Зачарованное место гоголь. "заколдованное место"

«Заколдованное место» – четвёртая, заключительная повесть второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя . Её вновь рассказывает дьячок местной церкви, Фома Григорьевич. Главным героем рассказа является его дед, уже знакомый читателям из повести «Пропавшая грамота ».

В одно лето, когда Фома Григорьевич был ещё малым ребёнком, его дед посеял при дороге огород с дынями и арбузами и продавал плоды с него проезжавшим мимо торговцам. Однажды у огорода остановилось штук шесть возов, в которых ехали старые знакомые деда. Обрадованный встрече дед хорошо угостил своих давнишних друзей, а потом на радостях пустился танцевать. Выделывая, несмотря на старость, разные замысловатые коленца, он дошёл до одного места близ грядки с огурцами – и там ноги деда вдруг сделались как деревянные и перестали ему служить. Отойдя назад, он разогнался вновь, но на том же самом месте вновь стал, как заколдованный. Проклиная сатану, дед вдруг услышал, как сзади него кто-то засмеялся. Он оглянулся и увидел, что находится совсем не там, где стоял за миг до этого, а с другой стороны своего села. И на дворе был уже не день, а ночь.

Поодаль дед заметил могилку. На ней вдруг вспыхнула свечка, а за ней другая. По народному преданию, такие вещи происходили на местах, где были закопаны клады. Дед очень обрадовался, однако с собой у него не было ни заступа, ни лопаты. Заметив место с кладом большой веткой, дед вернулся домой.

На следующий день он с заступом пошёл рыть клад. Оказалось, однако, что замеченное им место выглядело не совсем так, как днём раньше. Вид на окрестности открывался другой, и оставленной вчера ветки дед найти не смог. Воротившись назад, он пошёл по огороду до заколдованного места, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом по земле – и вновь очутился на той же окраине села, где и за день до этого. Теперь она смотрелась, как тогда. Дед сразу увидел там и могилку и оставленную на ней ветку.

Дед стал копать в поисках клада и вскоре наткнулся в земле на котёл. «А, голубчик, вот где ты!» – вскрикнул дед, и эти его слова вдруг повторили человеческими голосами невесть откуда прилетевшая птица, свесившаяся с дерева баранья голова и зарычавший медведь. Из пня соседнего дерева показалась страшная харя, рядом вдруг почудился деду глубокий провал, а сзади – огромная гора. Кое-как превозмогая страх, он вытащил котёл с кладом из земли, схватил его и побежал что было мочи. Сзади кто-то хлестам прутьями ему по ногам…

Гоголь «Заколдованное место». Иллюстрация

Тем временем на огороде Фома, его братья и пришедшая кормить их ужином мать дивились: куда опять делся дед? Собрав после ужина в ведро помои, мать искала, куда их вылить, и вдруг увидела: навстречу к ней как бы сама собой движется кадка. Мать подумала, что это шутят парни и плеснула помои в кадку, но тут раздался крик, и вместо кадки она увидела перед собой облитого деда с большим котлом в руках. Однако вместо золота, которое чаял найти старик, в котле оказался сор и дрязг…

И сколько потом не засевали, пишет Гоголь, то заколдованное место посреди огорода, никогда не вырастало там ничего путного. Всходило на этом месте такое, что и разобрать нельзя: арбуз – не арбуз, тыква – не тыква, огурец – не огурец... черт знает, что такое!

Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки. Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда. Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.

Заколдованное место краткое содержание

Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями. В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься. Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.

Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел. Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану. Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад. Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.

Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.

Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка. При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного. Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.

В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.

С того времени дед не верил черту и внукам приказал не верить. Заколдованное место старик огородил и бросал туда разный сор. При этом, даже когда на этом месте землю засаживали другие, именно в странном месте никогда не родило, а если и вырастет что-то, то черт знает что.

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала» , «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки» , «курень» , «баштан» , «хлопцы» … Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми» , но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами» , так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер» . Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин , Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

  • «Заколдованное место», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Рассказ Гоголя «Заколдованное место» входит в цикл его цельного произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». В рассказе повествуется об истории жизни деда, который попал в очень загадочные обстоятельства. Мужик (будучи уже в преклонном в возрасте) попадает в «заколдованно место». Происходит это все по странному стечению обстоятельств. Рассказ ведется от лица дьяка Фомы. С момента происшествия прошло уже немало лет.

Данный рассказ Николая Васильевича Гоголя учит не доверять тому, что недоступно нашему сознанию, не совершать каких-то действий, которые имеют непонятное происхождение. Простой русский мужик хотел понять, что произошло с ним обычным летним вечером, но он не учел природы всех этих действий и событий. К таким загадочным и до конца непонятным событиям стоит относиться с большой осторожностью. Не стоит проявлять большой интерес к тому, чего до конца не понимаешь.

Читать краткое содержание Заколдованное место Гоголя

Главным рассказчиком этого произведения является дьяк Фома. Он вместе с читателями в своем рассказе отправляется в далекое прошлое, где с его близким родственником произошли удивительные вещи, природу которых Фома, даже спустя такой длительный промежуток времени, не сумел объяснить.

Однажды, когда Фома был еще совсем ребенком, произошла очень странная и одновременно интересная история. Его отец отправился на заработки вместе с сыном, поэтому они некоторое время жили с матерью, дедом и братьями. Его дед был человеком своеобразным, он значительно отличался от других, видимо, поэтому именно с ним приключилась такая история.

Дед в свое свободное время стеречь баштан. Дело это весьма прибыльное, не отнимает много сил, всегда можно развлечь себя разговорами с прохожими и покупателями. Так и случилось в один из вечеров. В один из дней, за разговором с покупателями, дед Фомы пустился в пляс. Видимо, среди проезжавших людей оказалось много его знакомых и товарищей. Мало того, дед еще и заставил участвовать внуков в этом маскараде.

Войдя во вкус, дед продолжал активные движения ногами, но вдруг он понял, что он не смог двигаться дальше. Внезапно, он оказался совершенно в другом месте. Те, кто принимали участие в разговоре и внуки куда-то непонятным образом исчезли. Дед запаниковал, место было совершенно не знакомым ему ранее. Он слышал какой-то непонятный смех, шел мимо старого кладбища, видел ужасающие картины. Поздно ночью он вернулся домой.

На следующий день он взял с себя слово понять, где находится это место и разобраться, что здесь не так.

Он взял с собой лопату и отправился исследовать место, чтобы разобраться с тем непонятным случаем. Ввиду того, что внезапно начался дождь, дед решил оставить свою затею и возобновить поиски на следующий день.

На следующий день ближе к вечеру он идет копать огород, чтобы перекопать грядки. В ходе работы, разозлившись, он ударяет с силой заступом по земле. Вдруг, он опять оказывается в том самом несчастном поле. Он оказался недалеко от могилы. На ней находился камень. Он решил прикурить, но услышал какие-то подозрительные звуки, будто кто-то чихнул рядом с его головой. Опять дед увидел страшные картины. Перед ним говорили животные, баранья голова, происходили ужасные вещи, которые не поддавались объяснению. Дед не на шутку испугался. Он хотел было бежать, но ноги не слушались его. Дед выбросил котел, и вдруг все стало так, как было до этого происшествия. Он, не мучая уже себя объяснениями и догадками причины того, что с ним произошло, бросился бежать.

К тому времени родственники и близкие уже стали бить тревогу, потому что не могли найти деда. Они недоумевали, как мог пропасть человек, который еще накануне был абсолютно здоров и пребывал в хорошем расположении духа. Но произошло очень странное событие и здесь. После ужина, когда мать нашего рассказчика пошла выносить мусорное ведро, она обнаружила нашего героя в бочке. Дети, думая, что бочка пуста, игрались с ней и дурачились. Когда мать захотела вылить мусорное ведро в бочку и обнаружила там деда, она долго не могла прийти в себя после случившегося. После всего этого дед стал с опаской ходить мимо странного места, через какое-то время он огородил его забором, чтобы никто не попал в такую же странную и непонятную историю

Картинка или рисунок Заколдованное место

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Поколение П (Generation «П») Пелевин

    Действие романа развивается в Москве во время распада СССР и строительства нового российского государства. Главный герой – Вавилен Татарский

    Молодая девушка Виви Уоррен, долгое время обучающаяся в лучших закрытых пансионах Англии, приезжает домой повидаться с матерью. Ее мать, миссис Уоррен, совладелица нескольких домов терпимости в Европе, никогда не жалела денег на учебу дочери

Поговаривают, что люди могут справиться с нечистым духом. Не стоит так говорить. Если нечистая сила захочет обмануть, так и будет.

Рассказчику было 11 лет. Всего у отца было 4 ребенка. Отец ранней весной отправился в Крым и повез на продажу табак. С собой он повез 3х-летнего брата, а рассказчик остался дома вместе с матерью и 2 братьями. Дед посеял огород прямо у дороги и ушел жить в курень.


Деду понравилось то, что мимо него около 50 возов проезжало за день, и каждый мог что-то ему рассказать.

Однажды мимо деда Максима ехало 6 возов, это были старые товарищи деда. Они уселись в кружок, поели и разговорились. Дед взял рассказчика и брата, чтобы они поиграли на дудочке и потанцевали. Не удержавшись, дед сам пустился в пляс прямо на дорожке между огуречными грядками. Вот тут то и случилось нечистое: стоило деду дойти до середины дорожки, как тут же его ноги переставали подыматься. Он начал еще раз с начала дорожки, дотанцевал до середины и вновь ноги одеревенели. Это было какое-то заколдованное место. Дед тут же стал ругаться и назвал это место дьявольским.


Тут же позади деда кто-то рассмеялся. Обернулся дед, смотрит – а место то неизвестное, вокруг поле незнакомое. Пригляделся внимательнее, и узнал гумно одного волостного писаря. Вот куда занесла деда нечистая сила.

Затем дед решил выйти на дорогу, и в стороне на одной из могил увидел вспыхнувшую свечку. Вскоре она погасла и загорелась вторая, немного подальше. Дед подумал, что в этом месте спрятан клад. Подумал сразу раскопать, да лопаты с собой не было. Тогда он решил запомнить место и вернуться сюда позже. С этими мыслями он зашагал домой.


Ближе к вечеру следующего дня дед взял лопату и заступ, и отправился на место клада. Но, добравшись до места, он удивился – если есть гумно, то нет голубятни, если же видна голубятня, то нет гумна. Внезапно пошел сильный ливень, и дед побрел обратно домой.

На следующий день дед пошел по своему огороду к заколдованному месту с заступом в руках. Ударив заступом по тому месту, где у него деревенели ноги, он тут же оказался на том поле, где видел свечки. Только теперь у него был заступ.


Добрался он до места, указанного свечками и начал копать. Вскоре он выкопал котел. Во время копания дед беседовал сам с собой, а кто-то повторял его слова по нескольку раз. Дед подумал, что это черт, которому не хочется отдавать клад. Тогда он оставил клад и побежал к дому, а вокруг - тишина. Тогда он вернулся, забрал котелок и побежал, что есть мочи. Так он и добрался до огорода попа.

Мать до вечера ожидала деда. Уже и отужинали, а его все не видно. Помыла мать горшок и начала искать, куда слить помои. Вдруг она увидела, как в темноте по воздуху плывет кухля*. Мать взяла и вылита туда горячие помои. Тут же раздался громкий крик деда. Дед рассказал о найденном кладе и понадеялся, что теперь все дети с бубликами и баранками будут.


Надеясь на золото, дед открыл котелок, а там было то, о чем даже и сказать стыдно.

После этого происшествия дед утратил доверие к черту. И внукам говорил часто, чтобы они никогда не верили черту – обманет однозначно. А если слышал, как где-то, что-то неспокойное творится, сразу начинал креститься и внукам кричал, чтобы крестились.


То заколдованное место на дорожке, где у него ноги деревенели, дед оградил при помощи плетня, и сбрасывал туда весь мусор и бурьян.

Кухля* - сосуд для транспортировки жидкостей на небольшие расстояния.