Исследовательская работа на тему: История народного костюма. Великорусский народный костюм Исследовательская работа национальный костюм моего народа

Инна Сурмина
Русский народной костюм как средство раскрытия познавательного и творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных и патриотических чувств, воспитания духовности.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности . Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большое место в нашей работе в приобщении детей к культурным традициям России занимает Народный календарь . Он соединил в себе духовную, природную и человеческую жизнь. Особую роль, хотелось бы отвести организации ознакомления детей дошкольного возраста с русским народным костюмом , т. к. народный костюм - это система , отражающая миропонимание и мировосприятия человека. Русская народная одежда - хранитель исконной народной культуры , достояние нашего народа , летопись народных обычаев - один из памятников русской национальной культуры.

Представления дошкольников о национальной культуре очень отрывочны и поверхностны. А особое отношение к народному костюму ведет к формированию правильного образа народной культуры в целом .

Работая по данному направлению, мы поставили перед собой следующие

Задачи :

-Познакомить детей с русским народным костюмом , с его особенностями, названиями и назначениями отдельных единиц костюма .

Сформировать представления детей о русском народном костюме в процессе познавательно -исследовательской и продуктивной деятельности

Развивать у детей эстетический вкус , творческие способности любознательность, интерес к истории Росси, народному творчеству .

Воспитывать чувство гордости за свой народ , культуру, за «золотые» руки русских мастеров .

Задачи системы дошкольного образования , требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности и осуществляться разными средствами . Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал . Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации работы в рамках образовательного процесса способствовала определению ее принципов.

Принципы реализации :

В основу положены следующие принципы воспитания :

1. Доступность : учет возрастных особенностей детей ; адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность : постепенная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность : предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность : интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация : создание благоприятной среды для усвоения , предложенного к изучению материала каждым ребенком.

6. Принцип культуросообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

Для знакомства дошкольников с народным костюмом разработан перспективный план на тему : «Воспитание уважения к национальным традициям, культуре, костюму и быту русского народа через организацию работы по народному календарю » на учебный год и система работы по его реализации. (условия)

Основными направлениями нашей направления работы по этой теме стали :

Изучение истории костюма . Где дети знакомятся с внешним видом костюма , его формой, расцветкой, элементами украшения.

В своей работе используем фольклор : пословицы, поговорки, загадки о костюме , сказки - как первое знакомство с костюмом в иллюстрациях

Знакомим с предметами быта, связанные с хранением и изготовлением костюмов : прялка, наперсток, веретено, утюг, сундук. Материалами, из которых делают ткани : лен, шерсть, кожа, лыко. Изучаем способы изготовления ткани и костюмы , т. е. трудовые действия : прядут, ткут, шьют, вяжут, валяют.

- Народный календарь (Рассматриваем костюм как неотъемлемую часть народного праздника , отличие между праздничным и будничным костюмом .) раскрываем его символичность , даем представление, о том, что костюм отражал тесную связь человека с природой. (Вышивка на костюмах , краски тканей , образы, передаваемые в силуэте костюма .)

Прикладное искусство (Костюм в народных игрушках , вышивке, кружеве, бисероплетении, тряпичной кукле)

Условия реализации :

Организация предметно-пространственной развивающей среды . Информационный материал, книги, иллюстрации)Коллекция кукол, Картотеки (загадки, пословицы, сказки, подборка книг для детей , Макет «Изба» с семьей, Дидактическая кукла с сундучком одежды, Дидактические игры по народному календарю , костюму , сказкам, Творческая мастерская , Раскраски , обводки, Уголок «Ряженья»

Она должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся, ее необходимо пополнять и обновлять.

Организация образовательной деятельности. Она осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности : игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую , продуктивную, музыкально-художественную и т. д. Представления о народном костюме успешно интегрируются практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

Организация самостоятельной деятельности детей (дидактические игры, театрализованную деятельность, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций и т. д.)

Организация взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы, создание коллекций, составление маршрутов экскурсий, участие родителей в пополнении музейных экспонатов и прочее)

Проведенная работа способствовала развитию у детей кругозора , воспитанию уважения и любви к русской истории и культуре , сформировали знания об устройстве русского быта , об истории русского костюма . У детей расширился и обогатился словарный запас, стимулировались творческие способности дошкольников , позволила воспитать такие качества как доброту и любовь к близким, к своей Родине, традициям народа , гордость за его достижения.

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста Игра – один из основных видов детской деятельности, очень привлекательный для дошкольников. В игре – драматизации содержание и характер.

Аленькие дети постоянно находятся в состоянии изучения окружающего мира. Они уже знают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта» «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством ознакомления с «Музеем народного быта». В настоящее.

Злыгастева Галина, Сергиенко Кристина

Научно исследовательская работа "Русский народный костюм в прошлом и настоящем"

Скачать:

Предварительный просмотр:

XXVШ открытая научная конференция учащихся

Ставропольского края

Секции: прикладное творчество

Название работы: «Русский народный костюм в прошлом и настоящем»

Сергиенко Кристина

Место выполнения работы: с. Кочубеевское,

МОУ СОШ № 3, 6а класс.

Научный руководитель: Лунегова Елена Михайловна,

Учитель технологии.

Ставрополь 2014

Введение…………………………………………….……………………..……......3-4

Глава 1 ……………………………………………………………………………….4

История развития Русского народного костюма……..…….........................…....4

1.1.Костюм и его роль в жизни человека…………...................................….....4-7

1.2.Устройство сцены. Главное песни и танца…………………….…...………..7

Глава 2 ……………………………………………………………….………………..7

Постановка танца………….……………………………………………….…….......7

2.1.Алгоритм создания костюма и танца.….……………………………….....7-8

2.2.Сценарий постановки танца и изготовление костюма.....……….…...……..8

2.3.Подготовка к постановке танца…………………………………...……...…..8

Глава 3 …………………………………………………………………….……...……8

Танец, народный костюм и школа……………………………….………..…..….8-9

4. Выводы………………………………………………………………………..…..…9

Литература………………………………………………………….………….….…...10

Введение

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Все дети любят петь, танцевать, в своих фантазиях они перевоплощаются в сказочных персонажей, принцесс, артистов. А что это такое? Откуда появился костюм? Как изготовить стилизованный костюм для танца? Сложно ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо было провести целое исследование. Такое исследование очень интересно, так как можно узнать много нового о костюме, традициях культуре России и других стран. Тема «Русский народный костюм в прошлом и настоящем» нас очень заинтересовала. И теперь нам хочется исследовать – как создается костюм, но не на основе работы современного профессионального мастерства, а народного фольклорного. Тем более мы в начальной школе ставили спектакли, выступали в ансамбле «Жаворонушки» с песнями и танцами: «Коляда», «Рождество». В 5 классе участвовали в фестивале «Казаки дарили казачкам шали», в 6 классе приняли участие в районном фестивале «Кубанский казачек». Настоящее исследование посвящено изучению происхождения народных костюмов, алгоритма создания народного костюма. При выборе направления исследований мы остановились на Русском народном костюме. Это благодатная почва для выявления и описания особенностей и культурной значимости этого вида искусства. Считаем, что наша тема интересна и актуальна . В наше время все меньше людей ходит в театр, выставки, библиотеки. Предпочитая телевидение и Интернет. Проводя исследование, мы хотим призвать вас с почтением относиться к такому древнему искусству, Русский народный костюм. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что костюм играет важную роль не только в жизни ребенка, но и взрослого человека. Участвуя в театрализованных играх, постановках, спектаклях, песнопениях. Дети знакомятся с окружающим миром. Русский народный костюм – это не только театрализованная постановка, это ролевая игра со зрителем. Дети и взрослые с удовольствием включаются в искусство пения и танца: поют песни, танцуют, перевоплощаются в тот или иной образ, а костюм им в этом помогает. Цель нашего исследования - узнать историю создания русского народного костюма и сшить их своими руками. Решение данной цели обусловлено следующими задачами : узнать историю Русского народного костюма; сшить стилизованный костюм. Показать танец в костюмах

в стиле «Гжель». Мы можем выполнить поставленные задачи, следовательно, наша тема реализуема. Основная цель данного исследования заключается в изучении происхождения русского народного костюма, алгоритма создания костюма. В соответствии с

вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи: определить происхождение русского народного костюма; выяснить алгоритм создания русского народного костюма, поставить танец; взаимосвязь костюма, танца и школы; изготовить костюм и поставить танец, объектом исследования является русский народный костюм. Объект нашего исследования – русский народный костюм, предмет – его изготовление. Характер материала, а также поставленные цели и задачи определили методы исследования. В ходе работы применялись моделирование, наблюдение, эксперимент, сравнение, обобщение. Предметом исследования - алгоритм создания русского народного костюма. Методы исследования: изучение литературы по теме, беседы со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной, специалистами библиотеки. Теоретическая значимость данного исследования расширяет существующую информацию о народном костюме, систематизирует знания о культуре в жизни человека, о процессе создания костюма, танца и о процессе изготовления костюма. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что мы проведем мастер-класс и поставим танец. Исследование помогло узнать много нового, познакомиться с интересными людьми. Практическая ценность работы состоит в том, что материалы исследования и приложения могут быть использованы на уроках технологии, истории культуры, литературы, МХК, а танец в постановке спектакля, на праздничном концерте. Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.

Глава 1 История развития Русского народного костюма

1.1Костюм, его роль в жизни человека.

По детальное изучение русского народного костюма

История русского народного костюма насчитывает многие столетия. Точно также многие века практически неизменными оставались природные условия, в которых жило

крестьянство, характер и условия крестьянского труда, продиктованные природной средой, обряды, верования, весь народный быт. В результате народный костюм оказался в максимальной степени приспособленным к жизни народа, и были выработаны приемы его

изготовления. Археология, письменные источники, в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не

выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Не легкой была жизнь простого человека. Тяжелый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались, надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так в южных районах нашей страны все дети до 12 лет ходили в одних длинных рубахах. Праздничную одежду хранили в сундуках. Платье (сорочка). На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез, спереди застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка, перехваченная на талии поясом, служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки, украшали вышивкой, или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сарафан. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся с низу до верху на пуговицы.

Душегрея. Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках как у современных сарафанов.

Летник. Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову, и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перед летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла. Орнамент. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов. У русской народной одежды многовековая история.

Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Начиная с 18 века северная часть России оказалась в стороне от развивающихся центров и поэтому здесь значительно полнее сохранились традиционные черты народного быта и одежды, в

то время, как к югу (Рязань, Орел, Курск, Калуга) русский народный костюм получил заметное развитие. В северных районах России (Архангельск, Тверь, Вологда, Ярославль, Рязань) был широко распространен сарафан, а в южных понева. Каждая губерния имела

свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Головные уборы. Девушки повсеместно носили открытые головные уборы типа повязок, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, надевали кокошники; рожавшие женщины носили кички или кокошники.

Это интересно: древнерусская одежда имела свои особенности: некоторые виды одежды имели рукава длиннее рук. Их обычно собирали в мелкие складки. А если “спустить рукава”, то работать было почти невозможно. Поэтому о плохой работе говорят, что она сделана “спустя рукава”. Такие платья носили очень богатые люди. Те, кто был победнее, носили короткие платья, лучше приспособленные к ходьбе и работе.

Мужской костюм. Рубаха. Мужская одежда состояла из полотняной рубахи с длинными широкими рукавами, безрукавного кафтана, достигавшего колен и сделанного из грубой шерсти. Кафтан протыкали кольцами и бусами, внизу расшивали цветными узорами. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой, или с мелким рисунком. Праздничную рубаху расшивали цветными шелковыми нитями. Нагрудные узоры располагались вдоль разреза по центру груди и защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Порты (штаны). Мужчины также носили плащи и широкие порты (штаны), иногда одевали по две пары, одну поверх другой. Штаны были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх надевали лапти. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Кафтан. Отношения с византийцами произвели перемену в одежде. Сначала царское византийское облачение вместе с придворными костюмами перешло к русскому великокняжескому дому, вслед за тем перешла и одежда богатых византийцев. Византийское влияние было нарушено татаро-мангольскими ордами, которые наводнили

русскую землю. Как всегда народ остался верен старинной своей одежде, а высшие сословия обменяли, или смешали свою одежду с одеждой своих победителей. Вместо кругом закрытого кафтана стали носить – монгольский кафтан, который впереди по всей длине был открыт, а вместо плаща верхний кафтан. Дополнение: В 16 веке мужчины стали носить рубашку с узким воротом, штаны длинные, вверху широкие, собранные на тесьме. Кафтан узкий как чехол, доходивший до колен и снабженный рукавами. При Петре I были в употреблении штаны из шелка, холста или сукна, которые засовывались в

сапоги. Длинный кафтан Петр I заставлял укорачивать. Тому, кто не хотел это сделать добровольно, согласно царскому указу, солдаты обрезали полы. Современность. Русский народный костюм. Один из реликтов уходящей в прошлое нашей национальной культуры. Яркое, красочное зрелище, органически сплетающееся вместе с народной песней и танцем

в оригинальное, уходящее корнями вглубь веков действо. Без сохранения, народного костюма - это невозможно, пусть на сцене, возродится единство этой культуры, и она окончательно не исчезнет. Костюмы, изготовленные художниками, представлены в крупнейших музеях мира, частных коллекциях. Народный костюм как произведения высокого искусства ценятся весьма дорого и являются престижным и популярным предметом коллекционирования. Современная мода периодически возвращается к источникам древнерусского декора. Элементы национального костюма вдохновляют Кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм – это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов. Вашему вниманию я представляю проект « Русский народный костюм в прошлом и настоящем».

1.2 Устройство сцены, главное песни и танца.

Устройство «сцены» народного представления крайне примитивно. В процессе своего развития были выбраны три типа своей «сцены». В большинстве случаев устраивалась она следующим образом: на ровном месте в землю вбиваются два шеста, между ними протягивается ткань, обычно цветная, и «сцена» готова. Второй тип сцены - наиболее распространенный – в балагане, а зрители обычно размещались на скамейках вокруг балагана. Наша третья сцена: вышли на площади, ярмарки, приняли активное участие в публичных представлениях. В дни больших праздников представления шли беспрерывно, артисты нередко зарабатывали до 20-25 рублей в сутки. Таким образом, русская сцена в XVII веке не только явилась первым русским «концертом» представлением, но и

подготовила зрительскую аудиторию к восприятию искусства, возможно, стала одной из причин появления в России профессионального мастерства в искусстве песен, танцев.

Глава 2 Постановка танца

2.1.Алгоритм создания костюма и танца.

Итак, появились артисты и зрители. Они бродили по дорогам, показывали истории обо всем, что тревожило их души: о любви, дружбе, страданиях и мечтах. Затем песни вошли в каждый дом, где устраивались в семьях посиделки с пением и танцами. Люди сами сочиняли песни, придумывали и шили костюмы, делали декорации. В каждом доме, каждому члену семьи находилось свое занятие и своя роль. С тех пор песни и танцы вошли в нашу жизнь, и заняли свое достойное место. Мы решили создать танец, сшить костюм, опираясь на нашу самобытную культуру. Попытались найти алгоритм создания костюма и танца. Оказалось, что конкретного алгоритма создания танца не существует. Каждый раз это поиск. Мы наметили основные задачи: поиск идеи, выбор сюжета,

поставить танец, подобрать музыку, изготовить костюмы в народном стиле, подобрать исполнителей и проводить репетиции.

2.2. Сценарий постановки танца и изготовление костюма

Самобытная народная культура пережила за столетия своего развития немало взлетов и падений, сегодня на волне подъема культура приобретает неоценимое значение. Поэтому важно определить истоки культуры, выяснить основные традиции, показать процесс взаимовлияния национальных культур. Обычаи и обряды, бытовавшие на Руси, уходят своими корнями в те далекие времена. Исходя из этого, мы заинтересовались сценарием для постановки танца «Московская кадриль». Выбрали стилизованные русские народные костюмы в стиле росписи «Гжель». Почему именно это произведение? На наш взгляд это самый лучший выбор, подходящий к нашему стилю, образу русских народов. Мы неоднократно консультировались со старшим вожатым художественного руководителя спектаклей по сценической и литературной части – Романовой Ольгой Яковлевной. Получили разрешение на постановку танца. Изготовили костюмы.

2.3. Подготовка к постановке танца

А сколько подготовительной работы потребовалось для русского костюма: построить чертеж, раскроить, сшить, обработать изделие аппликацией, оформить сцену и зал, придумать музыкальное оформление. Сюжет может быть окончательно решен только тогда, когда найдена музыка, которая отражает общую идею, соответствует месту и времени действия и слагается в цельный рисунок, не вызывающий неприятия ни у

постановщика, ни у исполнителей. Таким образом, работа идет так, что изначальная общая идея требует музыку определенного характера. Когда найдено общее музыкальное решение, оно диктует уже развитие конкретного действия. Подготовка танца и музыкального материала изготовление костюмов чрезвычайно сложная работа. Мы выполнили костюмы из ткани и много репетировали танец. (Приложение №1)

Вывод: Мы живем, на русской земле и нас интересуют быт и нравы не только русских народов, но и зарубежных, проживающих здесь. Мы решили создать танец, опираясь на нашу самобытную культуру.

Глава 3 Танец, народный костюм и школа

Русский народный костюм может прийти на помощь при изучении истории, а так же при ознакомлении с литературными произведениями, при создании школьного музея, урока технологии, МХК. Большой популярностью у учащихся 2-5 классов пользуется драматизация с использованием русских народных песен. Основан школьный

фольклорный ансамбль «Жаворонушки» руководитель Иванова Ольга Анатольевна, танцевальный ансамбль «Контраст» руководитель Романова Ольга Яковлевна.

Театральные, танцевальные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения культуры русского народа. Серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию песни, танца, оказываются вовлеченными в творческий процесс. «Фольклор» превращает неуверенного в себе “вечного троечника” в Ромео, произносящего монологи на одном дыхании. Сильные ученики помогают слабым, укрепляет ответственность за успех общего дела. Построено и направленно на изучение нравственности, культуры, характера человека и поведения в обществе. В виде «игры» ребенок моделирует свое поведение и как поведение на сцене. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим. Как и говорилось ранее, искусство поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

4. Выводы

На основе исследований мы пришли к выводу, что песни и танцы являются важным фактором в развитии ребенка. Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения, находят их в искусстве. Несомненно, костюмы, должны соответствовать эстетическим требованиям и гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество костюма. В процессе исследования было установлено, что искусство служит не только средством воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями индивидуальности. В нашей работе мы установили, что русский народный костюм переживал много веков. Благодаря искусству ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Участвуя в постановках, даже самые робкие и неразговорчивые дети вскоре становятся общительными и уверенными в себе. Народный костюм способствует формированию мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей; развивает воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного; воспитывает эмоционально

– чувственное отношение к окружающему миру. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что тема достаточно актуальна, и на данный момент не достаточно изучена. Мы считаем, что наша работа помогает нам окунуться в прошлое и настоящее русского народа. Вот почему мы должны хранить и сберегать и старые песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники и художественные ремесла. Ибо это корни, питавшие и питающие нас, это не только день сегодняшний, но и наше будущее.

Литература.

  1. Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
  2. А.Е. Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.
  3. Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
  4. Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
  5. Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
  6. Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
  7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
  8. А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
  9. Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.

В таком виде творчества, как роспись по дереву, большинство работ – это изделия, которые относятся к народным промыслам. Выполняя их, мастер всегда обращается к старинным традициям. Это могут быть различные предметы, украшенные сценами из прошлой жизни русского народа: чаепитие, катание на тройке, народные праздничные гуляния. Это могут быть игрушки, изображающие людей или сказочных персонажей. Поэтому, мастеру по росписи очень важно иметь правильные знания о том, во что были одеты люди выбранного исторического периода и региона в котором жили персонажи.

Изображая своих героев с исторической достоверностью, мастер одновременно постигает сам и сохраняет память о русских традициях и обычаях для зрителя.

В этом исследовании практическая работа представляет собой реконструкцию старинного женского боярского костюма 17 века, созданную на основе фотографической коллекции.

Цель:

Изучить особенности русского национального костюма, особое внимание уделив костюму Московской губернии.

Объект исследования: русский женский национальный костюм

Предмет исследования: особенности русского женского национального костюма и его элементов

Гипотеза : особенности русского национального костюма и его элементов зависят от того в какое время, какими инструментами, из каких материалов, в каком регионе и для кого именно он был изготовлен. Костюм Московской губернии имеет характерные отличия от костюмов других регионов России.

Задачи.

1. Изучить особенности русского национального костюма относительно его практического назначения.

2. Описать классификацию элементов русского национального костюма.

3. Собрать необходимое количество образцов русского национального костюма и его элементов.

4. Выполнить анализ собранного материала с целью: определить особенности народного костюма Московской губернии.

5. Оформить коллекцию образцов в формате каталога.

6. Создать реконструкцию костюма Московской губернии ХIX в.

Методы исследования:

Сбор информации из доступных ресурсов г. Москвы: библиотеки, музеи, выставки, материалы клубов реконструкции, образовательные интернет-порталы, частные коллекции.

Систематизация материала в соответствии с общепринятой классификацией элементов народного костюма.

Анализ данных.

Практический эксперимент в формате реконструкции костюма.

Особенности русского национального костюма относительно его практического назначения.

1. Внешний вид костюма имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона.

2. Женский народный костюм имеет отличительные особенности в зависимости от того, какому сословию принадлежит.

3. В гардероб русской женщины входили костюмы разного ритуального назначения.

4. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало. До реформ Петра Великого (1698 год 17 век) по всей Руси люди носили только русскую традиционную одежду.

5. Изменялись ткани, используемые для пошива одежды

6. Московский костюм, и его особенности

Муниципальное образовательное учреждение

Сосновоборская СОШ

Зейского района

Народный праздничный костюм

Пичугина Татьяна,6 кл.

Руководитель: Казакова Ольга Николаевна,

2013

Содержание

1. Введение……………………………………………………………. с. 3

2. Составные части женского и мужского костюмов…………… с. 6

3. История использования народных мотивов в моде…………… с. 10

4. Роль русского костюма в жизни современного человека ……... с. 11

5. Заключение …………………………………………………………. с. 13

5. Литература …………………………………………………………. с. 15

6. Приложения ………………………………………………………… с. 16

Введение

Эпиграф: Уважение к минувшему –

вот черта отличающая образованность от дикости.

(А. С. Пушкин)

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была неразрывно связана с природой, возделыванием земли и соответствующими трудовыми циклами. Праздник либо завершал какой-то сложный этап в нелегкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздник ждали, к нему готовились.

А какие наряды надевали в праздники?

Русский народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам, он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца XIX века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.

Накануне народных гуляний распахивались тяжелые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков и чем плотнее они были набиты – тем богаче считался хозяин дома и тем большей почет был хозяйке.

Вся праздничная одежда была очень красочной, обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых, как правило, не было в повседневной одежде.

Следует отметить бережное отношение крестьян к праздничной одежде. Известно, что в особо нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно

сложенными в специальных больших коробах из липы. Как правило, самую красивую и дорогую одежду готовили а свадьбе. И нередко случалось так, что невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.

Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашнее выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое другое.

Тема исследовательской работы: Народный праздничный костюм.

Наша исследовательская работа актуальна , так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических истоков. На уроках изобразительного искусства и МХК учащиеся знакомятся с особенностями русского костюма. Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6-х классов. Результатом нашего опроса стала данная диаграмма. По ней видно, что дети недостаточно знают о народном костюме (приложение 2).

Нам кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. У каждого национального костюма есть свои особенности своя собственная история. Многих

сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мы хотели написать в своей работе.

Цель : познакомиться с историей костюма, рассказать о быте, традициях и обычаях народа, показать историческую значимость народности в современной жизни.

Задачи:

    Найти сведения о праздничном русском костюме.

    Изучить историю возникновения костюма.

    Проанализировать динамику использования народных мотивов, как к историческому прошлому.

При написании работы нами были использованы материалы научной литературы, воспоминания старожилов села, статьи, материалы сельского музея.

При изучении истории русского костюма использовались разные методы и формы работы : работа с литературой, работа в интернете, социологический опрос, экскурсия в музей с. Сосновый Бор, опрос студентов отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума.

В своей исследовательской работе мы попытались узнать историю русского праздничного костюма. Это было не так просто, как нам казалось в начале работы. Архивы не сохранились. Многое рассказали старожилы села, очень помогла дополнительная литература.

На основании этих данных попытаемся воссоздать образ русского праздничного костюма.

Объект : хроника событий, связанных с историей русского костюма.

Предмет : русский праздничный костюм.

Проблема : Отличительные черты народного праздничного костюма.

Гипотеза : мотивы народного костюма нашли свое отражение в современной моде.

План проведения проекта

1.Социологический опрос “Русский народный костюм в современном мире”.

2.Этнографическое исследование.

3.Посещение выставки “По обычаю дедову”.

4. Опрос студентов отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума.

5. Изготовление эскизов праздничных костюмов.

Составные части женского и мужского костюмов

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. В старину носили не только домашнюю одежду, но и праздничную.

На протяжении веков большую часть населения России составляли крестьяне, русский народный костюм дошел до нашего времени как костюм в первую очередь – крестьянский. Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движения человека. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи. Основным видом такой одежды была- рубаха (приложение 3). Ее носили от рождения и до смерти. Женская рубаха отличалась от мужской лишь тем, что ее длина была до пят. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать все, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.

Во время древних языческих игрищ-русалий женщины плясали «спустя рукава». Размахивали рукавами-крыльями. Так танцевала и Царевна-лягушка в русской народной сказке. Длинные рукава в древности символизировали струи воды.

На Руси никогда не ходили без пояса. В народе говорили, что ходить без пояса грех. Пояс весь был украшен символами и являлся оберегом. Известны различные пояса: вязанные, плетеные и тканные, украшенные на концах кистями, бахромой или лентами.

Русский народный женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом (приложение 4). Связано это было с тем, что женщина редко отлучалась из дома и, как, правило, была мало знакома с чужими обычаями, поэтому именно она являлась хранительницей традиций, в том числе и в области костюма.

Сарафан - считается исконно русской одеждой. Сарафаны носили и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы, отличались они только кроем и качеством материала. Крестьянский сарафан в разных регионах России в 19 веке мог называться по-разному: глухой косоклинный, косоклинный распашной («ферязь»), прямой сарафан с лямками; кумашник; шторник; пестряк. В южнорусских губерниях сарафан был девичьим, а в Рязанской губернии- старушечьей одеждой. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам, передавали по наследству.

По словам старожила нашего села- Крюковой Марии Афанасьевны, сарафанный комплект обычно включал в себя: рубаху, сарафан, пояс и передник. Передник состоял из двух не сшитых длинных полотнищ ткани, собранных на шнурок, их повязывали выше груди или на талии. Праздничные передники вышивали красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, ее желаниях, мечтах. Ромбы- символ плодородия, птицы- символ девочек, кони- мальчиков.

Еще один вид женской одежды- шушун . О нем упоминает поэт Сергей Есенин в стихотворении «Письмо матери»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу,

В старомодном ветхом шушуне.

Шушун- это длинный, сравнительно узкий косоклинный сарафан с широкими плечиками и неглубоким вырезом на груди и спине. К нему обычно пришивали длинные откидные рукава, руки в которые никогда не вдевали. Шушуны застегивались сверху донизу на пуговицы.

А еще в холодные времена года женщины надевали душегрею . По

воспоминаниям моей бабушки Крюковой Любови Ивановны это была короткая свободная кофта, собранная в верхней части в мелкие складки. А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» пишет: «…на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке…» Душегрейки шились из самых дорогих и нарядных тканей (парчи, бархата), расшивались цветными нитями. Разновидностью душегреи была епанечка (епаничка)- короткая утепленная кофточка без рукавов и воротника, державшаяся на бретелях.

Древнейшим видом женской крестьянской поясной одежды является- понева . Понева длиной чуть ниже колена и состоит из трех частично сшитых, кусков ткани. Поневы были клетчатыми, в основном темно-синие или черные.

Известна кожаная обувь- чоботы или коты. Закреплялась она шнурами, пропущенными через петли на заднике.

Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам – самой заметной части любого костюма (приложение 5). Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда четко делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. Женщины носили – глухие сороки, кики, повойники, платки. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой (одна коса). Конец косы украшали накосником. Повойник, венец, убрус, перевязка, кичка, сорока, кокошник, коруны – вот те немногие названия головных уборов. Самым распространенным головным убором девушки был – платок (И.Билибин, Ф.Малявин, А.Васнецов, А.Архипов и другие художники изображали своих героинь в платках) (приложение 6).

И конечно, в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные материалы со всевозможными вставками из стекла, камня, бусин, бисера, пуха птиц. Все это носило название «сбруя». Она состояла из цветных бус или украшений из цветной шерсти.

А вот мужской костюм, в отличие от женского, был более простым. Основу мужского костюма составляли рубаха и порты. Порты шились из неотбеленной ткани,

из ткани в клетку шили рубаху, из полосатой- штаны. Мужская рубаха шилась из целого полотнища, перегнутого на плечах, с вырезом для шеи и прямым разрезом слева. Под мышками вставляли ромбы- ластовицы и конечно же пояс.

Традиционной верхней одеждой был- кафтан . Кафтан был приталенным с узкими длинными рукавами и отложным воротником.

Самыми распространенными мужскими головными уборами были войлочные колпаки- мурмолки .

Выходя в холодную погоду из дому, славяне надевали поверх рубах длинные, теплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать»- «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с X I века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру, рукава были снабжены обшлагами, а ворот- отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось. Причем у мужчин вышивка была сдержанной и мене разнообразной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, - такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застегивались свиты, по мнению ученых, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято нынче. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.

Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами». На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, но оно древнерусское.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления верхней одежды у славян были выделанные меха. Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в русских лесах. Недаром «кожух»- тоже древнейшее, православное слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов- не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще всего кожух был все- таки одеждой с рукавами и застежками. Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили кожух шитый наружу кожей. Богатые покрывали из сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой- золототканым шелком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался

магическим символом плодородия и богатства. Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славяне и летом могли облачиться в меха.

История использования народных мотивов

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду. Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода–явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве– путь развития и обновления современного костюма.

Мы решили проанализировать Журналы мод. Благодаря интернету и сохранившейся периодике в библиотеке выбрали модели с 40-х по 60-е годы (приложение 7). Получили следующие результаты по использованию народных мотивов по сезонам:

Год

Сезонные модели

Лето

Осень

Зима

Весна

1948 г.

23%

37%

13%

27%

1957 г.

34%

30%

12%

28%

1964 г.

29%

27%

66%

17%

Направления использования народных мотивов:

Если проследить за использованием народных мотивов в моделировании, то можно увидеть и периоды его равномерного течения, и спады, и вспышки. Например, в 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать. С 1967 года народные мотивы прочно вошли в работу модельеров.

Роль русского костюма в жизни современного человека

Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев

открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки–это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её практической полезности. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде практическая полезность конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.

К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды–функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.

Нами была проведена беседа со студентами отделения «Моделирование и конструирование швейных изделий» Благовещенского технологического техникума. Мы выяснили, что в настоящее время в моделях применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т. д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям–по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с

участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах–например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях (приложение 8).

Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю. Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.

Студенты предоставили нам фотографии моделей одежды из их коллекций

Совместно, в ходе беседы, мы пришли к выводу, что народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Он заражает нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Мастера и сейчас умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добиваются величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.

Заключение

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на исчезновение народного костюма. Предположение оправдалось.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы этой работы могут использоваться в практике для проведения занятий по изобразительному искусству, МХК, а также при подготовке классных часов.

История своего народа, своей страны всегда волновала умы людей. \

В своей работе мы провели исследование актуальной, на наш взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью восстановить утраченные страницы духовного наследия родного края.

Конечно, уже много времени прошло. Но забывать то, что было, не стоит, это наше прошлое, мы должны его знать.

В своей работе нам хотелось рассказать о народном праздничном костюме, его составных частях и применении народных мотивов в современности.

Работа написана под руководством учителя изобразительного искусства. Руководитель работы дает рекомендации по каждому этапу работы. Краеведческая работа предполагает непосредственное общение на этапе сбора информации. Особенность сельской местности заключается в том, что мы знаем людей, с которыми будем общаться, а среди них есть неординарные личности, чья информация нам очень нужна и важна. Люди охотно нам помогали, шли на контакт, с кем-то общались самостоятельно, где-то требовалась помощь руководителя, а на кого-то действовало личное обаяние наших родственников. В библиотеке я работала с Григорьевой Мариной Феликсовной. Она оказала неоценимую помощь в обеспечении меня литературой. Так, что этой работой «загорелись» буквально все: я сама, руководитель, библиотекарь, моя семья, друзья.

Свою будущую профессию я хочу связать с рисованием, и у меня еще будет время довести свои исследования до конца (приложение 9).

Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети знали историю своего народа. Уважение к истокам, бережное отношение традиций- одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду:

Не правда ли проста и хороша!

Список литературы

1.Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб.: «Паритет», 2006.

2. Ефимова Л. В., Белогорская Р. М. Русская вышивка и кружево.- М., 1985.

3.Хэрольд Р. Костюмы народов мира.- М.: ЭКСМО- Пресс, 2002.

4.Работнова И. П. Русская народная одежда.- М.: Изд-во «Легкая индустрия», 1964.

5. Лебедева А. Русский народный костюм// Юный художник.- 1983.- №10.

6.

7. Журналы мод.

Приложения.

Приложение 1

Словарь терминов

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, ее переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник – головной убор, тип чепца.

Душегрея – это укороченный сарафан.

Летник – это сильно расширенная к низу одежда с очень широкими внизу рукавами – вошвами.

Кокошник – нарядный головной убор с высокой передней частью.

Венец – лента украшенная узором.

Панья – это нижняя юбка на обручах, обшитая плотной тканью, и косточках из китового уса.
Тюрнюры – юбки немного другого силуэта, расширение боков заменяется профильной спинкой.
Веер – дополнение к костюму, шелковый расписной, костяной или черепаховый, украшенный легкой резьбой.

Редингот – верхнее платье для прогулок (маленький лиф, прямая узкая юбка).

Корсет – деталь нижнего белья, предназначенная для утягивания талии, торса.

Кика – головной убор в виде полумесяца на боку.

Армяк – фартук украшенный узором.

Приложение 2

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-6-х классов . Результатом нашего опроса стала данная диаграмма. По ней видно что дети недостаточно знают о народном костюме.

Ребятам были заданы вопросы о составных частях народного костюма (головной убор, обувь, одежда). По данным анкеты видно, что дети хорошо знают орнаменты, использованные в народных костюмах и украшениях, цветовую палитру. Но вызвали затруднения вопросы, связанные с конкретными названиями элементов костюма. Можно предположить, что у ребят мал словарный запас старинных слов.

Приложение 3

Рубаха и передник

Приложение 4

Женский костюм в разных губерниях иногда сильно различался своим внешним видом.

Приложение 5

Будкин Филипп Осипович «Девушка перед зеркалом» 1848

Приложение 6

Михаил Шаньков «Девочка в русском костюме» 1998

Убрус

Приложение 7

Анализ Журналов мод за 40-60-е годы (периодика сельской библиотеки и данные интернета).

Результаты по использованию народных мотивов по сезонам :

Год

Сезонные модели

Лето

Осень

Зима

Весна

1948 г.

23%

37%

13%

27%

1957 г.

34%

30%

12%

28%

1964 г.

29%

27%

66%

17%

Направления использования народных мотивов :

40-е годы- народная вышивка как декор одежды;

50-е годы- каймовые ткани и набивные рисунки;

60-е годы- характерные черты народной одежды (поддевки, тулупы, сарафаны)

Использование народных мотивов в моделировании

В 1945- 1949 годах наблюдается регулярное обращение к народному костюму. При этом наибольшее количество моделей одежды, имеющих народный характер, относится к 1947 году (39% от общего числа моделей). ‚ 1949 году наблюдается заметный спад ‚ 1950- 1959 годах творческая переработка народных традиций в моделировании количественно начинает возрастать.

Приложение 8

Использование народных мотивов в современных моделях


Приложение 9

Мое творчество

Народный костюм Русского Севера

Связь народного костюма с национальным характером , историей , укладом жизни народа , духовными и нравственными ценностями.

Исследовательская работа


ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ:

  • 1. приобщиться к истокам народной культуры и истории Русского Севера
  • 2. изучить многообразие комплексов народной одежды
  • 3. выявить особенности народного северного костюма, отметив при этом своеобразие национального характера северян, их особый уклад жизни
  • ЗАДАЧИ:
  • 1. найти, изучить научную, историческую, художественную литературу по теме исследования
  • 2. отобрать необходимый материал, проанализировать его
  • 3. описать результаты исследования
  • 4. продемонстрировать народный костюм Русского Севера
  • 5. показать элементы народного костюма

Уклад жизни северян

  • «ХОРОМ» , «ХРАМ» =ЖИЛИЩЕ

(древнеславянский язык)

Бани , овины стояли поодаль от дома , ближе к воде (считали , что там обитает нечистая сила)

Будни чередовались с праздниками.

ЗИМА – время прядения , вязания , вышивания.

Прялка – важный предмет домашнего обихода. Прясть девочек учили с 10 лет.

Ткацкий стан стоял в каждом доме , ткани делали в домашних условиях: льняную , конопляную , суконную

  • Ремёсла Русского Севера:
  • Столярно-плотницкое дело (деревянное зодчество)
  • Гончарное ремесло (глиняная игрушка)
  • Иконопись
  • Несколько видов росписи (Мезенская , Оракульская , Пермогорская , Тоемская и др.)
  • Ткачество
  • Плетение из бересты
  • Кружевоплетение
  • Вязание
  • Золотошвейный промысел, и другие

Традиционный женский наряд Русского Севера

  • Традиционный женский наряд Русского Севера часто называют «САРАФАННЫМ КОМПЛЕКСОМ» , так как его основные части – РУБАХА И САРАФАН.

Праздничная женская рубаха нач.19 века Каргополье

Женский костюм 19 век Вологодская губерния Тотемский уезд

Праздничный женский костюм конец 19 века Каргополье

Женский костюм

I половины 19 века Вологодская губерния Великоустюгский уезд

Рукава праздничной женской рубахи 19 век Олонецкая губерния Каргопольский уезд


Способы украшения тканей , бытовавшие на Русском Севере

  • - НАБОЙКА
  • - БРАНОЕ , УЗОРНОЕ ТКАЧЕСТВО
  • - ВЫШИВКА
  • - КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ
  • - ЗОЛОТОШВЕЙНЫЙ
  • ПРОМЫСЕЛ

Кубовая набойка 19 век Вологодская губерния

Фрагмент подола женской рубахи. Вышивка. Каргополье

Плат «золотой» К.19 века.Шитье.Вышивка

Нач.19 века, холст льняные, х/б, шелковые нити. Ажурное ткачество

Конец полотенца. Холст, кумач, льняные и шерстяные нити

Кружевоплетение Вологодская губерния


Головные уборы Русского Севера

  • - ДЕВИЧЬИ:
  • Подчелок
  • Плачея
  • Повязки (перевязки)
  • Обручи
  • Ленты
  • - ЖЕНСКИЕ:
  • Кокошник
  • Платок
  • Сорока
  • Сдериха
  • Коруна
  • Повойник

Перевязка, кокошник, украшенные жемчугом, бисером, перламутром

Головные уборы Каргополья и Мелентьевской волости

Сорока кон.19 века. Каргополье

Девичий головной убор в современном исполнении

Девичий головной убор д.Шенкурская (Няндома)

Плат золотой


Символы в вышивке , ткачестве

ВЫШИВАЛИ ФИГУРЫ ЛЮДЕЙ , ЧУДО-ПТИЦ , СКАЗОЧНЫХ КОНЕЙ , ОЛЕНЕЙ , ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

Женская фигура олицетворяла Мать-Землю, которая для людей словно живое существо: она пьёт воду, родит урожай, засыпает на зиму, просыпается по весне.

Дивная жар-птица олицетворяет пробуждение природы, таяние снега, зелень листвы, цветение растений. Жар-птица – вешнее солнце, а её перья – лучики, согревающие землю, дарящие тепло.

Изображение сказочных животных (например, львов, барсов) – считается покровительством растениям, семенам, корням, всходам.

Фантастические кони – слуги Солнца и его олицетворение.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ ВЫШИВКИ символизирует производительные силы природы , земное плодородие , стихию огня и солнца.


Мужская народная одежда

  • Традиционная мужская одежда состояла из: РУБАХИ , которую ещё называли ИСПОДНЯЯ , ПОРТЫ (ПОДШТАННИКИ) , ПОЯС – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КОСТЮМА , САПОГИ , КАТАНКИ (зимой) , ЛАПТИ.
  • БУДНИЧНУЮ РУБАХУ шили из ЛЬНЯНОГО или КОНОПЛЯНОГО ХОЛСТА.
  • На ВОЛОГОДЧИНЕ рубаху называли проходница
  • На КАРГОПОЛЬЕ(Олонецкая губерния) и в уездах Архангельской губернии будничную рубаху (и женскую, и мужскую) называли покосница.
  • Примерно 100 лет назад появились мужские рубахи – косоворотки
  • Зимой мужчины носили шубы , которые были почти в каждой семье, подвязывали их кушаками , тулупы же были редкостью.

заключение

  • СОКРОВИЩА РУССКОГО СЕВЕРА – ЭТО ГЛУБОКАЯ МУДРОСТЬ ТРАДИЦИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОЭТИЧЕСКИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НАРОДА, ЕГО ДУХОВНЫЙ ОПЫТ, ВЫСОКИЙ СМЫСЛ КОТОРОГО НЕ УТРАТИЛ СВОЕГО ЗНАЧЕНИЯ И В НАШЕ ВРЕМЯ.
  • Д.С.Лихачёв писал: « Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом прошлого , он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных , семейных и личных корней , он обрекает себя на преждевременное увядание».

Список литературы

  • 1. «Каргополье. Художественные сокровища.» М. , «Советская Россия» , 1984
  • 2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на юг.» , С.-Петб, 2006
  • 3. А.Иванова «Северный русский народный костюм конца 19-начала 20 века» , открытки, 2003
  • 4. Г.А. Григорьева «Головные уборы Русского Севера» , Арх. , 1999
  • 5. Г.А.Григорьева «Русский Север глазами реставратора. Праздничная одежда» , Арх. , 2003
  • 6. Г.А.Григорьева «Ткани и одежда Поморья» , Арх. , 2000
  • 7. Журнал «Культура. Nord » , 2006
  • 8. «Мастера Русского Севера» , энциклопедия, рец. Лихачёв Д.С. , М, «Планета» , 1987
  • 9. «Костюм: история, крой, шитьё , вышивка» , журнал 2Чудесные мгновения» , 2003