Трансактный анализ э. берна. Структурный анализ личности

Трансактный анализ – это целесообразная психологическая модель, предназначающаяся для отображения и анализа поведенческого функционирования человека, проявляющаяся индивидуально и в группе. Такая модель охватывает философию, концепцию и способы, способствующие пониманию людьми самих себя, личных особенностей взаимодействия с окружением. стал стержневой исходной точкой для формирования данной концепции. Автором концепции считается Э. Берн. При этом трансактный анализ в качестве психологической модели, приобрел существенно более масштабный характер. Специфичность его состоит в простом изложении доступным языком. Его фундаментальные принципы абсолютно элементарны и общедоступны.

Базисом данной концепции является постулат, утверждающий, что индивидуум, пребывая в определенных условиях, может совершать поступки, опираясь исключительно на одну из трех я-позиций, имеющих четкие отличия.

Трансактный анализ Эрика Берна считается рациональным методом понимания поведенческих реакций, базирующийся на умозаключении, что каждый индивидуум может обучиться мыслить за себя, доверять себе, открыто выказывать собственные чувства, принимать независимые решения, выстраивать близкие контакты.

Трансактный анализ Берна

Теория трансактного анализа Берна одновременно являет собой анализ и психокоррекционное воздействие. Каждый при рождении имеет способность развивать собственные возможности во благо социума и своей персоны, продуктивно и творчески трудиться и радоваться жизни. Само словосочетание «трансактный анализ» в дословном переводе означает анализ взаимодействия.

Трансактный анализ Эрика Берна основывается на умениях субъектов понимать собственные поведенческие реакции, отделять неадекватные его паттерны от собственной личности. Так как индивидуум обладает правом выбора, он имеет возможность стать самостоятельным, свободным от собственного прошлого, внушенных стереотипов поведения, тем самым изме­няя установленный «жизненный сценарий» (судьбу). Отличие описываемой концепции от прочих заключается в отсутствии фиксации внимания на отдельных поведенческих реакциях, а обращается к более значимым и продолжительным формам и следстви­ям поведения.

Трансактный анализ общения направлен на установление более открытых и истинных взаимодействий между субъектами и между внутренними структурами личности. Трансакция — это единица коммуникативного взаимодействия, которая может являться стимулом или реакцией, то есть направлена на человека либо исходит от него. Анализ процесса общения, представленного в виде последовательности трансакций, выявляет причины проблем и нарушений в людских взаимодействиях.

По Берну человеческая личность характеризуется наличием трех составных частей – эго-состояний или этажей (ярусов). С целью упрощения понимания он назвал эти состояния (ярусы): родитель, взрослый и ребенок. Каждый индивидуум имел родителей либо людей, выполняющих их роль, поэтому все, что дите скопировало и сберегло в себе продолжает существовать в его психике всю жизнь, постепенно несколько трансформируясь и модернизируясь. Это и будет являться эго-состоянием «родитель». Проще говоря, в каждой личности живут родители, воспитывавшие их в детстве, и продолжающие по сей день заниматься их воспитанием, что проявляется в моральных установках и нравственных ориентирах, пристрастности и сегодняшнего поведения. Родитель в субъекте отвечает за его совесть и занимает верхний ярус личности, являясь самым хрупким звеном. Например, в процессе алкогольного опьянения, первым отключается «родитель», что может проявляться в бессовестности, безнравственности, нередко, аморальности поведения.

Эго-состояние «взрослый» ответственно за анализ реальности и проведение оценки возможностей. Данное состояние является структурой личности, адекватно реагирующей на происходящие события конкретно «здесь и сейчас». Эго-состояние «взрослый» воспринимает и преобразует информацию, получаемую в настоящем, словно компьютер. Кроме того, это эго-состояние также является и посредником во внутренних взаимоотношениях родителя и ребенка.

Каждый субъект когда-то был малышом, поэтому отголоски из детства обнаруживаются во взрослом существовании индивида в качестве эго-состояния «ребенок». Данное состояние характеризуется нахождением под сдерживающим, дозволяющим и провоцирующим воздействием «родителя». Это проявляется в воспроизведении немного измененных детских поведенческих реакций, таких как чувство вины, стыд, необоснованный страх, чрезмерная тревожность, обида, ожидание чуда, фантазии, протесты, ребячество, беззаботность, веселье, смех.

Эго-состояние «ребенок» ответственно за восприимчивость, эмоциональность, интуицию, творческое самовыражение и неадекватное поведение. То есть в каждой личности существует маленькая девочка или мальчик.

Трансактный анализ общения характеризует психически здорового и успешного субъекта как автономную, слаженную и бесконфликтную работу всех трех состояний. Общие поведенческие реакции находятся под контролем эго-состояния «взрослый».

При внутриличностных конфликтах, в ситуациях когда «взрослый» утрачивает власть, вследствие чего не может регулировать взаимоотношения «родителя» и «дитя», наступают различные тупиковые ситуации, которые приводят к проблемам психологической направленности, например, плохое настроение, конфликты, депрессии, неврозам и т.п.

Каждое состояние эго является жизненно важным, поскольку осуществляет определенные функции. Отсюда, все нарушения коммуникативного взаимодействия связаны с подавлением одного состояния или с его обнаружением в ситуациях, которыми это состояние не должно управлять.

Психотерапия трансактный анализ по Берну, должен «оживлять» подавленное эго-состояние либо обучать актуализации в случаях, когда это нужно для гармоничного взаимодействия. С позиции данной концепции, для оптимального личностного функционирования необходимо гармоничное сосуществование в индивиде всех трех состояний Я. Задачей структурного анализа является выявление взаимоотношения между состояниями личности, помощь в осознании и исправлении внутриличностных проблем с целью приспособления и исключения патологии.

Детально разработанная теория трансактного анализа Берна предлагает еще ряд определений, необходимых для понимания происходящего во время коммуникативного взаимодействия между людьми, а именно игра, поглаживания, вымогательство, ранние решения и запреты, жизненный сценарий.

Фиксированный и бессознательный поведенческий паттерн, в кото­ром индивид стремится избегнуть полноценного контакта (близости) посредством манипулятивного поведения называется игрой. Например, фразы по типу: «смотри, что ты со мной сделала», «если бы не ты».

Игры трансактного анализа являют собой вытекающие одна из одной серии добавочных скрытых трансакций с отчетливым конкретным и предсказуемым итогом, который необходим одному из игроков.

Поглаживаниями называются трансакции, отвечающие за индуцирование положительных чувств или негативных эмоций. Отсюда, поглаживания бывают позитивными, пример, «ты мне симпатичен», негативными, пример, «вы мне неприятны», условными, пример, «вы бы мне были более симпатичны, если бы..» и безусловными – «я тебя принимаю именно таким, каким ты есть».

Вымогательством является способ поведенческого реагирования, при помощи которого индивиды осуществляют привычные установки, порождая у себя негативные эмоции, вынуждая других успокаивать их. Вымогательство обычно получает инициатор игры (то есть манипулятор) в ее конце.

Ранние решения и запреты являются одними из главных терминов трансактного анализа, которые означают информацию, передающуюся от родителей к ребенку на этапе детства, из состояния «ребенок» вследствие переживаний, тревог и забот родителей. Такие запреты можно сопоставить с неизменными моделями поведения. Ответной реакцией на эту информацию являет принятие ребенком «ранних решений». Другими словами, у ребенка вырабатываются формулы поведения, которые вытекают из «запретов».

Жизненный сценарий является аналогией «стилю жизни» Адлера. Он охватывает запреты (родительские посылания), ранние решения (ответная реакция на запрет), игры, воплощающие ранние решения, вымогательства, служащие оправданием ранние решения, ожидания и гипотезы об окончании «жизненной пьесы».

Игры трансактного анализа – это комплекс трансакций, характеризуемых скрытой мотивацией, цепь ходов, которые содержат в себе западню либо подвох. Выигрышем является конкретный эмоциональный настрой, к которому игрок испытывает бессознательное стремление

Трансактный анализ взаимодействия ставит целью помочь индивиду осознать собственные игры, сценарий жизни, я-состояния и принять при необходимости свежие решения, относящиеся к поведенческому реагированию и построению дальнейшей жизни. Суть психокоррекционной работы заключается в осво­бождении личности от реализации навязанных поведенческих программ и помощи ему в обретении независимости, спонтанности, способности к полноценным контактам (близкие отношения).

Психотерапия трансактный анализ, главным образом, перенята из . Структурный анализ я-позиции предполагает показ и взаимодействие посредством техник, основанных на ролевых играх, с сопровождающими обеспечениями фактического и гипотетического характера трансакций. Выделяются, преимущественно, две основные проблемы, а именно контаминации, заключающиеся в смешивании двух разных эго-позиции, и исключения, заключающиеся в жестком ограничении эго-состояний друг от друга.

Методы трансактного анализа применяются с целью решения различных коммуникативных проблем, при нарушении нормального взаимодействия внутри себя и между людьми. Данный метод рассматривает четыре потенциальные позиции жизни, которые определяют отношение к окружению и собственной личности:

— ты хороший – я хороший либо вы в порядке – я в порядке;

— ты плохой – я хороший либо вы не в порядке – я в порядке;

— ты хороший – я плохой либо вы в порядке – я не в порядке;

— ты плохой – я плохой.

Первая позиция считается основным жизненным постулатом и представляет собой те установки, которые делают индивида удовлетворенным жизнью. Если бы все субъекты придерживались данной позиции, то в трансактном анализе не было бы необходимости. Внешние обстоятельства вынуждают индивидов выбирать иные установки, в результате которых появились три другие позиции.

Второй позицией руководствуются люди, предрасположенные к асоциальному поведению, манипулированию окружением. Такие люди убеждены, что обоюдовыгодное сотрудничество между субъектами невозможно, они считают для себя невозможным что-то открыто попросить у социума, а потому для получения желаемого они стараются обязательно обмануть другого индивида.

Третьей позиции придерживаются субъекты, считающие себя недостойными. То есть они убеждены, что недостойны высокого заработка, счастливой жизни, лучшего партнера. Таких индивидов постоянно мучает собственная неполноценность и чувство вины. Они существуют, будто по какому-то фатальному сценарию. Ежедневно эти субъекты уступают собственные жизненные позиции окружающим индивидам, нивелируя при этом свои интересы.

Четвертая позиция принадлежит лицам, неудовлетворенным собственным бытием, а следовательно и глубоко несчастным. Нередко эта позиция приводит индивидов к суицидальным попыткам. Берн полагал, что все ресурсы для превращения в счастливую личность, есть в наличии у каждого индивида.

Трансактный анализ взаимодействия позволяет субъектам взглянуть на собственную персону, словно со стороны, и отыскать в себе ресурсы, необходимые для свершения перемен.

Кроме того, с успехом применяется трансактный анализ конфликта для прогнозирования и предупреждения возникновения конфронтаций в межличностных контактах. Для разрешения конфликтной ситуации, в первый черед, необходимо суметь остаться в позиции взрослого. А затем, следует постараться вывести своего оппонента на взрослую позицию. С этой целью рекомендуется вначале дать согласие, а потом задать вопрос.

Методы трансактного анализа, сформированные Берном, имеют несколько стадий: теория эго-состояний или структурный анализ, трансактный анализ коммуникативного взаимодействия и деятельности (базирующийся на определении «трансакция» как взаимодействии я-позиций двух индивидов, вступивших), анализ игр и жизненного сценария (скриптоанализ).

Сегодня довольно востребован трансактный анализ обучение которому позволяет выйти на качественно новый уровень профессионализма. Данный метод предоставляет возможность личностного роста и профессионального развития в широком круге профессий, имеющих связь с интенсивными межличностными контактами.

Теория трансактного анализа

Выделение эго-позиций в теории трансактного анализа базируется на трех аксиоматических постулатах:

— каждый ныне взрослый ранее был ребенком, который в каждой личности представлен я-состоянием «ребенок»;

— каждый субъект с нормально сформированными мозговыми структурами к адекватному оцениванию реальности потенциально способен (умения систематизировать извне приходящие данные и принимать рациональные решения относятся к я-состоянию «взрослый»;

— каждый индивид имел или имеет и сегодня родителей либо заменивших их лиц (родительское начало есть в каждой личности, которое принимает вид я-состояния «родитель»).

У Берна «взрослый» является как бы арбитром между я-состояниями «ребенок и родитель». Взрослый решает, подвергая анализу информацию, какие поведенческие реакции максимально соответствую конкретным обстоятельствам, от каких паттернов следует отказаться, а какие, наоборот, нужно включить.

Одно я-состояние бывает «загрязнено» другим я-состоянием.

Трансактный анализ примеры, индивид путает родительские правила для я-состояния взрослой «здесь-и-сейчас реальности (таким образом, взрослое «Я» стало загрязнено эго-состоянием «родитель»), когда верования берутся в качестве фактов (то есть взрослое эго загрязняется эго-состоянием «ребенок»).

Посредством наблюдения за вербальными и несловесными составляющими поведения можно диагностировать эго-позиции в личности. Трансакциями называются словесные и невербальные взаимодействия, происходящие между людьми. То есть трансакцией является обмен воздействиями между я-состояниями беседующих субъектов. Такие воздействия бывают безусловными и условными, отрицательными и положительными. Кроме того, трансакции бывают параллельными, скрытыми и пересекающимися.

Параллельными называются трансакции, при которых посыл, идущий от одного индивида, непосредственно дополняется ответной реакцией другого (вопрос – ответ). Подобные взаимодействия не могут производить конфликты и способны длиться неограниченное время (первый закон общения).

Пересекающиеся трансакции характеризуются способностью продуцировать конфликты. В таких случаях на посыл дается неожиданная ответная реакция, то есть активизируется не то эго-состояние. Например, муж на вопрос «где мои ключи», получает от жены ответ «возьми там, куда положил». Иными словами, на посыл, исходящий от взрослого, дается ответная реакция родителя. Подобные перекрестные трансакции могут начинаться взаимными укорами, колкими репликами, а заканчиваются ссорой.

Целью трансактного анализа является выяснение, какое именно эго-состояние направило коммуникативный посыл и какое эго-состояние получило этот посыл.

Трансактный анализ конфликта заключается в преобразовании рядовых трансакций в незаурядные, совпадающие с конкретной ситуацией. Другими словами, когда ситуация нуждается в совместной работе труда, то два ребенка не в состоянии договориться, а следовательно, и продуктивно взаимодействовать. Для таких ситуаций необходимо я-состояние «взрослый». Трансакции являются параллельными незаурядными, то есть параллельными, когда векторы посыла и ответной реакции совпадают, и пересекающимися, то есть рядовыми, когда эти векторы пересекаются, вследствие чего наступает конфронтация (второй закон общения). В процессе анализа трансакций мало лишь установить факт пересечения векторов. Нужно еще определить, какой личностный компонент неожиданно активизировался и разрушил коммуникативное взаимодействие. Трансактный анализ пример участник трансакции на призыв взрослого эго-состояния к его взрослому «Я» реагирует детской я-позицией, то необходимо отложить решение ситуации, пока векторы не станут соответствовать состоянию, в котором могут стать параллельными дальнейшие трансакции.

Скрытые трансакции охватывают более двух я-состояний, поскольку информация в них камуфлируется под социально приемлемый посыл, однако ответное реагирование ожидается со стороны действия скрытого сообщения. Следовательно, скрытые трансакции содержат неявные сообщения, посредством которых можно скрыто воздействовать на людей (люди не осознают, что на них оказывается воздействие).

Современный трансактный анализ рассматривает личное изменение как модель решений. Фундаментом всей терапии современной концепции трансактного анализа является убеждение, основанное на изменении таких ранних решений.

В современном направлении описываемого метода терапевт и клиент несут обоюдно направленную ответственность за результат целей контракта, которые направлены на достижение выхода из сценария, а также обеспечение автономии.

Современный трансактный анализ ориентирован на личностное изменение. В этом заключается его основная цель, а понимание личностных проблем не рассматривается в качестве результата терапии. Наоборот, их осознание являет собой инструмент, направленный на видоизменение личности. Само же видоизменение включает принятие решения на трансформацию, а затем наступает деятельный процесс по его осуществлению.

Современный трансактный анализ обучение включает теорию личности, детского развития и коммуникаций, анализ сложных структур и организаций. Он представляет собой, в практическом применении, систему коррекционного воздействия на отдельные личности, на супружеские пары, семьи и другие группы.

Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.

Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".

"Родитель" - "эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!".

"Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для "Родителя" характерны директивные высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; "Какой вздор"; "Бедняжка"...

В тех условиях, когда "родительское" состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

"Ребенок" - эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах :

1. "Естественный ребенок" - предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.

3. "Адаптированный ребенок" - предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для "адаптированного ребенка" характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость. Разновидностью "адаптированного ребенка" является "бунтующий" против родителей "Ребенок".

Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело".

Взрослое "Я-состояние" - способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь "Взрослого" построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.


Если "Взрослое" состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением "Ребенка" и "Родителя".

Если "Родитель" - это преподанная концепция жизни, "Ребенок" - концепция жизни через чувства, то "Взрослый" - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. "Взрослый" у Берна играет роль арбитра между "Родителем" и "Ребенком". Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: "Будь всегда взрослым!".

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

"Игра" - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр: игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую - двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

"Поглаживания и удары" - взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств.

Поглаживания могут быть:

- позитивными: "Вы мне симпатичны", "Какая вы милая";

- негативными: "Ты мне неприятен", "Ты сегодня плохо выглядишь";

- условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): "Вы хорошо это сделали", "Ты бы мне больше нравился, если бы..."

- безусловными (связаны с тем, кем человек является): "Вы специалист высшего класса", "Я принимаю тебя таким, какой ты есть";

- фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): "Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека", "Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками".

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые с возрастом становятся более дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

"Трансакции" - все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка". Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие "эго-состояние". Скрытые трансакции включают более двух "эго-состояний", сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

"Вымогательство" - способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство - это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

"Запреты и ранние решения" - одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из "эго-состояния" "Ребенок" в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется "ранние решения", т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, "Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо". - "А я буду высовываться".

"Жизненный сценарий" - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть.

Он включает в себя: родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;

Ранние решения (ответы на родительские послания);

Игры, которые реализуют ранние решения;

Вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;

Ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

"Психологическая позиция или основная жизненная установка" - совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека.

Выделяют следующие основные позиции:

1. "Я благополучен - ты благополучен".

2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен".

3. "Я неблагополучен - ты благополучен".

4. "Я благополучен - ты неблагополучен".

1. "Я благополучен - ты благополучен" - это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен". Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки.

Многие люди с установкой "Я неблагополучен - ты неблагополучен" проводят большую часть жизни в наркологических, психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

3. "Я неблагополучен - ты благополучен". Человек с негативным образом собственного "Я" отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, все сильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей.

4. "Я благополучен - ты неблагополучен". Эта установка надменного превосходства. Данная фиксированная эмоциональная установка может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте. Формирование установки в детстве может складываться по двум механизмам: в одном случае семья всячески подчеркивает превосходство ребенка над другими ее членами и окружающими. Такой ребенок растет в атмосфере почитания, всепрощения и принижения окружающих.

Другой механизм развития установки срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью или жизни (например, при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, чтобы просто выжить), он заключает: "Я благополучен" - чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его "Ты не благополучен". Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:

Структурный анализ - анализ структуры личности.

Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.

Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.

Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных "эго-состояния", и 2) исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции. Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.

Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

Техники

1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа "эго-состояния".Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.

2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития теории влияния имеет трансактный анализ. Трансактный анализ – направление в психологии, разработанное в 50-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном. Предметом исследования является трансакция взаимодействие Я-состояний двух вступающих в общение индивидов. Трансактный анализ включает в себя: 1) теорию Я-состояний; 2) теорию трансакции (взаимодействия); 3) анализ психологических «игр»; 4) анализ жизненного сценария личности.

Трансактный анализ внёс существенный вклад в исследование природы межличностного влияния. По мнению Э. Берна, влияние характеризуется позициями, которые занимают участники взаимодействия с учётом ситуации и стиля взаимодействия. Он выделил в поведении каждого человека три типа позиций и соответствующих им состояний Я : «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок» . Каждая позиция – психологическая стратегия оказания влияния. Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребёнка ‑ как позиция «Хочу!» , позиция Взрослого – объединение «Хочу» и «Надо» .

Находясь в позицииРодителя , человек стремится управлять другими людьми. Как правило, он руководствуется при этом нормами и правилами, которые внушили ему его родители, школьные учителя и т.д. Условно внутреннего Родителя делят на Помогающего родителя , который стремится оказать помощь и поддержку, и Критического родителя , критикующего, обвиняющего окружающих. Средства влияния Родителя : взгляд сверху вниз; снисходительное или презрительное выражение лица; категоричные, обвинительные или покровительствующие интонации. Ему всё ясно, он знает истину. Любит выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Какой идиот это придумал», «Вы меня не поняли», «Сколько можно Вам говорить», «Как Вам не стыдно», «Ни в коем случае» и т.п.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребёнка, адаптирует их к реальности. Состояние Взрослого – это состояние, при котором человек стремится рассмотреть ситуацию со всех сторон, наметить план действий и реализовать их. В общении Взрослый ведёт себя уверенно и спокойно. Отношения с собеседником строятся на равных. Средства влияния: прямой взгляд, спокойные ровные интонации, уверенное поведение. Типичные выражения: «Извините, я Вас не понял, объясните, пожалуйста, ещё раз», «Это моё мнение», «А что, если нам поступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.



Состояние Ребёнка (естественное или спонтанное , приспосабливающееся , бунтующее ) – это состояние, следующее на поводу собственных желаний, советов взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем. В состоянии Ребёнка человек чаще всего находится в зависимости от оценок других людей, в ожидании одобрения или неодобрения. В общении поза и выражении лица Ребёнка соответствуют его внутреннему эмоциональному состоянию: радости, горю, страху, тревоге, восторгу. Используются смех, слезы, дрожание губ, пожимание плечами, опущенный вниз или бегающий взгляд, заискивающие или виноватые интонации и т.д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Надоело», «Ни за что не соглашусь», «Зачем мне это надо?», «Когда всё это кончится?».

Акт влияния в процессе общения людей называется трансакцией . Э. Берн полагал, что цель простого трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет характер влияния и взаимоотношений между людьми. Согласно Э. Берну, первое правило коммуникации гласит: пока трансакции дополнительны , то есть стимул влечёт за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться сколь угодно долго.

Рд – Рд А Б

А. Студенты совсем не хотят заниматься. Рд Рд

Б. Да, раньше к учёбе относились серьёзнее. В В

Рд – Рб А Б

А. Тебе не идёт эта рубашка. Рд Рд

Б. А что мне надеть? В В

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что можно назвать пересекающейся трансакцией , то есть стимул вызывает несоответствующую реакцию. При пересекающихся трансакциях ответ партнёра обращён не в то состояние личности, в котором она находится. Источником подобного поведения обычно является обиженный Ребёнок. Состояние такого типа характерно для тех людей, которые в детстве переживали незаслуженную критику или строгое, критичное отношение родителей или учителей. Они сохранили в своей личности обиженного бунтующего Ребёнка.

Для того чтобы преодолеть обиду (повода для которой в реальности могло и не быть), обиженный Ребёнок становится критическим Родителем и влияет на партнёра с помощью обвинений, оскорблений, деструктивной критики.

Преподаватель : Вы не написали реферат, как В – В Рд Рд

Требовалось, зачёт я Вам поставить не могу. В В

Студент : Всё равно Ваш предмет никому не нужен Рд – Рб Рб Рб

Кроме открытых, бывают скрытые трансакции. Ихсмысл не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст).

Студент : А разве интеллект можно измерять? В – В Рд Рд

(Вы, что ли, измерять будете?) Рд – Рб В В

Преподаватель: Можно, если он есть! В – В Рб Рб

(У тебя-то явно не на высоте.) Рд – Рб

Общение с помощью скрытых и пересекающихся трансакций называется психологической игрой. Психологическая игра – серия ходов с чётко определённым и предсказуемым исходом. Игра ‑ наиболее сложный тип взаимовлияния, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение. Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. Игры бывают семейные, профессиональные, пожизненные. Наиболее распространённые проигрываемые сценарии игр: «Бедный я, несчастный»; «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе»; «Что бы ты делал без меня»; «Это всё из-за тебя»; «Почему бы вам не… - Да…, но…»; «Видишь, как я стараюсь»; «Если бы не ты…».

Психологическая игра «Да…, но…»

Пациентка : Доктор, я опять плохо себя чувствую. Рб - Рд

Врач : Почему бы Вам не полечиться в стационаре? Рд- Рб

Пациентка : Да , это было бы неплохо, но кто будет Рд- Рб

ухаживать за моими детьми и мужем?

Врач : Вы можете полечиться дома. Рд - Рб

Пациентка : Да , я согласна, но кто за меня будет Рд - Рб

работать? и т.д.

Игра непродуктивна для обоих участников взаимодействия, т.к. пациентка не получает помощи, а врач не получает удовлетворения от выполнения своей профессиональной роли. Игра «Да…, но…» в этой же ситуации через некоторое время может перерасти в игру «Это всё из-за тебя», когда в ход идут обвинения в адрес беспомощной медицины, некомпетентных врачей и т.д.

Врач мог бы прервать навязываемый пациенткой сценарий и оказать конструктивное влияние, если бы позволил ей самой рассказать, как бы она хотела лечиться и что ей помогает или использовать вопрос: «Что для Вас важнее – доказать, что врачи не умеют лечить, или ваше здоровье?».

По Э. Берну, игры составляют значительную часть человеческого общения. Игры ‑ единственный способ общения для людей, которым не хватает внимания, поддержки, уверенности в себе, доверия к миру. Из-за своих внутренних проблем они не могут установить отношения близости и привязанности. Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнёров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Некоторым людям игры необходимы для поддержания душевного здоровья. У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние.

Чтобы предотвратить влияние, ведущее к конфликту в общении, необходимо проанализировать, в каком состоянии находится партнёр и к какому Вашему Я-состоянию обращено его воздействие. Необходимо строить параллельные трансакции с использованием приёмов амортизации

Кроме амортизации, существует ещё приём суперамортизации , который заключается в том, если на Вас оказано негативное влияние в виде деструктивной критики или грубого замечания, окажите контрвлияние, т.е. усильте сами то качество, которое Вам приписал партнёр по общению.

А. Лезет как медведь, все ноги отдавил!

Б. Конечно, медведь, даже хуже – бегемот, нет мне прощения, и т.п.

В своей теории Э. Берн описывает самую совершенную форму межчеловеческого влияния ‑ близость . Двустороннюю близость можно определить как свободное от игр общение, предполагающее тёплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Близость приносит ни с чем не сравнимое удовольствие и обеспечивает личностный рост и благополучие.

Трансакционный анализ

Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ , трансактный анализ , транзактный анализ ; сокр. ТА ) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, - как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию , теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития ТА стал психоанализ , однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность ТА состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем ТА является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго -состояний , чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

Основы теории ТА были описаны Эриком Берном и рядом других психотерапевтов, а также несколькими не психотерапевтами. Эрик Берн начал публиковать свои наблюдения за особенностями человеческого функционирования ещё в начале 1960-х годов, а пик общественного интереса к трансакционному анализу пришелся на 1970-е годы.

Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:

  1. Все люди «нормальные» (англ. OK ); то есть, каждая личность обладает весом, важностью, равным правом на уважение.
  2. Люди обладают способностью мыслить (исключение - лишь те случаи, когда человек находится в бессознательном состоянии, либо его интеллект врождённо или приобретено снижен).
  3. Люди сами определяют собственную судьбу и поэтому при желании могут изменять свои решения и свою жизнь.

Эго-состояния

Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго -состояния: Родитель, Взрослый и Ребёнок.

  • Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь - от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне - переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.
  • Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.
  • Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, - мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой - мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, - мы находимся в эго-состоянии Ребёнка.

В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.

Трансакции

Трансакция - это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:

  1. Параллельные (англ. reciprocal/complementary ) - это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть». В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми эго-состояниями собеседников.
  2. Пересекающиеся (англ. crossed ) - направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает: «Где мой галстук?», жена с раздражением отвечает: «Я всегда у тебя во всём виновата!!!». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю.
  3. Скрытые (англ. duplex/covert ) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр. Теория психологических игр была описана Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди». Анализ игр - это один из методов, используемых трансакционными аналитиками.

Теория сценариев

Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев . Впервые данная теория была разработана Эриком Берном и усовершенствована Клодом Штайнером.

Сценарий - это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй - психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить.

Контрсценарий - некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий - его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).

При невозможности действовать согласно сценарию, человек может сформировать антисценарий - «сценарий наоборот». Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить, тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.

Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий - его судьбу.

Родители редко устраняются от выбора сценария для своего ребёнка. У Эрика Берна в одной из книг описан способ сделать это: говорить ребёнку: «Будь счастлив». Подобная фраза, повторяемая родителем, дает ребёнку понять, что ребёнок сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив.

Утверждается, что родитель считает ребёнка взрослым лишь тогда, когда ребёнок в полной мере начинает выполнять родительский сценарий.

Теория сценариев подробно изложена Берном в его книге «What Do You Say After You Say Hello?» («Что вы говорите после того, как сказали Здравствуйте?»). В русскоязычном пространстве эта книга больше известна под названием «Люди, которые играют в игры», так как в большинстве случаев издавалась именно под ним.

Области применения

Трансакционный анализ используется в психотерапии , психологическом консультировании , бизнес-консультировании , образовании и везде, где людям приходится общаться друг с другом.

Литература

Использованная литература

  • Берн, Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. - М.: Академический Проект, 2006. - 320 с. - (Концепции). - ISBN 5-8291-0741-4 .
  • Стюарт, Ян; Джойнс, Вэнн . Современный трансактный анализ. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
  • Летова, И. Современный транзактный анализ.

См. также

Ссылки

  • Эрик Берн - создатель трансакционного анализа (англ.)
  • Ассоциация трансакционного анализа США (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Трансакционный анализ" в других словарях:

    анализ трансакционный - (анализ трансактный, анализ взаимодействия) Психоаналитически ориентированное направление психологии, разработанное в 50 е годы американским психологом и психиатром Э. Берном. Метод исследования и лечения эмоциональных расстройств, направленный… … Большая психологическая энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    анализ Трансакционный - анализ взаимоотношений людей, в том числе их дело­вых отношений, с точки зрения взаимодействия психологических состояний (Э. Берн) … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    АНАЛИЗ ТРАНСАКЦИОННЫЙ - англ. analysis, transactional; нем. Transaktionsanalyse. Направление, в психологии, разработанное в 50 е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго состояний); 2) собственно А. т.… … Толковый словарь по социологии

© Грузберг А., перевод на русский язык, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Вместо вступления

Прежде надо познакомиться с терминологией, которая встретится вам в этой книге, где много внимания уделено индивидуальной и социальной психиатрии.

Социальная психиатрия обозначает изучение психиатрических аспектов трансакции или набора трансакций, которые происходят между двумя или несколькими индивидами. Сравнение психиатрических проблем различных социальных, культурных или национальных групп, которое иногда тоже именуют «социальной психиатрией», может быть лучше и точнее обозначено как «сравнительная психиатрия».

Он часто обозначает человека вообще, независимо от пола. Есть в контексте означает «обычно, насколько это известно автору». Кажется означает «мне кажется, что это так, но у меня недостаточно данных, чтобы быть окончательно уверенным». Конкретные люди именуются «взрослый», «родитель» и «ребенок». Когда эти термины написаны с прописной буквы: Взрослый, Родитель, Ребенок – они означают состояния Эго, а не конкретных людей. Соответственно и прилагательные «взрослый», «родительский» и «детский» пишутся с прописной или строчной буквы согласно контексту.

Термин «психоанализ» и его синонимы в данной книге обозначают то, что известно как «ортодоксальный психоанализ», то есть разрешение приобретенных в детстве комплексов и конфликтов при помощи систематического использования свободных ассоциаций, когда терапевт работает с феноменами переноса и сопротивления в соответствии с принципами Фрейда. Стоит, однако, иметь в виду, что после пятнадцати лет совместной жизни психоаналитическое движение и автор мирно расстались (оставаясь в самых дружеских отношениях) и что концепция функций Эго в представлении автора отлична от той, которой придерживается большинство ортодоксальных психоаналитиков.

Введение

Состояние Эго можно описать феноменологически – как связную систему чувств по отношению к определенному субъекту и операционно – как набор образцов поведения; или прагматически – как систему чувств, которая мотивирует соответствующий набор поведенческих образцов. Пенфилд1
Уайлдер Грейвс Пенфилд (1891–1976) – американский невролог и нейрохирург. – (Здесь и далее, кроме особо оговоренных случаев, – прим. перев. )

Продемонстрировал, что воспоминания эпилептиков в своей естественной форме проявляются как состояния Эго. Электрическим стимулированием височных участков коры головного мозга с обеих сторон он был способен вызвать эти феномены.

В одном случае такого «вынужденного» в результате электрической стимуляции вторичного переживания пациент воскликнул, что слышит, как кто-то смеется. Однако сам пациент «не склонен был смеяться над шуткой, в чем бы она ни заключалась. Он таким образом сознавал две одновременно существующие ситуации. Его восклицание свидетельствует о том, что он сознавал несовместимость этих двух ситуаций – одной настоящей и другой, вызванной в его сознании из прошлого». Хотя, когда такое воспоминание вызывается в сознании пациента, «оно кажется ему соответствующим настоящему моменту». И только когда оно проходит, он способен осознавать его как яркое воспоминание из прошлого. В момент стимулирования «пациент одновременно является и актером, и аудиторией».

Пенфилд, Джаспер и Робертс подчеркивают разницу между такими полными воспоминаниями, то есть пробуждением полных состояний Эго, и изолированными феноменами, которые возникают при стимуляции слуховых и зрительных центров, или воспоминаниями о словах. Они особенно отмечают, что случаи стимуляции височных долей включают в себя важные психические элементы, такие, как понимание смысла происходившего и эмоции, которые вызвало когда-то это происходившее.

Кьюби в своих комментариях к этому эксперименту отмечает, что пациент одновременно является и наблюдателем, и наблюдаемым и что перед нами «воспоминание полное, включающее и то, что пациент не в состоянии вспомнить сознательно, и приближающееся к полноте воспоминаний, которое иногда может быть достигнуто под гипнозом». Прошлое становится таким же непреодолимым и ярким, как настоящее. Словесная память служит просеивающим экраном, через который проходят чувственные воспоминания о прошлом опыте. Уместно привести замечание Кобба из того же сборника, что «изучение эмоций сейчас является законным медицинским занятием», которое он связывает с физиологией древнейших участков коры головного мозга.

Психологам хорошо известно, что состояния Эго могут постоянно сохраняться. Федерн одним из первых подчеркнул, что психологическая реальность основана на полных и дискретных состояниях Эго. Вайсс описывает состояния Эго как «действительно испытываемую реальность умственного и физического Эго в отношении к определенному периоду жизни». В этой связи Федерн говорит о «повседневных» состояниях Эго.

Вайсс, главный истолкователь Федерна, точно формулирует, что Эго прежних возрастных уровней сохраняются в потенциальном состоянии. Это хорошо доказано клинически тем фактом, что «подобные состояния Эго могут быть в особых условиях вторично наделены энергией либидо, например: в гипнозе, во сне и в психозах». Он также замечает, что «два или больше раздельных состояний Эго могут попытаться сохранить единство и сознательно существовать одновременно». Согласно Федерну подавление травматических воспоминаний или конфликтов возможно во многих случаях только при подавлении относящихся к этим переживаниям состояний Эго. Ранние состояния Эго сохраняются в латентном виде, ожидая возможности снова быть наделенными энергией либидо. И это имеет прямое отношение к проблеме «личности».

Вайсс говорит об «остаточном инфантильном состоянии Эго у взрослого человека, которое обычно сохраняет энергию либидо, но может быть лишено ее», это своего рода «детское Эго». С другой стороны, существует и иной тип влияния, которое Вайсс именует «психическим присутствием». Это «мысленный образ другого Эго», иногда родительского, которое воздействует на эмоции и поведение индивида.

Существуют и другие авторы, чьи работы имеют отношение к состояниям Эго, но приведенных цитат достаточно, чтобы привлечь внимание читателя к этому феномену. Структурный и трансакционный анализы – предмет настоящей работы – основаны исключительно на клинических наблюдениях и работе с пациентами, причем отставляются все предубеждения и заранее составленные мнения. При таких условиях изучение комплексных состояний Эго возникает как «естественный» подход к психологии и психотерапии.

Часть I
Психиатрия индивида и структурный анализ

Глава 1
Общие соображения
1. Логическое обоснование

Структурный и трансакционный анализы предлагают систематическую, последовательную теорию личности и социальной динамики, созданную на основе клинического опыта, а также действенную терапию, которую большинство пациентов легко воспринимают и естественно используют.

Психотерапевтическое лечение может быть представлено в двух видах: в первом случае используется внушение, уверения и другие «родительские» методы; второй, или «рациональный», подход основан на методах конфронтации и интерпретации, таких, как недирективная психиатрия и психоанализ. «Родительский» подход страдает большим недостатком: при нем игнорируются или подавляются архаичные фантазии пациента, и в конечном счете терапевт часто теряет контроль над ситуацией и сам бывает удивлен и разочарован исходом лечения. Рациональный подход предназначен для установления контроля изнутри; при обычных методах на это может потребоваться очень много времени, а тем временем не только сам пациент, но все его родственники и окружающие подвержены результатам его неблагоразумного поведения. Если у пациента есть маленькие дети, слишком долгий путь к положительным результатам лечения может оказать решающее воздействие на развитие характера этих детей.

Структурно-трансакционный подход преодолевает эти трудности. Поскольку он имеет тенденцию быстро увеличивать способность пациента контролировать собственные тревоги и ограничивать притворство, он обладает большинством преимуществ «родительской» терапии. В то же время, поскольку терапевт постоянно и полностью осознает наличие архаических элементов в личности пациента, он не утрачивает преимуществ рациональной терапии. Такой подход оказывается особенно плодотворным в тех случаях, когда обычная терапия сталкивается с большими трудностями. Сюда входят психопаты различных разновидностей: латентные, перемежающиеся, находящиеся на грани шизофрении или маниакально-депрессивные; а также умственно отсталые взрослые.

С образовательной точки зрения структурный и трансакционный анализы легче изучать и применять, чем другие клинические подходы. Их принципами можно овладеть недель за десять, а еще через год работы под руководством высококвалифицированного клинициста терапевт приобретает необходимый опыт.

Самооценка в этой системе свободна от недостатков, свойственных другим подходам к «психоанализу самого себя»; практикующему терапевту легко определить и контролировать архаичные элементы собственной личности, а также предубеждения.

2. Процедура

В работе с индивидом и с группой метод используется по стадиям, которые легко определить и которые четко следуют друг за другом, так что и терапевту, и пациенту можно в любой момент точно указать терапевтическую позицию, то есть чего они достигли к этому моменту и какова должна быть следующая стадия.

Структурный анализ, который должен предшествовать анализу трансакционному, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры – в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов. Когда это достигнуто, пациент может переходить к трансакционному анализу; вначале анализируются простые трансакции, затем стереотипные наборы трансакций и, наконец, сложные комплексные операции, часто включающие несколько человек и обычно основанные на усложненных фантазиях. Примером может служить фантазия об освобождении у женщины, которая выходит замуж за одного алкоголика за другим. Цель этой фазы – достижение социального контроля, то есть контроля индивида над собственной тенденцией манипулировать другими людьми деструктивным или расточительным образом и тенденцией без выбора или вдохновения отвечать на манипулирование со стороны других.

В ходе терапевтических действий травматически фиксированные архаические состояния Эго разделяются, но не разрешаются. К концу такой программы, достигнув верховенства ориентированных на реальность состояний Эго, индивид находится в благоприятной позиции для разрешения архаических конфликтов и искажений. Практика показывает, что решение применять или нет такую последовательность определяется клиническими соображениями и предоставляет значительную ситуационную свободу.

3. Словарь

Применение структурного и трансакционного анализа требует специального словаря всего из шести терминов. Экстеропсихе, неопсихе и археопсихе рассматриваются как психические органы, которые проявляют себя феноменологически и как экстеропсихические (то есть идентифицирующие), неопсихические (то есть обрабатывающие данные) и археопсихические (то есть регрессивные) состояния Эго. Обычно эти состояния Эго именуются Родитель, Взрослый и Ребенок соответственно. Эти три слова, как уже упоминалось, составляют терминологическую основу структурного анализа.

Некоторые наборы социальных маневров как будто объединяют оборонительные и вознаграждающие функции. Такие маневры именуются развлечением и играми. Некоторые из них, обычно позволяющие достичь первичной и вторичной выгоды, чрезвычайно распространены; например, когда в нашей стране собираются группами родители, обычно они играют в «Какой ужас!». Более сложные операции основаны на экстенсивном подсознательном жизненном плане, который называется сценарием – по сходству с театральными сценариями, которые интуитивно основаны на этих психологических драмах. Эти термины: развлечение, игра и сценарий – и составляют словарь трансакционного анализа.

Будет показано, что Родитель, Взрослый и Ребенок не являются концептами, подобно Супер-Эго, Эго и Ид или подобно конструктам Юнга, но феноменологическими реальностями; а развлечение, игры и сценарии – это не абстракции, а операционные социальные реальности. Как только трансакционный аналитик – врач, психолог, социальный работник – прочно овладевает психологическим, клиническим и социальным смыслом этих шести терминов, он может использовать их в терапии, в исследованиях как рабочие инструменты в соответствии со своими возможностями и подготовкой.

Примечания

Строгая классификация психотерапевтических подходов невозможна из-за гибкости любого опытного терапевта. Деление на «родительские» и «рациональные» типы примерно соответствует схеме, данной Джайлзом У. Томасом, который основал свое деление на работах Меррила Мура. К. Э. Эппель делит психотерапию на «симптоматический, или прямой психологический подход», включающий гипноз, внушение, моральное убеждение (Дюбуа), убеждение (Деджери), власть, руководство и волю; и «подход, включающий реорганизацию личности», включающий психобиологию (А. Мейер), «изучение личности», психоанализ и его модификации, и терапию «динамического роста», к которой в наши дни следовало бы добавить недирективную терапию (Роджерс). Это деление, опять-таки примерно, соответствует «родительскому» и «рациональному» аспектам соответственно. Третий тип, который относится к особой категории, – это психотерапевтические игры с детьми; они могут быть временами не родительскими и не рациональными, а «детскими».

Те, кто овладел трансакционным анализом, сейчас применяют его во многих медицинских учреждениях как к пациентам психиатрических клиник, так и в особых случаях, которые будут описаны или упомянуты в тексте. (В последнее время этот метод начал использоваться даже полицией, священниками и персоналом армии и флота.)

Относительно самоанализа существует поговорка, что «беда самоанализа в контрпереносе». (По крайней мере полдюжины психиатров скромно утверждают, что афоризм принадлежит именно им.) В процедуре структурного анализа этой трудности легко избежать.

Глава 2
Структура личности

Миссис Примус2
Берн обозначает пациентов латинскими числами: Примус – первый, Секундо – второй и т. д.

Молодая домохозяйка, была направлена к семейному врачу для установления диагноза. Минуту или две она сидела напряженно, опустив глаза, потом рассмеялась. Немного погодя перестала смеяться, украдкой посмотрела на врача, опять отвернула взгляд и снова рассмеялась. Такая последовательность повторялась три или четыре раза. Потом миссис Примус резко перестала хихикать, выпрямилась на стуле, потянула вниз край юбки и повернула голову направо. Некоторое время понаблюдав за этим новым поведением, психиатр спросил, слышит ли она голоса. Не поворачивая головы, она кивнула и продолжала прислушиваться. Психиатр снова вмешался и спросил, сколько ей лет. Его тщательно рассчитанный тон голоса неожиданно привлек ее внимание. Она повернулась к нему лицом, собралась с мыслями и ответила на вопрос.

Вслед за этим она точно ответила на целый ряд относящихся к делу вопросов. И за короткое время была получена достаточная информация, чтобы подтвердить предварительный диагноз – острая шизофрения. Собранная информация позволила психиатру соединить несколько разрозненных факторов и наблюдений с особенностями окружения пациентки в раннем возрасте. После этого врач перестал задавать вопросы, и пациентка вернулась в прежнее состояние. Цикл кокетливого хихиканья, незаметной оценки, внимания и сосредоточенности повторялся до тех пор, пока пациентку не спросили, чьи голоса она слышит и о чем они говорят.

Она ответила, что голос мужской и он обзывает ее всякими неприличными словами, которых она раньше никогда не слышала. Тогда разговор зашел о ее семье. Отца она описала как замечательного человека, внимательного мужа, любящего родителя, которого уважали все окружающие, и так далее. Но вскоре выяснилось, что он сильно пил и в таком состоянии совершенно менялся. Грязно выражался. Пациентку спросили, что это был за грязный язык. И только тогда она поняла, что те же самые слова она слышит от своего воображаемого голоса.


Данная пациентка совершенно отчетливо проявляет три различных состояния Эго. Они обозначены различиями в ее позе, манерах, выражении лица и в других физических характеристиках. Первое состояние Эго характеризуется хихиканьем и застенчивостью – особенностями поведения маленькой девочки; второе – чопорная добродетельность девочки-подростка, которую едва не поймали на какой-нибудь невинной сексуальной проделке; наконец, в третьем состоянии она способна отвечать на вопросы как взрослая женщина, какой и была, демонстрируя, что ее понимание, память и умение мыслить логически не затронуты.

Первые два состояния Эго обладали архаическими свойствами, они были уместны на прежних этапах ее жизни, но неуместны в реальности этого разговора с врачом. В третьем состоянии она демонстрировала вполне здравое понимание непосредственной ситуации; это можно назвать «взрослым» функционированием, на что не способен ни малыш, ни сексуально озабоченная школьница. Процесс «взятия себя в руки», активированный деловым тоном психиатра, представляет трансакцию – переход от архаических состояний к взрослому состоянию Эго.

Мы сознательно вводим термин «состояния Эго», обозначающий определенные уровни сознания и связанные с ними наборы образцов поведения, как они реализуются в действительности. Мы делаем это для того, чтобы избежать таких конструктов, как «инстинкт», «культура», «Супер-Эго», «анимус», «эйдетический» и так далее. Структурный анализ постулирует лишь то, что подобные состояния Эго можно классифицировать и прояснить и что применительно к пациентам психиатра подобная процедура «полезна».

В поисках оснований для классификации мы обнаружили, что клинический материал подтверждает гипотезу: детские состояния Эго существуют у взрослого человека как реликты и могут быть при определенных обстоятельствах оживлены. Как уже отмечалось, этот феномен неоднократно регистрировался в связи со снами, гипнозом, фармакологическими интоксикациями и прямым электрическим стимулированием височных долей головного мозга. Но тщательные наблюдения позволили продвинуть гипотезу еще на шаг вперед и подтвердить предположение, что такие реликты могут проявлять спонтанную активность и в нормальном бодрствующем состоянии.

Переход от одного состояния Эго к другому можно наблюдать со стороны, и это может наблюдать сам пациент. В типичном случае одно состояние Эго характеризуется способностью воспринимать и оценивать реальность, логически мыслить (вторичная обработка), а другое состояние отличается аутистическим, склонным к фантазиям мышлением и архаическими страхами и ожиданиями (первичная обработка). Первое состояние – обычная форма функционирования ответственного взрослого, вторая напоминает то, как маленькие дети разного возраста занимаются своими делами. Это ведет к предположению о наличии двух психических органов – неопсихе и археопсихе. Нам показалось уместным – и наше предложение было принято всеми, кто имеет отношение к данной проблеме, – называть феноменологические и операционные проявления этих двух органов Взрослым и Ребенком соответственно.

Ребенок миссис Примус проявляет себя в двух различных формах. Форма, проявляющаяся в отсутствии отвлекающих стимулов, – это поведение «плохой» (сексуальной) девочки. В таком состоянии трудно представить себе миссис Примус, принимающую на себя ответственность сексуально взрослой женщины. Сходство с поведением девочки-подростка настолько поразительно, что позволяет классифицировать это состояние Эго как архаичное. В определенный момент голос, который воспринимается как приходящий извне, застает ее врасплох, и она переходит в состояние «хорошей» маленькой девочки. Примененные ранее критерии позволяют и это состояние характеризовать как архаическое. Разница между этими двумя состояниями Эго в том, что «плохая» девочка проявляет себя более или менее независимо и ведет себя естественно, в то время как «хорошая» девочка пытается приспособиться к тому факту, что ее ругают. И естественное, и приспособительное поведения являются проявлениями археопсихе и, следовательно, аспектами Ребенка миссис Примус.

Вмешательство терапевта привело к переходу в совсем иное состояние. Не только поведение, способность отвечать на вопросы, оценивать реальность, не только образ мысли, но и поза, выражение лица, голос и мышечный тонус – все это приняло знакомые формы состояния Эго Взрослый, поведения и мышления ответственной домохозяйки. Этот переход, который во время разговора с врачом происходил неоднократно, обозначает краткие периоды ремиссии в душевном расстройстве. Это позволяет описать душевное заболевание как перенос психической энергии, или, если воспользоваться принятым психоаналитическим термином, как катексис от системы Взрослого к системе Ребенка. Это также позволяет описать ремиссию как обратное направление того же процесса.

С учетом перемены в поведении пациентки, которую вызывало появление голоса с «незнакомыми» неприличными словами, всякому образованному наблюдателю становилось очевидным происхождение этой галлюцинации. Оставалось только подтвердить предположение, и именно поэтому психиатр перевел разговор на семью пациентки. Как и ожидалось, голос использовал лексику ее отца – к большому удивлению ее самой. Этот голос принадлежал к экстеропсихической, или родительской, системе. Это не был «голос ее Супер-Эго», а голос реального человека. Данное обстоятельство подчеркивает тот факт, что Родитель, Взрослый и Ребенок представляют реальных людей, которые существуют в настоящий момент или существовали когда-то, у которых есть реальное имя и реальный гражданский статус. Для начала лучше сосредоточиться на диагностике и различиях Взрослого и Ребенка, а соображения относительно Родителя в клинической практике можно временно отложить.