Блокирования чувств и напряжение в теле: чем опасны телесные блоки? Три простых шага как разблокировать ваше сознание и начать жить собственной жизнью

Инструкция

Старое испытанное средство борьбы с душевной болью - пара таблеток валерьянки или какого-нибудь седативного средства, а затем сон. Это неплохо расслабляет и притупляет любые чувства , но, конечно, часто прибегать к помощи лекарств не стоит.

Избавиться от лишних эмоций можно, занявшись интенсивным физическим трудом или вообще какой-то работой, которая не дает возможности дать волю чувства м.

Негативные ощущения после определенной психологической тренировки вы всегда сможете заменить позитивными или хотя бы нейтральными. Посмотрите в окно на какой-нибудь предмет или пейзаж и сосредоточьте на нем свое внимание. Рассмотрите объект и старайтесь описать его в деталях. Если вы разглядываете предмет, представьте, какой он на ощупь и запах, если перед вами пейзаж, мысленно создайте его целостный образ. Представьте, как приятно очутиться в тени леса или почувствовать на своем лице дыхание ветра.

Возьмите лист бумаги и опишите ситуацию, которая вас взволновала. Старайтесь делать это как бы со стороны. Представьте, что это ваша близкий друг, а вы ему отвечаете. После того как вы оставили все чувства на бумаге, перечитайте ваше письмо еще раз и сожгите его.

Мощную поддержку в избавлении от негативных чувств может вам оказать музыка. Попробуйте подобрать «свои» мелодии, которые способны возвратить вам уравновешенность и спокойствие. Это зависит от вашего вкуса и восприятия. Для одних лучшими будут мелодии венских классиков Моцарта или Гайдна, для других - Бетховена, Листа или, к примеру, Чайковского.

Существует и так называемая психоделическая музыка, которая воздействует на психику слушателей, изменяя их мироощущение, но она воспринимается людьми неоднозначно. Часто такие мелодии используют при медитации - это еще один способ научиться отключаться от гнетущих мыслей и чувств.

Если вы - человек верующий, отрешиться от мира с его ненужной суетой и проблемами можете с помощью молитв.

Попробуйте отключить свои чувства во время общения с другими людьми. Для этого как можно глубже вникните в суть разговора. Сосредоточьте на теме беседы все свое внимание. Думайте только об этом, старайтесь сделать предмет обсуждения главным в вашем сознании.

Старайтесь заменить все чувства , продиктованные эмоциями, на более рациональные. Ищите выход из сложной ситуации, определите свои приоритеты. Убедите себя в том, что ваши проблемы в глобальном масштабе совершенно не важны, а значит, и «подключать» свои чувства к ним не стоит.

Для контроля над своими чувства ми изучайте йогу. Вот одно из дыхательных упражнений, позаимствованных у этой системы, которое позволяет обрести спокойствие. Удобно сядьте. Выпрямитесь. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании: оно должно стать глубоким и равномерным. Сожмите кулаки и держите их минуту в таком положении. Попробуйте также несколько раз вдохнуть как можно глубже, ненадолго задерживая свое дыхание, а затем медленно выдыхая.

Размораживание чувств.

Когда человек научился не реагировать на травму: чего ему это стоит?


Если в детстве ребенку пришлось туго, и по каким-то причинам рядом не оказалось человека, который бы помог пережить эти трудности, разделив чувства и эмоции ребенка, объяснив происходящее и дав свою защиту и утешение, - ребенок вынужден блокировать в себе те чувства, пережить которые пока не имеет ресурсов.

Так возникает пресловутое "замораживание" - полное отсутствие реакции в травматических обстоятельствах. Блокировать переживание чувств совсем несложно, каждый из нас это когда-либо делал: достаточно напрячь те мышцы, которые связаны с их выражением. Например, сжать зубы и не заплакать!

Механизм блокирования чувств.

Всем известно, что горе выражается слезами. Также всем известно, что нужно сделать, чтобы не заплакать: нужно сжать зубы покрепче, напрячь мышцы вокруг глаз, и дышать как можно менее глубоко. Чем поверхностнее дыхание - тем слабее доступ к любым чувствам вообще; полная остановка дыхания, очевидно, приведет к тому, что человек вскоре уже ничего не будет чувствовать. Ибо совсем ничего не чувствуют только мертвые. Тем не менее, столкновение с непереносимыми чувствами нередко вызывает затруднения, а то и ощутимую по времени остановку дыхания: об этом так и говорят: «перехватило дыхание от отчаяния/испуга/ужаса/и т.п.»


Вообще-то подобное напряжение призвано предохранить человека от эмоций и чувств, которые он (по каким-то причинам и часто бессознательно) считает для себя непереносимыми или недозволенными. Эти чувства часто остаются неназванными и неузнанными, и, разумеется, всегда - непережитыми, отчего как будто консервируются в теле. Но и это ещё не всё: те области тела, которые оказались напряжены для того, чтобы не дать чувствам вырваться на волю, тоже лишаются тонкой чувствительности, становятся неспособны переживать удовольствие.

Механизм этого прост. Попробуйте сжать руку в кулак и проведите им по другой руке. Обратите внимание на ощущения в сжатой руке, опишите их для себя и запомните. Было ли в этом какое-нибудь удовольствие? А теперь разожмите кулак, расслабьте руку, сделайте её мягкой - и проведите ею по тому же месту. Сравните ощущения. В каком случае удовольствия больше?

Возникновение телесных блоков

Если взрослый человек блокирует переживание чувств единожды - то, вероятно, это не оставит никакого следа на его внешности. Психика человека способна к самовосстановлению, и даже если сознательно он ничего не будет делать для переживания заблокированного чувства - есть ещё сны, они помогают переработке дневных впечатлений. Но если делать такое с самого детства, раз за разом, если какое-то из напряжений оказывается привычным для психики… тогда во взрослом возрасте его можно будет увидеть буквально невооруженным взглядом. Привычно напряженные желваки на скулах - это цена за то, что «мальчики не плачут». Привычно напряженные плечи, втянутая в них шея - это попытка скрыть от себя самого и не чувствовать свой страх. Напряженный живот и заблокированные бедра - плата за возможность не чувствовать сексуальное возбуждение. Ну и так далее.

Чаще всего подобные телесные блоки возникают ещё в детстве, когда сознательные возможности переживания чувств ребенком ещё слабы: когда родители не пришли на помощь, а сам справиться не можешь, «законсервировать» опасное чувство до лучших времен выглядит весьма разумной стратегией. Правда, это сказывается на развитии тела, возникает так называемый «мышечный панцирь», который привычно защищает от определенных чувств, ну да тут о выживании речь: лучше в панцире, но живым.

К счастью, в отличие от типа телосложения, который изменить невозможно (да и не нужно, это же ваши сильные качества! ими нужно пользоваться и гордиться) - от этого мышечного панциря можно избавиться, вернуть чувствительность собственному телу. Эта дорога не всегда проста, но её осилит идущий.

Изучаем собственное тело

Это упражнение лучше всего делать, например, в душе, где вы могли бы исследовать всё своё тело без помех. Включите тёплую приятную воду, и, направляя её на разные участки своего тела, исследуйте всё богатство их ощущений. Делая это, можно доброжелательно поговорить с исследуемым участком: «Я рада тебе, моя правая лопатка, привет!» - не столь важно, что конкретно вы скажете, сколько намерение. Нужно обеспечить благожелательность самоисследования, чтобы оно проходило в атмосфере доброжелательного внимания, а не злобной инспекторской проверки.

Замечайте всё, что происходит при исследовании какого-либо участка: есть ли в нем чувствительность вообще? Вы заметите, что на разных участках чувствительность разная: где-то чувствуется каждая капелька воды, а где-то только общее давление или вообще ничего не чувствуется. Замечайте, что и как конкретно ощущается: только струи душа, или, может быть - внутренняя боль, напряжение? Как прогрессируют ощущения? Возможно, возникает желание сделать какое-либо движение? Какие эмоции вы испытываете, исследуя разные участки? Где-то будет чистая незамутненная радость узнавания своего тела, а где-то вы можете почувствовать раздражение, печаль или даже страх. Возможно, при исследовании каких-то участков всплывут воспоминания, придут на ум какие-либо образы - всё это (ощущения, движения, эмоции и воспоминания/образы) можно записать по выходу из душа, создать карту своего тела.

Почему эти телесные блоки опасны? Потому что именно они являются тем самым механизмом, который в итоге может привести к психосоматическим расстройствам. Не за месяц, и даже не за год... Но если год за годом заставлять себя не чувствовать и не реагировать, то раньше или позже упорство будет вознаграждено.

Но это не та награда, за которую стоит бороться.

Как часто вам приходится слышать: расслабься, не грузись, что-то ты какой-то зажатый, будь увереннее, будь попроще ? И наконец у вас стоит какой-то блок, который мешает чему-то научиться или преодолеть жизненное препятствие. Приведу в пример типичную ситуацию: девушка или юноша, обладатели эмоционального зажима, приходят в спортивный зал, и что с ними происходит на первых порах посещения данного заведения? Человек покидает зону комфорта, вливается в новый коллектив, который был ранее сформирован и имеет свои традиции, он начинает непроизвольно сравнивать себя и свои действия с другими, впадать в панику, сомневаться в своих способностях, он не может расслабиться и получить удовольствия от спорта. В конце концов он или уходит так и не раскрыв себя или же часто слышит от инструктора: «вам мешают ваши блоки и вам нужно их преодолеть». Конечно, есть люди, которые готовы самосовершенствоваться и преодолевать любые трудности. Но есть люди, которые хотят получить все сразу или что-то вполне конкретное, а тут от них требуется что-то абсолютно иное, абстрактное, им навязываются какие-то дополнительные проблемы и способы их преодоления. А ведь так не хочется тратить время на лишнее, когда можно поискать другого инструктора, или вообще забросить данную затею, сказать, что нет желания, это не мое, в общем сделать все, чтобы уйти от существующей психологической проблемы в свою зону комфорта.

Как вы понимаете, мы добрались до сути понимания эмоционального блока и можем сказать, что эмоциональный блок – это внутреннее ощущение дискомфорта, внутренняя энергия, которая не позволяет полностью раскрыться личности и насладиться разнообразными сферами жизни. При всем при этом, окружающие не только замечают у личности эти самые эмоциональные блоки, но они также любят говорить ей о них.

Эмоциональные блоки имеют тенденцию накапливаться и развиваться в нашем теле, оседая в наших органах и системах, вызывая психосоматические заболевания. Самые распространенные заболевания психосоматической природы – это заболевания органов ЖКТ, мастопатии и нарушения работы органов малого таза у женщин. Они ощущаются как тянущие боли в спине, шее, ногах, надпочечниках. Все это в конечном итоге приводит к воспалительным процессам в организме и другим негативным последствиям. Вы спросите, а как же создаются эти самые блоки и как с ними бороться? На это есть ответы. Вспомните, как нас с детства учили сдерживать свои эмоции, не показывать свое недовольство, терпеть неприятное, стойко переносить унижения и все это без выражения своих эмоций и чувств. Сейчас эти же правила мы прививаем своим детям, так сказать, передаем их из поколения в поколение как главную культурную установку. Но мы с вами не задумываемся о том, к чему это со временем может привести. А приводит это к тому, что личность ребенка также становится зажатой, неуверенной в себе, робкой. В конечном итоге существует несколько исходов того, какой станет взрослая личность:

Для начала хочу предложить несколько рекомендаций молодым родителям, которые хотят вырастить эмоционально здорового человека без зажимов:

  1. Ни в коем случае не сравнивать своего ребенка с другими детьми! Не запугивайте! Не акцентируйте внимание на неудачных моментах, старайтесь замечать только положительное!
  2. Убирайте лишнюю энергию из организма вашего чада: в этом вам помогут спортивные секции, танцевальные или же творческие.
  3. Занимайтесь также развитием творческого потенциала маленькой личности.
  4. Спокойно, любя и без сюсюканья обговаривайте страхи вашего ребенка, неприятные ситуации, которые с ним могут происходить, объясняйте, почему они возникли или могут возникать, а также пути выхода из них.
  5. Не забывайте, что ребенок может все сам. Дайте ему больше ответственности, но не нагружайте его не по его возрасту.
  6. Прививайте любознательность, показывайте новые пути и направления развития.
  7. По возможности сократите пребывание ребенка у телевизора или компьютера, исключить игры и фильмы с сюжетами насилия или трагедии.
  8. Не требуйте быть лучше всех, сильнее всех, умнее всех. Всегда найдется кто-то лучше, но это загонит ваше чадо в тупик, начнется сравнение или борьба.
  9. Не забывайте, что ваш ребенок уникален!
  10. Подберите правильное и сбалансированное питание, режим отдыха и учебы, сна и не забывайте про ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Несколько рекомендаций людям, страдающим от эмоциональных блоков:

Вы уникальная личность. Перестаньте сравнивать себя с другими. Ни вам, ни кому-либо другому не перенять в полной мере уникальность другого человека, хотя всегда можно что-то подчеркнуть для себя или взять хорошие привычки, манеры.


– Дайте себе покой, дайте расслабиться своему телу;

– Вспомните, тем самым покажите своему подсознанию, неприятную ситуацию с которой нужно работать. Это и есть один из вашим эмоциональных блоков.

– Вызовите в себе те чувства и эмоции, которые несет данный эмоциональный блок!!! Мысленно предайте этой энергии форму шара.

– Пронаблюдайте этот шар в течении минуты, испытывая эмоции и чувства, которые несет этот блок.

– Дайте установку своему подсознанию:

  1. Это моя энергия. Это мое переживание, когда-то я выбрал(-а) его создать;
  2. Я выбираю забрать энергию из моего переживания прямо сейчас.
  3. Я забираю энергию из моего переживания полностью.

– Выходим из переживания, отпускаем негативные эмоции. Переключаемся на творческую деятельность.

Данная методика работает для всех эмоциональных блоков. Для более острых ситуаций можно применить эту методику пару раз, на ваше усмотрение. После того как вы преодолели один эмоциональный блок, постепенно переходите к другому. И так изо дня в день, пока вы не почувствуете облегчение. Хочу заметить, что методика хорошо работает в комплексе с выше изложенными рекомендациями. Методику можно проводить с детьми начиная с 7-ми летнего возраста.

Нас учат «любить ближнего своего», «подставлять другую щеку», совершенно не понимая и не учитывая вовлечённую в это динамику энергий.

Если вы разделите слово «emotion» (эмоция) на две составные части - «е» и «motion», то увидите, что первоначально оно было образовано из латинских корней, означающих движение наружу.

Это определение хорошо соответствует райхианскому пониманию человеческих эмоций. В своей основе эмоции это ни что иное, как движение плазмы, волна энергии, проходящей через жидкое содержимое тела в стремлении к выражению и высвобождению.

Настолько отстранённая точка зрения не имеет для нас большого значения, когда мы оплакиваем утраченного возлюбленного или злимся на какое-то обидное замечание. Но она, несомненно, помогает райхианскому терапевту понять механику восстановления здоровой пульсации в теле клиента, чтобы открыть двери к счастью, большей жизненности и хорошему самочувствию.

Сам Райх проследил возникновение эмоций до их наиболее примитивной и базовой формы, выбрав в качестве примера одноклеточный организм, амебу. С помощью микроскопа он увидел, что плазма внутри клетки амебы вытягивается в направлении источника удовольствия и втягивается, отступая от источника боли.

Это двустороннее движение, или, как Райху нравилось называть его, «двусторонняя эмоция протоплазмы».

Стремление к удовольствию вызывает движение от ядра клетки к периферии, в то время как стремление избежать боли вызывает движение в противоположном направлении - сжатие от периферии к ядру. Райх считал, что эта базовая пульсация в двух направлениях присуща всем живым организмам и является первоосновой человеческого выражения: все мы хотим чувствовать удовольствие; все мы хотим избежать боли. Райх также указывал на то, что движение, являющееся средством выражения, есть неотъемлемое свойство живых организмов, отличающее их от остальной природы. Быть живым означает двигаться; двигаться означает выражать.


Всё это выглядит очевидным, но приводит к существенному выводу: нравится нам это или нет, но все мы - эмоциональные существа.

Чувства - это часть комплекта, который называется «жизнь», а эмоциональное выражение этих чувств - естественное и необходимое движение нашей энергии.

Если мы их душим, подавляем, то тем самым мы подавляем саму жизненную силу.

С этой точки зрения нетрудно наблюдать основной конфликт, возникший между человеческой природой и нашим так называемым социально приемлемым поведением. В «передовых» обществах чем меньше человек проявляет свои эмоции, тем более цивилизованным его считают.

Это напоминает мне о знаменитой «поджатой верхней губе» британцев, когда не показывать эмоции в моменты предельного стресса считалось вершиной проявления хороших манер и воспитанности.

Я не помню названия книги, но точно помню, что там была цитата из дневника британской леди, оказавшейся в осаждённом Лакнау во время Индийского мятежа в 1857 году. «Сегодня утром майор такой-то был обезглавлен пушечным ядром во время бритья». Таким был весь её дневник: педантичное перечисление ужасов осады с жёстким подавлением эмоций.

Мы, американцы, не настолько хороши в сокрытии эмоций, но общий подход остаётся тем же самым. Например, я помню, как мы шутили с сёстрами о том, что все принадлежим к семье Хорошо. И что наша настоящая фамилия не Диллон, а Хорошо, потому что всякий раз, когда, здороваясь, мы спрашивали друг друга: «Как дела?», ответом всегда было: «Хорошо!»

Это американский стиль: выгляди хорошо, продолжай улыбаться и будь уверен, что всё замечательно. И если за этот фасад с надписью: «У меня всё хорошо» начинают прокрадываться какие-нибудь нежелательные негативные эмоции, то для их нейтрализации всегда есть последняя производная прозака или валиума. Конечно, эти маленькие умные таблетки вместе с вашим страданием разрушат и вашу способность быть счастливым, но это та цена, которую люди в большинстве своём готовы заплатить за то, чтобы всё по-прежнему было славно и в порядке.

Эта позиция характерна не только для американцев и европейцев. Во всех высокоорганизованных культурах, в том числе в Японии, Китае, Египте и Индии, во все времена требовалось соблюдение строгих формальностей в социальном взаимодействии и обычно запрещалось выражение чувств.

Послание Райха ко всему миру заключается в том, что процесс развития цивилизации зашёл слишком далеко в направлении контроля над эмоциями. За это приходится платить слишком высокую цену - производить людей-невротиков, не способных по-настоящему наслаждаться жизнью.

Сегодня это особенно верно. Благодаря развитию науки человек преуспел в создании комфортной жизни. Мир наполнен всевозможными технологическими чудесами, которые облегчают труд и предоставляют самые разные формы досуга. Но происходящее параллельно с этим уничтожение жизненной силы почти лишило нас способности наслаждаться своими собственными достижениями.

Мы должны восстановить свои эмоции, чтобы вновь обрести любовь к жизни.

Следуя этой цели, Чарльз Келли взял за основу базовую райхианскую пульсацию «удовольствие - тревога» и разработал более сложную модель для работы с клиентами.

Он обнаружил, что правильнее и полезнее рассматривать эмоции в терминах не одной, а трёх «пар чувств».

Вот эти три «пары чувств»:

    гнев - любовь;

    страх - доверие;

    боль - удовольствие.

Каждая из трёх негативных эмоций - гнев, страх и боль - связана с различными аспектами пульсации. Гнев связан с движением наружу, от ядра к периферии. Страх связан с движением внутрь, от периферии к ядру. Боль связана с конвульсивным качеством энергетической разрядки, быстрым сжатием и последующим расслаблением мышц. Мы ощущаем это, когда смеёмся, плачем, переживаем оргазм.

Каждая из негативных эмоций, будучи блокированной, характерным способом удерживается в теле с помощью мышечных напряжений. Это позволяет опытному терапевту «читать» тело клиента и выявлять преобладающую блокируемую эмоцию. В определённой степени мы можем разделить людей на удерживающих гнев, удерживающих страх и удерживающих боль.

Это помогает решить, с чего следует начать процесс высвобождения заблокированных эмоций и восстановления здоровой пульсации. Конечно, это не означает, что злятся только люди, удерживающие гнев. Внутри всех нас живёт полный спектр эмоций. Эта классификация лишь обозначает, какая именно привычка сформировалась в человеке за многие годы и какой тип эмоций в основном блокируется.

Три положительные эмоции также связаны с пульсацией. Любовь течёт наружу к другим людям из ядра к периферии. Доверие - это форма восприимчивости, позволяющая окружающему миру проникать внутрь. Удовольствие - это состояние хорошего самочувствия, в которое вовлечён весь организм.

Как мы увидим дальше, из того факта, что и негативные, и позитивные эмоции связаны с пульсацией, следуют важные выводы, потому что непонимание, существующее в отношении того, как обходиться с негативными эмоциями, непосредственно влияет также и на нашу способность ощущать положительные чувства.

Гнев - Любовь

Гнев - это энергия, текущая наружу. Её высвобождение легко увидеть, наблюдая за тем, как развиваются ссоры, особенно между мужчинами. Вот, например, два парня в баре разговаривают о футболе. Один говорит, что «49-е из Сан-Франциско» - лучшая команда в мире, а другой, с отвращением фыркнув, отвечает: «В последнее время "Девятые» выеденного яйца не стоят». Первый немедленно чувствует себя оскорблённым, впадает в ярость и бьёт второго в челюсть. Начинается классическая пьяная драка.

Гнев - это жёсткое, взрывное и агрессивное выражение энергии - неожиданный выброс из ядра к периферии - и поэтому в драке кулак, по сути, является не чем иным, как продолжением энергетического импульса, движущегося наружу.

То же самое верно и для оружия. Когда в старом вестерне два ковбоя затевают ссору и «хватаются за стволы», сверкающие револьверы, равно как и пули, являются продолжением гневной энергии. Кстати, именно в Соединённых Штатах большое количество людей умирает от огнестрельных ран. Происходит это из-за наличия и доступности оружия, удлиняющего и усиливающего энергетический импульс гнева.

Однако будучи цивилизованными людьми, мы с детства приучены не выражать гнев и, вообще говоря, мы делаем всё, что в наших силах, чтобы его сдержать. Такое усилие, мотивированное наилучшими побуждениями, вызывает в мышцах напряжение и затвердение.

Панцирь гнева располагается на периферии тела, потому что энергия, которую остановили, двигалась наружу. У человека, сдерживающего гнев, обычно сильные кисти и руки с жёсткими мышцами, его рот и челюсть почти всегда напряжены, а бочкообразная грудная клетка выступает так, как будто он бросает вызов всему миру. Такие люди вызывают ощущение, что они еле сдерживают свои эмоции; стоит вам нечаянно их толкнуть, или наступить им на ногу, или что-то не то сказать - и они немедленно взорвутся.

Как я только что упомянула, социальное воспитание приучает нас блокировать гнев - за исключением особых ситуаций, таких как война. Но затруднение, вызываемое таким подходом, состоит в том, что он препятствует также и любви.

Любовь - это мягкое, нежное, сочувствующее выражение нашей энергии, движущееся наружу. Несмотря на сильные различия, любовь и гнев движутся по одной и той же автостраде в одном и том же направлении - от ядра к периферии. Если один из аспектов направленного наружу выражения заблокирован, то, скорее всего, будет заблокирован и другой аспект. А любовь - это значительно более мягкое, более тонкое чувство. Оно не сможет проникнуть через жёсткий слой хронического напряжения, сформированный привычкой блокировать гнев. Даже если глубоко в своём ядре вы стремитесь выразить любовь, стремитесь дотянуться до других в своём экспансивном движении, вам это не удастся. На шоссе пробка, движение заблокировано, ничто не может двигаться.

Это классическая дилемма, созданная общественной моралью. От нас требуют, чтобы мы не злились, а вместо этого были бы любящими и сострадательными. Нас учат «любить ближнего своего», «подставлять другую щеку», совершенно не понимая и не учитывая вовлечённую в это динамику энергий.

Подавлять гнев и одновременно быть любящим просто невозможно. Да, вы можете свести любовь к некоему представлению, к интеллектуальной концепции и притвориться, что вы любите других, что вы любите человечество, что вы заботитесь о бедных и обездоленных. Но реальная, тёплая, искренняя любовь - это живая энергия, которая нуждается в движении и выражении, и если путь для выражения заблокирован закованным в панцирь телом, то она никогда не сможет дойти до другого человека.

Чтобы начала течь любовь, гнев должен быть выражен и высвобожден.

Из-за безграмотного воспитания люди не знают, что делать с гневом, в то время как решение очень простое: гнев нужно просто выбросить, выплеснуть из себя - это единственное, что поможет. Это направленная наружу волна энергии, которую нужно выразить и разрядить. Конечно, это не означает, что мы должны начать орать друг на друга, ввязываться в драки и носить с собой револьверы. Есть безопасные, разумные способы выражения гнева, не причиняющие вреда другим. Мы можем запереться в комнате, взять подушку и с размаху впечатать её в пол или избить её кулаками. Мы можем сделать медитационную технику, способствующую эмоциональному выражению - например, Динамику. Мы можем кричать, когда мы одни в машине с поднятыми стёклами, - хотя для этого требуется определённая осторожность и бдительность, чтобы не попасть в аварию (лучше сначала припарковаться).

После разрядки гнева и освобождения внутренней автострады вероятность того, что любовь начнёт течь и найдёт выражение, значительно увеличивается. Этим объясняется привычка, которая вырабатывается у некоторых долго живущих вместе пар: ругаться, а затем заниматься любовью - «fucking and fighting» («трахаться и сражаться»), как это иногда называют.

Сами того не подозревая, эти пары пытаются избавиться от заблокированной энергии и ощутить присутствующую за ней любовь. В прошлом женщинам нелегко было выражать свой гнев напрямую. В викторианскую эпоху, например, тугие корсеты и сковывающая одежда отражали соответствующее состояние жёсткого эмоционального ограничения. В основе лежало убеждение в том, что каким бы правомерным ни был гнев женщины, мужчина всегда окажется сильнее и не допустит его выражения, заставив женщину проглотить свою ярость.

Чаще всего гнев у женщин высвобождался в истерическом припадке, представляющем собой форму беспомощной ярости. Именно с истерией чаще всего сталкивались фрейдисты, приступившие в начале двадцатого века к исследованию женской психики. Благодаря освобождению женщин и появившемуся у них праву напрямую выражать свои эмоции, в наши дни истерия не такое частое явление.

Другим традиционным женским способом справляться с гневом является ворчание. Оно приводит к успеху в деле превращения мужчин в подкаблучников, но в действительности является искажённой формой гнева. Так же как и истерия, ворчание развилось из невозможности прямо выражать эмоции.


Страх - Доверие

Страх заставляет человека сжиматься. Это сокращение, втягивание энергии внутрь, потому что в действительности ваш основной инстинкт выживания говорит: «Убегай!» Это стремление выйти из той ситуации, которая ощущается как опасная. Чтобы поддержать действие, в теле выделяется адреналин, а животное внутри вас хочет убежать, спастись бегством.

В некоторых ситуациях бегство является правильным и практически осуществимым действием. Мы все видели видеоматериалы и фотографии, запечатлевшие 11 сентября 2001 года, когда сотни людей бежали по улицам Манхэттена, спасаясь от падающих обломков башен - близнецов Всемирного торгового центра. Цивилизованное поведение, обычно ассоциирующееся с костюмами, галстуками, портфелями и деловым стилем жизни, вдруг оказалось забытым, а животный инстинкт взял верх и заставил людей убегать, спасая свою жизнь.

В процессе воспитания дело обстоит совсем по-другому. Дети оказываются в устрашающих семейных ситуациях, но убежать из них не могут. Они беспомощны и зависимы от тех самых людей - чаще всего это мама и папа, - которые являются причиной испуга. Дети не могут убежать, и вместо бегства в страхе сжимаются.

По своей сути это сжатие представляет собой отступление энергии к ядру, движение внутрь, попытку убежать с периферии, где есть опасность. Это сжатие может быть вызвано тысячью и одной причиной, но в основном его возникновение отражает небезопасность домашней обстановки.

Ребёнок в ней, чтобы защитить себя, должен сохранять бдительность. Непредсказуемость - ключевая составляющая в формуле страха. Дело не в том, что папа или мама всё время злятся, но в том, что склонность одного или обоих родителей к неожиданным взрывам создаёт атмосферу постоянной тревоги, постоянного ожидания: «Когда это случится? ». Такая атмосфера царит в семьях, где алкоголик отец, напиваясь, склонен к физическому насилию. И небезопасно, если у матери нервный характер, и она справляется со стрессом лишь до определённого момента, а затем неожиданно «срывается» и набрасывается на ребёнка с побоями.

Также по своему опыту, приобретённому в процессе работы с множеством клиентов, я знаю, что тип людей, удерживающих страх, иногда возникает прямо в утробе, поскольку отсюда уж точно совершенно невозможно убежать. Например, если мать не хочет беременности, то её невысказанное желание сделать аборт создаёт атмосферу страха, затрагивающую плод. Подобным же образом, если мать в период беременности находится в состоянии непрерывного стресса, беспокоится или боится, эти чувства передаются будущему ребёнку. У него возникают пугающие вопросы: «Безопасно ли здесь?», «Есть ли у меня право быть здесь?». Такой отклик возникает не на уровне мышления - плод не знает языка - но переживается организмом на примитивном, инстинктивном уровне, вызывая стремление сжаться энергетически.

Удерживание страха может сформироваться и вскоре после рождения, в течение первых полутора лет жизни, во время так называемой «оральной стадии», когда младенец находится в наиболее беспомощном состоянии и круглые сутки зависит от материнской заботы.

Бояться - неприятное переживание. Это ощущение сжатия, из которого следует логическое заключение, что если вы сожмётесь слишком сильно, то полностью исчезнете и умрёте. Ориентированный на страх ребёнок, таким образом, защищает себя панцирем ещё и от этого чувства.

Как результат, панцирь человека, удерживающего страх, располагается глубоко внутри тела, вокруг ядра.

Здесь проявляются две тенденции. Первая - отток энергии от периферии, где находится опасность. Вторая - защита самого ядра от этого наступления сжимающейся энергии.

В случае гнева, как мы видели, панцирь располагается на периферии, чтобы предотвратить удар, направленный вовне. В случае же страха глубоко внутри происходит своеобразное застывание, чтобы энергия, хлынувшая с периферии внутрь, полностью не затопила бы ядро.

Внешне люди, блокирующие страх, выглядят тонкими и хрупкими, так как их энергия удерживается в центре. У них обычно слабые мышцы рук; и ног, грудная клетка может выглядеть впалой и сдавленной. Часто энергия отводится также и от глаз, вследствие чего блокирующие страх люди могут быть близорукими. Понятно, что такой человек с трудом доверяет другим людям или окружающему миру, поскольку для доверия нужна открытость и восприимчивость. Доверие - это готовность позволить энергии извне проникать к вам внутрь.

Как и страх, доверие движется с фазой пульсации, направленной внутрь, от периферии к ядру. Отсюда следует, что если человек заключён в панцирь, защищающий от страха, то это блокирование помешает также и поступлению мягкого потока доверия.

Один из первых шагов при работе со страхом состоит в том, чтобы помочь клиенту признать и принять его, а это означает погружение в ядро, где находится страх. Это более деликатная задача, чем работа с гневом, потому что человек, удерживающий страх, нуждается в том, чтобы чувствовать себя в безопасности. Нужно, чтобы у него уже было некоторое доверие - это позволит энергии двигаться ещё глубже внутрь.

Разрядка страха происходит не так явно, как высвобождение гнева. Обычно она сопровождается громкими высокими звуками, и по мере того как внутренний панцирь начинает разрушаться, и напряжение уходит, постепенно восстанавливается и способность доверять.

На психологическом уровне доверие означает, что вы можете расслабиться в обществе другого человека, не будучи одержимыми привычными хроническими подозрениями, как например: «Этот человек выглядит дружелюбным, но это лишь потому, что ему от меня что-то нужно...»

Это не означает, что доверие должно быть безоговорочным или слепым. Если для подозрения имеются реальные основания, если ситуация становится странной или опасной, то полезно уметь распознавать это и принимать меры для своей защиты.

Но в основном, доверие - это позиция, которая заключается в следующем: «Мир не охотится за мной. Я могу двигаться по жизни открыто и расслабленно, позволяя разным событиям воздействовать на меня, затрагивать меня, оказывать на меня влияние».

Это один из важнейших результатов райхианской практики: она помогает клиентам вновь обрести способность открываться и закрываться правильным образом. Защиты можно возвести, когда для страха есть причина. А когда есть возможность доверять, они могут быть сняты.

Боль - Удовольствие

Когда маленький ребёнок по-настоящему плачет или смеётся, всё его тело входит в состояние здоровой и естественной пульсации. Но если эти чувства подавляются и блокируются, пульсация уменьшается так, что движение как внутрь, так и наружу сводится к минимуму в стремлении заглушить нежелательные или неприемлемые чувства. У человека, удерживающего боль, все усилия направлены на то, чтобы не чувствовать, не признавать то, что хочет быть выраженным. Это способ сдерживания или приостановки всей пульсации.

Так происходит, когда ребёнка обижают. Например, когда его дразнят или отталкивают другие дети или когда за какую-то провинность в собственной семье его выгоняют и заставляют стоять в углу в то время, как всё внимание и любовь родителей направлены на других детей.

Я помню, что сама в детстве очень злилась на младшую сестру, родившуюся через два года после меня, потому что всё то внимание, которое до её появления было сосредоточено исключительно на мне, вдруг досталось ей. Я ненавидела сестру и часто вела себя по отношению к ней действительно ужасно, и поэтому родители, стремясь её защитить, выгоняли меня. Я оказывалась оставленной наедине со своей яростью и слезами, которые не могли быть выражены, и постепенно, постепенно я научилась впадать в некое онемение, чтобы их не чувствовать.

Как у гнева, так и у страха есть явное направление: гнев направлен наружу, а страх - внутрь. При блокировании же боли вследствие стремления меньше чувствовать сокращаются оба такта пульсации, и постепенно весь организм становится нечувствительным.

Как мы видели, люди, удерживающие гнев, несут большой заряд энергии на периферии, в то время как люди, удерживающие страх, сохраняют этот заряд в ядре. У людей же, удерживающих боль, интенсивный заряд распределён по всему телу, от ядра до периферии.

В результате эти люди могут быть неутомимыми работниками, обладающими невероятной выносливостью - они могут накручивать круги по бассейну ещё долгое время после того, как все остальные сдались - но вся эта деятельность не создаёт ощущения живости и жизненности. Напротив, в них ощущается энергетический застой. Для них характерна склонность к избыточному весу, потому что накопление жира в областях напряжения помогает заглушать чувства.

Для людей, блокирующих боль, первым шагом к исцелению будет увеличение пульсации энергии. Легче всего достичь этого можно с помощью углубления дыхания. Такая техника неизбежно приведёт человека в соприкосновение с болезненными чувствами. Если он сможет признать и принять их, то, скорее всего, начнутся глубокий плач и судорожные рыдания, напряжение будет высвобождено и тело постепенно начнёт становиться более живым.

Заново пережив боль и восстановив нормальную пульсацию в теле, люди, удерживавшие боль, открывают в себе огромные возможности для наслаждения, чувственности и радости. Очень часто постоянное отупляющее качество блокируемой боли не даёт человеку ощущать интенсивное удовольствие от оргазма. Высвобождение боли открывает способность к оргазмическому наслаждению. опубликовано

Отрывок из книги Аниши Л. Диллон «Тантрические пульсации»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изм еняем мир! © econet

Все уверены, что они любят своих детей, но все уверены, что их не любят родители.
Они, конечно, любят, но какой-то странной любовью, которая оставляет сомнения.
Всё дело в том, что родители из любви воспитывают детей. Они не позволяют им быть самими собой. Они пытаются из них слепить то, что они считают должно получиться.
Первое и самое важное, происходит искажение восприятия и переживаний. Как своих, так и чужих.
Я не работаю с детьми. Я работаю, когда они уже выросли и им по 30, 45, 50, 60 лет. И вся их жизнь прошла в состоянии заблокированных эмоций, неосознанных реакций на других или наоборот, в постоянных залипаниях на переживаниях и неумение с ними справляться.

Вернуться и изменить их жизнь невозможно. Мы можем изменить отношение к прошлому и жить дальше. Но хотелось бы обратить внимание сегодняшних родителей. Вы одновременно дети, и одновременно взрослые. Сопоставляя как в одну, так и в другую сторону позвольте эмоциям быть. Тогда вам не придётся срываться и эмоционировать там, где вам этого не хочется, и страдать там, где не нашли выхода.

Как могут родители повлиять на эмоциональное восприятие и эмоциональные переживания ребенка.

Общая атмосфера и настроение родителей

Взрослые могут быть обеспокоены, раздражены, погружены в свои заботы или выяснение отношений. Это может не касаться на прямую ребенка, но он будет воспринимать это на свой счет. Как часто ребенку достается, только потому, что он попал “под горячую руку”. Или его просто игнорируют. “Меня не любят” - делает вывод опечаленная детская душа, - “я наверное плохой”. Это чаще всего происходит не в голове на уровне сознания, а бессознательно. Поэтому это состояние остается надолго, и если находит подтверждения, то остается на всю жизнь. “я плохой” становится “нормой” для подсознания и ничего другого уже не признается.

У вас есть на это причины. Никто не винит родителей. Они так поступали, потому что находились в определенных состояниях. Это состояния полусон. Человек неосознанно идет на поводу своих состояний. А ведь можно зажечь в голове лампочку и сказать себе: “А что же я сейчас делаю?” Объясните ребенку, что ваше настроение это ваше настроение, что скандал родителей касается только их. Подтвердите, что вы любите и цените его. И всё что происходит никак не влияет на ваше отношение и никак не зависит от его хорошести.

Ребенок должен понимать, когда отец хмурый и недовольный из-за новостей по телевизору, а когда недоволен его поведением, а когда он просто сам по себе не доволен жизнью. Потому что часто само недовольство родителя вызывает чувство виноватости. При этом совершенно непонятно почему. Выживая в такой долгое время, подсознание принимает это за выживания и удерживает его по жизни.

Постоянное напряжение от того, что ребенок не понимает настроения других, в будущем он будет не уверенным, зависимым от мнения и настроения других. Ему будет казаться, что он влияет на настроения других, что он везде виноват. Возникает страх сделать ошибку, что-то не то сказать, не так сделать.

“Прекрати лить слёзы!”

Слёзы, как и , это естественный процесс. Когда мы свободно позволяем себе плакать, мы снимаем накопившееся напряжение.
Если ребенку позволяют плакать и помогают в этот момент разобраться со своими эмоциями, то во взрослой жизни ему легче управлять своими состояниями.
Когда во время сессии 30 или 40-летний мужчина начинает реветь белугой, ты понимаешь, что это те, детские не выплеснутые . Кто-то и не доживает до этого, потому то физическое тело не выносит такого напряжения.

Нельзя плакать, значить нельзя испытывать , но они есть, без них мы не живые. Но контакта с ними нет. Он отрезан. В итоге напряжение растёт и организм не выдерживает. В 40 лет инфаркт, который крайне редко кто выносит. Инфаркты в старости переносятся легче, они имеют другую основу. Инфаркт и смерть в более раннем возрасте это, как правило, накопившееся напряжение от заблокированных эмоций.

Родители не позволяют принимать свои переживания. Если девочка рядом не плачет, значит и у тебя нет повода плакать, а мальчики вообще не плачут. Ребенок перестает доверять своим чувствам. Принимает чужие установки как и где надо чувствовать, где переживать, а где отмораживаться вообще. Он отказывается чувствовать там, где чувства есть и сливается чувствами с толпой, теряя себя.

Ты такой же, как твой отец

Как бы без вины виноватый. Здесь даже не надо уточнять какой. И так понятно, что если мать всё время скандалит с отцом или в разводе, то я какой-то плохой и меня нельзя любить.
Но здесь еще кроется нюанс. Я ведь не сам такой. Меня таким родили, я просто похож на отца и в этом моя беда. Клеймо, за которое я не отвечаю.

Ты уже большой… ты еще не дорос…

Взрослые часто манипулируют этими понятиями, подчеркивая разные недо… Я большой, но с чем-то не справляюсь, не дотягиваю или я считаю, что уже могу, а оказывается мне нельзя, не дорос.

Хочется иметь удобных детей. Поэтому проще загнать их в рамки, подчинить себе, заставить быть таким же. Но каждый ребенок индивидуальность, у него свой взгляд на мир, свои желания, свои переживания, свои фантазии.

Родителям нужно гордиться своим ребенком

Что люди скажут - это известная тема. Надо не подвести родителей, надо быть если не самым лучшим, то супер хорошим. Особенно если родители учителя. Если мне это не удается, то родители расстроятся, они перестанут меня любить. Им будет стыдно перед соседями, родней и коллегами. Ужас-ужас!

Расстроить маму это отдельная тема. Некоторые мамы отыгрывают свои, неудавшиеся в миру роли, на своих детях. Давя на чувство вины, на жалость, на совесть они открыто манипулируют ребенком любого возраста. Им наплевать, что ребенок не может устроить из-за этого собственную жизнь. Поднимают свое чувство значимости за счет собственного сына или дочери. Ребенка можно превратить в жертву, в недоумка, в бесплатную рабочую силу, в няньку для младших, в сиделку. Бывает и не так экстремально, но то, что родителям кажется мелочью, для ребенка может быть сильным внутренним переживанием.

Отстань, мне некогда

Нам не позволили быть в контакте со своими чувствами и эмоциями. Теперь они у нас то зашкаливают, то не проявляются, то мы не можем понять, что чувствуем. Это никак не способствует улучшению качества жизни.

Позвольте своим детям ощутить краски жизни.
Учитесь у них воспринимать этот мир красочно, волшебно, с широко открытыми глазами.

Уважайте переживания детей. Уважайте их индивидуальность. Позвольте им быть самими собой. Позволяйте им смеяться и плакать. это проявления живого человека. И пока мы позволяем себе проживать , мы управляем ими, а не они нами.