«василий теркин» история создания. Кто написал

Вася Теркин , любимый многими литературный герой военных лет, появился во фронтовой печати еще до Великой Отечественной - в 1939-1940 годах, во время войны с Финляндией 1 . Создан он был коллективом авторов, среди которых был и Твардовский. Это был удачливый и веселый боец, всегда побеждающий врагов. Герой этот напоминал персонажей комиксов или серий карикатур: "Человек он сам собой / Необыкновенный... / Богатырь, сажень в плечах... / И врагов на штык берет, / Как снопы на вилы" и т.п.

Тогда же, во время финской кампании, было задумано литературное произведение в стихах о неунывающем солдате "Васе Теркине". Как известно, герой прежних книг Твардовского (прежде всего знаменитой в советские годы поэмы "Страна Муравия") - крестьянин, мечтающий о счастье на родной земле, и крестьянская, деревенская тема была для Твардовского главной. Финская война, на которой был корреспондентом Твардовский, открыла ему новый пласт жизни, целый новый мир: "Мне открылся новый, необычайно суровый и вместе с тем очень человеческий, дружный и радостный мир. Я рад, что он стал доступен и понятен мне. Красную Армию я полюбил так, как до сих пор любил только деревню, колхозы. И, между прочим, очень много схожего. Мне кажется, что армия будет второй моей темой на всю жизнь", - писал поэт 2 . Наверное, точнее было бы сказать, что Твардовскому, хорошо знающему беды и заботы русского крестьянина, по-новому открылся во время войны все тот же русский крестьянин, русский характер, русский человек, но в его новой ипостаси: не хлебопашца и кормильца, а защитника Отечества, как не раз уже бывало в русской истории. Именно в этом заключался секрет будущей удачи поэта.

После завершения финской кампании Твардовский начал работу над поэмой, герой которой - Вася Теркин - был участником прошедшей войны. Предполагалось, что летом 1941(!) года поэма будет завершена.

С началом войны Твардовский был назначен на должность "писателя" в газету "Красная Армия" Киевского военного округа и выехал на фронт. В первые, самые тяжелые, месяцы войны Твардовскому было не до поэмы: вместе с армией он прошел всю войну, самыми трудными ее дорогами, выходил из окружения в 1941 году. К мысли о "Теркине" поэт вернулся в июне 1942 года, только это была уже поэма о новой войне и, по сути, о новом герое - прежде балагуре и весельчаке. Это был не "Вася Теркин ", а "Василий Теркин ". Сменилось имя, сменилась концепция героя: ничего не осталось теперь от квадратного подбородка, автор сосредоточился на характере Теркина, на его фронтовой (и не только фронтовой) философии, на его роли в судьбах других людей - персонажей поэмы. Новое название поэмы было объявлено в творческом отчете Твардовского 22 июня 1942 года - "Василий Теркин".

Поэма создавалась в течение всей войны, следовала за ее ходом, сочетая в себе, казалось бы, несочетающиеся качества: оперативность, едва ли не газетность, и в то же время высочайшую художественность. Первые главы были опубликованы летом 1942 года, после тяжелого и длительного (казалось, бесконечного) отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу, в тяжелейшее, непредсказуемое для дальнейшего хода войны время. Все были охвачены тревогой: что дальше; удастся ли остановить немцев? Вряд ли тогда было "до литературы", "до поэзии". Но, надо думать, было в книге Твардовского то, что нашло отклик практически у каждого. Поэма сразу же стала знаменитой (как это ни удивительно - задолго до своего завершения), газеты с главами поэмы, как свидетельствуют очевидцы, с нетерпением ожидались читателями, передавались из рук в руки.

Первоначально, до 1946 года, поэма печаталась разделенной на две, затем на три части, что отражало основные этапы войны: отступление, перелом, изгнание врага с родной земли. Однако впоследствии автор отказался от деления на части, от нумерации глав, сделав композицию книги более свободной, и того требовала особая художественная логика произведения 3 . Поэма не имеет сюжетного, событийного завершения: с главным героем, Василием Теркиным, мы расстаемся незадолго до конца войны, когда враг был изгнан с родной земли. Но и после прочтения поэмы образ Василия Теркина продолжает жить в нашем сознании, подспудно хранится в памяти как образ близкого человека.

«ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

История создания. Первые главы были опубликованы в 1942 году, хотя имя героя книги — Вася Теркин — было известно значи­тельно раньше, с периода Финской войны. На страницах фронтовой газеты «На страже Родины» стали появляться стихотворные фелье­тоны об удачливом, ловком бойце, создававшиеся содружеством во­енных писателей, среди которых был и Твардовский. Тогда у него и возник замысел создания большого, серьезного произведения с этим главным героем. Уже в 1940 году были написаны черновые вариан­ты отдельных глав («На привале», «Переправа», «О награде»), а гла­ва «Гармонь» даже напечатана в газете «Красная звезда» в виде сти­хотворения. Война с фашистской Германией прервала работу на некоторое время и скорректировала замысел. Вместо фельетонного Васи Теркина стал возникать образ советского бойца, воплотившего лучшие нравственные качества целого поколения предвоенных лет. Он приобрел характер широчайшего обобщения, сохраняя при этом живую конкретность образа, его узнаваемость. «Книга про бойца» — такой подзаголовок появился в поэме при первой публикации. По­пулярность «Теркина», ощущение необходимости этой книги читате­лям, и прежде всего солдатам, сражавшимся на полях войны, заста­вило Твардовского продолжить работу над поэмой. В конце 1942 года появилась глава «Кто стрелял?» из второй части поэмы, потом — другие главы, а в мае 1943 г. работа была завершена.


На этой странице искали:

  • история создания василия теркина
  • история создания василий теркин
  • история создания василия теркина кратко
  • история написания василия теркина
  • анализ рассказа василий теркин

С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспондента участвовал в
финской кампании. «Мне кажется, - писал он М.В. Исаковскому, - что армия будет
второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского
военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию
занимательных рисунков о подвигах веселого солдата-богатыря. «Кто-то , - вспоминает
Твардовский, - предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не

Василием». В создании коллективного произведения о неунывающем удачливом бойце
Твардовскому было поручено написать вступление:«... я должен был дать хотя бы самый
общий «портрет» Теркина и определить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего
разговора с читателем». Так появилось в газете стихотворение «Вася Теркин» (1940. - 5
января). Успех фельетонного героя натолкнул на мысль продолжить рассказ о
похождениях неунывающего Васи Теркина. В итоге вышла книжечка «Вася Теркин на
фронте» (1940). В Великую Отечественную войну этот образ становится главным в
творчестве Твардовского. «Василий Теркин» шел вместе с Твардовским дорогами войны.
Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта
«Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка
«От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в
этой газете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печатных органах.
«...Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием войны. Нужно еще одно усилие
освеженных души и тела - и можно будет поставить точку», - писал поэт 4 мая 1945
года. Так появилась законченная поэма «Василий Теркин. Книга про бойца» (1941—1945).
Твардовский писал, что работа над нею дала ему «ощущение» законности места
художника в великой борьбе народа... чувство полной свободы обращения со стихом и
словом. В 1946 г. почти одно за другим вышло три полных издания «Книги про бойца».

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения

Весной 1941 г. поэт напряженно работал над главами будущей поэмы, но начало войны
изменило эти планы. Возрождение замысла и возобновление работы над «Теркиным»
относится к середине 1942 г. С этого времени начинается новый этап работы над
произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержание, ее философия, ее
герой, ее форма - композиция, жанр, сюжет. Изменился характер поэтического
повествования о войне - родина и народ, народ на войне стали главными темами». Хотя,
приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем
свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго томился сомнениями и опасениями
относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего
все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма -
ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет
самого начала вещи - некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение
всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет,
разберемся». В связи с вопросом о жанре произведения Твардовского представляются
важными следующие суждения автора: «Жанровое обозначение «Книги про бойца», на
котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения
«поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман
в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные
сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто
все-таки выходило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца». Эта, как назвал ее сам
поэт, «Книга про бойца» воссоздает достоверную картину фронтовой действительности,
раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди других
тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-
освободительной борьбы, бедствий и страданий, подвигов и военного быта. Поэма
Твардовского - это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру

объективностью, но пронизанная живым авторским чувством, своеобразная во всех
отношениях, уникальная книга, вместе с тем развивающая традиции реалистической
литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное
повествование - хроника («Книга про бойца, без начала, без конца...»), которое
охватывает всю историю войны.

Тематика

Тема Великой Отечественной войны навсегда вошла в творчество А.Т. Твардовского. А
поэма «Василий Теркин» стала одной из самых ярких его страниц. Поэма посвящена
жизни народа на войне, она по праву является энциклопедией фронтовой жизни. В центре
поэмы образ Теркина, рядового пехотинца из смоленских крестьян, объединяющий
композицию произведения в единое целое. Василий Теркин фактически олицетворяет весь
народ. В нем нашел художественное воплощение русский национальный характер.
Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой
солдат. В «Книге про бойца» война изображена как она есть - в буднях и героике,
переплетении обыденного, подчас даже комического (главы «На привале», «В бане») с
возвышенным и трагедийным. Поэма сильна прежде всего правдой о войне как суровом и
трагическом - на пределе возможностей - испытании жизненных сил народа, страны,
каждого человека.

Идея произведения

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд
характерных черт. Главные ее особенности - патриотический пафос и установка на
всеобщую доступность. Удачнейшим примером такого художественного произведения по
праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Подвиг
солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд и бой, и
переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти
черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, -
обыкновенный, простой солдат. Именно в защите Родины, жизни на земле заключается
справедливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и правый, смертный
бой не ради славы - ради жизни на земле». Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
стала поистине народной.

Основные герои

Анализ произведения показывает, что в основе поэмы - образ главного героя - рядового
Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ,
соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного
русского солдата. О типичности Теркина писали десятки людей, делая из строк «парень в
этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» вывод, что это образ
собирательный, обобщенный, что в нем не следует искать каких-то индивидуальных
качеств, настолько все типично для советского солдата. И поскольку «был рассеян он
частично и частично истреблен», значит, это вообще не личность, а некий символ всей
Советской Армии. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам
собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте
есть всегда, Да и в каждом взводе. Образ Теркина имеет фольклорные корни, это

«богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией
простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и чувство
сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой
момент. Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что характерно для многих:
«Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем
присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее.
Народная мудрость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотверженность,
житейская смекалка и умение русского человека - труженика и воина, наконец,
неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, -
все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Главной же чертой его
характера является любовь к родной стране. Герой постоянно вспоминает о родных
местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и
милосердие, величие души, на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а ради
жизни на земле, поверженный враг вызывает в нем только чувство жалости. Он скромен,
хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он согласен
на медаль. Но больше всего привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская
смекалка, насмешка над врагом и над любыми трудностями. Являясь воплощением
русского национального характера, Василий Теркин неотделим от народа - солдатской
массы и ряда эпизодических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше,
девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из вражеского плена,
и др.), он неотделим и от матери-родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое
утверждение народного единства. Наряду с образами Теркина и народа важное место в
общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее,
лирического героя, особенно ощутимый в главах «О себе», «О войне», «О любви», в
четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к
читателю: «И скажу тебе: не скрою, / - В этой книге, там ли, сям, / То, что молвить бы
герою, / Говорю я лично сам». Автор в поэме является посредником между героем и
читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает друга-
читателя, а потому стремится донести до него правду о войне. Автор ощущает свою
ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только
рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского
солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность
своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма
способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей. В поэме
постоянно сквозит тонкий авторский юмор. Текст поэмы наполнен прибаутками,
присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором — автор поэмы,
герой поэмы Теркин или народ, - вообще невозможно. В самом начале поэмы автор
называет шутку самой необходимой в солдатском быту «вещью»: Жить без пищи можно
сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.

Сюжет и композиция анализируемого произведения

Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги определяется самой военной
действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме
в целом действительно нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульминация,

развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет,
между этими главами возникают отдельные сюжетные связки. Наконец, общее развитие
событий, раскрытие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко
определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней
отступления и тяжелейших оборонительных боев - к выстраданной и завоеванной
победе. Вот как сам Твардовский писал о композиционном построении своей поэмы: «И
первое, что я принял за принцип композиции и стиля, - это стремление к известной
законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода и даже
строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с
предыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в газете главе нечто
целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы:
он был там, где и герой, - на войне. Этой примерной завершенностью каждой главы я и
был более всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь
высказаться при каждом случае - очередной главе - до конца, полностью выразить свое
настроение, передать свежее впечатление, возникшую мысль, мотив, образ. Правда, этот
принцип определился не сразу - после того, как первые главы «Теркина» были
напечатаны подряд одна за другой, а новые потом уже появлялись по мере написания».
Поэма состоит из тридцати самостоятельных и в то же время тесно связанных между
собой глав. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые
не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмором
рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала
войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто
вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной
силы духа, воли к жизни. Сюжетную канву поэмы трудно проследить, каждая глава
рассказывает об отдельном событии из жизни бойца, к примеру: Теркин дважды
переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями;
Теркин в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной
артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им
по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет
его в плен. Или неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик.
Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым
врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин
беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его
обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу,/ Я солдат еще живой». Не
случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими
отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру
произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается
посвящением павшим. Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом.
Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом
войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись
событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую,
радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это
объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей
Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Художественное своеобразие

Анализ произведения показывает, что поэма «Василий Теркин» отличается необычайной
широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и
народнопоэтической речи. Это по-настоящему народный язык. В нем естественно
употребляются пословицы и поговорки («я от скуки на все руки»; «делу время - час
забаве»; «по которой речке плыть, - той и славушку творить...»), народные песни
шинели, о реченьке). Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить просто,
но поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь на правах поговорок («не гляди,
что на груди, а гляди, что впереди»; «у войны короткий путь, у любви - далекий»;
«пушки к бою едут задом» и др.). Свобода - основной нравственно-художественный
принцип произведения - реализована и в самом построении стиха. И это находка -
непринужденное десятистишие, восьми-, и пяти-, и шести-, и четверостишия - словом,
рифмующихся строк будет столько, сколько потребуется Твардовскому в сию минуту для
того, чтобы высказаться сполна. Основной размер «Василия Теркина» - четырехстопный
хорей. О своеобразии стиха Твардовского писал С.Я. Маршак: «Посмотрите, как
построена одна из лучших глав «Василия Теркина» - «Переправа». В этом правдивом и
как будто безыскусном рассказе о подлинных, наблюденных автором событиях вы тем не
менее обнаружите строгую форму, четкое построение. Вы найдете здесь повторяющийся
лейтмотив, который звучит в самых ответственных местах повествования, и каждый раз
по-новому, - то грустно и тревожно, то торжественно и даже грозно: Переправа,
переправа! Берег левый, берег правый. Снег шершавый. Кромка льда... Кому память, кому
слава, Кому темная вода. Вы найдете здесь и живой, лаконичный, безупречно меткий и
построенный по всем законам баллады диалог. В этом-то и сказывается настоящая
поэтическая культура, которая дает нам средства для изображения событий из самой
современной кипучей жизни».

Значение произведения

Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение в творчестве А.Т. Твардовского,
«лучшее из всего написанного о войне на войне» (К. Симонов), одна из вершин русской
эпической поэзии вообще. Она может считаться одним из истинно народных
произведений. Многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную
речь или же стали популярными стихотворными афоризмами: «смертный бой не ради
славы - ради жизни на земле», «сорок душ одна душа», «переправа, переправа, берег
левый, берег правый» и многие другие. Признание «Книги про бойца» было не только
общенародным, но и общенациональным: «...Это поистине редкая книга: какая свобода,
какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный
народный солдатский язык - ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового,
то есть литературно-пошлого слова!» - писал И.А. Бунин. Поэма «Василий Теркин»
была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г.
Верейского, которые создавались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны
также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни, Ю. Непринцева. В 1961 г. в
Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал «Василия Теркина».
Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н.
Орлова. Отрывки из поэмы положены на музыку В.Г. Захаровым. Композитором Н.В.
Богословским была написана симфоническая повесть «Василий Теркин». В 1995 году в
Смоленске был открыт памятник Теркину (автор - Народный художник РФ скульптор

А.Г. Сергеев). Монумент представляет собой двухфигурную композицию, изображающую
беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на всенародно
собранные деньги.

Это интересно

Наибольшую известность приобрела картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя»
(1951). Зимой 1942 г. в прифронтовой землянке, еле освещенной самодельным
светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой
А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев
видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они,
слушая это замечательное произведение. В чем же огромная сила воздействия поэмы?
Почему так близок и дорог сердцу каждого воина образ Василия Теркина? Над этим уже
тогда задумался художник. Непринцев перечитывает поэму несколько раз и убеждается в
том, что ее герой - вовсе не какая-то исключительная натура, а обыкновенный парень, в
образе которого автор выразил все лучшее, чистое и светлое, что присуще советским
людям. Весельчак и балагур, умеющий в трудную минуту поднять настроение товарищей,
подбодрить их шуткой, острым словом, Теркин и в бою проявляет находчивость и
мужество. Таких живых Теркиных на дорогах войны можно было встретить повсюду. В
большой жизненности образа, созданного поэтом, и заключался секрет его обаяния.
Именно поэтому Василий Теркин сразу стал одним из любимых народных героев.
Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, Непринцев долгие годы не мог с
ним расстаться. «Он жил в моем сознании, - писал впоследствии художник, -
накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать
главным героем картины». Но не сразу родился замысел картины. Длинный, полный труда
и раздумий путь прошел художник, прежде чем приступил к написанию картины «Отдых
после боя». «Мне хотелось, - писал художник, - изобразить воинов Советской Армии
не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы
человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной
обстановке, в минуту краткого отдыха». Так зарождается мысль о картине. Воспоминания
военных лет помогают определить ее сюжет: группа бойцов в короткий перерыв между
боями расположилась на заснеженной поляне и слушает веселого рассказчика. В первых
эскизах уже был намечен общий характер будущей картины. Группа располагалась
полукрутом, развернутым на зрителя, и состояла всего из 12-13 человек. Фигура Теркина
была помещена в центре композиции и выделена цветом. Расположенные по бокам от
него фигуры формально уравновешивали композицию. В этом решении было много
надуманного, условного. Малочисленность группы придавала всей сцене характер
случайности и не создавала впечатление сильного, дружного коллектива людей. Поэтому
в последующих эскизах Непринцев увеличивает количество людей и наиболее
естественно их располагает. Главный герой Теркин перемещается художником от центра
вправо, группа строится по диагонали слева направо. Благодаря этому увеличивается
пространство, намечается его глубина. Зритель перестает быть только свидетелем этой
сцены, он становится как бы ее участником, вовлекается в крут бойцов, слушающих
Теркина. Чтобы придать еще больше достоверности и жизненности всей картине,
Непринцев отказался от солнечного освещения, так как эффектные контрасты света и тени
могли бы внести в картину элементы театральной условности, которой так избегал

художник. Мягкий рассеянный свет зимнего дня давал возможность полнее и ярче
выявить разнообразие лиц и их выражений. Много и долго работал художник над
фигурами бойцов, над их позами, меняя последние по нескольку раз. Так, фигура усатого
старшины в полушубке лишь после долгих поисков превратилась в сидящего бойца, а
пожилой солдат с котелком в руках только в последних эскизах пришел на смену
девушке-санитарке, перевязывающей бойца. Но самым главным для художника была
работа над изображением внутреннего мира героев. «Хотелось, - писал Непринцев, -
чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы
он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей». Художник
понимал, что только тогда ему удастся создать убедительные и правдивые образы героев,
когда они будут предельно ясны для него самого. Непринцев начал тщательно изучать
характеры бойцов, их манеру говорить, смеяться, отдельные жесты, привычки, иначе
говоря, начал «вживаться» в образы своих героев. В этом ему помогали впечатления
военных лет, боевые встречи, воспоминания его фронтовых товарищей. Неоценимую
услугу оказали ему его фронтовые зарисовки, портретные изображения боевых друзей.
Много было сделано этюдов с натуры, но они не переносились в картину
непосредственно, без предварительной доработки. Художник искал, выделял наиболее
яркие черты того или иного человека и, напротив, убирал все второстепенное, случайное,
мешающее выявлению основного. Каждый образ он стремился сделать сугубо
индивидуальным и типичным. «В своей картине я хотел дать коллективный портрет
советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей
картины - это русский народ». Каждый герой в представлении художника имеет свою
интересную биографию. О них он может часами увлекательно рассказывать, передавая
мельчайшие подробности их жизни и судьбы. Так, например, Непринцев рассказывает,
что бойца, сидящего справа от Теркина, он представлял себе таю парень недавно пришел в
армию из колхоза, еще неопытен, может быть, впервые участвовал в бою, и ему,
естественно, страшно. Но сейчас, влюбленно слушая рассказы бывалого солдата, он забыл
о своем страхе. За Теркиным стоит молодой красивый парень в ухарски сдвинутой
набекрень шапке. «Он, - писал художник, - слушает Теркина несколько
снисходительно. Он и сам бы мог рассказать не хуже. До войны он был
квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником
самодеятельности, любимцем девушек>>. Много мог бы поведать художник об усатом
старшине, который хохочет во все горло, и о пожилом солдате с котелком, и о веселом
солдате, сидящем слева от рассказчика, и обо всех других персонажах... Самой трудной
задачей были поиски внешнего облика Василия Теркина. Художнику хотелось передать
тот образ, который сложился в народе, хотелось, чтобы Теркина узнавали сразу. Теркин
должен быть обобщенным образом, в нем должны сочетаться черты многих людей. Его
образ - это как бы синтез всего лучшего, светлого, чистого, что присуще советскому
человеку. Долго работал художник над обликом Теркина, над выражением его лица,
жестом рук. В первых рисунках Теркин был изображен молодым солдатом с
добродушным лукавым лицом. В нем не чувствовалось ловкости, острой смекалки. В
другом наброске Теркин был слишком серьезен, уравновешен, в третьем - ему
недоставало житейского опыта, жизненной школы. От рисунка к рисунку шли поиски,
уточнялись жесты, определялась поза. По мысли художника жест правой руки Теркина
должен был подчеркивать какую-то острую крепкую шутку по адресу врага. Сохранилось
бесчисленное количество рисунков, в которых были перепробованы самые различные

повороты фигуры, наклоны головы, движения рук, отдельные жесты - пока художник
нашел то, что его удовлетворило. Образ Теркина в картине стал значительным,
убедительным и вполне естественным центром. Много времени уделил художник поискам
пейзажа для картины. Он представлял, что действие происходит в негустом лесу с
полянками и перелесками. Ранняя весна, снег еще не тает, а только чуть-чуть рыхлеет.
Ему хотелось передать национальный русский пейзаж. Картина «Отдых после боя» -
результат напряженной, серьезной работы художника, взволнованной любви к своим
героям, большого уважения к ним. Каждый образ в картине - это целая биография. И
перед взглядом любознательного зрителя проходит целый ряд ярких индивидуально
неповторимых образов. Глубокая жизненность идеи обусловила ясность и цельность
композиции, простоту и естественность живописного решения. Картина Непринцева
воскрешает трудные, полные героики и суровости, лишений и невзгод и вместе с тем
радости побед дни Великой Отечественной войны. Именно поэтому она всегда будет
дорога сердцу советского человека, любима широкими массами советского народа.
(По книге В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. «Беседы о советских художниках». - М.-Л.:
Просвещение, 1964 г.)
Советуем прочитать Гапеева В.И. Кузнецова В.Э. «Беседы о советских художниках. -
М.-Л.: Просвещение, 1964.
Гришунж АЛ. «Василий Теркин» Александра Твардовского. - М., 1987. Кондратович А.
Александр Твардовский: Поэзия и личность. - М., 1978.
Романова Р.М. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества: Книга для
учащихся старших классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989
Твардовский А. Василий Теркин. Книга про бойца. Теркин на том свете. Москва: Раритет,
2000.-

Поэма «Василий Теркин» датирована 1941-1945 годами - сложными, страшными и героическими годами борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. В этом произведении Александр Твардовский создал бессмертный образ простого, советского бойца, защитника Отечества, который стал неким олицетворением глубокого патриотизма и любви к своей Родине.

История создания

Поэма начала писаться в 1941 году. Отдельные отрывки были напечатаны в газетном варианте в период с 1942 по 1945 годы. В том же 1942 году отдельно было опубликовано еще незаконченное произведение.

Как ни странно, но работа над поэмой была начата Твардовским еще в 1939 году. Именно тогда он уже трудился военным корреспондентом и освещал в газете «На страже Родины» ход финской военной кампании. Имя было придумано в соавторстве с членами редакционной коллегии газеты. В 1940 году была выпущена небольшая брошюра «Вася Теркин на фронте», которая среди бойцов считалась большой наградой.

Образ красноармейца понравился читателям газеты с самого начала. Понимая это, Твардовский решил, что эта тема является перспективной и начал ее развивать.

С самого начала Великой Отечественной Войны, находясь на фронте в качестве военного корреспондента, он попадает в самые горячие сражения. Попадает в окружение вместе с солдатами, выходит из него, отступает и идет в атаку, переживая на собственном опыте все то, о чем он хотел бы написать.

Весной 1942 года Твардовский приезжает в Москву, где пишет первые главы «От автора» и «На привале», и она сразу же печатаются в газете «Красноармейская правда».

Такого взрыва популярности Твардовский не мог представить даже в самых смелых своих мечтах. Центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя» перепечатывают отрывки из поэмы. На радио тексты читают Орлов и Левитан. Художник Орест Верейский создает иллюстрации, окончательно сформировавшиеся образ бойца. Твардовский проводит в госпиталях творческие вечера, а также встречается с трудовыми коллективами в тылу, поднимая боевой дух.

Как всегда, то, что нравилось простому народу, не получила поддержки партии. Твардовского критиковали за пессимизм, за отсутствие упоминаний о том, что партия руководит всеми свершениями и достижениями. В связи с этим автор хотел в 1943 году закончить поэму, однако благодарные читатели не дали ему этого сделать. Твардовскому пришлось согласиться на цензурные правки, взамен он был удостоен Сталинской премии за свое ставшее бессмертным произведение. Поэма была закончена в марте 1945 года - именно тогда автор написал главу «В бане».

Описание произведения

В поэме 30 глав, которые условно можно разделить на 3 части. В четырех главах Твардовский не рассказывает о герое, а просто рассуждает о войне, о том, сколько пришлось пережить простым советским мужикам, ставшим на защиту своей Родины, и намекает на ход работы над книгой. Роль этих отступлений нельзя приуменьшить - это диалог автора с читателей, который он ведет напрямую, даже в обход своего героя.

В ходе повествования нет четкой хронологической последовательности. Более того, автор не называет конкретные бои и сражения, однако отдельные сражения и операции, выделенные в истории Великой Отечественной Войны, угадываются в поэме: отступления советских войск, столь распространённые в 1941 и 1942 годах, битва у Волги, ну и, конечно, взятие Берлина.

Строгого сюжета в поэме нет - да и у автора не было задачи передать ход войны. Центральная глава - «Переправа». Там четко прослеживается основная идея произведения - военная дорога. Именно по ней Теркин со своими товарищами шагает к достижению цели - полной победе над немецко-фашистскими захватчиками, а значит, к новой, лучшей и свободной жизни.

Герой произведения

Главный герой - Василий Тёркин. Вымышленный персонаж, веселый, жизнерадостный, прямодушный, несмотря на сложные обстоятельства, в которых он живет во время войны.

Мы наблюдаем за Василием в разных ситуациях - и везде можем отметить его положительные качества. Среди боевых побратимов он - душа компании, балагур, всегда находящий возможность пошутить и рассмешить остальных. Когда он идет в атаку - он пример для остальных бойцов, проявляет такие свои качества, как находчивость, смелость, выдержка. Когда он отдыхает после боя - он может спеть, он играет на гармони, но при этом может ответить достаточно жестко и с юмором. Когда солдаты встречаются с мирным населением, Василий - само обаяние и скромность.

Мужество и достоинство, проявляемые во всех, даже самых безвыходных ситуациях, - вот главные черты, которые отличают главного героя произведения и формируют его образ.

Все остальные герои поэмы абстрактны - у них нет даже имен. Боевые побратимы, генерал, старик и старуха - все они только подыгрывают, помогая раскрыть образ главного героя - Василия Теркина.

Анализ произведения

Поскольку у Василия Теркина нет реального прототипа, то можно со всей смелостью сказать, что это - некий собирательный образ, который был создан автором, основываясь на его реальных наблюдениях за солдатами.

У произведения есть одна отличительная особенность, которая выделяет его среди аналогичных произведений того времени, - это отсутствие идеологического начала. В поэме нет восхвалений партии и лично товарищу Сталину. Это, по мнению автора, «разрушило бы замысел и образный строй поэмы».

В произведении используются два стихотворных размера: четырехстопный и трехстопный хорей. Первый размер встречается гораздо чаще, второй - лишь в отдельных главах. Язык поэмы стал своеобразной карточкой Твардовского. Некоторые моменты, выглядящие как поговорки и строки из смешных песенок, что называется, «ушли в народ» и стали употребляться в повседневной речи. Например, фраза «Нет, ребята, я не гордый, я согласен на медаль» или «Города сдают солдаты, генералы из берут» употребляются многими и в настоящее время.

Именно на таких, как главный герой этой поэмы в стихах, пали все тяготы войны. И только их человеческие качества - сила духа, оптимизм, юмор, умение посмеяться над другими и над собой, вовремя разрядить натянутую до предела обстановку - помогли им не только победить, но и выжить в этой страшной и беспощадной войне.

Поэма до сих пор жива и любима народом. В 2015 году журнал «Русский репортер» проводил социологические исследования относительно сотни самых популярных стихотворений в России. Строки из «Василия Теркина» заняли 28-ое место, что говорит о том, что память о событиях 70-летней давности и подвиге тех героев все еще жива в нашей памяти.

КТО НАПИСАЛ «ВАСИЛИЯ ТЁРКИНА»?

(«журналистское расследование»)

ИРИНА ЕФЕДОВА, ВЛАДИМИР КРАСНЕР

Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идёт святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

А.Твардовский. Василий Тёркин

Начало произведения «Василий Тёркин», которое позднее стали называть поэмой, написано Александром Трифоновичем Твардовским в марте 1941г. Первые главы были напечатаны в газете «Красноармейская правда» в сентябре 1942-го. В том же году ранний вариант поэмы вышел отдельной книгой. В последующих переизданиях 1943-1945гг. первоначальный текст существенно перерабатывался и дополнялся новыми главами. Заключение поэмы-«От автора»-датировано 30 июня 1945г.

Историю создания поэмы Твардовский подробно изложил в статье «Как был написан «Василий Тёркин». Вот любопытный отрывок из этой статьи: «Василий Тёркин» известен читателю с 1942 года. Но «Вася Тёркин» был известен ещё с 1939-1940 года- с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского Военного Округа «На страже Родины» работала группа писателей и поэтов: Н. Тихонов, В.Саянов, А.Щербаков, С.Вашенцев, Ц.Солодарь и я, автор этих строк. Как-то мы решили,что нужно завести в газете что-нибудь вроде «уголка юмора» или фельетона, где были бы стихи и картинки. И вот мы решили избрать персонаж, который выступал бы в сериях занятных картинок, снабжённых стихотворными подписями. Это должен был быть некий весёлый, удачливый боец, фигура условная, лубочная. Стали придумывать имя. КТО-ТО (ТВАРДОВСКИЙ НЕ ПОМНИТ, КТО ИМЕННО!!!-И.Е. и В.К.) ПРЕДЛОЖИЛ НАЗВАТЬ НАШЕГО ГЕРОЯ ВАСЕЙ ТЁРКИНЫМ, ИМЕННО ВАСЕЙ, А НЕ ВАСИЛИЕМ. Так родилось это имя. » Тогда, в финскую кампанию, Твардовский написал для газетной рубрики всего лишь несколько стихотворений. Однако случайно найденный образ захватил «всего меня без остатка»,-напишет поэт позднее.

В процессе созревания замысла будущей «книги про бойца» первоначальная

Залихватски-юмористическая фабула приобретала широкие формы эпического повествования. Основной литературной работой Твардовского в годы Отечественной войны становится «Василий Тёркин». Образ бойца становится гораздо более масштабным, чем прежде. Именно поэтому поэт решительно переходит от слегка фамильярного «Вася» к прекрасному русскому имени Василий и уже никогда не отступается от него. Вася бесповоротно становится Василием и более крупной личностью прежде всего потому, «что глубина всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига в Отечественной войне с первых дней отличили её от каких бы то ни было иных войн и тем более

военных кампаний.» Все строчки, каждое слово, написанное в «книге про бойца» принадлежат перу одного только Твардовского и никому больше. Вот как замечательно написал об этой работе сам Александр Трифонович: «Книга про бойца» в годы войны была для меня истинным счастьем: она дала мне ощущение очевидной полезности моего труда... «Тёркин» был для меня воюющим советским человеком-моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.»

С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Тёркин,
Подружились мы с тобой.

Твардовскому удалось создать удивително прекрасный образ советского солдата. Тёркин беззаветно предан Отечеству, он бесстрашен, он никогда не унывает и находит выход из самых тяжёлых положений, он в любую минуту готов подставить своё верное плечо другу; в любой момент он может подбодрить бойцов доброй шуткой-прибауткой. Он воплощение мужественности и духовной красоты.

Маяковский мечтал, чтобы в трудный час можно было приравнять к штыку перо. Твардовскому удалось сделать большее. Его поэма о Василии Тёркине была едва ли не самой читаемой на фронтах Великой Отечественной и в тылу. Не будет преувеличением сказать, что его бессмертная книга была одной из тех, которые помогли советскому народу выстоять в те страшные годы и победить. Низкий поклон Вам, дорогой Александр Трифонович и Вечная Память!

Во множестве писем полученных поэтом сразу после публикации первых глав, на встречах с бойцами Красной Армии чаще других звучали такие вопросы: «Существует ли в действительности Тёркин?». «Тип он или известный Вам живой человек?». Из многих трогательных писем явствовало, что сомнений в существовании «живого» Теркина у читателей нет, а речь лишь идёт о том, «не в нашей ли (далее указывался номер полевой почты) дивизии он служит?» На все эти вопросы поэт терпеливо отвечал: «Василий Тёркин лицо вымышленное, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нём, были наблюдаемы мною у многих людей, - ни одного из них нельзя назвать прототипом Тёркина.» А многие бойцы между тем простодушно продолжали писать Твардовскому письма, с просьбой передать боевой привет товарищу Тёркину. Немало тёплых писем было адресовано лично товарищу Василию Тёркину. Авторы писем просили у «легендарного бойца» совета, делились с ним самым сокровенным. Простодушные авторы пребывали в святой уверенности, что полевая почта обязательно найдёт адресата... В таких случаях принято говорить, что подобная вера читательской аудитории в литературный персонаж и есть высшая награда и похвала автору.

Да и как мог не поверить молодой солдат поэту, который говорил с ним простым, душевным словом. Говорил и о войне и о его солдата, родном доме. Вот как пронзительно, безыскусно говорит поэт в главе «Кто стрелял?». При атаке

фашистского стервятника в чистом поле солдаты, дождавшись желанной команды «Ложись!» бросились на землю:

Ты лежишь ничком, парнишка
Двадцати неполных лет.
Вот сейчас тебе и крышка,
Вот тебя уже и нет.

Ты прижал к вискам ладони,
Ты забыл, забыл, забыл,
Как траву щипали кони,
Что в ночное ты водил.

Смерть грохочет в перепонках,
И далёк, далёк, далёк
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берёг.

И друзей и близких лица,Дом родной, сучок в стене...
Нет, боец, ничком молиться
Не годится на войне.

Нет товарищ, зло и гордо,
Как закон велит бойцу,
Смерть встречай лицом к лицу,
И хотя бы плюнь ей в морду,
Если всё пришло к концу...

Вот как оценил поэму А. Твардовского нобелевский лауреат Иван Бунин: «Это поистине редкая книга. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный язык-ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого слова!»

ДРУГОЙ «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»!?!

Среди писем адресованных поэту порой встречались и такие. Майор М. М-в, москвич писал в своём письме: «Недавно прочитал роман П.Д. Боборыкина «Василий Тёркин» и, откровенно говоря, почувствовал большое смущение: что есть общего между его и Вашим Василиями Тёркиными? Чем похож Ваш Вася Тёркин-умный, весёлый, бывалый советский солдат, действующий во время Великой Отечественной войны и с великим патриотизмом отстаивающий свою Родину,-на купца-пройдоху, ханжу Василия Ивановича Тёркина из романа Боборыкина? Так почему же Вы выбрали для своего (да и нашего) героя такое имя, за которым уже скрывается определённый тип и который уже описан в русской литературе? Неужели Вами руководило соображение родственности этого, уже описанного типа, и созданного Вами? Но ведь это оскорбление для бывалого солдата Василия Тёркина! Или это случайность?»

Прежде чем «предоставить» слово для ответа майору М. М-ву самому Твардовскому, приведём краткую историческую справку.

Боборыкин Пётр Дмитриевич, русский писатель, почётный академик Петербургской АН. Годы жизни: 1836-1921. Критика назвала его романистом-хроникёром, «отметчиком» целых полос общественной жизни. Так, он отметил нарождение капитализма в русской жизни, расцвет буржуазии, появление нового типа купца, с новым культурным обличьем и старым звериным нутром. Написал свыше 100 романов, повестей, пьес. В своём шедевре «Василий Тёркин» (1892, «Вестник Европы») Боборыкин сделал попытку нарисовать нового человека деревни, вышедшего в люди благодаря собственным усилиям и сумевшего сочетать деловитый практицизм с преданностью идеалам. Как тип, Тёркин недостаточно убедителен, но как живая и действительно совершенно новая фигура красноречиво говорит о больших переменах и о накоплении новых сил в российском обществе. По почтительным словам Максима Горького в романе «Василий Тёркин» Боборыкин первым в русской литературе нарисовал образ просвещённого, мыслящего купца, который, сам выйдя из народа хочет дать «полный ход всему, что в нём кроется ценного, на потребу родным угодьям и тому же трудовому и обездоленному люду».

А теперь вернёмся к ответу А. Твардовского на сердитое письмо майора из Москвы. Твардовский: «Сознаюсь, что о существовании боборыкинского романа я услыхал, когда уже значительная часть «Тёркина» была напечатана, от одного из своих старших литературных друзей. Я достал роман, прочёл его без особого интереса и продолжал свою работу. Этому совпадению имени Тёркина с именем боборыкинского героя я не придал и не придаю никакого значения. Ничего общего между ними абсолютно нет. Возможно, что кому-нибудь из нас, искавших имя персонажа для фельетонов в газете «На страже Родины», подвернулось это сочетание имени с фамилией случайно, как запавшие в память из книги Боборыкина. Я сомневаюсь: нам нужен тогда был именно Вася, а не Василий; Васей же боборыкинского героя никак и не назовёшь-это совсем иное. Словом, ни тени «заимствования» здесь не было и нет. Просто есть такая русская фамилия Тёркин, хотя мне раньше казалось, что эту фамилию мы «сконструировали», отталкиваясь от глаголов «тереть», «перетирать» и т. п. И вот одно из первых писем моих корреспондентов по «Книге про бойца»:

В редакцию «Красноармейской правды», поэту тов. А. Твардовскому.

Тов. Твардовский: нельзя ли в Вашей поэме заменить имя Василий на Виктор, так как Василий-мой отец, ему 62 года, а я сын его-Виктор Васильевич Тёркин, командир взвода. Нахожусь на Западном фронте, служу в артиллерии. А потому, если можно, то замените, и результат прошу сообщить мне по адресу: пп 312, 668 арт. полк, 2-й дивизион, Тёркину Виктору Васильевичу».

Сравнивать эти два произведения,-задача совершенно недопустимая: разные жанры, различные эпохи... Отметим лишь что художественное совершенство поэмы Твардовского и её (поэмы) влияние на судьбу Российского общества и даже государства делают её совершенно исключительным и величественным произведением русской литературы.

ёркин, Тёркин, в самом деле,
Час настал, войне отбой.
И как будто устарели
Тотчас оба мы с тобой.

.......................................

И хотя иные вещи
В годы мира у певца
Выйдут, может быть, похлеще
Этой Книги про бойца,-

Мне она всех прочих боле

Дорога, родна до слёз,

Как тот сын, что рос не в холе,

А в годину бед и гроз...