Упражнение по изучению своих границ. Психологические упражнения для тренингов

Каждый человек обладает правом иметь собственные мысли и чувства, для каждого – необходимо свое личное пространство.
Представьте, что ваша душа - это дом. И в него приходят разные люди. У каждого из них своя цель, свои мотивы, свои потребности. Кто-то приходит с цветами, кто-то с мусором, кто-то с тортом, а кто-то не буду говорить с чем.
И вот заходит человек – вы встречаете его на пороге. И дальше вам нужно решить – готовы ли вы его впустить и как далеко?
Если сразу видно, что у человека полные руки всякой грязи – почему бы не оставить его там, где он есть? При этом не обязательно орать на него и обижаться. Можно просто закрыть дверь, предварительно улыбнувшись и сказав «Нет».
Кого-то вы может быть, впустите в гостиную. Хорошо, пообщайтесь там. Но обязательно ли после хорошего общения разрешать человеку распоряжаться своим домом по его усмотрению? Ведь хороший человек из лучших побуждений пойдет и мебель переставит. И вроде ничего плохого не сделал – хотел помочь. Но вам от этого плохо.
Почему бы сразу не определить, где и как вы будете общаться? С коллегами и сотрудниками – только в кабинете и иногда в обеденном зале. С приятелями и друзьями – в гостиной. С теми, кто к нам с мечом – на пороге. И только с тем, кто нам близок и дорог, кому мы полностью доверяем – мы даем ключи от дома. Хотя и тут есть одна деталь. Одну кладовку, все-таки оставьте только для себя.

У каждого из нас должно быть сугубо личное интимное пространство. Даже у идеальной жены и матери троих детей. Чем занять ту кладовку – решать вам. Может быть, это будет творческая мастерская или салон красоты. А может быть, библиотека или музыкальный салон. Фитнес-центр, храм или spa-салон. Решать вам, что именно будет у вас в этом месте.

Есть хорошее упражнение - "Карта моей жизни" , помогающее понять свои отношения с границами (а значит и другими людьми!).

Вы можете выполнить его самостоятельно.

"Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.

А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад?

И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например:

Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением" и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.

Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям

Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять?

А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные)

Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них кампании…

И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве"

Валяева О. "Личные границы. Беречь и охранять"

Часто ли вы сталкиваетесь в своей жизни с тем, что много отдаете людям, а взамен ничего не получаете, бывало ли у вас так, что вы послушали кого-то, сделали не так, как хотели на самом деле сами, а потом злитесь на себя? Бывает ли так, что ради какой-нибудь знакомой, у которой случилась небольшая трагедия, вы бросаете все и мчитесь ее успокаивать, хотя на самом деле у вас нет времени? Если такое случается с вами часто, это говорит о том, что у вас нет личных границ.

Что такое граница ? Это линия, черта, которая показывает предел, грань. В психологии под границами понимают границы собственного "я". Психологические границы определяют нас, показывают границы нашей личности. Если у человека нет четких личностных границ, то мы даем возможность людям делать нас ответственными на их чувства, даем возможность нам почувствовать вину за чужие проявления негативных эмоций.
Есть физические границы , это границы нашего тела, точно также психологические границы - это границы нашей личности, границы нашего собственного "я".

Есть также духовные границы , они ограничивают наши убеждения, ценности, жизненные принципы, взгляды. Если у человека не установлены духовные границы, то другие люди могут навязать ему свои убеждения, взгляды, заставить делать его то, что не согласуется с его взглядами на жизнь. Если у человека установлены свои духовные границы, то он имеет четкое представление, что для него хорошо, а что для него плохо, такой человек никогда не поддаться чужому влиянию, никогда не будет совершать неприемлемые для него поступки.

Если у человека отсутствуют границы , это может привести к разрушительным результатам, физическому и эмоциональному насилию. Такие люди словно марионетки, они могут позволять другим людям манипулировать собой, причинять боль. В таких случаях "человек без границ" зачастую берет вину на себя за те события, которые ему не подвластны. В таких случаях границы человека еще более размываются, и жизнь кажется невыносимой.

Очень часто, люди , у которых нет четких внутренних и внешних личностных границ, испытывают множество негативных эмоций. Можно привести такой пример. Очень часто девочкам с малых лет внушают, что они должны заботиться о других, порой забывая о своих интересах. Иногда они даже отдают то, что по праву должно причитаться им самим, чтобы не причинить страдания другим людям, они забывают о собственных потребностях и желаниях.

Именно отсюда возникают обида, раздражения, ярость, отсюда потом вытекают различные женские заболевания. Все это происходит потому, что женщинам не принято выражать свое недовольство, выражать свой гнев. Поэтому женщины в семье часто молчать, чтобы сохранить мир в семье, доставить удовольствие окружающим, а получается, что они жертвуют своим здоровьем и счастьем. Очень часто бывает так, что женщина думает, что она много требует, что она не достойна получать большего, что если она попросит чего-то большего, то она будет отвергнута, брошена, не услышана. В таких случаях отсутствие личных границ только ухудшается.
Как же определить, показать свои границы. Что необходимо для этого сделать?

В первую очередь должно придти осознание себя. Здесь речь идет о понимании, осознании всего того, что принадлежит только тебе, то есть самой себя. Это свое тело, эмоции, взгляды, внутренние принципы, мысли, свои желания и ограничения, все то, на что ты способна. Осознай себя такой, какой ты была в прошлом, какая ты сейчас и какой ты хочешь видеть себя в будущем.

Это будто упражнение . Его можно делать самой или с человеком, которому ты доверяешь, например, с близкой подругой. Если рядом будет близкий человек, то ты сможешь получить от упражнения обратную связь, и будешь говорить не в пустоту, а в лицо собеседнику.

Упражнение заключается в следующем. Нужно говорить кто ты, что ты чувствуешь, что тебе нравится, говорить о том, что ты хочешь, что ты собираешься делать, о чем ты думаешь. Об этом можно говорит в настоящем или будущем времени. Нужно как будто взять себя в руки, свою личность и сказать себе: "Вот это я!".

Также необходимо определить свои физические границы, например, какие прикосновения тебе нравятся, психологические границы, какие чувства ты испытываешь в данный момент, что для тебя важно, а также духовные границы - определи свои взгляды, критерии, убеждения, что тебе близко душе.


Вторая часть упражнения заключается в определении того, кем ты не являешься. То, что также надо рассказывать о своем "не я", как в первой половине упражнения, ты рассказывала о себе. Ты должна проговорит вслух о том, что тебе не нравится, о том, что ты никогда не будешь делать.

Твой собеседник (близкая подруга) в таком случае должна оценить, как ты рассказывала о себе и не о себе, о ком было легче рассказывать, о чем сложнее. Те границы, рассказ о которых давался сложнее, скорее всего, надо будет четче установить.

Во вторую очередь, после того, как ты определила сама себя, необходимо определить свои права. Это означает, что необходимо научиться отказывать всем тем, кто хоть как-либо посягает на твои личные границы.

Ведь часто бывали случаи, что вы говорите да, когда на самом деле хотите сказать нет. Вы соглашаетесь на то, на что изначально не хотели, а потом ругаете и пилите самого себя. Если такое происходит часто, то вы не получаете удовлетворение от жизни, опять попадаете в ситуации, обижаетесь на окружающих. Наверное, получается так, что вы нагружаете себя обязанностями, а потом вам не хватает времени.

Обычно не могут сказать слово "нет" очень ответственные люди, которые бояться показаться непрофессиональными или бессердечными. Такое приводит к тому, что личностное развитие человека может остановиться. Те, кто не может отказать, может просто впасть в психологическую и эмоциональную зависимость от других, жертвую своими интересами и временем ради них, а в результате вновь теряя свои границы и самого себя.

Конечно, любому человеку приятно, когда другой человек тратит на него свои чувства, время, а порой и целую жизнь. Но это же не означает, что вы должны удовлетворять абсолютно все желания таких людей. Если ты сама себя не ценишь, то вряд ли за тебя это будет делать кто-то другой. И если ты не умеешь говорить "нет", то возможно, в важной для тебя ситуации ты не осмелишься сказать "да".

Как же можно отказать , если ты чувствуешь, что окружающие тебя просто используют. Для начала необходимо выразить понимание, сочувствие, а потом адекватно постараться объяснить, почему ты не можешь выполнить их просьбу. Например: "Спасибо, я очень ценю вашу заботу, но я сделаю так, как это нравится мне", или "Я понимаю, что очень тебе сегодня нужна, но на сегодня у меня планы, давай перенесем на другой день".

В итоге, окружающие поймут , что любой человек имеет право распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а ты поймешь, каково это быть хозяином своих мыслей, поступков, своей жизни.

Есть также психологическое упражнение , которое учит самостоятельно принимать решения. Для этого необходимо взять пять листков бумаги и написать на каждом из них. На первом листе: "что я люблю и желаю делать", на втором: "что я ненавижу и не желаю делать", на третьем листке отмечай, сколько времени было потрачено на то, чтобы сделать пункты с первого и со второго листа, на четвертом листе - "чтобы я хотела сделать".

Пусть потом пройдет пара дней, возьми эти листы, прочти их, будто ты чужой себе человек, а затем возьми последний пятый лист и напиши ответ на вопрос: "Есть ли противоречия между тем что я люблю и не люблю делать, что я хочу делать и тем, что я действительно делаю?".

Также хорошее упражнение, чтобы понять, на что уходит твое личное время. Необходимо составить таблицу, расписать в ней виды деятельности, чем ты занимаешься (работа, учеба, отдых, хобби и так далее), и напротив каждого вида занятия расписать, сколько времени на это уходит. Затем необходимо внимательно проанализировать полученную информацию, отбросить ненужные дела, переключить свое внимание на более полезные и ценные для тебя дела.

Хорошую службу для определения полезных или бесполезных мероприятий и дел в течение твоего дня сослужит также ежедневник, куда необходимо вносит планы, во главу угла ставя свои собственные желания и цели. Очень важно перед анализировать то, как прошел день, добилась ли ты поставленной цели, смогла ли ты отказать, делали ли ты то, что не хотела.

Действительно, границы установить непросто, это большая работа над самим собой, над своими мыслями, поступками. Не бойтесь того, что люди будут думать о вас как об эгоистке. Только по-настоящему полюбив и начав уважать себя, можно почувствовать жизнь во всех ее красках. И ваше окружение начнет уважать вас гораздо больше, ведь теперь сред них будет человек, который действительно знает себе цену.

Что делать, если Вам нахамили ? Например, злобная старушка в трамвае громко закричала «Куда прешь?» Продавщица с ярко накрашенными губами нагло не дает сдачи? Или знакомый постоянно просит в долг. Коллега постоянно стреляет кофе/сигареты и т.д. А по дороге с работы элементарно подрезали на повороте?

Возможно, Вы думаете, что ответить на хамство можно только таким же хамством и, поэтому Вы, интеллигентный и воспитанный человек, выбираете «быть выше этого» и … МОЛЧАТЬ. На худой конец глупо улыбаться и отшучиваться, ДЕЛАЯ ВИД, что Вам все равно. Но внутри что-то сжимается, и очень хочется ударить обидчика посильнее, ЕСЛИ БЫ…не воспитание, принципы, да и нерешительность… А придя домой, Вы выдумываете в голове все то, что МОГЛИ БЫ ответить ТОГДА, и что можно БЫЛО БЫ сделать. Но уже поздно… Вы НЕ ответили.

Некоторые ситуации забываются, а некоторые долго не дают покоя ... Вы не можете заснуть, и ворочаясь с боку на бок, размышляете... ПОЧЕМУ? Почему со мной? Что я сделал не так? В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ я обязательно...

Слово «Нет» произнести порой очень нелегко. Ведь так хочется, чтобы в мире никогда не было войны, все вокруг улыбались друг другу, любимый «чтоб не пил, не курил, и цветы всегда дарил…» и т.д. И так хочется отсутствия конфликта . Но, к сожалению, если кто-то обругал Вас, нарочно толкнул, обманул, поучил жизни без запроса, то конфликт уже начался и избежать его уже невозможно! Потому что невозможно отмотать время назад. (Даже герои фантастических фильмов, которым это удавалось, сами знаете, после долгих мытарств все равно пришли в ту же самую точку, из которой пытались убежать -вспоминаем фильмы «Эффект бабочки», «Господин Никто»).

То, что Вам нужно сделать - это принять ответственность за защиту себя, своей личности, чести, своей территории, времени и пространства. Психологи называют описанные выше ситуации - нарушениями психологических границ .

Вы считаете, что реагировать на хамство можно только двумя способами: молчать или хамить в ответ? На самом деле, кроме этих двух, существует огромное разнообразие вариантов.

Хотите решить эту проблему раз и навсегда? Научиться АДЕКВАТНО ДАВАТЬ ОТПОР И РЕАГИРОВАТЬ в соответствии со своими принципами, убеждениями и моральными ценностями?

Посмотрите примеры:
- Что на тебе надето? Это же просто кошмар!!!
- Да, ты знаешь, творческие личности такие загадочные, с тонкой душевной организацией, наши поступки порой очень сложно понять...

В утренней толпе:
- Мужчина, Вы отдавите мне ногу! Как Вам не стыдно! Все время толкаетесь! Какой неуклюжий! Как инвалид какой-то... Зачем вообще ездить такому, надо дома сидеть!
- Уважаемая…, если у Вас какие-то проблемы в сексуальной сфере, то я буду рад помочь:-)...

Хотите научиться также? Это - реально. Я предлагаю Вам овладеть 10 приемами защиты своих границ всего за 4 очных занятия - 3 простейших метода, 4 техники чуть посложнее - можно применить после тренировки и 3 продвинутых способа для установления границ в близких отношениях (это сложнее всего). А самые упорные после тренинга смогут создать свою собственную технику.

Если Вы сейчас в Москве, приходите 11 апреля в 18.30 на первое очное занятие по адресу ул. 1-я Брестская д.62 (м. Белорусская кольцевая). 4 занятия пройдут по понедельникам с 19.00 до 21.00. Предварительная регистрация на тренинг по кнопке после ввода адреса:


Введите e-mail:

Не получается присутствовать очно - посетите аналогичный заочный тренинг (3 занятия по средам с 19.00 до 20.30), который начнется 6 апреля - первое занятие бесплатное! Регистрируемся по кнопке после ввода адреса:

Введите e-mail:

И тогда Вы совершенно достойно сможете реагировать на любую напряженную ситуацию: в общественном месте, на работе, в общении с начальником, знакомыми, друзьями, родственниками и даже с очень близким человеком, с которым часто случаются конфликты. Вы сможете не тратить время на переживания , бесполезные споры и доказательства, даже если вдруг кто-то обзовет Вас или оскорбит:

Ты что, дура что ли?
- Она самая и есть! В прошлом году я даже участвовала в конкурсе дур и заняла первое место на планете. Ты тоже хочешь поучаствовать?

В результате тренинга Вы:

- Научитесь определять свои личные границы, разберетесь, на что Вы действительно имеете внутреннее право.
- Сможете выявлять моменты нарушения «границ» и находить конструктивные выходы из таких ситуаций
- Научитесь применять от 3-х до 10 вариантов защиты границ (в зависимости от уровня интереса к теме)
- Задумаетесь о возможности новых способов коммуникации с людьми, и при желании сможете начать осваивать более эффективные модели поведения.

    Чаусова Ольга Эдуардовна,
    педагог-психолог.

  • При составлении содержательной части занятий (подборе упражнений и заданий) следует учитывать следующие теоретические аспекты развития психологического пространства и его границ.

      С.К. Нартовой-Бочавер выделены шесть измерений психологического пространства личности, которые представляют собой отвечающие разным потребностям человека каналы взаимодействия человека с миром (онтологические языки):
    • I - собственное тело (открывает человеку самого себя, в онтогенезе возникает первым, основа для идентификации субъекта, важнейшие потребности: пища, комфортность размещения и местоположения в пространстве (поза), сексуальная потребность (с пубертата));
    • II - территория (обозначает факт существования других людей, которых нужно принимать во внимание);
    • III - личные вещи (мир предметов (артефактов), которые не только функционально необходимы, но также обозначают склонности и предпочтения людей. Предметы представляют собой текст, иносказательное сообщение другим людям о себе);
    • IY - временной режим (единственное, измерение, которое определяет и упорядочивает время пользования всеми остальными секторами пространства, это измерение особенно сильно отражает краткосрочность жизни вообще, напоминая о том, что все сущее дано на время);
    • Y - социальные связи (содержит возможность поддерживать, углублять и развивать межличностные отношения таким образом, чтобы уметь противостоять большому социуму, устанавливать безопасную дистанцию с близкими, расширять и корректировать круг знакомых);
    • YI - вкусы (ценности) (отражают индивидуальную позицию в начале жизни, а затем - мировоззренческий аспект человеческого бытия, направлены не на условия выживания, а скорее на ресурс развития, те «запасные элементы» системы, которые и делают возможной индивидуализацию).

    Все эти измерения выполняют необходимые для самосохранения и самоутверждения функции.

    Развитие психологического пространства происходит в следующей последовательности: ощущение тела возникает в младенчестве, личная территория и вещи - на протяжении раннего и дошкольного детства, временные привычки - с дошкольного по младший школьный возраст. Социальные связи начинают формироваться в дошкольном возрасте, вкусы и ценности - тогда же, но становятся регулятором поведения в подростковом возрасте. В случае гармоничного развития человек начинает обладать средовыми языками самовыражения, адекватными всем шести измерениям психологического пространства, и пользуется ими согласно контексту актуальной ситуации.

    Понятие телесности, исследуемое Т. С. Леви, раскрывает смысл и особенности формирования психологической границы личности. Основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму .

    Телесность предполагает наличие особой границы, которая с одной стороны, защищает нашу психику от разрушающих внешних воздействий, а с другой пропускает необходимые для нас энергии. Она обеспечивает нам возможность выражать себя в мире и, вместе с тем, сдерживать, «контейнировать» определенную внутреннюю энергию.

    В психотерапии понятие «граница» является широко используемым. Опыт переживания границы концептуализируется в виде «линии, обода или мембраны», разграничивающих "Я" и «не-Я». Установить границы — это значит определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром.

    Психологическая граница формируется в процессе осознания своего собственного внутреннего пространства и его отстаивания, преодоления симбиотических отношений. Такое преодоление означает обретение права на самоопределение, свободу, но вместе с тем и ответственность за себя .

    Психическое развитие есть, по сути, выстраивание психологической границы .

    Адекватное и дифференцированное восприятие человеком границы физического тела, способствует переживанию «Я есть» и является фундаментом самоидентичности. Осознание и оптимизация психологической границы обеспечивают переживание «Я могу» и является основой активности человека.

    Варианты изменений оптимальной психологической границы представлены ниже в таблице.

    Для адекватного взаимодействия человека с окружающим миром важно владение всем спектром вариантов изменения границы. Ни один из вариантов не может быть априори правильным или неправильным. Он может быть интерпретирован лишь в контексте жизненной ситуации человека, логики его внутреннего развития. Однако базовым вариантом границы, позволяющим ей быть гибкой и адекватной, является способность удерживать ее в нейтральном состоянии, что соответствует переживанию спокойствия и уверенности в себе .

    Потребности, переживания Я Позитивные установки Состояние Я Психологическая граница Состояние Мира
    1 Потребность в покое, состоянии «здесь и теперь» Могу быть в контакте с миром и чувствовать себя спокойно Спокойное Нейтральная(в меру проницаема). Потенциально содержит в себе все другие характеристики границы Спокойное
    2 Непринятие воздействия Мира, потребности в защите, независимости Могу сказать «нет» Активное, вектор движения направлен против, сдерживает активность Мира Непроницаемая, что достигается путем увеличения ее плотности, изменения размеров, перетекаемости и др..
    3 Принятие воздействия Мира, потребности в эмоциональном насыщении, присоединении к иному Могу сказать «да» Пассивное, вбирающее воздействие Мира Полностью проницаемая, иногда растворенная. Активное, вектор движения энергии направлен в пространство Я
    4 Потребность в помощи, эмоциональном насыщении Могу попросить «дай» Активное, вектор движения направлен из пространства мира к себе Проницаемая и втягивающая Пассивное или активное, но вектор движения направлен не в пространство Я
    5 Потребность в самовыражении Могу выразить себя Активное, вектор движения направлен в пространство мира Проницаемая или частично проницаемая, позволяющая энергии выходить в пространство мира Пассивное или активное
    6 Потребность в сдерживании собственных чувств Могу сдерживать себя Активное, вектор движения направлен к себе Непроницаемая Пассивное или активное

    Если граница физического тела начинает осознаваться благодаря прикосновениям Мира, то психологическая граница формируется, прежде всего, в результате нашей собственной активности, собственных усилий. Психологическая граница возникает и развивается в результате осуществления человеком движений и действий и, вместе с тем, благодаря им, она проявляется .

    Движение воплощает и формирует взаимодействия между Я и Миром, оно воздействует, с одной стороны на Мир, с другой — на Я. Действие занимает место посредника между „объектом“ и „действующим“» .

    Осознание человеком особенностей собственных границ и их оптимизация возможны в процессе практической личностно-развивающей работы.

    Формирование оптимальной в данный момент, для данной ситуации границы предполагает соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Чувствительность к Себе предполагает умение концентрироваться внутри собственного тела, погружаться во внутреннее пространство.

    М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира» .

    Подавление чувственного начала формирует усеченное самосознание. Самоощущение, самочувствование является основой самосознания, формирует его «бытийный слой» (В. П. Зинченко). «Чувство собственной активности» (М. М. Бахтин), ощущения своего действования лежат в основе субъектности, самоорганизации поведения. Ведь истинно произвольное поведение есть следование осознанному выбору, сделанному на основе прислушивания к Себе, чувствования Себя (и, безусловно, Другого). А. В. Запорожец пишет: «предпосылкой перехода реакций из непроизвольных в призвольноуправляемые является превращение их из неощущаемых в ощущаемые..» .

    Второе условие, связанное с предыдущим, заключается в необходимости отстраниться от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе нашего прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и довериться внутренней спонтанности, открыться своему внутреннему опыту «здесь и теперь».

    Третье условие состоит в готовности встретиться со спонтанно возникающим, а значит, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить. Осознание своих потребностей и истинных чувств может вызвать болезненные переживания и, порой, требуется мужество, для встречи с самим собой.

    Прислушивание предполагает тишину и немыслимо в спешке. Оно весьма затруднительно в суетливости нашей жизни и ее зашумленности, однако оно является необходимым условием нашего самоосуществления. Навык прислушивания и осмысления того, что открылось, развивается через различные телесные техники. Одним из наиболее эффективных путей его развития является практика спонтанного, аутентичного движения, используемая, в частности, в арт-терапии.

    Для того чтобы человек мог понять Другого, он должен быть определенным образом настроен, психологически готов. Такая психологическая готовность возможна при наличии, по крайней мере, двух условий.

    Первое условие состоит в необходимости иметь развитые органы чувств, развитую способность чувствовать, быть восприимчивым к новому.

    Второе условие состоит в том, что для понимания другого человека необходима, по выражению А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого». Она возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми». Чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я. Тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлен. Ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить».

    Выполнение одного и другого условия возможно в результате освоения человеком внутреннего пространства, его дифференцированности и осознанного принятия. «Характер восприятия внешнего пространства является функцией развития внутреннего пространства», — пишет Д. В. Михалевский. Если эти два условия соблюдены, то становится возможным вхождение в резонанс с внутренним миром Другого, его чувствование, т.е. «бытие на одной с ним волне».

    Двунаправленная чувствительность, с одной стороны, является необходимым условием адекватного функционирования границы, а, с другой стороны, гибкость границы обеспечивает возможность чувствительности. Чувствительность к миру и чувствительность к себе, как вдох и выдох, бессмысленны друг без друга и вместе составляют единый цикл и единицу развития.

    Учитывая вышесказанное, структура программы формирования оптимальной психологической границы личности младшего школьника, по нашему мнению, выглядит следующим образом:

    Блок 1
    (4 занятия).

      Компенсация возможных отставаний в развитии психологического пространства:
    1. Собственное тело (младенчество):
      • образ собственного тела (дифференцированный и интегрированный);
      • телесные ощущения;
      • возможности тела и его частей (разнообразные движения, активность - пассивность, мимика, позы);
      • забота о собственном теле (самообслуживание, гигиена, здоровье);
      • отличие и подобие с другими людьми (пол, возраст, комплекция, желания, основанные на физических возможностях).
    2. Личная территория и вещи (раннее и дошкольное детство):
      • необходимые и достаточные для жизни вещи; вещи для удовольствия; вещи особенного назначения;
      • количество вещей, вещизм;
      • моя территория, мой мир (размеры, защиты, местоположение, приоритеты);
      • обустраивание моего мира (вещи + мир).
    3. Время (с дошкольного по младший школьный возраст):
      • что меряет время (дела, режим, жизнь);
      • чем меряют время;
      • распознавание времени (по часам, календарю, линии жизни);
      • формирование своей линии жизни (по годам и событиям);
      • как переплетаются линии жизни разных людей.
    4. Социальные связи, вкусы и ценности (начинают формироваться в дошкольном возрасте, становятся регулятором поведения в подростковом возрасте):
      • что я люблю и почему;
      • что такое семья;
      • кто такой друг;
      • почему люди живут рядом друг с другом и, каковы основные принципы их взаимодействия;
      • зачем нужны правила взаимодействия и почему их нужно придерживаться, что будет, если не выполнять эти правила (в семье, в классе, в государстве - на разной территории).

    Блок 2
    (2 занятия).

      Развитие чувствительности к себе:
    1. Концентрация внутри себя и осознание своего внутреннего мира (мои чувства, ощущения, мысли, желания, потребности). Фокусировка на внутренней картине движения, перевод внимания от видимого, внешне наблюдаемого движения к его ощущению изнутри, «переключиться с внешнего свидетеля на внутреннего свидетеля». Видимое движение всегда осуществляется для Другого, оценивается с точки зрения Другого (красиво-некрасиво, правильно-неправильно и т.п.). Этот Другой, его критерии оценки, позиция, подразумеваются в случае видимого движения, поэтому оно осознанно или неосознанно программируется извне. Требуется значительное усилие, чтобы полностью сконцентрироваться на движении изнутри. Однако только в этом случае возможно распознать истинно свое движение, свой «внутренней голос», «организмический сигнал» (А. Менегетти), «естественный организменный оценивающий процесс» (К. Роджерс).
    2. Концентрация на внешнем мире с помощью активизации всех органов чувств (что я слышу, вижу, обоняю, осязаю, какие чувства у меня возникают, что я думаю и что я хочу сделать).
    3. Спонтанность (отстранение от рациональных, сделанных ранее выборов, возникших на основе прошлого опыта или опыта других людей, а во многих случаях искусственно привнесенных, и доверие внутренней спонтанности) развитие умения открываться внутреннему опыту «здесь и теперь».
    4. Готовность встретиться со спонтанно возникающим, с тем, что невозможно знать заранее, проконтролировать, не допустить.
    5. Соотнесение информации о состоянии внутреннего и внешнего пространств. Сообщение внешнему миру о состоянии внутреннего мира.

    Блок 3
    (4 занятия).

    1. Восприимчивость к новому.
    2. Понимание другого, идентификация (по выражению А. А. Ухтомского, «доминанта на лицо Другого», возможна тогда, когда «самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми», чтобы познать нечто отличное от самого себя необходимо преодолеть нарциссизм, успокоиться по поводу собственного Я, тот, кто идентифицируется, должен быть «пуст», освобожден от себя, разотождествлён, ведь, как гласит восточная мудрость, «если чаша наполнена, в нее уже нельзя ничего добавить»).
    3. Способы защиты (неконструктивные и конструктивные, экологичные).
    4. Мир без меня. Возможность чувствовать и себя, и ситуацию почти одновременно, «держать в себе и себя и мир» дает возможность решать задачи саморегуляции, самоорганизации и саморазвития, «быть Собой» во взаимодействии с Миром.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
    2. Запорожец А. В. Психология действия. М., 2000.
    3. Зинченко В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Послесловие к кн. Риты Л. Аткинсон, Ричарда С. Аткинсон и др. Введение в психологию. М. 2003.
    4. Нартова-Бочавер С. К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. N 1.
    5. В. А. Подорога Феноменология тела. М., 1995.
    6. Эльконин Б. Д. Самоощущение. Опосредствование. Становление действия // Междисциплинарные проблемы психологии телесности / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004.
    7. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.
    8. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005.
  • Стартовая страница


Три факта о расстановке границ
(внутренних границах):

1. 100% людей, рожденных и выросших в бывшем СССР страдают от нарушения своих границ и нарушают чужие границы эмоциональности.

2. Каждый день вы можете насчитать от 10 до 100 дискомфортных состояний разного уровня. Большинство из них не имеют позитивного фона развития, а только разрушают здоровье и отнимают покой. Все эти состояния замешаны на том, что вы не выстроили границы с другими людьми во времени.

3. Главное, что получает человек, создавший свой мир на уровне персональных границ - это ощущение контроля над своей жизнью и увеличение количества жизненных сил.

Два высказывания, над которыми стоит задуматься (по данной теме):

1. 85% участников, прошедших тренинг по программе « » Т. Астер сказали, что с этого тренинга нужно начинать все виды терапии и психологических тренингов. Причина в том, что прежде чем улучшать свой мир, нужно научиться его защищать, и не провоцировать мир и других людей в отношении себя.

2. 95% участников, прошедших тренинг по программе « » Т. Астер сказали, что они никогда и нигде не получали усвоенную информацию в открытом доступе на русском языке, и никогда не были знакомы с практиками, которые хоть сколько-то напоминают все увиденное.

Блоки, о которых важно знать

Блок 1

Женщина владеет природным ресурсом для создания и удержания экологичных границ на внутреннем, эмоциональном психическом уровне. Она ощущает эти невидимые глазу границы, как объективную реальность. Ее невозможно обмануть в том, что касается глубинного ощущения принадлежности территории. Но она редко владеет знаниями и навыками защиты, и пересмотра таких границ в коммуникации с внешним миром. Чаще всего, вслед за нарушением «тонких» границ, у женщины следует психический срыв. Наша задача - предотвращать потерю энергии в таких срывах, и обращать свою чувствительность во благо. Мы учимся выражать мнение о своих границах в форме делового и светского этикета, защищать и лелеять свое пространство, и пространство своей семьи.

Для мужчины нет ничего очевиднее, чем внешние физические границы мира. Границы мужчины - это всегда конкретная территория, конкретная собственность, женщина, и сфера своих мужских интересов. Мужчине очень сложно понять, что внутри этих обозначенных «мужских» границ есть еще какие-то невидимые «эмоционально-личностные». Для мужчин очень важно разобраться в том, что нарушая тонкие границы невидимого мира, он теряет силу для защиты границ физического мира. Мужчине очень важно воспринять правила формирования границ в отношениях, ибо только это знание и делает его джентльменом.

Блок 2

У каждого человека на уровне глубинного бессознательного есть своя модель, свой образец того, какие границы для него допустимы и комфортны. Этот гештальт персональных границ закладывается на этапе перинатального формирования, и после рождения до 10 – 12 месяцев. Травмы персональных границ, полученные в этот период на физическом и эмоциональном уровне остаются на всю жизнь в форме страха разной величины перед миром и людьми. За очень редким исключением, мы все поражены этим страхом, с которым каждый борется сам. Однако нужно не бороться с этими состояниями, а формировать комфортное для себя психологическое пространство общения с миром. Для этого нужно понять, что я хочу, какие границы мне комфортны, что является нормой границ. И далее научиться вести переговоры с миром о соблюдении этого персонального контракта.

Блок 3

Чтобы понять, что такое психологические границы, составьте список людей, отношения с которыми для вас являются регулярными, но не совсем комфортными. И затем подумайте, что внутри вас каждый раз возникает при общении. Именно в этом месте вы найдете информацию о том, из-за какой темы ваши взаимные границы были разрушены. Пока места разрыва границ не исцелены, нельзя исцелить сами отношения, потому что отношения не будут безопасны. На тренинге мы учимся исцелять взаимные границы, чтобы потом перейти к выравниванию любых отношений. В позитивном сценарии у нас должно хватать навыков для того, чтобы уметь принять и исцелить любые необходимые отношения, без потери своей целостности и силы.

Блок 4

Культура Советского Союза кроме всех ее позитивных и оптимистичных сторон начисто стирала понятие приватности. Приватность - это основа границ личности. Иметь свои границы, а тем более отстаивать их на территории бывшего СССР, слишком часто воспринимается как наглость, насилие и агрессия. Потому что у большинства людей своих границ нет, и поэтому они не ощущают важность приватности пространства других людей.

Что же такое приватность частного пространства другого человека?

Это самое важное и первое что у него есть. На приватности частного пространства выстраивается система эмоционального равновесия человека. В своей приватной зоне мы восстанавливаем свое здоровье, успокаиваемся и строим основы бытия.

В приватное пространство жизни входит целый ряд ценностей личности:

  • право на собственную территорию жизни, ее неприкосновенность: это своя чашка, свой стул, свои настройки ТВ, аккаунт в социальных сетях, квартира, стиль жизни;
  • соблюдение формальных норм и договоренностей, которые были озвучены изначально;
  • невмешательство в эмоциональное и психологическое состояние человека без его запроса.

Важные аспекты навыка соблюдения границ

Умение держать длинную межличностную психологическую дистанцию до тех пор, пока стороны по приглашению не договорились о сокращении дистанции.

Умение держать дистанцию на уровне различных культурных традиций.

Умение уважать деньги и время, являющиеся чужой частной собственностью, как величайшую ценность, на которую у нас нет никаких прав.

Каким образом люди разрушают границы других людей, накапливая карму опустошения своего жизненного пространства?

  1. Сплетни, как нарушение границ чужой репутации.
  2. Вырванное время, как похищение чужой жизни, ибо жизнь это и есть время.
  3. Ненужная трата денег, как форма прямой социальной зависти и стяжательства.
  4. Проникновение в тесное общение, как похищение времени на раздумья, работу, образование, нужные знакомства.

Для тех, кто вырос в социалистической или бедной среде является большой проблемой тренировка своих границ и наработка навыка сохранения границ других людей. Но эта проблема решаема путем обучения, формирования навыка, утончения восприятия жизни. Цель ясна - создать жизнь, наполненную истинными разнообразными ценностями, которые нужны для развития и роста. Для накопления ценностей мы нуждаемся в правилах установки границ.

Вот, вы вежливо просите партнера вернуться к соблюдению договоренности о финансах, времени и формате общения. А в ответ он «отмораживается», проявляя мертвецкую апатию, выдает большую дозу агрессии или пропадает из эфира без извинений. Креститесь и идите пить чай. Он всего лишь, или она, хочет сожрать вас, вашу энергию и силы, ваше внимание и участие. Такой человек не хочет работать, он хочет энергии под видом социально приемлемого взаимодействия. Все в сад! Энергия сегодня самый дорогой, востребованный и редкий вид предложения. Держите свои активы подальше от авантюристов-однодневок, лишенных дара строить долговременные теплые связи взаимной заботы.