Урок одного героя. Образ Катерины в пьесе «Гроза. План-конспект по литературе на тему:"А.Н. Островский "Гроза". Образ Катерины" Чтение монолога.(читает учащийся)

Любовь сильнее смерти, сильнее страха
смерти...
(И.С.Тургенев)

Тема урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе
А.Н.Островского «Гроза»)
Цель урока:
­проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к
Борису, к чему привела эта любовь.
­ выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
­ выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам
«темного царства».
­ учить проводить исследовательскую работу по тексту.
­ учить высказывать свое мнение.
Форма урока: диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся,
музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе,
портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное
сопровождение, стихи А.Дементьева и П.Вегина.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Коммуникативная атака. Постановка учащимися целей урока через
проблемный вопрос. На рабочем столе учителя предметы: (детали –
белая шаль – распахнутые крылья – сердце ­ ключ).
2. Как вы думаете, почему именно эти предметы находятся перед нами?
Соотнесите свои размышления, рассуждения с темой урока и с
эпиграфом «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
3. Сообщение темы и целей урока.
Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» ­ 2мин 35 сек.

­ О какой любви поется в романсе? (любовь – самопожертвование, которая
приводит к погибели).
.Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в
Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.
Слайд 1

пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
­Как вы понимаете эти слова?
Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради
любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы –
Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими
принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.
Мы должны разобраться, почему Катерина решилась на любовь к Борису,
­ ­­почему Катерина покончила жизнь самоубийством,
­выявить черты характера Катерины,
­ почему она не может жить по законам «темного царства»,
­в чем истоки характера Катерины.
Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое
мнение
­ любовь Катерины ­ слабость это или сила?
­ Самоубийство Катерины ­ Победа это или поражение?
­ Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»?
В течение урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное
мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.
4. Реализация домашнего задания.
Слайд 2 ­3. Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с
нормой и моралью «темного царства», вспомним прежний урок, где мы
говорили о быте и нравах города Калинова.
Вопрос домашнего задания:

­Итак, каковы быт и нравы города Калинова?
­Каково было положение женщин в тогдашней России?
­Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам»
города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? (Она никого себе не
подчиняет и не умеет подчиняться сама)
5. Новый материал.
Слайд 4. 1) Черты характера Катерины.
Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам»
жизни (Кабанихе и Дикому), ей чужды законы темного царства, она живет
так, как ей велит ее совесть. Имена героев имеют символический смысл:
Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи –
Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь
«грубая».
Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная»,
Такая Катерина (чистая) в силу своего характера.
­Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины?
(зачитать реплики) ­ неспособность лицемерить, прямота.
Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.
­Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов
живет по иным принципам?
(воспитание в детстве, в родном доме)
Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье.
Слайд 5. Чтение наизусть монолога Катерины «Отчего люди не летают?»
Д.1, явл. 7)
Слайды 6, 7, 8, 9
Слайд 10

Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
В доме родителей:

­« точно птичка на воле»
­«маменька в ней души не чаяла»
­«работать не принуждали»
­«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных,
относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала
церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое
отношение к жизни.
Слайд 11. В доме Кабанихи:
­«завяла, как цветок»
­«от любви вас и бранят»
­«все по принуждению»
­«меня не станет бояться, тебя и подавно»
Слайд 12. В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней
свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал
Катерину, а жил по приказам Кабанихи.
Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
А) Осознание своей обреченности
Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит
ее конфликт с окружающим?
Черты характера Катерины ­ принципы жизни в доме
Слайд 13.

Кабанихи
Свободолюбие ­ подчинение
Независимость ­ отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями

Мечтательность и поэтичность ­отсутствие духовных начал
Религиозность ­ религиозное лицемерие
Решительность ­ не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта, бескорыстие ­ грубость и брань
Честность, непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины ­ Главное – жить согласно своей душе, а для
Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь
возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.
Ваше мнение по вопросу: Чем Катерина отличается от жителей города
Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)
Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души?
(Мнения учащихся)
Слайд 14. 2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее
чувство?
Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь? Определение по
словарю Ожегова (Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)
1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.
2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей
и о любви как высоком духовном чувстве.)
3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.
4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины ­ вообще нет реплик со
словом «любить»
Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?
Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»
Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен.
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит,
Душа не хочет перемен.
Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство
разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к
гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны
– это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза»
(доклад учащегося) Даша

Слайд 15. «По заданию Его императорского высочества, генерал­адмирала,
великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского
сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт
путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать
народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного
судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само
состояние водных путей России.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с
увлечением взялся за дело»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского
превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в
пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между
тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!
Где написана «Гроза» ­ на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно
неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за
несколько месяцев 1859 года.
В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы»
Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло
нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до
начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины
– беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над
волгой. Показывали и дом, где она жила, ­ рядом с церковью Успения. А когда
«Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под
Клыковых».
Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское
дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю
использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти
буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую
купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери.
Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей.
Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в
просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и
холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой.
Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков,
беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и
относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой
женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались

подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело
А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший
широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из
костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого
дела в «Грозе».
Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского
точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха
Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне­июле
1859 года и закончил 9 октября того же года.
Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так
патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а
подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали
замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.
Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.
Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2)
­ Кого полюбила Катерина?
­ Почему Варвара догадывается о любви Катерины?
­Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась
Варвара?
­ Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины, ее религиозность не
позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения
Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного
царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным
Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон
уезжает по делам.
Слайд 16. Анализ сцены «Проводы Тихона» Д 2, явл.3,4,5.

(Чтение по ролям)
­Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
­ Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
(В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи,
выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять
Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
­ Как ведет себя Тихон перед отъездом?
(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно
представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели
освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику:
«Да­с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует, чтобы он
дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю
матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон

пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и
он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не
заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности
домашних и прежде всего своенравную Катерину)
Слайд 17. Ответы на вопросы
Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Ответ найдем в статье Добролюбова: «В этой страсти заключается для нее вся
жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису
влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на
остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая
себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная

тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной
свободы».
Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10.
Слайд 18. Чтение монолога. (читает учащийся)
­ Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?
Каково значение сцены?
(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами
домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и
восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение
чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в
неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина
оспаривает первоначальное решение – бросить ключ: «Да какой же в этом
грех, если я взгляну на него раз, хоть издали­то! Да хоть и поговорю­то!.. Да
ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками:
подумав,
молчание,
задумывается,
задумчиво смотрит на ключ,
характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да
увидеть его…»
Любовный выбор обрекает Катерину на мучения. Она встречается с
Борисом.
Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)
­ В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
(Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно
натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от
растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по

тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не
поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)
­ Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи
напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)
­ В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом,
действовала по велению сердца, а не закона)
Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить
и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая
нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не
стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и
распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем
поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.
Итак, любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)
1) Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)
Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся,
точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза
как у помешанной.»
­ Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив
мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее
натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)
Слайд 19. ­ Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на
протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет
поступки главной героини.
­ В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
(Гроза – в природе ­постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить
по­своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.
Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и
правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)
Гроза в природе – освежает
Гроза в душе –очищает
Гроза в обществе –просвещает.
­ Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару
бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным
побуждениям)
Слайд 20. Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)
(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание
посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы
Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее
ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым
она виновата – для нее пытка)
­В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?
(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после
ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит
мне что­нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет
защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так
подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Слайд 21 .явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает
Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе
Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над
Катериной норм религиозной нравственности.)
­ Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной,
если бы она не раскаялась?
(Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать,
продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина
приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными
устоями, деспотизмом)
­ Чем объясняется раскаяние Катерины?
(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что
ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь.
Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать­то ничего не могу.»
Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет
важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно
видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного
очищения.)
­ могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)
Слайд 22. Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)
(Чтение отрывка)
Звучит романс «А напоследок я скажу»
Катерина бросается в Волгу, не примирившись с законами «темного царства».
­ Почему Борис не мог спасти Катерину (Он был «жертвой» «темного царства»,
жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог, как
Катерина выступить против неволи из­за страха «жертвы»)
­Какой можно сделать вывод?
Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по
велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству

свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из­за
чувства любви, ни и из­за того, что он пострадал из­за нее, бросилась в
Волгу по требованию свободной души.
­Докажите, что смерть Катерины – это протест.
(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)
­ Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?
Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»
Ты разрушаешь очаг.
Синий огонь кипит
В отчаянных очах.
Воительница в любви,
Что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом,
Чтобы построить храм.
Героиня пьесы, разрушая семью, шла к любви, испытала минуты счастья,
построила храм любви, наверное, богиня любви будет молится за ее душу.
6. Работа по учебнику (Резерв)
Роль Катерины играли многие актрисы, все по­разному подходили к
интерпретации этого образа
« Исполнительницы ролей Катерины»
1­ Косицкая
2­Федотова
3­Стрепетова
4­Ермолова
5­Тарасова
6­Козырева
Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?

Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение
полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?
6.Критики о пьесе.
«Что тут должен делать критик?»
Сообщение учащегося
Добролюбов «Луч света в темном царстве»
­ «Гроза»­ это зреющие в глубине России революционные силы
­ критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины
­В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.
­Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость
покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.
Д.Писарев «Мотивы русской драмы»
­ Катерина – это «полоумная мечтательница
­Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий
­­ Она постоянно кидается из одной крайности в другую
­ Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других
­Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством –
самоубийством.
Аполлон Григорьев
­ увидел в Катерине поэзию народной жизни
­ Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается
действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»
8. Итог урока.
Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского
«Гроза», какой вывод можно о ней сделать?

Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить,
готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и
поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам
«темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и
свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
Звучит романс «Любовь ­ волшебная страна»
 Приём «Помощь психолога»
­ Как вы думаете, ребята, остались ли Катерины в современном обществе?
(Конечно,есть)
­Каким образом современная Катерина может выйти из сложившейся
ситуации?
(На сегодняшний день любой человек может обратиться за помощью к
квалифицированным специалистам. Это и помощь психолога, и
познавательные книги, консультации, а также различные рекомендации в
области психологии)
­Какие позитивные стороны должны быть у современного человека?
(Это здоровый образ жизни, желание жить, творить, наслаждаться каждым
мгновением, ощущать чувство и состояние полного
удовлетворения,
стремиться реализовать цели и мечты, беречь и любить близких и
окружающих, иметь любимое увлечение, хобби)
Найти себя – дороги нет короче,
Найти себя – дороги нет длинней;
Найти себя – открыть в душе источник,
Найти себя – и сделаться сильней!
Юрий Энтин
Оценки
Видео
Д/з Эссе «Не убивайте женскую любовь»
Если время позволит

4. Обобщение изученного.
Учитель. Я предлагаю составить пятистишье, в которой вы можете дать
обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

1. Тема (существительное).
2. Два определения (прилагательные).
3. Действия (три глагола).
4. Ассоциации (четыре существительные).
5. Действия (три глагола).
6.Тема (существительное).
Катерина.
Непосредственная, честная.
Любит, стремится, бунтует.
Свобода, страсть, замкнутость, грех.
Разочаровывается, страдает, гибнет.
Бедная Катерина



Морозова Н.Т. В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих отношениях. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы. «Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта


Морозова Н.Т. Катерина. Имя – образ - судьба Екатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная, благопристойная: 1. соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали. 2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ – приличный, скромный


Морозова Н.Т. Катерина в родительском доме «Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду


Морозова Н.Т. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки? - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?


Морозова Н.Т. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…» «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…»


Морозова Н.Т. Выводы: Особенности жизни Катерины в родительском доме 1. Сердечное отношение родных. 2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок Относительная свобода. Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей Болезненная впечатлительность, экзальтированность. Романтическое отношение к жизни.


Морозова Н.Т. Катеринао жизни в семье Кабановых «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»



Морозова Н.Т. Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису? - От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом? - К чему стремилась Катерина? -Через что пришлось переступить Катерине? -На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?


Морозова Н.Т. Почему Катерина ищет выход в любви? «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь- то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. » Любила ли Катерина мужа?


Морозова Н.Т. Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь? Катерина. Что я сделаю! Катерина. Что я сделаю! Варвара. Да, что сделаешь? Варвара. Да, что сделаешь? Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь. - -Прокомментируйте диалог


Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут. Варвара улыбается. Варвара улыбается. Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.) Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)




Морозова Н.Т. "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" "Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"


Морозова Н.Т. - Какова сила любви Катерины? - Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её? - Возьми меня с собой отсюда. - Нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает. Какой выход из создавшейся ситуации видите вы? Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?


Морозова Н.Т. Позитивные стороны «Мою любовь у меня никто не отнимет...» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...» «Сколько радости принесут мне дети...» Негативные стороны «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»


Морозова Н.Т. В детствеВ семье Кабановых «Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное жить согласно своей душе Для Кабанихи главное подчинить, не дать жить по-своему


Морозова Н.Т. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу: все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется




Морозова Н.Т. Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»). Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») ________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему? «Гроза» в русской критике


Морозова Н.Т. Информационные источники Шаблон учителя Морозовой Н.Т 4 слайд – женщина в 19 векеженщина в 19 веке 5 слайд – «Домострой»«Домострой» 6 слайд - Катерина Катерина 7 слайд – Вид на Волгу Вид на Волгу 8 слайд - Катерина Катерина 9 слайд - церковьцерковь 10 слайд – девочка, служба в церквидевочка, служба в церкви Свет в церкви 12 слад – Кабаниха, Катерина, Борис Кабаниха, Катерина, Борис 13 слайд – Дикой и Кабаниха Дикой и Кабаниха 14 слайд – вечерний моционвечерний моцион Калинов 15 слайд - Катерина Катерина 16 слайд – Катерина и Варвара Катерина и Варвара 17 слайд – Катерина Катерина 18 слайд- под сводами церквипод сводами церкви 20 слайд – покаяние Катериныпокаяние Катерины 21 слайд – картина Васнецовакартина Васнецова 22 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом Прощание Катерины с Борисом Катерина и Борис на скамейке у Волги 23 слайд – Катерина с Борисом Катерина с Борисом 27 слайд - Катерина Катерина 28 слайд – Катерина и Тихон Катерина и Тихон

Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
  • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, слайды по теме урока (прилагаются), два кусочка пластилина - чёрного и белого, тексты по пьесе.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя,
несмотря ни на какие препятствия,
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Н.А. Добролюбов

Только сознательное уважение человека к самому себе
даёт ему возможность спокойно
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности,
которые не сопровождаются сильной физической болью.

Д.И. Писарев

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

2. Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. Её душевная трагедия”. Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

Я предлагаю вам посмотреть на облака. Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением. (Воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Ученики делают вывод, как это связано с темой урока и работой на уроке.

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”, ответить на вопросы “Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

3. Информационный поток.

Работа в группах.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием. Обращение к заповедям в “Законе Божьем).

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”)

Задание третьей группе:

Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это “тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками?

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню “лучом света в тёмном царстве”. Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к “вечным детям и карликам”.

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. Теперь мы с вами узнаем, какой образ Катерины создавали актрисы, которые играли её роль на сцене (демонстрация слайдов с портретами П. Стрепетовой и М. Ермоловой).

В истории театра лучшей исполнительницей роли Катерины Кабановой, первенство которой признавали даже знаменитые актрисы Федотова и Ермолова, осталась Л.П. Косицкая, для которой Островский специально написал эту роль.

Эту роль играли Пелагея Стрепетова и Мария Ермолова.

Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву тёмного царства. “Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всём его ужасе, но и во всей его нетленной красоте”. (В.М.Дорошевич. Старая театральная Москва. – М.: Петроград, 1923).

Е.Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: “…С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами, распущенными по плечам чёрными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит её обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя, и сколько глубокой, безнадёжной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе…”.

Характеризуя игру Стрепетовой, А.С. Суворин замечал, что её трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о “тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы”. “Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния…Сколько их умирает так просто, молчаливо…”.

Ермолова подчёркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. “Добролюбов назвал конец Катерины “отрадным”: таков он был у Ермоловой, - пишет С. Н. Дурылин. – Её Катерина, действительно, была не мимолётная искра, а “луч света в тёмном царстве”, луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющий мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у неё можно учиться мужеству героической воли. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-г годов… Ермолова доказала, что это “бытовая драма” - могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и её способность к победе над этой злой долей”.

И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, тёмного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой. т.к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против тёмного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.

Учитель. А теперь посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.)

Ответ на вопросы.

1. Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона?

2. Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?

3. Почему Катерина покаялась публично?

4. Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной?

5. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Приём “Помощь психолога”.

Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.

(Все “за” и “против” можно “взвесить” на чашах весов. Кладём грузик на одну чашу, если решение позитивное, на другую – если негативное.

Позитивные стороны Негативные стороны
  • “Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…”
  • “Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…”
  • “Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…”
  • “Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…”
  • “Мою любовь у меня никто не отнимет…”
  • Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от матери…”
  • “Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…”
  • “Сколько радости принесут
  • мне дети…”
  • “Найдут, силой поволокут домой…”
  • “Свекровь заест совсем…”
  • “Никогда не быть мне свободной…”
  • “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо…”
  • “Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…”

Учитель. Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. Давайте попробуем провести небольшой опыт. Перед вами лежат два кусочка пластилина – чёрный и белый. Представим, что это человеческие души. Попробуйте их помять. Мягкие, легко поддающиеся. Представим, что каждый человек рождается на свет с белой и чистой душой. Но у каждого человека есть ещё и характер. Человек живёт, общается с людьми. Люди бывают плохие и хорошие. После общения с ложью, несправедливостью, душа человека чернеет. Со временем всё больше и больше. От человека, от его характера и силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу чистой.

Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”

(Нет. Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной (работа с понятием).

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на антонимии понятий.

1. Тема (существительное).

2. Два определения (прилагательные).

3. Действия (три глагола).

4. Ассоциации (четыре существительные).

1, 2 антонимы 3,4

5. Действия (три глагола).

6. Два определения (прилагательные).

7. Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Уставшая, раскаявшаяся

Бедная Катерина.

Учитель. Я просила вас подумать, с какими произведениями литературы, музыки, живописи ассоциируется у вас образ Катерины, её мысли, поступки.

1. Ученики прочитали стихотворение К.Д. Бальмонта “У моря ночью”, т.к. оно помогает им ощутить то, что испытывала Катерина в последние моменты жизни. (Чтение наизусть данного стихотворения).

2. Из музыкальных произведений были предложены “Siciliano” Баха и “Храните Господа с небес” Лядова. Первое – ассоциация со всей жизнью Катерины, второе – вера Катерины в Бога.

3. Из произведений изобразительного искусства учащиеся предложили картины И.И. Левитана “Вечер на Волге” (место, где разворачивались события драмы , красота (работа с понятиями) природы сопоставляется с красотой главной героини, воды Волги поглотили в себя эту красоту) и К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце(яркое оранжевое пятно солнца и луч, который падает на воду – это светлый образ Катерины и её характера).

5. Домашнее задание.

1. Составить тест из 10 заданий по пьесе “Гроза”.

2. Подготовить сообщение “Проблема человеческого достоинства в пьесе “Гроза”.Составить технологическую карту “Алфавит”.

3. Письменно ответить на вопрос “В чём заключается новаторство Островского?”

6. Рефлексия.

На доске крепятся изображения островов с названиями “Остров познания”, “Остров счастья”, “Остров безразличия”, “Остров сомнения”, “Остров интереса”. Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

ЭПИГРАФ
«Гроза есть, без сомнения,
самое решительное
произведение Островского;
взаимные отношения
самодурства и безгласности
доведены в ней до самых
трагических последствий…»
(Н. Добролюбов)

И. Глазунов.
Иллюстрация к пьесе
А.Н. Островского
«Гроза»
«В «Грозе» есть чтото освежающее и
ободряющее. Это
«что-то» есть, по
нашему мнению, фон
пьесы,
обнаруживающий
шаткость и близкий
конец самодурства»
(Н. Добролюбов)

«Луч света в темном царстве», - так назвал
Катерину русский критик Н. Добролюбов.
«…самый характер Катерины… тоже
веет на нас новой жизнью,
открывающийся в самой ее гибели». (Н.
Добролюбов)
«Прежде всего нас поражает
необыкновенная своеобразность этого
характера. Ничего нет в нем внешнего,
чужого, а все выходит как-то изнутри
его; всякое впечатление
перерабатывается в нем и срастается
с ним органически». (Н. Добролюбов)

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.
Вступление. Пьесы А.Н. Островского –
«пьесы жизни». (История создания драмы
«Гроза»)
I.
II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины.
1.
Жизнь Катерины в родительском доме.
а) сердечное отношение родных.
б) времяпрепровождение (посещение церкви,
слушание рассказов странниц, богомолок…)
в) относительная свобода.

2.
Черты характера, развившиеся под влиянием
жизни у родителей:
а) болезненная впечатлительность,
экзальтированность;
б) романтическое отношение к жизни.
3.
Жизнь Катерины в доме Кабановой.
а) жестокое отношение Кабанихи;
б) постоянный духовный бунт;
в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

4. Влияние жизни у Кабановых на
Катерину.
а) осознание своей обреченности;
б) замкнутость, разочарованность в
семейной жизни;
в) страстное стремление к свободе, любви,
счастью.

5.
Основные черты характера:
а) честность, непосредственность;
б) моральная чистота;
в) решительность, мужество;
г) страстность натуры, глубина чувств;
д) стремление к свободе;
е) поэтичность натуры;
ж) незаурядный ум;
з) доброта, бескорыстие.

6. Речь Катерины – отражение богатства
ее внутреннего мира.
7. Гибель Катерины – это слабость или
ее сила?
III. Заключение. Образ Катерины в оценке
критиков. Мое мнение о Катерине.

ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ:
«В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой
бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как
нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет
помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть
на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно
подозревают нечистые, развратные замыслы…»
«К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он
с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к
нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе
отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и
смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли,
простора, горячей, беззапретной свободы».

Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст.
«Мотивы русской драмы» (1864 г.)
Писарев называет Катерину «полоумной
мечтательницей» и «визионеркой».
«Вся жизнь Катерины состоит из постоянных
внутренних противоречий; она ежеминутно кидается
из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в
том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет
делать завтра; она на каждом шагу путает и свою,
собственную жизнь и жизнь других людей; наконец,
перепутавши все, что было у нею под руками, она
разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым
средством, самоубийством».

Нравственные переживания героини
Писарев считает следствием того же
неразумения героини:
«Катерина начинает терзаться угрызениями совести
и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а
между тем Борис живет в том же городе, все идет постарому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно
было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но
Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень
основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да
и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит….
Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток
своего ума…»

ПОЗИТИВНЫЕ
СТОРОНЫ
НЕГАТИВНЫЕ
СТОРОНЫ
Я буду жить, дышать,
видеть небо, следить за
полетом птиц,
ощущать на себе
солнечный свет…»
«Я буду перед Богом
чиста, буду снова
молиться, замолю свои
грехи…»
«Найдут, силой
поволокут домой…»
«Свекровь заест
совсем…»
«Никогда не быть мне
свободной…»
«Тихон не простит,
снова придется видеть
его недовольное лицо…»

«Не дают мне весь мир
воспринимать свободно,
вольно – создам в доме
свой мир, а не
получится в доме,
создам свой мир в своей
душе. Этого мира у
меня не отнять…»
«Запрут – вот и будет
тишина, никто
мешать не будет…»
«Тихон не простит,
снова придется видеть
его недовольное лицо…»
«Бориса никогда не
увижу, снова эти
ночные страхи, эти
долгие ночи, эти долгие
дни …».

«Мою любовь у меня никто
не отнимет…»
«Тихон слаб, но я могу
сделать его счастливей,
если защищу его от
матери…»
«Кабанова стара, скоро ей
понадобится моя
помощь…»
«Сколько радости
принесут дети…»

ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?
1. -духовно
богатая,
поэтическая,
возвышенная
натура;
2. - сомневается в
правильности
своих поступков,
пробует остановить
себя;
3. -не идет на
нравственные
компромиссы
(на «сделку
с совестью»;
4. испытывает
отвращение
ко лжи, обману;
5. -жаждет
свободы
и счастья
1. -пугается силы
и глубины своего чувства к
Борису;
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ
2. -обладает обостренным
чувством справедливости;
БОРЬБА СТРАСТИ И
ЧИСТОТЫ
НРАВСТВЕННОГО
ЧУВСТВА
3. -ощущает страх перед
«своеволием» чувства
любви;
4. -переживает чувство
вины перед Тихоном;
5. -нравственные понятия
религиозно окрашены

Н ДОБРОЛЮБОВ:
«Грустно, горько такое освобождение; но что же
делать, когда другого выхода нет. Хорошо что
нашлась в этой бедной женщине решимость
хоть на этот страшный выход. В том и сила ее
характера, оттого-то «Гроза» и производит на
нас впечатление освежающее… Без сомнения,
лучше было бы, если бы возможно было Катерине
избавиться другим образом от своих мучителей,
или же окружающие ее мучители могли бы
измениться…»

«Мы уже сказали, что конец кажется нам
отрадным; легко понять, почему; в нем дан
страшный вызов самодурной силе, он говорит ей,
что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить
с насильственными мервеющими началами. В
Катерине видим мы протест против кабановских
понятий о нравственности, протест, доведенный
до конца, провозглашенный и под домашней
пыткой, и над бездной, в которую бросилась
бедная женщина. Она не хочет мириться, не
хочет пользоваться жалким прозябанием,
которое дают ей в обмен за ее живую душу…»

Образ Катерины в интерпретации актрис

Стрепетова в роли
Катерины
«Она создала нам мученицу,
русскую женщину. И мы
увидели это мученичество во
всем его ужасе, во всей его
нетленной красоте» (В.М.
Дорошевич. Старая
театральная Москва. – М. :
Петроград, 1923г).

Заслуженная артистка
ЕРМОЛОВА МАРИЯ
НИКОЛАЕВНА
«Ее Катерина, действительно,
была не мимолетная искра, а»луч
света в темном царстве», луч
смелый, сильный, яркий,
предвещающий восход солнца,
разгоняющего мрак. Такую
Катерину нельзя ни оплакивать,
ни ни жалеть, как Катерину
Стрепетовой, перед ней можно
преклоняться, как перед
трагической героиней, у нее
можно учиться мужеству
героической воли.» (С.Н. Дурылин)

«Ермолова доказала, что эта «бытовая драма» могучая русская народная трагедия, а роль русской
женщины из глухого городка – образ героический,
раскрывающий и печальную судьбу русской женщины
в прошлом, и ее способность к победе над этой злой
долей».(С.Н. Дурылин)
И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа
акцентировали внимание зрителя на разных сторонах
личности Катерины. Стрепетова имела право
рассматривать Катерину как жертву темного царства. Сам
Островский высоко ценил игру Стрепетовой, т.к. актриса
будила в душах зрителей протест против тех жизненных
условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина
Ермоловой сама была олицетворением протеста против
темного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение
новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и
справедливость.

«Островский обладает
глубоким пониманием
русской жизни и
великим умением
изображать резко и
живо самые
существенные ее
стороны» пьесы
Островского – «это не
комедии интриг и не
комедии характеров
собственно, а нечто
новое, чему мы дали бы
название «пьес жизни».
(Н,Добролюбов)

Cлайд 1

ТЕМА УРОКА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ» (Н. ДОБРОЛЮБОВ) ОБРАЗ КАТЕРИНЫ. ЕЕ ДУШЕВНАЯ ТРАГЕДИЯ. (ПО ДРАМЕ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)

Cлайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это – проявление силы или слабости духа? Развивать умение работать с критической литературой. Прав ли Н. Добролюбов, назвав Катерину «лучом света в темном царстве».

Cлайд 3

Cлайд 4

ЭПИГРАФ «Гроза есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий…» (Н. Добролюбов)

Cлайд 5

И. Глазунов. Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского «Гроза» «В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» есть, по нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства» (Н. Добролюбов)

Cлайд 6

«Луч света в темном царстве», - так назвал Катерину русский критик Н. Добролюбов. «…самый характер Катерины… тоже веет на нас новой жизнью, открывающийся в самой ее гибели». (Н. Добролюбов) «Прежде всего нас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и срастается с ним органически». (Н. Добролюбов)

Cлайд 7

I. Вступление. Пьесы А.Н. Островского – «пьесы жизни». (История создания драмы «Гроза») II. Основная часть. Душевная трагедия Катерины. 1. Жизнь Катерины в родительском доме. а) сердечное отношение родных. б) времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок…) в) относительная свобода. ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ КАТЕРИНЫ.

Cлайд 8

2. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей: а) болезненная впечатлительность, экзальтированность; б) романтическое отношение к жизни. 3. Жизнь Катерины в доме Кабановой. а) жестокое отношение Кабанихи; б) постоянный духовный бунт; в) непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.

Cлайд 9

4. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. а) осознание своей обреченности; б) замкнутость, разочарованность в семейной жизни; в) страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Cлайд 10

5. Основные черты характера: а) честность, непосредственность; б) моральная чистота; в) решительность, мужество; г) страстность натуры, глубина чувств; д) стремление к свободе; е) поэтичность натуры; ж) незаурядный ум; з) доброта, бескорыстие.

Cлайд 11

6. Речь Катерины – отражение богатства ее внутреннего мира. 7. Гибель Катерины – это слабость или ее сила? III. Заключение. Образ Катерины в оценке критиков. Мое мнение о Катерине.

Cлайд 12

ДОБРОЛЮБОВ ОБ ОБРАЗЕ КАТЕРИНЫ: «В сумрачной обстановке новой семьи… под тяжелой рукой бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам… Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы…» «К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая в себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Cлайд 13

Д.И. ПИСАРЕВ О КАТЕРИНЕ (ст. «Мотивы русской драмы» (1864 г.) Писарев называет Катерину «полоумной мечтательницей» и «визионеркой». «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нею под руками, она разрубает все затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством».

Cлайд 14

Нравственные переживания героини Писарев считает следствием того же неразумения героини: «Катерина начинает терзаться угрызениями совести и доходит в этом направлении до полусумасшествия; а между тем Борис живет в том же городе, все идет по-старому, и, прибегая к маленьким хитростям, можно было бы кое-как видеться и наслаждаться жизнью. Но Катерина ходит как потерянная, и Варвара очень основательно боится, что она бухнется мужу в ноги да и расскажет ему все по порядку. Так оно и выходит…. Грянул гром – Катерина потеряла последний остаток своего ума…»

Cлайд 15

ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет…» «Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…» «Найдут, силой поволокут домой…» «Свекровь заест совсем…» «Никогда не быть мне свободной…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…»

Cлайд 16

«Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам в доме свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…» «Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…» «Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо…» «Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни …».

Cлайд 17

«Мою любовь у меня никто не отнимет…» «Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если защищу его от матери…» «Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…» «Сколько радости принесут дети…»

Cлайд 18

1. -духовно богатая, поэтическая, возвышенная натура; 2. - сомневается в правильности своих поступков, пробует остановить себя; 3. -не идет на нравственные компромиссы (на «сделку с совестью»; 4. испытывает отвращение ко лжи, обману; 5. -жаждет свободы и счастья 1. -пугается силы и глубины своего чувства к Борису; 2. -обладает обостренным чувством справедливости; 3. -ощущает страх перед «своеволием» чувства любви; 4. -переживает чувство вины перед Тихоном; 5. -нравственные понятия религиозно окрашены «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОИНИ БОРЬБА СТРАСТИ И ЧИСТОТЫ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА ПОЧЕМУ ПОГИБЛА КАТЕРИНА?

Cлайд 19

Н ДОБРОЛЮБОВ: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо что нашлась в этой бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее… Без сомнения, лучше было бы, если бы возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей, или же окружающие ее мучители могли бы измениться…»

Cлайд 20

«Мы уже сказали, что конец кажется нам отрадным; легко понять, почему; в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с насильственными мервеющими началами. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое дают ей в обмен за ее живую душу…»