Классный час 115 лет в осеевой. Внеклассное мероприятие " Литературная гостиная,посвященная творчеству В.А. Осеевой" план-конспект занятия (3 класс) на тему. К какому рассказу эти картинки

Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе, посвященный 115 летию со дня рождения Валентины Александровны Осеевой.

Подготовила учительница Ленинаульской общеобразовательной средней школы Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна

Тема урока: В. Осеева. « Волшебное слово»

Тип урока: Работа с художественным текстом.

Цель урока: познакомить детей с рассказом В.А.Осеевой “Волшебное слово”, развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста; находить главную мысль; учить связно излагать прочитанное; воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: проектор, текст рассказа, выставка книг В.А.Осеевой.

Эпиграф к уроку:

Вежливые слова – это цветы человеческой души.

И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим (Слайд 1)

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок посвящензамечательному поэту и писателю – Валентине Александровне Осеевой, которая 28 апреля этого года отмечает 115 лет со дня рождения (1902 – 1969) (Слайд 2.)

Начало двадцатого века - один из переломных моментов в истории не только России, но и всего человечества. Революция стала для всех сильнейшим потрясением, положившим конец старому миру и заявившим о создании мира нового. Но этот новый, светлый мир был так призрачен и далек, а реальность так неоднозначна, сложна и сурова!

Валентине Осеевой довелось жить и творить в это сложное, бурное время.

Ее отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать – Ариадна Леонидовна – корректором в газете. Ее родители принимали активное участие в революционной борьбе. Из-за преследования полиции родители Валентины вынуждены были часто переезжать из города в город. Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. По окончанию гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Она мечтала стать актрисой. (Слайд4)

Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву, а затем - в Солнечногорск.(Слайд5)

В 1921 году юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. (Слайд6)

На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка». А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот». (Слайд7,8)
Сказки, короткие рассказы В.А. Осеевой для детей, как правило, построены на близких детскому миру сюжетах: “Рыжий кот” (1940), “Волшебное слово” (1944), « Васек Трубачев и его товарищи»(1946) (Слайд9)“

Мой товарищ” (1950), “Простое дело” (1956),» Динка»и « Динка прощается с детством»91959)(Слайд10) “Синие листья” (1965) и др. Маленькие читатели особенно полюбили цикл рассказов “Волшебное слово”, в котором в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. (Слайд11)

Когда у нее уже был собственный ребенок, Валя поступила в Литинститут, в группу Самуила Маршака. Училась, кстати, вместе с Сергеем Михалковым. Тогда она начала писать малюсенькие рассказы. В 1946 году Осеева начала работать над книгой “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Государственной премией. Эта книга была отмечена Сталинской премией (1952).

В годы Великой Отечественной войны они с сыном были в эвакуации в Башкирии, там писательница выучила башкирский, и впоследствии переводила произведения Мустая Карима на русский язык.

Книги Осеевой были переведены на ряд языков народов СССР.

Умерла писательница 5 июля 1969 года в Москве. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище. «Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Алексей Алексин Валентину Осееву.(Слайд12)

Вот что пишет Осеева:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их читать за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогало, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать». (Слайд13)

"Рассказы... написаны мной в разное время, один раньше, другой позже, но в каждом из них есть живые герои, взятые мной прямо из жизни. Я не знаю, где они сейчас, но вижу их так ясно, будто расстались мы только вчера"

Вступительная работа

Презентация «Картины родной природы» - Каков мир природы? . Высказывают свою точку зрения. (Мир природы прекрасен, восхитителен, полон чудес и доброты).
- Какие чувства он вызывает? (Чувства радости, восхищения, удивления. Мир природы вызывает только положительные чувства, добрые).
- А каков мир наш, мир людей? (Мир людей разный, неодинаковый, неповторимый).
- Каких людей вы встречаете чаще – хороших или плохих? (Люди бывают разные. Люди совершают разные поступки. Но хороших людей гораздо больше, чем плохих).
- Как, по – вашему, можно отличить хорошего человека от плохого? (Хорошие люди вежливые. Добрые люди не совершают плохих поступков. Они оказывают помощь другим людям, не оставляют в беде).

Сегодня на уроке мы и познакомимся с разными героями рассказа « Волшебное слово» Осеевой.

VI .Работа над трудными словами.

Прежде чем познакомиться с рассказом мы поработаем над трудными словами и объясним их значение .

Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений.

Пробормотала – сказать быстро и невнятно.

Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу. (сняла с про-тив-ня)

Чуть не поддал хорошенько чуть не ударил.

Стряпает готовит пищу.(Слайд15)

5.Чтение рассказа

Как вы думаете, о чём этот рассказ по заглавию?

Что означает слово волшебный?
-Какое слово автор называет «волшебным»? (Слово «пожалуйста» помогло наладить

человеческие отношения в семье.)

Какое название вы дали бы части рассказа, прочитанной мною?

Каким мы видим Павлика в первой части рассказа?

Как он разговаривал с окружающими? Подтвердите свой ответ словами из текста.

В результате появляются слова: красное серди­тое лицо, покосился Павлик, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул мальчик, сжал кулаки, засопел от обиды, стукнул кулаком.

Нравится ли он вам?

Кому можно сочувствовать: Лене, бабушке или Павлику?

О чём Павлик узнал от старика? (Он узнал о «волшебном слове»).
- Назовите, какое слово сказал старик Павлику? (Пожалуйста).
- Как можно по-другому назвать слово «пожалуйста»? (Вежливое слово).

Учащиеся придумывают продолжение.

6. Физминутка

7. Чтение рассказа по цепочке.

Как действовало на окружающих волшебное слово Павлика?

Почему старичок решил помочь Павлику? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к лю­дям и открыл эту тайну маленькому Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь.)

Для чего нам нужны вежливые, волшебные слова? (Для хороших отношений между людьми).
- Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?
- Всегда ли вежливый человек является уважительным, добрым? (Ответы детей).

Какие вежливые слова вы знаете?(Слайд16)

Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

V.Закрепление изученного материала.

В чем состоит главная мысль рассказа. (В том, что если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми - "За добро добром платят, волшебные слова действительно существуют).

Кто на самом деле творил "чудеса" в этом рассказе?

Знаешь ли ты, почему волшебное слово имеет такую силу?

Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова?

Карточки на группу (отметить слова(Слайд17)

1 группа - охарактеризовать старика

2 группа – охарактеризовать Павлика

3 группа - охарактеризовать сестру, брата, бабушку – близких людей Павлика (подчеркнуть)

(Слайд18)

замкнутый

внимательный

умеют прощать

ласковые

не уважительный

наблюдательный

обидчивый

искренний

замкнутый

внимательный

умеют прощать

ласковые

не уважительный

наблюдательный

обидчивый

искренний

Близкие люди Павлика

замкнутый

внимательный

умеют прощать

ласковые

не уважительный

наблюдательный

обидчивый

искренний

внимательный

наблюдательный

искренний

замкнутый

не уважительный

обидчивый

Близкие люди Павлика

умеют прощать

ласковые

    Викторина «Кому из героев рассказа принадлежат слова»

    «Я скоро совсем убегу из дому». (Павлику)

    «Есть такое волшебное слово…» (Старику)

    «Это волшебное слово». (Старику)

    «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…» (Павлику)

    .«Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста». (Павлику)

    «Возьми меня, пожалуйста». (Павлику)

    Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! (Бабушке)


    Слайд 21. Восстановление деформированных пословиц.

Жизнь на дана дела добрые.
(Жизнь дана на добрые дела.

Добрый учит человек добру

(Добрый человек и учит добру)

Вежливости все открываются двери.
(Вежливости открываются все двери.)

Всю жизнь человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Но всегда в мире добро противостоит злу, и между ними всегда идет постоянная борьба.
Подводит детей к выводу.
- Как выдумаете, от чего зависит сила волшебных слов? Обобщает ответы детей. Высказывают свое мнение. (От того как его произносят, каким тоном, искренне или нет. Нужно произносить их тихо, глядя в глаза человеку).
Подводит учащихся к выводу по уроку:
- Мы начали урок с мира природы, с описания его красоты, доброты, нашей любви к нему. И сказали, что в мире людей не все так красиво. Что же необходимо сделать нам, людям, чтобы наш мир был также красив, как мир природы, от которого зависим мы, и который так зависит от нас?

VI. Итог урока.

– Чем понравился рассказ?
– Как бы вы поступили на месте главного героя?
– Будете ли вы в своей жизни использовать “волшебные слова”?

«Параметры самооценки»

Оправдывают слова эпиграфа урока?

МБОУ средняя школа №3 города Рославля

Конспект внеклассного мероприятия

«Уроки доброты»

(по произведениям В.Осеевой)

в 1-«А» классе

Учитель начальных классов:

Щербакова Анна Александровна

2012-2013уч.год


Тема: «Урок доброты» (по произведениям В.Осеевой) Цель: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности при работе с текстом.

Задачи:

    Обобщить знания детей по теме: «Рассказы В.А.Осеевой». Формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне. Показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека. Формировать умение определять основную мысль рассказов. Развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы. Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение. Воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях. развивать самооценку учащихся.

Оборудование: плакаты с пословицами: “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”, “Не одежда красит человека, а его добрые дела”, “Спешите делать добро”; карточки для работы по группам, ноутбук, ватман, заготоки для газеты.

Ход урока.

Учитель:
В жизни по-разному можно жить –

Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,

И подарить его людям.
(С. Островой)
-О чем это стихотворение? -Что вам показалось необычным? Сегодня у нас с вами урок –урок доброты. Проведем его вместе с замечательной писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой. Урок доброты… Ребята, что вы ожидаете от урока? Ответы детей. Беседа.
-Итак, что же такое добро? О чем вы думаете, когда слышите слово-добро? Ответы детей.
-Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папы, родные близкие люди….
Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек – это тот, кто …….продолжите фразу,а я вам помогу….
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. И тд
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Давайте выясним, что такое доброта? (Ответы детей.)

А вот как об этом пишет Сергей Ожегов: «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Готовясь к уроку,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к читателям, послушайте я его прочитаю:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»
- Что посоветовала, автор письма? -А зачем нам думать, ведь мы с вами научились читать и теперь можем самостоятельно прочесть любые книги и это уже достижение для нас? Ответы детей.

Мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

Увидим наш общий результат –газету, которую сами и создадим на этом уроке.

- И первую заметку я помещу на нашу газету.

Произведения В.Осеевой мы читали в классе и дома, но вот о самом авторе мы ничего не знаем.

Работа по группам.

Первая группа готовила сообщение об авторе, это материал для рубрики нашей газеты «Автор детских коротких рассказов»

Портрет

1группа.

Ученик 1. Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и вы, ребята, она училась в гимназии. В.А. мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

2группа.

Ученик 2. Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

3 группа.

2. Первый рассказ «Гришка».

3. Первая книга «Рыжий кот».

4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

5. Мы прочитали много рассказов В.Осеевой,такие как

Мы предлагаем поместить эти сведения на нашу газету.

-Учитель. Добрая, честная, смелая и по рыцарски благородная,так говорили о ней ее друзья.

Газета учащихся 1 –а класса « Уроки доброты »

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:

На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Островой)


- Ну, раз мы уже познакомились с биографией, то переходим к рассказам.

Рассказ «Печенье» показывает первая группа и обсуждаем . Инсценировка рассказа «Печенье» Беседа нравственно-этического содержания:

Какие бы вопросы вы задали ребятам? … маме? … бабушке?

Какими вам показались Вова и Миша? Как мы называем таких людей?

Какие советы,вы, бы дали ребятам? Какие чувства испытывали вы, когда читали рассказ В.Осеевой? Инсценировка «Три товарища» ,2 группа, обсуждение.

Учитель.

Назовите героев рассказа?

Дети называют имена мальчиков.

Учитель

Кто из героев вам понравился? Почему?

Ученики.

Володя и Витя.

Учитель.

Кто не понравился? Почему?

Ученики.

Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Учитель.

Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Ученики.

Володя - положительный герой, а Коля и Миша – отрицательные герои.

Учитель.

Значит, он обладает набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть их у Володи нет?

Ученики.

Есть.

Работа со словарем характеристик.

Фронтальная работа.

Учитель: Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой: Заготовка: - послушный - скромный - внимательный - смелый - заботливый - добрый - гордый - внимательный - заботливый - добрый Учитель. А, что в отношениях героев осуждает автор? Ученики. Жадность и равнодушие.

3группа показывает «Хорошее»

- Что же хорошего в рассказе? (хорошие мысли, хорошее желание) - А что было не очень хорошим в рассказе? (поступки мальчика) - О каких делах мечтал Юра? - А как поступал на самом деле? - Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни? - Мог ли Юрик стать хорошим другом? Почему? - Что бы вы посоветовали Юре?

Групповая работа.

Сядьте, пожалуйста, по группам.

1 группа- будет работать по произведению «Волшебное слово».

Карточка заготовка.

сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

Прочитайте слова. Подумайте,из какого произведения эти слова?

Как звали этого героя?

Обсуждение работы в группе.

- Такие разные слова, сказанные об одном и том же герое. Что заставило героя так измениться? - Почему все герои вдруг стали выполнять все желания Павлика? - Как волшебное слово меняет героев? - Как меняется поведение Павлика? (Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.) - Действительно ли Павлик в сквере встретил волшебника?

Задание второй группы.

Работа с пословицами «Соберите пословицу» Варианты пословиц в конвертах на листочках. - Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

Вариант 1

    Где труд, там и радость. Добрый человек добру и учит. Нет друга лучше, что родная матушка.

Вариант 2

    Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Друзья познаются в беде. Добрый человек добру и учит.
Вариант 3
    Вежливость открывает все двери.
    Нет друга – ищи, а нашел – береги. Крепкую дружбу и водой не разольешь. Кто скоро помог, тот дважды помог.
3группа. Задание для 1группы –творческое. Состоит из двух частей. 1.Задание. «Мой читательский дневник». Вы проводили исследовательскую работу: читая рассказы, вы выписывали умные мысли, наиболее важные мысли, мудрые замечания писателей, произведения которых мы с вами изучали, и которые вам могут пригодиться в жизни. Задание такое,поработать с дневником « умных мыслей» ,найти пословицы, советы, которые были в рассказах В.Осеевой. 2 задание.
    Ответить на вопросы:Хотел ли я быть героем рассказов В.Осеевой? Почему? «Если бы я был главным героем рассказа «Волшебное слово», то …»

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

Заключительная беседа.
    Что общего в рассказах В.Осеевой? (герои творят добро, совершают добрые поступки).
  1. Как вы думаете, что является самым ценным в человеке? (Доброе сердце, добрые дела).

    Чему учили нас рассказы В.А. Осеевой? О каких человеческих качествах заставляют задуматься?(честность, доброта, любовь к ближнему)
  2. В чем заключается волшебная сила слов и поступков? (Она делает людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее.)

    Что вам понравилось на уроке?
Ответы детей.

Учитель: Но самое главное, вы смогли получить частичку этой волшебной силы, которая делает мир добрее.

Итог.

Учитель. Для вас,ребята, я еще заготовила задания, которые помещу в нашу газету.

Для газеты:

Заключительная песня. «Добрым быть совсем,совсем не просто…»

Спасибо за урок доброты. Вы все успешные читатели.

«Добрая и честная, смелая и рыцарски благородная»

Сегодня, 28 апреля, исполнилось бы 115 лет талантливейшей писательнице, так полюбившейся нам с детства, Валентине Осеевой. Сегодня Юлия Новикова, зав. сектором Центральной библиотеки им.А.С.Пушкина расскажет Вам, уважаемые читатели, о том, как складывался творческий путь Валентины Александровны.

Таких парадоксальных писателей, пожалуй, больше и нет в советской истории. За долгую жизнь она написала всего две большие книги – и получила за одну из них Сталинскую премию. И при этом – ни пафосных интервью в газете «Правда», ни «Голубых огоньков» по телевизору, ни теплых должностей в писательском союзе.

Никто из ее верных поклонников (а это, без преувеличения, все детско-подростковое население СССР 1960-х и 1970-х годов) так и не узнал о ее личной жизни ничего, хотя пытались многие. Пять скупых строчек в Большой советской энциклопедии – и точка.


Одна из двух повестей писательницы Валентины Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» рекомендовалась учителями для внеклассного чтения. Другая – «Динка» - зачитывалась буквально до дыр.

Валя Осеева родилась в Киеве в революционной семье. Отец девочки, инженер-моторостроитель и видный революционер, активный участник событий 1905 года, вынужден был скрываться от жандармов под чужой фамилией. Но это помогло ненадолго, Александр Дмитриевич был арестован, прошёл по этапу тридцать пересыльных тюрем и несколько лет сидел в Самарской крепости. Мать Вали, Ариадна Леонидовна , работала корректором в местной газете и была связана по революционной работе с Анной Ильиничной Ульяновой-Елизаровой, сестрой В.И. Ленина.

Детство Валентины выпало на тяжелые годы, именно поэтому, первые впечатления того времени - разлука с отцом, тайные короткие встречи с ним в других городах, куда приходилось для этого выезжать, ночные обыски. Семья вынуждена была часто менять место жительства.

Навсегда осталась в памяти могучая река Волга с её плёсами и овражистыми берегами, Барбашина поляна под Самарой. Взрослые были заняты своими таинственными делами. Девочка на весь день убегала к реке. Её манили гудки пароходов, баржи, суета пристани. Жигулёвские горы, овеянные легендами. Она близко видела жизнь грузчиков, бурлаков, портовых рабочих.


В юности В. Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

В 21 год юная Валя Осеева, придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Мать будущей писательницы была в числе организаторов в 1924 г. коммун и колоний для обездоленных детей.

Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 г. Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ — «Гришка». А в 1940 г. вышла ее первая книжка «Рыжий кот».


В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. Эта книга была отмечена Сталинской премией (1952).


В 1959 году вышла повесть «Динка», а чуть позднее «Динка прощается с детством», имеющие автобиографические корни. Повесть В.А. Осеевой «Динка» посвящена жизни десятилетней девочки после революции 1905 г. Дальнейшая судьба Динки описана в книге «Динка прощается с детством», где действие происходит во время первой империалистической войны.


А какое у Вас любимое произведение Валентины Осеевой, дорогие читатели?

Творческий пусть Валентины Осеевой отражает ее жизнь и судьбу, которая очень интересная и удивительная! Все, кто читал «Динку», могут задаться вопросом, а что же произошло дальше? Поженились Динка и Ленька? Существовал и Ленька, но кем он был в реальной жизни, теперь не знает никто. Известно только, что Осеевы действительно взяли к себе бездомного мальчика, привезли его с собой в Киев и помогли ему поступить там в реальное училище. Но замуж Динка – это уж точно! - вышла за другого.

Вы только представьте, со своим первым мужем, Сергеем Хмелевым, Валентина познакомилась, когда он спас ей жизнь! 19-летняя девушка работала воспитательницей в детприемнике, и случилось так, что как раз в ее смену беспризорники устроили бунт. Вале удалось пробраться в комнату, где был телефон, и позвонить приятелю. Сергей выпряг на улице какую-то лошадь и прискакал на помощь. Позже они поженились. Сына Валентины Осеева назвала Ленька.

Жизнь с Сергеем у писательницы была разной. Близкие вспоминают, что при всей своей любви к жене Сергей мог, увидев красивую девушку, исчезнуть из дома вместе с ней. И вернуться недели через две. Впрочем, Валя к этому относилась спокойно.

В 1953 году, когда у писательницы уже появилась внучка, ее собственная жизнь началась как будто заново. Она влюбилась и вышла замуж во второй раз.

Это был писатель Вадим Дмитриевич Охотников. Когда они надолго разлучались, он не стеснялся слать ей из деревни в Москву телеграммы следующего содержания: «Приезжай скорее. Я устрою ванну. Буду мыть тебя в ванной и целовать тебя мыльную и вкусную». Соседи только диву давались: мол, первый раз видим, чтобы люди в таком возрасте целовались у всех на виду. Вот тогда Валя была по-настоящему счастлива.

Валентины Александровны не стало 5 июля 1969 года. Уход из жизни для большого писателя вовсе не означает, что путь его кончился. Нет, этот путь продолжается его творчеством, его книгами.


А. Г. Алексин отмечает: «Писательница Валентина Осеева придавала слову, разумеется, очень большое значение. Во-первых, потому, что оно – слов! – было главным и надежным строительным материалом ее произведений. А во-вторых, она понимала, как важна роль слова в человеческих взаимоотношениях: им можно окрылить, вдохновить, а можно и тяжко ранить».


Читайте детям, с детьми и сами перечитывайте замечательнейшие произведения Валентины Осеевой!

При написании текста использовались материалы:

Приглашаем за книгами Валентины Осеевой в Центральную библиотеку им. А. С. Пушкина

Осеева В. А. Динка: [повесть] / ВалентинаОсеева. - Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 765 с. - (Внеклассное чтение).

Осеева, В. А. Динка прощается с детством / ВалентинаОсеева. - Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 446 с. - (Внеклассное чтение).

Классный час «Великая сила слов и поступков»

Цель: развивать нравственные качества личности учащихся через работу над рассказами В. Осеевой.

Задачи:

Образовательные:

* Формирование умения учащихся анализировать художественное произведение на доступном уровне, прогнозировать события.

* Совершенствование навыков правильного и осознанного чтения.

* Совершенствование умения оценивать поступки других людей с позиции морали, умения рассуждать и находить выход из проблемных ситуаций.

* Закрепление знаний учащихся по теме: «Творчество В. Осеевой».

*Ознакомление учащихся с пословицами.

Воспитательные:

*Воспитание честности, чувства ответственности за свои поступки, уважения и вежливости во взаимоотношениях.

Ход мероприятия.

Организационный момент.

Под звуки музыки «Дорогою добра» дети рассаживаются по местам.

Дети, вам знакома эта песня? (ответы детей)

Давайте и мы улыбнемся друг другу, ведь это такое простое и доброе дело.

Поднимите, руку, кто из вас сегодня, уже сделал хоть какое-

нибудь доброе дело? (ответы детей). И я тоже сделала – я пожелала всем

здоровья и улыбнулась.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать,
И подарить его людям
.
(С. Островой)

Сегодня мы поговорим о добре и зле, о вежливости, о нас с вами. И

попробуем из грустной картины создать добрый радостный мотив. - А проведём его с замечательным автором детских коротких рассказов Валентины Александровы Осеевой и создадим образ добра, узнаем в чём заключается волшебная сила слов и поступков.

Вспомним биографию писательницы.

Ученик 1:

Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад. Так же, как и мы, она училась, только в гимназии. В.А.Осеева мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

Ученик 2 :.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала нам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Ученик 3 . Родилась 28 апреля 1902 года.

Как вы думаете, почему Валентина Александровна Осеева писала такие короткие рассказы. Оказывается, она оставила все детям письмо.

Письмо - обращение В. А. Осеевой к читателям, послушайте, я его прочитаю: (послушать ауди запись)

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

Инсценировка и обсуждение рассказа «Волшебное слово»

- Ребята, какому герою можно отнести эти слова»

сказал

сердито буркнул

сжал кулаки

засопел от обиды

крикнул

стукнул кулаком по скамейке

вдруг замолчал

подошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал

заглянул в глаза и прошептал, расцеловал в обе щёки

сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил

(Павлик из рассказа «Волшебное слово»)

Я знаю много сказочных волшебных слов, но, произнеся их, чудес не происходит. (Учитель произносит: сим –салабим, абра-кадабра).

Разве в жизни слова могут быть волшебными? Оказывается, могут. Давайте посмотрим инсценировку рассказа В.Осеевой

1. Почему все герои вдруг стали выполнять желания Павлика?

2. Как волшебное слово меняет героев?

3. Как меняется поведение Павлика? (Волшебное слово изменило главного героя рассказа, научило его думать о других людях, быть внимательным к ним.)

Что это за волшебные слова? Оказывается, это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. Волшебными они стали потому, что без них просто невозможно обходиться. (В. Осеева «Волшебное слово». Слово «пожалуйста».)

. О чем заставил нас задуматься этот рассказ? (Доброе отношение к людям, вежливость приносят радость, рождает доброе отношение к самому себе.

Работа с пословицами «Соберите пословицу»

Варианты пословиц в конвертах на листочках.

Какая из пословиц выражает главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово»?

Вариант 1

Где труд, там и радость.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Добрый человек добру и учит.

Нет друга лучше, что родная матушка.

Вариант 2

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Друзья познаются в беде.

Добрый человек добру и учит.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Вариант 3

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Добрый человек добру и учит.

Старый друг лучше новых двух.

Физминутка Игра «Вежливо – невежливо»

(если вежливыми были действия, то всаете, если невежливыми – приседаете).

    Поздороваться при встрече….

    Толкнуть, не извиниться…..

    Помочь подняться, поднять упавшую вещь….

    Не вставать, обращаясь к учителю…..

    Не уступить место пожилому человеку…..

    Поздороваться, когда входите в класс…..

    Бегать по коридору на перемене и громко кричать…..

    Не обижай и не унижай своего товарища…..

Я надеюсь, что вы не только знаете правила вежливого человека, но и будете на практике их выполнять.

Стихотворение читает 1 ученик:

Добрым быть совсем-совсем непросто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

На дворе, весна. А рассказ, о котором мы будем говорить, называется «Синие листья»

Беседа по вопросам

Бывают ли в природе синие листья?

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

Кто, главные герои? (Лена, Катя)

Что происходит между детьми?

Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?

Почему Катя так себя ведет? Что вы можете сказать о поведении Лены? Как вы думаете, возьмет она карандаш?

Каковы главные слова всего произведения?

(Надо так давать, чтобы можно было взять)

Вывод: Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы

за них не пришлось краснеть, ни вам, ни родителям, ни друзьям.

На столе у вас лежат листочки и цветные карандаши. Сейчас подумайте, как бы вы поступили, если бы у вас попросили карандаш? Раскрасьте листик дерево:

- синим , если вы поступите, также как героиня рассказа Катя. Не дам

- зеленым , если поделились бы с Леной, не у кого не спрашивая. Дам

- красным , если не знаете, как поступить. Не знаю

Размещаем свои листики на дереве.

Рассказ «Печенье»

"Печенье" В.А. Осеева

Рассказ для детей

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

Как заканчивается рассказ? (Ребята съели все печенья)

Какими были Вова и Миша? (жадными)

Какие советы вы бы дали ребятам?

В этом нам поможет игра.

Игра «Ларец - добродетелей.»

Как вы думаете, что там?

Кто желает произнести заветные слова: «Если я хочу стать добрее, мне

нужно научиться..? (взять из ларца записку):

    помогать там, где нужна моя помощь;

    понимать другого;

    заботиться о близких;

    выручать друзей в беде;

    не сориться;

    улыбаться тем, с кем общаешься;

    сочувствовать.

Итак, я предлагаю составить правила вежливости.

    Будь внимательным к людям.

    Не будь грубым.

    Не причиняй другому неприятностей, обид.

    Помогай тому, кому трудно.

    Будь трудолюбивым и отзывчивым.

    Уважай старших, помогай малышам.

    Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

Если вы будете выполнять эти правила, то будете очень красивыми людьми.

Ведь как гласит пословица:

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Наша жизнь превращается в борьбу над самим собой.

А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно.

В произведении В.А. Осеевой опять есть такой момент, когда мы можем пройти мимо, не замечая, что кто то, нуждается в нашей помощи это конечно рассказ «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:
– Это твоя бабушка?
– Нет, – отвечал мальчик.
– Мама? – удивилась подружка.
– Нет!
– Ну, тётя? Или знакомая?
– Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

Чему удивилась девочка? (Потому что, мальчик пришел на помощь совсем посторонней бабушке.)

Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

«Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарит нас природа, - это дружба»

Ларошфуко Франсуа Де .

Три товарища (рассказ)

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
– Почему ты нe ешь? – спросил его Коля.
– Завтрак потерял…

Плохо, – сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
– А ты где его потерял? – спросил Миша.
– Не знаю… – тихо сказал Витя и отвернулся.
– Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, – сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
– Бери, ешь.

В рассказе, мальчик делиться своим обедом, не спрашивая не каких объяснений.

Что можно сказать о Володе. (ответы детей)

Вывод: Так поступает настоящий друг.

Стихи о дружбе читают дети

Ну а все же, что обозначает.

Это слово, Значит, что оно?

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

Плохо сделал или не сказал,

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе.

Я начну, а вы продолжайте:

1. Все за одного, а один за..(всех).

2. Семеро одного…(не ждут).

3. Один в поле…(не воин).

4. Старый друг лучше..(новых двух)

5. Нет друга – ищи, а нашел –…(береги).

6. Не имей сто рублей, а имей сто… (друзей).

7. Друг познается …(в беде).

8. Без беды друга …(не узнаешь).

Хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.

Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.

Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.

Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,

ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная

музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите все добро и

хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас

появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе согревшее душу

настроение.

Откройте глаза. Посмотрите вокруг.

Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой,

уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с

вами.

А, напоследок, я хотела бы вам, дать напутствие.

Стань добрым волшебником!

Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого –

Одно удовольствие, честное слово!!!

Рефлексия

И тогда в жизни, как и в сказке, добро будет побеждать зло.

Если сравнить доброту с солнцем, то какие бы слова вы написали на лучиках? (Дети обводят ладошки и пишут добрые слова

Я надеюсь, что урок посвященный произведениям В. Осеевой не прошел сегодня зря.

Чему учат рассказы В.А. Осеевой.

-Мы учились задумываться над чужими поступками и сравнивали их со своими.

- В дальнейшем вы будете настоящими друзьями, и поступки наши будут добрыми. (Дети встают, берутся за руки и припевая песню двигаются из стороны в сторону образуя круг)

Звучит песня «У друзей нет выходных…»

Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад 28 апреля 1902 года. Так же, как и мы, она училась, только в гимназии. В.А.Осеева мечтала стать актрисой, но стала педагогом в детских домах и колониях для детей.

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала нам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Первый рассказ «Гришка». Первая книга «Рыжий кот».

Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.

Мы прочитали много рассказов В.Осеевой.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту всегда.

И если когда-то кому-то

Поможет твоя доброта,

Улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Стихи о дружбе читают дети

    Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает.

Это слово, Значит, что оно?

    Дружба – если друг твой болен

И не может в школу приходить,-

Навещай его по доброй воле,

Школьные уроки приноси.

    Если друг твой что – то к сожаленью,

Плохо сделал или не сказал,

Надо честно, прямо без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

    Может быть, понять он все не сможет,

Может быть, обидится он вдруг,

Все равно сказать ты правду должен,

Ведь на то и нужен лучший друг.

    Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не предаст.

Татьяна Тащилова
Сценарий мероприятия «Путешествие по станциям с родителями и детьми по произведениям Валентины Осеевой»

Обогащать литературный и социальный опыт ребёнка опыт ребёнка

Развитие чувства ответственности за общее дело;

Воспитание нравственных качеств на примере героев произведений В . Осеевой ;

Умение детей осознавать своё отношение к поступкам героев, определять, где добро и где зло, кому нужно подражать, а кого осуждать.

Предварительная работа :

В детском саду и дома читали произведения и учили стихи В . Осеевой

разгадывали, кроссворды по её произведениям ,

В процессе подготовки к викторине оформляли выставку книг с иллюстрациями.

Была изготовлена папка передвижка с рассказами В. Осеевой для семейного чтения

Средства : книги, иллюстрации, кроссворды, предметы о которых говориться в произведениях .

Способы : чтение рассказов, заучивание стихов, беседа, вопросы по тексту, рассматривание иллюстраций.

Рефлексия : какой рассказ больше всего запомнился, почему?

Добрый вечер дорогие дети и взрослые, Мы пригласили вас сегодня на творческий вечер посвящённой детской писательнице Валентине Осеевой . (1сл портрет и биография)

Немного слов из её Биографии

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет Института им. Н. В. Лысенко в Киеве.

Ее отец, Александр Дмитриевич Осеев работал инспектором на элеваторе, а мать – Ариадна Леонидовна – корректором в газете. Свою учебу Валентина Осеева начала в гимназии в Киеве, а закончила в Житомире. По окончанию гимназии она поступила на драматический факультет института имени Лысенко. Но закончить его не удалось, так как в 1923 году семья Осеевых переехала в Москву , а затем - в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева , придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Она отдала шестнадцать лет воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми . Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - «Гришка» . А в 1940 году вышла ее первая книжка «Рыжий кот» . Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. Ее произведения были построены на близких детям сюжетах. Умерла писательница 5 июля 1969 г. в Москве.

Начнём наш праздник с небольшого концерта.

Синие листья, просто старушка

Кудлатка, Ежинка, шепчут на ушко :

«Из какой мы книги? Придумал кто нас?

Про сторожа, печенье кто сочинил рассказ.

Ответ нам подскажет дождик осенний. Написала про вас Валентина Осеева

Пожалуйста приглашаем Сестёр Софию и Наст. В их исполнении прозвучит стихотворение «Утро»

«Бедный ёжик»

Про двух чудесных коней попросим исполнить Диму с мамой Аню

О собачке Кудлатке и о её щенятках нам прочитают Катя и Ангелина

Какое забавное стихотворение нам подарила В. Осеева про дождик . Послушаем

А Эвелина, Алина и Максим с Серёжей нам покажут сценку

«Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки :

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам.. Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, её короткие повествования дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека.

Маша, Наташа, Рома Ш, Артём нам прочтут об одном хорошем поступке.

Душевное стихотворение нам подарит

Аня с мамой Таней нам прочтут проягоды.

Марина прочитает стихотворение «Строителям»

В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых

Стихотворение Ромы Кокурина как раз на эту тему.

Молодцы ребята взрослые хорошо подготовились а сейчас я предлагаю отправиться в путь по прозведениям В. Осеевой Поедем мы на поезде накаждой станциивас ждут разные задания . я предлагаю выбрать две команды по три семьи в каждую здесь уменя два цвета кружков жёлтые и красные пожалуста выбирайте

Ещё нам надо выбрать жюри я предлагаю О. Г., Н. Ф. и из родителей

Звучит тихая музыка стучат колеса вагонов

Итак поехали

1Станция «Узнавай-ка»

Узнайте каким героям принадлежат эти вещи

1 грелка 6 иголка

2 шапка-ушанка 7 собачка-игрушка

3 печенье 8 карандаши

4 краски 9 пирожки

5 кошка-игрушка 10 ёжик-игрушка

2 станция «Выбирайка»

Выберите одну скороговорку и все дружное прочитайте (скороговорки написаны на листочках)

Следующая станция «Собирай-ка»

Вам надо из 9 частей собрать одну картинку.

Станция «Вспоминай-ка»

Порассуждайте какая картинка закрыта?

Пока команды готовятся со зрителями тоже поиграем

У мамы моей пять сыновей….всего 8 загадок

Кто первый поднимает руку отвечает правильно получает балл

Станция «Подбирайка»

На карточках написаны пословицыи названия рассказов В. Осеевой соедини их в пары

Станция «Раскажи-ка»

Предлагаем рассказать о любимом произведении

Ипоследняя станция «Подпевайка»

Все поют весёлую детскую песенку

И подведение итогов победители награждаются сладким призом медальками, а остальные конфетами.

Вот и подошло наше путешествие к концу

Очень приятно, что вы хорошо знаете творчество детской писательницы Валентины Осеевой , но мы не прощаемся с её произведениями , а будем дальше знакомиться.

Публикации по теме:

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 2

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 3 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Познавательное:.

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. «Урок вежливости». Часть 4 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое. Познавательное.

Цикл этических бесед по произведениям В. Осеевой. Тема 6 - «Урок вежливости». Часть 1 Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.