О разоблачении культа личности. Разоблачение культа личности сталина

Очень многие люди, вспоминая времена становления Советского Союза, неизменно вспоминают Культ личности Сталина, который считался непоколебимым устоем довоенного, военного и послевоенного периода.

Общие сведения о Культе личности

Несмотря на то, что понятие Культа личности появилось сравнительно недавно - лишь во второй половине прошлого века - признаки и проявления этого явления уходит ещё во времена древности. Есть несколько направлений Культа личности, и далеко не всегда главный объектом такого выделения является живой человек.
Уже в далёкой древности можно было найти зарождения культа - люди поклонялись различным языческим и официальным богам, приносили им жертвы и выполняли всевозможные обычаи и традиции, даже не допуская мысли о неповиновении и отрицании того, чему люди поклоняются.

Проходили года, а люди не переставая верили в сверхъестественные силы и законы природы. Однако появлялись и те, кто задумывались об истинном назначении и возможностях распространения. Впервые появлялись чудотворные целители, лидеры группы, которых люди уподобляли божественным силам и старались не упускать ни одного слова, телодвижения. Так появились и разнообразные секты и группы, которые сохранились для наших дней. А первый и наиболее яркий пример культа личности предоставляется религия, верования и все подобные темы в этом направлении.
Не всем нравилось такое движение - идти за одним человеком всей толпой. Однако такие люди сразу выделялись среди других своим мнением и взглядами, а когда их обличали - чаще всего подвергали пыткам, наказанию или казни без суда и следствия. Многие, зная это, пытаются тихо и мирно оставлять своё мнение при себе, да и инакомыслящих при наличии культов личности чаще всего не было, этого и значение слова не предполагает.

Знаменитый Культ личности никогда не приносил что-то хорошего как для страны-создательницы этого явления, так и для других государств, расположенных поблизости. В Советском Союзе долгое время не признавали того, что стали жертвами этих самых культов. Однако со временем к власти пришли большевики, появился коммунизм и многие люди, ставшие у руля всех этих свершений, сначала считавшиеся настоящими благодетелями, затем они перерастали в «отца и защитника советского народа», а позже и вовсе превращавшиеся в идолов.

Несмотря на то, что вера человеку необходима постоянно, о её сохранении заботятся и пытаются передавать всё известное потомкам и будущему поколению, церковь чаще всего становится чем-то возвышенным, превращаясь в представителя из области Культов личности.

Считается, что уничтожение церквей и всех религиозных учреждений в советское время было с той целью, чтобы устранить дополнительное влияние на народные массы, ведь сталинский режим предполагал единство всех территорий и политики, а церковь и религия позволяли инакомыслие и явственное выражение своих мнений. Кроме того, известно много случаев, в том числе и в России, когда инициатором многочисленных выступлений и митингов была именно церковь и её основные прихожане.

Предпосылки для становления Культа личности Сталина

Во время послереволюционного восстановления к власти приходит Иосиф Виссарионович Сталин. В это самое время советская пропаганда, которой было необходимо найти такое лицо, которое можно было бы поставить в пример народу, сделать примером для подражания, дабы «установить мир и порядок». Подходящих кандидатур долго не предоставлялось, а прошедший - Владимир Ленин уже не так сильно воспринимался публикой как в былые времена. Идеальной персоной оказался Сталин, которого возвеличивали и воспевали до немыслимых пределов - в честь него организовывали мероприятия, отмечали его день рождения. Его фамилий именовали города, приписывали к названиям заводов, колхозов и военной техники. Его ставили на один уровень с великими создателями учений и отдельно разработанного политического движения - Маркс, Энгельс и Ленин.

В литературе и музыке также нашлось место для восхваления культа личности нового вождя - особенное внимание этому персонажу и деятелю истории уделял известный поэт Борис Пастернак. Также в советском гимне так же вспоминалось о вожде как о народном отце и последователе основных идей и предложений Ленина. Образ Сталина воссоздавали многочисленные художники, а в каждой кинокартине роли вождя уделялось особое внимание.

Первые проявления настоящего Культа личности

Чаще всего обличать Культ личности как таковой в СССР не собирались, благодаря Сталину появилось новое направление уже существующего марксизма - сталинизм, который представлял собой всю политику, проводимую советским вождём во время правления.

Ввиду неоспоримой однопартийной системы, не предполагающей других альтернатив правления, формировались многочисленные планы и осуществлялись реформы, проводились репрессии, что больше смахивало на жестокое внедрение социализма, основанного на элементах тоталитарного режима, о наличии которого сейчас можно часто услышать от современных профессоров.

Многие источники говорят о том, что Сталин положительно относился к Культам личности и очень часто поощрял его как уважение к верховному правительству. Явственным признаком Культа является то, что Сталин был первым и последним обладателем следующего статуса - Генералиссимуса Советского Союза. Для этого была сделана специальная форма, которая использовалась только в особенное время. Первое использование этого статуса и новой формы - это период Великой победы в 1945 году.

Также есть многочисленные факты, свидетельствующие о том, что Иосифу Сталину не была присуща гордыня - во время предложения присоединить его имя к МГУ, однако «вождь народа» не одобрил это и смело заявил, что единственная фамилия, которой стоит назвать институт - это Ломоносов.

Также очевидцы рассказывают случай, что некоторые первичные образцы известных наград были выполнены с изображением Сталина - его поменяли на эскиз Спасской башни.

Обличение Культа личности Сталина

Ранее термин «Культ личности» не применяли в отношении небезызвестного вождя, а, даже после смерти правителя, продолжали восхвалять его образ и подобие. Тело было кремировано и отправлено в мавзолей - рядом с Владимиром Ленином.

Первое публичное раскрытие всей правды произошло на юбилейном - двадцатом - съезде Коммунистической Партии, именно здесь Хрущёв продемонстрировал свой ошеломительный доклад на тему Культа личности. Все произнесённые заявления были ошеломительными для каждого, позже возымевшие оглушительные последствия и распространение, как по всей территории Советского Союза, так и за границей - безучастными оставались лишь Корейская Народная Республика, Албания и Китай.

Тело вождя было немедленно перенесено из Мавзолея. С 1961 года начались переименования всех городов, посещённых правителю - в том числе город-герой Сталинград, ставший Волгоградом. Если раньше Сталиным и всё, что с ним связано, пытались массово распространяться повсюду, то после обличения всех последствий и признаков культа личности, многие пытались избегать любого упоминания о постоянно встречающем «образе прошлого».
Все политические преступления начала двадцатых и конца пятидесятых годов, репрессии и уничтожение невинных людей присуждались в обвинение именно к Сталину. Также считалось, что вождь имел слишком предвзятые мнения, часто совершал необоснованные и вопиющие деяния. Однако, мероприятием, которому придавали особенное значение и смысл, считались массовые репрессии, именуемые позже большим террором или ежовщиной. Главное название - ежовщина - было обусловлено тем, что главным организаторам и инициатором являлся народный комиссар внутренних дел Ежов.

Выражение Культа личности через культуру и искусство

Даже после обличения Культа личности Николаем Сергеевичем Хрущёвым, образ Сталина не полностью исчез из культурных произведений искусства, однако был уже не так широко афиширован - больше правды, а также не такое огромное влияние на общественность были показаны в разных источниках.

Самым массовым по количеству воссозданных образов Сталина считается кинематограф - образ Сталина был использован в двух мультипликационных фильмах, более сотни художественных фильмов были «освещены» присутствием советского лидера. Документальных фильмов, в которых рассказывалось о политической, экономической жизни, личной жизни, а также о детстве и о подробных биографических подробностях - историки насчитывают около десяти фильмов с подобной информацией.

Абсолютным рекордсменом актёрских ролей Иосифа Сталина считается известный грузинский актёр - Андро Кобаладзе. Ролей, сыгранных им в этом направлении, насчитывают около пятнадцати. Чаще всего ему дают характеристику как очень похожему как по амплуа, так и по внешнему виду актёры, превосходно воссоздавшему советского лидера. Всего же актёров, примеривших на себя амплуа выражения Сталина, подчёркивая при этом и культ личности, насчитывается более пятидесяти профессионалов.

В живописи Сталину посвящалось также особенное место - в честь него известные художники создавали картины, печатали марки с присутствием вождя, изображали на обложках популярных и известных обложках, а также многочисленные выставки, на которых представлялись образы Сталина, написанные пером искусного мастера.
Очень много произведений мировой литературы посвящены именно этому деятелю, возвышая и прославляя его ум, храбрость и мудрость, возвеличивая его образ. Многие современники считают, что это также способствовало воссозданию и укреплению устоявшегося Культа личности. К этому присоединяются и песни, в которых так или иначе он упоминается, или и вовсе целиком и полностью посвящённые правителю тексты музыкальных произведений.
Образы Сталина использовались и в музыкальных шедеврах великих композиторов, и при вышивании красивейших ручных ковров, и при изготовлении кондитерских изделий или при чеканке монет. Также его портрет можно увидеть на шести общепринятых государственных наградах, выдававшихся преимущественно за отличие и заслуги перед Родиной во время самой кровопролитной войны для страны и всего мира, и битвы с врагом - фашизмом, пришедшим с запада.
Все воспроизведения образов Сталина и восхваления его культа личности, посвящению многочисленных произведений и настоящих шедевров искусства называли сталинианой - понятием, вошедшим в повседневный обиход сравнительно недавно, но уже активно использовавшийся.

Времена перестройки и отношение современности к Культу личности

Несмотря на то, что Хрущёв полостью обличил и разобрал до малейших деталей тот образ, который десятилетиями навязывали советским гражданам и гражданкам. Детям внушалось, что они живут и радуются только благодаря великой и многоуважаемой фигуре правительства. Однако столь большой ажиотаж вокруг этой темы продлился не так долго, как хотелось бы деятелям политической и экономической жизни - лишь в 1952 году эта тема была горячо обсуждаема и ей пестрили все заголовки популярных газет. Позже появился ряд других проблем, которые затмили эти облачения.

С приходом к власти Леонида Ильича Брежнева сложилось вполне нейтральное мнение и впечатление. Слишком большого внимания не оказывали, лишь в энциклопедиях давалась краткая справка о правителе. Однако к концам восьмидесятых годов о вожде снова вспомнили - в связи с затянувшейся Перестройкой и волнениями на политическом и экономическом фронтах, о неоднозначной личности вновь заговорили, и вскоре эта тема стала самой популярной и актуальной.

В современном мире отношение к вождю и правителю полностью разнится - кто-то считает, что Сталин нанёс больше вреда, нежели пользы государству, кто-то наоборот пытается отстоять все идеи и свершения предводителя. Однако, несмотря на огромное количество фактов, неурядиц и неточностей, можно сказать лишь одно - Культ личности Сталина имел очень большое влияние на всё гражданское общество и наиболее активным периодом развития этого явления считается время, когда Сталина уже не было среди живых.

Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР:

Советский Союз оказался «изгоем» во враждебном окружении буржуазных стран («СССР – осаждённая крепость»). Это требовало максимальной концентрации усилий на случай возмож­ной войны;

Вековая тяга к сильной власти, «твёрдой руке» у русского народа;

Отсутствие демократических тради­ций в России.

Формирование культа личности И. В.Сталина. На рубеже 1920–1930-х гг. Сталин, убрав из руководства страны конкурентов – «ленинскую гвардию» (Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина и др.), превратился в едино­личного вождя. С начала 1930-х гг. стал складываться культ лично­сти Сталина. Он выражался в неумеренном восхвалении его мудрости, обязательных ссылках на слова вождя в книгах и статьях по любым об­ластям знания.

Культ был порождён особенностями тоталитарной системы, внутрипартийной борьбой за власть, массовыми репрессиями, влиянием личных качеств И. В. Сталина. Культ личности Сталина не мог существовать без поддержки низ­овых слоёв населения . В обществе с низким уровнем культуры, среди полуграмотных людей легко можно создать почву для абсолютной веры в непогрешимого вождя. Создав вначале культ личности Ленина, Сталин укрепил вождистские настроения в обществе, а затем создал свой культ личности – «верного продолжателя дела Ленина».

Цель сталинских репрессий.

Репрессии карательные меры, наказания, применяемые государством к гражданам .

Для обеспечения стабильности своего культа Сталину было необходимо поддерживать в обществе атмо­сферу страха . С этой целью организовывались судебные про­цессы над ин­теллигенцией, мифическими «вредителями», «шпионами» и «врагами народа».

Устроители судебных спектак­лей преследовали и более мас­штабную цель: сгустить в стране атмосферу недоверия и подозри­тельно­сти . Посредством репрессий устранялась лучшая, свободо­мысля­щая часть нации, способная критически оценивать происходящие в об­ществе процессы.

Борьба с оппозиционными партиями. XII конференция РКП(б) в 1922 г. признала все антибольшевистские партии «антисоветскими», т.е. антигосударственными. Практи­ковалась дискредитация оппозиции путём навешивания ярлыков ру­ководителей «под­польных антипар­тий­ных групп» и «контрреволю­ционных органи­заций». В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс над эсерами.

Сопротивление репрессиям. Так, работник Московской парт­организации в М.Н. Рютин подготовил манифест «Ко всем членам ВКП(б)», где, в ча­стности, писал: «С помощью обмана и клеветы, с помощью неве­роят­ных насилий и террора Сталин за последние пять лет отсёк и устра­нил от руководства все самые лучшие, подлинно большевистские кадры, установил в ВКП(б) и всей стране свою личную диктатуру, порвал с ленинизмом... С руководством Сталина должно быть по­кон­чено как можно скорее».


Рютин­ский манифест нашел отклик среди части делега­тов XVII съезда ВКП(б) (ян­варь 1934 г.). Около 300 деле­гатов проголосовали против вхождения И.В. Стали­на в новый состав ЦК. Впоследствии этот съезд назовут «съездом рас­стрелянных», так как большинство его делега­тов (1108 из 1961) будет уничтожено в ходе репрессий.

Начало массовых репрессий. 1 декабря 1934 г. в Ленинграде ком­му­нистом Л. Николаевым был убит С.М. Киров . Тайна этого пре­ступления не разгадана до сих пор. Но оно было умело использовано Сталиным для устранения мешавших ему людей. Уже в день убийства Кирова было принято поста­новление Президиума ЦИК СССР, по которому следственным властям предписы­валось вести дела обвиняемых в подготовке «тер­рористиче­ских актов» ускоренным порядком (через военные трибу­налы) и приго­воры приво­дить в исполнение немедленно.

В убийстве Кирова был обвинён т. н. «Ленинградский центр ». Перед судом пред­стали, в том числе, Зиновьев и Каменев. В 1935 г. состоялся процесс над Ленинградскими сотрудниками НКВД.

После убийства Кирова позиции Сталина значительно укрепились. На многие руководящие посты были по­ставлены его сторонники (А. Микоян, А. Жданов, Н. Хрущёв, Г. Маленков ).

Конституция СССР 1936 г. получила наименование «Сталинская», или «Конституция по­бедив­шего социализма». Конституция отличалась декларативностью. В ней были зафиксированы тезисы, не имевшие реального отражения в жизни:

-«Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство ра­бочих и крестьян».

Тезис о построе­нии, в основном, социализма.

-«Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора» (и это во времена террора!).

Политической основой СССР провоз­глаша­лись Советы депутатов трудящихся , экономической – социали­стиче­ская собственность на средства производства.

Выборы в сове­ты объявлялись прямыми, равными, тайными и всеобщими (в действительности – бе­зальтерна­тивными и формальными).

Высшим законодательным органом объяв­лялся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей , а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Председателем Президиума Верхов­ного Совета являлся М. И. Калинин. В реальности вся власть находилась в руках Сталина и высших партийных органов.

Национальные отношения по Конституции 1936 г. В качестве основных форм национально-государственного строительства Консти­туция закрепила федерацию и автономию . СССР состоял из 11 союз­ных республик. Но федеративное устройство СССР было фикцией, в реальности су­ществовало цент­рализованное государство.

Реалиитоталитарного режима. В реальности «страна победив­шего соци­а­лизма» значительно отличалась от декларируемых Консти­туцией положений. В стране возникла гигантская, но неэффективная директивная экономика с «под­сис­темой страха» – ры­чагами внеэкономического принуждения. Экономика приобрела «лагерный» облик. Значительная часть населения страны переместилась за ко­лючую проволоку в ГУЛАГ(Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения ). Та­ким образом, в результате красного террора, эмиграции, гражданской войны и репрессий мы лишились почти 1/3 соотече­ственников, притом их лучших представителей. Средняя продолжительность жизни в 1926–1939 гг. сократилась на 15 лет.

Культ личности Сталина - выражение, обозначающее возвеличивание личности И.В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, в государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола. Выражение "культ личности Сталина" получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н.С. Хрущёва "О культе личности и его последствиях" и в постановлении ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий".

Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая "роль личности в истории", что проистекало из марксистского положения о равенстве. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием практического социализма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что "Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделённого диктаторской властью". После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы "вожди революции" и просто "вожди" применительно к В.И. Ленину и Л.Д. Троцкому. С обретением всей полноты власти Сталиным, применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы "Великий вождь", "Великий вождь и учитель". Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза. Он именовался также "отцом народов", "великим полководцем", "гениальным учёным", "лучшим другом (учёных, писателей, физкультурников и др.)" и т.п.

В Сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно "марксизму-ленинизму", иногда использовался термин "сталинизм", десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.

Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги "Сталин"), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР. Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте. Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 - в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, шахт, колхозов, дворцов культуры и прочих объектов, а также военная и прочая техника. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя "новыми социалистическими городами". В 1937-1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в город Сталинодар. Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный во времена Сталина, но вновь и ещё с большей силой возвышенный после смерти Сталина. Н.С. Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т.д. В частности, Хрущёв утверждал, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: "Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования". Однако известно, что Сталин пресекал многие акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов "Победа" и "Слава" первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. На замечание Лиона Фейхтвангера "о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью", Сталин "пожал плечами" и "извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус" .

После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения её в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.

Сталин решает, какова должна быть архитектура дворца Советов - чудовищного здания, которое своей тяжелой ненужностью, своей брутальной грандиозностью дает выражение брутальному режиму без идей, без перспектив. Сталин просматривает фильмы, дабы давать не только политические, но и технические указания режиссерам и артистам. Назначение фильмов - прославлять вождя. Так была убита советская кинематография, которая имела такое обещающее начало.

Единовластие Сталина привело к особо тяжким последствиям в ходе Великой Отечественной войны.

Если взять многие наши романы, кинофильмы и исторические «исследования», то в них совершенно неправдоподобно изображается вопрос о роли Сталина в Отечественной войне. Обычно рисуется такая схема. Сталин все и вся предвидел. Советская Армия чуть ли не по заранее начертанным Сталиным стратегическим планам проводила тактику так называемой «активной обороны», то есть ту тактику, которая, как известно, допустила немцев до Москвы и Сталинграда.

До войны в печати и во всей воспитательной работе преобладал хвастливый тон: если враг нападет на священную советскую землю, то мы ответим на удар врага тройным ударом, войну будем вести на территории противника и выиграем ее малой кровью. Однако эти декларативные заявления далеко не во всем подкреплялись практическими делами, чтобы обеспечить действительную неприступность советских границ.

Культ личности в 30-40 х годах ХХ в. нанёс ущерб нашей стране, нашему народу. Но он не изменил и не мог изменить сущности социалистического общественного и политического строя именно потому, что решающую роль в определении хода истории играет не личность, а соотношение классов, деятельность народных масс.

Выдвигая вопрос о борьбе с культом личности, КПСС исходила из того, что он противоречит марксизму-ленинизму и природе социалистического строя, что он тормозил развитие советской демократии и продвижение советского общества к коммунизму. Восстановление и дальнейшие развитие ленинских норм партийной жизни и принципов руководства открыли простор для развития творческих сил и инициативы партии и народа, ускорили движение страны к коммунизму, ещё более укрепили связи партии с массами. «Закон жизни партии - неукоснительное соблюдение ленинских норм партийной жизни и принципа коллективности руководства, - отмечается в программе КПСС - …С ленинскими принципами партийной жизни несовместим культ личности и связанные с ним нарушения коллективности руководства, внутрипартийной демократии и социалистической законности».

Решительно выступая против культа личности, Коммунистическая партия в то же время считает необходимым поддерживать и укреплять авторитет руководителей в коммунистическом и рабочем движении. Недопустимо смешивать с культом личности заслуженный авторитет руководителей, борющихся за коренные интересы трудящихся. В. И. Ленин писал: «Марксисты не могут стоять на обычной точке зрения интеллигента-радикала с его якобы революционной отвлечённостью: «никаких авторитетов». Нет. Рабочему классу, ведущему во всём мире трудную и упорную борьбу за полное освобождение, нужны авторитеты». Авторитет руководителей неотделим от авторитета партии, от принципов коллективности руководства.

Хрущев явился выразителем критического, антисталинского направления в партии, которое не могло выступить открыто при жизни Сталина.

Уже сразу после смерти Сталина руководство страны приняло меры по прекращению восхваления Сталина в печати. Маленков на заседании Президиума ЦК КПСС высказался за “прекращение политики культа личности”.

Были приостановлены репрессии: освободили участников “дела врачей”, прекратили фабриковать “мингрельское дело”, не состоялась задуманная Сталиным массовая депортация евреев в Сибирь. В 1953 г. был устранен Берия - руководитель госбезопасности.

Расстрел Берия в декабре 1953 г. породил у мучеников Гулага надежду на освобождение. Режим в лагерях был смягчен, разрешены свидания с родными. В 1955 г. возвратились домой всего около 10 тыс. чел. И несколько тысяч были реабилитированы посмертно.

Однако система Гулака еще сохранялась. В ряде лагерей вспыхнули восстания заключенных, жестоко подавленные с применением танков. Было много жертв.

Хрущев хотел радикально решить вопрос о ликвидации Гулага, освободить всех невинно осужденных. Хрущев предложил включить в отчетный доклад к ХХ съезду КПСС раздел о критике культа личности. Но предложение не прошло.

Свой известный доклад “О преодолении культа личности и его последствий” Н.С. Хрущев прочитал на закрытом заседании съезда 25 февраля. В СССР доклад был опубликован лишь в 1989 г.

С особой ненавистью и ожесточением говорил Хрущев о Сталине. Он объявил его прямым и главным виновником поражения на фронтах в начальный период войны. Хрущев возложил на Сталина ответственность за поражения Красной Армии в 1941-1942 гг. и оккупацию огромных территорий. Он привел данные о массовых необоснованных репрессиях военных кадров.

В докладе была нарисована страшная картина массовых необоснованных арестов людей, в том числе крупных партийных и государственных деятелей. В докладе приводились многочисленные факты пыток и истязаний, которым подвергались арестованные. Но всей правды о сталинских репрессиях Хрущев не сказал, т.к. и сам в них участвовал.

Сталин был виновен и в развале с/х, допустил серьезные просчеты во внешней политике, нарушил внутрипартийную демократию, установил режим личной власти.

Таким образом, Хрущев критиковал Сталина, но не систему; он не мог порвать с коммунистической идеологией, он продолжал оставаться убежденным коммунистом.

Впоследствии критика Сталина была смягчена. Но, несмотря на это, в стране активно шел процесс реабилитации политических заключенных, разрушение всесильного некогда Гулага. Пересматривались материалы судебных процессов 1936-1938 гг. Был упрощен порядок реабилитации.

Смелым шагом Хрущева была реабилитация и возвращение на прежние места проживания народов, депортированных Сталиным во время ВОВ: чеченцев, ингушей, кабардинцев, карачаевцев, калмыков. Однако он не довел дело до конца: не были восстановлены автономные республики крымских татар и немцев Поволжья. При восстановлении автономий перекраивались их границы, что создавало основу для будущих конфликтов.

В 1957 г. была попытка отстранить Хрущева от власти и развернуть страну назад. Но Хрущев одержал победу и продолжил курс демократизации страны.

Под давлением Хрущева ХХII съезд КПСС принял решение о выносе тела Сталина из Мавзолея и захоронении его на Красной площади.

Впервые Хрущев поставил вопрос о том, что к инакомыслящим в партии не должны применяться репрессивные меры.

Однако идеологическая основа тоталитарного строя практически не была поколеблена. Хрущев оставался сторонником авторитарной власти.