Мы сейчас будем плыть мимо крестов - это кладбище! тут гниют его нечистые деды. Говорят, они все готовы были себя продать за денежку сатане с душою и ободранными жупанами. Если ж у него точно есть золото, то мешкать нечего теперь: не всегда на войне можно добыть…