Все проблемы в войне и мире толстого. "Война и мир" - проблемы романа. "Война и мир", Л. Н. Толстой. Темы «Войны и мира»

Проблематика романа «Война и мир» включает в себя несколько тем. Давайте рассмотрим главные.

Тема настоящей жизни

Что такое настоящая жизнь? Многие герои романа способствуют развитию общества и являются достаточно активными людьми. Однако настоящая жизнь - это то, что творится у них в душе. Речь идет главным образом о Ростовых, Безуховых, Болконских, да и о простых крестьянах. Самый искренний и настоящий человек - это, без сомнения, Андрей Болконский.

Жизнь Андрея Болконского

Чем он занимается на протяжении романа?

Он непрерывно стремится к настоящей жизни и, когда обретает нечто новое, считает, что это именно то, чего ему не хватало. Сначала он встречает такую не похожую на него маленькую жизнерадостную Лизу. Затем он уходит на войну и в этом видит свое предназначение. Собственно говоря, почему бы и нет?

Далее следует период спокойной жизни, а затем он снова уходит на службу. Но по-настоящему судьбоносным событием стало его знакомство с немного необычной и веселой девушкой - Наташей Ростовой. Данная проблематика романа «Война и мир» хоть и не является главной, но занимает далеко не последнее место.

Жизнь Пьера Безухова

А что можно сказать о Пьере Безухове? Он также ищет настоящую жизнь, но в процессе поисков прокладывает собственный, личный путь. Он думает, что Элен предназначена ему судьбой, но ошибается. Затем он увлекается масонством и считает, что именно в этом заключается истина. Далее начинаются отношения с Наташей. На самом деле Безухов сразу после знакомства с этой девушкой понял, что она разительно отличается от остальных, но тогда еще не осознавал, что именно ее он ждал всю жизнь. Позже это станет для него открытием.

Остальные герои произведения тоже ищут настоящую жизнь. Кто-то обретет ее, кто-то - нет, но каждый отчаянно стремится ее найти. романа «Война и мир» близка и многим современным людям.

Тема семьи

Семья для писателя - это база для развития человеческой души.

Так оно и есть в действительности. На примере нескольких семей автор выражает свое мнение о домашнем очаге. В романе подробно рассказывается о Курагиных, Ростовых и Болконских. Это главные действующие лица произведения.

Ростовы и Болконские

Что касается Ростовых и Болконских, то уклад их жизни берет начало из национальных традиций. Лучше всего это можно рассмотреть на примере первых. Члены этой немного наивной и благородной семьи живут минутными порывами и чувствами, однако и серьезность им не чужда. Кроме того, им присуща высокая и это делает их похожими на Болконских. Данная проблематика романа «Война и мир» весьма интересна, при изучении произведения следует остановить свое внимание именно на ней.

Курагины

А что же Курагины? Эти люди нисколько не ценят семейные отношения. Сколько подлости и низости в каждом из них… В их семье нет ни любви, ни взаимопомощи. Мать завидует своей дочке, отец плохо относится к своим сыновьям, называя их обоих дураками. Эта семья состоит исключительно из эгоистов, некоторые ее члены окружены неким флером романтики и создают приятное впечатление, но это лишь видимость.

Много неприятностей эти люди причинили окружающим. На протяжении долгого времени мысли Толстого занимала именно эта проблематика. «Война и мир» вообще показывает истинное отношение автора ко многим важным вещам.

Тема народа и личности

В данном произведении образ народа находится на первом месте по важности. В нем воплощены такие качества, высоко ценимые Толстым, как искренность, милосердие и простота. Человек не имеет никакой ценности, если он отделен от народа. А если он является частицей большой группы людей, то его жизнь имеет смысл.

Русский народ, сделал очень многое для спасения своей страны, и эта мысль красной нитью проходит по всему роману. Главное произведение о патриотизме, которое написал Толстой, - «Война и мир». Проблематика его не ограничивается только этим, но данная тема является главной. В то страшное время люди объединились.

Независимо от возраста, половой принадлежности и сословия, в душе каждого человека поселилась к Родине, выражавшаяся не в красивых рассуждениях, а в действиях, нередко стихийных, неосознанных, но способствующих благоприятному исходу.

Однако некоторые люди остались в стороне. Это так называемые "военные трутни", среди которых наблюдалась вражда, также они были крайне озабочены своей карьерой. В романе показано, как Россия разделилась на два лагеря: истинных патриотов и лицемеров. Это, несомненно, основная проблематика. «Война и мир» - произведение, созданное для того, чтобы рассказать о подвигах и подлости, о правде и лицемерии, обо всех человеческих проявлениях, присущих людям, жившим в то далекое время.

В романе Толстого нашло отражение множество судеб. Конечно, все они разные, но встречается в них и много сходств. Когда пришла война, никто не мог остаться в стороне даже при всем желании, это историческое событие затронуло абсолютно всех. Просто одни показали себя с лучшей стороны, а другие продемонстрировали свои худшие качества.

В России нет такого человека, который бы не читал известную эпопею Л. Н. Толстого «Война и Мир». И, наверное, в душе каждого эта эпопея сыграла не последнюю роль, причем, каждый раз перечитывая ее, находишь новые мысли, испытываешь различные чувства. «Война и Мир»- это пособие жизни, актуальное и в наше время.
«Война и Мир»- в самом названии звучит одна из проблем сегодняшнего дня. Л. Н. Толстой говорил, что война состояние противоестественное, он был против нее, понимая ее разрушающее действие на души людей. Только подумать, сколько сейчас умирает молодых людей на поле битвы, в сколько домов приходит горе. Та война, что описывает Л.Н.Толстой,- только начало ее, но она уже страшила людей. Ведь вскоре после смерти Толстого начнется 1 мировая война, затем через некоторое время 2 Мировая, а ведь страдает народ. Но ведь за права и свободы этого народа тоже погибло множество людей во время революции и до нее, вообще-то сам Толстой посвятил часть «Войны и Мир» ему, народу. Все его главные персонажи, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский, пытались найти путь помощи русскому народу.
А теперь мы пришли к самому ужасному к терроризму, когда гибнут даже не молодые люди, имеющие оружие, прошедшие хоть какую-то военную подготовку, а дети, женщины, старики и спастись теперь невозможно, как во время Отечественной войны 1812 года, когда семьи покидали Москву, спасаясь от французов, да и теперь не французы нападают.
Но бороться против терроризма тяжело, вспоминая опять же эпопею «Война и Мир», обратим внимание на высшее общество. Они дерутся за место под солнцем: они готовы стать на колени, чтобы добиться хорошего положения сына в обществе, как поступила мать Бориса, они готовы отдать любимую дочь за богатого человека, как поступили с Элен, а их дети, беря с них пример со старших, готовы уже теперь продать за хорошее положение в обществе страну, Родину, и это началось уже в 1812 году, хотя можно с уверенностью сказать, что и раньше это были такие люди. Но во что мы превратились сейчас?
Уже в детском саду, в школе, некоторые ребята готовы пойти на любую подлость ради оценки, внимания, а потом эти дети вырастают в людей с грузной душой неспособной на добрый поступок.
Хотя посмотрев на положение детей в наше время их тоже можно понять, ведь не зря Толстой уделял не мало внимания проблемам семьи, хотя лично я не совсем согласна с господствующим положением мужчины в семье. Но Сейчас ведь стало еще хуже, во многих семьях родители пьяницы или в разводе, вряд ли это положительно влияет на психику детей.
Главная проблема стоящее теперь перед нами:»Неужели зная такое замечательное произведение, как роман Л.Н. Толстого «Война и Мир» подростки не осознают, что будущие только в их руках и помочь ему они смогут лишь осознав главные проблемы!?»

Проблема жанра. “Война и мир” – произведение, уникальное не только для русской, но и для мировой литературы, прежде всего с точки зрения его жанра.
Еще современники писателя отметили сложность и проблематику жанровой природы произведения “Войны и мира”. Н. Страхов увидел в этом произведении семейную хронику. И. Тургенев подчеркивал, что в нем соединились черты эпопеи, исторического романа и очерка нравов. “Войну и мир” сравнивали то с “Пармской обителью” Стендаля, то с “Отверженными” В. Гюго, то с романами В.

Скотта. Но толстовское произведение превосходило любое из них по широте охвата действительности проблематике. Сам автор затруднялся определение жанра своего произведения. В 1865 году он отмечал, что будущий роман – это “картина искусных нравов, созданная на основе исторических событий”, а позже указывал, что “Война и мир” – “это вовсе не роман, еще менее хроника исторических событий, еще меньше это поэма”. Писатель назвал свое произведение просто книгой, как Библия, где соединено множество разнопланового материала. Толстой признавал влияние эпической традиции на свое творение: как в “Илиаде”, отдано предпочтение общественной жизни над частной, личной. С народным эпосом и героической поэмой “Войну и мир” роднит тема народного подвига в войне 1812 года.
Хотя действие в “Войне и мире” развивается по романным законам, произведение выходит за рамки любого романа: здесь нет главного героя, нет общей завязки и развязки повествования, интрига играет далеко не главную роль, нельзя в строгом смысле говорить о завершенности произведения (эпилог может выступать началом для следующего романа). В произведении Толстого есть черты нравоописательного, социально-психологического, философского, романа воспитания и это все усложняет определение Жанра произведения.
Хотя истории писатель уделяет огромное внимание (ей посвящены 186 глав из 333), выводит на страницах произведения и императоров (Александр І, Наполеон, Карл XII, Фридрих Прусский), и их полководцев (Кутузов, Мюрат, Даву), подробно описывает несколько битв, наконец, создает собственную концепцию истории, “Война и мир” не укладывается не в какие рамки исторического романа. История здесь не фон, а полноправный объект изображения, как и любой из героев романа. В произведении Толстого иногда трудно провести границу между историческим событием и эпизодом из личной жизни героев.
Бесспорным является и тот факт, что в “Войне и мире” есть черты семейной хроники. Толстой Подробно рассказывает о семьях персонажей изображенных в его романе. Но их описанием произведение не исчерпывается. Вообщем семейная хроника тоже своего рода является Проблематикой жанра “Войны и мира”.
В XX веке большинство исследователей относили “Войну и мир” к эпопее, отмечая объем произведения и проблемно-тематическую энциклопедичность. Действительно объем “Война и мир” довольно внушительных размеров не только для своего времени, но и для сегодняшнего.
Теги: Проблема жанра “Война и мир”, жанровая проблема “Войне и мире”, проблематика жанра, какой жанр в “Войне и мире”

(1 votes, average: 5.00 out of 5)



  1. Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических масштабах. Роман – новоевропейский жанр, связанный с интересом...
  2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Л. Н. Толстой Идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи “Война и мир” “Война и мир” – роман-эпопея (жанровое своеобразие) Эпопея – древний жанр, где жизнь изображается в национально-исторических...
  3. Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и мир” I. “Героем моей повести была правда”. Толстой о своем взгляде на войну в “Севастопольских рассказах”, ставшем определяющим в...
  4. Своеобразие композиции. Важнейшая особенность романа-эпопеи – сложная многоуровневая композиция. Каждая часть и каждый том, наконец, все произведение имеют свою кульминацию и развязку. В эпопее несколько сюжетных линий, которые тесно переплетаются....
  5. Заглавие (название романа) образно передает основное содержание и смысл “Войны и мира”. Считается, что оно было навеяно словами одного героя, летописца Пимена, из пушкинского “Бориса Годунова”: “Война и мир, управа...
  6. Произведение “Война и мир” было результатом безумного авторского усилия, которому Толстой отдал почти семь лет своей жизни. Роман полностью переписывался семь раз (в этом классику помогали его домочадцы, особенно жена),...
  7. После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и...
  8. “Война и мир” – русская национальная эпопея. “Без ложной скромности, – это как “Илиада””, – говорил Толстой Горькому. С самого начала работы над романом автор интересовался не только частной, личной...
  9. Война – это самое страшное и ужасное в мире, что может пережить человечество. Обычно война происходит при развитии тоталитаризма. Причиной войны становятся стычки между двумя противоборствующими или враждующими сторонами. Но...
  10. Трудно по-настоящему понять невероятную детализацию и описанные события Львом Николаевичем Толстым >>> , фактически не прочитав некоторые из его работ. Лев Толстой был уникальным человеком со своей точкой зрения на...
  11. Война… Какое это ужасное слово “война”, сколько боли и страданий приносит оно в сердца неравнодушных людей, сколько страниц занимает в истории человечества. Странно, но войны существуют столько, сколько существует мир....
  12. Антитеза – основной идейно-композиционный принцип романов Л. Н. Толстого “Война и мир” и Ф. М, Достоевского “Преступление и наказание”, заложенный уже в их названиях. Он проявляется на всех уровнях художественного...
  13. Лев Николаевич Толстой – писатель и общественный деятель, автор гениального романа “Война и мир”, написанного во время национального прозрения и объединения крестьян с дворянством ради борьбы с чужаками. Читая роман...
  14. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЖАННИ РОДАРИ Война колоколов Шла однажды большая война между двумя странами. Много было убитых. Война шла очень долго. “Нам стало не хватать бронзы для пушек, кончилось железо для...
  15. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Авторская позиция – это отношение автора к своим героям, выраженное в смысле названия произведения, в портретах героев, в их мыслях и чувствах, в композиции, в...
  16. Хотя понятие жанра постоянно изменяется и усложняется, и все же под ним можно понимать исторически сложившийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам во многом становится...
  17. Повесть “Гуси-лебеди летят” – автобиографическая. В нее автор вложил воспоминания о собственном детстве, проведенном в небольшом селе на Винничине. Произведение изображает жизнь простых украинских крестьян в первой половине двадцатого столетия....
  18. Народ в эпопее. “Я стремился написать историю народа”, – отмечал о “Войне и мире” Толстой. Но его иногда упрекали в том, что в таком масштабном произведении писатель мало уделил внимания...
  19. Василий Павлович Аксенов Поиски жанра (1972) Артист оригинального жанра Павел Дуров проводит ночь на штрафной площадке ГАИ провинциального городка. Бампер его “Жигулей” разбит “ЗИЛом”-поливалкой, приютиться на ночь ему негде. Размышляя...
  20. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Определяя жанр собственного произведения, Н. В. Гоголь назвал “Мертвые души” поэмой. Это жанровое определение сохранялось на всех этапах работы, вплоть до издания книги....
  21. В 1869 году Л. Н. Толстой завершил работу над величайшим романом-эпопеей “Война и мир”. Современники восприняли книгу по-разному: от бурных восторгов до полнейшего неприятия. Многие мнения были необъективны, личностны, чувствовался...
  22. Центральное событие романа “Война и мир” – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая...
  23. Письма в пушкинские времена были чуть ли не главным средством коммуникации. С появлением светской литературы эпистолярный жанр обретает новую жизнь, становится художественным средством. Появляются повести и романы в письмах. Это,...
  24. Война… Как много говорит это слово. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до... Русская литература 2-й половины XIX века Изображение войны в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” одной из важнейших тем является война,... Сюжет и композиция “Горя от ума”. Проблема жанра. Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829) Грибоедов – Личность уникальная. Один из самых ярких дипломатов своей эпохи (1828 год Туркменчайский договор). Талантливый драматург, блистательный...
Проблематика жанра Война и мир

«Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»

Л.Н. Толстой.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой предстает перед нами не только как гениальный писатель. Важное место в сюжете занимает его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше, чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цели общественного развития. Изложению их посвящены сотни страниц книги.

Каждый из героев Толстого ищет свой путь в жизни, каждый стремится к некоему личному, но все герои - люди очень разные, и поэтому у каждого из них свое собственное представление о счастье. Для кого - то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга. А для кого-то смысл жизни заключается совсем в другом.

От своего отца, участника заграничных походов времен Отечественной войны, Л. Толстой унаследовал чувство собственного достоинства, независимость суждений, гордость. Поступив в Казанский университет, он проявил необыкновенные способности в изучении иностранных языков, однако быстро разочаровался в студенческой жизни. В девятнадцать лет он покидает университет и уезжает в Ясную Поляну, решив посвятить себя улучшению жизни своих крестьян.

У Толстого начинается пора исканий цели в жизни. В мучительных поисках приходит толстой к главному делу своей жизни - литературному творчеству.

Духовная красота любимых героев Толстого - князя Андрея Болконского и Пьера Безухова- проявляется в неустанных поиска смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Их жизненный путь - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Князь Андрей, например, мечтает о славе, подобной славе самого Наполеона, мечтает совершить подвиг.

Но эти мечты не похожи на мечты штабного карьериста Жеркова, потому что слава для Андрея Болконского- «та же любовь к другим. Желание сделать для них что - нибудь». Ради своей мечты он идет в действующую русскую армию, принимает непосредственное участие в сражениях. Но этот путь оказался ложным, он приводит князя Андрея к глубокому разочарованию и духовному кризису. Да, он совершает свой подвиг во время Аустерлицкого сражения. Подхватив знамя, Андрей Болконский увлекает за собой отступавших солдат в атаку. Но эта атака не могла спасти уже проигранное сражение, герой обрек солдат на бессмысленную гибель и сам получает тяжелое ранение.

И там, на поле Аустерлица, к Андрею приходит понимание всей ничтожность его прежней мечты. Он понимает, что нельзя жить только своей мечтой, надо жить во имя людей, родных и чужих. В душе князя Андрея происходит перелом, и после возвращения домой он посвящает всю свою жизнь воспитанию сына и заботе о крестьянах, становится хорошим отцом и образцовым помещиком. Андрей как бы замкнут в себе, и лишь встреча с Пьером, их разговор на пароме вновь пробуждает его к жизни. Он вновь возвращается в общество, принимает участие в деятельности комиссии Сперанского, вновь перед ним возникает мечта о счастье, на этот раз это мечта о личном, семейном счастье с Наташей Ростовой.

Но этим мечтам не суждено было сбыться. Андрей возвращается в армию, но уже не в поисках славы, а для зашиты Отечества. И там, в полку, Андрей находит наконец свое призвание - служить Родине, заботится о своих солдатах и офицерах. Путь князя Андрея завершается тем, о чем он мечтал в начале романа, - славой, славой настоящего героя, защитника Отечества. Это достойный конец его жизненного пути, его поиска смысла жизни.

Судьба Пьера Безухова складывается по другому. Он не знает. Какой дорогой надо идти. мечется, совершает ошибки, но всегда его действиями руководит одно желание - «быть вполне хорошим». Поиск смысла жизни приводит Пьера к вступлению в масонскую ложу. Он стремится стать другим и помочь остальным людям изменится к лучшему. Это стремление к благу других приводит Пьера к мысли пожертвовать собой и убить Наполеона, как главного источника всех бед и страданий.

Два месяца, проведенных в плену, позволили Пьеру узнать и понять русский народ, его взгляды на жизнь изменились. Он осознал, что любая благотворительность не способна накормить всех бедных. Пьер принимает непосредственное участие в восстании декабристов и потом отправляется на долгие годы в Сибирь, откуда он вернется через тридцать лет уже старым человеком, но не изменившим своих взглядов и идеалов.

Так завершается поиск смысла жизни Пьером Безуховым. И,пожалуй, сюжет романа и строится вокруг поиска смысла жизни героев и самого автора. Тем объектом, который позволяет узнать «Зачем?» становится война. Именно на войне переплетаются жизни и смерть и грань между ними почти исчезает, только там человек может почувствовать себя действительно человеком.

Задачи и тесты по теме "Сюжет, герои, проблематика романа Война и мир Л. Н. Толстого"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Основы глаголов прошедшего времени. Правописание буквы перед суффиксом –л - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

39. нравственная и философская проблематика романа «война и мир». Философская проблематика романа . Философская проблематика романа. Основные фило­софские темы романа: человек и его место в мире, место человека в истории (проблема личной свободы воли и исторической необходимости: проблема роли отдельной личности в истории, взаимосвязь личной судьбы и исторической перспективы), смысл истории (первопричина исторических событий, в первую очередь войны; оценка деятельности тайных обществ, в том числе декабристов), экзистенциальные проблемы (смысл человеческой жиз­ни), концепция этики: определение нравственных импе­ративов, вытекающих из такой картины мира (герои раз­мышляют о том, как стать «вполне хорошим» (чье это выражение?), как обрести гармонию жизни). Эти про­блемы в романе обнаруживаются на всех уровнях сюже­та («война» и «мир», частные судьбы и судьба России, мысли и поступки вымышленных героев и деятельность реальных исторических лиц) и на надсюжетном уровне (философские рассуждения Толстого).Поскольку в романе конструируется очень четкая этическая система, то на каждом из вышеназванных уровней сюжета легко можно обнаружить отрицатель­ный и положительный «полюса», воплощаемые в героях (Кутузов и Наполеон, Наташа и «злая» Вера и т. д.).Мир и человек. Место человека в мире. Мировое «все­единство». Картину мира у Толстого полезно сравнить с картиной мира у Достоевского. Достоевский воссозда­ет христианскую персоноцентрическую модель мира: отдельная личность равноценна целому миру, человек воссоединяется с Богом через Богочеловека - Христа. Главный герой произведения Достоевского - личность как таковая, в ней отражается Мир. Поэтому герои Достоевского - это в какой-то степени символические фигуры, воплощающие духовные, метафизические нача­ла. Толстой воссоздает пантеистическую модель мира: человек - лишь один из элементов бесконечного эволю­ционного процесса, он - песчинка в огромном мире-космосе. Здесь нет понятия «Богочеловек», а Бог - это философский синоним понятий «вся жизнь», «приро­да», «история», «мир как целое», «всеединство». Итак, на первом месте Мир, потом уже человек. Формула, ус­лышанная Пьером Безуховым в его московском сне («Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Жизнь - это непре­рывное самосознание Божества»), отсылает к восточным религиозно-философским традициям (для христианства мир - не непрерывное самосознание Бога, а его едино-кратное творение). Можно сказать, что Достоевский изображает скорее «мир в человеке», а Толстой - «чело­века в мире». Человек у Толстого - прежде всего части­ца большого Мира - семьи, народа, человечества, при­роды, невидимого исторического процесса. Обратим внимание, например, что в «Преступлении и наказании» сравнение человечества с муравейником предполагает уничижительный характер, а в философских отступле­ниях Толстого сравнение человеческих сообществ с ро­ем, ульем или стадом возникает совершенно естественно и не предполагает никакого отрицательного смысла.Если сравнить два близких по времени написания романа - «Преступление и наказание» и «Война и мир», то мы увидим сходную проблематику, но рассмотренную с принципиально разных сторон. Оба названия заключа­ют в себе идею полярности, антитезы положительного и отрицательного начал, но название романа Достоев­ского указывает на индивидуальный внутренний мир ге­роя, а название романа Толстого указывает на мировой масштаб изображаемого, на общность и связь многих человеческих судеб. «Наполеоновская» тема также по-разному выглядит в этих романах: для Достоевского это этический вопрос, обращенный к отдельному человеку («Имеешь ли ты право быть Наполеоном?»), а для Тол­стого это скорее историософский вопрос, обращенный к человечеству («Был ли Наполеон великим челове­ком?»). Поэтому Наполеон становится персонажем Тол­стого, а Достоевский никогда не писал ничего похожего на исторический роман.Все это не означает, что Толстой принижает ценность отдельной человеческой личности: ведь подразумевает­ся, что каждый человек - необходимая частица мира, без которой мир был бы неполным.В романе Толстого часто используется символика час­ти и целого (ступени лестницы и звенья цепи в «масон­ском» монологе Пьера на пароме в Богучарове; гармо­ническое слияние музыкальных голосов в видении Пети Ростова; состоящий из отдельных капель водяной шар в сновидении Пьера, где шар символизирует мир, а кап­ли - человеческие судьбы; рассуждение о «личной» и «роевой» жизни человека в одном из авторских фило­софских отступлений; метафоры, связанные с ульем, роем, стадом (найдите их в тексте романа); рассуждение о том, что невидимая историческая воля складывается из «миллиардов воль»). Все эти символы выражают идею мирового «всеединства», в толстовском его понимании. Каждый элемент большого целого является неотъемле­мым.В соответствии с этой картиной мира в романе рас­сматривается вопрос о роли и месте отдельного человека в истории, природе, обществе, государстве, народе, семье. Это и есть философская проблематика романа.Смысл исторического процесса. Роль личности в ис­тории. Эта тема в романе впервые подробно рассмат­ривается в историософском рассуждении о причинах войны 1812 г. (начало второй и начало третьей частей третьего тома). Рассуждение это полемически направле­но против традиционных концепций историков, кото­рые Толстой считает стереотипом, требующим переос­мысления. Согласно Толстому, нельзя объяснить начало войны чьей-то отдельной волей (например, волей Напо­леона). К этому событию Наполеон объективно причастен также, как любой капрал, отправляющийся в этот день на войну. Война была неизбежна, она началась со­гласно невидимой исторической воле, которая складыва­ется из «миллиардов воль». Роль личности в истории практически ничтожна. Чем больше люди связаны с дру­гими, тем более они служат «необходимости», т. е. их воля переплетается с другими волями и становится ме­нее свободной. Поэтому общественные и государствен­ные деятели являются наименее субъективно свободны­ми. «Царь - раб истории». (Как эта мысль Толстого проявляется в изображении Александра?) Наполеон заблуждается, когда думает, что может влиять на ход со­бытий. «...Ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участ­вующих в этих событиях, и... влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное» (гл. XXVIII второй части третьего тома). Кутузов прав в том, что предпочитает четко следовать объективному процессу, а не навязывать свою линию, «не мешать» то­му, что должно произойти. Заканчивается роман форму­лой исторического фатализма: «...необходимо отказаться от несуществующей свободы и признать неощущаемую; нами зависимость».Отношение к войне. Война оказывается не поединком Наполеона с Александром или с Кутузовым, это поеди­нок двух начал (агрессивного, разрушительного и гармо­нического, созидательного), которые воплощаются не только в Наполеоне и Кутузове, но и в персонажах, фи­гурирующих на других уровнях сюжета (Наташа, Платон Каратаев и др.). С одной стороны, война - противное всему человеческому событие, с другой - это объектив­ная реальность, означающая для героев личный опыт. Нравственное отношение к войне у Толстого отрицатель­ное (антивоенный пафос чувствовался уже в автобиогра­фических ранних военных рассказах). Для сравнения:

Достоевский осуждал только гражданскую («братоубий­ственную») войну, но в международных войнах усмат­ривал положительный смысл: укрепление патриотизма, героического начала (см.: Ф. М. Достоевский. «Дневники писателя», глава «Парадоксалист»). Обратим внимание, что Достоевский, в отличие от Толстого, никогда лично не принимал участия в военных событиях. В мирной жизни тоже происходит своеобразная «вой­на»: между «войной» (агрессивное начало) и «миром» (позитивное, гармоническое начало). Осуждаются герои, представляющие светское общество, карьеристы - сво­его рода «маленькие наполеоны» (Борис, Берг), а также те, для которых война - место реализации агрессивных побуждений (дворянин Долохов, крестьянин Тихон Щер­батый). Эти герои принадлежат к сфере «войны», в них воплощается наполеоновское начало.«Личная» и «роевая» жизнь человека. Может пока­заться, что такое видение мира глубоко пессимистично: отрицается понятие свободы, но тогда жизнь человека теряет смысл. На самом деле это не так. Толстой разде­ляет субъективный и объективный уровни человеческой жизни: человек находится в малом круге своей биогра­фии (микрокосм, «личная» жизнь) и в большом круге всеобщей истории (макрокосм, «роевая» жизнь). Чело­век субъективно сознает свою «личную» жизнь, но не может видеть, в чем состоит его «роевая» жизнь. На «личном» уровне человек наделен достаточной свободой выбора и способен отвечать за свои поступки. «Роевой» жизнью человек живет бессознательно. На этом уровне он сам ничего решить не может, его роль навсегда останется той, которую отвела ему история. Этический принцип, вытекающий из романа, состоит в следующем: человеку не следует сознательно относить­ся к своей «роевой» жизни, ставить себя в какие-либо отношения с историей. Любой человек, который пытает­ся сознательно участвовать в общеисторическом процес­се и воздействовать на него, заблуждается. В романе дискредитируется Наполеон, ошибочно полагавший, что судьба войны зависит от него - на самом деле он был игрушкой в руках неумолимой исторической необходи­мости. Реально он оказался лишь жертвой процесса, затеянного, как он думал, им самим. Все герои романа, пытавшиеся быть наполеонами, рано или поздно расста­ются с этой мечтой или плохо кончают. Один из при­меров: князь Андрей преодолевает иллюзии, связанные с государственной деятельностью в кабинете Сперанско­го (и это правильно, независимо от того, насколько «прогрессивен» Сперанский). Закон исторической необходимости люди выполняют неведомо для себя, слепо, ничего не зная, кроме своих частных целей, и лишь подлинно (а не в «наполеонов­ском» смысле) великие люди оказываются способными отрешиться от личного, проникнуться целями историче­ской необходимости, а это единственный способ стать сознательным проводником высшей воли (пример - Кутузов). Идеальное бытие - состояние гармонии, согласие с миром, т. е. состояние «мира» (в смысле: не война). Для этого личная жизнь должна быть разумно согласова­на с законами «роевой» жизни. Неправильное бытие - вражда с этими законами, состояние «войны», когда ге­рой противопоставляет себя людям, старается навязать миру свою волю (это путь Наполеона). Положительные примеры в романе - Наташа Росто­ва и ее брат Николай (гармоничная жизнь, вкус к ней, понимание ее красоты), Кутузов (умение чутко реагиро­вать на ход исторического процесса и занять в нем свое разумное место), Платон Каратаев (у этого героя личная жизнь практически растворяется в «роевой», у него как бы нет своего индивидуального «Я», а только коллектив­ное, народное, общечеловеческое «Мы»). Князь Андрей и Пьер Безухов на разных этапах сво­его жизненного пути то уподобляются Наполеону, ду­мая, что могут своей личной волей повлиять на истори­ческий процесс (честолюбивые планы Болконского; ув­лечение Пьера сначала масонством, а потом тайными обществами; намерение Пьера убить Наполеона и стать спасителем России), то обретают правильный взгляд на мир после глубоких кризисов, душевных потрясений, разочарований. Князь Андрей после ранения в Бородин­ском сражении умер, пережив состояние гармониче­ского единства с миром. К Пьеру подобное состояние просветления пришло в плену (обратим внимание, что в обоих случаях герои наряду с простым, эмпирическим опытом получают также и мистический опыт посредст­вом сна или видения). (Найдите это в тексте.) Однако можно предположить, что честолюбивые планы снова вернуться к Пьеру, он увлечется тайными обществами, хотя Платону Каратаеву это, возможно, не понравилось бы (см. разговор Пьера с Наташей в эпилоге). В связи с представлением о «личной» и «роевой» жиз­ни показателен спор Николая Ростова с Пьером о тай­ных обществах. Пьер сочувствует их деятельности («Тугендбунд - это союз добродетели, любовь, взаимная по­мощь; это то, что на кресте проповедовал Христос»), а Николай считает, что «тайное общество - следова­тельно, враждебное и вредное, которое может породить только зло, <...> составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни бы­ло, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хо­чешь». Этот спор не получает однозначной оценки в романе, он остается открытым. Можно говорить о «двух прав­дах» - Николая Ростова и Пьера. Мы можем сочувство­вать Пьеру вместе с Николенькой Болконским. Эпилог заканчивается символическим сном Николеньки на тему этого разговора. Интуитивное сочувствие делу Пьера сочетается с мечтами о славе героя. Это на­поминает юношеские мечты князя Андрея о «своем Тулоне», которые когда-то были развенчаны. Таким об­разом, в мечтах Николеньки есть нежелательное для Толстого «наполеоновское» начало - есть оно и в поли­тических идеях Пьера. В связи с этим важен диалог Наташи и Пьера в гл. XVI первой части эпилога, где Пьер вынужден признать, что Платон Каратаев (чело­век, с которым для Пьера связаны главные нравствен­ные критерии), «не одобрил бы» его политической дея­тельности, зато одобрил бы «семейную жизнь». Подлинный смысл жизни. Заключительная фраза в ро­мане провоцирует читателя сделать пессимистический вывод о бессмысленности жизни. Однако внутренняя логика сюжета «Войны и мира» (в котором не случайно воссоздается все многообразие жизненного опыта чело­века: как сказал А. Д. Синявский, «сразу вся война и весь мир») говорит об обратном. Смысл жизни существует, но многие его не понимают, продолжая жить по инерции или ставя перед собой «наполеоновские» цели. Наиболее умные, мыслящие герои романа (и вместе с ними сам автор) говорят о том, что смысл жизни открывается при условии гармонических отношений (единения, прими­рения) человека с миром (с народом, с природой, с «во­лей истории»). Можно привести следующий пример: ко­гда Пьер рассказывает князю Андрею о масонстве и зна­комит его с символикой «ступеней лестницы», «звеньев цепи» и т. д. (разговор в Богучарове), Болконский отве­чает, что это всего лишь книжное «учение Гердера», ко­торое слишком абстрактно: «Жизнь и смерть - вот что убеждает». Можно было бы возразить князю Андрею: то, что он говорит, тоже довольно абстрактно. Однако всем ходом сюжета Толстой дает читателю возможность по­нять, что подразумевается под этим выражением Бол­конского. Речь идет о том, что смысл жизни можно воспринять спонтанно и непосредственно, через конкретный жиз­ненный опыт. Прежде всего это переживания, свя­занные с ключевыми моментами человеческой жизни («коренные ситуации бытия») - любовью, рождением, смертью. Так, смерть жены и рождение сына, любовь к Наташе составляют неотъемлемый жизненный опыт для князя Андрея, но окончательно смысл жизни ему открывается только перед смертью. Болконский испытал близость смерти дважды - сначала под Аустерлицем (и это тоже стало важной вехой в его жизни), а потом - под Москвой. (Перечитайте главы, в которых говорится о последних днях жизни князя Андрея. Обратите внима­ние на символику «двери» и на сравнение смерти с «пробу­ждением» (понимание реальности как сна, а смерти как пробуждения характерно прежде всего для восточных ре­лигиозно-философских систем.) Для многих героев пере­живание близости смерти оказывается важной вехой личностного роста (первый бой Николая Ростова, пре­бывание Пьера на батарее Раевского и в плену). Однако момент откровения не обязательно связан с близостью смерти. Толстой показывает весь драматизм человеческого опыта и все его многообразие: многое от­крывается в ситуациях повседневной жизни (карточный проигрыш Николая Ростова), при общении с природой (вспомним описание охоты, знаменитый дуб в Отрад­ном, обратим также внимание на частые ситуации, когда герой смотрит на небо и размышляет о вечном: Пьер и комета, князь Андрей и небо Аустерлица, Наташа и звездная ночь в Отрадном), при общении с людьми (жизнь Николая Ростова в полку). (Сопоставьте две сюжетные линии: история разоча­рования князя Андрея в Наполеоне и история разочарова­ния Николая Ростова в Александре. Чем отличаются чувства Болконского и Ростова по отношению к «куми­ру»? Как при этом каждый из них воспринимает самого себя? Какие у них возникают мысли о родных и близких? Как происходит разочарование? Каковы психологические последствия разочарования в «кумире» для каждого из ге­роев? Сделайте выводы о характерах Болконского и Рос­това.) Для людей эгоцентрического типа жизнь в конечном счете обесценивается, сводится к суетливому служению своим прихотям (пример этого - семейство Курагиных). Некоторые герои способны ощутить полноту бытия, наполненность жизни глубоким смыслом в самых про­стых, повседневных ситуациях - прежде всего таковы Наташа и Николай Ростовы (см. описание бала, сцены охоты). Другие герои приходят к такому ощущению только через посредство исключительных (экстремаль­ных, кризисных, «пороговых») ситуаций, или как пишет Толстой, «коренных ситуаций бытия» (по выражению князя Андрея: «Жизнь и смерть - вот что убеждает»). Для князя Андрея примером такой встречи с «жизнью и смертью» служит Аустерлиц, смерть жены Лизы, и осо­бенно Бородино. Для Пьера это дуэль с Долоховым, Бо­родино и особенно пребывание в плену после казни поджигателей, поразившей героя. Именно пережив та­кие сложные моменты, князь Андрей и Пьер начинают лучше понимать смысл жизни или, скорее, ощущать на­полненность жизни смыслом. «Путь Наполеона». Наполеон - воплощение волюн­таризма и крайнего индивидуализма. Он стремится навя­зать миру (т. е. огромным массам людей) свою волю, но это невозможно. Война началась в соответствии с объек­тивным ходом исторического процесса, но Наполеон ду­мает, что он начал войну. Проиграв войну, он чувствует отчаяние и растерянность. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротескно-сатирических оттенков. Для Напо­леона характерно театральное поведение (см., например, сцену с «римским королем» в гл. XXVI второй части третьего тома), самолюбование, тщеславие. Выразитель­на сцена встречи Наполеона с Лаврушкой, остроумно «домысленная» Толстым по следам исторических мате­риалов. Наполеон - основная эмблема волюнтаристическо­го пути, но этим путем идут в романе и многие другие герои. Их тоже можно уподобить Наполеону (ср. «ма­ленькие наполеоны» - выражение из романа). Тщесла­вие и самоуверенность свойственны Бенигсену и другим военачальникам, авторам всевозможных «диспозиций», обвинявшим Кутузова в бездействии. Многие люди светского общества также духовно подобны Наполеону, потому что всегда живут как бы в состоянии «войны» (светские интриги, карьеризм, стремление подчинить других людей собственным интересам и т. д.). Прежде всего это относится к семейству Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать свою волю, использовать остальных для выполнения собственных желаний. Некоторые исследователи указывали на сим­волическую связь любовного сюжета (вторжение веро­ломного Анатоля в мир Наташи) с историческим (втор­жение Наполеона в Россию), тем более, что в эпизоде на Поклонной горе используется эротическая метафора («И с этой точки зрения он [Наполеон] смотрел на ле­жавшую перед ним, невиданную еще им восточную кра­савицу [Москву], <...> уверенность обладания волновала и ужасала его» - гл. XIX третьей части третьего тома). Истинное и ложное в жизни человека. Одно из важ­ных идейных противостояний для Толстого в романе «Война и мир» - Истина и Ложь. Противопоставление истинного (подлинного, естественного) и ложного (мни­мого, искусственного) - сквозной мотив романа. Это противопоставление имеет следующие важные аспекты. Истинное и ложное общение между людьми. Истин­ное общение предполагает естественность и непосредст­венность («простоту»). Это свойственно прежде всего семейству Ростовых, а также некоторым другим персо­нажам (Денисов, Марья Дмитриевна, капитан Тушин, Кутузов и др.). «Простота» сближает их и с народом. Ложное общение подразумевает искусственность, это общение по правилам, оно наигранно, театрально, в ко­нечном счете неискренне и лицемерно. Так принято об­щаться в великосветском обществе (салон Анны Пав­ловны Шерер, семейство Курагиных) и в политических кругах (Сперанский). Князь Андрей Болконский перво­начально склонен жить по правилам светского общест­ва, но постепенно эти правила для него обесцениваются. Пьер Безухов впервые задумывается о лживости светско­го общества после дуэли с Долоховым. Для него «раз­врат» и «зло» света воплощены в его жене Элен, дочери Василия Курагина и сестре Анатоля. В дальнейшем во­площением «простоты, добра и правды» для него стано­вится солдат из крестьян Платон Каратаев, с которым Пьер познакомился в плену. Истинный и ложный патриотизм. Толстой развенчи­вает традиционные эмблемы патриотизма (например, «знамена»), подразумевающие отождествление родины с государством и его официальной политикой. Не вызы­вает сочувствия псевдопатриотическая риторика Растопчина: этому персонажу противопоставляется сдержанно-мудрый Кутузов, не говорящий красивых слов о Москве и России, но действительно всерьез задумывающийся о том, как поскорее «прогнать» французов. Истинная и ложная красота. Здесь основное проти­вопоставление - живая (естественная, «теплая») и мерт­венная (искусственная, «холодная») красота. Другое важ­ное противопоставление - красота внутренняя (душев­ная) и внешняя (телесная). Рассмотрим портрет Элен. Изображая «красавицу», Толстой использует метафоры, отсылающие к неживой материи («мраморные» плечи, на которых был словно лак от взглядов, и т. д.). Ей про­тивопоставляется Наташа, чья красота естественна и по­этому хороша (кроме того, у Наташи сочетается внешнее обаяние и внутренняя, душевная красота). Обратите внимание также на портрет княжны Марьи («некрасивое лицо», но «лучистые глаза») и на портрет Кутузова (фи­зическая немощность, но при этом внутренняя сила духа). Вообще, создается впечатление, что Толстой не­высоко ценит внешнюю (телесную) красоту, словно не доверяет ей. Примечательно, что Наташа Ростова в эпи­логе романа теряет свою девичью живость, но автор при этом упрямо любуется ею. Такое отношение к теме красоты связано с важным для Толстого конфликтом этического и эстетического начал, идеалов Красоты и Добра. Высказывание Дос­тоевского о том, что «красота спасет мир», невозможно у Толстого. Советуем прочитать позднюю статью Толсто­го «Что такое искусство?», в которой писатель со своих этических позиций анализирует историю понятия красо­ты в европейской культуре и философии. Истинное и ложное величие. Эта тема возникает в связи с Наполеоном. «Для нас, с данною нам Христом мерою хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет ве­личия там, где нет простоты, добра и правды».