Применение триз для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Ольга Васильевна Горячева, воспитатель МДОУ – детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов

«Умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека»
(Бернард Шоу)

В последнее десятилетие возникли тревожащие тенденции. В образовательной работе детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям, сдерживание темпов развития одних и невнимание к затруднениям других. Дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы. Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение детьми математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, и такие знания воспринимаются детьми формально. При этом, как считает Н.Н.Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть изучаемого.

У детей дошкольного возраста интерес к новому и непознанному неисчерпаем. Дети не боятся трудного и непонятного, стараются все узнать и всего достичь. Порой им не хватает внимания взрослых, их поддержки, своевременной помощи или подсказки в сложных, с детской точки зрения, ситуациях. Поэтому, ребёнок теряет интерес к предмету. Связано это с тем, что у каждого дошкольника свой интеллектуальный и психофизический потенциал для усвоения знаний. И чтобы интересно было для каждого, необходимо использовать дифференцированный подход к детям

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели (А.Маркушевич)

Для формирования математических способностей детей необходимо:

  • выявить уровень математического развития детей дошкольного возраста;
  • использовать разнообразные игры для развития математических способностей;
  • создать условия для объединения усилий семьи и педагогов детского сада, способствующие успешному развитию математических способностей.

Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным (Б.Паскаль)

Каково же развитие математических представлений в историческом аспекте?

Совершенно новые, на первый взгляд, представления, понятия, оригинальные идеи имеют свою историю. Эта история отражена в различных литературных источниках.

Значительный интерес в этом отношении представляют историко-математические сведения. Они позволяют проследить зависимость развития математики от потребностей человеческого общества, её взаимосвязь со смежными науками и техникой. В работах по истории математики, психологии, педагогики, методике обучения математике разработан историко-генетический подход к развитию тех или иных представлений и понятий у детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, А.А. Столяр и др.).

За частной проблемой обучения детей основам математики просматривается глобальная философская проблема общности людей, имеющих общие «истоки» во всем, в том числе и в становлении математических знаний. В этом смысле математика может быть образно названа «международным» языком общения, так как даже на элементарном уровне коммуникации наиболее доступными знаками, символами для общения оказываются «пальцевой счет», показ цифр, времени на часах, ориентировка на различные геометрические фигуры т. п. Эти эталоны оказываются понятными и на невербальном уровне общения.

В современной методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используется генетический принцип. Он базируется на изучении развития математики, начиная с древних времен (Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова…).

Ведь умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека (Б.Шоу)

Одна из основных задач дошкольного образования - интеллектуальное развитие ребенка. Оно не только сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, но развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека (около 60% способностей к переработке информации формируется уже к 5-11 годам). Математика развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям при обучении в школе. Математика – наука молодых. Иначе и не может быть. Занятия математикой – это гимнастика ума, для которой нужны вся гибкость и вся выносливость человека (Н.Випер).

Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике. Как писал М,В,Ломоносов: «Математику затем учить надо, что она в порядок ум приводит». Система увлекательных математических игр и упражнений поможет нам педагогам подготовить детей к школе и позволит усвоить программу дошкольного образования:

  • формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
  • овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  • развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей;
  • формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
  • развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Программа по ФЭМП направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания .

В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника.

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

  • игры с цифрами и числами;
  • игры путешествие во времени;
  • игры на ориентировки в пространстве;
  • игры с геометрическими фигурами;
  • игры на логическое мышление.

Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.

К ним относятся:

  • НОД по ФЭМП («Необыкновенные приключения в городе Математических Загадок», «В гости к гному - часовщику», «Петрушкины игрушки», «Космическое путешествие»);
  • математические турниры («Умники и умницы», «Что, где, когда?»);
  • викторины, конкурсы («Путешествие в страну Чудес», «В гостях у феи Математики», «Задания для Незнайки»).
  • Загадки математического содержания: «У кого одна нога, да и та без башмака?»; «Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны»; «Годовой кусточек каждый день роняет листочек, Год пройдёт – весь лист опадёт» .
  • Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Математическое лото», «Наша игротека», «Волшебная мозайка», «Пазлы».
  • Схематические и моделирующие игры: «Логические таблицы», «Подбери детали», «Найти ошибки», «Куб - хамелеон», «Счетные палочки».
  • Игры - головоломки на плоскостное моделирование: «Танграм», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Пентамино».
  • Игры на объёмное моделирование: «Кубики Никитина», палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Тетрис», «Шар», «Геометрический конструктор».
  • Игры – забавы, лабиринты, математические кроссворды, шарады, головоломки: «Чайный сервиз», «Кубики для всех», «Составь слоника», «Мельница» .
  • Задачи - шутки (сущность задачи замаскировано внешними условиями): «Может ли дождь идти два дня подряд?» (нет). «У какой фигуры нет ни начала ни конца?» (у кольца). «У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?» (4).»Как можно сорвать ветку не спугнув на ней птички?» (нельзя, улетит)
  • Развивающие игры по математике: «Какую пуговицу потерял Рассеянный?», «Кто, где живёт?», «Сколько пар ботинок?» (задача детей, назвать пропущенные числа).
  • Игры в шашки, шахматы.
    Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Можно использовать игры: «Волк и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопард и зайцы».
  • Игры с мотивационной ситуацией: «Путешествие по комнате», «Будь внимательным», «Разложи по коробкам» .

Для эффективной организации математической деятельности, для развития математических способностей детей в группе должна быть организована предметно-развивающая среда, созданы уголки математики и экспериментирования в соответствии с возрастом детей. В уголок математики можно поместить:

  • наглядно - демонстрационный математический материал;
  • познавательные книги для детей;
  • настольно – печатные игры;
  • дидактические, развивающие игры;
  • шашки, шахматы;
  • палочки Кюизенера, блоки Дьенеша;
  • кубики с цифрами, знаками;
  • счетные палочки;
  • разнообразный занимательный математический материал.

Материал находится в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. Своевременная смена пособий поддерживает внимание детей к уголку и привлекает их к выполнению разнообразных заданий, способствует усвоению материала. К нему обеспечивается свободный доступ детей

Внедрение развивающей «Игровой технологии» осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. «Игровая технология» должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе детского сада. Игра или элементы игры придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Игра – одно из замечательных явлений жизни. Деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Обучение математики в форме игры может и должно быть интересным, разнообразным, занимательным, но не развлекательным Математическое развитие ребенка – это процесс трудоемкий и длительный, а результат зависит от системности и планомерности занятий с ребенком. Развивающие игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики в увлекательной форме, предупреждать интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний и способностей дошкольника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». «Просвещение» 1989г. – 127стр.
  2. Волина В.В. «Загадки, ребусы, игры» «Дрофа» 2003г. – 32стр.
  3. Волина В.В. «Весёлые цифры» «Дрофа» 2002г. 32стр.
  4. Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов». – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
  5. Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит. Изд. Центр «Владос» - 64 стр.
  6. Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г. 128 стр.
  7. Г.П. Попова, В.И. Усачёва; «Занимательная математика» Волгоград: Учитель. 2006г. – 141 стр.
  8. Шевелёв К.В. «Дошкольная математика в играх» «Мозаика – Синтез» 2004г. – 80 стр.

Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

Сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:

Реализуют принцип наглядности;

Адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

Помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;.

Способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

Дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

Увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

Расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

Рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции: в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей детских дошкольных учреждениях.

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее: И - объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: Разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

Изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это - комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раз даточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

К демонстрационным материалам относятся:

Наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

Геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

Фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

Мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

Магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

Полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

Комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

Карточки и таблицы;

Модели («числовая лесенка», календарь и др.);

Логические блоки;

Панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

Оборудование для проведения дидактических игр;

Приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.

К раздаточным материалам относятся:

Мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

Карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

Наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

Таблицы и модели;

Счетные палочки и т. д.

Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.

Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований. Пока отсутствует единообразие в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью

комплектах, следует практически устанавливать наиболее приемлемый вариант Ив каждом конкретном случае, ориентироваться на лучший педагогический опыт.

Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный - один на группу детей. На четырехгрупповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1-2 комплекта каждого названия, а раздаточный - по 25 комплектов каждого названия на весь детский

сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.

Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей - с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это г требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного - познания количественных, пространственных и временных отношений.

Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений

в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют:

Пособия для обучения детей счету;

Пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

Пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам

программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал. Необходимые для проведения занятий дидактические средства воспитатели изготавливают сами, привлекая к этому родителей, шефов, старших дошкольников, или берут готовыми из окружающей среды. В настоящее время промышленность начала выпускать отдельные наглядные пособия и целые комплекты, которые предназначены для занятий по математике в детском саду. Это значительно сокращает объем подготовительной работы по оснащению педагогического процесса, освобождает воспитателю время для работы, в том числе по конструированию новых дидактических средств и творческому использованию имеющихся.

Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:

Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;

Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;

Занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

Отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; 128

Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование.

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» - дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы. «Цветные числа» - это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является белый кубик - правильный шестигранник размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка - единица, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия. /Таким же универсальным и весьма эффективным дидактическим средством являются блоки 3. Дьенеша (логические блоки), венгерского психолога и математика (этот дидактический материал описан в главе, § 2).

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.

В конце прошлого - начале нашего столетия считалось, что через использование занимательного математического материала можно выработать у детей умение считать, решать арифметические задачи, развивать у них желание заниматься, преодолевать трудности. Рекомендовалось использовать его в работе с детьми до школьного возраста.

В последующие годы был замечен спад внимания к занимательному математическому материалу, и вновь повысился интерес к нему в последние 10-15 лет в связи с поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных- возможностей каждого ребенка.

Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

Геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

Логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

Задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

Задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

Лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

Занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

Занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

Задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);

Загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

Стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

Задачи в стихотворной форме;

Задачи-шутки и т. д.

Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми. Перечислены отдельные его виды.

Занимательный математический материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий, характер наглядности, возможность соревнования, во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал с дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее какое-либо жизненное явление, действия с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию - все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя многие ее элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер.

Занимательный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.

Исследования свидетельствуют о доступности отдельных математических занимательных задач с 4-5 лет. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, они предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Сейчас повсеместно наблюдается тяга детей к интеллектуальным играм и игрушкам. Это стремление следует шире использовать в работе с дошкольниками.

Отметим основные педагогические требования к занимательому математическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.

Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач - все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

К дидактическим средствам относятся пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается система работы по формированию элементарных математических представлений. Основное их назначение - помочь воспитателю осуществить на практике предматематическую подготовку детей к школе.

К пособиям для воспитателя детского сада как дидактическому средству предъявляются высокие требования. Они должны:

а) строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития и формирования элементарных математических представлений у дошкольников, выдвигаемые педагогами, психологами, математиками;

б) соответствовать современной дидактической системе предматематической подготовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду;

в) учитывать передовой педагогический опыт, включать лучшие достижения массовой практики;

г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.

Практическая направленность пособий, служащих настольной книгой воспитателя, отражается на их структуре и содержании.

Возрастной принцип чаще всего является ведущим в изложении материала. Содержанием пособия могут быть методические рекомендации для организации и проведения работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в целом или по отдельным разделам, темам, вопросам; конспекты занятий игр.

Конспект - это краткое описание, содержащее цель (программное содержание: образовательные и воспитательные задачи), перечень наглядных пособий и оборудования, освещение хода (основных частей, этапов) занятия или игры. Обычно в пособиях дается система конспектов, последовательно раскрывающих основные методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи из разных разделов программы развития элементарных математических представлений: работа с демонстрационным и раздаточным материалом, показ, объяснение, демонстрация образцов и способов действия воспитателем, вопросы к детям и обобщения, самостоятельная деятельность ребят, индивидуальные и коллективные задания и другие формы и виды работ. Содержание конспектов составляют разнообразные упражнения и дидактические игры, которые могут использоваться на занятиях по математике в детском саду и вне их с целью формирования у детей количественных, пространственных и временных представлений.

Используя конспекты, воспитатель конкретизирует, уточняет задачи (в конспектах обычно указываются образовательные задачи в самой общей форме), может изменить наглядный материал, по своему усмотрению определить число упражнений и их частей на занятии или в игре, привлечь дополнительные приемы активизации познавательной деятельности, индивидуализировать вопросы, задания по степени трудности для того или иного конкретного ребенка.

Существование конспектов отнюдь не означает прямое следование готовому материалу, они оставляют возможность для творчества в использовании разнообразных методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы и т. д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся.

Конспекты занятий по математике и игр - удачно найденное методикой дидактическое средство, повышающее при правильном отношении к нему и использовании эффективность педагогической деятельности воспитателя.

В последние годы стало шире использоваться такое дидактическое средство, как учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе. Некоторые из них адр сованы семье, другие - и семье, и детскому саду. Являясь методическими пособиями для взрослых, они одновременно предназначены и детям в качестве книги для чтения и рассматривания и люстрации.

Этому дидактическому средству присущи следующие характерные особенности:

Достаточно большой объем познавательного содержания, который в целом соответствует программным требованиям по развитию у детей количественных, пространственных и временных представлений, но может и не совпадать с ними;

Сочетание познавательного содержания с художественно формой: герои (сказочные персонажи, взрослые, дети), сюжет (путешествие, жизнь семьи, разнообразные события, участникам которых становятся главные герои, и т. д.);

Занимательность, красочность, которые достигаются комплексом средств: художественным текстом, многочисленными иллюстрациями, разнообразными упражнениями, непосредственны», обращением к детям, юмором, ярким оформлением и т. д.; все это направлено на то, чтобы сделать познавательное содержание более привлекательным, значимым, интересным для ребенка;

Книги рассчитаны на минимальную методическую и математическую подготовку взрослого, содержат конкретные, четкие рекомендации для него либо в предисловии, либо в послесловии, а иногда параллельно с текстом для чтения детям;

Основной материал разбит на главы (части, уроки и т. д.), которые читает взрослый, а ребенок рассматривает иллюстрации и выполняет упражнения. Рекомендуется заниматься с ребенком несколько раз в неделю по 20-25 минут, что в целом соответствует количеству и длительности занятий по математике в детском саду;

Учебно-познавательные книги особенно необходимы в тех случаях, когда дети поступают в школу прямо из семьи. Если ребенок посещает детский сад, то они могут применяться для закрепления знаний.

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей в детском саду.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

Именно в первые годы жизни у ребенка есть возможность усвоить огромное количество важной информации. Существует специальная методика формирования элементарных математических представлений, с помощью которой маленький человек получает навыки логического мышления.

Особенности психолого-педагогических исследований

Диагностики, неоднократно проводимые в государственных дошкольных учреждениях, подтверждают возможность формирования в 4-7-летнем возрасте основ математического мышления. Та информация, которая в огромном объеме обрушивается на ребенка, предполагает поиск ответов с применением логических навыков. Разнообразные ролевые игры по ФЭМП в средней группе учат дошкольников воспринимать объекты, сопоставлять и обобщать наблюдаемые явления, понимать простейшие взаимосвязи между ними. В качестве основного источника познания в данном возрасте выступает интеллектуальный и чувственный опыт. Ребенку сложно самостоятельно правильно выстроить логические цепочки, поэтому ведущая роль в формировании мышления принадлежит педагогу. Любое занятие по ФЭМП в средней группе направлено на развитие детей, подготовку к обучению в школе. Современные реалии требуют от воспитателя применения основ развивающего обучения, активного использования в работе инновационных приемов и способов развития основ математического мышления.

История появления ФЭМП в дошкольном образовании

У современной методики формирования простейших математических навыков у малышей долгий исторический путь. Впервые вопрос о методах и содержании дошкольного обучения арифметике рассматривался в 17-18 веках зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В своих образовательных системах, рассчитанных на 4-6-летних детей, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский указывали важность формирования четкого представления о пространстве, мерах измерения разных величин, размерах предметов, предлагали алгоритм действий.

Ребята в дошкольном возрасте, учитывая особенности физического и психического развития, проявляют нестабильный интерес к следующим математическим понятиям: время, форма, количество, пространство. Им трудно связать данные категории между собой, упорядочить их, применять полученные знания к конкретным жизненным ситуациям. Согласно новым федеральным образовательным стандартам, разработанным для детских садов, ФЭМП в средней группе является обязательным элементом.

Особое место в дошкольном математическом образовании принадлежит развивающему обучению. Любой конспект по ФЭМП в средней группе подразумевает применение наглядных средств (пособий, эталонов, картин, фотографий), благодаря чему малыши получают полное представление об объектах, их свойствах и характеристиках.

Требования к в ДОУ

В зависимости от образовательных задач, индивидуальных и возрастных особенностей детей, есть определенные правила, которым должны в полной мере соответствовать наглядные математические материалы:

  • разнообразие по размерам, цвету, форме;
  • возможность применения в ролевых играх;
  • динамичность, прочность, устойчивость;
  • эстетичные внешние характеристики;

Е. В. Сербина в своей книге предлагает «педагогические заповеди», которые применяет в работе воспитатель дошкольного учреждения:

  • «Не спешить с результатом». Каждый ребенок развивается по своему «сценарию», важно направить его, а не пытаться ускорить желаемый результат.
  • «Поощрение - лучший путь к успеху». НОД по ФЭМП в средней группе предполагает поощрение любых усилий малыша. Воспитатель должен найти такие моменты, за которые можно поощрить ребенка. Ситуация спеха, создаваемая я каждого воспитанника, способствует скорейшему развитию логических навыков, повышению интереса к математике.

Специфика работы с дошкольниками

Дошкольный возраст не подразумевает использования отрицательных отметок, порицаний со стороны воспитателя. Нельзя сравнивать достижения одного малыша с результатами другого воспитанника, допускается лишь анализ индивидуального роста дошкольника. Педагог должен использовать в работе те методы и приемы, которые вызывают у его подопечных неподдельный интерес. Занятия «по принуждению» не принесут пользы, напротив, они приведут к формированию негативного отношения к математике, вычислительным навыкам. При наличии личного контакта и доброжелательных отношений между ребёнком и его наставником гарантирован положительный результат.

Разделы дошкольного математического образования

В программе дошкольного математического образования предполагается изучение следующих разделов: величина, количество, геометрические фигуры, ориентация в пространстве во времени. В четыре года ребята осваивают навыки счета, используют числа, проводят устно простейшие вычислительные операции. В данный период можно проводить игры с кубиками разных размеров, цветов, формы.

Во время игры воспитатель развивает у малышей следующие умения и навыки:

  • оперирование свойствами, числами, объектами, выявление простейших изменений в форме, размерах;
  • сравнение, обобщение групп предметов, соотнесение, вычленение закономерностей;
  • самостоятельность, выдвижение гипотезы, поиск плана действий

Заключение

ФГОС для дошкольных учреждений содержит перечень тех понятий, которые должны быть сформированы у выпускников детских садов. Будущим первоклассникам должны быть известны формы предметов, структурные части различных геометрических фигур, размеры тел. Для того чтобы сравнить два геометрических объекта, 6-7-летний ребенок использует речевые и познавательные умения и навыки. Исследовательский и проектный методы помогают развивать в малышах любознательность. Воспитатель при разработке математических мероприятий подбирает такие формы и приемы работы, которые бы способствовали всестороннему развитию дошкольников. В на первом месте находится не содержание проводимых занятий, а формирование личности будущего школьника.

Формирование элементарных математических представлений с помощью нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста.

    Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

    Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста.

1.Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми и при проведении кружковой работы, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных ма­тематических представлений в детском саду. На них возлагает­ся ведущая роль в решении задач общего умственного и математи­ческого развития ребенка и подготовки его к школе. На занятиях реа­лизуются практически все программные требования; осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и разви­ваются в определенной системе.

Занятия по формированию элементарных математических пред­ставлений у детей строят­ся с учетом общедидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, ин­дивидуального подхода к детям и др.

Формы организации занятий разнообразны. Наряду с традици­онным занятием, где происходит знакомство с новым материалом и способами обследовательской, счетной, измерительной, вычис­лительной, поисковой деятельности, используются игры-занятия, беседы-занятия, путешествие-занятие, проблемно-поисковые ситу­ации, занятия-инсценировки, игротека.

Особая роль отводится дидактическим играм. Они имеют непре­ходящее значение для познавательного развития дошкольника. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы работы. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Процесс формирования элементарных математических представлений у детей становится более эффективным и интересным, если педагог использует игровые методы и приемы. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Важную роль в развитии познавательного интереса дошкольников к математике играет специально организованная педагогами деятельность. Большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно- ролевых игр, КВН, «Поля-чудес», занятия с использованием ИКТ и др.

2.Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике с детьми дошкольного возраста.

Что сделает занятия по математике эффективными?

Нетрадиционная форма.

Учет индивидуальных, возрастных и психологических

особенностей детей.

Задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Игровая мотивация.

Благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой.

Интеграция разных видов деятельности (игровой, музыкальной,

двигательной, изобразительной, конструктивной и др.)

на основе математического содержания.

Чередование видов деятельности.

К нетрадиционным формам занятий относятся:

Занятия-соревнования. Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д. Математические КВН. Предполагают разделение детей на 2 подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина.

Театрализованые занятия. Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию. Занятие-консультации. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка.

Занятия-взаимообучения. Ребёнок-«консультант» обучает других детей.

Занятия-аукционы . Проводятся как настольная игра «менеджер».

Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

Бинарные занятия. Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.

Занятия-концерты . Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию.

Занятия -диалоги . Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной.

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

Занятия типа «Поле чудес». Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей. Занятие «Интеллектуальное казино». Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда. Экспериментирование и опыты . Одним из современных методов обучения математике являются элементарные опыты. Детям предлагается, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Экскурсии и наблюдения . Для формирования элементарных представлений дошкольников об окружающем мире и элементарных математических знаний огромное значение имеет опыт детей, который они получает во время экскурсий и наблюдений. Такие экскурсии и наблюдения могут быть организованы как в условиях дошкольного учреждения, так и во время семейных прогулок. Все любые прогулки с детьми, даже дорога до детского сада, могут стать ценнейшим источником развивающей информации. В ходе экскурсий и наблюдений дошкольники знакомятся:

С трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);

С количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке детского сада и за территорией, то есть в окружающем ребенка мире;

С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.п.

Экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми. Количество их определяется необходимостью расширения и обогащения элементарного математического опыта детей. В зависимости от целей и задач математического обучения, экскурсии можно проводить до начала занятия по ознакомлению детей с какими-либо математическими свойствами и отношениями, существующими в реальном природном и социальном мире, а также по мере освоения математического материала. На экскурсиях дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях. Например, они наблюдают следующие ситуации: покупатели приобретают продукты и платят деньги (количественные представления); школьники идут в школу (временные представления); пешеходы переходят улицу (пространственные представления); строители строят дом, и на стройке работают различные по высоте краны (представления о величине) и т.п. В ходе экскурсий внимание детей обращается на особенности жизни людей, животных и растений в разное время года и суток.

Использование художественной литературы в играх и упражнениях.

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений. Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений и профилактики нарушений счетной деятельности. Литературное произведение как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. При выборе литературных произведений для занятий с математическим содержанием необходимо учитывать состояние связной речи и сформированность элементарных математических представлений у дошкольников. Если внимательно прочитать произведения для детей, то можно заметить, что практически каждое из них с помощью образного слова передает определенное математическое содержание. Тем не менее рекомендуется использовать для чтения и занятий прежде всего такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления. Художественные произведения, прежде всего стихотворные, педагог может использовать на занятиях, во время прогулок, гигиенических процедур, обучения навыкам самообслуживания, трудовым навыкам и т.п. литературные произведения включаются в театрализованные и сюжетно- дидактические игры, подвижные игры, то есть игры с правилами. Одно и тоже произведение можно использовать в разных игровых ситуациях. Таким образом, оно как бы проходит через жизненный и игровой опыт ребенка. Для математического развития детей дошкольного возраста рекомендуется, прежде всего, произведения народного творчества (потешки, загадки, песенки, сказки, пословицы, поговорки, стихи), так и авторские стихи, сказки и другие произведения. При формировании временных представлений у детей рекомендуются стихотворения «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» (Г.Ладонщиков). У С.Маршака есть целый цикл стихотворений, посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет». Таким образом, умение отбирать лексические средства, наиболее точно раскрывающие математический смысл, проявляется как в контексте формирования математических представлений, так и в контексте обучения произвольности построения связного высказывания. Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единичку. Прискакал зайка, и стало и трое. Прибежала лисица, и стало их четверо. Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой? Сказка «Три медведя» - это математическая супер - сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками. В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка. В сказке «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - дети вместе с козлёнком пересчитывают героев сказки, легко запоминают количественный счёт до 10 и т.д.

Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование : оно способствует усвоению специфических, предметных действий, лежащих в основе понятия числа. Дети использовали модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же величины, как высота дома-образца, и делали свою постройку такой же высоты, как величина палочки). При измерении величины условной меркой дети фиксировали отношение мерки ко всей величине либо предметными заместителями (предметы), либо словесными (словами-числительными).

Занятия с использованием новых информационных технологий.

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным и доступным для восприятия детей. В практике используют мультимедийные презентации и обучающие программы, поскольку учебный материал, представленный различным информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками. Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий. Они ориентируют детей на их творческое и продуктивное использование в своём обучении.

Включение мультимедийных технологий дополняет традиционную программу для дошкольных учреждений по формированию счетной деятельности дошкольников. Используя мультимедийные технологии в дошкольном математическом образовании, можно создать эффективные педагогические условия для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Проектная деятельность Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на “саморазвивающуюся систему”, при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.

Одна из таких технологий – проектная деятельность. Проектируя деятельность, воспитатель совместно с детьми создает план. Все сюжетно-дидактические игры объединяются в один проект по теме. Предлагаемый сюжет должен у дошкольников вызвать положительные эмоции, стремление включиться в процесс сюжетно-дидактической игры. Надо, чтоб ребенку было комфортно от выполнения различных действий, мотивированных логикой развития сюжета. Проектная деятельность оказывается достаточно эффективным методом обучения практически всем естественнонаучным дисциплинам, к числу которых относится и математика. Главная цель организации проектной деятельности - развитие у детей глубоких, устойчивых интересов к предмету математики, на основе широкой познавательной активности и любознательности Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. В основе технологии лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении ребятам возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. В курсе математики метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких занятий. Осуществляя эту работу, дети могут составлять задачи с различными героями. Это могут быть сказочные задачи, «мультяшные» задачи, задачи из жизни группы, познавательные задачи и так далее. Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных образовательных стандартах, в Целевых ориентирах ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.

Вывод :

Использование непосредственно образовательной деятельности в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех детей.

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль.

Нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи дошкольников.

НОД способствует развитию умения работать самостоятельно.

В группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры).

Ребята с удовольствием ждут таких игр.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79

2. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящий Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва, изд-во "Просвещение", 1990.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение 1989 г.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.

5. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.

6. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974

«Формирование элементарных математических представлений посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ. Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному образованию...»

Формирование элементарных математических представлений

посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ.

Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному

образованию могут быть выполнены при условии, если в работе с детьми будут

активно использоваться методы технологии ТРИЗ-ОТСМ. В образовательной

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие методы:

морфологический анализ, системный оператор, дихотомия, синектика (прямая

аналогия), наоборот.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Морфологический анализ – это метод, благодаря которому ребенок с малых лет учится мыслить системно, представлять в своем воображении мир, как бесконечное сочетание различных элементов - признаков, форм и т.п.

Основная цель: Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление.

Формирует подвижность и системность мышления.

Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. (ФГОС ДО) Помогает ребенку усвоить принцип вариативности.

Развивает способности детей в области восприятия, познавательный интерес.



Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД)

1.Представление МД («Волшебной дорожки») с установленными заранее показателями по горизонтали (значками признаков), в зависимости от цели ООД.

2.Представление Героя, который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке».

(Роль Героя будут выполнять сами дети.)

3.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. (Например, помочь объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков).

4.Морфологический анализ проводится в форме обсуждения (возможна фиксация результатов обсуждения с помощью картинок, схем, знаков). Кто-то из детей задаёт вопрос от имени признака. Остальные дети, находясь в ситуации «помощники», отвечают на заданный вопрос.

Цепочка примерных вопросов:

1.Объект, ты кто?

2.Объект, какого ты цвета?

3.Объект, какое у тебя главное дело?

4. Объект, что ты ещё умеешь делать?

5.Объект, какие у тебя есть части?

6.Объект, где ты находишься («прячешься»)? Объект, а как называются твои «родственники», среди которых можно встретить тебя?

Обозначать форму Нахожусь, В природном мире (лист, ёлка, ттреугольник предметов вершины

–  –  –

Примечание. Усложнения: введение новых показателей или увеличение их количества.

Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической таблице (МТ)

1.Представление морфологической таблицы (МТ) с установленными заранее показателями по горизонтали и вертикали, в зависимости от цели ООД.

2.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям.

3.Морфологический анализ в форме обсуждения. (Поиск объекта по двум заданным свойствам).

Примечание. Показатели по горизонтали и вертикали обозначаются картинками (схемами, цветом, буквами, словом). Морфологическая дорожка (таблица) остаётся на некоторое время в группе и используется педагогом в индивидуальной работе с детьми и детьми в самостоятельной деятельности. Вначале, начиная со средней группы, проводится работа по МД, а затем по МТ (во второй половине учебного года).

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада образовательная деятельность проводится по МД и по МТ.

Что может представлять собой морфологическая таблица (дорожка) в группе?

В своей работе я использую:

а) таблицу (дорожку) в виде наборного полотна;

б) морфологическую дорожку, которая выкладывается на полу веревочками, на которой расставляются значки признаков.

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Системный оператор – это модель системного мышления. С помощью «системного оператора» мы получаем девятиэкранную систему представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.

Основная цель: Формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту.

Возможности метода:

Развивает воображение, речь детей.

Формирует у детей основы системного мышления.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение выделять у объекта его главное назначение.

Формирует представление о том, что каждый объект состоит из частей, имеет своё местоположение.

Помогает ребенку выстраивать линию развития какого-либо объекта.

Минимальная модель системного оператора – это девять экранов На экранах цифрами показана последовательность работы с системным оператором.

В своей работе с детьми я системный оператор обыгрываю, провожу по нему игры ("Озвучь диафильм", "Волшебный телевизор", "Ларец").

Например: Работа на СО. (Рассматривается число 5. Открываются экраны 2-3-4-7).

В: Дети, я хотела показать нашим гостям информацию о числе 5. Но кто-то спрятал её за дверцами ларца. Нам необходимо открыть ларец.

–  –  –

Алгоритм работы по СО:

В: Для чего люди придумали число 5?

Д: Обозначать количество предметов.

В: Из каких частей состоит число 5? (Из каких двух чисел можно составить число 5? А как число 5 составить из единиц?).

Д: 1и4, 4 и1, 2иЗ, Зи2, 1,1,1,1и1.

В: Где находится число 5? Где вы видели число 5?, Д: На доме, на лифте, на часах, на телефоне, на пульте, на транспорте, в книге, В: Назовите числа - родственники, среди которых можно встретить число 5.

Д: Натуральные числа, которыми мы пользуемся при счёте.

В: А каким числом было число 5, пока к нему не присоединилась 1?

Д: Числом 4.

В: А каким числом будет число 5, если к нему присоединится 1?

Д: Числом 6.

Примечание.

Не следует детям говорить термины (система, надсистема, подсистема).

Разумеется, не обязательно рассмотрение всех экранов во время организованной образовательной деятельности. Рассматриваются только те экраны, которые необходимы для достижения цели.

В средней группе рекомендуется, отступив от порядка заполнения, начинать рассматривать подсистемные признаки, сразу после названия системы и ее главной функции, а потом уже определять, в какую надсистему она входит (1-3Что может представлять собой системный оператор в группе? В своей работе я использую системный оператор в виде наборного полотна: экраны заполняются картинками, рисунками, схемами.

СИНЕКТИКА

В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов».

В основе такой работы лежит четыре типа операций: эмпатия, прямая аналогия, символистическая аналогия, фантастическая аналогия. В процессе ФЭМП можно использовать прямую аналогию. Прямая аналогия – это поиск сходных объектов в других областях знаний по каким-либо признакам.

Основная цель: Формировать у детей умение устанавливать соответствие между объектами (явлениями) по заданным признакам.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, ассоциативное мышление.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение строить различные ассоциативные ряды.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Овладение ребенком прямой аналогией проходит через игры: "Город Кругов (Квадратов, Треугольников, Прямоугольников и т.д.)", "Волшебные очки", "Найди предмет такой же формы", "Мешок с подарками", "Город цветных Цифр" и др. В ходе игр дети знакомятся с различными видами ассоциаций, учатся целенаправленно строить различные ассоциативные ряды, приобретают навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений. Формируется ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого человека. Овладение ребенком прямой аналогией тесно связано с развитием творческого воображения.

В связи с этим важным также является обучение ребенка двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образов:

а) умению "включать" объект в новые связи и отношения (через игру «Дорисуй фигуру»);

б) умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный (через игру «На что это похоже?»).

Игра «Что на что похоже?» (с 3 лет).

Цель. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Формировать умение сравнивать математические объекты с объектами природного и рукотворного мира.

Ход игры: Ведущий называет математический объект (цифру, фигуру), а дети называют объекты, похожие на него из природного и рукотворного мира.

Например, В: На что похожа цифра 3?

Д: На букву з, на змейку, на ласточку, ….

В: А если перевернуть цифру 3 в горизонтальное положение?

Д: На рога барана.

В: На что похож ромб? Д: На воздушного змея, на печенье.

ДИХОТОМИЯ.

Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры "Да - Нет".

Способность ребенка к постановке сильных вопросов (вопросов поискового характера) является одним из показателей развития его творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов необходимо показывать малышу образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Важно также помочь ребенку усвоить определённую последовательность (алгоритм) постановки вопросов. Обучить ребенка этому умению можно, используя в своей работе с детьми игру "Да-нет".

Основная цель:- Формировать умение сужать поле поиска

Обучать мыслительному действию - дихотомия.

Возможности метода:

Развивает внимание, мышление, память, воображение, речь детей.

Формирует элементарные математические представления.

Ломает стереотипы в формулировке вопросов.

Помогает ребенку усвоить определенную последовательность вопросов (алгоритм).

Активизирует словарь детей.

Развивает способности детей к постановке вопросов поискового характера.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка Суть игры проста - дети должны распутать загадку, задавая воспитателю вопросы по усвоенному алгоритму. Отвечать же на них воспитатель может только словами: "да", "нет" или "и да, и нет". Ответ воспитателя "и да, и нет" показывает наличие противоречивых признаков объекта. Если ребенок задает вопрос, на который невозможно дать ответ, то необходимо заранее установленным знаком показать - вопрос задан неправильно.

Д./и. «Да - нет». (Линейная, с плоскими и объёмными фигурами).

Воспитатель заранее устанавливает в ряд геометрические фигуры (куб, круг, призма, овал, пирамида, пятиугольник, цилиндр, трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник).

Воспитатель загадывает, а дети отгадывают, задавая вопросы по знакомому алгоритму:

Это трапеция? - Нет.

Это справа от трапеции? - Нет. (Убираются фигуры: трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник),

Это овал? - Нет.

Это слева от овала? - Да.

Это круг? - Нет.

Это справа от круга? - Да.

Это призма? - Да, молодцы.

Метод «НАОБОРОТ».

Суть метода «наоборот» в выявлении определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Этот приём в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со средней группы детского сада.

Основная цель: Развитие чувствительности к противоречиям.

Возможности метода:

Развивает внимание, воображение, речь детей, основы диалектического мышления.

Формирует элементарные математические представления.

Развивает у детей умение подбирать и называть антонимиеские пары.

Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Метод «наоборот» является основой игры «Наоборот».

Варианты игры:

1.Цель: Формировать умение детей находить слова антонимы.

Основное действие: ведущий называет слово - играющие подбирают и называют антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом.

2.Цель: Формировать умение рисовать предметы «наоборот».

Например, воспитатель показывает страничку из тетради «Игровая математика»

и говорит: «Веселый Карандаш нарисовал короткую стрелку, а вы нарисуйте «наоборот».

Подготовила педагог Журавлева В.А.