Успенский Глеб Иванович (1843–1902). Глеб иванович успенский е годы позапрошлого века

русский писатель, близкий к народническому движению

Краткая биография

Глеб Ива́нович Успе́нский (25 октября 1843, Тула - 6 апреля 1902, Петербург) - русский писатель, близкий к народническому движению.

Родился в семье провинциального чиновника. Учился в гимназии - сперва (с 1853 года) в Туле, потом (с 1856 по 1861 гг.) - в Чернигове. После окончания курса поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета (отчислен в связи с материальными затруднениями), а в 1862 году поступил на юридический факультет Московского университета, но в следующем году оставил его из-за недостатка средств.

Творчество

Начало литературной деятельности

Литературную деятельность Глеб Иванович Успенский начал летом 1862 года в педагогическом журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (псевдоним - Г. Брызгин ).

В 1864-1865 годах Успенский сотрудничал с изданием «Северное сияние», где он писал тексты к литографиям картин.

«Отечественные записки»

Юность Успенского пришлась на 1860-е годы; в это время сложились его основные стремления.

Революционное движение много внимания уделяло городской бедноте; сюда и обратилось на первых порах внимание писателя. Изображению этих слоёв и были посвящены его первые произведения, а в особенности серии очерков «Нравы Растеряевой улицы» и «Разорение» .

В 1868 году Успенский начал постоянное сотрудничество с журналом «Отечественные записки», который в это время перешёл под редакцию Некрасова и Щедрина. Почти исключительно в этом журнале Успенский и помещал свои произведения до закрытия его в 1884 году.

В 1871 году (по другим данным в 1872) Успенский поехал за границу, побывал в Германии и во Франции (в Париже). В январе 1875 года он вновь уехал за границу, пробыв там до конца лета 1875 года, в это время он жил в Париже и Лондоне.

Там Успенский сблизился с представителями «Народной воли». В квартире Успенского корифеи «Народной воли» встречали вместе с хозяином новый 1881 год.

По возвращении из-за границы Успенский поступил на службу в управление Сызрано-Вяземской железной дороги.

Вернувшись в Россию, Успенский решил поближе присмотреться к русскому крестьянству, на которое до этого времени он обращал мало внимания. Для этого он поселился в деревне Сябреницы в Новгородской губернии.

Осенью 1879 года Успенский поселился в Петербурге, в это же время в деревне Чудово Новгородской губернии он построил себе дом. Кроме того, Успенский путешествовал по России (на Кавказ, в Сибирь).

В. И. Ленин отмечал самостоятельность Успенского по отношению к народникам. Ленин многократно использовал образы Успенского; характерна сочувственно приводимая им цитата из работы раннего русского марксиста Гурвича: «Со своим превосходным знанием крестьянства и со своим громадным артистическим талантом, проникавшим до самой сути явлений, он не мог не видеть, что индивидуализм сделался основой экономических отношений не только между ростовщиком и должником, но между крестьянами вообще» (цитируется Лениным в кн. «Что такое „друзья народа“?», Соч., т. I, 158) Ленин В. И. ПСС. - Т. 1. - С. 263..

Последние годы

С осени 1889 года у Успенского начинается нервное расстройство, которое переходит в сумасшествие (прогрессивный паралич). Осенью 1892 года Успенский был помещён в Колмовскую больницу для душевнобольных в Новгороде, где и провёл последние годы своей жизни.

В Колмово Успенского посещал народник Н. С. Тютчев, о чём в литературной форме рассказывается в одном из эпизодов повести Юрия Давыдова «Вечера в Колмове».

Дочь Успенского Вера была женой эсера Б. В. Савинкова (с 1899 по 1908 год).

Умер Успенский от паралича сердца в 1902 году. Похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.

Названа улица в Иркутске

  • Дом-музей в деревне Сябреницы Чудовского района Новгородской области.

В филателии

Почтовая марка СССР, 1952 год

Почтовая марка СССР, 1963 год

В топонимах

  • Улица Глеба Успенского - улица в Московском районе Санкт-Петербурга.
  • Улица Глеба Успенского в Гагаринском районе города Севастополя.
  • Улица в городе Иркутске (Правобережный район, между улицами Щорса и Полевой).
  • Улица в Ленинском районе Нижнем Новгороде.
  • Улица в пгт Малаховка (Люберецкий район, Московская область).
  • Улица Глеба Успенского в Перми.
  • Улица Глеба Успенского в Туле.
  • Улица Глеба Успенского в Бугульме.
  • Улица Глеба Успенского в Борисполе (Украина).
  • Улица Глеба Успенского - улица в Виннице (Украина).
  • Улица Глеба Успенского в Луганске (Украина).
  • До 2016 года - улица Глеба Успенского Чернигове (Украина).
  • В Нижнем Тагиле улица Глеба Успенского
  • Улица Успенского в Мурманске
  • Улица Глеба Успенского, город Рыбинск

Библиография

  • Сочинения, 8 тт., изд. Ф. Павленкова, СПБ, 1883-1886; то же, 3 тт., со вступ. статьей Н. Михайловского, издан. то же, СПБ, 1889-1891 (несколько раз переиздавалось при жизни автора без изменений)
  • Полное собрание сочинений, 12 тт., изд. Б. К. Фукса, Киев, 1903-1904 (наиболее полное изд., осуществлявшееся при участии сына писателя А. Г. Успенского; в т. XII напечатаны 22 рассказа, не включавшиеся ранее в собр. соч. У., и библиограф. указатель к сочин. У.); то же, с биограф. очерком, сост. Н. Рубакиным, 6 тт., изд. А. Ф. Маркса, СПБ, 1908 (повторение предыдущего изд.); то же, 6 тт.. изд. Лит.-изд. отдела Комиссариата народн. просвещения, П., 1918 (перепечатка предыдущего изд.)
  • Избранные произведения. Под ред. И. П. Кубикова, Гиз, М., 1926
  • Сочинения и письма в одном томе, под ред. Б. Г. Успенского и др., Гиз, М. - Л., 1929
  • Избранные рассказы, Гос. изд. худож. литературы, Л., 1934
  • Избранные произведения, Ред., комментарий и биографич. очерк А. С. Глинки-Волжского, Гослитиздат, М., 1935
  • Несобранные произведения, Ред., предисл. и примеч. Р. П. Маториной, т. I, Гослитиздат, М., 1936 (опубликовано 30 произведений Успенского, относящихся к 1860-1870-м гг.).
  • Собрание сочинений. В 9 т. Под ред. В. П. Друзина. - М.: Гослитиздат, 1955-1957

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1864-1865 - Вознесенский проспект, 3;
  • 11.1866 года - доходный дом - Большая Мещанская улица, 4;
  • 11.1866 - 05.1867 года - дворовый флигель дома Гассе - Литейный проспект, 36, кв. 34;
  • 10.1870 - лето 1871 года - доходный дом С. Воронина - Невский проспект, 111;
  • 09.1871 - 04.1872 года - доходный дом С. Воронина - Невский проспект, 111;
  • 12.1872 - весна 1873 года - доходный дом - набережная реки Фонтанки, 116;
  • 12.1873 - 09.1874 года - доходный дом - Троицкая улица, 8;
  • 09.1874 - 12.1875 года - гостиница Ф. Д. Серапина - Царскосельский проспект, 22;
  • 01.1876 года - лаборатория министерства финансов - набережная Екатерининского канала, 51;
  • 12.1876 - 04.1877 года - дом Кавоса - Столярный переулок, 6;
  • осень 1879 - весна 1880 года - дом Кавоса - Столярный переулок, 6;
  • осень 1880 - весна 1881 года - доходный дом Сивкова - набережная Обводного канала, 133;
  • 1883 год - гостиница «Пале Ройяль» -

Глеб Иванович Успенский родился в Туле в 1840 году; отец его был секретарем Тульской казенной палаты. Учился юный Глеб в Тульской гимназии, из которой перешел в Черниговскую. В 1861 г. он поступил в Московский университет.

О своей юношеской жизни писатель сохранил очень печальные воспоминания, как о времени, когда он томился тщетной жаждой насытить ум и душу плодотворным содержанием. Окружающая его жизнь была мелка и пуста, и юноше не откуда было искать поддержки, помощи и сил для обновления жизни. Однообразное и мелкое существование обывателей дореформенной провинции, которым возмущался Салтыков-Щедрин , угнетало юношу, чувствовавшего смутный позыв к чему-то иному.

Глеб Иванович Успенский

В своей краткой автобиографии он повествует о туманных влечениях своей молодости, мучительных вследствие своей неясности и бесплодности. «Вся обстановка моей личной жизни до 20-ти лет, говорит писатель, обрекла меня на полное затмение ума, полную погибель, глубочайшую дикость понятия, неразвитость, и вообще отделяла от жизни белого света на неизмеримое расстояние. Я помню, что я плакал беспрестанно, но не знал, отчего это происходит. Не помню, чтобы до двадцати лет сердце у меня было когда-нибудь на месте». Последние две фразы указывают на ту особенность повышенной тревожной внутренней жизни, которою отличался Успенский всегда и отпечаток которой виден в его произведениях.

Из Московского университета Успенский перешел в Петербургский, но и последнего не кончил. Литературная деятельность его началась с 1866 года рядом очерков, под общим названием «Нравы Растеряевой улицы », печатавшихся в «Современнике». После закрытия этого журнала очерки были перенесены в журнал «Луч», но и это издание постигла та же участь, и в конце концов в сильно урезанном и переработанном виде «Нравы Растеряевой улицы» появились в «Женском Вестнике».

Бытовые реальные очерки, в которых изображался грубый уклад мелкой мещанской жизни, должны были подвергнуться переработке сообразно направлению журнала. «Судите, – говорит Успенский, – что должна была претерпеть «Растеряева улица» со своими пьяницами-сапожниками и мастеровщиной, появляясь в журнале, посвященном женскому развитию, женскому вопросу. При всем моем глубоком желании, чтобы пьяницы вели себя поприличнее в дамском обществе, все они до невозможности пахли водкой и сокрушали меня. Но что же было делать? Я их умыл и приодел, и они стали только хуже, а правды в них меньше».

Литературная деятельность Успенского вследствие тяжелых общественных условий, отсутствия журналов, в большинстве закрытых, одиночества и нужды проходила в довольно мрачной обстановке.

В 1871 году Успенский уезжает за границу, посещает Париж, славянские земли, Лондон. К этому времени приурочивают перелом в литературной деятельности Успенского. В своих полу-беллетристических, полу-публицистических произведениях он от изображения типов городской бедноты переходит к своей главной теме: к мужику, к деревне.

Возвратившись на родину, он печатает целый ряд произведений, посвященных исключительно его новой теме. «Черная работа», «Малые ребята», «Люди и нравы современной деревни», «Власть земли » и другие очерки дают неприкрашенный, объективно воспроизведенный быт крестьянина и типы русской деревни.

Литературная деятельность Успенского была прервана тяжким психическим недугом.

Скончался он в 1902 году.

Биография Успенского Глеба Ивановича

Происходил из небогатой чиновничьей семьи, учился в Тульской гимназии, а затем в Черниговской гимназии. Будущий писатель наблюдал жизнь трудовых слоев Тулы и крестьянских деревень, с детства был знаком с богатством народного языка и народного творчества. В гимназии под влиянием журнала «Современник» и передовой русской литературы определились его литературные склонности.

В 1861 году Успенский поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре оставляет его в связи со студенческими волнениями. Обучение в Московском университете также не осуществилось в связи с материальными затруднениями.

В 1862 году началась литературная деятельность Успенского в журнале «Ясная Поляна» Л.Н. Толстого. Успенский сближается с кругом писателей-демократов (Левитовым, Решетниковым и др.), ведет типичный для того времени образ жизни литератора-разночинца. Он сотрудничает в разных изданиях, часть его очерков и рассказов печатается в «Искре», «Русском слове», «Современнике». Успенский сближается с Некрасовым, что способствовало его выходу как писателя на широкую литературную дорогу.

Рассказы и очерки Успенского первой половины 60-х годов многочисленны и разнообразны по содержанию. Основной круг его тем - жизнь и быт чиновничества («Гость», «Эскизы чиновничьего быта», «Зимний вечер» и др.), мелкого трудового и мещанского люда городской провинции и обеих столиц («Народное гулянье во Всесвятской», «Старьевщик», «Бесприютные», «Дворник» и др.), тогда же появляются первые произведения на деревенские темы («В деревне», «Побирушки», «Сельские сцены» и др.).

Первым крупным произведением Успенского, обобщившим ранний опыт писателя и явившимся важным этапом в его творческом развитии, были очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866), начало которых появилось в «Современнике» незадолго до закрытия журнала. Они написаны на материале наблюдений за жизнью Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты - ремесленников, рабочих; вместе с тем писатель продолжил зарисовку убогой жизни чиновников (семья Претерпеевых, образ Толоконникова и др.), мещан (очерки «Мещанин Дрыкин», «Балканиха», «Медик Хрипушин» и др.). Большим достижением художника явились образы мелких буржуазных хищников, дельцов, кабатчиков, наживавшихся на народной нужде, невежестве, пьянстве; особенно ярко очерчен образ Прохора Порфирыча , являющегося сюжетным центром произведения. В «Нравах...» сказались существеннейшие черты дарования Успенского как самобытного художника-реалиста - его острая наблюдательность, искусство диалога, рассказчика, сочный юмор, умение создавать обобщающие картины и образы.

Крупнейшим произведением Успенского конца 60-х- начала 70-х годов явился цикл его повестей «Разоренье» - «Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), «Тише воды, ниже травы» (1870) и «Наблюдения одного лентяя» (1871). Для Успенского в этом произведении характерно обращение к крестьянской жизни, к проблемам отношения передовой разночинной интеллигенции к народу. В последующих частях «Разоренья» характерно нарастание интереса писателя к крестьянской жизни и к проблемам отношений передовой разночинной интеллигенции к народу. Все это делает «Разоренье» этапным произведением писателя на грани 1860 и 1870-х годов.

В творчестве Успенского, в его мировоззрении в период 60–70-х годов нашло отражение положение народа, крестьянства пореформенной деревни.

Знакомство с народническими кругами способствовало более обостренному и пристальному интересу писателя к крестьянской жизни. За границей писатель знакомится с Тургеневым. Их дружеские связи не прекращаются в течение всей жизни Успенского.

В 70-е годы писатель глубоко проникает в картины крестьянской жизни. Захваченный проблемами народной, крестьянской жизни, Успенский в конце 70-х годов решает ближе узнать деревенскую жизнь. В 1877-м он все лето проводит в селе Сопки, Валдайского уезда, Новгородской губернии, весной же следующего года с женой едет в Самарскую губернию и работает письмоводителем ссудо-сберегательного товарищества в село Сколково. Результатом наблюдений и изучения разных сторон крестьянской жизни явился цикл очерков, получивших название «Из деревенского дневника» (1877-1880). Фактические по своей основе, очерки давали глубокую обобщающую картину жизни пореформенной деревни. Очерки вызвали большую волну откликов как в критике, так и в широких читательских кругах, прежде всего потому, что писатель смело и правдиво раскрыл противоречия деревенской действительности, показал разложение крестьянской общины, на которую так много надежд возлагали народники, воссоздал картину пореформенного разорения деревни, малоземелья, растущего влияния кулачества и т.д. Очерки были ярким произведением и в художественном отношении: здесь проявилось мастерство писателя в обрисовке уклада жизни целых социальных слоев, искусство авторского повествования в сочетании с рассказами самих героев очерков. Начиная с очерков «Из деревенского дневника» крестьянская тема становится главной, определяющей в творчестве Успенского.

Главнейшие очерки и рассказы 70-х годов Успенский объединил впоследствии в цикл «Новые времена, новые заботы». Под «новыми временами» писатель понимает пореформенную эпоху в России, новые явления в жизни различных слоев русского общества, разорение деревни, все более широкое развитие капитализма. Картины крестьянской жизни, проникновение в деревенскую глушь буржуазного предпринимательства рисуются в рассказе «Книжка чеков», открывающим цикл. Сложные вопросы народной жизни затрагиваются во всех произведениях цикла . В произведениях Успенского 70-х годов полностью определилась новая творческая манера писателя, характерная и для всего последующего творчества: сочетание художественного, образного показа действительности с публицистическими рассуждениями, доказательствами, комментариями. Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, рассказа . Излюбленным жанром писателя становится очерк, многоплановые циклы очерков и рассказов.

Последующими главными циклами крестьянских очерков Успенского явились «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) и «Власть земли» (1882); к ним тесно примыкает ряд отдельных очерков и рассказов: «Непорванные связи», «Равнение “под окно”», «Малые ребята», цикл «Без определенных занятий» и др. В этих произведениях писатель все глубже и разностороннее рисует современную деревню, расслоение крестьянства, дает меткие характеристики не только хищничеству кулаков, но и собственническим устремлениям, индивидуализму крестьянина-труженика. В произведениях этой поры и особенно во «Власти земли» Успенский стремится определить основные закономерности крестьянской жизни, быта, крестьянского миросозерцания. В результате писатель приходит к выводу, что определяющим здесь являются условия земледельческого труда, связь с землей - «власть земли» в широком смысле слова. Реалистическое мастерство Успенского в очерках о деревне, о русской пореформенной действительности поставило его в один ряд с выдающимися русскими писателями. Об очерках «Крестьянин и крестьянский труд» Тургенев писал, что у Успенского не одно знание деревенского быта... но проникновение в самую его глубь, художественное схватывание черт и типов.

Важным произведением периода 1880-х годов явились очерки «Живые цифры» (1888), в которых ярко запечатлены образы тружеников деревни, продолжающих или цепляться за свой нищенский надел земли, или вынужденных уходить из деревни на заработки в город, на фабрики и заводы, на железные дороги. Очерки явились выдающимся достижением художественного метода Успенского - сочетания кропотливого исследования, страстной публицистики с яркой образностью, с богатством речевых характеристик, тонким юмором.

Творчество Успенского: темы, идеи, жанры и образы.

Особое место в демократической прозе занимает творчество Г.И. Успенского. Этнографические тенденции в беллетристике Успенского были еще отмечены современной ему критикой и отечественным литературоведением. Горький среди фигур писателей, повторяющих В.И. Даля в русской литературе, называл и Г.И. Успенского. Его творчество 1860–1870-х годов близко к шестидесятникам по тематике, идейно-художественному своеобразию и структуре, жанрам, общности изображения явлений и героев. В ранних произведениях Г.И. Успенского заметно влияние далевских традиций, натуральной школы, особое отношение к этнографии и фольклору. Успенский собирает, записывает жанры устного народного творчества, внимательно изучает экономическую и социальную жизнь различных слоев русского общества, разъезжая по разным губерниям России, и приходит к заключению: «Работать для этого бедного народа, служить ему и сердцем, и (даже) мечом, а если нет меча, то и умом – вот была нянькина сказка, колыбельная песня всего, что носило в груди не кирпич, а сердце».

Фольклорно-этнографические материалы широко включаются им и глубоко осмысливаются в его произведениях, используясь в разных художественных функциях. Изучение фольклора вместе с социально-экономическими условиями жизни и этнографии давало объективное представление писателю о жизни и быте народа. Без досконального, всестороннего изучения русской деревни и традиционного крестьянского творчества Успенский не пришел бы к главному своему открытию – к объяснению мировоззрения мужика, его нравственной силы, эстетики и моральных устоев через стихийную «власть земли», которая определяет, формирует как весь жизненный уклад земледельца, так и его духовную культуру.

Этнографические элементы входят в раннее творчество писателя: описываются различные типы столичной нищеты, улицы Москвы, праздничные балаганы . Однако уже здесь для него характерны не просто этнографические описания, но и особое внимание к социальным явлениям. Очерки Успенского отличаются известной фактографичностью стиля, фиксацией событий, попавших в поле зрение, зарисовками отдельных картин с включением реплик, обрывков разговоров и т.д. Жанры очерков, по определению самого Успенского, близки к этнографической литературе путешествий: «По пути (дорожные впечатления)», «Прогулка», «На постоялом дворе», «Наблюдения Михаила Ивановича» и др. В шестидесятые годы Успенский по отношению к изучаемому материалу и способам его освещения был близок к далевской этнографической школе, опирался на опыт очеркистов- шестидесятников, от них отталкивался и следовал за ними. Их объединяла близость тем, жанровое своеобразие, принципы подхода к изображению, стилевые тенденции, способы использования фольклорно-этнографических материалов, знание и доскональное изучение разнообразных сторон народной жизни, а также проникновенное личностное отношение к судьбе крестьянства. Успенский писал: «Действительность живая, неприглядная, корявая, рваная, забитая, глупая, плачущая, ругающаяся или в поте лица бьющаяся из-за куска хлеба, положительно терзала меня».

Русский писатель-демократ Глеб Иванович Успенский в 1869 году более трех месяцев жил в Липецке, поправляя здоровье на курорте «Липецкие минеральные воды». В то время он уже был известен как самобытный художник-реалист, автор книги очерков «Нравы Растеряевой улицы», повести «Разорение», ряда значительных публицистических произведений.

О пребывании Глеба Успенского в Липецке свидетельствует его переписка с родными и друзьями, которая дает возможность судить о мыслях и чувствах писателя в тот период, о том, чем он занимался и как проводил время.

В своих письмах Г. И. Успенский описывает Липецк второй половины XIX века. В письме к невесте А. В. Бараевой от 1 июня 1869 года он писал: «Липецк мне нравится... заметен некоторый порядок, чистота, а главное широта. Нету той каменной тесноты, как в Ельце, которая давит с боков и мучает рубцами камней ноги» 1 .

В описываемый период Липецк был известным в России курортом. Г. И. Успенский, находясь здесь, не только поправлял свое здоровье: он активно занимался литературной и общественной деятельностью. Именно в это время писатель плодотворно работает над второй частью трилогии «Разорение» – повестью «Тише воды, ниже травы». Работа над повестью так захватила Г. И. Успенского, что он решает задержаться в Липецке. «...Остаюсь в Липецке... до конца лета. Здесь будет матерьял» 2 , – пишет он А. В. Бараевой.

В результате впечатлений, накопившихся за время пребывания в Липецке, у Г. И. Успенского появилась мысль написать для «Отечественных записок» очерк «Липецкие воды». В печати очерк не появился, но о замысле своем писатель сообщал в письме к Н. А. Долганову 26 июня 1869 г. 3

В липецкий период Г. И. Успенский ведет оживленную переписку с одним из редакторов «Отечественных записок» М. Е. Салтыковым-Щедриным. Здесь он познакомился и с поэтом Я. Полонским, также отдыхавшим на курорте. В письме к Я. Полонскому 31 июля 1869 года Г. И. Успенский писал: «Не откажите принять участие в литературно-музыкальном вечере в пользу училищной Липецкой библиотеки».

А «Липецкий летний листок» № 3 за 1869 год сообщал: «Самое выдающееся событие за последние дни – это литературный вечер 8 августа в пользу публичной библиотеки уездного училища, в котором приняли участие новые лица: литераторы Полонский и Успенский, как образцовые и вполне оригинальные чтецы» 4 .

Собранные от вечера средства поступили библиотеке уездного училища, а спустя неделю прошел второй литературный вечер, сборы от которого были переданы погорельцам села Студенки.

Г. И. Успенский не раз посещал и очень полюбил окрестности Липецка. Он бывал на лесной ферме, где располагалось егерское училище.

«Недалеко от Липецка есть лесная ферма, где учится мой брат. Там действительно хорошо, и люди там отличные; недавно я был там на охоте. Мне ужасно понравилось, и я думаю снова идти туда на Петров день. Охота тем хороша, что можно ходить сколько угодно и не чувствовать усталости» 5 .

Кроме Липецка и его окрестностей Г. И. Успенский летом 1869 года близко узнал древний город Елец и село Богословское (ныне Калиновка Становлянского района), где учительствовала его невеста Александра Васильевна Бараева.

Впоследствии, находясь в разных краях России и за границей, Глеб Иванович Успенский в письмах к жене тепло вспоминал липецкие места, людей и природу Черноземья.

1 Успенский Г. И. Полное собрание сочинений: в 14-ти т. – М-Л, 1951. – Т. 13. – С. 71, 72.
2 Там же. – С. 71, 72.
3 Успенский Г. И. Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 208.
4 Огрызков К. Глеб Успенский в Липецком крае // Собеседник. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. - С. 240.
5 Успенский Г. И. Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 207-208.

Произведения Г. И. Успенского, связанные с Липецким краем,

  • Тише воды, ниже травы // Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1950. – Т. 2. – С. 137.
  • Полное собрание сочинений. – М., 1954. – Т. 14. – С. 204, 206, 541: [Пребывание в Липецке].
  • Собрание сочинений: в 9-ти т. – М., 1957. – Т. 9. – С. 204-210: [Пребывание в Липецке].

Литература о связях Г. И. Успенского с Липецким краем

  • Огрызков К. Глеб Успенский в Липецком крае // Собеседник. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. – С. 237-243.
  • Киреев Р. Гибель мне предстоит неминучая: [Г. Успенский и его жена А. В. Бараева, упоминаются Елец и Липецк] // Домашний очаг. – 1998. – № 2. – С. 178-181.
  • Огрызков К. Встреча на курорте: [о встречах на Липец. курорте летом 1869 г. Г. Успенского и Я. Полонского] // Липецкие известия. – 1998. – 16 окт. – С. 16.
  • Ветловский И. Невеста из Калиновки // Добрый вечер. – 2002. – 20-26 февр. (№ 8). – С. 17.
  • Медведев В. Глеб Успенский о Липецке // Липецкая газета. – 2010. – 2 апр. – С. 5.
  • Скорохватова Е. За что сердились на директора // Липецкая газета. – 2010. – 16 нояб. – С. 4.

Справочные материалы

  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 411-412.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 205-206.
  • Русские писатели: биобиблиогр. словарь. – М., 1990. – Т. 2. – С. 333-337.
  • Писатели Липецкого края. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 129-132.

Успенский Глеб Иванович (13.10.1843-24.3. 1902), писатель. Родился в Туле в семье чиновника. Учился в Петербургском (1861) и Московском (1862– 63) университетах, которые не окончил из-за недостатка средств. Начал печататься в 1862 (в журнале Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» и журнале «Зритель»). В 1864-65 сотрудничал в журнале «Русское слово», в 1865-66 - в некрасовском «Современнике». Главные темы Успенского в это время - жизнь и быт мелких чиновников и городской бедноты. В очерках «Нравы Растеряевой улицы» (1866) разносторонне запечатлены картины жизни тульских ремесленников и рабочих, быт чиновников, мещан, буржуазных дельцов. В 1868 Успенский становится одним из основных сотрудников «Отечественных записок», литературным сотрудником Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. В цикле повестей «Разоренье» (1869-71) с глубоким проникновением в психологию представлены образы русских людей.

С к. 70-х центральной темой творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» (1877-80), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882), «Кой про что» (1886-87) и др., в которых он пишет о разорении крестьян-тружеников, разложении крестьянской общины. В 80-е Успенский создает циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции: «Без определенных занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884) и др. Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства нашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» (1885). Произведения о народной жизни в последний период творчества - «Живые цифры» (1888), «Поездки к переселенцам» (1888-89) и др. Реалистический художественный метод Успенского характеризуется сочетанием кропотливого исследования, страстной публицистичности с яркой образностью, богатством речевых характеристик, мастерством диалога, тонким юмором.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Успенский Глеб Иванович (1843 - 1902), прозаик. Родился 13 октября (25 н.с.) в Туле в семье чиновника. Детские годы прошли в спокойной, добросердечной атмосфере, среди любящих родных людей. Уже в раннем возрасте читал сказки и стихи Пушкина, Лермонтова, читал Карамзина.

В 1853 начинает учиться в Тульской гимназии, но, в связи с переводом отца в Черниговскую палату, заканчивает гимназический курс в Черниговской гимназии в 1861. Первые литературные опыты относятся к годам учебы в гимназии.

Поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но после студенческих волнений и в связи с материальными затруднениями отчислен в том же году. В 1862 поступил в Московский университет, однако проучился только год, так как не смог внести плату за обучение, и вынужден был уйти. Работал корректором в типографии. В 1864 после смерти отца пришлось заботиться о четырех сестрах и трех братьях.

В 1862 печатаются первые рассказы Успенского "Идиллия" и "Михалыч". Писатель находит поддержку в журналах "Русское слово" и "Современник". Решающее значение для литературной судьбы Успенского имело его знакомство с Некрасовым, оценившим его талант, его знание жизни и наблюдательность. Он опубликовал в "Современнике" первое крупное произведение Успенского "Нравы Растеряевой улицы" (1866). Позднее, когда взамен закрытого правительством "Современника" Некрасов взял в свои руки издание журнала "Отечественные записки", Успенский вновь стал его постоянным сотрудником. Здесь были напечатаны очерки и рассказы "Первая квартира", "Нужда песенки поет", "По черной лестнице" и др.

В 1869 - 71 было написано второе крупное произведение - "Разорение". Успенский был близок к деятелям народнического движения - Н.Михайловскому, П.Лаврову, В.Фигнер и др. Большую роль в развитии связей писателя с революционерами-народниками сыграли его поездки за границу в 1872 и 1875 - 76. Около года жил в Париже, где еще все напоминало о Коммуне 1871 и расправе над революционерами. Увиденные им места казни потрясли писателя. В Париже Успенский встретился с И.Тургеневым, их дружеские отношения затем не прекращались. Зарубежные впечатления нашли отражение в ряде очерков и рассказов ("Больная совесть", "Из памятной книжки", "Заграничный дневник провинциала" и др.).

В 1870-е годы Успенский, изучая жизнь пореформенной деревни, подолгу живет в деревнях. Результатом этих поездок явился цикл очерков "Из деревенского дневника" (1877 - 80). По мнению автора, крестьянство "до тех пор сохранит свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли...".

В 1884 правительство закрыло "Отечественные записки". Для Успенского начинается пора скитаний: Кавказ, Сибирь, Поволжье, Украина, новгородские леса и самарские степи. Но в этих новых впечатлениях он не видит ничего отрадного, все кажется ему беспросветным. Наступает болезнь. Литературная деятельность перестает приносить ему радость, хотя в 1885 выходит знаменитый рассказ "Выпрямила", а в 1888 - не менее знаменитые "Живые цифры". С 1892 писатель находился в Петербургской психиатрической лечебнице. Там он и скончался 24 марта (6 апреля н.с.) 1902.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

УСПЕНСКИЙ Глеб Иванович (13.10.1843-24.03.1902), русский прозаик, публицист. Сын чиновника, внук сельского дьячка. Не сумев завершить учебу в университете, рано начал печататься (с 1862 в ж. “Зритель” и “Ясная Поляна”) с очерковыми рассказами о жизни трущобного люда, нищих мастеровых и чиновников.

В “Современнике” Н. А. Некрасова печатается цикл очерков “Нравы Растеряевой улицы” (1866) о жизни пореформенной России.

После запрещения “Современника” и с переходом к Некрасову (при соредакторстве М. Е. Салтыкова-Щедрина) “Отечественных записок” (1868) Успенский получает постоянную работу, начинается новый этап его творческой жизни, отмеченный углубленными размышлениями о России 1860-70-х (цикл “Разоренье”, 1869-71). Трезвый, беспощадный реализм, глубина и точность социальных наблюдений резко выделяли писателя среди коллег-литераторов, ограничивавшихся обличительным бытописательством.

В н. 1870-х Успенский дважды выезжает за границу; впечатления от этих поездок легли в основу ряда его произведений последующих лет: “Больная совесть”, “Заграничный дневник провинциала”, “Письма из Сербии”. В очерковом цикле “Новые времена, новые заботы” (1873-78) писатель прослеживает растлевающее и обезличивающее влияние на русского человека капиталистического предпринимательства.

В к. 1870-х в творчестве и судьбе Успенского наступает поворот. Он пытается выявить источник “хитроумной механики народной жизни” и глубинные причины господства в русской жизни “прижимки”, т. е. обираловки трудящегося человека новыми, посткрепостническими притеснителями, и алкоголя. Успенский “идет в народ”, поселившись в Новгородской губ. Жизнь в селе, изучение быта и сознания крестьян приводят его к выводу о великой “власти земли” (“Из деревенского дневника”, 1877-80, “Крестьянин и крестьянский труд”, 1880, “Власть земли”, 1882).

Публикации Успенского в “Отечественных записках”, которые после смерти Некрасова до 1884 возглавлял Салтыков-Щедрин, вызывали резкие критические отклики как в литературной прессе, так и в народнической среде. Усиление капитализации страны писатель, в отличие от своих оппонентов, не склонен считать чем-то быстропроходящим и случайным; он предрекает, что “ужасность” власти капитала “будет понята читателями, когда статистические дроби придут к нам в виде людей, изуродованных и искалеченных”. В сб. “Живые цифры” (1888) за статистическими сводками предстают горькие картины нищеты и сиротства, изматывающий труд и полная беззащитность перед “властью капитала”.

В произведениях позднего Успенского еще отчетливее, чем прежде, присутствует личность самого автора: впечатлительного и ироничного, искреннего и деликатного, доверчивого и нетерпимого к фактам. Его не переставая мучила “русская неурядица”, “нескладица общей жизни”. С 1892 из-за тяжелой душевной болезни Успенский окончательно отошел от литературной работы.

Сочинения:

Соч. Т. 1-3. СПб., 1889-91;

Полн. собр. соч. Т. 1-14. М.; Л., 1940-54;

Собр. соч. Т. 1-9. М., 1955-57.