Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев). Все школьные сочинения по литературе Внешность героев кавказский пленник

Относил написанный в 1872 году для «Азбуки» рассказ «Кавказский пленник». Содержание его было навеяно воспоминаниями о реальном случае из жизни самого писателя. Во время службы на Кавказе он едва не попал в плен. Льву Николаевичу и ехавшему рядом с ним чеченцу чудом удалось спастись от преследовавших их горцев.

Особую привлекательность произведению придает образ Жилина - смелого и решительного русского офицера, сумевшего и в плену противостоять превратностям судьбы.

Место действия и главные герои

«Кавказский пленник» - рассказ о временах войны на Кавказе. Жилин получает письмо от матери, в котором она просит сына хоть ненадолго приехать домой. Ему дают отпуск, и офицер с обозом - в одиночку ездить было опасно - отправляется в путь. Время тянется медленно, потому вместе с другим военным, Костылиным, герой решает дальше добираться самостоятельно. Однако когда предусмотрительный Жилин поднимается на кручу, чтобы оглядеть местность, его замечают горцы. Костылин с ружьем бросает своего спутника, и главный герой остается в одиночестве. В первую же минуту он решает биться до последнего, как и подобает русскому офицеру. Сам бросается на татарина, но силы не равны. Раненый Жилин оказывается в плену. Вскоре туда же привозят Костылина.

В ауле

Татарин, которому достались русские офицеры, решил получить за них выкуп. Но Жилин знал, что матери денег найти негде, потому написал на конверте неправильный адрес, и стал думать, как выбраться из плена самому. Познакомившись с хозяйской дочерью, пленник начал делать для нее глиняных куколок. В благодарность Дина тайком приносила лепешки и молоко. Понравился все умеющий Жилин и татарам: одному часы починил, другому - ружье. Характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» дает понять, что это был человек трудолюбивый, привыкший во всем полагаться только на себя.

В отличие от Костылина, просто ждавшего, когда за него заплатят выкуп, главный герой деятелен. Он постоянно обдумывает план побега. Во время жизни в плену находит общий язык с горцами, завоевывает любовь девочки. Во время прогулок изучает местность и прикидывает, где находится русская крепость. Делает в сарае - там держали пленных - подкоп. Даже собаку хозяйскую прикормил. Предусмотрев все неожиданности, Жилин стал ждать подходящего момента.

Первый побег

Несмотря на предательство Костылина, герой решает взять его с собой. Удачно выбравшись из аула, офицеры в кромешной тьме пытаются найти дорогу. И здесь Жилин ведет себя мужественно. Он, невысокий да удалый, с изрезанными ногами, долгое время тащит на себе обессиленного грузного Костылина. И хотя таким образом за ночь не много смогли пройти, Жилин не бросил товарища.

Отправившиеся в погоню горцы схватили обоих, но теперь уже бросили их в яму. Герой и здесь пытается сделать подкоп, да татары сразу заметили: землю некуда девать было. Так характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» показывает его жизненную стойкость и готовность в любой ситуации бороться до конца.

Освобождение

Бежать пленнику все же удалось. Помогла Дина. Когда в ауле почти не осталось мужчин, она спустила в яму длинный шест, по которому Жилин выбрался на землю. Костылин в этот раз рисковать не стал - его через месяц, обессиленного и больного, выкупили у татар родные.

С колодкой на ногах, превозмогая боль и усталость, офицер сумел за ночь добраться до своих. Уже перед самой крепостью его заметили горцы, но казаки вовремя подоспели на подмогу - кстати, именно так сумел спастись от плена и сам Л. Толстой. Таким образом, лучшие такие, какстойкость, мужество, готовность бороться в любой ситуации, природная доброта, мастерство, помогли главному герою не только выжить, но и найти путь к освобождению. Такова характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник».

Главный герой: оценка автора и читателей

Л. Толстой симпатизирует русскому офицеру. Об этом свидетельствует и фамилия героя: Жилин - имеющий крепкую «жилу», т.е. выносливый, крепкий. И название произведения: в нем употреблено единственное число вместо множественного. Следовательно, Костылин, апатичный и полагающийся только на родных, в расчет не берется. И сам стиль рассказа: в повествовании о русском офицере, вроде бы, все просто, но за этой простотой скрываются истинный героизм и стойкость, свойственные русскому человеку.

Характеристика Жилина из рассказа «Кавказский пленник» может быть дополнена высказыванием В. Шкловского. Он отметил, что главный герой - хороший человек. И читателю, чтобы понять это, достаточно знать о нем то, что есть в произведении.

Признавая высокое значения рассказа Л. Толстого, С. Маршак поставил его в один ряд с лучшими произведениями, которые имеет мировая литература. «Кавказский пленник», по его мнению, - самый «совершенный образец маленькой повести для детей». А большое воспитательное значение рассказа, несомненно, связано с образом главного героя.

Удивительные образы создавал в своих произведениях великий классик русской литературы Лев Толстой. Его рассказ «Кавказский пленник» повествует о судьбе русского офицера Жилина, который олицетворяет собой лучшие человеческие качества.

Место действия произведения – суровый и одновременно окутанный романтикой Кавказ. Название рассказа – аллюзия на одноименное произведение Александра Пушкина. Однако, несмотря на это, рассказ Толстого - самобытное и яркое творение.

Иван Жилин является главным героем рассказа . Он – русский офицер, отбывающий службу на Кавказе. Говорили о нем как о барине, хотя был он из небогатой семьи. Роста Жилин был невысокого, но за себя и товарищей умел постоять.

Жилин еще был холост, но не возражал против женитьбы. Поэтому новость о том, что мать подыскала ему невесту, обрадовала мужчину.

Главный герой просит отпуск, чтобы повидать старенькую мать. Ему дают разрешение. Так как в тех местах идет война, то оправляется в путь он в сопровождении небольшой группы людей. Чтобы быстрее добраться к дому, Жилин вместе с офицером Костылиным вырываются вперед, отделяясь от основной группы.

Герой был предусмотрительным, и поэтому решил проверить, насколько близок к ним враг. Жилин взбирается на гору и обнаруживает, что несколько татар находятся в непосредственной близости. Он окрикнул своего товарища, у которого было ружье, а значит, и возможность спастись. Однако Костылин испугался и, не дождавшись Жилина, убежал. В результате предательства друга Жилин оказывается в плену. Хотя и сам предатель вскоре был пойман татарами.

Пленников горцы спрятали в сарае в одном ауле. Движения офицеров ограничили, надев деревянные колодки, которые снимали только ночью. Главный из них надеялся получить хороший выкуп за офицеров. Поэтому оба написали письма родственникам с просьбой о своем выкупе. Жилин понимал, что бедная мать ограничена в деньгах, а других близких людей он не имел на примете, да и гордость не позволяла просить о таком. И поэтому главный герой пишет на письме неправильный адрес. Теперь только он сам может себя спасти. А значит, необходимо совершить побег.

Жилин умел рукодельничать, и это ему здорово помогло в плену. Он стал делать кукол из глины для хозяйской дочки . Она оказалась благодарным человеком и тайком приносила еду офицерам.

Жилин и сбегают с аула. В пути Костылин жалуется, что не может самостоятельно идти – и Жилин несет его на себе. Так раскрывается отношение к дружбе и верности двух героев. Несмотря на предательство, Жилин не бросает Костылина, а помогает ему.

Главный герой – настоящий офицер, преданный друг, умеющий прощать.

Небольшой рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» удивляет своим языком написания, похожим на тот которым пишут сказки. Но это далеко не детское сочинение, поднимает серьезные вопросы нравственности и морали общества. На первом месте стоит противостояние, которое удачно раскрывается на примере двух основных героев рассказа Жилина и Костилина. Реалистично описанный быт горных народов и неповторимые красоты природы Кавказа – дополняют картину. События развиваются настолько динамично, что все сочинение читается просто на одном дыхании. Основная заслуга в этом принадлежит автору произведения.

Л.Н.Толстой очень умело пользуется таким приемом как «противопоставление», поэтому два его основных героя как шахматисты на поле играю разными фигурами. Костылину достаются все черные, а Жилин соответственно играет белыми. Характеры прорисованы настолько контрастно и подчеркнуто полярно, что у читателя просто не возникает иного выбора как сопереживать положительному герою и винить во всех бедах отрицательного. Таким приемом пользуются множество писателей и поэтов, но только у Л.Н. Толстого все получается логично и органично, так как должно быть и есть в реальной жизни. Благодаря вот такой правдоподобности, читатель верит буквально каждому слову.

Жилин, практически с первых строк рассказа, создает впечатление жизнерадостного человека, такого себе «умельца-удальца» которому нипочем все жизненные перипетии. Таких людей все уважают и соответственно любят, не то что злобного и жестокого Костылина, в образе которого сквозит недоброжелательность и некоторая черствость ко всему что его окружает. Причем нельзя сказать, что явное различие между ними продиктовано определенными обстоятельствами. Они воют по «одну сторону баррикад» и никак не являются врагами, в отличии от жителей Кавказа, которые в свою очередь описаны даже более гуманными и терпимыми, чем этот негативный персонаж.

Широкая душа главного героя прописана до мельчайших деталей, поэтому образ Жилина выглядит немного сборным. Здесь также проглядывается линия сказочного персонажа, достаточно вспомнить русских добрых молодцев. Кажется, что автор произведения взял и свел все хорошие черты каждого воедино и получился Жилин. Его душа широкая и открытая, как бескрайние родные поля. Он искренен по отношению к себе, поэтому ищет такого же отношения от других. Жилин способен на помощь и сострадание. Даже когда его предает сослуживиц, он все равно спасает его, несмотря на трусость последнего. Главный герой не в состоянии представить, что можно поступать по-другому, поэтому когда они вместе с Костылиным попадают в плен, Жилин все равно берет ненадежного друга с собой. Здесь раскрывается еще одна грань характера – способность прощать. Отношение Жилина к матери, также заслуживает особенного внимания. Он знает что ей неоткуда взять деньги на выкуп, поэтому с удвоенной силой и энергией ищет возможности побега.

Хороший сын своей матери и страны, уверенный в себе, сильный, мужественный, дальновидный и способный на сострадание – именно таким должен быть каждый человек. Автор рассказа «Кавказский пленник» верит в своего героя, в широту русской души, поэтому наше поколение должно обязательно прислушиваться и равняется на такого персонажа как он.

Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу написания рассказа «Кавказский пленник». Во время пребывания на Кавказе великий писатель попал в западню к горцам. Там он оказался вместе со своим приятелем, но им удалось избежать печальной участи. Они целые и невредимые вернулись домой. Это происшествие напрямую отразилось на этом произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров. Каждый из них полная противоположность другому. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что если не сидеть, сложа руки, все получится.

Характеристика героев«Кавказского пленника»

Главные герои

Иван Жилин

Главный герой «Кавказского пленника». Он предстает в образе настоящего русского офицера, доблестного и бесстрашного. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Мужчина требует уважения к своей персоне даже от пленивших его татар. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и рассудительно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить все что угодно. Главное отличие его от Костылина – это сила воли и твердость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.

Костылин

Офицер. Однако он – полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Такой же он и по характеру и поведению. Мужчина полностью согласен с участью пленника. Костылин находится постоянно в унынии, всегда жалуется. У него нет гордости, даже уважения к самому себе. От такого образа жизни он вскоре заболел. Костылин предстает перед читателями подлым трусом, неспособным побороться за свою свободу. Позднее, за него прислали выкуп родные.

Второстепенные персонажи

Старик

Один из самых ярких второстепенных героев. Раньше он считался лучшим джигитом в ауле, очень богатым. У старика было три супруги и 8 сыновей. Потом пришли русские и убили 7 сыновей, разграбили имение. Один сын сдался русским, а старик после его убил собственноручно как предателя. Теперь старик – Ходжи, молится Богу. А на всех русских он затаил ненависть. Даже ходил к Абдулу - Марату с просьбой убить Жилина.

Абдул - Марат

Зажиточный «черный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Как хозяин Абдул характеризуется с положительной стороны. Он уважает пленников. Описание личности татарина, дает понять, что с одной стороны он добрый, но в то же время видит в Жилине врага.

Дина

В рассказе Толстого Дина – дочь Абдула - Марата, ей всего 13 лет. Милая и спокойная девочка, она была просто в восторге от кукол, которые для нее делал Жилин. Дина очень добрая и жалостливая. Она помогла совершить побег Жилину. Все то время, пока он был в плену, она украдкой приносила еду. В конечном итоге, Дина и русский офицер расстались друзьями.

Кази Мугамед

Его называют «красным татарином», из-за его бородки такого же цвета. Изначально, Жилин был в плену у Кази Мугамеда. Именно он пленил русского офицера, а потом продал Абдулу - Марату. Он с пренебрежением относится к Жилину.

Старуха

Имени старухи в произведении не указано. Она разбила куклу, сделанную Жилиным. Постоянно ворчит на Дину, заставляет ее работать. Полная характеристика персонажа старухи не ясна, но судя по сжатому анализу ее роли, она ворчлива и недовольна жизнью.

В «Кавказском пленнике» герои – это два полностью противоположных персонажа. Данный материал будет полезен для написания сочинений по школьной программе 5 класса.