Проект для детского сада "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству".
Шигапова Светлана Александровна, воспитатель МДОУ "Детский сад №9общеразвивающего вида" г. Ухта, Республика Коми.Описание материала: предлагаю вам проект для детей старшей группы (5 - 6 лет) по теме «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству». Данный материал может быть полезен для воспитателей старшей и подготовительной группы.Этот проект поможет познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью,с гжелью;научит детей ориентироваться в различных видах росписи;воспитает интерес к народной культуре.
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Вид проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: Дети, родители и воспитатели старшей группы № 4. МДОУ «Детский сад №9».
Продолжительность: среднесрочный (с июня 2015 г. по июль 2015г.)
Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению. Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
1.Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
2.Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством-дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью;
3.Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
4.Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей;
5.Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
Основной
Заключительный
1 этап-подготовительный.
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
6.Мастер класс для родителей «Дизайн в росписи народных промыслов"
2 этап-основной.
Проведение комплекса мероприятий по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству»
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
Содержание
1.Просмотр презентаций: «Русские умельцы», «Золотая хохлома», «Сказочная гжель»,«Филимоновские игрушки», «Дымка».
2.НОД. Познавательное «Умелые мастера»
3.НОД. Рисование «Дымковская уточка»
4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме
6.Изготовление д/и «Четвёртый лишний», «Составь узор»
7.Лепка из глины «Дымковская лошадка».
8.Лепка из теста «Кулоны для мам».
9.Лепка из теста «Красивые узоры».
10.Оригами «Филимоновский петушок».
В работе с родителями:
1.Консультации: «Дымковская игрушка»; «Виды народного декоративно-прикладного искусства»; «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»; «Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
2.Выставка «Мы мастера своего дела»
3 этап – заключительный.
1.Создание альбомов «Виды росписей».
2.Развлечение для детей «Город мастеров»
3.Презентация проекта. Обобщение положительного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведение данного проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, не только правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок».
П роект
« Народные промыслы »
Тип проекта: познавательно - творческий, долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей
группы 5-6 лет №8.
Срок реализации: ноябрь 2016года – май 2017 года.
Выполнил а : Иванова М.К.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- ф ормировать устойчивый интерес к искусству народа России;
- р азвивать художественно-творческие способности у детей;
- ф ормировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; - в оспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства.
Осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка; -содействовать развитию речи:
Обогащ ать и активиз ировать словар ь , повыш ать его выразительнос ть , разви вать навык и речевого общения в совместной деятельности.
Актуальность
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
4. Диагностика.
Реализация проекта
- беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
Рассматривание видов росписи;
Выполнение работ по изобразительной деятельности;
Подвижные и малоподвижные народные игры;
Выставк и рисунков и поделок по мотивам народного творчества;
Работа с родителями;
- совместные работы с детьми;
Консультаци и для родителей;
Беседы;
Обогащение предметно-развивающей среды;
Создание презентации к открытому занятию по народно-декорати вному творчеству «Народные промыслы»;
Открытый показ НОД «Народные промыслы»
Заключительный (обобщающий)
Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Подведение итогов.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение в природ е ; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.
Работа с родителями:
1. Консультация « Декоративно-прикладное творчество»
2. Консультация « Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома»
3. Консультация «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»
5. Беседа « Виды народного декоративно–прикладного искусства»
6. Подбор материалов для творчества детей.
7. Пополнение наглядного материала по декоративно-прикладному искусству.
Необходимые условия приобщения детей к творческим занятиям:
Организация развивающей среды;
Организация образовательного процесса:
в совместной образовательной деятельности;
организация самостоятельной деятельности детей;
взаимодействие с родителями.
Выбор содержания:
изготовление поделок из соленого теста;
рисование по мотивам декоративно-прикладного искусства ;
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей.С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе предполагаются выставки творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
В своей работе использу ю следующие методы и приемы работы:
Дидактические игры;
Пальчиковые игры;
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
Игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
Беседы;
Чтение познавательной литературы.
Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
Непосредственная образовательная деятельность
Ноябрь
1 .Д/и «Из чего же,из чего же?»(дерево-Хохлома,глина-Дымка,фарфор-Гжель» и т.д.)
Задачи: воспитывать интерес к родной культуре.
2 .Тема: «Дымковский индюк»(конструирование из бумаги,аппликация)
3. Тема: «Барыня»(рисование,аппликация)
Задачи: воспитывать уважение к истории России.
Декабрь
Д/и «Собери посуду» («осколки разбитой» гжельской посуды,разрезные картинки)
1. Тема: «Сине-голубое чудо»(изготовление бумажной посуды,роспись по мотивам гжельских мастеров)
2 .Тема: продолжение «Сине-голубое чудо»
Задачи: развивать интерес к декоративно-прикладному искуссву.
Январь
1 .Тема: «Весёлые матрёшки»(ручной труд,аппликация)
Задачи: воспитывать интерес к творчеству народных мастеров
2.Тема «Матрёшка» (тестопластика)
Задачи: вызвать желание больше узнать о декоративно-прикладном искусстве.
Февраль
Д/и «Угадай какая роспись»
Учить узнавать роспись по элементам орнамента.
1 .Тема: «Городецкие букеты»(рисование элементов)
2. Тема: «Чудо-Птицы» (по мотивам городецкой росписи)
Задачи:
Воспитывать эстетическое отношение к природе;
Развивать чувство формы и пропорций;
Учить детей творчески отражать свои представления о природе.
Март
Разучивание стихотворения Е.А.Николаевой «Золотая Хохлома».
Задачи:развивать устную речь.
1. Тема «Хохломская веточка»(гуашь; с использованием ватных палочек).
Задачи:
Воспитывать интерес к окружающему миру;
Продолжать учить создавать выразительные образы.
Апрель
Д/и «Назови правильно»
Закреплять знания о народных художественных промыслах.
1. Тема «Лепка дымковского индюка» (тестопластика)
Задачи:
Воспитавать любознательность,самостоятельность,инициативность.
2. Тема «Кувшин» (тестопластика,по мотивам хохломских мастеров)
Задачи:
Воспитавать интерес к изобразительному искусству.
Май
Д/и «Найди отличия»
Учить находить сходство и отличия элементов орнамента.
1.Тема «Хохломской самовар» роспись силуэта
Задачи:
Закрепить знания о народных промыслах.
Ожидаемые результаты
- з нание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской, городецкой росписи.
- у мение детей ориентироваться в различных видах росписи.
- у мение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
- у родителей повысится общий культурный уровень.
Вывод
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он гражданин России.
Консультаци и для родителей.
Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство - одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста.
Народное искусство богато и разнообразно. Сегодня почти в каждой семье есть произведения народных мастеров -русские матрешки, гжельская посуда, хохломские миски и ложки, павлопосадские платки, тканые полотенца. Интерес к этому виду искусства усиливается.
Уважаемые мамы и папы!
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей.
У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, а задача педагога - развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, мы обращаемся к народному промыслу – дымковская игрушка , так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Из истории…
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково…. В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы.
Мы уверены, что Ваш ребенок с удовольствием повторит дома то, что уже рисовал в детском саду. Вместе с ребенком нанесите дымковский орнамент на трафарет, пусть Ваша лошадка оживет!На занятиях лепкой у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Предлагаем дома вместе с ребенком получить удовольствие от совместного творчества!
1. Чтобы слепить фигурку лошадки, надо разделить кусок пластилина на две части. Из первого куска мы слепим туловище и ноги. Второй кусок оставим для головы и гривы. Раскатаем первый кусок в виде цилиндра, оба конца разделим стекой.
2. Начинаем работать со вторым куском пластилина. Делим его на две неравные части. Голова и шея лепится из одного куска пластилина. Соединяем части, тщательно заглаживаем место соединения и вытягиваем голову. Гриву и хвостик получим из тонкой « колбаски», свернутой «косичкой»
3. Последним этапом будет роспись нашей лошадки. Сначала белой гуашью наносим основу, затем прорисовываем элементы черного цвета,и, напоследок, наносим яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
У вас вместе все обязательно получится!
Желаем успеха и хорошего настроения!
Изучение творческого наследия предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому, а это открывает большие возможности для развития человека как личности, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа.
Декоративно-прикладное творчество.
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании школьников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.
Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий.
Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.
Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.
Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? Безусловно, это художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств.
Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.
Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды?
Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.
И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности?
Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения. декоративно прикладное творчество.
Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство".
Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины. Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусство благодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня. Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками. Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях.
Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.
До сих пор неясно, что такое прикладное искусство – работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность. В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению.
Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество.
Современное русское прикладное искусство Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость - эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Виды народного декоративно–прикладного искусства.
«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой, их надо осваивать»
А. В. Салтыков
Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки.
Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству; становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?
Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Создавалось народное искусство в основном крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, и в тоже время не отрывались от сельского хозяйства, в результате вырабатываются традиции, которые играют роль в развитии современного декоративного искусства.
1. Хохлома – красота несравненная. Родина пламенной хохломы – Нижненовгородская область. Здесь живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная профессионально – техническая школа хохломской росписи. Ее адрес город Семенов. Вероятно, ее зарождение относится к 17 веку, а окончательное образование к 18 веку. На рисунках вы видите травную роспись, кустики, птицы, ягоды. В композициях хохломских художников все подчинено строгому ритму, которому они научились у природы, где все ритмично: чередование времен года, периодичность восхода и захода солнца, ритмичен и строй полос на шкуре зверей, коже ящериц. А звуки? Вспомним дробный звук дятла, кукование кукушки, журчание ручья.
2. Городецкая роспись. В 60х годах на прилавках горьковских магазинов стали появляться расписные доски, солонки, скамеечки, детские кресла-качалки, круглые настенные панно, на которых красуются невиданные птицы, стройные тонконогие кони, цветущие купавы и розаны. Продукция пользовалась спросом и фабрика росла и развивалась.
Городец – маленький старинный город на берегу Волги, самый древний в Горьковской области. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Издревле Городец был известен своими резчиками. Именно резной узор Городецких изб, явление оригинальное и выдающееся в русской народной архитектуре. Оно принесло главную славу Городцу. Позднее резьба заменяется красивой цветочной росписью.
3. Голубая Гжель. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель. Давным-давно жили там смелые и умелые, красивые и веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать о том, как бы им лучше свое мастерство показать. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую, белую, и решили лепить из нее посуду разную. Да такую, какую свет не видывал. Один слепил чайник: носик – в виде головки петушка, ручку – в виде хвоста. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал, а слепил кувшин для кваса (квасник) и украсил его по-своему, лепными фигурами: две козочки стоят, а наверху петушки дерутся.
Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали по посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Понравилась людям красивая посуда и стали называть ее «нежно - голубое чудо».
По сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей старинный городок Гжель.
4. Жостово. Жостовский промысел возник 160 лет назад в подмосковной деревне. Поначалу изготовлялись бумажные подносы из папье – машье, но уже в описании Всероссийской выставки в 1889 году упоминалось, что крестьяне Филипп Никитин и Осип Вишняков представили вещи, выполненные из жести…
5. Дымковская игрушка. Родина - Кировская область. (Вятка). Люди на гулянья приносили свистульки, сделанные из глины, устраивали ярмарки по продаже игрушек. Мастера не делают эскизов, сразу создают форму. Каждая мастерица соблюдает свою традицию. Сюжеты – животные, птицы, барыни, крестьяне. Роспись включает элементы: круги, точки, кольца, полоски, волнистые линии, сеточка и т.д.
6. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново, Тульской области находится вблизи залежей белой глины. Сюжеты – это также барышни, крестьяне, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях. Эта игрушка отличается росписью: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии.
7. Каргопольская игрушка. Игрушка также из глины. Отличается росписью. В цветовую гамму входят черные, темно – зеленые и коричневые цвета. Также изображают людей, любят сельские темы, животных.
Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучший системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития … Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».К.Д. Ушинский
Самое страшное в ребенке это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Одним из самых эффективных способов устранения безразличия является воспитания у ребенка способности к эстетической восприимчивости. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому, не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»
«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.
Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.
В играх используются « считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.
В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.
Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Само слово «коляда» – одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» – специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по кругу.
Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.
В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.
Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.
А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, – оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.
Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки – передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».
Познавательное развитие
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, городецкие игрушки).
Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
Рассматривание тематической папки «Народное искусство»
Региональный компонент
Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки.
Цель: развивать интерес к фольклору. П/и «Краски», «Коршун»
Литература
-И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки» М. 2009г.
-И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
-И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
-Н.Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.
- Лыкова И. А. Народное искусство , Москва, издательский дом «цветной мир» , Волгоград, 2014
- Гаврилова В. В., Артемьева Л. А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет» , издадельство «Учитель» , 2014
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Клиенов А. П. Народные промыслы . Москва. Белый город, 2002.
- Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду . Москва. Просвещение, 1991.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (ст. группа) . Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез» , М. 1999.
-Т.Н.Проснякова Уроки мастерства. Учебная литература. 2004г.
-Весёлый самоделкин. М. 1995г.
-В.М.Кудейло Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров. М. 2007г.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Выходом данного проекта стал подпроект "День открытых дверей".
Проблема проекта: Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.
Цель проекта: установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
- Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
- Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
- Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».
Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.
Ожидаемый результат:
- Родители станут участниками педагогического процесса.
- Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.
Перспектива проекта:
День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.
Вид проекта: информационный
Сроки реализации: краткосрочный (1 день)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»
ПОДПРОЕКТ «ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ»
ТЕМА ДНЯ: «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Выполнили воспитатели Фадеева И.Е, Аксенова Е.А.
Городской округ город Выкса - 2014 г
Проблема проекта:
Семья и детский сад-два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада? Выбор форм и методов взаимодействия - это всегда попытка помочь семье в воспитании ребенка.Цель проекта : установление доверительных и партнёрских отношений с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Повысить психолого – педагогическую культуру родителей.
- Сократить дистанцию между педагогами и родителями.
- Приобщение родителей к жизни детей в детском саду, к их интересам.
- Обобщение результатов коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».
Гипотеза: мы предполагаем, что день открытых дверей позволит нашему детскому саду стать более открытым для родителей и общественности. Установятся более доверительные отношения между родителями, детьми и педагогами.
Ожидаемый результат:
- Родители станут участниками педагогического процесса.
- Совместная работа с семьей будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.
Перспектива проекта:
День открытых дверей станет действенной формой педагогической пропаганды, это способ познакомить родителей с условиями,содержанием, приемами образовательной работы.
Вид проекта : информационный
Сроки реализации
: краткосрочный (1 день)Основной этап реализации проекта
Время проведения | Режимные моменты | Ответственные |
|
Утро Прогулка Вечер | Утренняя гимнастика (приложение №1) | Цель: повышение степени устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. | Воспитатель |
Дыхательная гимнастика (приложение №2) | Цель: формирование умения слушать свое дыхание, профилактика бронхолегочных заболеваний. | Воспитатель |
|
Утренний «Круг друзей» | Цель: настроить детей на предстоящую деятельность. | Воспитатель |
|
НОД по изобразительному творчеству (приложение №3) | Цель: закрепление знаний детей о народных промыслах, элементах дымковской росписи. | Специалист по ИЗО: Волкова Г.В. |
|
Динамическая пауза «Привезли мы глину с дальнего бугра…»(№4) | Цель: разучивание слов, развитие умения соотносить слова с действиями. Умение показывать мимикой и жестами. | Родитель: Снегирева |
|
НОД по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» (использование ИКТ+ аппликация) (приложение №5) Артикуляционная гимнастика со свистульками Подвижные игры: «Жмурки»; «У медведя во бору»; р. н. игры (приложение №6) Коллективный труд в природе: уборка опавшей листвы на групповом участке Ознакомление с искусством: выставка декоративно-прикладного искусства. Беседа по теме «Народные промыслы» Пение песни «Гжель»; игра с пением рус. нар. песни «Каравай» «Сладкий вечер» (чаепитие из гжельской посуды) Подведение итогов дня ВЫХОД | Цель: : расширение представлений детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Цель: развитие речевого дыхания Цель: развитие у детей быстроты реакции, внимания, поддержание интереса к подвижным играм. Воспитание любви к родному краю, земле; чувства партнерства в играх. Цель: умение родителей создавать детям радостное настроение от выполненной работы. Воспитание экологической культуры. Цель: расширение представлений детей о многообразии видов народно-прикладного искусства. Закрепления умения выделять основные средства выразительности, используемые при изготовлении различных промыслов. Воспитание уважения к труду народных умельцев, гордость за мастерство русского народа. Цель: развитие у детей чувство ритма в танцевальной импровизации, приобщение к культуре русского народа. Цель: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и родителями; активизация в речи слов (кусковой сахар, щипцы); создание веселого радостного настроения. Цель: обсуждение с родителями и детьми понравившихся моментов. Отзывы и предложения. ОФОРМЛЕНИЕ ФОТООТЧЕТА | Воспитатель Родитель: Ильичева Т.И. Родитель: Крошкина Е.С. Воспитатель Родители: Гусев Родители: Снегирева Левина Дигилева Музыкальный руководитель: Маслихина Т.В. Родители: Зверева Галкина Воспитатели |
|
Воспитатель Родитель: Ильичева Т.И. |
|||
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска «Детский сад № 000 «Журавушка» комбинированного вида»
ПРОЕКТ
на тему:
Выполнили: ,
Новосибирск 2015 г.
ПРОЕКТ
на тему:
«Основы народного и декоративно-прикладного искусства»
Воспитатели МКДОУ д/с № 000 «Журавушка»: ,
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационно-практический.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
База проекта: МКДОУ д/с № 000 «Журавушка».
Срок реализации: 2 месяца.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями.
К сожалению, сейчас появляются попытки навязать новому поколению другую историю развития нашего государства. В России совсем иная культурная традиция, которая основывается на любви и доброте. Необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Проблема: как повысить уровень знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Цель проекта: увеличить объем знаний детей об истории русского народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Образовательные:
1. познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: дымковской и филимоновской игрушкой, гжелью, жостово, хохломской и городецкой росписью, познакомить детей с историей их возникновения;
2. вызвать интерес у детей к народному творчеству.
- Воспитательные:
1. воспитать у детей любовь к русскому народному декоративно-прикладному искусству;
2. воспитать эстетические и нравственно-патриотические чувства.
- Развивающие:
1. развивать технические умения и навыки кистевой росписи;
2. развить внимание, творческое воображение, чувство цвета, зрительную память;
3. активизировать тематический словарь.
Интегрированные образовательные области:
· социально-коммуникативная;
· познавательно-речевая;
· физическая;
· художественно-эстетическая.
Ожидаемые результаты проекта:
· На уровне ребенка:
1. знание детьми различных видов народного и декоративно-прикладного искусства;
2. умение детей ориентироваться в различных видах росписи;
3. развитие у детей навыков рисования узоров по мотивам народных росписей.
· На уровне педагога:
1. подготовка к презентации проекта;
2. выставка рисунков и поделок детей группы №5 «Подснежник»;
3. развлечение «Ярмарка».
· На уровне родителей:
· консультации для родителей: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
Виды деятельности:
- Игровая деятельность
:
1. дидактические игры: «Обведи элемент и раскрась», «Найди пару», «Продолжи рисунок», «Сложи игрушку», « Пазлы», «Собери матрешку»,
лото «Народные промыслы» и т. п.
народные подвижные игры: «Ручеек», «Карусель», «Горелки»
2. ознакомление с окружающим миром.
- Беседы:
«Народное и декоративно-прикладное искусство», «Народные росписи: городец, гжель и дымка», «В гости к дымковской игрушке», «Расписные матрешки» Развитие речи:
1. активизировать словарь: матрешки, гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, городецкая роспись, хохлома, орнамент, завиток, элемент, фон, купавка, розан и т. п.
- Художественная литература:
1. чтение стихотворений, сказок, народного фольклора о декоративно-прикладном искусстве;
2. загадывание загадок;
3. заучивание стихов, потешек.
- ФЭМП:
1. ориентировка в пространстве;
2. ориентировка на листе бумаги;
3. умение складывать из частей целое.
- Изобразительная деятельность:
1. раскрашивание силуэтов красками и цветными карандашами;
2. рисование элементов дымковской, хохломской и гжельской росписи;
3. роспись дымковской лошадки.
- Лепка:
«Дымковская лошадка». Музыкальное воспитание:
2. исполнение танца «Танец с платками».
3. игра на ложках.
· Физическая культура: гимнастика, народные игры.
Реализация проекта.
1. Подготовительный этап.
· Деятельность педагога:
1. ввести детей в игровую ситуацию;
2. сформулировать проблему;
3. определить задачи и продукт проекта.
· Деятельность детей:
1. вжиться в игровую ситуацию;
2. осознать проблему;
3. принять задачи проекта.
2. Организация работы над проектом.
· Деятельность педагога:
1. помогать в решение задач;
2. помогать планировать деятельность и организовать ее;
3. провести консультации для родителей на тему: «Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство», «Влияние народного и декоративно-прикладного искусства на воспитание детей».
· Деятельность детей:
1. объединение в группы (гжель, матрешки, дымка, хохлома).
3. Практическая деятельность.
· Деятельность педагога:
1. практическая помощь;
· Деятельность детей:
1. использовать иллюстрации;
2. работать над рисунками и поделками.
4. Презентация.
· Деятельность педагога:
1. выставка детских рисунков по декоративно-прикладному искусству;
2. совместная деятельность воспитателя и детей «Ярмарка».
· Деятельность детей:
1. готовить костюмы;
2. рассказывать о народных промыслах;
3. играть в народные музыкальные игры;
5. исполнять песни, частушки, танцы;
6. водить хоровод.
Роль родителей в реализации проекта:
· чтение с детьми стихотворений и их заучивание;
· загадывание загадок о народных промыслах, декоративно-прикладной росписи;
· совместное с ребенком изготовление кукол в народных костюмах;
· организация выставки народных промыслов;
· изготовление стенгазет и т. д.
· выставка детских рисунков и поделок по декоративно-прикладному искусству, проведение совместной деятельности «Ярмарка».
Вывод. Без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию творческих способностей, воображения, мышления у детей.
ГЛОССАРИЙ
Гжель – это древнее, русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке уже более 670 лет назад. Гжель – один из традиционных российских центров производства керамики. Гжель представляет собой посуду или декоративные фигурки из фаянса , фарфора или керамики, расписанную голубым или синим цветом по белому фону.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел, существующий с середины XIX века в районе города Городец. Городецкая роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Она традиционно украшает собой деревянные изделия – прялки, мебель, ставни, двери. Изображает жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.
Дымковская игрушка – один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток.
Жостово – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области . Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Завиток – закрученная линия.
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Он предназначается для украшения различных предметов, строений.
Розан – устаревшее название бутона розы.
Филимоновская игрушка – древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области . Филимоновская игрушка представляет собой традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п., расписанные яркими акриловыми красками (малиновый, зелёный, жёлтый цвета). Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи.
Фон – основной цвет, пространство, на котором нанесены узоры и рисунки Хохлома – старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.
Элемент – часть орнамента, узора или рисунка. Элементами являются точки, круги, дуги, завитки, купавки, розаны, листья и т. п.
МОНИТОРИНГ ПО ПРОЕКТУ
Уровень знаний воспитанников по «Основам народного и декоративно-прикладного искусства»: высокий - 25%, средний - 59%, низкий - 16%.
84% воспитанников правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства, знает характерные особенности того или иного промысла (цвет, форма, роспись). Дети научились и умеют смешивать краски на палитре для получения новых оттенков. В декоративном рисовании используют яркие цвета, которые соответствуют народному характеру росписи. Имеют навык работы кистями разных размеров. Закрашивают изображение в пределах контура. Самостоятельно выбирают художественный материал, технические и изобразительные приемы. В процессе декоративного рисования пользуются приемами народной росписи. Умеют самостоятельно украшать предметы орнаментами и узорами, используя ритм и симметрию в композиционном построении.
16% воспитанников недостаточно знают виды народного декоративно-прикладного искусства. Затрудняются в композиционном расположении изображения на листе бумаги. Знают названия цветов, но не всегда правильно используют их для раскрашивания. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращаются за помощью к педагогу.
Литература, используемая в проектной деятельности:
1. , От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие. М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2009. - 64 с. вкл.
2. , Артемьева рисование с детьми 5-7 лет.
3. Комарова художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 160 с.: цв. вкл.
4. Комарова по изобразительной деятельности в детском саду. Конспекты занятий. - М.: Мозайка-синтез, 2008. - 128 с,: цв. вкл.
5. Комарова детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие - М.: педагогическое общество России, 2007. - 176 с., илл.
6. Лыкова деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (для каждой возрастной группы). - М.: ИПК.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144с., 24 л., переиздание дораб. и доп.
7. Соломенникова творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования / под ред. . - М.: ИПК и ПРНОМО, 2001. - 176 с.
10. Международный образовательный портал: http://www. maam. ru/