Тема Родины в творчестве С.А. Есенина

Сергей Есенин - это одно из самых известных поэтических имен в русской литературе XX века. За свои короткие три десятка лет поэт смог отразить в своих произведениях наиболее значимые моменты в истории страны, которые не всегда приводили к столь желанному "светлому будущему". Возможно, по этой причине в поэзии Есенина одним из основных является уникальное мировоззрение, полное трагизма и одновременно тонкого видения окружающей природы.

Значение Родины для поэта

В сочинении по творчеству Есенина школьник может подчеркнуть: эта особенность творчества поэта может быть объяснена тем, что жизнь Есенина прошла на стыке двух эпох - Российской империи, которая уходила в прошлое, и появления нового государства, где старым порядкам не было места. Революционный переворот 1905 года, Первая мировая война, сложная гражданская война - все эти события без конца терзали многострадальную Россию. И поэт, как никто другой, ощущал весь трагизм этой ситуации и смог отразить его с помощью своего литературного таланта. Таким образом, тема Родины в творчестве Есенина стала одной из основных.

Почти в каждом своем произведении Есенин описывает красоту родной природы. Она прекрасна для поэта в любые времена, даже в эпоху трудностей, которые выпали на долю страны. Есенин любовался Родиной, однако его не покидала мысль о тех суровых страданиях, которые следовали за революцией. Поэтому произведения поэта можно по праву назвать патриотичными.

Отношение к революции

Одно из наиболее его горьких признаний можно найти в произведении «Я последний поэт деревни». В нем звучит глубокая боль по причине гибели крестьянского быта, который он воспевал на всех этапах своего творчества. В сочинении по творчеству Есенина учащийся может упомянуть, что Есенин был сторонником Октябрьской революции, однако впоследствии понял: она не принесла в повседневную жизнь людей свободы и богатства. Наоборот, эти события еще больше усугубили положение простых людей. Крестьяне стали еще более бесправными. И самое основное - революция принесла развитие городам, а значит, и постепенное вырождение традиционной сельской жизни.

Прощание с любимой деревней

Поэт во многих своих произведениях прощается с деревней. Он ощущает, что и его время прошло. В особенности хорошо слышно это в таких наполненных горечью строчках:

«Скоро, скоро часы деревянные

прохрипят мой двенадцатый час!»

Есенин в действительности стал одним из последних поэтов, воспевавших уходящую эпоху. У поэта возникает конфликт с новой страной. Тема Родины в творчестве Есенина - одна из основных - теперь становится одновременно самой болезненной. Ведь в ней поэт ощущает себя совершенно чужим. Помимо этого, Есенину не было известно, куда ведут Родину, в каком направлении совершаются политические события и как все это отразится на его любимой деревне. С горечью Есенин пишет о прощании с сельской Русью: «Да! Теперь решено! Без возврата…». Он прощается с родными полями и предчувствует свою гибель «на московских изогнутых улицах». В произведениях, написанных уже в последние годы его нелегкого земного пути, можно найти поэтическое воспевание природы, в котором одновременно присутствует горечь о прошлой жизни, полной счастья.

Предчувствие своей гибели

В особенности трагичны произведения, которые написаны в 1925 году, последнем в жизни Есенина. Он будто бы предчувствовал свою скорую гибель, прощался со своими близкими родственниками. В стихах Сергей Александрович признавался в том, что готов уйти навсегда. Ярче всего это чувство было отражено в его стихотворении «До свиданья, друг мой, до свиданья». 28 декабря 1925 года Есенин погибает, оставив за собой целый шлейф неразгаданных тайн. Он был последним поэтом, который в своем творчестве воспевал традиционный деревенский патриархальный уклад и бережное отношение к матушке-природе. На смену сельской жизни, описанной в стихах Есенина, пришли совершенно новые правила и законы, установления которых так боялся сам поэт.

Персидские мотивы в творчестве Есенина. Сборник

Сочинение по творчеству Есенина необходимо также дополнить информацией о том, какую роль сыграли в поэзии Сергея Александровича восточные мотивы. Персия стала для поэта настоящей Меккой, вдохновившей его на написание цикла под названием «Персидские мотивы». Одной из целей жизни Есенина стало поклонение могилам Персии. Поэт мечтал побывать в Ширазе. Он был уверен в том, что в этих краях с ним произойдет настоящее чудо: его душа сможет отозваться на все увиденное и услышанное в этой неповторимой «стране роз». Есенин на себе познал очарование персидской лирики. Множество написанных им произведений отражает в себе мечты о загадочном востоке, с помощью которого поэт хотел прикоснуться к совершенно иному, волшебному миру. Однако даже в этих произведениях не раз упоминается и родная природа. Как бы ни мечтал поэт об экзотических восточных краях, Родина всегда остается для него единственной и неповторимой.

Желание побывать в Персии

В сочинении по творчеству Есенина можно указать, что поэт шел несколько лет к своему обожаемому Востоку. Он верил в то, что одним из необходимых для поэтического мастерства компонентов является освоение древневосточной классической литературы. Зимние месяцы 1924-1925 годов Есенин провел в Батуми. Там он познакомился с учительницей по имени Шаганэ Тальян, которой посвятил несколько своих произведений. Например, стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» также вошло в цикл «Персидские мотивы». В сентябре 1924 года поэт выехал уже в четвертый раз на Кавказ, движимый желанием наконец навестить загадочную Персию. Однако эта мечта Есенина, к сожалению, так и не сбылась.

Периодизация творчества поэта

Что касается этапов творчества Есенина, то здесь существует несколько различных вариантов периодизации жизни и творчества русского поэта. Одной из общепринятых точек зрения является концепция Б. Розенфельда, согласно которой вся жизнь поэта может быть условно поделена на пять периодов:

  • Первая фаза длится с 1914 по 1919 год. Это дореволюционный этап в его творчестве. К данной ступени относятся поэтические сборники «Радуница», «Голубень». Тема любви в творчестве Есенина практически не возникает на этом этапе. Однако уже появляется показательное в этом отношении произведение 1916 года под названием «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем образ возлюбленной сливается с образом родной природы.
  • Вторая и третья ступени (длятся с 1919 по 1922 год) отражают реакцию поэта на события революции. Второму этапу свойственно положительное восприятие перемен, третьему - отрицательное. К данному периоду относятся сборники «Преображение», «Триптих», пьеса «Пугачев».
  • Четвертый этап длится с 1922 по 1923 год. Произведения на данном этапе относятся главным образом к узко-личной лирике. Главный сборник - «Москва кабацкая». Однако уже в эти годы творчества Есенина он становится «последним поэтом деревни», превращаясь в свидетеля «Руси уходящей».
  • Заключительный этап длится с 1923 по 1925 год. Основной поэтический сборник - «Русь советская». В его произведениях отражается отношение Есенина к новой действительности в стране.

Тема любви в творчестве поэта

Художественное сознание обычно намного острее переживает чувства. И любовь для поэта может стать как самым большим счастьем, так и источником страданий. Лирический герой произведений Есенина обладает страстным и увлекающимся характером. При этом одной из главных особенностей лирики поэта является отражение внутренних переживаний посредством описания природы. Например, таким является произведение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый». Одни из самых глубоких своих произведений поэт посвящал А. Я. Миклашевской. Это стихотворения из цикла «Любовь хулигана». Любовная тема также широко раскрывается в сборнике «Персидские мотивы».

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение “Сыплет черемуха снегом” Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как “никнут шелковые травы”, чувствует, как пахнет “смолистой сосной”; слышит пение “птах”.

В более позднем стихотворении “Край любимый, сердцу снятся...” мы чувствуем, что поэт сливается с природой: “я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже “гарь в небесном коромысле”. Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема “братьев наших меньших” всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке (“Корова”), чувствует боль ощенившейся собаки (“Песнь о собаке”), сопереживает раненой лисице (“Лисица”).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная” перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. - С. 153. Поэтому на клич святой рати - “Кинь ты Русь, живи в раю!” - поэт может ответить только так:

« Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою” »

Сходные мотивы звучат в стихотворении “Запели тесаные дроги”. Чувства “теплой грусти” и “холодной скорби” так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и “молитвословный” ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях “Русь уходящая”, “Письмо к матери”, “Хулиган”, “Я последний поэт деревни”. В произведении “Письмо к женщине” поэт ощущает себя “в развороченном бурей быте”. Он мучается, потому что не поймет, “куда несет нас рок событий”. В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая...” поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то “радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”, то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное “я” Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г. - С. 118.

« И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы. »

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет “железный гость”. В стихотворениях “Сорокоуст”, “Возвращение на родину”, “Русь советская” поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять “Коммуной вздыбленную Русь”.

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

« Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.»

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения “Письмо к матери”, “Письмо от матери”, “Ответ” написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет “революцией великой”. Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: “она придет, желанная пора!”

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях “Баллада о двадцати шести” и “Анна Снегина”. Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном “великих штатов СССР”. Ведь даже в “Персидских мотивах” Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их “шафрановому краю”.

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

« Я очень люблю родину...

(“Исповедь хулигана”) »

“Гений - всегда народен”, - сказал Александр Блок. Пожалуй, эти слова можно отнести к любому писателю, чьи произведения принято называть мировой классикой. И речь здесь идет не только о “доступности” произведений широчайшему кругу читателей или о темах, касающихся народа буквально. Блок очень точно уловил ту зависимость, которая существует между одаренностью и особым чувством Родины. Каждый в той или иной степени ощущает свою связь с народом, а значит, и с Родиной, потому что эти два понятия неразделимы. Человек же поистине великий, способный “подняться” над современностью и взглянуть “сверху”, должен особенно чувствовать эту связь, ощущать свою принадлежность к плеяде верных сынов своего отечества. При этом не имеет значения конкретный временной период и определенная страна - ведь понятия “народ” и “гений” вечны.

Говоря о теме Родины в русской литературе, нельзя не вспомнить о Сергее Есенине и его роли в поэзии начала XX века. Закончилась эпоха, названная классической, но вечные темы получили развитие в творчестве новых писателей, со временем также ставших классиками.

Самые ранние стихи Есенина (1913-1914 гг.) - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: “капустные грядки красной водой поливает восход”, “березы стоят, как большие свечки”. Даже “крапива обрядилась ярким перламутром” в стихотворении “С добрым утром”.

Отождествление Родины с родным селом характерно и для более поздней лирики Есенина. Деревня осмысливается как своеобразный микрокосм. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная...” и “Запели тесаные дроги...” подспудно начинает звучать тема святости русской земли:

« И на известку колоколом

Невольно крестится рука.

(“Запели тесаные дроги...”)

Как захожий богомолецЯ смотрю твои поля. »

(“Гой ты, Русь, моя родная...”)

Христианские мотивы не случайны - речь идет о высшей ценности. Однако поэт рисует пейзаж, полный пронзительной звенящей тоски, возникает образ “поминальных крестов”, тема “холодной скорби”. Но вместе с этим Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви “до радости и боли”. Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без “озерной тоски”, без капли горечи... “Не отдам я эти цепи”, - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. “Цепи” привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Эта тема, сквозная для творчества Есенина, свое логическое продолжение находит в цикле “Русь”. Здесь появляется образ народа, который вместе с природой неотделим для поэта от понятия “Русь”. Есенин вводит картины народного быта (“А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров”), а также фольклорные образы: здесь и “нечисть лесная” и колдуны Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г. - С. 58.

В третьей части цикла звучат социальные мотивы, но они получают развитие в свете прежнего восприятия темы автором. Есенин описывает “годину невзгод”: собирается ополчение, нарушен мирный ход жизни. Пейзаж приобретает космический размах.

Описанное событие - рекрутский набор в деревне - выходит за рамки обыденности, превращаясь во вселенскую катастрофу:

« Грянул гром, чашка неба расколота...

Закачались лампадки небес. »

Символичны и герои цикла - “Пахари мирные”. Основа жизни русского народа, в понимании Есенина, - мирный крестьянский труд, “грабли, соха и коса”. Недаром это “родина кроткая”, поэтому воинам после битвы снится “над лучами веселый покос”. Есенин стремится исследовать народный характер, понять тайну русской души, осмыслить логику развития этой загадочной страны. Именно ощущение глубокой духовной связи с народом побудило Есенина обратиться к историческому прошлому России. Одними из первых крупных его произведений были поэмы “Марфа Посадница” и “Песнь о Евпатии Коловрате”, а позднее - “Пугачев”. Персонажи этих поэм - герои, чьи имена хранит память народная, эпические, почти былинные богатыри. Главной антитезой всех есенинских произведений исторической тематики является “воля - неволя”. Свобода для русского человека всегда была высшей ценностью, за которую не страшно вступить в бой и с самим антихристом. Новгородская вольность - идеал поэта, который впоследствии приведет его к принятию революционной идеи.

Думая о прошлом Родины, Есенин не мог не попытаться заглянуть в ее будущее. Его мечты, предчувствия, желания нашли отражение в стихах 1917 года. Есенин говорит, что принял Октябрьскую революцию “по-своему, с крестьянским уклоном”. “Светлое будущее” он воспринял как приход к “крестьянскому раю”, то есть к обществу, основанному на мирном труде крестьян, всеобщем равенстве и справедливости. Это утопическое “государство благоденствия” Есенин назвал Инонией. Революцию он видит как переустройство Вселенной, протест против всего старого, изжившего себя:

« Да здравствует революция.

На земле и на небесах!..

Если это солнце,

В заговоре с ними,

Мы его всей ратью

На штанах подымем. »

(“Небесный барабанщик”)

Лирический герой стихотворений революционного цикла встает во главе борцов, прокладывающих путь в светлый рай. Отказавшись от старого Бога, он занимает его место, творя свое собственное мироздание:

«Нового вознесения

Я оставлю на земле следы...

Я сегодня рукой упругою

Готов повернуть весь мир. »

(“Ирония”)

Героям “Небесного барабанщика”, творцам нового рая, не страшно посягать на святое. Небеса становятся досягаемыми, и это по ним так бесстрашно и стремительно марширует “рать смуглая, рать дружная”, предводительствуемая небесным барабанщиком. Возникают кощунственные образы: “слюна иконная”, “лай колоколов”.

Есенин понимает, что для создания “крестьянского рая” необходимо пожертвовать прежней Родиной - дорогим его сердцу укладом; должны уйти в прошлое “в ризах образа” и “на лугах веселый пляс”. Но он согласен на эту жертву ради того, чтобы обрести наконец “луговой Иордань”, где верят в нового бога, “без креста и мух”, и где на землю сходят апостол Андрей и Богоматерь.

Но вскоре проходит пыл безоглядного, почти фанатического увлечения революционными идеями. “...Идет совсем не тот социализм, о котором я думал”, - говорит Есенин. Свое новое понимание он выражает в стихотворении “Письмо к женщине”, где сравнивает Россию с кораблем в качке. Эта поэма созвучна более раннему стихотворению “Сорокоуст”, где лирический герой приходит к полному разочарованию и отчаянию: ..

«Трубит, трубит погибельный рог

Как же быть, как же быть теперь нам?..»

Уже без юношеской романтики, с позиций зрелого человека Есенин смотрит на происходящее и рисует реальные картины народной жизни. В поэме “Анна Снегина” он показывает, чем закончилась для русской деревни “борьба за Инонию”. К власти пришли такие, как братья Оглоблины, Прон и Лабутя: “Их нужно б в тюрьму за тюрьмой...” Поход небесного барабанщика завел в тупик:

«Таких теперь тысячи стало

Творить на свободе гнусь.

Пропала Расея, пропала...

Погибла кормилица-Русь...»

Но это - его Родина, и лирический герой не способен от нее отречься, что бы ни случилось. Последний период творчества Есенина (20-е годы) можно назвать “возвращение на Родину”, в созвучии со стихотворением 1924 года Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. - С. 198.

Лирический герой этих лет приобретает черты лица трагического. Возвращаясь после долгих лет метаний и поисков себя в родительский дом, он с горечью убеждается, что “в одну реку нельзя войти дважды”. Все изменилось: ушла молодость, а вместе с ней - мечты о подвиге и славе; разрушен старый, привычный уклад жизни... Навсегда ушла прежняя Родина. Жизнь - это бушующее море, но теперь на гребне волны уже другое поколение (“Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя”). Лирический герой оказывается чужим в родном краю, как “пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны”. Единственное, что у него осталось - это “Милая лира” и прежняя, неподвластная времени, любовь к Родине. Пусть этот “край осиротелый” уже не тот, что раньше (“Колокольня без креста”, “Капитал” вместо Библии), и в Руси Советской осталось мало от той, ушедшей, “родины кроткой”. Лирический герой по-прежнему неразрывно связан с Родиной, и ни время, ни испытания, ни “гуща бурь и вьюг” не смогли порвать “цепей”, о которых писал Есенин в самом начале своего пути.

Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Эта установка на парадокс приводит к выбору контрастных эпитетов, определяющих слово “Родина”: она “кроткая” и “буйственная” одновременно.

Есенин с болью пишет о кровавом пути России, о том тупике, в который привела страну революция. Он не ищет прямых виновников русской трагедии:

« Жаль, что кто-то нас смог рассеять

И ничья непонятна вина

Поэт лишь молится некоей высшей силе, надеется на чудо:

Защити меня, влага нежная,

Май мой синий, июнь голубой...»

Появляются и уходят временные ориентиры и идеи, но вечное всегда остается вечным. Об этом и сказал Есенин в одном из своих поздних стихотворений “Русь Советская”:

Но тогда,

Когда во всей планете.

Пройдет вражда племен, .

Исчезнет ложь к грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Жизнь и творчество С. Есенина

2. Тема родины в творчестве С. Есенина

2.1 Тема родины в поэзии С. Есенина

2.2 Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

2.3 Стихотворение «Отговорила роща золотая…»

2.4 Стихотворение С.А. Есенина «Русь»

1. Жизнь и творчество С. Есенина

Родина С.А. Есенина (1895-1925) - село Константиново Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его. Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца. О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое находилось в этом же селе, а после него - в церковную школу. После привольной жизни в родном доме четырнадцатилетний Сергей, ока-зывается вдали от родных. Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным. В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом Николаем Клюевым, стихи которого созвучны его собственным. Однако в произведениях Есенина проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя. Чтение стихов в Царском Селе Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла-зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен-ных враждебно к царской власти.

Революция 1917 г., как казалось Есе-нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан, из-вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились.

Весной 1922 г. пара отправилась в путеше-ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас-нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности. В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости. Поэт погиб с 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены. Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет. Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах .

2. Тема родины в творчестве С. Есенина

Родина поэта - это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те дни. Октябрьская революция, которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий». Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям.

Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, - это ведущая тема. Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни.

Примерно за год до своей смерти Есенин напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: "Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла".

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: "Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе".

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный». Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: "Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный". В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели...», «... березы в белом плачут по лесам...» Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако, как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

2.1 Тема родины в поэзии С. Есенина

Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве» . Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX - начала XX века:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо,

Что я сберег те

Все ощущенья детских лет.

Талант Есенина питала родная земля. Он был далек от всяких литературных традиций, ни у кого не учился, никому не подражал. Как поэт он сложился самостоятельно, вырос на творчестве народа. В его стихотворениях своя индивидуальная ритмика:

Вот уж вечер. Роса

Блестит на крапиве.

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

Бережно, с любовью поэт относится к своей малой родине. В стихотворении «В хате» перечисляются родные предметы крестьянского быта, причем не так, как они видятся со стороны, а изнутри, глазами крестьянина:

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою --

Шелуха сырых яиц.

Темой первых сборников поэта «Радуница» и «Голубень» была родная деревня, родная земля:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Слово «радуница» означает «блестящая», «просветленная», Так называли первые весенние дни. Эпитеты «голубой», «синий» наиболее часты при описании родины.

Лучезарный образ святой Руси со временем становится сложнее и многограннее. Сквозь сияющий лик проступает нищая, пьяная, бесприютная Русь:

Оловом светится лужная голь.

Грустная песня, ты - русская боль.

Лирический герой Есенина теперь отождествляет себя с родиной в стихотворении «За темной прядью перелесиц…»:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Для Есенина родина стала храмом души, ради нее он готов отказаться даже от небесного рая:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

В 1920 году происходит изменение мировоззрения поэта. Есенин не знает, куда ведут исторические пути страну. Тема покинутого дома теперь осложняется конфликтом. Есенин опасался, что техника разрушит деревню, боялся власти неживого над живым, утраты связи человека с природой.

Поэт пишет два стихотворения «Русь советская» и «Русь уходящая». Он дает высказаться своим односельчанам, матери, деду, сестрам, которые в стихотворении «Русь уходящая» говорят о жизни при новой власти большевиков:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,

О чем крестьянская судачит голь.

«С Советской властью жить нам по нутрю…

Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

В стихотворении «Русь советская», написанном через 10 лет, поэт славит Россию:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Поэт чувствовал родную землю, разговаривал с ней, в ней одной черпал вдохновение и силу. Он слышал шум овса, голоса берез, песни птиц, понимал душу животных. Всем сердцем он любил прекрасный мир, воспевал любовь к женщине, к матери. Природа для него неотделима от понятия родины. В конце жизни, устав метаться и сомневаться, он приходит к мудрому выводу: «Счастлив тем, что я дышал и жил».

2.2 Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Оно вошло в цикл «Персидские мотивы». Произведение мы можем отнести к любовной лирике. Жанр его - любовное послание. Однако основная тема - ностальгия поэта по Родине. Известно, что Есенин очень ценил восточную поэзию, мечтал побывать в Персии. Однако мечте поэта не суждено было осуществиться. Его «Персидские мотивы» написаны под впечатлением поездки на Кавказ. В 1924 году в Батуми Есенин познакомился со школьной учительницей Шаганэ Нерсесовной Тальян и, как она вспоминает, на третий день знакомства принес ей эти стихи. А потом подарил книгу своих стихов с надписью:

Дорогая моя Шаганэ,

Вы приятны и милы мне.

Упоминание о Шаганэ встречается в шести стихотворениях цикла «Персидские мотивы». Любовь в этом цикле выступает в романтическом ключе.

В основе композиции стихотворения лежит противопоставление Востока и России. Эта антитеза лежит в основе каждой строфы. Каждая строфа у Есенина кольцевая: пятый стих точно повторяет первый. Первая строфа - магистрал. Вторая обрамлена вторым стихом первой, третья - третьим стихом первой, четвертая - четвертым стихом первой, пятая - пятым. В результате мы имеем кольцевую композицию.

Первая строфа открывается обращением поэта к Шаганэ, которое перетекает в мысль героя о Родине:

Шаганэ ты моя, Шаганэ,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне,

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Здесь Есенин сознательно нарушает нормы грамматики: «Я готов рассказать тебе поле». Как отмечают исследователи, это выражение сближается у поэта с выражением «высказать душу». В стихотворении «Несказанное, синее, нежное…» читаем: «И душа моя - поле безбрежное - Дышит запахом меда и роз» .

Во второй строфе тема России, севера получает свое дальнейшее развитие. Рассказывая о Родине, поэт прибегает к гиперболе:

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли.

Исследователи отмечали, что все стихотворение построено у Есенина на одной развернутой метафоре: лирический герой сравнивает свои кудри с «волнистой рожью при луне». И третья строфа становится композиционным центром произведения:

Я готов рассказать тебе поле.

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи --

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Здесь мы видим характерное для поэзии Есенина сближение лирического героя с миром природы.

В предпоследней строфе звучит романтический мотив: лирический герой грустит о Родине:

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Эти строки содержат скрытую реминисценцию из стихотворения Пушкина «Не пой, красавица, при мне…»:

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной:

Напоминают мне оне

Другую жизнь и берег дальный

Память лирического героя Есенина (как и пушкинского героя) хранит воспоминание о другой девушке, о далекой северянке. И ностальгия по Родине сливается в душе его с романтическим чувством:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит особая форма - глосса. Развитие темы идет по спирали. Как мы уже отмечали выше, каждая следующая строфа начинается с последующей строчки первой строфы. Поэт построил стихотворение «по образцу венка сонетов, в котором последний сонет, так называемый «магистрал», является ключом ко всем предыдущим… Есенин «спрессовал» венок сонетов в пределах одного стихотворения, состоящего из пяти строф - пятистиший, а роль магистрала играет первая. И это еще не всё. В есенинском шедевре слышатся отголоски и других поэтических жанров, например рондо (строки начальной строфы заключают все последующие) и романса, в котором начало повторяется в конце (кольцевая композиция)» .

Стихотворение написано трехстопным анапестом, пятистишиями, рифмовка - кольцевая. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитет («про волнистую рожь при луне»), метафору («не буди только память во мне»), кольцо (в каждой строфе).

Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» является шедевром любовной лирики поэта. Оно восхищает нас искренностью и непосредственностью чувств.

есенин творчество поэзия родина

2.3 Стихотворение «Отговорила роща золотая…»

Стихотворение «Отговорила роща золотая…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Мы можем отнести его к философско-медитативной и пейзажной лирике. По жанру оно близко к элегии. Основная тема его - неумолимый ход времени, родство человека и природы, прошлое и настоящее.

Жизнь человека у поэта сопряжена с жизнью природы. Сначала речь идет о наступлении осени:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Природные образы здесь уподоблены человеку: это подчеркнуто метафорой «роща отговорила», журавли испытывают печаль, могут сожалеть или не сожалеть о ком-то. Первая строфа - звуковая. Здесь мы слышим шелест золотых листьев, курлыканье журавлей, чувствуем дуновение ветра. Как и жизнь природы, так и жизнь человека быстротечна: проходит юность - на смену ей приходит зрелость, «возраст осени», а затем старость. Именно этот мотив становится доминирующим во второй строфе. Центральные образы ее - образы странника, дома (земли) и образы конопляника, месяца, пруда. Здесь смертный человек и обреченная на вечную жизнь природа уже противопоставлены друг другу. Конопляник, месяц и пруд хранят память обо всех тех, кто навсегда покинул дом:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник --

Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Конопляник, месяц и пруд также здесь одухотворяются, обретая человеческое свойство мечтать, помнить об ушедшем. Так у поэта начинает разворачиваться диалог между человеком и природой.

Затем в стихотворении возникает образ лирического героя. Он чувствует свое одиночество во Вселенной:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветром в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Здесь приходят на память лермонтовские строчки:

Выхожу один я на дорогу;

Средь равнин кремнистый путь блестит;

Ночь тиха, пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит…

Однако Лермонтов уходит от реальности в мир сна, чудесной мечты. Лирический герой Есенина же остается в реальности, тоскуя о безвозвратно ушедшей юности. Этот мотив грусти в стихотворении все время нарастает. Его задает уже первое отрицание: журавли «уж не жалеют больше ни о чем». Затем отрицание трижды повторяется в речи героя: ему ничего «не жаль» «в прошедшем»:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

То же самое происходит и в природе. Здесь поэт также использует отрицательную частицу «не»:

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

В последних строчках этой строфы параллелизм в жизни человеческой и природной подчеркивается уже сравнением-утверждением. В подтексте стихотворения угадывается мысль о бессилии лирического героя перед лицом времени, об одиночестве «странника» в мире. Однако когда эта эмоция достигает в стихотворении своего апогея, на первый план неожиданно выходит поэтическое чувство принятия жизни и хода времени и осознание разумности этого природного закона:

И если время, ветром разметя,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

Произведение построено как постепенное развитие темы с кульминацией и развязкой в последней строфе. Кольцевая композиция создается образом золотой рощи, присутствующим в начале и в финале произведения. Только в начале элегии лирическая эмоция - это острое сожаление о юности (многочисленные отрицания лишь усиливают эту эмоцию, герой словно пытается убедить самого себя), в финале же - восстановление душевной гармонии, чувство благодарности к жизни, прошлому.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка - перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («березовым, веселым языком», «сиреневую цветь», «роща золотая»), метафоры («отговорила роща золотая», «в саду горит костер рябины красной»), олицетворение («о всех ушедших грезит конопляник»), инверсию («души сиреневую цветь»), анафору и синтаксический параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь»), сравнение («Как дерево роняет тихо литья, Так я роняю грустные слова»), аллитерацию («В саду горит костер рябины красной»), ассонанс («Отговорила роща золотая»).

Таким образом, человек в поэзии Есенина ощущает себя частью природного мира, полностью растворяясь в нем, сливаясь с цветами, деревьями, животными, стихиями. Как писал М. Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия…» .

2.4 Стихотворение «Русь»

Сергей Есенин -- поэт крестьянской культуры, покоя, русского космоса. Его лирика отличается высокой степенью цельности. В ней все -- о России. Образ крестьянской, деревенской Руси, мира покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, сменой времен года, характерен для раннего периода его творчества.

О такой России, своей «милой родине», Есенин пишет в стихотворении «Русь» (1914). «Русь» поделена на пять частей, каждая из которых состоит из нескольких строф. В первой части описывается русская природа, чарующая, но подчас таинственная и пугающая. Природа со всех сторон обступает деревню, берет ее в кольцо, пытаясь то ли уберечь и защитить крестьянский мир, то ли, наоборот, погубить его: «Потонула деревня в ухабинах, / Заслонили избенки леса». Все вокруг: лес, пурга, пеньки -- кажется одушевленным, наделенным какой-то таинственной силой, в которую верили еще наши предки-язычники. Поэт использует множество одушевляющих метафор, в его стихах неодушевленный мир начинает дышать, смотреть, жить. Из чащи на лирического героя «смотрят» сквозь пургу таинственные огоньки, да и сама поземка представляется ему одетой в снежные «шали». Пеньки «стоят за дубровными сетками, словно нечисть лесная». Русская природа, этот «таинственный» и «древний» мир кажется поэту таким, каким его рисуют в народных сказках: «Запугала нас сила нечистая, / Что ни прорубь -- везде колдуны».

Сказки пугают и волнуют воображение слушателей, но они хороши тем, что в них -- «ложь». Тяжелые условия, в которых проходит крестьянская жизнь («злая заморозь», «сумерки мглистые»), ассоциируются со сказочными, а потому легко преодолимыми невзгодами. Даже в суровой природе Есенин видит необыкновенную красоту, парадность: мрачным зимним вечером «на березках висят галуны».

Мрачный, тоскливый пейзаж, на который лирический герой глядит под вой «грозных» волков с «тощих» полей, не пугает его. В начале второй строфы он восклицает: «… люблю тебя, родина кроткая! / А за что -- разгадать не могу». Его любовь к России связана прежде всего с крестьянским миром, кроткими и сильными людьми, которым суровая русская природа позволяет только «короткую» радость «с громкой песней весной на лугу». Лирический герой чувствует себя одним целым с крестьянами, разделяет с ними и труд, и отдых. Он любит «над покосной стоянкою / Слушать вечером гул комаров», а после наблюдать «как гаркнут ребята тальянкою, / Выйдут девки плясать у костров». Если, описывая природу, поэт использует одушевляющие метафоры, то, описывая девушек, наоборот, использует природные метафоры, сравнивает их глаза с черной смородиной. Таким образом, в стихах Есенина образы людей и природы переплетаются, гармонично сосуществуют друг с другом. В конце второй части лирический герой Есенина «разгадывает», за что он любит свою родину: «Ой ты, Русь моя, милая родина, / Сладкий отдых в шелку купырей».

Третья и четвертая части стихотворения «Русь» представляют собой небольшое повествование о жизни крестьян в «смутные» времена. «Година невзгод» описывается поэтом в духе русских былин. Как в сказке, о грядущих бедах крестьянский мир предупреждает русская природа: «Понакаркали черные вороны: / Грозным бедам широкий простор». Да и сама природа словно терпит бедствие, переживает страшную битву: «Грянул гром, чашка неба расколота, / Тучи рваные кутают лес. / На подвесках из легкого золота / Закачались лампадки небес». Есенину удается с помощью метафор соединить мир природы и мир крестьянского дома, церкви. Лирический герой Есенина представляет мир огромным домом-храмом, где звезды похожи на «лампадки» под небом-куполом. Но теперь этому величественному дому угрожает война.

Ополченцы, «мирные пахари», собираются на войну, как на работу: «без печали, без жалоб, без слез». Горе объединяет всю деревню. Но поэт не перестает гордиться «добрыми молодцами», которые никогда не переведутся на Руси, всегда будут ее опорой. Сам лирический герой остается в деревне с крестьянками ждать вестей о судьбе родных и любимых. Деревня представляется ему «невесточкой», все женщины, как одна, горюют о милых в «дальнем краю». Образ русской женщины, седой матери, молодой жены, приобретает огромное значение в лирике поэта, становится символом всей Руси с ее нежной, женственной душой. Лирический герой Есенина восхищается такой Русью, ее глубокой и светлой печалью: «Ах, поля мои, борозды милые, / Хороши вы в печали своей!»

Для крестьянок бесконечным счастьем становится получить весточки от мужей и сыновей, «каракули, выводимые с тяжким трудом». Эта деталь говорит о том, что действие стихотворения происходит уже не в сказочно-былинной Руси, а связано с конкретными историческими событиями современной автору эпохи. По-видимому, причиной ухода крестьян в ополчение послужила Первая мировая война. Мужчины сторицей платят женам и матерям за их тоску и ожидание: «с потом» выводят всем по письму. И снова вся деревня собирается вместе -- теперь «над четницей Лушей», чтобы «допытаться любимых речей». Весточки от любимых связываются в народном сознании с другой великой радостью -- первым дождем после долгой засухи, над которым крестьянки тоже плачут «от счастья и радости».

Несмотря на то, что после ухода мужчин на войну женщины сначала поддаются тоске и испугу («В роще чудились запахи ладана, / В ветре бластились стуки костей»), лирический герой видит их необыкновенную силу, которая прежде всего заключается в их вере. Он разгадывает тайну русских женщин: «Не спугнет их ни гром и ни тьма. / За сохою под песни заветные / Не причудится смерть и тюрьма». Кажется, что именно «хижины хилые / С поджиданьем седых матерей» и «взоры невестины» берегут ушедших на войну «родных силачей», как бережет Русь ее защитница Богородица. В поэзии Есенина много библейской символики, ведь поэт считал себя проповедником крестьянского рая, Богом хранимого русского мира. С Богородицей в религиозном сознании связывался синий цвет, которого так много в есенинской лирике. Появляется этот цвет и в стихотворении «Русь»: «Только видно, на кочках и впадинах, / Как синеют кругом небеса».

Для лирического героя Есенина Русь, русские женщины, крестьянский труд наполняются почти религиозным смыслом. Полный любовью к «родине милой», он восклицает: «Припаду к лапоточкам берестяным, / Мир вам, грабли, коса и соха!» Сам лирический герой наполняется чем-то женственным, бабьим. Он готов примириться «с мыслями слабыми», по-бабьи «верить в лучшее… / Тепля свечку вечерней звезды». Для лирического героя сливаются в одно женское и природное начала: он делит с крестьянскими женщинами страхи и надежды, радость и горе и в то же время готов стать «кустом у воды», чтобы без остатка раствориться в русском, природном, космическом. Вместе с женщинами он грезит о «веселом покосе», о приходе новой весны «в мягких травах, под бусами рос».

В последней строфе лирический герой снова восклицает о любви к своей «кроткой родине». Он уже не удивляется и не гадает, а просто обещает «беречь» свою любовь к Руси, ведь для него родина -- единственное, что достойно настоящей любви. Но из всего стихотворения становится понятно, что для лирического героя Есенина Русь -- всеобъемлющее понятие, особый, патриархальный, крестьянский, немного сказочный мир. Родина для него -- это русская природа, пугающая и обильная. Это и русские крестьяне, «силачи», и опора от бед и невзгод, и русские крестьянки, на вере которых держится любовь в этом мире.

Строчки «Весела твоя радость короткая / С громкой песней весной на лугу», которые лирический герой обращает к своей родине, уже встречались во второй части стихотворения и теперь повторяются в конце рефреном. Это упоминание радости и веселья после описания «грозных бед» оставляет в душе светлое чувство после прочтения стихотворения. Вместе с женщинами лирический герой словно надеется и верит в то, что беды русского народа пройдут, как проходит над лесом гроза. Снова придет весна, покос, короткое, но счастливое время.

Таким образом, в стихотворении «Русь» Есенину удалось выразить все то до боли родное, сокровенное, одновременно радостное и печальное, с чем для него связывалось понятие родины, русской земли. На протяжении творческого пути поэта образ Руси, сохраняя высокую степень единства, все же менялся. От церковной Руси, земли-храма, он трансформировался в образ деревенской Руси, давшей «плоть и кровь» поэту, родины-матери. При всем тревожном мироощущении, которым овеяна лирика последних лет жизни поэта, с Русью будет связано ощущение чистого истока, духовного родника, из которого Есенин черпает силы для поэзии и жизни, с которым навсегда остается связан тесными узами.

Список литературы

1. Аганесов В.В. Русская литература XX века. М., 2000, с. 328.

2. Бельская Л.Л. Песенное слово. М., 1990, с. 110.

3. Горький А.М. Сергей Есенин. - С.А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х т., М., 1986, с. 59.

4. Городецкий С. М. Сергей Есенин. Журнал «Искусство трудящимся» -- 1926 -- № 1 -- С. 3.

5. Есенина А. А. Родное и близкое. -- М.: Советская Россия, 1968. -- 88 с.

6. Лекманов О., Свердлов М. Сергей Есенин: Биография. -- М.: Астрель, Corpus, 2011. -- 608 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Чувство родины - основное в творчестве Есенина. Тема родины в творчестве С.А. Есенина. Образ России в творчестве С.А. Есенина. Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа.

    реферат , добавлен 08.04.2006

    Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Факты биографии – источник вдохновения поэта. Тема Родины - одна из главнейших тем поэзии Сергея Есенина - и, тесно связанная с ней, тема революции. Поэт не был сторонником революции, но все его творчество и жизнь тесно с ней связаны. Мнение критиков.

    реферат , добавлен 21.05.2008

    Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Тема природы в творчестве Есенина. Фольклорные мотивы в творчестве С. Есенина. Образы животных и "древесные мотивы" в лирике Есенина. Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт.

    реферат , добавлен 01.05.2003

    Концепция любви в лирике на примере раннего и зрелого творчества Сергея Есенина. Любовь к женщине как "сокровенное": Айседора Дункан, А. Сардановская, З. Райх. Биография поэта. "Шаганэ, ты моя Шаганэ". Художественные средства в создании образов.

    аттестационная работа , добавлен 29.05.2008

    Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.

    презентация , добавлен 22.01.2012

    Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

    реферат , добавлен 08.07.2010

    Лирика Сергея Есенина. Чувство Родины - основное чувство в творчестве. Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях. Картина старой деревни. Картины родной природы. Сила и обаяние лирики Есенина.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Период имажинизма в творчестве и жизни С. Есенина. Поэтика Есенина в 1919-1920 гг. Образы-символы в его творчестве, цветовая насыщенность произведений. Анализ цветового лексического состава стихотворений с точки зрения употребления различных частей речи.

Тема Родины в творчестве Есенина
Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

С. Есенин.

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины- ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве". Для него вне России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне России Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти несознательной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

И костер зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Поэт любовно описывает и поэтизирует приметы родной страны:

Свет луны, таинственный и длинный.

Плачут, вербы, плачут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Любимым образом Есенина является образ березы. У него береза - "девушка", "невеста", она олицетворение всего чистого и красивого:

Я навек за туманы и росы

Полюбил и березки стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

По поэзии Есенина можно изучать нашу историю. Вот 1914 год. Война. И стихи поэта отражают боль эпохи. В стихотворении "Русь" Есенин передает боль и грусть за судьбу страны, тревогу за жизнь крестьян, вовлеченных в водоворот мировой войны:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны.

Машет саваном пена с озер.

Есенину дорога и близка эта Русь. В самое трудное время поэт всей душой, всем сердцем рядом с народом.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая.

Лишь к тебе я любовь берегу.

Чем безрадостнее картины русской действительности, тем сильнее привязанность поэта к Родине. С приходом революции начинается новый этап в творчестве Есенина. Судьба Родины, народа в бурную революционную эпоху - вот что теперь волнует его:

О, Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь,

Есенин приветствовал революционное обновление Родины, но когда началось преобразование деревни, поэт воспринимал вторжение в деревенские просторы городской цивилизации как приход враждебного "железного гостя".

Значительную роль в творческом развитии поэта сыграла его зарубежная поездка в 1922-1923 годах. После нее Есенин "разлюбил нищую Родину". Поэт с радостью описывает перемены, которые произошли в жизни русского крестьянства. Он теперь всем сердцем принимает и готов воспеть красоту рождающейся "стальной" Руси, потому что за ней будущее:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам, и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь.

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

В книгах Есенина, которые выходят в 1924-1925 годах,- голос новой России, ее мечты, надежды, тревоги, в них душа народа, душа поэта. Облик родного края, исторические судьбы Родины и народа - эти важнейшие темы Есенин решает в высшей степени своеобразно, художественно, ярко.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 20-х годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее. "Чем он дальше от нас уходит, тем становится ближе нам",- справедливо сказал о Есенине поэт Луговской.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

С. Есенин

"Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве", - писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова "Россия", "Русь", наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них - тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.

Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина - это нечто одухотворенное, живое.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

Природа у Есенина - живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой "малой" родиной не видел "большой". Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны силой, что заложена в ней:

Я буду воспевать

Всем существом поэта

Шестую часть земли

С названьем краткие "Русь".

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля, ему виделся только вихрь, "бреющий бороду старому миру". А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди - большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им "деревянная Русь", нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого "мужицкого рая", сказочного края Инонии - тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Цикл стихотворений "Москва кабацкая" - свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.

Вспоминая свое детство в стихотворении "Русь советская", поэт ощущает свое родство с русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о жизни, о Родине.

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.

Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:

Теперь со многим я мирюсь

Без принужденья, без утраты.

Иною кажется мне Русь,

Иными - кладбища и хаты.

Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию:

Но Россия... вот это глыба...

Лишь бы только Советская Власть!..

Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом". "Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь", - пишет поэт. Вспомним "Балладу о двадцати шести". Народ у автора - "и крестьянин, и пролетариат". У народа одна цель: "Коммунизм - знамя всех свобод". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина".

Равнодушен я стал к лачугам.

Мне теперь по душе иное...

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

"Русь советская", "О России и революции", "Страна советская" - так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал "певцом и гражданином в великих штатах СССР":

Приемлю все,

Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Поэт, по сути, выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру - значит перестать быть поэтом. "Русь советская" оказывается чужой.

"Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы". Но России той, прежней, уже нет. И поэтому Есенин - чужой ей, незнакомый, а "те, что помнили, давно забыли". Жизнь идет мимо. Сельчане "обсуживают жись", комсомольцы "поют агитки Бедного Демьяна". Поэт не приемлет этого. Старого уже нет. Он - нигде. Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:

В своей стране я словно иностранец...

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Однако, уже будучи как бы в ином мире, в небытии, "в стране, где тишь и благодать"; Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет места, новую юность:

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

Мы живем в переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая - и Россия новая. И снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли так пронзительно звучит сегодня есенинское:

Не ты ль так плачешь в небе,