Классическая литература о войне. Обзор художественной литературы о Великой Отечественной войне

Забыть никогда не смогу.

Обзор художественной литературы о Великой Отечественной войне.


Ещё живы участники и герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., еще не завершена ее художественная летопись, но и она уже стала историей. В 2005 г. мы будем отмечать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Началась война 22 июня 1941 года и длилась 1418 дней, почти 4-е года. Многие авторы художественных произведений были участниками сражений с немецко-фашистскими захватчиками.


Тысячу четыреста восемнад цать
дней
Мы были в долгом пути,
Среди сожженных лесов и забытых
полей
Стояли лицом к врагу.
Эти дни, что сосчитаны были
потом,
Сердце мое, учти.
Это дни, что тяжелыми кажутся
сном,
Забыть никогда не смогу.
Тысячу четыреста восемнадцать
дней
Бомбежек, крови, огня,
Неисчислимых людских смертей,
Жизней тех, кто стоял стеной,
Дней и ночей, звавших меня
В пороховой туман атак,
Веривших – будет повержен враг,
Ведь Родина – за спиной!

Т. Уметалиев


Когда началась война, Юрию Бондареву было немного больше 17 лет. Летом 1941 года он вместе со многими молодыми москвичами и жителями Смоленска строили оборонительные рубежи у стен древнего русского города, а в 18, в августе 1942 года – он уже был на фронте, участник Сталинградской битвы. Дважды ранен. В 1945 году вместе со всеми праздновал Победу.
Для будущего писателя, как и для всего его поколения, война была первым и, пожалуй, главным жизненным опытом. «Война – признается Ю. Бондарев, была жесткой и грубой школой, мы сидели не за партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах и перед нами были не конспекты, а батарейные снаряды и пулеметные гашетки».
Писать он начал после войны. В 1957 году выходит повесть «Батальоны просят огня», а в 1959 году «Последние залпы» - это повести о людях, с которыми автор шагал по дорогам войны.
Потом «Горячий снег», посвящен одной из героических и трагических сражений Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. Автор показал как вражеская танковая колонна генерала Манштейна рвалась на выручку окруженной на Волге трехтысячной группировке Паулюса. На пути их железной стеной встали советские войска и не пропустили врага. В центре внимания – судьбы разных людей от командующего армией генерала Бессонова до рядовых солдат. Враг хотел стереть с лица земли Сталинград, но ему это не удалось и большая роль в этом принадлежала маршалу Жукову.
Повести В. Быкова «Знак беды» и «Болото» - о Великой Отечественной войне. Его героев жизнь постоянно испытывает на прочность. Петрок и Степанида – герои повести «Знак беды» - разные: осторожный, тихий и вечно остерегающийся беды Петрок, решительная, гордая, работящая Степанида. В начале повести они надеются, что все обойдется, а потом понимают, что война это страшная беда всенародная и беда лично их. Герои повести открыто бросают вызов врагу, гордо и непокоренно принимают смерть.
Автор повести «Сашка» - Вячеслав Кондратьев (1920-1993), фронтовик, очевидец событий и участник описываемых событий. Действие повести развивается подо Ржевом в 1941 году. История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время, в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской.
Кто такой Сашка? И что с ним происходит? На первый взгляд по военным условиям ничего особенного не происходит. Сходил в атаку. Взял немцев в плен, ранен был, попал в госпиталь. После госпиталя опять на фронт. Но автор показывает и внутренний мир героя. В Сашке воплотились лучшие черты русского характера.
Прежде всего отзывчивость у чужой беде, забота о других, исполнительный, дисциплинированный, умелый солдат. Все, что он делает не слепо, а с умом, с расчетом и в бою, и в нелегкой ситуации нравственного выбора. Вот, как он берет в плен немца: «Сделал Сашка хороший замах и бросил «лимонку» с расчетом, что упадет она впереди немца и тот увидя ее бросится наземь, тут Сашка и навалится … так и вышло».

Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. А герои произведений писателя-фронтовика Бориса Васильева до сих пор служат высоким нравственным принципам для грядущих поколений.

Героинь повести «А зори здесь тихие…» - юных девушек-зенитчиц фашистам не удается сломить и, хотя все они погибают, - их подвиг бессмертен. Навечно в памяти народной сохранится герой романа в «Списках не значился» - девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников, в течение года оборонявший в одиночку Брестскую крепость и уничтоживший множество гитлеровских захватчиков.

Воробьев К.Д. Убиты под Москвой: повести и рассказы.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же…
А. Твардовский


Теме Великой Отечественной войны посвящен роман В. Астафьева «Прокляты и убиты».
«Веселый солдат» - возможно, последняя великая книга о Великой Отечественной войне, написанная очевидцем и участником. Только пятьдесят пять лет спустя в пору подведения жизненных итогов, замечательный писатель Виктор Астафьев смог до конца освободится от страхов, иллюзий, комплексов и мифов той войны и рассказал о ней не просто правду, но то, что выше правды – как оно было на самом деле.
Книга В. Некрасова «В окопах Сталинграда» - о войне, о Сталинграде, написана не профессионалом, а рядовым офицером.
В романе А. Чаковского «Победа» описывается историческая веха – лето 1945 года, когда в Потсдаме разыгрывается политическая битва за обеспечение прочного мира после окончания войны. Автор рисует живые портреты Сталина, Черчилля, Трумэна.
Для нашей Родины всегда будет светлым День Победы 9 мая. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Учебный проект "Великая Отечественная война в художественной литературе"

Цель проекта: создать условия для знакомства учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне, вспомнить уже известные литературные тексты, обобщить изученное.
Задачи для учащихся :
  • познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне;
  • выбрать наиболее понравившиеся произведения;
  • подобрать сведения об авторе;
  • использовать современные компьютерные технологии, ресурсы Интернета;
  • составить проект «Великая Отечественная война в художественной литературе» (уточнить название в зависимости от собранного материала).
Проблемные вопросы
Почему нельзя забывать о Великой Отечественной войне?

Какие чувства вызывают военные книги у современного читателя?

Учебные вопросы
Интересны ли вам книги о войне?
Каких авторов известных произведений о войне вы можете назвать?
Какие книги о Великой Отечественной войне вы читали или хотели бы прочитать?
Что бы вы посоветовали прочитать своим ровесникам?
Какими приложениями вы воспользуетесь для оформления проектов? Как создать презентацию?
Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие
не пришли с войны,
В том, что они - кто старше,
кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог,
но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же,
все же, все же...
Александр Твардовский
Тема Великой Отечественной, появившись с самого начала войны в нашей литературе, до сих пор волнует как писателей, так и читателей. К сожалению, постепенно уходят из жизни авторы, которые знали о войне не понаслышке, но они оставили для нас в талантливых произведениях своё проникновенное видение событий, сумев передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет.

В память о Великой Победе отложите свои дела, прочтите хорошую книгу о войне (не важно – на экране монитора или, листая печатные страницы). Окунитесь в ту лихую годину, ощутите дыхание времени, переживите вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Учитесь преодолению непреодолимого, ведь именно это сделало предшествующее нам поколение, поэтому мы имеем счастье жить.

Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга


Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.

Адамович А. Хатынская повесть


В Белоруссии фашисты зверствовали как нигде: уничтожено более 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы. «Хатынская повесть» написана на документальном материале. Она посвящена борьбе белорусских партизан. Один из них – Флера – вспоминает события прошедшей войны.

Айтматов Ч.Т. Ранние журавли

Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аул. Мужчины - на фронте. Герои повести - школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими.

____________________________________________________________________________________

Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние

Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. «Людей, которые на этих фотографиях, - пишет автор, - я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось от них».

____________________________________________________________________________________

Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.

____________________________________________________________________________________

_ Казакевич Э. Звезда

Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом накале фронта, при виде страданий и гибели людей. Трагически-печальная и светлая повесть о группе дивизионных разведчиков звучит как откровение и проникает в души людей.

____________________________________________________________________________________

Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре

Дети Л.Т. Космодемьянской погибли в борьбе с фашизмом, защищая свободу и независимость своего народа. О них она рассказывает в повести. По книге можно день за днем проследить жизнь Зои и Шуры Космодемьянских, узнать их интересы, думы, мечты.

____________________________________________________________________________________

Твардовский А.Т. Василий Тёркин

В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.

____________________________________________________________________________________

Рождественский Р. Реквием



Поэма Р.Рождественского посвящена «Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны». Строки поэмы разошлись на цитаты, их вспоминают, когда хотят по-настоящему веско высказать свои чувства, выразить благодарность павшим героям, подтвердить самим себе, что память жива. Ведь «это нужно не мёртвым, это надо живым».

____________________________________________________________________________________

Шолохов А. Судьба человека


Рассказ в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» - это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера.

____________________________________________________________________________________

Богомолов В. Момент истины

Сюжет развивается на основе напряжённого противостояния офицеров СМЕРШ и группы немецких диверсантов. «Момент истины» – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны, переведён более чем на 30 языков.

Книга заслуженно выдержала девяносто пять изданий и в наши дни читается так же легко и увлекательно, как и много лет назад.

____________________________________________________________________________________

Адамович А. Каратели

«Каратели» - кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень на территории временно оккупированной Белоруссии. Главы носят соответствующие названия: «Поселок первый», «Поселок второй», «Между третьим и четвертым поселком» и т. д. В каждой главе помещены выдержки из документов о деятельности карательных отрядов и их участников.

___________________________________________________________________________________

Быков В. Сотников

Для всего творчества В.Быкова характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести «Сотников» сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои произведения – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Читателю предстоит вместе с автором задуматься о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики - одна из самых сильных сторон повести.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви.

___________________________________________________________________________________

Быков В. Альпийская баллада

Великая Отечественная война. 1944 год. Австрийские Альпы. Молодой советский воин, бежавший из немецкого концлагеря, встречает итальянскую девушку, тоже вырвавшуюся из плена. О совместной борьбе за жизнь, за свободу, за дружбу и любовь и рассказывается в повести «Альпийская баллада».

Воробьев К. Убиты под Москвой

Повесть «Убиты под Москвой» стала первым произведением К. Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941. Война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.

____________________________________________________________________________________

Кондратьев В. Сашка

События в повести «Сашка» происходят в 1942г. Автор сам является фронтовиком и воевал подо Ржевом, так же, как и его герой. Повесть показывает людей на войне и в жизни. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Он во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная мелочь навсегда врезается в память.

В кровавом бою местного значения и в описании жизни тыла Вячеслав Кондратьев изобразил картину большой войны. Люди, показанные в повести, - самые обыкновенные. Но в их судьбах отражается судьба миллионов россиян во время тяжелейших испытаний.

__________________________________________________________________________________

Платонов А. Взыскание погибших

Андрей Платонов в годы войны был военным корреспондентом. Он писал о том, что видел сам. Рассказ "Взыскание погибших" стал вершиной военной прозы А.Платонова. Посвящен героической переправе через Днепр. И в то же время он повествует о святости матери, идущей на могилу своих детей, святости, рожденной страданием.

Рассказ носит название иконы Богоматери. С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование "Взыскание погибших", как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей.

____________________________________________________________________________________

Фадеев А.А. Молодая гвардия

Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.

Большинство главных героев романа: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин и др. - реально существовавшие люди. Наряду с ними, в романе действуют и вымышленные персонажи. Кроме того, автор, использовав известные ему имена фактически существовавших юных подпольщиков, наделил их литературными чертами, характерами и действиями, творчески переосмыслив образы этих персонажей.

____________________________________________________________________________________

Шолохов М.А. Они сражались за Родину

Страницы романа «Они сражались за Родину» воссоздают один из самых трагических моментов войны – отступление наших войск на Дону летом 1942 года.

Уникальность этого произведения в особой шолоховской способности сочетать крупномасштабность и эпичность изображения (традиция, идущая от «Войны и мира» Л. Толстого) с детализированностью повествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.

В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей - шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Отчизне.

____________________________________________________________________________________

Стихотворения о войне

Константин СИМОНОВ

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

1941

________________________________________________

Сергей ОРЛОВ

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжёлые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо,

Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти - трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался, как один, те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно Высший Суд для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть.

1971 г.

Современная художественная литература о ВОВ

66 лет Великой Победы отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Постепенно уходят участники и свидетели войны, те, чьи молодость, юность, детство были опалены огнем Великой Отечественной войны, кто может донести до нового поколения главное: Война – это зло, горе и беда, потери, которые невозможно восполнить.
Тема войны нашла свое отражение в творчестве многих писателей. В их произведениях - боль пережитого, преклонение перед героизмом тех, кто отдал свою жизнь за свободу и счастье Родины.

Война - взгляд очевидцев.

Чаще всего наши представления о войне связаны с образом мужчины: песни, фильмы, книги о войне воспевают подвиги героев-освободителей, солдат советской Армии - молодых солдат и их старших командиров. Это и понятно: воевали-то в основном представители сильного пола. И, к сожалению, забывают сказать о женщинах, о том, что и они тоже многое сделали для победы.
Самыми не отретушированными свидетельствами войны можно считать книги Светланы Алексиевич . Она создала свой оригинальный жанр – полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история ХХ века. Хроника «Голоса Утопии» насчитывает 5 книг. Две из пяти книг посвящены ВОВ:

«У войны – не женское лицо…» - это книга-исповедь, книга - документ народной памяти, в которой звучит более 200 женских голосов, рассказывающих о том, как в 41-ом девчонки становились солдатами для того, чтобы убить Войну . Они хотели ее убить НАВСЕГДА . В годы Великой Отечественной войны женщины не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из "снайперки", подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Вот об этих женщинах-солдатах и идет речь в повести. Здесь собраны воспоминания многих женщин-фронтовиков, в которых они повествуют о своей судьбе, о том, как сложилась их жизнь в те страшные годы, и обо всем, что они видели там, на фронте. Но это произведение не о прославленных снайперах, летчицах, танкистах, а об "обыкновенных военных девушках", как они сами себя называют. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо.

«Последние свидетели. Соло для детского голоса» - вторая книга художественно-документального цикла Светланы Алексиевич "Голоса Утопии". Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было от 2-х-12 лет - самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. Картины войны оставшиеся в памяти этих детей яркие, четкие, контрастные, выхватывающие из событий такие подробности, от которых сжимается сердце и слезы наворачиваются на глаза. Сотня маленьких обрывков памяти. "Последние свидетели" - это подвиг детской памяти.

По отношению к этим книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: "Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла".

Ветеранов осталось очень мало, все они уже в очень преклонном возрасте, но в их жизни было место Подвигу, подвигу с большой буквы – они защищали и защитили Родину, родную землю, свой народ. Мало кто из ветеранов оставил после себя мемуары, тем ценнее для нас те книги, которые были написаны ними как художественные произведения.

  • Серия «Огненные мили Великой Отечественной»
Войскунский Е. «Кронштадт» (написан в 1974 - 1981, охват военных событий 08.1941 - 01.1944, настоящее 23.06.1975)
Автор – ветеран войны, бывший балтийский моряк, участник описываемых событий - вглядывается в прошлое и заново оценивает пережитое грозное время.
Роман отмечен литературной премией им. Симонова – это одно из лучших произведений о ВОВ. В книге воссозданы важнейшие этапы великой битвы на Балтике от трагического перехода кораблей из Таллина в Кронштадт в августе 1941 до снятия Ленинградской блокады в январе 1944.
Книга не только о войне, но и о искренней любви, которой неподвластны суровые испытания. Сильное произведение поражает монументальностью и пронзительной человечностью.

Акимов И. «Дот».
Эту историю могли прочитать еще в 70-х в журнале "Подвиг" под названием "Легенда о малом гарнизоне". Это была сокращенная версия "Дота". Сегодня роман Игоря Акимова выходит без купюр.
Роман описывает самое начало Великой Отечественной войны, ее первые месяцы. Эта книга о войне, о мужестве, о настоящем патриотизме. Книга показывает войну с обеих сторон, показывает, как люди, воюя с людьми - с обеих сторон, - остаются людьми. Как в них выживают - вопреки всему! - свет и любовь. Ведь они еще не знают, что на землю пришел Ад.
"Дот" - возможно - самая парадоксальная книга о войне.
«Залогин отсутствовал больше двух часов: долго искал подходящий брод – чтобы немцы с моста не засекли. Зато дальше его задача упростилась. Кустарник, осока вдоль болотца, промоины – все это маскировочное богатство, уплощенное отсюда, сверху, на месте обещало им полную безопасность.
Вершина холма, как и почуял Тимофей, не пустовала. Там, превосходно замаскированный кустами вереска и камуфляжем, находился большой дот крепостного типа: наш дот, советский, с огромным стальным колпаком. И его охранял часовой. Тоже наш. Пограничник.
– Что он там делает? – не сразу понял Тимофей. – Прячется?
– Он на посту, – объяснил Залогин.
– Что за черт! Он что, не видит? – немцы кругом.
– В том-то и дело! Сначала он ко мне по всей форме: не подходи, стрелять буду. А потом, когда уже разговорились, чуть не плачет: я бы тебя, говорит, пустил; я бы не знаю что сделал, только бы не загибаться здесь в одиночку, но не могу, говорит, у меня приказ…
– Так он тебе даже войти не разрешил?...
– Он там давно, этот парень?
– Уже двое суток. Позавчера после полудня заступил на пост. Их было двое. Они должны были дождаться прибытия гарнизона дота и возвратиться в часть. Гарнизон так и не появился. А утром на шоссе уже были немцы.»

Погребов Ю., Погребов Е. «Штрафной батальон».
Роман, основан на реальных событиях Великой Отечественной войны. 1943 год, бои под Харьковом, на передовую брошен штрафной батальон, где в одном строю собраны, наряду с проштрафившимися фронтовиками, матерые уголовники, «указники», осужденные за прогулы и опоздания, проворовавшиеся интенданты, спекулянты и дезертиры. Кому из батальона удастся смыть вину кровью и выжить в Харьковском сражении?

Кожухаров Р. «Искупить кровью!»: новый роман о штрафбатах.
Роман о советских и немецких штрафбатах. Их бросали на самые опасные участки, давали самые погибельные задания. Шанс «искупить свою вину кровью» и вернуться в строевые части был только у советских штрафников. Немецкие «команды вознесения» имели только один путь – на тот свет. Две жизни – Андрей и Отто, русский и немец, два штрафника по разные стороны фронта. Судьбы их переплелись. Они брошены в жернова самой страшной войны – им предстоит пройти через ад и не раз взглянуть в глаза смерти…

Без прошлого нет настоящего, не будет будущего. Беспамятные люди ломают жизни и себе, и другим. К памяти о трагических и героических днях Великой Отечественной обращаются современные писатели.

Победа – конец пути длиной в 4 года.

  • Серия «Военные приключения»
Сушинский Б. «Река убиенных».
Роман известного писателя открывает новый цикл «Война империй», действие которого разворачивается на всех театрах Второй мировой войны.Осенью 1941 в Приднестровском укрепрайоне Вили Штубер, профессионал экстра-класса специального диверсионного полка вермахта «Бранденбург», вступает в захватывающий, смертельный поединок с Андреем Громовым, комендантом дота «Беркут». Результат поединка непредсказуем…

Свиридов Г. «Чемпион флота».
Новый роман классика отечественной остросюжетной литературы.
С первых дней ВОВ стал ее участником чемпион ВМФ по боксу Алексей Громов. Вместе со своими друзьями он защищает Севастополь, участвует в феодосийском десанте. Они готовы на все, лишь бы изгнать с родной земли фашистских оккупантов.

Тельпугов В. «Парашютисты».
Мастер отечественной приключенческой литературы.
В книгу вошли повести «Парашютисты» и «Ничего не случилось» и рассказы «Солдатская ложка», «Азбука Морзе», «Возле старых дрог», «Тененко», «Сысоев», «Манускрипт», «Медаль», «Черные бурки» и «Каменный брод».
Десантник Сергей Слободкин, только-только совершивший первый прыжок с парашютом, не думал, что свою личную войну с фашистами ему придется вести именно так – полуживым, в компании раненного товарища и девчонки-медсестры…

Матвейчук С. "Раненое небо".
Июнь 1941 года. Авиаконструктор Гришин и летчик-испытатель Донцов попадают в плен к немцам. Плен - тяжелое испытание, Донцов "ломается" и сообщает врагу, что Гришин только что закончил разработку мощного самолета "ТБ-7". Фашистский полковник Хагель требует от конструктора, чтобы тот на полигоне под Одессой собрал образец сверхсекретной боевой машины. Советское командование принимает решение не допустить этого. Вокруг полигона разыгрывается настоящая война. Взять штурмом укрепленный объект не получается, десантники и партизаны пытаются проникнуть на полигон через катакомбы. Но лишь одному из них удается сделать это. "ТБ-7" в воздухе. Надо добиться, чтобы он взял правильный курс. Любой ценой...

Книги о Великой Отечественной войне пишут и сейчас и пишут правдиво и достоверно, хотя многие современные издания этим не отличаются. Очень редко книги пишут поисковики, хотя написать о той войне они могут получше многих дипломированных историков.

Ивакин А. "Десантура-1942".
Новая книга от автора бестселлера «Я погибну вчера». Весна 1942 – окруженные немцы из последних сил удерживают Демянский плацдарм. Советское командование бросает в бой Первую маневренную воздушно-десантную бригаду. В болотах, в тридцатиградусный мороз, без помощи и снабжения 18-летние десантники совершили невозможное! В результате их успешной деятельности в «Демянском котле» фашисты понесли огромные потери. Десантная операция в Демянском котле. Крайне драматичная и малоизученная страница истории Великой Отечественной войны. Львиная доля документов по этой операции до сих пор ещё хранится под грифом «Сов. секретно». Этой десантной операцией интересуются немцы, американцы, а у нас - молчание. Только поисковики, пытаясь разобраться в делах давно минувших дней, «утюжат» осенью демянские леса и болота, а зимой - архивы.
Находясь в тех сложнейших условиях, десантники сделали всё, что только можно было сделать. Страшные испытания выпали на долю этих 18–19 летних мальчишек, большинство из которых так и остались навсегда 18–19 летними. Так и лежат они до сих пор в демянских лесах и болотах, где настигла их вражеская пуля или осколок, где оставили их, присыпав снегом, боевые товарищи.
… Они смогли выполнить свой долг, а мы - сможем? Они спасли свою страну, своих близких, а мы - сможем? Ведь им было-то по восемнадцать!

Геласимов А. «Степные боги».
За этот роман о Великой Отечественной войне в 2009 году А. Геласимов стал лауреатом российской литературной премии «Национальный бестселлер». Основу для своей книги он взял у деда, воевавшего в 1945 году с японцами.
Роман повествует о далеком забайкальском селе Разгуляевка в последний год войны, накануне того, как на Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. Это рассказ о дружбе русского паренька Петьки с японским военнопленным Хиротаро. Хиротаро попал в плен на Халхин-Голе и застрял в лагере, где ухаживал за тяжелоранеными японскими солдатами. Мимо Разгуляевки проходят военные эшелоны сначала на запад, на фронт, на борьбу с фашистами, на Берлин, а затем на восток, на разгром Квантунской армии. Быт Разгуляевки прост: старики поколачивают друг друга да попивают контрабандный китайский спирт, а свободная от присмотра детвора ищет по оврагам сбежавшего из Берлина Гитлера.
Идея сострадания и милосердия даже в самое жестокое военное время и является главной идеей романа. Пожалуй, перекрывает её только идея русской великой Победы, которой живут все жители села, даже самые никудышные, даже жестокие, росшие без отцов подростки, как и все русские люди того трагического и героического времени.

Иванов А. "Старая немецкая сказка, или Игра в войну".
Чем старше человек, тем чаще и острее вспоминает он свое детство. Не исключение и Альберт Иванов. Впечатления школьных послевоенных лет, проведенных в Кашире, Германии, где он два года жил с родителями «в зоне советской оккупации», и Воронеже, оказались настолько сильными, что писателю хватило их на ряд рассказов и повестей. Большинству читателей Альберт Иванов известен как автор знаменитых сказок про Хому и Суслика. Даже не верится, что милые, веселые сказочные истории и другие, вовсе не сказочные, потрясающие резким реализмом рассказы и повести о мальчишках конца 40-х годов ХХ века, написал один и тот же человек.
Книга захватывает с первых строк - невозможно оторваться. Современным мальчишкам и девчонкам повезло: их мамы и папы не могли даже мечтать о такой повести, в советское время ее просто не пропустила бы цензура. Простодушный рассказ мальчишки, который вместе с отчимом-офицером оказался в побежденной Германии, потрясает той правдой, о которой тогда не принято было говорить. Герой из разрушенного и нищего родного города попадает в чудом уцелевший после войны аккуратный немецкий городок, словно бы в сказку братьев Гримм, недаром и повесть названа «Старая немецкая сказка». Но мальчишеская жизнь далека от безмятежной сказки. В ней царят свои жестокие законы. Война закончилась для отцов, а для сыновей она продолжается. И сколько всего придется пережить и перечувствовать герою-рассказчику: гордость за свою родину, ненависть и презрение к врагам, невольное уважение к противнику – гордому немецкому мальчишке Эрвину… Обстоятельства, в которых оказываются герои повестей Альберта Иванова, – тяжелы и драматичны. Но позиция автора четкая и нравственная. «Я позже понял, что можно бить кого-то, даже сильно бить, но унижать никого нельзя, просто недостойно».
Мальчишечьи игры – жестокие игры… Так было во все времена. В детстве идёт борьба за человечное в человеке. Кто-то держится до конца, а кто-то приспосабливается. Проблема нравственного выбора в книгах Альберта Иванова поставлена очень остро. Здесь нет нравоучений и назидательности, он даже объяснений особых не дает, и читатель остается один на один с героями, с суровыми буднями их жизни. И учится думать: что такое человеческое достоинство и как его сохранить? Что лучше: остаться верным своей совести, но погибнуть – или купить благополучие или даже жизнь ценой подлости и предательства? Повести А. Иванова зовут на защиту правды и справедливости. А еще побуждают читателя задуматься о цене человеческой жизни.

Память - неумолкающий набат.


Более чем полувековая дистанция, сделавшая Вторую мировую войну непригодной для сопереживания юному поколению, позволила ей стать благодатным материалом для конструирования иной реальности. Эту нишу занял модный в современной русской литературе жанр фэнтези, который и заменил собой с одной стороны военную прозу, с другой – научную фантастику, с третьей – вообще не очень пока прижившийся у нас жанр авторской сказки.

Костин Ю. «Немец».
Исторический роман-экшн, события которого раскинулись от Баварии и Австрийских Альп до Москвы и Воронежа, от зимы 1943 до наших дней. Карусель времени кружит голову и героям, и читателю. Книга написана по подлинным историческим событиям. Вызвавшись помочь немецкому туристу Ральфу Мюллеру найти следы его дяди, сгинувшего в России во время Великой Отечественной войны, Антон не предполагал, чем все обернется. А обернулось все охотой… на Антона и Ральфа. По их следам идут местные бандиты, спецслужбы России и Германии и даже бывший офицер СС, сотрудник таинственной организации «Аненэрбе». И все из-за зарытого во время войны ящика с бесценной реликвией. Кто отыщет ее?

Бурцев В. «Вечное пламя».
Роман из серии «Русская фантастика». В основе повествования - первые, самые страшные недели Великой Отечественной войны. Немцы стремительно движутся на восток, отрезая от основных сил отдельные соединения Красной Армии и оставляя в своем тылу солдат противника. Здесь, в партизанских лесах, оставшихся за линией фронта, происходят загадочные и страшные события, противоречащие историческому материализму. Выяснить причины этих событий удастся военному корреспонденту Ивану Лопухину, обладателю странного талисмана, привезенного с финских болот.

Фомичев А. «Внешняя угроза: Второй шанс».
Жанр книги - боевая фантастика. Давно отгремела Великая Отечественная. Немногие ее ветераны дожили до наших дней. 92-хлетний отставной генерал Илья Титов и еще 15 ветеранов получают возможность пройти курс омоложения. Теперь отряд бывших фронтовиков снова готов к бою… с инопланетными захватчиками. Почему именно они? Вероятно, потому, что умеют сражаться плечом к плечу, готовы идти до конца, до победы, верны своим идеалам, боевым товарищам и данному слову. А еще очень хорошо понимают – им доверили свои жизни и судьбы те, кто не может обойтись без их помощи и защиты. От их успеха зависит будущее целой планеты, пусть не родной, но такой же живой, как наша Земля.

Литературный сериал «Этногенез» - самый грандиозный проект в истории литературы! Он продлится несколько лет и не имеет аналогов. Каждая книга - это отдельная история, каждая серия - новый сюжет. Фрагменты собираются в одну мозаику - увлекательную и неожиданную. Вас ждут затерянные миры и их секреты, сакральные символы, захватывающие приключения, путешествия во времени и пространстве - в настоящее, прошлое, будущее. Читайте, верьте, участвуйте и складывайте пазл!
Летом 1942 года в Советском Союзе поняли, что судьбу самого страшного противостояния в истории человечества могут решить несколько маленьких металлических фигурок. Начинается Большая Игра спецслужб, куда будут втянуты Адольф Гитлер и Иосиф Сталин, Лаврентий Берия и Генрих Гиммлер, заключенный Норильсклага Лев Гумилев и адъютант фюрера Мария фон Белов, садовник японского посольства в Берлине Юкио Сато и советская медсестра Катюша Серебрякова.

Бенедиктов К. «Блокада». Действие книги происходит в 1942 году и повествует о неизвестной стороне Великой войны. Адольф Гитлер, получивший от своих наставников аномальный предмет "Орел", рвется к власти над миром. Фашисты, озабочены сбором полной коллекции фигурок, для чего забрасывают суперменов в осажденный Ленинград и направляют целые группы армий на Кавказ. Кто встанет на пути фюрера и остановит кровавого тирана? Безумного палача, за которым слепо идут на смерть миллионы людей? Металлический орел помог Гитлеру прийти к власти, обмануть Сталина и дойти почти до Москвы. К лету 1942 года советская разведка это поняла и решила выкрасть орла с помощью паранормальной диверсионной группы, видными представителями которой являются Лев Гумилев, в прошлом студент-историк, а ныне узник Норильсклага и боец Василий Теркин. Судьба человечества зависит только от него, и только ему суждено победить монстра.

Бояшов И. «Танкист или «Белый тигр».
Шорт-лист премии «Национальный бестселлер» 2009 года. Фэнтези о схватке русского танкиста и немецкой чудо-машины – танка «Белый тигр». Главный герой романа Иван Иванович Найдёнов по прозвищу Ванька Смерть – Воин Света в мире, где бушует величайшая война, а его противник – воплощенное Зло в виде фантастического белого танка без опознавательных знаков.
На Курской дуге из подорванного танка вытащили жутко обгоревшего неизвестного танкиста, который фантастическим образом выжил и вернулся в строй. Однако для страшного, прозванного Черепом механика вся мировая война теперь заключается в том, чтобы уничтожить неуязвимый, не числящийся ни в одном вражеском подразделении танк «Белый Тигр», который внезапно появляется и исчезает, нанося огромный урон советским частям.
Пользуясь своим сверхъестественным даром слышать и чувствовать танк, Ванька Смерть мчится на специально сделанном для него Т-34-85 на Запад за своим врагом и в финальном бою лишь чудом не уничтожает его.

Конюшевский В. «Попытка возврата».
Наш современник Илья Лисов попал в прошлое, в 1941 год, буквально за часы перед началом войны. Не так и важно, как попал - разбираться некогда, надо просто выживать. А знал и умел Лисов немало и начал применять свои знания, как мог. И не только выжил в первых жутких боях Великой Отечественной, но и своими действиями начал понемногу менять тот альтернативный мир, в котором оказался. Но для того, чтобы узнать основную цель своего пребывания в нем, Лисову, серьезно изменившему не только ход войны, но и устройство послевоенного мира, придется прожить долгую и богатую событиями жизнь.

Буркатовский С. "Вчера будет война".
Премия им. Тита Ливия. Новый поворот классического сюжета о «провале во времени»! Самый неожиданный и пронзительный роман в жанре альтернативной истории! Удастся ли нашему современнику, попавшему в 1941 год за два месяца до начала войны, предупредить Сталина о скором нападении Германии, предотвратить трагедию 22 июня и переписать прошлое набело? Или дойдя до Иосифа Виссарионовича, придется самому принять участие в событиях грядущей войны? И какую цену придется заплатить нашему современнику за свою попытку?

Рыбаков А. "Переиграть войну! В "котле" времени".
Им давно за тридцать, а они все еще играют в войну. В 2010 году их хобби кажется нелепой блажью: нацепив камуфляж и вооружившись игрушечными автоматами, взрослые мужики-страйкболисты гоняются друг за другом по белорусским лесам - пока вдруг не проваливаются из сегодняшнего дня в кровавое лето 1941 года. Где вместо пластиковых шариков из ствола вылетают настоящие пули. Где люди умирают не понарошку, а раз и навсегда. Где окруженные части Красной Армии истекают кровью в "котлах", вокруг горят русские деревни, по дорогам пылят вражеские танки, а на перекрестках развешаны плакаты: "За помощь партизанам - расстрел!" И надо выбирать - бежать ли обратно в светлое будущее, спасая собственную шкуру, или принимать бой за линией времени плечом к плечу с дедами и прадедами...

В ряд фантазий встает и «блокадный роман» Андрея Тургенева «Спать и верить» , который вошел в 2008 году в шорт-лист премии «Нацбест» и лонг-лист «Русского Букера» - в основе романа лежит рассчитанная смесь альтернативной истории и исторических фактов (источники, откуда взяты сведения о блокаде Ленинграда, аккуратно перечислены в начале книги). Сюжет романа разворачивается на заснеженных улицах Ленинграда: в вымерзающих и вымирающих коммуналках, в коридорах Большого дома, в кабинетах Смольного. Конец 1941 года. Холод и голод. Один из эпизодов в книге: очередь за доппайком. Огромная очередь - часов на десять. Падает бомба, стирает с лица земли половину очереди, оторванная голова подкатывается к ногам героини, но это ничуть не смущает оставшихся в полуживых - они смотрят на это прагматически: стоять уже не десять, а пять часов. Здесь смертью никого не удивишь: время умирать. Время жить наступит совсем не скоро.
Фантастическое и неожиданное связано в романе с фигурой Максима, тридцатисемилетнего полковника НКВД, москвича и провокатора, который, интригует и делает подлости, пишет Гитлеру послания с советами по уничтожению Ленинграда. Разрабатывается зловещий "План Д" - взрыв Ленинграда в случае его падения.
Молодой полковник НКВД, прибывший из Москвы, готовит покушение на Кирова и вдруг влюбляется во вчерашнюю школьницу Варю.
А Варя ждет с фронта своего жениха, помогает что есть сил маме и друзьям, видит сны и верит в Победу. Станут ли сны вещими?