«Вальс - это танец влюбленных, вальс - это все - таки вальс…. Лекция концерт в музыкальной школе. Сценарий Сценарий лекции концерта вальс сквозь века

1 ведущий:

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец - это искусство движений в определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.

Открывает концерт Тихонов Сергей (баян). Он исполнит для вас танец бурре .

(пока ученик выходит и готовится к выступлению, ведущий знакомит слушателей с танцем, затем следует исполнение)

Бурре – старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI-XVIII вв. бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре часто встречался в сюитах XVIII века (например, “Английских” и “Французских” сюитах И.С.Баха).

А сейчас прозвучит сицилиана . (выходят артисты и готовятся к выступлению ).

Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII-XVIII веках. Его размер 6/8, с сочетанием пунктирного ритма. Он плавный и грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого-нибудь крупного произведения, например сонаты или сюиты .

Выступает дуэт баянистов: Фруктов Артем и Тихонов Сергей. Бах. Сицилиана.

Танцевальная музыка обычно сопровождает танец. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная . Музыка, под которую танцуют, называется прикладной. Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские танцы” Й.Брамса.

А сейчас мы послушаем “Словацкую плясовую” в исполнении трио домристов: Ерошкиной Наташи, Москалевой Инны и Наговициной Жени.

2 ведущий:

Нетрудно заметить, что это плясовая по характеру и ритму очень напоминает польку . Узнаем подробнее об этом танце. Итак...

Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили . В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.

Послушаем польку в исполнении Ильиных Никиты (баян). (Тихончук. Полька).

Танец, о котором пойдет речь, был не менее популярен в Европе в XIX веке.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова “мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии). Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то…
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк . В музыкальной литературе известны мазурки Ф.Шопена, Г.Венявского, М.Глинки, П.Чайковского.

Исполнит мазурку Аносова Настя (фортепиано). (Львов-Компанеец. Мазурка).

Танец, который прошел испытание временем и остается популярным сегодня, знают все. Конечно, это вальс.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях (показ на фортепиано ).

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Родина вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер . Широко известны фортепианные вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”.

Мы послушаем несколько вальсов разных композиторов.

  1. Д.Шостакович. “Лирический вальс” из сюиты “Танцы кукол”. Выступает Деркач Лена (фортепиано)
  2. Ф.Шопен. “Забытый вальс”, исполняет Косенок Ксения.
  3. Э.Григ. Вальс. Исполняет Смирнова Настя
  4. Черчилль. Вальс из мультфильма “Белоснежка и 7 гномов”. Исполняет Ерошкина Наташа (домра).
  5. Пляскин Степан исполнит вальс “Дунайские волны” (аккордеон).

3 ведущий:

Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот , что в переводе означает “лисий шаг”. И еще много разных популярных танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый предыдущий танец уступал место новому.

Танго – один из самых популярных танцев XX века.

В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго, пришедшее из другой испанской провинции-Андалусии. Оно так и называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни-танца – милонги. Так в начале XX века в Европу проникло и всех покорило аргентинское танго – медленный и томный парный танец.

По телевидению часто транслируют различные танцевальные конкурсы, где можно увидеть множество танцев разных стилей и направлений. А недавно появились телевизионные танцевальные шоу с участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое шоу “Ледниковый период” и “Звезды на льду”. Вы, ребята, наверняка смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар, танцующих танго – обязательного номера конкурса.

Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго. Такие пьесы встречаются и в репертуаре для учащихся.

Выступают Павлова Лена и Приступа Аня. В исполнении фортепианного дуэта прозвучит танго композитора Смелкова “На Бармалеевой улице”.

Болеро – еще один танец, родиной которого является Испания. Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп болеро умеренный, в трехдольном размере. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро” знаменитый композитор первой половины XX века М.Равель. Поэт Н.Заболоцкий посвятил его произведению замечательные строки стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –
Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…

Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!

Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое искусство.

Послушаем пьесу “Испанское болеро” композитора Е.Меццакапо. Выступает Ерошкина Наташа (домра).

В начале прошлого столетия фортепианные, но иногда и оркестровые пьесы получили некоторое распространение в профессиональной музыке, формировался новый музыкальный стиль - джаз . Регтайм был предвестником джаза. Ритмическая острота, несовпадение акцентов, блестящая переливчатость пассажей и жесткие аккорды – все это характерно для регтайма.

Выступает Панина Саша. Джоплин. Регтайм.

Rag по-английски значит “тряпье”, “лохмотья”, “грубая насмешка”, “скандал”. Беспорядочный, неравномерный, “рваный”, но, очень темпераментный, зажигательный ритм родился в музицировании северо-американских негров в кафе и танцевальных залах в конце XIX века.

Сейчас прозвучит еще одна пьеса в стиле регтайма композитора Фостера “Ой, Сюсанна”. Выступают Фарафонова Алина и Маврина Марина (фортепианный дуэт).

Композиторы разных стран и континентов нашего времени сочиняют много различных пьес в современных танцевальных ритмах. Они наполнены новыми мелодическими и ритмическими красками. Послушаем эти произведения.

Петерсон “Старый автомобиль”. Исполняет Викторова Маша.

В исполнении дуэта пианистов Стрелец Эли и Наумовой Даши прозвучит лирическая пьеса “Вечерний город”, которая и завершит наш концерт.

1 ведущий:

Ребята. Наш концерт подошел к концу. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились.

2 ведущий:

Вы услышали старинные танцы: бурре и сицилиану. Узнали многое о бальных танцах XIX века: вальсе, польке, мазурке.

3 ведущий:

Наверняка вам понравились испанские танцы болеро и танго, а также музыка (пьесы) в современных ритмах.

В концерте принимали участие ученики фортепианного, струнно-щипкового отделов, а также класса баяна и аккордеона. Вели концерт учащиеся 6 “а” класса.

До новых встреч в нашей музыкальной гостиной.

Список литературы.

  1. Рыцарева М.Г. “Музыка и я”, 1998г.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, 1983г.
  3. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. “В мире музыки” 1997г.
  4. Горюнов Л.П., “О развитии музыкальной культуры школьника”, 1994г.
  5. Брылина В.Л. “Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками”. Киев, 1995.

ВАЛЬС УСТАРЕЛ?

Когда мы слушаем вальс, в нашем воображении возникает какое-то кружение. Порою медленное и плавное, а, если мелодия подвижная, то неудержимое, стремительное. Наверное, потому и назвали вальс вальсом, ведь это слово по-немецки означает «вертящийся, кружащийся». Кружится вальс… Как началось это кружение 200 лет назад, так и не останавливается по сей день. Появилось немало других танцев: танго, фокстрот, твист, рок-н-ролл, но с улыбкой взирает на них вальс, сознавая свое превосходство и величие. Кружит он по всей планете и, видно, не остановится, пока будет жить музыка.

Вот любопытная бытовая картинка: народный праздник в австрийской деревне в области Ландль. Здесь самый любимый танец – лендлер. Когда-то это был танец сватовства, степенный и важный, со временем превратившийся в быстрый и веселый. Кавалер, выбрав понравившуюся ему девушку, выводил ее на круг, вращал партнершу вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами. Вот от этого танца и взял свое начало прекрасный вальс.

Однако путь вальса ко всеобщему признанию был нелегок. Аристократической и буржуазной среде многое в новом танце казалось неприемлемым. Движения вальса находили неприличными: виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе! Против вальса были официальные и неофициальные выступления. Но запреты не помогали, и вальс распространялся по Европе. XIX век прошел под символом вальса, его танцевали повсюду, и прежде всего, конечно в Вене, столице вальса. Жители австрийской столицы всегда отличались любовью к музыке, особенно к танцам. Для удовлетворения «танцевальных аппетитов» в Вене открыли много танцевальных залов. Говорят, что четверть населения этой столицы ежевечерне пропадала в танцзалах, особенно их привлекала туда прекрасная музыка Иоганна Штрауса. Когда Штраус появлялся со своей скрипкой в зале лишь на несколько минут, этого было достаточно, чтобы украсить весь танцевальный праздник и наэлектризовать публику. Это был демон венского музыкального народного духа, его вальсы перешагнули границы Австрии, и жители многих городов Европы закружились под его музыку. Тот, кому довелось услышать вальсы «Сказки Венского леса» или «На прекрасном голубом Дунае», понимает, почему весь мир влюблен в мелодии Штрауса. Недаром он носил титул «короля венского вальса». Ни один концерт прославленного маэстро не обходился без «Голубого Дуная», мелодии которого напевали и насвистывали повсюду. Этот вальс стал своего рода народным символом прекрасной Вены.

Особое место в «музее вальсов» занимают вальсы польского композитора Фридерика Шопена. Гениальный музыкант, чуткий и вдохновенный певец родной Польши, несравненный поэт фортепиано. Шопен был не только талантливым музыкантом, он обладал незаурядными актерскими способностями, писал стихи, рисовал карикатуры. А вальсы сочинял на протяжении всей своей такой короткой жизни, прожив всего 39 лет. Обращаясь к этому бытовому танцу, он опоэтизировал его. Вальсы Шопена отличает редкая мелодическая красота. Их немного, всего 17, но насколько они разные: есть мечтательные, лирические, а иным присуще вихревое, стремительное движение, полетность.

Фридерик Шопен был обручен с дочерью польского магната Марией Водзиньской. Эта девушка привлекала не только внешностью, она хорошо знала литературу, владела несколькими языками, писала стихи, неплохо пела. Но свадьба не состоялась, семья была против брака с пианистом, хоть и очень знаменитым. Шопен тяжело переживал этот разрыв. Однажды он собрал все письма Марии, присоединил к ним засохшую розу, когда-то ею подаренную, перевязал пакет и написал на нем: « Мое горе». А прекрасным памятником поэтической влюбленности Шопена стал его вальс, который назвали « прощальным вальсом Марии Водзиньской».

Еще звучит в моих ушах Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок, как трепетанье внешних крыл,

Как мир, который я открыл в смятенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,

Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу с природою в родстве.

В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина II, а при Павле I опубликовали полицейское предписание, запрещавшее « употребление пляски, вальсеном именуемой». Только Александр I высочайше утвердил вальс в правах, самолично исполнив тур танца на одном из придворных балов. Но запрет в искусстве бессмысленен, и венский вальс жил полной жизнью, зазвучал он и в России, но по-своему. Одним из первых создателей вальса был Александр Сергеевич Грибоедов, натура богато одаренная, проявившая себя на различных поприщах. Основным делом Грибоедова была дипломатическая служба. Подлинным жизненным призванием стала литература. Однако есть еще очень привлекательная грань личности А.С.Грибоедова – превосходный музыкант и композитор. К сожалению, он не записывал своих сочинений на бумаге, случайно сохранились только два вальса, оба пользуются огромной популярностью и звучат они чисто по-русски, с русской грустью.

«В городском саду играет духовой оркестр…» Такова была прекрасная традиция русского музыкального быта: в городах и парках играли духовые оркестры. Их репертуар составляли произведения так называемой садовой музыки: польки, марши, кадрили и вальсы, которые так приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям парка. Особую прелесть этим концертам придавали старинные русские вальсы «Грусть», «Осенний сон», «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии» и много других. Определение «старинные вальсы» не совсем верное, ведь большинство из них было написано в начале XX века. Дело, вероятно, заключается в том, что они так просты и словно возрождают некоторые черты русской музыки более раннего времени, отсюда ощущение их старины. Кроме того, эти вальсы, близкие друг другу общим настроением, воспринимаются в наши дни как музыка, навевающая грусть о чем-то давно прошедшем. Биография вальса «Березка» начинается с романса «Разбитое сердце» композитора Антона Рубинштейна. Музыка этого романса не отличалась особым совершенством. Прошло немало лет, и в начале XX века в репертуаре духовых оркестров появился вальс «Березка», мелодия которого была вальсовой переработкой музыки романса. Автором этого вальса был военный дирижер Евгений Михайлович Дрейзин. И «Березка» вошел в число самых исполняемых вальсов и в наше время.

Огромной популярностью во всем мире пользуется старинный русский романс «Очи черные». Стихи этой песни сочинил украинский поэт Гребенка. Предполагается, что он же был и автором первоначальной мелодии песни. Эта песня попала в репертуар цыганских певцов, где ее очень любили и часто пели. Существует, однако и другая версия возникновения песни «Очи черные». Сочинил ее кубинский композитор и гитарист Синдо Гарай, он много раз пел эту песню под гитару, и вскоре она распространилась во многих странах, достигнув и далекой России. Возможно, что от соединения стихов украинского поэта с мелодией кубинского музыканта, возник один из многочисленных вариантов песни «Очи черные». Наибольшую известность приобрел вариант Федора Ивановича Шаляпина, пластинка с записью песни-вальса «Очи черные», напетая великим певцом, разошлась по всему миру, что и было одной из причин невероятной популярности этого вальса.

«Вальсы…Разве это однообразно, скучно, назойливо? Они ведь очень разные. Впрочем я, грешный человек, не скрываю своей любви к вальсу»- это слова замечательного композитора И.О.Дунаевского. Достаточно назвать лишь некоторые песни: «Песня о Родине», «Как много девушек хороших», «Ой, цветет калина», как вы сразу вспомните всеми любимые мелодии. Необычайно многогранным было творчество этого композитора, он сочинял как серьезную симфоническую музыку, так и легкую, развлекатедьную. Но больше всего он любил писать музыку к фильмам. И в каждом фильме с музыкой Дунаевского можно услышать вальсы, очень оригинальные и мелодичные. Надолго запоминается необыкновенно красивая и выразительная мелодия «Лунного вальса», прозвучавшая в кинофильме «Цирк»

Образный мир пушкинской поэзии привлекал и вдохновлял на создание прекрасной музыки многих композиторов. Необыкновенно поэтична музыка, написанная Георгием Васильевичем Свиридовым к телефильму « Метель». Даже не глядя на экран, только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивается на фоне знаменитого вальса, в легких полетных интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия.

Похолодели лепестки

Раскрытых губ, по-детски влажных-

И зал плывет, плывет в протяжных

Напевах счастья и тоски.

Смятенье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный

И веет, веет ветер бальный теплом душистых опахал..

Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец одно другому. И вот он, никогда не покидавший танцзалов, дошел до нас. Сколько за это время появилось и отшумело танцев? А вальс живет и смеется над всеми модами века. Может быть, разгадка его в том, что когда танцуют вальс, каждой паре кажется, что их только двое, а вокруг огромный, вертящийся мир…

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3»

Лекция – концерт

"Танец в музыке"

Выполнила:

Преподаватель МУДО «ДШИ №3»

Сметухина Ирина Вячеславовна

г. Воскресенск

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на нашем необычном концерте.

Сегодня мы расскажем вам о танцевальной музыке. Танец существует столько же лет, сколько и человечество. Танец - возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Танец - это искусство движений в определенном ритме. Характер и ритм этих движений связан с традициями и условиями жизни разных народов, каждой исторической эпохи.


  1. Н. Дуссек «Старинный танец»
Исполняет на домре Шикарёва Татьяна – 2 класс


Главными характеристиками танца являются ритм - относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений; рисунок - сочетание движений в композиции; динамика - варьирование размаха и напряженности движений; техника - степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.


  1. П. Панин «Татарский танец»
Исполняет на гитаре Бахтина Анастасия – 3 класс

.
Менуэт – танец XVI – XVII вв., в умеренном темпе и трехдольном размере; название происходит от французского слова menu (pas menu - "шажок", "маленький шаг"). Менуэт занял место куранты и был основным придворным танцем с середины XVII по середину XVIII в. Изначально это был сельский танец, но затем менуэт превратился в образец французского придворного балета. Ж. Б. Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта - церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе. В XVIII в. он включался в клавирные сюиты (в трехчастной форме: менуэт - трио, собственно второй менуэт - менуэт), занимая место между сарабандой и жигой. Менуэт в сюите толковался как подвижный танец в простой фактуре. В отличие от большинства танцев эпохи барокко, менуэт в последующие эпохи не исчез, а стал частью циклической формы в классических сонатах и симфониях XVII и XIX вв. Менуэт классического периода испытал сильное влияние австрийского крестьянского лендлера, в результате чего в менуэте появились характерные широкие мелодические ходы, скачки. В Дон Жуане В. А. Моцарта менуэт, символизирующий аристократическое общество, написан в медленном темпе, но менуэт в симфониях и сонатах всегда отличался большей подвижностью.


  1. Л. Ронкалли «Менуэт»
Исполняет на гитаре Боярсков Александр – 1 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Сарабанда – танец XVII - XVIII вв. в медленном темпе, трехдольном размере. Название, происходит от персидского слова "сарбанд" - "лента, развевающаяся вокруг головы"; подобное название носили также песни определенного жанра. Первоначально это был озорной, буйный танец, но потом, попав во Францию в начале XVII в., сарабанда превратилась в танец медленный и важный. В операх сарабанда обычно выступала как символ величия Испании. В сюитах И.С.Баха и Г.Ф.Генделя сарабанда помещается между курантой и жигой, создавая темповый контраст.


  1. А. Корелли «Сарабанда»
Исполняет на гитаре Байбаков Константин – 4 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Бурре – старинный французский народный танец дровосеков (по-французски burree-вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками (как бы уминая связку валежника). В XVI – XVIII вв. Бурре распространился в придворном и городском быту, превратившись в подвижный, веселый танец. Размер двухдольный; начинается затактом. Бурре часто встречался в сюитах XVIII века (например, “Английских” и “Французских” сюитах И.С.Баха).


  1. И. С. Бах «Бурре»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.


  1. Г. Муффат «Бурре»
Исполняет на домре Москвитина Полина – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

.
Жига – Английский танец, распространенный в XVI в. Название происходит либо от старофранцузского слова giguer ("танцевать"), либо от древнеанглийского слова giga (народная скрипка). Сначала жига имела размер 4/4, позже жиги стали сочиняться в размере 6/8 с пунктированными восьмыми. В XVII и XVIII в. жига (с названием по-французски - gigue) попала в инструментальную сюиту и стала финалом в последовательности четырех основных танцев т.н. французской сюиты. Часто такие жиги сочинялись в полифонической форме, причем во втором разделе разрабатывалась тема, представляющая собой обращение темы первого раздела.


  1. Л. Обер «Жига»
Исполняет на домре Барынина Дарья – 5 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

Контрданс - старинный английский танец фольклорного типа. В контрдансе танцующие образуют две линии, лицом друг к другу - мужскую и женскую, используются самые разнообразные движения, часто из других танцев. Около 1685 г. контрданс распространился из Англии в Нидерланды и Францию и вскоре стал одним из самых любимых европейских танцев. Сначала музыка контрданса напоминала английские жиги (что доказывает сборник Георга Муффата Florilegium secundum, 1698), но в XVIII – XIX вв. для контрданса стал характерен пунктирный ритм. В контрдансе часто использовались народные наигрыши и другие популярные мелодии. Наилучшее собрание таких мелодий - сборник Джона Плейфорда Английский учитель танцев (The English Dancing Master, 1651), за которым последовали многочисленные сборники того же типа. Известностью пользуются контрдансы из опер «Зороастр» Рамо и «Дон Жуан» Моцарта. Популярная песня времен Французской революции a ira имеет в основе мелодию контрданса.


  1. Л. В. Бетховен «Контрданс»
Исполняет на домре Сметухина Юлия – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Гавот – танец в спокойном темпе и трехдольном размере, берущий (от провансальского слова gavoto - "житель области Овернь"). Изящный и радостный французский танец XVI – XVIII вв., исполнявшийся в умеренном темпе. Размер 2/2 или 4/4, начинается с затакта 2/4 или 2/8. Гавот состоит из двух частей по 8 тактов. Первоначально был частью бранля. В XVII в. был хороводным танцем, в XVIII в. превратился в парный танец с разными фигурами. Популярности гавота способствовал Ж. Б. Люлли. Гавот встречается в сюитах Куперена, Пахельбеля и особенно И.С.Баха.


  1. C. Бренчинелло “Гавот» из Партиты»
Исполняет на гитаре Ткаченко Дарья – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.
Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере пастушеской идиллии. Этот танец полюбили во всей Европе в XVII – XVIII веках. Его размер 6/8, с сочетанием пунктирного ритма. Он плавный и грациозный. Сицилиана могла быть одной из частей какого – нибудь крупного произведения, например сонаты или сюиты .


  1. И. С. Бах «Сицилиана»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна
Танцевальная музыка обычно сопровождает танец. Она усиливает выразительность движений и жестов танцующих. Музыка каждого вида танца отличается своим темпом, размером, ритмическим рисунком.

Танцевальная музыка бывает прикладная и концертная . Музыка, под которую танцуют, называется прикладной . Концертная танцевальная музыка исполняется на сцене, ее слушают. А сочиняют такую музыку профессиональные композиторы. Они так же пишут обработки народных танцев. Ярким примером служат “Норвежские танцы” Э.Грига, “Венгерские танцы” Й. Брамса.


  1. Е. Дербенко «Испанский танец»
Исполняет на домре Зайтер Нелли – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Нетрудно заметить, что эта плясовая по характеру и ритму очень напоминает польку . Узнаем подробнее об этом танце. Итак...

Полька. Многие, вероятно, полагают, что этот веселый, простой и в недавнем прошлом очень популярный танец – польского происхождения. Но на самом деле танец этот чешский. В чешском языке тоже есть слово “полька” (точнее “пулька”), оно означает половину, точнее полшага.

По характеру полька близка нашей кадрили . В XIX веке она была одним из любимых бальных танцев во всей Европе. Его танцевали пары по кругу, с поворотами и подскоками. Музыка имеет веселый, задорный характер, исполняется в двухдольном размере.


  1. В. Польдяев «Полька – Забава»
Исполняет на домре Сметухина Юля – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна


  1. В. Котельников «Чешская полька»
Исполняет на балалайке Трухин Дмитрий – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна

Кадриль. Французский танец, возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилас из сельского танца. В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт.


  1. М. Глинка “Кадриль»
Исполняет на домре Хуртина Ася – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна
Танец, о котором пойдет речь, был не менее популярен в Европе в XIX веке.

Мазурка – польский народный танец (название происходит от слова “мазуры” – так называют жителей одной из областей Польши - Мазовии). Музыка мазурки яркая и зажигательная. Темп мазурки бывает различным – от умеренного до очень быстрого, трехдольный размер с четким ритмом и резкими акцентами. Его любили танцевать и в России.


  1. Н. Бакланов «Мазурка»
Исполняет на домре Романова Елена – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то…
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же…

А.Пушкин. “Евгений Онегин”

Мазурка является бальным танцем. А предками бальной мазурки были три польских народных танца – мазур, оберек и куявяк . В музыкальной литературе известны мазурки Ф.Шопена, Г.Венявского, М.Глинки, П.Чайковского.


  1. В. Ефимов «Мазурка»
Исполняет на балалайке Балабанов Николай – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна

Танец, который прошел испытание временем и остается популярным сегодня, знают все. Конечно, это Вальс.

Вальс известен более двухсот лет! Название этого танца происходит предположительно от немецкого слова walzen – раскатывать. Вальс танцуют плавно кружащиеся пары; темп его бывает различным – от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный; в аккомпанементе характерен опорный акцент в басу на сильной доле такта и два аккорда – на слабых долях.


  1. С. Федоров «Вальсок»
Исполняет ансамбль домристов - 1 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

А.Пушкин . “Евгений Онегин”

Родина Вальса - Вена (Австрия). Вальс возник на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии. Одним из ближайших его предшественников был австрийский танец лендлер . Широко известны фортепианные вальсы Ф.Шопена, Ф.Шуберта. Вальс-фантазия М.Глинки, балетные и симфонические вальсы П.Чайковского и С.Прокофьева. Значительную роль в истории вальса сыграл композитор Иоганн Штраус, которого называли “королём вальса”.


  1. Ф. К. Янель «Юля – вальс»
Исполняет дуэт в составе: Сметухина Юлия – 3 класс (домра)

Бахтина Анастасия – 3 класс (гитара)

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна
Ребята, поговорим о танцевальной музыке XX века. Оглядываясь назад, можно вспомнить множество танцев, которые были очень модными в прошлом столетии. Например, в начале века появился американский танец фокстрот , что в переводе означает “лисий шаг”. И еще много разных популярных танцев: рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый предыдущий танец уступал место новому.
Чарлстон (чарльстон). Танец в характере быстрого фокстрота, возникший в городе Чарлстон (шт. Южная Каролина) и в 1925 г. завоевавший танцевальные площадки всего мира. Танец отличается остро акцентированным ритмом, причем при исполнении танца особое ударение делается на синкопу. Самыми ранними авторами чарлстона были североамериканские негры (Сесил Мак, Джеймс П.Джонсон и др.). Эрвин Шульгоф в своих Джазовых этюдах для фортепиано (Etudes de Jazz, 1927) ввел чарлстон в профессиональное музыкальное искусство.


  1. А. Подешт «Бабушка научи меня танцевать Чарльстон»
Исполняет на домре Шаин Дмитрий – 4 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.
Танго – один из самых популярных танцев XX века. В середине XIX века в Севилье (Испания) распространилось танго, пришедшее из другой испанской провинции-Андалусии. Оно так и называлось андалусийским, но при этом было весьма похоже на кубинскую хабанеру, которая там называлась американским танго. Через четверть века танго “пропутешествовало” в Аргентину, где стало чрезвычайно модным и обогатилось интонациями аргентинской песни – танца – милонги. Так в начале XX века в Европу проникло и всех покорило аргентинское танго – медленный и томный парный танец.

По телевидению часто транслируют различные танцевальные конкурсы, где можно увидеть множество танцев разных стилей и направлений. А недавно появились телевизионные танцевальные шоу с участием известных артистов и телеведущих: “Танцы со звездами”, ледовое шоу “Ледниковый период” и “Звезды на льду”. Вы, ребята, наверняка смотрели эти телепередачи и могли наблюдать за движениями красивых пар, танцующих танго – обязательного номера конкурса.

Современные композиторы тоже сочиняют музыку в стиле танго. Такие пьесы встречаются и в репертуаре для учащихся.


  1. Аноним ред. Ю. Зырянова «Танго»
Исполняет на гитаре Ткаченко Дарья – 3 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна
Болеро – еще один танец, родиной которого является Испания. Замысловатый и выразительный ритм отстукивают танцоры кастаньетами или щелканьем пальцев. Обычно аккомпанирует им гитара и барабан. Темп болеро умеренный, в трехдольном размере. Традиции музыки болеро с огромной яркостью воплотил в своем оркестровом произведении “Болеро” знаменитый композитор первой половины XX века М.Равель. Поэт Н.Заболоцкий посвятил его произведению замечательные строки стихотворения, в котором называет французского композитора “испанцем”.

Итак, Равель, танцуем болеро!
Для тех, кто музыку не сменит на перо,
Есть в этом мире праздник изначальный –

Напев волынки, скудный и печальный,
И эта пляска медленных крестьян…

Но жив народ и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!
Вращай, История, литые жернова,
Будь мельничихой в грозный час прибоя!
О болеро, священный танец боя!

Танец этот не простой, а что-то вроде танцевальной сюиты, в каждой части которой свой сюжет. Так в 1-ой части - хореографическое изображение прогулки. В следующих частях танцующие поочередно показывают свое искусство.


  1. Е. Меццакапо Болеро «Толед»
Исполняет на домре Казеннова Анастасия – 6 класс

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна.

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

В заключение нашего необычного концерта хотелось бы поговорить о марше.

Марш – музыкальная омпозиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп варьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии XVIII в., до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах. Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента. В конце XVI в. солдаты армии императора Максимилиана маршировали под аккомпанемент флейты и барабана; этот обычай позаимствовали и французы. Другая ранняя форма марша появляется в театральных пьесах и операх XVIII в., сопровождая выходы и уходы актеров со сцены. Много замечательных сценических маршей создано такими оперными композиторами, как Ж. Б. Люлли, Ж.Ф.Рамо, Г.Ф.Гендель и К. В. Глюк. Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее XVIII в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к XX в. - и во всей маршевой музыке. Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Ф. Шопена) и марши – шествия (например, хор пилигримов из «Тангейзера» Вагнера). Маршевые ритмы и приемы инструментовки повлияли на другие жанры; так, многое в раннем джазе идет от уличных маршей Нового Орлеана.

И в заключение нашего концерта послушаем марш современного композитора в исполнении ансамбля.


  1. Г. Колобов «Веселый Марш»
Исполняет ансамбль русских народных инструментов «Калинка»

Преподаватель Сметухина Ирина Вячеславовна

Концертмейстер Николаева Наталья Александровна.

Ребята. Наш концерт подошел к концу. Сегодня вы познакомились с танцевальной музыкой разных стран и эпох. Музыка и танец шагают вместе. И в этом вы убедились. Вы услышали старинные танцы: Менуэт, Сарабанда, Буррэ, Сицилиана и др. Узнали многое о бальных танцах XIX века: Вальс, Полька, Мазурка и др. Наверняка вам понравились испанские танцы Болеро и Танго, а также музыка (пьесы) в современных ритмах. Мы рады, что этот вечер вы провели с нами.
В концерте принимали участие учащиеся МУДО «ДШИ №3 г. Воскресенска преподавателя Сметухиной И. В., концертмейстер Николаева Н. А.
Концерт – лекцию подготовила и провела преподаватель МУДО «ДШИ №3» г. Воскресенска Сметухина Ирина Вячеславовна.

Спасибо за внимание! Всего вам доброго! До новых встреч!

Список используемой литературы.


  1. В. Л. Брылина “Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками” Киев, 1995 г.

  2. Ю. Булучевский, В. Фомин “Краткий музыкальный словарь для учащихся”, 1983 г.

  3. Л. П. Горюнов “О развитии музыкальной культуры школьника”, 1994 г.

  4. З. Е. Осовицкая, А. С. Казаринова “В мире музыки” 1997 г.

  5. М. Г. Рыцарева “Музыка и я”, 1998 г.

СЦЕНАРИЙ ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА «ВСЕ О ВАЛЬСЕ»

Составитель и ведущий Дегтярева О.А.

Откуда взялся вальс и как взошел на престол его король? Все знают, что вальс – это танец, который танцуют на « 1-2-3». Не все представляют себе, какую революцию в сознании людей, живших два столетия назад совершили эти три четверти, когда стали новой музыкальной модой.

Когда началась история вальса, никто и слова-то такого не знал: вальс. Вообще-то по -немецки оно всегда значило что-то вроде «вертушки» или «крутилки». А в языке танца оно появилось только во время наполеоновских войн начала Х1Х или чуть позже.

У всякой компании свои развлечения. Кто-то идет в кино, кто-то сажает розы на даче, кто-то посещает дорогие рестораны, а кто-то идет в филармонию слушать серьезную музыку. Двести лет назад выбор развлечений был ничуть не меньше, хотя простые радости жизни ценились куда больше, чем теперь.

Когда работящие и веселые крестьяне южной Австрии в своих обыкновенных деревянных башмаках танцевали по праздникам родной, привычный танец на три четверти, они совсем не думали о последствиях этого развлечения для мировой классики. Они просто кружились со своими подружками в танце, держась за руки, и даже предположить не могли, что найдется человек, который сделает этот ритм (не имевший даже никакого особенного названия, а потому так и оставшийся в истории под именем «деревенский», «деревенщина», «сельский танец».) всемирно знаменитым, а их милый, неуклюжий топот после попойки превратит в мировую танцевальную индустрию, в целую музыкальную Империю Вальса.

До сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австрии и Южной Германии. Среди старых песен Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса, под них танцевали дреер. лендлер и ленчор. В лендлере кавалер. выбрав партнершу, выводил ее на круг, вращал вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта.

Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере 3\4 .Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног. Позднее появились элементы вращения. И даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что 2пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот».

К середине ХУ1 века вольтой был увлечен весь Париж.

Вольт благополучно пережил трех Генрихов(2, 3 и даже вспыльчивого Генриха 4), но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшего в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком Х111. Продолжая жить в народе, танец перешел границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии, получил новое название – вальс. Освободился от пыжков, стал шире, динамичнее и возвратился во Францию, приобретя большую популярность.

В изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза» и вальс сравнивался с холерой и проказой.

Правда, чтобы этот репертуар деревенской дискотеки – лендлер, от слова Landl , что значит «сельская местность», - стал вальсом, а у вальса появился король, кто-то должен был еще создать ему королевство. И это делалось двумя поколениями венских, то есть уже не сельских, а столичных, музыкантов, причем с переменным успехом: они же не знали, что они строят, вернее, что будет построено из их музыки и их выдумок.

Первым случаем, когда в серьезную классическую музыку проник этот самый «крутящийся» ритм на три четверти, стал Скрипичный концерт небезызвестного в Вене композитора Людвига ван Бетховена: дело было в 1806 году, концерт ужасно понравился самому влиятельному ученику Бетховена, эрцгерцогу Рудольфу, и он попросил учителя сделать версию для фортепиано. Его высочество на скрипке играть не умел, а на рояле с трудом, но мог сыграть, в том числе и особенно понравившуюся ему мелодию из середины финального рондо, где, собственно, и появился в первый раз на классической музыкальной сцене ритм вальса в чистом виде.

История стала набирать обороты. Венские любители музыки стали как-то сразу очень активно интересоваться новой игрушкой великовозрастного наследника престола. А что же это за танец и что за ритм на 1-2-3, который крутится себе, как карусель, а не прихрамывает, подобно старым придворным танцам вроде менуэта или паспье?.. Так вальс вошел в первый раз в моду, и к нему приклеилось определение «венский». Был создан прецедент: вальс узнали и запомнили.

Но пора раскрыть секрет, который не очень интересовал в 1806 году Бетховена и его ученика, зато очень заботил людей, которые пеклись об общественной нравственности. Путь, который проделывали танцы из деревни в столицу, был почти один и тот же в течение десятков лет: из глуши в столицу. В самом деле, из простонародного в великосветское платье были до того переодеты почти все дежурные номера тогдашних балов – и все эти танцы, которые вальс потом вытеснил, постепенно избавились от своих грубых деревенских «привычек», переняли дворцовый этикет. Но вальс стал первым танцем, где кавалер должен был держать даму – страшно подумать, не то что сказать! – за талию. Более того, никак иначе этот танец невозможно было танцевать, а всем очень хотелось научиться. Скандал, да и только! Максимум того, что разрешалось даме и кавалеру вместе делать в кадрилях, полонезах и экосезах – это проходить несколько шагов по танцевальной зале, взявшись за руки. И расходиться. Вальс же именно потому, что он не прихрамывает, а кружится, требовал, чтобы пара вместе вращалась по часовой стрелке в такт музыке. Конечно, этого потерпеть не могли: вальс объявили «безнравственным» и стали запрещать.

Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран. Не сразу появился танец и в России, так как Павел 1 высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемом», прямо с бала препровождали на гаупвахту.

Когда вальс все-таки разрешили, оказалось, что уже написано столько легкой и милой музыки на 1-2-3, что любителям покружиться в танце есть из чего выбирать. Многие уже навострились писать вальсы для вечеринок, для домашнего воскресного музицирования и для салонов, и классики показали массу прекрасных образцов, которые всем понравились. К этому танцу приложили руку такие знаменитости, как Франц Шуберт, Джакоммо Мейербер, Гектор Берлиоз, Карл-Мария фон Вебер и Иоханнес Брамс. А живший в Париже «поэт фортепиано» Фридерик Шопен просто избаловал тамошнюю публику прихотливыми изгибами мелодий и изящными блестками своих маленьких шедевров. Вальс больше уже не выйдет из моды, он величина постоянная. Но тут возникает и новое имя, на сцену выходит основатель королевской «династии» - Иоганн Штраус(отец),а за ним и Иоганн Штраус(сын), которого именуют «королем венского вальса».Он оказал огромное влияние на развитие вальса, он автор 447 вальсов. Его оркестр исполнял вальсы в городах Европы с неизменным успехом.

Вальсы Штрауса первых 10-15-ти лет творчества во многом еще традиционны: «Ночная бабочка», «Радуйся жизни», «Полет Феникса», «Мечты и любовь». Многие были написаны на заказ: « Бал юристов», « Утренние листки», «Публицисты».

Не обошлось и без женских имен: «Александра-вальс», «Венская кровь», «Венский вальс». Но главное открытие, сделанное И.Штраусом-сыном, в том, что он симфонизировал вальс, что отразилось на 2-х подлинных шедеврах композитора, на вальсах «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».

Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты: широту и динамику, необычайную плавность и легкость. Танец оказал огромное влияние на весь остальной бальный репертуар. Появились и существуют десятки танцев, которые связаны с вальсом: вальс-гавот, краковяк, вальс-мазурка, бостон, падекатр, миньон, медленный и английский вальс. Даже в такие, казалось бы, далекие от вальса танцы, как молдавская полька и подгорка, входят элементы вальса.

Вальс все; в чем секрет его успеха? Может быть, В ТОМ, ЧТО В ВАЛЬСЕ ТАК ОРГАНИЧНО СЛИЛИСЬ МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ? Тысячи песен звучат в ритме вальса, музыкальные формы его породнились с балетом и оперой, опереттой, драмой и кино.

Сотни композиторов сочиняли вальсы. Вальсы Шуберта – это, как правило, небольшие пьесы, танцевальные миниатюры, некоторые из них еще при жизни автора пользовались большой популярностью.

Польский композитор Фридерик Шопен сочинял вальсы на протяжении всего творческого пути. Самые первые вальсы были им написаны в ранней юности, последний – за год до смерти. Сам Шопен опубликовал 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений их 20.

Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на различных поприщах: дипломатическом, комедиографическом и музыкальном. К великому сожалению, большинство сочинённых Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу, и для нас безвозвратно потеряно. Сохранилось лишь два вальса: «Вальс ля-бемоль мажор» и «Вальс ми минор».

«Вальсы я могу сочинять сколько угодно», - говорил Петр Ильич Чайковский.

Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского. Среди фортепианных и скрипичных пьес, романсов и песен. Чайковский обращается к вальсу очень часто, особенно в своем первом балете «Лебединое озеро», в музыкальную ткань которого вплетено пять вальсов.

Давайте вспомним русские вальсы: «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова, «Березка» Е.Дрейзина, «Над волнами» Росас, «Амурские волны» Кюсс.

Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь. Вальс продолжается…

Внеклассное мероприятие: лекция-концерт "Серебряные струны"

Кулагина Галина Валерьевна, преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ № 7», г. Курск.
Описание материала: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся «Детских школ искусств» как отделения струнно-щипковых инструментов и их родителей, так и для обучающихся других отделений. Ведущие могут так же являтся участниками концерта. В мероприятии может быть использована презентация, или просто иллюстрации, и аудиозаписи. Конспект может быть полезен для преподавателей "Детски школ искусств" и музыкальных школ, кружков игры на струнно-щипковых инструментах.
Внеклассное мероприятие
Лекция-концерт для обучающихся и родителей класса преподавателя Кулагиной Г.В.
«Серебряные струны»

Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности обучающихся и повышения мотивации к обучению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
2. Создать условия для раскрытия творческих способностей.
3. Развивать артистизм, эмоциональность, свободу исполнения на публике.
4. Закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки.
5. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.
6. Способствовать повышению интереса родителей к творческой жизни детей.

Используемые материалы: музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители, обучающиеся и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем небольшом концерте, посвященном струнно-щипковым инструментам, «Серебряные струны». Сегодня обучающиеся моего класса поделятся своими достижениями в обучении игре на инструментах, впервые попробуют себя в качестве артистов и концертных исполнителей.
Ведущий 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем небольшом концерте, мы хотели бы познакомить вас с очень интересными музыкальными инструментами.
Ведущий 2.
- Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые относятся к группе струнно-щипковых инструментов, а именно с домрой, балалайкой и гитарой. Все эти инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком.
Ведущий 1.
- «Предки» домры были известны еще в IV веке до н.э. Домра является самым ярким струнно-щипковым инструментом, звук у нее звонкий и певучий.
В.Шаинский «В траве сидел кузнечик» исполняет ученица 1 класса Подунова София.
Ведущий 2 .
Главными исполнителями на домре во времена Древней Руси были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актерами, акробатами и балагурами. Сейчас домра снова обрела популярность, благодаря своим исполнительским возможностям, она составляет основную мелодическую группу в оркестре русских народных инструментов.
А.Спадавеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
М.Красев «Елочка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
- А теперь давайте познакомимся еще с одним инструментом, который входит в состав оркестра русских народных инструментов, с балалайкой!
Этот струнно-щипковый инструмент был сконструирован и усовершенствован первым русским профессиональным балалаечником В.Андреевым. Он и создал первый оркестр русских народных инструментов, который назывался Великорусским.
Обработка В.Городовской «У голубя, у сизого», исполняет ученик 2 класса Лихонин Владимир.
Обработка П.Куликова «Утушка луговая», исполняет Лихонин Владимир.
Ведущий 2.
- Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не дает она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в концертах выступать.
И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
Вот опять смеется, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как за сердце берет!
Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна…
Три струны – как три дороги
И судьба – на всех одна. (Кукушкина Г.)
Обработка Д.Голубева «Степь, да степь кругом», исполняет ученик 2 класса Переверьзев Иван
Обработка П.Куликова «Плясовая». Исполняет Переверьзев Иван.
Ведущий 1.
- А сейчас в исполнении Лихонина Владимира, послушайте пьесу в обработе А.Шалова «Ехал казак за Дунай».
Ведущий 2.
- А теперь давайте, поближе познакомимся с гитарой.
Гитара также относится к группе струнно-щипковых инструментов, но в отличие от домры и балалайки имеет шесть струн.
-Чебышев Илья, ученик 1 класса исполнит «Вальс» М. Каркасси.
Ведущий 1.
- В.Калинин «Маленький испанец», исполнит ученица 1 класса Костина Валерия.
Ведущий 2.
- Давайте послушаем произведение, которое исполнит ученица 2 класса Дорохова Евгения. Л.Бетховен «К Элизе».
Ведущий 1 .
- Для гитары написано много интересных произведений. Сегодня на этом инструменте можно исполнять практически любую музыку, как старинную, так и современную, а также обработки русских народных песен. И конечно, под аккомпанемент гитары можно исполнять практически любые песни и романсы.
В.Высоцкий «Песня о друге», исполняет Костина Валерия.
А.Иванов-Крамской «Прелюд», исполняет Дорохова Евгения.
В.Гомес «Романс » 1 часть, исполняет Чебышев Илья.
Ведущий 2 .
- Сегодня мы постарались познакомить вас, дорогие родители и слушатели, со струнно-щипковыми инструментами, их звучанием и нашими достижениями в освоении этих инструментов.
Ведущий 1.
-Мы благодарим вас за внимание и будем рады видеть вас на ниших новых выступлениях.