«вита» центр защиты прав животных - вегетарианство. История любви в картинах: Илья Репин и Наталья Нордман Репин и нордман интересные факты

И.Е. Репин. Автопортрет, 1887 год

Илья Ефимович Репин женился молодым, в 1872 году на сестре своего приятеля Вере Шевцовой. Репин, происходивший из довольно простой семьи, казался тогда человеком скромным и неприхотливым. Вера была покорена талантом своего супруга. Она много и без устали позировала ему, была терпеливой слушательницей, когда художник излагал свои проекты, приняла на себя все заботы по ведению хозяйства и воспитанию детей. А их у Репиных родилось четверо.
Илья Ефимович, становясь все более известным и популярным, приобщился к светской жизни - он считался модным портретистом, ему позировали красивые, роскошные женщины, преуспевающие, богатые мужчины... Знакомства становились все более обширными и интересными, дамы наперебой старались добиться его расположения. Зато отношения в семье сложились очень напряженные.

Этюд с изображением Веры Репиной, 1872 год

Репин оказался человеком горячим, вспыльчивым, и своими увлечениями он причинял Вере немало боли. То, что знакомые называли "раздор", стало привычным для семьи Репина, впрочем, люди осведомленные полагали, что виноваты в этом раздоре были оба супруга. Вера Веревкина (одна из пассий художника, по понятным причинам не испытывавшая к Вере Репиной большой симпатии) говорила: "Мне было глубоко жаль его жену - блеклую, какими бывают растения и женщины, оставленные в тени. Но моя старая привязанность к виновнику этой тени брала верх" ...

Отдых. Портрет жены художника

Кроме легких увлечений у Репина случались и серьезные романы. В 1888 году у него начался роман с молодой художницей, его ученицей Елизаветой Званцевой. Репин буквально потерял голову. Он осыпал Елизавету любовными письмами и почти сходил с ума, как ему самому казалось: "Как я Вас люблю! Боже мой, Боже, я никогда не воображал, что чувство мое к Вам вырастет до такой страсти. Я начинаю бояться за себя... Право, еще никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением..." Обстановка с семье Репина накалилась окончательно; по воспоминаниям дочерей, случалось, что и "тарелки за обедом летали".

Елизавета Званцева

Однажды терпение у Веры иссякло, и она потребовала разорвать мучительные отношения - либо он останется с ней, либо с бесконечными возлюбленными. Репин выбрал свободу, и супруги разъехались. Детей "поделили": две старшие дочери жили с отцом, а младшая дочь и сын - с матерью. Вера Алексеевна ушла из жизни значительно раньше неверного супруга; она скончалась вскоре после революции.
А Репина впереди ожидала еще одна очень большая любовь - Наталья Борисовна Нордман-Северова. Наталья Нордман была дочерью адмирала, чем очень гордилась. Ее отец имел шведские корни и даже крестил Наташу по лютеранскому обряду. Она с молодости прониклась идеями социального равенства и женской эмансипации. Эти идеи Нордман всячески пропагандировала и даже вкладывала в свои литературные произведения, которые печатались под псевдонимом Северова.

Наталья Нордман-Северова

Желая узнать другую жизнь, Наталья целый год прожила в США, а вернувшись, обосновалась в доме своей подруги княгини Тенишевой. Репин как раз работал над портретом княгини, и приходя к нему в мастерскую на сеансы позирования, Мария Тенишева брала Наталью с собой для компании. Так и состоялось знакомство модного художника и дамы-эмансипе...

Княгиня Мария Тенишева

В 1899 году Наталья Борисовна и Илья Ефимович сошлись и стали жить гражданским браком, не оформляя отношения официально. Репин купил небольшую усадьбу в дачном пригороде Петербурга и устроил там "семейное гнездышко". Дом был назван "Пенаты". Чтобы упрочить положение гражданской жены, покупку земли и дома он оформил на ее имя, хотя оплачивал все расходы сам.


Автопортрет с Натальей Нордман

Знакомые не понимали выбора художника. Критик В. Стасов, друживший с Репиным, писал своему брату: "Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи ни кожи, - ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке) ". Стасову вторил и философ В. Розанов: "Эта женщина проглотила Репина целиком" .
На самом деле Наталья Нордман была образованна и умна, знала восемь языков, прекрасно разбиралась в живописи, хорошо фотографировала (что в те времена было технически сложным делом)... Их с Репиным связала большая любовь. И людям со стороны не все было понятно...

Репин и Нордман в Пенатах

Пенаты превратились в райский уголок. Каждую среду двери дома были открыты для всех, кто хотел навестить Репина - приглашенных, не приглашенных, знакомых друзей и друзей знакомых... Всех усаживали к столу. Правда, обеды были строго вегатарианскими - Наталья Борисовна считала, что необходимо придерживаться вегетарианского рациона. Сперва в Пенатах отказались от мяса, потом - от рыбы, молочных продуктов и яиц. Гостям подавали капустные котлеты, моченые яблоки, тушеную морковь и отвары трав... Знакомые считали эти "обеды из сена" игрой и чудачеством - Репин ходил в гости к Чуковскому или еще к кому-нибудь из друзей, чтобы побаловаться мясными блюдами, а то и в ресторанах "расслаблялся". А Наталья Борисовна, при всех строгих проповедях вегетарианства, иногда зазывала подруг к себе в спальню, где были припрятаны бутерброды с ветчиной и бутылочка коньяка...


Репин принимает гостей

Наталья Нордман была преисполнена разнообразных чудачеств. То она требовала, чтобы Репин приобрел здание по соседству, где Нордман устраивала театр для крестьян, то открывала перспективный детский сад... В доме был устроен специальный круглый стол, чтобы каждый мог "подкатить" к себе нужное блюдо без помощи прислуги. Весь дом хозяйка увешала плакатами: "Бейте весело в тамтам!", "Не зовите прислугу, ее нет!", "Делайте все сами!". Те, кто нарушал правила, обязаны были заплатить штраф мелочью, опустив в копилку. Прислуга, конечно, в доме была - Наталья Борисовна сама кухней и прочими хозяйственными делами не занималась. Но наличие прислуги не афишировалось, хотя ее и усаживали к общему столу обедать, выдавая за гостей. В доме собиралось обычно так много народа, что разобраться кто есть кто, было трудно. Вот только подросшие дети Репина в Пенаты не приезжали, поскольку Наталью Борисовну терпеть не могли.
Чуковский называл Наталью сектанткой за ее фанатическую веру "в какой-нибудь рецепт для спасения человечества и [стремление] громко проповедовать этот рецепт как панацею от всех социальных недугов" .
Ее дразнили "боевой суфражисткой".

Наталья Нордман

В какой-то момент Наталья решила, что носить меха - буржуазно, и отказалась от зимней меховой одежды, утеплив пальто... сосновыми стружками. Да еще и повадилась танцевать босиком на снегу. В результате у нее началось воспаление легких, оставившее осложнение, перешедшее в туберкулез. Репин возил ее в Италию лечиться, ей вроде помогли... Но Наталья вернулась к прежним чудачествам, и болезнь снова обострилась. Наталья Борисовна тяжело болела, очень похудела и подурнела и стала чувствовать охлаждение со стороны Репина. Это подтолкнуло Наталью к радикальному решению - бросить все и уехать в Швейцарию, в горный пансионат для легочных больных. Репин тяжело переживал разлуку, писал ей любовные письма, посылал деньги. Писем она не читала и денег не брала, оборвав все связи с прошлым.

Наталья Нордман-Северова, 1905 год (который стал началом тяжелой болезни)

Формально будучи владелицей Пенатов, Нордман завещала усадьбу Академии художеств, чтобы устроить там музей Репина. Но с условием, что Пенаты останутся в пожизненном распоряжении художника... Никто не мог представить, что вскоре разразится революция, Финляндия станет независимым государством, а Пенаты окажутся на ее территории. И неопределенный статус владения приведет к массе проблем для Репина, превратившегося в своем доме в иностранца...

Пенаты

Умерла Наталья в 1914 году... Репин поехал в Швейцарию, но на похороны не успел, смог только зарисовать свежую могилку. Он тосковал, говорил, что без Натальи осиротел, но все ее порядки, и особенно вегетарианство, после ее смерти были в Пенатах отменены.

Многие недоумевали, что красавец-художник нашел в этом шумной простоватой дурнушке. Но между ними вспыхнули настоящие чувства, испепелившие со временем их обоих. Натали Нордман и Илья Репин прожили вместе 15 лет, а в память об их союзе остались лишь картины и письма, конверты с которыми она даже не открывала.

Любовь, как наваждение

Они впервые встретились, когда Илья Репин писал портрет княгини Тенишевой. Чтобы княгиня не скучала, он приглашал в компанию кого-нибудь из знакомых, кто мог бы развлекать ее во время сеанса. Впрочем, он так поступал всегда, чтобы портретируемые сохраняли вполне естественное выражение лица.

Мария Тенишева привела как-то с собой подругу, уверяя художника, что уж с ней-то скучать точно не придется. Однако через несколько дней Репин написал княгине письмо, прося никогда больше не приводить в мастерскую «эту».

Когда и при каких обстоятельствах стойкая неприязнь переросла в глубокие нежные чувства, остается неизвестным. Но вскоре Натали Нордман уже сопровождала художника в Одессу, откуда он должен был отправиться в путешествие по Палестине.

«Пенаты»

В 1899 году Натали забеременела, Илья Репин, любивший детей безмерно, был счастлив. У них родилась дочь. По одним сведениям ее назвали Еленой, по другим – Натальей. Однако девочка скончалась через два месяца, а художник решил, что юная особа, пережившая горе после потери малышки, нуждается в его заботе, участии и утешении. Сама Наталья не особо горевала, ведь она совсем не успела привязаться к девочке, да и тяги к материнству она не испытывала. Он купил на ее имя дом в Куоккале с большим участком, который они позже назвали «Пенаты».

Именно в «Пенатах» проведут художник и его муза 15 лет счастливой жизни. Им не мешала ни 19-летняя разница в возрасте, ни разность взглядов на жизнь. Они были счастливы, были вместе и наслаждались своим домом, который хранили, по их мнению, пенаты – римские покровительницы домашнего очага.

Женские реформы


Друзья Репина, его ученики, литераторы и искусствоведы с удивлением замечали, насколько изменилась жизнь художника с появлением Натали. Многие считали ее невоспитанной и слишком экзальтированной.

Однако сам художник явно был счастлив, он отмечал необычайную живость своей супруги, которая проявлялась в ее жажде ко всему: стихам, танцам, окружающему миру.

Поначалу ее экстравагантность забавляла Илью Ефимовича, он находил в этом некую изюминку и потакал милым оригинальностям жены. Впрочем, супругой она была ему гражданской, так как после развода с первой супругой художник не мог венчаться.

В Пенатах Наталья Борисовна уравняла прислугу с именитыми гостями, и развесила везде объявления, что гостям нужно самим себя обслуживать. По средам, которые были заведены ею для светских вечеров и деловых встреч, гостей изредка мог встретить сам Илья Ефимович, он же принимал у своих визитеров пальто и провожал в гостиную. Но чаще всего посетители сами раздевались и проходили вглубь дома. На обеде им никто не прислуживал, так как все, в том числе и слуги, сидели за одним вертящимся столом а странный суп из сена разливал тот, на кого выпадал жребий.

Наталья Борисовна объявила себя вегетарианкой и на приемах угощала овощными блюдами и супом из настоящего сена. Илья Ефимович вынужден был лакомиться мясом либо в гостях в отсутствие Натальи Борисовны, либо в питерских ресторанах.

Впрочем, и супруга его была далеко не безгрешна. По воспоминаниям М.К. Куприной-Иорданской, первой жены Куприна, в спальне у вегетарианки на туалетном столике стояли бутылка коньяка и блюдо с бутербродами с ветчиной. Наталья Борисовна просила своих гостей не рассказывать о ее пищевом предательстве Репину.

Насильственная демократия


Натальи Борисовны всегда было слишком много. Она все делала нарочито напоказ, громко и публично. Она несомненно, любила своего мужа, но зачастую не замечала, что заставляет его испытывать неловкость перед знакомыми, а то и вовсе мешает работать.

На Рождество, приезжая в Москву в гости она первым делом громогласно и долго поздравляла всю прислугу, сокрушаясь, что богачи даже праздник у бедных отобрали. Илья Ефимович краснел и смущался.

Нордман-Северова Н.Б. (бюст работы Репина, 1902)

Её ревновали, ей завидовали. И самое главное: ей не могли простить, что, живя рядом с гением, она не находила полного удовлетворения в том, чтобы ему служить. Однако, именно это стремление быть самостоятельной личностью и нравилось Репину в его спутнице.

Портрет писательницы Н.Б.Нордман-Северовой

Репин.1905 год

Наталья Борисовна Нордман (-Северова-писательский псевдоним) родилась в 1863 г. в Гельсингфорсе (Хельсинки) в семье русского адмирала шведского происхождения и русской дворянки; финляндским своим происхождением она всегда гордилась и любила называть себя «свободной финляндкой». Ее крестили ее по лютеранскому обряду, и ее крестным отцом стал сам Александр II; Она получила прекрасное домашнее образование, знала несколько языков, занималась музыкой, лепкой, рисованием.

В 1884 г., в возрасте двадцати лет, она отправилась на год в США, где работала на ферме. После возвращения из Америки играла на любительской сцене в Москве. Жила она у своей близкой подруги княгини М. К. Тенишевой. Там она погрузилась «в атмосферу живописи и музыки», увлеклась «балетными танцами, Италией, фотографией, драматическим искусством, психофизиологией и политической экономией.

Они встретились, когда Наталья Борисовна пришла в мастерскую Репина, сопровождая Тенишеву, портрет которой писал Илья Ефимович. А потом, в 1898 году, Нордман поехала провожать его до Одессы, когда Репин отправился в Палестину. Вскоре оказалось, что Наталья Борисовна ждёт от него ребёнка. Прожив всего два месяца, девочка умерла.

Она была моложе его на 19 лет.Не привлекательная, небогатая, но умная и активная, она обладала редким свойством внезапно превратиться в очаровательную женщину.

Чтобы стать невенчанной женой Репина, Наталья порвала со своей семьёй . В первый же год знакомства влюблённые вместе поселились в дачном посёлке Куоккала, а вскоре перебрались в купленное Репиным на имя Натальи Борисовны имение “Пенаты”. Здесь Репин создавал свои живописные полотна, а Наталья Борисовна писала книги, занималась фотографией, организовывала жизнь в доме.

В мастерской собирались многочисленные друзья Репиных. Здесь проводились знаменитые репинские «среды». Наталья Нордман была своеобразной женщиной: она сажала за общий стол прислугу, гостям предлагались блюда исключительно вегетарианской кухни, на столе стояли кушанья, приготовленные из сена, котлеты - из овощей. Гостям за столом не прислуживали, никто, кроме хозяина, не подавал им пальто.


Горький, Стасов, Репин, Нордман-Северова в Пенатах 18 августа 1904 г.

Социальные идеи находили отражение и в привычках ее языкового обихода. С мужем она была на «вы», мужчинам без исключения говорила «товарищ», а всем женщинам — «сестрицы».


И.Е.Репин и его жена Н.Б.Нордман-Северова (в центре) с гостями у знаменитого "крутящегося" стола,
сервированного к приему гостей. Куоккала.1900-е годы. К.К.Булла

В московской гостинице, где Репины остановились в декабре 1909 г., Нордман в первый день Рождества протягивала руки всем лакеям, швейцарам, мальчикам и поздравляла их с Великим Праздником.

« — А вот в Финляндии все же совсем другая жизнь, чем в России, — говорю я. — Вся Россия в оазисах господских усадеб, где до сих пор роскошь, оранжереи, персики и розы цветут, библиотека, домашняя аптека, парк, купальня, а кругом сейчас же непосредственно эта вековая тьма, нищета и бесправие. Вон у нас в Куоккала — соседи крестьяне, да они по-своему богаче нас. Какой скот, лошади! Сколько земли, которая минимум ценится по 3 руб. сажень. Сколько дач у каждого. И дача ежегодно дает рублей 400, 500. Зимой у них также хороший заработок — набивка ледников, поставка ершей и налимов в СПб. Каждый наш сосед имеет несколько тысяч годового дохода, и наши отношения к нему совершенно как к равному. Куда еще России до этого?!
И мне начинает казаться, что Россия находится в эту минуту в каком-то междуцарствии: старое умирает, а новое еще не народилось. И мне жаль её и хочется поскорее из неё уехать.»**

Нордман отстаивала право женщины к самореализации помимо материнства, мечтала законодательным путем установить восьмичасовой рабочий день для домашней прислуги, работавшей по 18 часов.

В газетах быт Репиных описывался с комическим ужасом, многими деятельность Натальи Борисовны осмеивалась и осуждалась. А она была охвачена страстным стремлением заботиться о слабых, несчастных людях, считала своей семьёй практически чужих ей людей. С молодых лет она вечно кому-нибудь помогала: сиротам, голодным курсисткам, безработным учительницам. Словно чувствуя в ней спасительницу, вокруг вращались те, кому требовалась помощь любого рода.


Н.Б.Нордман-Северова в мастерской мужа, И.Е.Репина. Куоккала 1910. Булла

Литературные способности молодой жены поощрялись самим Репиным, он видел в ней талант. Это восхищение знаменитого художника неординарной личностью собственной жены осталось во многих портретах Натальи Борисовны: читающей, пишущей за столом, сидящей за роялем…Репин создал её скульптурный портрет, красивый по лепке, тонко прочувствованный. В течение пятнадцати лет он не переставал удивляться ее «жизненному пиру», ее оптимизму, богатству идеями и мужеству

Однако, оба они были людьми со сложными характерами, с оригинальными взглядами на жизнь, поэтому часто утомляли друг друга. Раздражаясь, затевали ссоры, которые обычно завершались разъездами.

Первые признаки чахотки у неё появились ещё в 1905 году. Заболевшую жену Репин на несколько месяцев отвез в Италию на лечение. Болезнь на время отступила, но потом появилась вновь. Нордман повторно уехала в Италию, а потом в Швейцарию. Репин, по воспоминаниям современников, расставался с женой без сожаления, отъезд как бы подводил черту под давно наметившимся разрывом.

Наталья Борисовна умерла в июне 1914 года.

Н.Б.Нордман-Северова со своей подругой артисткой Л.Б.Яворской во время прогулки.
Куоккала, имение "Пенаты" 1900-е, Булла

«Пусть ее проповедь была порой чересчур эксцентрична, казалась причудой, капризом — самая это страстность, безоглядность, готовность на всякие жертвы умиляла в ней и восхищала. И присмотревшись, вы видели в ее причудах много серьезного, здравого…

Ко всякой пропаганде был у нее огромный талант.… Ее проповедь кооперации положила в Куоккале начало кооперативной потребительной лавки; она основала библиотеку; она много хлопотала о школе; она устраивала народный театр; она помогала вегетарианским приютам — все с той же всепожирающей страстью. Все ее идеи были демократичны….

Когда мне в "Ниве" попалась ее повесть Беглянка , я был поражен неожиданным ее мастерством: такой энергичный рисунок, такие верные, смелые краски. В ее книге Интимные страницы есть много очаровательных мест о скульпторе Трубецком, о разных московских художниках. Помню, с каким восхищением слушали в Пенатах писатели (среди которых были очень большие) ее комедию Деточки . У нее был хваткий наблюдательный глаз, она владела мастерством диалога, и многие страницы ее книг — настоящие создания искусства.
Она могла бы благополучно писать том за томом, как и прочие дамы-писательницы.
Но ее тянуло к какому-то делу, к какой-то работе, где кроме издевательств и брани она не встретила до гроба ничего» .

*К. И. Чуковский

*К. И. Чуковский. Воспоминания о Репине.

**Н.Б.Нордман “Интимные страницы”

Программа Екатерины Павловой "Спутницы великих. Наталья Нордман
Часть 1

Часть 2

Россия (СССР)

Вторая жена и помощник художника И.Е. Репина , фотограф, вегетарианка, активный деятель на ниве раскрепощения женщин. Северова – её писательский псевдоним.

«На одной из фотографий Куоккалы начала 1900-х годов, воспроизведённой на почтовой открытке того времени, мы видим однообразно ровный забор, калитку и ворота, сразу за которыми виднеется какая-то постройка. На маленькой дощечке, прикреплённой к забору, едва удается различить слова: «Villa Penates». Сама дача не видна на открытке, так как стояла в глубине участка. Это был обыкновенный низенький финский домик, стены которого, сложенные из брёвен, обшиты тесом.

Пожалуй, никто, даже близкие друзья Репина , не знали тогда, что усадьба приобретена не Нордман, а самим художником. Много лет спустя, уже глубоким стариком, Репин раскрыл обстоятельства покупки в одном из писем, пояснив, что Нордман была бедна, поэтому «... из боязни, чтобы, по моей смерти, её не выселили мои наследники, я перевел на её имя «Пенаты»».

Кто же была эта женщина, о которой Репин так заботился и которой суждено было отныне играть в его жизни значительную роль?

Наталья Борисовна Нордман родилась 2(14) декабря 1863 года в Гельсингфорсе (Хельсинки). Её отец, дворянин Выборгской губернии, швед, морской офицер, впоследствии дослужился до адмирала; мать русская, из семьи помещиков Смоленской губернии. Отец умер, когда Нордман была ещё девочкой. Однако в жизненном укладе семьи ничего не изменилось. Несмотря на очень ограниченные средства, почти бедность, мать Нордман продолжала выезжать в свет, а дочери внушала барски-пренебрежительное отношение ко всякому труду.

О своей юности Нордман только и могла написать впоследствии, что была «воспитана матерью-вдовою, дома, без системы. Образования не получила никакого. Обучалась языкам и манерам...» Живому и деятельному характеру Нордман этого было мало, и она уговорила мать разрешить ей посещать училище барона Штиглица. Там она недолго занималась лепкой и рисованием, но мать запретила ей ходить на уроки чаще чем два раза в неделю, считая, «что эти дурацкие школы ни к чему не ведут».

Все злоключения своей молодости с её наивными мечтами о подвиге Нордман изложила в автобиографической повести «Беглянка», опубликованной с иллюстрациями Репина в весенних номерах журнала «Нива» за 1900 год. Героиня повести - экзальтированная девушка, не выдержав жизни, цель которой заключалась в исполнении светских обязанностей, бежала из дому и сумела уехать в Америку. Ей казалось, что именно в этой стране она сможет осуществить мечтания о трудовой жизни, которая позволит ей чувствовать себя настоящим человеком, приносящим пользу. Но, воспитанная в обстановке развращающего ничегонеделанья, она не была ни приспособлена, ни подготовлена к какому бы то ни было труду.

Нордман с полной откровенностью показала в повести несостоятельность своей героини, а следовательно, самой себя. Недолго испытав силы в роли горничной и пожив месяца два на ферме, скорее в качестве гостьи, чем работницы, эта взрослая девушка, которой шёл уже двадцать второй год, будто маленький наблудивший ребёнок, вернулась домой.

«Моё положение самое глупое,- заключает она, - я всегда и везде чужая. ...Где- нибудь на месте (службы – Прим. И.Л. Викентьева) меня будут презирать за то, что я ищу заработка. В моей среде мне никогда не простят моей самостоятельности... Неужели всем тем силам, которые ещё кипят во мне, нет приложения?!». Действительно, Нордман не умела найти применения своим силам и способностям. Среда, в которой она выросла, воспитание неизбежно накладывали отпечаток никчемности на все её дела. Зная языки, Нордман принималась за переводы, но они оказывались ненужными. Пыталась заниматься благотворительностью, но это было совсем уж нелепо, так как у неё почти не было средств.

Наибольший успех принесли Нордман занятия фотографией, которую она освоила на курсах при Русском техническом обществе. Участвуя в одном из конкурсов фотографов-любителей, она даже получила серебряную медаль. Рецензенты писали о её снимках жанровых сцен: «Интересные мотивы, чистая работа заставляют выделить г-жу Нордман из массы безличных фотографов. В ней заметно художественное чутьё, её виды безусловно красивы, типы и моменты выбраны с большим вкусом, а это вместе с тщательностью работы, кажется, и все, что можно от любителя требовать».

Кириллина Е.В., Репин в «Пенатах», Л., «Лениздат», 1977 г., с. 12-17.

При работе И.Е. Репина над картиной: «Торжественное заседание Государственного совета» в Мариинском дворце в Санкт-Петербурге он сделал эскиз и смог сфотографировать заседание с помощью фотоаппарата своей жены.

Отказываясь любым способом использовать животных, Н.Б. Нордман даже в русские морозы ходила в костюме, где в качестве подкладки использовалось … сено. Она заболела чахоткой… И это ускорило её смерть.

В 1914 году завещание Натальи Борисовны Нордман - юридической хозяйки «Пенатов» вступило в силу.

«Текст этого документа чрезвычайно интересен. Наталья Борисовна дорожила каждой мелочью в повседневной жизни с великим художником. В «Пенатах» всё было сделано так, чтобы Репину удобно было работать и жить, всё соответствовало его привычкам и вкусам. А потому участок земли с домом и хозяйственными пристройками передавался в пожизненное владение Репина, а после его смерти в ведение Академии художеств.

Нордман завещала Академии усадьбу с условием: «... чтобы после смерти Ильи Ефимовича Репина в доме... был устроен род музея, под названием «Домик И.Е. Репина». Дом после смерти Ильи Ефимовича Репина ни в каком случае не должен быть обитаем, его следует окружить забором, тщательно содержать, и доступ в него
посетителей открывать только днём (во избежание пожара) в сопровождении доверенного лица. Хозяйственные при доме постройки, где кухня и баня, а также и ледник, должны быть после смерти Ильи Ефимовича Репина снесены... Все те вещи, которые... могут служить выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича Репина, а также и моих, должны быть оставлены в домике И.Е. Репина на своих местах, с целью придать домику вид музея и сохранить в нём отпечаток личности художника».

Этот документ был передан в Академию художеств, и весной 1915 года назначенная комиссия должна была осмотреть дом, справиться насчёт завещанных на его содержание средств и доложить об этом Совету Академии.

Летом в «Пенатах» делали капитальный ремонт. Прежнюю толевую крышу заменили оцинкованным железом, перекрасили стены. Осенью комиссия докладывала о состоянии дел. Рассмотрев все обстоятельства, Совет постановил дар Нордман отклонить, так как в дальнейшем у Академии не найдётся достаточных средств, чтобы содержать «Домик И.Е. Репина» в качестве музея.

Чтобы воля завещательницы всё-таки могла быть исполнена, Репин пожертвовал в пользу Академии художеств тридцать тысяч рублей, чтобы в будущем на проценты с этих денег музей всё-таки мог бы существовать. Приняв этот дар с благодарностью, Академия художеств готова была теперь исполнять завещание Нордман».

Кириллина Е.В., Репин в «Пенатах», Л., «Лениздат», 1977 г., с. 145-146.

Новости

    С 26 января 2020 года продолжаются online-лекции и консультации И.Л. Викентьева в 19:59 (мск) о творчестве, креативе и новым разработкам по ТРИЗ. По многочисленным просьбам иногородних Читателей портала сайт, с осени-2014 еженедельно идёт Internet-трансляция бесплатных лекций И.Л. Викентьева о Т ворческих личностях / коллективах и современных методиках креатива. Параметры online-лекций:

    1) В основе лекций - крупнейшая в Европе база данных по технологиям творчества, содержащая уже более 58 000 материалов;

    2) Данная база данных собиралась в течение 41 года и легла в основу портала сайт;

    3) Для пополнения базы данных портала сайт, И.Л. Викентьев ежедневно прорабатывает 5-7 кг (килограммов) научных книг;

    4) Примерно 30-40% времени online-лекций будут составлять ответы на вопросы, заданные Слушателями при регистрации;

    5) Материал лекций НЕ содержит каких-либо мистических и/или религиозных подходов, попыток что-то продать Слушателям и т.п. ерунды.

    6) С частью видеозаписей online-лекций можно ознакомиться на .

Сегодня вернулся из Репино. Побродил там по"Пенатам" - это музей-усадьба художника Ильи Репина, который написал "Бурлаки на Волге", "Запорожцы", "Иван Грозный и его сын Иван" и еще много картин.

Репино - курортный поселок на берегу Финского залива, в 30 км от Санкт-Петербурга. Раньше это это место называлось Куоккала - финская деревня. Репин купил здесь участок в 1900 году и счастливо прожил до 1930 года. Я сначала подумал: как это Репин смог так устроиться, что большевики его не уплотнили и не раскулачили? А потом вспомнил, что финны в 1917 году отъединились от Советской России, и Куоккала с Репиным оказалась на территории независимого государства. Сталин зазывал Репина в Россию, но старик неизменно показывал большевикам кукиш. В 1940 году СССР отнял у Финляндии 11% ее территории вместе с Куоккалой, но Репин об этом не узнал, он умер в 1930 и был похоронен в своей усадьбе.

На фото: Дом-музей в Пенатах Ильи Репина. Сейчас музей закрыт на реставрацию, обещают открыть в ближайшие дни. А замечательный репинский парк открыт, вход свободный, посетителей мало, можно прекрасно погулять по аллеям и романтично посидеть на берегу одного из прудов.


2.Вход в Пенаты. Пенаты - это древнеримские боги домашнего очага; а в более широком смысле - дом, малая родина. При жизни Репина, Пенаты - это было место, где тусовалась российская богема. Тут бывали Шаляпин, Есенин, Маяковский, Горький, Куприн, Чуковский. Приемы Репин устраивал по средам. А сегодня калитка открыта ежедневно, до 18 часов. Вход в усадьбу прямо с Приморского шоссе, метров за 100 указатель, мимо не проскочишь, есть большая автостоянка.

Илья Репин был мужик простой, из народа, и картины писал простые, реалистичные. А название усадьбы мудреное, да и внутри сплошная экзотика: площадь Гомера, башня Шахерезады, храм Озириса и Изиды, пруд "Какой простор!"... Откуда это у него? Оказывается, усадьбу Репин купил на имя своей второй жены - Натальи Нордман, и вся эта экзотика - ее заслуга. Репину, когда он стал жить в Куоккале с Нордман, было 56 лет, а Наталье Борисовне 37. Меня всегда интересовало, как удается немолодым и некрасивым, но чрезвычайно восторженным женщинам прибрать к рукам практичного мужика, который упорным трудом добился славы и денег? Чем они их брали? Художественный критик Владимир Стасов так говорил про эту пару: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, - ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)» . Или вот еще Чехов, который всю жизнь прожил холостяком, потом вдруг взял и женился на Ольге Книппер. Или, например, был у меня приятель, замечательный поэт и художник Аркаша П., который женился на неудавшейся актрисе Вере М., а она была толста, некрасива и много старше его. Так вот, в чем загадка таких браков? Я думаю, что эти дамы поражают некоторых мужчин в самое сердце своей неумеренной экзальтированностью. Ага. Но поражать-то они поражают, но вот удержать не могут. Достаточно скоро мужик от них сбегает. Мой друг Аркаша, например, ушел к белокурой студентке художественного училища. Чехов через три года после женитьбы ушел на тот свет. А Репин поступил умнее прочих, он отправил Наталью Борисовну лечиться от чахотки в Швейцарию, где она и скончалась.

Наталья Нордман была боевой суфражисткой (по выражению Корнея Чуковского), вегетарианкой и боролась за раскрепощение прислуги. В Пенатах гостей встречали плакаты "Не ждите прислуги, ее нет". "Ударяйте в гонг. Входите. Раздевайтесь в передней". Гостя кормили супом из сена и котлетами из брусники. Жена писателя Александра Куприна вспоминала, что когда в Куоккале жил Максим Горький, они с мужем заезжали к нему пообедать, перед тем, как отправиться в Пенаты. Горький говорил: "Ешьте больше, ешьте больше. У Репиных ничего кроме сена не получите".
Современники рассказывали, что когда Илья Ефимович приезжал в Петербург, он с удовольствием ел бифштексы с кровью, правда при этом просил, не рассказывать о том Наталье Борисовне. Сама же Наталья Борисовна держала для особо доверенных друзей в укромном месте бутылку коньяка и бутерброды с ветчиной, о чем просила не сообщать Илье Ефимовичу. По инициативе Натальи Борисовны в Пенатах были организованы "Кооперативные собрания". На площади Гомера проводились лекции на разные темы: "От шитья сапогов до астрономических тем". Лекторами же были "как видные ученые. литераторы, так и ремесленники, обслуга. местные жители". Потом лекторы и слушатели пили чай и танцевали на поляне под балалайку.

После смерти Натальи Борисовны Репин отменил установленные при ней порядки в Пенетах, снова начал есть мясо и дожил до 86 лет.



4. Пруд "Какой простор!".


5.Один из деревянных мостиков в парке.


6. Парковые пруды покрыты ряской.


7. Когда-то здесь был дуб.


8.Башня Шахеризады. Шахерезадой Репин называл Наталью Нордман. Подняться на башню нельзя, она в плохом состоянии.


9. Храм Озириса и Изиды. С площадки этого храма читались лекции об искусстве шитья сапог или о том, как принимать роды у овцы.


10.В парке много камней и много елей.


11.В парке пустынно и тихо. В будний день посетителей почти нет. Возможно, когда музей откроют, их будет больше.



13.Мосты через пруд Рафаэль.