Ангелы поют. Пение ангелов на Афоне. Чудо отменяется

Это репост моей старой заметки о популярном ролике с пением ангелов на Афоне, который ротируется уже непрестанно на протяжении многих лет в православном медиапространстве, но прежде хотелось рассказать обо одном случае из моей жизни на эту тему. Сразу скажу, что я не знаю, что это было, и т.к. ситуация, скажем так, была стремная (простите меня за жаргонизм), то тогда для себя быстренько решил, что ничего необычного и успокоился, но почему-то часто вспоминаю тот случай. За давностью лет, какие-то детали и ощущения может быть стерлись.

Но обо всем по порядку. Это было много лет назад на даче у родителей, кажется летом или в начале осени. Тогда у соседей, в качестве сторожа и смотрителя за дачей, появился простой парень Лилиян. Интересный и необычный такой персонаж, мы с ним сдружились по теме Библии - он сильно обжегся на сектах (об этом как-нибудь расскажу в другой раз), поэтому он крепко держался лишь за одну Библию. Православную Церковь он уважал, но не более - Библия для него была Церковью, и знал ее довольно сносно. Мои рассказы о Православии и серьезные аргументы, как-то повлияли на него, и он воцерковился, но не обошлось без дьявольских искушений и перед самой Пасхой мы жутко повздорили - хвост лохматого был виден явственно, но об этом и о самом Лилияне, его мытарствах, чуде, явленном ему, все это требует отдельного повествования (хотя один раз уже рассказывал о нем в заметке "Сказ о том, как христианин находит христианина, спеша на помощь"). Скажу лишь коротко, что из-за нашей ссоры, воцерковлялся он самостоятельно и попал не в самую хорошую православную среду, скажем так, в самый, что не наесть "православный талибан" (есть у нас такие "чибрикисты"). Это сильно на него повлияло, он озлобился, при этом он стал вести жизнь чуть ли не монаха отшельника - хозяева жаловались, что он почти не выходит из сторожки (которая стала для него келью), и по некоторым рассказам, что до меня доходили, у меня возникло опасение, что на волне неофитства он впадает "в прелесть". Впрочем опасения за него возникли сразу, когда узнал, что он попал к "чибрикистам".

И вот, как-то поздно ночью

вдруг от чего-то просыпаюсь, не помню было ли мне тревожно или нет, но я услышал за окнами какие-то непрерывные голоса издалека, несмотря на то, что у родителей на окнах стеклопакеты, и звукоизоляция довольно хорошая. Нужно сказать, что на дачном поселке у родителей, тогда мало, кто жил постоянно (зимой вообще только два дома), людей мало, и были много уголовных инцидентов, к примеру, предыдущему сторожу как-то угрожали уголовники, и грозились приехать ночью и расправиться с ним. И тут думаю, может и этот во что-то вляпался - кто его знает, времена неспокойные, место безлюдное, мало, кто шастается по лесопосадкам из близлежащих сел. Некоторое время я прислушивался - чьи-то голоса доносились непрестанно и не было понятно, то ли это ссора, то ли еще что, но явно было, что орали громко. Я быстро в темноте на скорую руку легко оделся. Вышел на улице в одной футболке.

Все-таки это наверное была осень, т.к. довольно было прохладно. Не помню, но кажется было ощущение, что царит какая-то необычная атмосфера - было светло, и, кажется, все словно затихло. На улицы голоса были слышны более явственно и это было пение, и раздавалось оно именно со стороны дачи соседей, где сторожем был Лилиян. Пение это уже не уголовные разборки, но все равно глубокой ночью это было как-то весьма странно, при этом пение было весьма необычным. Я простоял немного не в решительности, а потом все-таки потихоньку направился к воротам соседей.

Пение было очень протяжным и на высоких нот, а главное на одном дыхании и без пауз - такого я еще никогда не слышал, ничего похожего! Чем-то напоминало пустынное пение арабов или муэдзинов. Ощущение было, что поют ангелы, но памятуя о тех странностях, которые наблюдались последнее время за Лилияном, и что "сам сатана принимает вид Ангела света" (2Кор.11:14), стало несколько не по себе, хотя напоминал себе непрестанно, что я под защитой Богом. Это у католиков ангелочки такие милые пупсики, а православная традиция говорит о том, что встреча с ангелами не для слабонервных (еще бы - соприкосновение с другим миром), а если еще окажется, что это вовсе не ангелы, а бесовские козни, то вообще пиши пропало.

Насколько помню, пели не меньше двух ангелов, скорее всего четыре. Один начинал протяжно, за ним другой и это устремлялось вверх в бесконечность, ощущалось какое-то пространство. И в этом пении ощущалась жуткая тоска по Богу, словно вот они вынужденны исполнять свою миссию здесь на Земле, рядом с нами, но они стонут по той красоте, которую лицезреют там в небесах, они пели лишь одну фразу...
- Боже, хочу быть с тобой!

Это была непрестанная молитва. Но, в придачу к вышеописанным опасениям, меня смутила еще одна вещь, ангелы пели на... молдавском языке:
- Dumnezeul vreau sa fiu cu tine!

Как вам сказать... хоть я и стопроцентный молдаванин, и дома общаюсь на родном языке, но вращался всегда больше в русскоязычной среде и пишу только на русском (за редким исключением), поэтому для меня естественнее, слышать на русском, поэтому если это и ангелы, то они явно пришли к Лилияну, а не ко мне. Шутка, конечно, но ангелы это или бесы, и чем занимался в это время Лилиян мне знать явно не хотелось. Ситуация, как писал была стремная, тем более было холодно, а я вышел налегке, никто Лилияна не бьет - ну и Слава Богу. И тут... мне вдруг пришла мысль... я вспомнил, что этот кадр, последние дни включал на полную громкость радио, которое настраивал на волну сектантов "Micul samaritean" ("Маленький самаритянин"), за не имением другой религиозной программы. И вот это радио на молдавском вещала через все огороды сектантскую проповедь и их христианскую эстраду. Конечно "пение ангелов" явно выбивалось из их репертуара, но была ночь, и может быть протестанты решили ради эксперимента выложить что-то и необычное, близкое в византийскому древнему пению (не секрет, что многие продвинутые протестанты любят православную музыку).

И тогда я сразу обрадовался этой мысле, тут же повернулся спиной к воротам и быстро пошлепал к себе домой досыпать остаток ночи. Я настолько уверился в том, что это было радио и внутренне успокоился, что не сделал одну важную вещь... не запомнил точную дату и час, когда это случилось. Со временем, частенько вспоминал это пение, как вот и сейчас, и каждый раз вспоминаю, когда кто-нибудь опять выкладывает видео, о котором пойдет речь ниже.

Дело в том, что сразу, как-то и не догадался, что можно узнать у самого радио, крутили они в эту ночь, что-то похожее или нет. Полтора года назад, познакомился с одним активным евреем, который принял Православие, а до этого он было протестантом и пару раз выступал на этом радио. И тут опять вспомнил про этот случай и мы с ним поехали на радиостанцию, т.к. надеялся, что они помогут мне найти эту композицию (в сети поиск не дал никаких результатов) . Я им там долго описывал композицию, говорил, что они, если слышали, то должны понять сразу же о чем речь, даже напевал, потом выслал песни в исполнении Dimitrios Sourlantzisa (см.ниже) - и никакого результата, не помнят они ничего похожего и просили, чтобы я им указал точный день, и они нашли бы по плэй-листу.

Теперь вот остается только гадать. Вот такая история. В контексте заметки, всем предлагаю послушать прекрасное пение румынского православного певца Mariana Moise, акафист епископа Трифона Туркестанского "Слава Богу за все" (у меня с этим акафистом тоже связана одна история, но об этому уж как-нибудь в другой раз).

Сейчас в так называемом "православном самиздате" и в среде царебожников в ходу запись, которую ее анонимные авторы представляют как "великое чудо".

Суть басни в том, что некий паломник, посетивший Св. гору Афон, якобы услышал, как в одном из пустых храмов Ангелы поют Херувимскую песнь. И больше того, он не только это услышал, но и якобы записал на аудио, и эта аудиозапись представлена в фильме вместе с видами Афона.

Если задуматься:

По поводу этой записи есть целый ряд серьезных вопросов.

1. Если бы этот факт действительно имел место, то это было бы великое чудо, о котором активно говорили бы во всем православном мире. Но, увы, кроме этого анонимного фильма и даже скорее ролика, официальных отзывов об этом нет. Кстати же говоря, анонимность данного ролика тоже наводит на мысль, что здесь не все чисто.

2. Само записанное пение, выдаваемое за "Ангельские гласы", весьма и весьма некачественное.. Конечно, здесь можно сделать скидку на некачественность любительской аппаратуры, но тем не менее...

3. Те, кто выложили и пиарят данный ролик, похоже не знают о такой вещи как ПРЕЛЕСТЬ. А об этом говорил еще и Спаситель, и Апостолы и очень многие Отцы Церкви от древнейших до наших времен. Приведём один маленький пример из жития свт.Игнатия Брянчанинова. Однажды к святителю приехал за благословением монах с Афона, который говорил, что он "разговаривает с ангелами". Святитель ему сказал: "Очень хорошо, но пожалуйста, когда будешь выбирать себе место жительства, селись не выше первого этажа". Монах послушался,а через несколько дней, когда ему нужно было уже возвращаться в обитель, пришел к святителю и со слезами благодарил его за совет по поводу жилища. Оказалось, что так называемые "ангелы", с которыми он якобы "общался", его чуть не погубили: однажды вечером они ему явились и сказали: "Мы тебя доставим в твою обитель по воздуху. Ты только шагни в окно". Монах шагнул, и, не будь он на первом этаже, расшибся бы насмерть - он был в самой натуральной прелести.

Поэтому, есть очень большое подозрение, что и здесь тоже прелесть, либо желание пропиарить себя на выдуманном чуде.

Что было на самом деле?

На самом деле один регент записал это "пение" с однго из царебожнических ресурсов и прокрутил в замедленном воспроизведении. И что бы вы думали? Это пели старики-монахи в храме, а запись хора была сделана одним из паломников - любительская. Но, видимо, народу включить соображение слабо. Во-первых, с чего бы Ангелам петь в закрытом храме, когда в нём нет ни людей, ни священников, нет службы? Такие примеры известны науке? Кто переносит в таком случае Дары с жертвенника на престол, кому принимать эти Дары? Наконец, зачем небесному лику петь "всякое ныне житейское отложим попечение", для кого? ...Или, может быть, "ангелы" репетировали? Настоящим Ангелам навряд ли нужна репетиция, а те "ангелы", которых записали незадачливые паломники, могли действительно репетировать, а храм на всякий случай, дабы их не беспокоили, затворить на засов изнутри!

А теперь о весьма серьёзном. Этот опус имеет недвусмысленную подоплёку: "ангелы"(то есть монахи) исполняют традиционный греческий распев. Митрополит Иларион Алфеев как известно, пишет духовную музыку. А так как, по словам царебожников, в его музыке присутствует "западный" партес (хотя сам митрополит за знаменный распев) - то он (ясен день-то!) "продался католическим жидам", "экуменист" и "секулярист". Эти материалы любят предоставлять администраторы царебожнического сайта Москва-третий Рим.

Будьте осторожны!

Когда Илия и Диана поклонялись Богу в Его интимном присутствии, к их изумлению к ним присоединились голоса ангелов. Ангелы пели слова, звуки, мелодии, играли на инструментах. Так были записаны более 90 (!) часов небесных звуков. 25 декабря 2009 года они записали альбом «В Его измерении». В течении двух часов поклонения ангелы поют и играют вместе с людьми небесными звуками.

Музыкальная группа «В твоем измерении» стартовала с брака Илии Аргуэлло и Дианы Эррера. Оба они были пасторскими детьми и выросли в церкви с самого рождения. Когда Илия и Диана соединились в браке, они уже знали, что их христианская жизнь будет намного большим, чем простое отдавание воскресного «церковного долга». Нет, они начали искать Бога неустанно, днем и ночью. Не чтобы просить Его о чем-то, но только для поклонения Богу, поклонения за то, что Он уже сделал.

Необъяснимым опытом пребывания в Его присутствии стали удивительные вещи. Так, практикование Его присутствия вызвало сверхъестественное появление драгоценных камней всевозможных видов, таких как, бриллианты, рубины, сапфиры и т.д.

Илия и Диана создали музыкальную группу, которую назвали симовлично – «Измерения Неба», потому что каждый раз, когда они поклоняются Богу, то вступают в измерения, где небо соприкасается с землёй. Все больше людей, которые хотят и ищут более близкого Божьего присутствия, присоединяются к этой божьей команде… Пора дать им слово:

«Мы стремимся, чтобы угодить сердцу Отца и принести небеса на землю. Мы хотим вернуться к своей первой любви. Вместе мы строим место, где бы пребывал наш Возлюбленный и Желанный, где бы мы любили его все больше и больше. Мы здесь, чтобы объединить небо и землю, чтобы обратить Его сердце на землю! Наше желание - быть чистой и святой Невестой, которая ждет Его, и представить себя Ему, как сияющий храм, без пятна и порока».

Пение ангелов во время поклонения Илии Аргуэлло

Илия Аргуэлло - Иисус

Илия Аргуэлло - Езекииль 37

Об этом событии стало известно в 2006 году. С тех пор это обсуждалось на многих форумах, люди верили и не верили, но мало кто оставался безразличен. Вот и я не остаюсь в стороне и хочу поведать вам об этой то ли легенде, то реальном событии. Несколько лет назад в интернет попала аудиозапись, которую выдавали за голоса ангелов, подробнее дальше.

Первый пересказ

Один юноша во время паломничества на святую гору Афон остановился в гостинице одного из монастырей. Ночью он услышал доносящиеся из храма песнопения. Он подумал, что началась служба, и спустился к храму, однако двери храма были заперты на ключ. Тогда он заглянул в окно и увидел поющих ангелов. Он быстро побежал в свою комнату, взял магнитофон и через окно храма записал голоса ангелов, которые в тот момент пели Херувимскую песнь. Это были древние византийские песнопения на первый глас.

Второй пересказ

Два грека, отец и сын, приехали на Святую Гору по приглашению знакомого, с тем, чтобы пожить некоторое время в его кельи. Когда они, вместе со встречающим их монахом, поднимались по тропинке в келью, мальчик, который отошёл далеко вперёд от взрослых, вдруг услышал пение. Он пошёл на звук и через некоторое время вышел к небольшой заброшенной церкви.

Из храма были слышны песнопения, и было очевидно, что там идёт Литургия. Мальчик попытался войти в храм, но не смог, так как дверь была заколочена. Тогда он записал пение на мобильный телефон, стоя рядом с храмом. Когда через некоторое время отец мальчика и монах догнали его, пение уже прекратилось. На его слова о том, что в церкви только что была Литургия, монах ответил, что в этом храме уже 40 лет не было ни одной службы.

Как видим, повествования достаточно сильно отличаются друг от друга. И это даёт повод усомниться в их правдивости. Вот, что говорят о записи эксперты:

1. В силу непрерывности звучания голосов, отсутствует возможность выделить «музыкальный» период в пении, т.к. нет земного дыхания. А на нем построена у меня вся программа исследования голоса, различения древнерусских распевов от партеса, и классической музыки. И лишь протяженность звучания свидетельствует о принадлежности к древним распевам.

2. Нет пика в кривой нормального распределения, характерной для певческих человеческих голосов, в которых амплитуда на частоте около 3 кгц повышается на ближайшие десятки процентов.

3. Спектр человеческий, ровный, с повышением амплитуды до формантных значений от 1 до 3-4 кгц, резко понижаясь после 5 кгц.

4. По тембру, в силу размытости форманты, промежуточный, между мужским и женским голосом
С другой стороны, в силу испорченности слуха в современных условиях большинство людей далее не различают высоты тона свыше 5 – 8 кгц. И вторая возможная причина, ограничения в звукозаписывающем тракте диктофона.

5. Спектр природно–ровный, неизменный на протяжении всего звукового тракта в течении записанной 1 минуты

6. При изменении масштаба аудиоспектрограммы не выявлено артефактов, характерных для внешней, или внутренней агрессии. Т.е. тембр распева природно-ровный. В аудиоспектрограммах человеческого голоса такой очень редко встретишь.

7. Единственным исключением ровности тембра на заключительных этапах изменения масштаба аудиоспектрограммы, 13-15, особенно, 15 уровне. Появление очень малого процента прямых участков амплитуды, что, по-видимому, связано с цифровой записью, и особенностями звукозаписывающего аппарата.

8. В некоторых фонемах (например, на 54,5 секунде), нарастание амплитуды пропевания не характерно для человеческого голоса, слишком быстрое, (а также переход с верха амплитуды чуть ниже и снова вверх с 54,5 до 56 сек. Нехарактерен подъем второй амплитуды.У человека она была чуть ниже.) У человека при взятии дыхания плавно увеличивается амплитуда голоса в микросекунду, здесь же, особенно в третьей фонеме перед концом файла почти мгновенно видно усиление амплитуды и далее стандартное изменение спектра голосов.

9. В унисоне главное единый дух, который в пении ангелов не различим в количестве голосов, Но удивительно вступление иных двух голосов в том же спектре с точно таким же образом пения, т.е. в одном и том же духе, В динамике спектр как живой, колеблется в течении звукового тракта, но не меняется по своей глубине и плотности. Очень ровное пение.

10. К особенностям пиков формант можно отнести не менее четырех поющих голосов, звучащих объемно. Возможно, больше. Интересно, что поющие ангелы разные, сюда по формантам, но дух один и тот же. Все ангелы разные, как и люди, со своими голосами. Но в отличии от нас их жизнь в пении и славословии Бога.

11. Из того факта, что амплитуда формант достигает 20 %, можно заключить, что в реальности, голоса полетные. У человека полетный певческий голос, когда звучит все тело, и он забывает о пении, о себе, кроме цели, для кого он поет. Но при этом у человека в среднем, спектральная форманта у него чуть выше, чем здесь, хотя все бывает.

12. Т.к. исходная запись, по-видимому, достаточно сжатая, и обрезанная по границам спектра, то общее звучание отчужденное, и непривычное, иноязычные мелодические переходы, как будто дополняющие друг друга. Поэтому вполне естественна реакция многих слушавших на форумах, и при обсуждении, что не привычно, и не понравилось. Здесь нужно учитывать, что настоящие ангельские голоса глубоко мягкие, а здесь жесткость, обусловлена только цифровой записью.

Выдвигались также идеи, что данная аудиозапись принадлежит голосу Димитриоса Сурландзиса, который перепел ту же песню «Иже Херувимы» на византийский манер. Его голос намного ниже, и вроде бы его обработали на студии, чтобы получить данный высокий голос. Кто-то в форумах пишет, что голос старческий, что непонятно, кому он принадлежит – мужчине или женщине. Другие говорят, что это пение у них навивает страх и тревогу, а кому-то наоборот - на душе становится легко от прослушивания записи.

Что касается лично меня, у меня сильно поднимается давление, если я слушаю запись более трёх раз.

А вы что об этом думаете?