Музыкально театральные занятия в детском саду. Музыкально – театрализованное занятие в подготовительной группе «путешествие в деревню колобково. «Музыкально – театрализованная деятельность в

Пустоварова Ирина Геннадиевна, муз.руководитель Д/С №22 «Улыбка» г.Старый Оскол Белгородская область

Конспект театрализованного интегрированного занятия в подготовительной группе

Цель: Привлечь внимание детей к красоте весенних звуков природы. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление. Приобщать к слушанию и восприятию классической музыки (через видеопросмотр) .

Задачи: Развивать творческое воображение с помощью игры на музыкальных инструментах (ложках) ; различать характер музыкальных произведений, учить передавать цветом свои ощущения, возникающие при прослушивании классической музыки. Обогащать зрительные, слуховые, двигательные ощущения.

Материал и оборудование: ложки, макет большого автомобиля, краски, кисточки, шаблоны звездочек разного цвета, цилиндр и плащ-накидка волшебнику, «летающая тарелка», DVD-проигрыватель, телевизор.

Репертуар: полька «Аннушка»(ч. н. м.) ; «Итальянская полька» С. Рахманинова; «Марш» Е. Тиличеевой; частушки (на мотивы русских народных песен) ; А. Вивальди (отрывок из концерта для флейты с оркестром соль минор, 4-я часть) ; «Про меня и муравья» Л. Абелян; «Космическая рапсодия» Берлиоза.

Ход занятия.

Дети входят в зал под спокойную музыку.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!» -

«Здравствуйте и добрый день!» -

Говорить нам всем не лень.

Музыкальное приветствие музыкального руководителя и детей.

Музыкальный руководитель: Я очень рада видеть вас снова в нашем музыкальном зале. Посмотрите, как здесь красиво!

Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы отправимся с вами в волшебное царство музыки.

И вот, что вам сказать хочу.

Сегодня, здесь, сейчас

Я сказочным волшебником

Быть хочу для вас!

(музыкальный руководитель надевает «волшебную мантию», цилиндр)

Музыкальный руководитель:

Я - сказочный волшебник,

Я - добрый чародей

И радую я чудесами

Маленьких детей! (к детям) :

А хотите чудеса?

(Музыкальный руководитель идет по залу, взмахивает «волшебной» палочкой - загорается центральная часть зала, еще взмах - гирлянды у боковой части зала) . Дети аплодируют.

А вы любите путешествовать?

(ответ детей)

Воспитатель: А куда мы отправимся?

Музыкальный руководитель: Далеко-далеко, за хрустальными горами, за изумрудными морями - находится волшебная страна музыкальных красок. Как вы думаете, почему она так называется? (ответ детей) . Правильно, в этой стране рисуют музыку. А вы хотите попасть в эту удивительную страну?

Воспитатель: А на чем мы отправимся?

(Дети предполагают, на чем можно отправиться в путешествие) .

Музыкальный руководитель: Сначала мы отправимся на автомобиле. Но наш автомобиль остановился далеко; мы должны до него добраться при помощи нашей «музыкальной угадайки».

Комплекс музыкально-ритмических движений «Музыкальная угадайка»

(останавливаются возле автомобиля)

Воспитатель: Какой большой и красивый автомобиль! Ой, посмотрите ребята, что вас здесь ждет!

Дети: Ложки!

Воспитатель:

Ну-ка, ложечки берите

На места все проходите.

Музыкальный руководитель:

Эй, шофер, не зевай

И частушки запевай!

Частушки с ложками «Едем на машине»

Воспитатель:

Приехали мы на зеленый луг.

Как прекрасно весной вокруг!

(слышится звучание ветра)

Музыкальный руководитель: Ребята, слышите? Что это? Может быть это зимний, холодный ветер, вьюга?

Дети: Нет! Это теплый, весенний ветерок.

Музыкальный руководитель: Пусть каждый из вас сейчас подует на свою руку так, чтобы ветерок был тихий, теплый.

(Дети дуют на ладошку)

«Дыхательная гимнастика»

Воспитатель: Ой, а ко мне на ладошку бабочка прилетела. Сейчас я на нее подую, и она прилетит к вам на ладошку (дует) . Ловите! А теперь вы на нее подуйте, да посильнее, чем ветерок (дети дуют) .

Музыкальный руководитель: А ко мне птичка прилетела. Я на нее сейчас сильно подую, а вы ловите (дует, дети» ловят») . А сейчас дунем на птичек все вместе, пусть они летят к гостям.

Теперь сядем на лужок, послушаем и посмотрим, кто здесь живет?

Слушание с видеопросмотром.

(Дети слушают музыкальное произведение веселого, подвижного характера) .

Музыкальный руководитель: Ребята, какая звучала музыка?

Дети: Веселая, подвижная, быстрая, легкая.

Музыкальный руководитель: А почему?

Дети: Потому, что муравьи быстрые, легкие, подвижные.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел! (выходит ребенок-«муравей»)

Дети: Это - муравей!

Музыкальный руководитель: А мы с ребятами про тебя, муравей, песню знаем.

Песня «Про меня и про муравья» (музыка Л. Абелян)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А на нашей веселой полянке еще кто-то живет, и к нам в гости ползет.

Танец «Гусеница и бабочки»

Музыкальный руководитель: Нам пора дальше отправляться в путь.

Воспитатель: А на чем мы теперь поедем?

Музыкальный руководитель: Не поедем, а полетим!

Воспитатель: На самолете?

Музыкальный руководитель:

Не на самолете,

Не на вертолете,

А на волшебном звездолете!

Воспитатель: А где же взять такой?

Музыкальный руководитель: Но я же волшебник!

(взмахивает волшебной палочкой, с потолка спускается «летающая тарелка», дети располагаются на ковре под «тарелкой», «летят»)

Музыкальный руководитель: Мы с вами оказались в стране волшебной космической музыки. Давайте ее послушаем и посмотрим.

Слушание с видеопросмотром «Космическая рапсодия» .

(На экране телевизора космические зарисовки со звездами) .

Музыкальный руководитель: Ребята, какя прозвучала музыка?

Дети: Тихая, спокойная, космическая, волшебная.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами и не заметили, как оказались в той самой волшебной стране музыкальных красок. Вы уже рисовали на прошлом занятии веселую и волшебную музыку. А сегодня мы изобразим музыку, которую слушали на занятии.

(Дети на зеркалах выкладывают «веселую» и» волшебную», «космическую» музыку)

Воспитатель:

Прекрасна музыка! Ей снова

Мы распахнуть сердца готовы,

Чтоб слушать звуки, им внимать

Их чувствовать, переживать.

Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И я, как маг-волшебник, хочу перенести вас обратно в детский сад. (Взмах палочкой, в зале гаснут огни) .

Ну вот, мы с вами и в детском саду. (Снимает плащ, цилиндр) . И я уже не волшебник, а музыкальный руководитель. Давайте попрощаемся с вами и с гостями.

Музыкальное прощание.

Авторы: Чибисова Елена Ивановна, Юхан Нинель Шмувеловна
Должность: воспитатель, музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ Школа№978, детский сад №117
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: "Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду"
Дата публикации: 28.09.2017
Раздел: дошкольное образование

«Ни одно из искусств не обладает

такой действенной воспитательной

силой, как музыкально – театрализованная

деятельность, являющая средством

духовного самосознания человека…»

Г. В. Кузнецова.

«Музыкально – театрализованная деятельность в

детском саду»

Подготовили: Воспитатель первой категории Чибисова Е. И.

Музыкальный руководитель: Юхан Н.А.

Дошкольный возраст - это период закладывания фундамента, на котором

будет основана вся дальнейшая жизнь человека. Нравственное,

художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей

того, на котором будет строится жизненная платформа человека. Одним

из средств, которое помогает претворять в жизнь данное направление

является музыкально-театрализованная деятельность.

Музыкально – театрализованная деятельность в детском саду – это

организованный педагогический процесс, направленный на развитие

музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности,

сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.Это хорошая

возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания

творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем

мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ

персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное

мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость,

неуверенность в себе, застенчивость.

Именно музыкально - театральная деятельность, прививая устойчивый

интерес к музыке, театру, литературе, совершенствует артистические навыки

детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию

новых образов.

Музыкально-театральная деятельность детей включает в себя несколько

разделов:

Основы кукловождения;

Актерское мастерство;

Игровое творчество;

Имитирование на музыкальных инструментах;

Песенное и танцевальное творчество детей;

Проведение праздников и развлечений.

Музыкально-театральная деятельность включает в себя следующие моменты

музыкального развития:

Инсценировка песен;

Развлечения;

Фольклорные праздники;

Сказки, мюзиклы, театрализованные представления.

Таким образом, музыкально-театрализованная деятельность помогает

ребенку развиваться всесторонне.

В раннем возрасте театрализованная деятельность является устойчивым

увлечением почти всех детей, увлекая ребенка в сказочный мир искусства,

она заметно для самого ребенка становится источником

творческого развития.

В основу нашей работы входят следующие принципы :

Развивающее обучение – познавательная, воспитательная деятельность,

направленная на побуждение детей к самостоятельному поиску,

импровизации;

Последовательность и систематичность занятий – залог успешного

применения знаний, умений и навыков на практике;

Доступность – учёт возрастных особенностей, уровня подготовленности

Индивидуально – дифференцированный подход не только в процессе

каждого занятия, но и к каждому участнику музыкально–театрализованной

деятельности;

Учет интересов, потребностей и возможностей каждого ребёнка.

Целенаправленность.

Театрализация – это способ, прием, в основе которого лежит

использование тех или других характерных для театра выразительных

средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному

концерту художественного образа.

Основная задача работы воспитателя:

Раскрытие творческой личности ребенка в целом;

Его артистические способности в частном.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические

задачи , касающиеся:

Формирования выразительности речи;

Интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность направлена на восприятие, осмысление

художественного образа и передачу этого образа. Она выступает как

самоценная, наравне с игровой, музыкальной и изобразительной. И как

любая другая, она имеет свои этапы :

Ориентировка;

Замысел;

Подготовка;

Исполнение.

В нашей группе была создана музыкальная развивающая предметная среда:

Музыкальные игрушки и инструменты;

Куклы и атрибуты, которые необходимы для занятий театрализованной

деятельностью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны,

ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и

желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во

всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы

побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Когда дети

приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов

творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся

литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать

различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память,

умение действовать согласно замыслу.

Более трех лет, начиная с младшего возраста, я работаю

по театрализованной деятельности. В младшей группе , мы с музыкальным

руководителем ставили небольшие спектакли, драматизации, сказки которые

показывают перед родителями с помощью воспитателя-ведущего:

«Репка», «Курочка Ряба».

В средней группе те же самые ролевые сказки, а так же сказки «Теремок»,

«Три медведя» дети показывали перед родителями. В старшем возрасте

ставили сказки как, «Бычок смоляной бочок», «Гуси-лебеди», «Лубяная и

ледяная избушка». Разыгрывались сказки драматизации, дети сами сочиняли

сказки и зарисовывали, а так же знакомлю детей с театрализованной игрой.

Дошкольники с удовольствием включаются в игру, участвуя в

театрализованных играх.

Театрализованная игра - как один из ее видов является эффективным

средством социализации дошкольника в процессе осмысления им

нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Особенности театрализованной игры.

Действия детей с кукольными персонажами;

Непосредственные действия детей по ролям;

Литературная деятельность через диалоги и монологи;

Исполняют знакомые песни от лица персонажей, их инсценированные,

приплясывание и т.д.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное

воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике

движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создаю творческую

атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности,

применять собственные возможности и способности. В процессе создания

театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для

ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ

самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным

творцом. Театрализованные представления, обыгрывание музыкальных

произведений занимают немаловажное место в целостном музыкальном

воспитании ребенка.

Театрализованные игры всегда радуют детей,

пользуются у них успехом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и

воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального

воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к

театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный

музыкальный язык мыслей и чувств. В этом случае у детей увеличивается

количество и объём сенсорно-перцептивных анализаторов (зрительных,

слуховых, двигательных).

Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют,

танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями,

пробуждается творческая активность, целеустремлённость, усидчивость,

формирует эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство,

музыкально-слуховое представление, чувство ритма. Детям нравится самим

обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные

сюжеты. Музыка вызывает радостные эмоции, развивает память, речь детей,

эстетический вкус, способствует проявлению творческой инициативы,

становлению личности ребёнка, формированию у него нравственных

представлений, снимает зажатость и скованность, развивает чувство ритма и

координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность,

умение использовать интонацию, выражающую основные чувства,

формируется уважительное отношение друг к другу.

Музыкальные сказки пользуются у детей огромной любовью. С большим

удовольствием дети перевоплощаются в того или иного персонажа,

переживают за происходящие события, готовы прийти на помощь, бороться

со злом и побеждать.

Сказка-это волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество,

импровизация, требующая от детей старание, фантазии. В сюжет

музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно

использовать и современную музыку, доступную детям.

Стихотворный текст запоминается детьми лучше, чем прозаический,

поэтому многие сказки переведены на стихотворный ритм, это облегчает

работу над текстом. Дети c удовольствием принимают участие в различных

видах театрализованной деятельности

Постановка музыкальной сказки это ключик, который открывает дверцу в

волшебный мир. Ведь театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

- Сегодня наш мастер-класс посвящѐн теме развития
музыкально-театрализованной деятельности.

Цели и задачи:
. Рассказать коллегам о музыкально - театрализованной деятельности в детском саду;
. Продемонстрировать на практике методы и приёмы развития творческих способностей детей;
. Познакомить коллег с системой приобщения детей к театрализованной деятельности.
Технологии, используемые на мастер - классе:
. Развивающая;
. Игровая.

Оборудование:

Диск с музыкой, тексты для этюдов, шапочки с различным выражением лица, атрибуты и элементы костюмов.

Ход мастер -класса .

Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе интеграции музыки и театра.
Театр - синтетический вид искусства, его связь с музыкой естественна и необходима, так как оба вида искусства усиливают эмоциональную сферу ребёнка.
Развитие детского творчества и личности в целом - это главное составляющее в художественно - эстетической области воспитания ребёнка.
Современными педагогами - психологами высказано немало утверждений о развитии детского творчества в процессе театрализованной деятельности. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Опираясь на программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, «Ладушки» под редакцией И.М. Каплуновой, «Театр - творчество - дети» Н.Ф. Сорокиной, «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханёвой, была разработана система комбинированной деятельности, сочетающей музыку и театр для развития личности ребёнка, его творческого потенциала в процессе интеграции.
Цель проводимой работы:
Раскрыть индивидуальные возможности детей в музыкальном и театральном творчестве, развивать нравственные качества личности ребёнка.
Задачи:
1.Воспитывать устойчивый интерес к музыкальной и театрально-игровой деятельности.
2.Пополнять и развивать вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.
3.Подводить детей к созданию выразительных образов в песенных и танцевальных импровизациях, в этюдах и драматизациях, инсценировании песен и расширять представление о них.
4.Формировать у детей стремление включать в самостоятельные игры песенные и танцевальные импровизации.
5.Поддерживать желание детей выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада, участвовать в конкурсах и концертах на городских площадках.
Музыкально - театрализованная деятельность в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и театрально-игровых способностей детей, эмоциональности, сопереживания, познания, то есть на развитие личности ребёнка.
Результатами этой работы являютс я:
1. Эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
2. Повышения уровня развития творческих способностей детей.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Умение детей самостоятельно моделировать коммуникативную и импровизационную деятельность.
5. Проявление познавательного интереса к театральным спектаклям, желания импровизировать в пении, танцах, играх.
Для более активного и самостоятельного участия детей в творческом процессе в каждой группе детского сада созданы музыкально-театральные зоны, сделаны подиумы, изготовлены различные ширмы и виды театров по возрастам.
В системе приобщения детей к искусству театра используются интегрированные занятия, театрализованные игры, образные этюды, песенные и танцевально-игровые импровизации.

Для начала давайте поздароваемся:

Игра - приветствие «Здравствуйте»
Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой,
Пальчиком и кулачком
И, конечно, язычком!
Музыкально-театрализованная деятельность - на наш взгляд, самая
эффективная форма музыкального воспитания, способствующая
формированию творческой личности ребѐнка.
Различные аспекты музыкально-театральной деятельности детей
являются предметом целого ряда научных исследований. Вопросы
организации и методики обучения этой деятельности нашли отражение
в работах известных учѐных и педагогов. Назову лишь некоторых из
них: В.И. Ашикова, Л.А. Тарасова, Л.Л.Пилипенко, Л.Л.Леонидов
Вопрос к участникам мастер-класса:
- А как считаете вы, что развивает музыкально-театрализованная
деятельность у дошкольников? Предлагаю вам, выбрать утверждение, с
которым вы согласны, и объяснить его:
- Я считаю, что музыкально-театрализованная деятельность
способствует познанию окружающего мира потому что……
- Музыкально-театрализованная деятельность развивает память,
воображение и мышление, потому что…
- Я согласна, что музыкально-театрализованная деятельность
способствует умению передавать эмоциональные состояния так как…
- Я уверена, что музыкально-театрализованная деятельность формирует
интерес к литературе и театру, потому что…
- Музыкально-театрализованная деятельность побуждает к созданию
новых образов, так как…….
Я рада, что наши мнения совпадают, и подтверждают
актуальность и необходимость проведения работы по этому
направлению в дошкольных учреждениях.
Анализ обучающих программ, сочетающих театрализованное действие
и музыкальное воспитание, показал, что практически все они основаны
на программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы. В
дополнение к этой программе используют технологии с применением
театрализованной деятельности.
При организации музыкально-театрализованной деятельности мы
используем разные формы.
Все мы прекрасно знаем, как дети любят сказки. Но сказка, обогащѐнная
музыкой, исполненная детьми становиться ярче, выразительнее,
объѐмнее. Это жанр «музыкальной сказки».
В театральных постановках
дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и
танцы. Мы стараемся разнообразить сюжет и вовлекать
больше детей. Часто сами сочиняем небольшие песенки, попевки,
музыкальные монологи героев.
С помощью «голоса - инструмента» можно многое выразить, о многом
рассказать. Но это возможно только при условии владения этим
«инструментом», который является очень сложным,
многокомпонентным. И здесь наша задача - стремиться развить у детей
певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем
вокально-хоровых навыков.
Я предлагаю специальные упражнения - распевания.
Используя наиболее удобные
фонемы: «а», «о», «у» «и». «ми», «мэ», «ма», «мо»,»му»,пропевая на одном звуке, затем в восходящем движении поднимаясь по полутонам вверх и вниз.
Проанализировав значение этих гласных для голосового аппарата, и
систематически используя эти упражнения перед пением, я заметила,
качественные изменения в области чистоты интонирования,
правильного формирования ротовой полости, расширения диапазона.
Уделяю так же время и работе над дыханием, ведь от него
зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно
быть свободным, равномерным и естественным и ему тоже нужно научиться. Давайте попробуем
выполнить их вместе.
Упражнение «Собачка».
Предлагаю детям представить, как дышит
собачка, которая долго бежала, а затем, попробовать дышать так же. Для
этого кладѐм руки на пояс (рот приоткрыт), дышим животиком.
Упражнение «Шарик».
Предлагаю детям «надуть» шарик в животе.
Вдох делаем через нос, контролируем, как надувается живот, плечи не
поднимаем. Выдох через рот, с хлопком в ладоши - шарик лопнул.
Упражнение «Свеча».
Надуваем шарик в животе, затем предлагаю детям
представить перед собой зажженную свечу. Выдох через рот должен
быть лѐгким, чтобы не задуть пламя.
Пристального внимания в работе над вокалом требует воспитание
унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача. На первом этапе
использую игру, как метод в преодолении трудностей. Играю один звук
и прошу детей прослушать, как звучит эта нота. Затем
обращаю внимание на то, как мой голос точно повторяет этот звук,
полностью сливается с ним, получается единое целое в звучании. А
потом спрошу, кто сможет сделать так же. Сначала поет один ребенок,
затем два, три, …. Десять и т.д. И вот уже хор звучит совсем по-другому
(давайте попробуем вместе).
Разучивание вокальных партий проходит как на занятиях с подгруппой,
так и в индивидуальной работе с детьми.
Например, для того, чтобы развить и обострить восприятие высоты
звуков, хорошо использовать различные предметы, помогающие понять
это соотношение.
Предлагаю одной подгруппе строить башенку и петь (чем выше
кубик, тем выше звук). Другой - сложить в «музыкальную коробочку»
красивые ленточки и вытягивать их по одной, пропевая, при этом
«длину» ленточки.
Можно поиграть в игру
«Передай», взяв в руки небольшой предмет, который поместится в руке
ребѐнка. Передать ребѐнку это предмет вместе со звуком. Ребѐнок
должен вернуть предмет и звук обратно.
Ребѐнок запомнил песенку, но поѐт очень тихо, не слышно. Простой
лист бумаги, скрученный в трубочку, как рупор, усилит громкость.
Если петь, изображая то, о чѐм поѐтся, двигаясь, а не сидя на одном
месте, ребѐнку не будет скучно, а мелодия и текст запомнятся.
Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые
присутствуют почти во всех сказках, мы применяем двигательные
импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки, с
элементами ритмопластики.
Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски. Эти
двигательные импровизации на практике оказались очень
эффективными. Двигательные импровизации, положительно влияют на
качество исполнительской деятельности маленьких актѐров. Работая над
выражением лица, движениями тела, дети постепенно овладевают
средствами выразительности.
Таким образом, в процессе музыкально-театрализованной деятельности
дети обучаются певческим навыкам, у них формируется способность
чувствовать тембровые, высотные и ритмические изменения в музыке.
Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают
сознательно, активно им пользоваться в своей исполнительской
деятельности.
А сейчас мы предлагаем вам окунуться в мир детства и немножко
поиграть.
Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,
Захотим учить стихи снова мы и снова.
Вы научитесь читать их с чувством, выражением.
Впереди у вас друзья, море достижений.

НОЧЬ
1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)
2. Подпевали половицы - «Нам не спится, нам не спится!».
(кастаньеты)
3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.
(звенит колокольчик)
4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.
(свистулька)
Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),
Развивается чувство ансамбля
Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя

Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
(Разжимают кулачок.)
Апрель.

Апрель, апрель! На дворе звенит капель
(удары по треугольнику)
По полям бегут ручьи
(глиссандо на металлофоне снизу вверх),
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
(удары в пластмассовый молоточек)
После зимней стужи.
(Погремушка, встряхивание листа бумаги или катание ребристого карандаша по столу)
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
(размеренные встряхивания маракаса, удары деревянными ложками или игра на барабане)
Стали птицы песни петь
(игра на свистульке),
И расцвел подснежник.
(Игра на колокольчике)

Сказка шумелка Ёлочка
Росла в лесу ёлочка - стоим на месте, вытянув руки в стороны По её веточкам прыгали белки- прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом- вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).
Иногда мимо проходил большой медведь- ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик - подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок- дуем
Ночью над ней загорались звёздочки- вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)
Летом около неё летали комарики- шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки- рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

Трусливый заяц

Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (шуршим пакетом)
Испугался заяц и бежать. (встряхиваем кастаньетами)
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (стучим ложками)
Бросился заяц бежать. (кастаньеты)
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (шлепаем руками по ногам)
Побежал заяц из леса к речке. (кастаньеты)
А на берегу речки лягушки сидели. (проводим палочкой по рубелю)
Увидели они зайца и прыг в воду. (металлофон-глиссандо)
Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес. (барабан)

Появляется кукла- Домисолька:
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл, давайте с ней поздороваемся.
Дети: Здравствуй, Домисолька!
Домисолька: Здравствуйте!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну Звуков.
- Ребята, а что такое звук? (Это то, что мы слышим).
-А какие звуки вы знаете? (Дети перечисляют).
Звуки нас окружают в нашей повседневной жизни.
Каждый звук кусочек мира,
В каждом звуке целый мир.
День заканчивают звуки,
Звуки начинают день.
Домисолька: Вот и мы с вами начнём наше путешествие со звуков:
Постараемся их пропеть, постараемся их услышать.
Игра - разминка «Звуки природы» слова К.Иванова, музыка Шатохиной Р.В.
(поют дети) (звучит запись)
Распевают звонко птицы. Трели птиц. (чив-чив)
Дождь косой в окно стучится. Шум дождя. (кап-кап)
Мышка в подполе шуршит. Шорох. (Ш,Ш,Ш)
Колокол в тиши звенит. Звучание колокола. (бом-бом)
Шепчет тихо лист осенний. Шелест листьев. (шур-шур)
Ручеёк журчит весенний. Журчание воды. (буль-буль)
Утром петушок кричит. Крик петуха.
И коровушка мычит. Мычание коровы.
Тоненько пищит цыплёнок. Цыплёнок.
Блеет жалобно ягнёнок. Ягнёнок.
Майский жук в траве жужжит. Жужжание. (ж,ж,ж)
Соловей в лесу свистит. Пение соловья. (фьють-фьють)

Для развития устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков я использую игру «Раз-два». Эта игра проводится под музыку танцевального характера, например - «Летки-енки» Р.Лихтенене. На первую и третью четверти нечетных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На четные такты - действия по тексту.

1т. - Раз, два! (пружинка) 5т. - Раз, два! (пружинка)
2т. - Хлоп-хлоп-хлоп. 6т. - Шлеп-шлеп-шлеп.
3т. - Раз, два! 7т. - Раз, два!
4т. - Топ-топ-топ. 8т. - По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении - разворачиваются спиной в круг.
Игра на музыкальных инструментах.

Знакомиться и играть на музыкальных инструментах мы начинаем уже в 1 младшей группе. Этот вид деятельности является для детей очень интересным и увлекательным, но гораздо интереснее и качественнее он проходит, если создана игровая ситуация.

Например, к малышам на занятие пришла куколка, которая «послушала» колыбельную песенку, спетую детьми, и заснула. Для того чтобы ее разбудить я предлагаю детям поиграть на ложках. Так проходит наше первое знакомство с музыкальными инструментами.

С детьми постарше для знакомства с другими инструментами можно использовать «Веселый кубик». На столике лежат музыкальные инструменты: бубен, барабан, маракасы, ложки, колокольчик, треугольник. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Все играет и поет,
Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. Остальные дети ему хлопают. Игра повторяется несколько раз. (сыграй свое имя)
Игра со словом:
«Свари кашу»
Встали все в круг. Это будет горшок. Назначаются дети -молоко, соль, сахар, крупа. Как только услышите название своего продукта, выходите во внутрь круга.
Раз, два, три,
Кашу нашу горшок вари!
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Сыпем сахар…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Насыпаем крупу…
Мы внимательными будем,
Ничего не позабудем!
Все продукты поместили.
Каша варится: «Пых - пых!» -
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
И попробуем- ка нашу,
Вместе сваренную кашу!
Её вместе поедим,
Всех - всех кашей угостим.
Ведь варилась - то: «Пых - пых!» -
Для друзей и для родных».
Молодцы, детишки девчонки и мальчишки, показали как кашу варить!
А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее?
Дети предлагают варианты: добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

А теперь давайте вспомним пальчиковую гимнастику про Машину кашу.
«МАШИНА КАША»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки)

Подвижные игры:

«Барашек»

Дети идут по кругу и поют. В центре водящий «Барашек»
Ты барашек серенький,
Ты барашек беленький,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
Ты нас не бодай,
С нами поиграй
Скорее догоняй.
С окончанием пения, дети разбегаются. Барашек ловит. Кого поймал, тот выполняет роль барашка.

«Шапочка аиста»

Перед началом игры выбирается аист и ребенок с шапочкой аиста.

Дети становятся по кругу, держась за руки. В центре круг аист. Его руки сложены за спиной ладонями вместе.

Дети идут по кругу, аист идет противоходом внутри круга, высоко поднимая ноги. Он ищет шапочку и поет:

Аист: Я над речкою гулял
Здесь я шапку потерял
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
Дети идут по кругу.
Ребенок за кругом держит в руках шапку, идет противоходом и поет:
Ребенок: Я на реку пришел
Здесь я шапочку нашел
Новенькую шапку
Тепленькую шапку
Красненькую шапку.
С концом песни все останавливаются.
Ребенок: Ну попробуй догони
Свою шапку отними.

Дети поднимают соединенный руки, образуя воротца, через которые пробегают аист и ребенок. Аист догоняет, надевает шапочку и танцует парой внутри круга. Аист остается в кругу, ребенок с шапкой выбирается другой. Если аист не поймает, до водящий становится аистом. Аист становится в круг. Игра повторяется.

«Игра с колокольчиком».

Звучит музыка.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки.
В центре круга ребенок с колокольчиком.
С началом пения идут противоходом.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу
На ребяток я гляжу
Колокольчик золотой
Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком
выбирает того, с кем будет танцевать.
Двое детей пляшут под любую плясовую музыку.
Выбранный ребенок становится ведущим.

«Снежный ком»
Слова повторяются несколько раз с ускорением темпа.
Мы лепили снежный ком (идем хороводом по кругу)
Я иду за ним шажком

Ком все больше становился и быстрее покатился
(ускоряемся и в речи и в движениях)

Ком все больше становился и быстрее покатился (еще ускоряемся)

Угодил в калитку! Бух! Развалился!
(аккуратно падаем)
Из сугроба вылезаем
(встаем)
И одежду отряхаем.

Музыкальные игры-это: «Репка», «Ворон», «Мы на луг ходили», «Огородная-хороводная», «На горе-то калина» и др.
Музыкальные сказки- «Теремок», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят» и др.

Музыкально-театрализованная деятельность в детском саду — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.
Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
— игры-драматизации;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является выполнение трех основных целей:
— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
— создание атмосферы творчества;
— социально-эмоциональное развитие детей.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.
Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:
— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.
Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.
Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:
1 освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
2 освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.
Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.
В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:
— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;
— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;
— овладение импровизационными умениями;
— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;
— совершенствование познавательных процессов.
Занятия в основном строятся по единой схеме:
— введение в тему, создание эмоционального настроения;
— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.
Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям эстетического воздействия на детей со стороны педагогов.
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Весьма продуктивными будут занятия с детьми драматизацией, одним из видов театра. Основной целью является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности.
Итак, чем можно заниматься в кружках по театральной постановке и драматизации с детьми
В наше время - время стрессов, резких взлетов и более резких падений в судьбах людей - все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенные головы и психику ребенка. Как уберечь их от этой страшной и разрушительной силы? Именно поэтому необходимо через театр прививать детям к музыке, к литературе и театру, к русскому слову и развить творческие способности у детей. Так же, на взгляд, занятия в литературно-драматическом кружке помогут ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.
Задачами литературно-театральног кружка можно определить:
- Развитие личности ребенка, формирование мировоззрения на лучших традициях русской национальной культуры.
- Привитие устойчивого интереса к литературному слову, театру, и русскому фольклору.
- Совершенствование навыков воплощения в игре и определенных переживаний.
- Развитие патриотического, нравственного воспитания (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа).
- Развитие способности у детей воспринимать художественный образ.
- Развитие творческих способностей ребенка.
Занятия в кружке развивают у ребенка правильную речь, память и мышление. На занятиях не развидела, как бывает трудно даже способным детям выразить свои мысли. Когда я стала заниматься с детьми то, поняла, что каждый из детей по-своему талантлив, что каждый может проиграть одну и ту же роль, но по разному и поэтому каждому ребенку просто необходимо дать слово (возможность выступить), чтобы он как можно раньше смог сбросить с себя этот груз “зажатости”. А затем у каждого ребенка наступает такой момент, когда он может то, чего не мог раньше, - и это победа. (Пример: одна девочка пришла ко мне в группу скованная, заикалась, всего боялась, но когда я взяла ее в свой кружок, проработала с ней какое - то время, а затем дала ей главную роль - она раскрылась), великолепно, сыграла Машеньку в сказке “Маша и медведь”. В общении с детьми стала раскрепощенной, а на занятиях эмоциональной, выразительной.
И так, как и творческие способности, театрализованные способности лучше всего развивать в раннем возрасте.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: развитие творческих способностей посредством синтеза искусств – театра, музыки, сказки.

Задачи:

  • учить детей четко произносить слова скороговорки с различными интонациями;
  • развивать выразительность жестов, мимики, настроения, голоса;
  • закреплять умение интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние через пение;
  • обучать детей драматизировать сказку способами пантомимы;
  • осваивать действия с музыкальными инструментами в соответствии образу героев сказки;
  • развивать способность к танцевальной импровизации;
  • вооружить дошкольников элементарными приемами техники;
  • воспитывать в детях коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость в совместной музыкально-театрализованной деятельности.

Ход занятия

Дети под музыку (по выбору музыкального руководителя) входят в зал, становятся вкруг.

Воспитатель:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада вас видеть, так приятно говорить друг другу слова приветствия, давайте поприветствуем друг друга

Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, потому что мы отправимся с вами в волшебное царство Музыки и Театра. А вы любите путешествовать? (ответ детей)

Воспитатель: А куда же мы отправимся?

Музыкальный руководитель: Далеко-далеко, за хрустальными горами, за изумрудными морями находится волшебная страна Вообразилия, Как вы думаете, почему она так называется? (ответ детей) Правильно, а еще в этой стране много интересных сказок, забав и затей. Вы хотите отправиться в эту удивительную страну? Отправляемся за чудесами? Будьте внимательны, прислушивайтесь, может она уже совсем близко?

Музыкальный этюд «Прогулка» (Н. Сушева «Потерялись»)

Музыкальный руководитель: Кажется, мы уже совсем близко! (прислушиваемся). Чудеса начинаются! Закройте глаза! (надеваю плащ, беру в руки палочку)

Звучит музыка («волшебная» по выбору музыкального руководителя)

Сегодня здесь, сейчас, я сказочной волшебницей быть хочу для вас. А сейчас – раз, два три повернись, в Вообразилии окажись!

Дети повторяют слова, поворачиваются вокруг себя (появляется Чудо-дерево с яблочками, под ним сундучок)

Музыкальный руководитель: Вот мы с вами и оказались в этой удивительной стране, посмотрите как красиво! А вот и Чудо-дерево, волшебный сундучок! Посмотрите, сколько здесь яблок! А все яблочки с секретом – в них очень интересные задания, которые с помощью волшебной палочки мы будем раскрывать. Итак, начнем!

Дети садятся на стульчики

Ребенок срывает первый плод, взрослый читает задание (1)

Музыкальный руководитель:

Бывает без сомнения разное настроение.
Ну а вы, не зевайте, настроенье угадайте!

Музыкальный руководитель: Сейчас мы с вами будем угадывать настроение с помощью игры, она так и называется «Угадай мелодию»

Музыкально-театрализованная игра «Угадай настроение»

Дети остаются в кругу

Музыкальный руководитель:

А теперь пришла пора общаться жестами – да-да!
Я вам слово говорю, в ответ от вас я жестов жду.

Задания: «иди сюда», «уходи», «тихо», «не балуйся», «до свидания», «я думаю»

Молодцы, ребята, справились с заданием, а сейчас срываем второй плод.

Ребенок срывает, взрослый читает задание (2)

Музыкальный руководитель:

Присядем на пригорке да расскажем скороговорки.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

А скороговорка такая: «Слишком много ножек у сороконожек»

Дети произносят:

  • с разной силой голоса: тихо, громче и громко (все)
  • с различной интонацией: грустно, сердито, весело (индивидуально)
  • начало – устало и медленно, конец – весело и быстро (показ взрослого, повтор детьми)

Ребенок срывает плод(3)

Музыкальный руководитель:

Всем известно куклы тоже чем-то на людей похожи,
Могут с нами говорить, песни петь и веселить.

Ребята, а где же игрушки? Яблочко подсказывает, что в волшебном сундучке! Давайте скажем волшебные слова: «Сундучок наш открывайся, и сюрприз здесь появляйся! (открываем сундучок, достаем игрушки)

Дети берут игрушки (я предлагаю им от имени своего персонажа спеть песенку, чтобы получился концерт)

Импровизации детских песен о своем персонаже

Ребенок срывает плод (4)

Музыкальный руководитель:

В обычном оркестре всего понемножку,
Играют трещотки, румбы, гармошки
А в нашем оркестре не бубны и ложки,
Играют обычные ручки и ножки.

А сейчас мы с помощью рук, ног, языка изобразим «живой оркестр»

Звучит «Турецкий марш» В.Моцарта

(дети хлопают, топают, прицокивают, прищелкивают по показу взрослого)

Ребенок срывает плод (5)

Звуки танца сейчас зазвучат
И закружат в вихре ребят!

Звучит музыка Г. Свиридова «Вальс» из сюиты «Метель»

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами слушали эту удивительную музыку, кто из вас помнит, как она называется? О чем рассказывает эта музыка? ( Дети прослушивают отрывок из произведения)

В этой музыке мы слышим, как кружатся снежинки, как бы танцуют свой танец. А сейчас посмотрите сюда. Я принесла вам волшебные палочки, они вам помогут выразить настроение музыки в танце.

Активное слушание. Дети выполняют танцевальную импровизацию.

Молодцы, вы порхали как снежинки, оживили музыку.

Ребенок срывает плод(6)

Раз, два, три, четыре, пять – в сказку мы пришли опять!

Открываем сундук с помощью волшебных слов: «Сундучок наш открывайся, и сюрприз здесь появляйся! (достаю из сундука шапочки, надеваю на голову детям, предлагаю ответить - герои какой сказки пришли к нам в гости)

Драматизация сказки «Теремок»

Из группы детей выбираются дети на роль Машеньки, Михайло Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки. Остальные дети делятся на четыре подгруппы, которые будут озвучивать сказочных героев (в руках у них бубны различного размера: большой (Михайло Иванович), средний(Настасья Петровна), маленький (Мишутка) и колокольчики (Машенька) Педагог читает сказку «Три медведя», дети озвучивают сказочных героев при помощи музыкальных инструментов.

Музыкальный руководитель: Ну вот, и подошло к концу наше путешествие. Мы сегодня с вами побывали в замечательной стране Вообразилии. Вам понравилось в этой стране быть артистами? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? Вы бы хотели еще поиграть в игры, которые играли? Может вам запомнилась чья-то роль? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы были хорошими фантазерами, актерами. Давайте поаплодируем друг другу. Артистам после выступления всегда дарят цветы.

Я для вас тоже приготовила цветок, который дарю вам в группу, чтобы он напоминал вам о нашем сказочном путешествии. Наше занятие заканчивается, и я как волшебница хочу перенести вас обратно в детский сад. Где моя волшебная палочка? Раз, два, три повернись и в детском садике окажись (снимаю плащ).

До свидания!

Дети выходят из музыкального зала.

Элеонора Александровна Смола
Конспект музыкального занятия «Мы артисты» с использованием театрализованной деятельности (старшая группа)

Конспект музыкального занятия «Мы артисты »

с использованием театрализованной деятельности

(старшая группа )

Программные задачи :

Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, пантомимики. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие способы общения.

Развивать у детей навыки совместной деятельности , чувств общности, умение выражать свое настроение.

Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией , произношением.

Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.

Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умения договариваться и действовать сообща.

Предварительная работа :

Игровые упражнения : «Приветики» , «Я сам»

Двигательные упражнения : «Осенние листочки» , «Камешки» .

Пальчиковые игры : «Рыбак» , «Ёжик» , «Мыши и кот» .

Разучивание этюдов : «Ёж» , «Заяц» , «Подарки» , «Кочерыжка» .

Чистоговорки : «Медведь» , «Лебеди» .

Ход занятия:

Дети заходят в зал их встречает муз. руководитель, становятся в круг.

«Музыкальное приветствие »

М. р : Ну, здравствуйте ребята!

Дети : Здравствуйте!

М. р : Как ваше настроенье?

Дети : Очень хорошо!

М. р : Пора нам заниматься?

Дети : Да, да,да!

М. р : Мы будем все стараться ?

Дети : Также, как всегда!

М. р : Будем танцевать и песни распевать, прошу, ребята,вас за мною повторять! (дети повторяют за педагогом движения и превращаются сразу в мышат, затем в щенят, пропевая это приветствие).

М. р : Ай, тили- тили-тили

Мы поутру в сад ходили (идут по кругу)

Вот нас… повстречал (называем имя)

Как же он нас, привечал?

Дети : А вот так!

Добрый день!

(Проигрываем все варианты детей)

М. р : Ребята, посмотрите, сегодня у нас гости, поприветствуем их.

«Музыкальное приветствие » .

М. р : (обращается к детям)

Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

Называется игра «Разминка театральная »

Артистами хотите стать ?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, или на козу?

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(примерные ответы детей : изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в бабочку, осу?

Дети : Жесты и, конечно, мимика.

М. р : Не печенье, не ватрушки

Не сметану, не ирис

Любим мы играть в игрушки

Днем и ночью, подивись.

Тут машинки, зайки, мишки,

Вот мячи, а вот шары.

Выбирайте, ребятишки, все,что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?

Дети :

Музыку

Настроение

Игрушки

М. р : Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем ее отгадать.

(дети располагаются на ковре полукругом)

Упражнение двигательно – игровое «Любимая игрушка» .

М. р : Я вам загадаю загадку про одну интересную игрушку, а вы попробуйте отгадать :

Быстрее ветра я скачу,

"Цок-цок,"" – копытами стучу,

Я громко ""иго-го"" кричу,

Садись на спину – прокачу!

(Лошадка)

М. р : Ребята, а вы знаете, что такое «ипподром» (объяснить) Давайте представим, что мы на ипподроме, давайте сядем на стульчики.

Игра на координацию речи и движений «Ипподром» .

Лошадки стоят на старте - дети сидят на стульях, руки на коленях.

Лошадки скачут -хлопают ладошками по коленкам и щелкают языком

Лошадки перепрыгивают через барьер- «Ап!» -один хлопок по коленям

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер-«Ап!Ап!» -2 хлопка по коленям обеими руками

Лошадки скачут по песочку - потирают ладони и произносят «Шур! Шур! Шур!»

Лошадки скачут по камушкам - «А-а-а!» - кулачками стучат по груди

Лошадки скачут по болоту – «Чвак! Чвак! Чвак!» -хлопки ладонями по коленям

Лошадки скачут мимо трибун девочек. - «А-а-а!» - кричат девочки

Лошадки скачут мимо трибун мальчиков - «А-а-а!» - кричат мальчики

Лошадки приближаются к финишу – дети хлопают ладонями по коленям и щелкают языком с убыстрением темпа

Лошадки приближаются к финишу – «Ух!» -выдохнуть воздух

Поздравляю вас! Вы все вместе пришли к финишу! – все хлопают в ладоши.

М. р : А как вы думаете, как еще можно двигаться?

Ответы детей : парами, врассыпную, движение спиной и т. д.

М. р : Давайте наши «лошадки» выполнят эти движения! (дети под музыку двигаются по залу , выполняя различные задания)

М. р : У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные лошадки. А как вы думаете, можно ли научить лошадок говорить? А с помощью чего?

(варианты детей, конечный вариант – чистоговорка)

М. р : Ребята, давайте сядем на стульчики и послушаем наших артистов . Кто желает выступить? (3-4 варианта)

Примерные варианты чистоговорок :

Стоит воз овса, возле воза овца.

Собака сидит на цепи.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кошка спит, а мышку видит.

Ежик лежит под ёлкой.

Лёжа хлеба не добудешь.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

Мальчик чистит лошадку щеткой.

Щенок играет с мячом.

Са-ша-ша- Соня моет малыша.

Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

М. р : Молодцы, ребята, вы очень хорошо рассказывали чистоговорки, а я предлагаю отдохнуть. Давайте станем парами.

Психогимнастика «Руки» .

Руки знакомятся сначала на себе

Руки ссорятся затем с другом

Руки мирятся

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Начинаем счет опять!

М. р : А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз. (дети достают цветные квадраты, в этот момент педагог раскладывает на ковре большие квадраты с заданием)

А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте свой этюд.

Показ этюдов детьми.

(разыгрываются знакомые этюды)

М. р : Вам понравились этюды? (выслушать мнение детей)

А какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг и показывают мимикой настроение)

Молодцы, ребята, справились с заданием. Предлагаю поиграть.

Игра «Молчанка» муз. Е. Макшанцевой.

Раз, два!- мы молчим!

Ничего не говорим (изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)

Раз и два, и раз и два

Мы с тобой друзья! (кружатся со своей парой)

(игра проводится 2 раза)

М. р : Вы теперь все друзья! Вот и наша встреча подошла к концу. Давайте закончим нашу игру веселой песней.

«Песня о дружбе» .