Духовный конфликт поколений (по роману Тургенева «Отцы и дети»). Письма к молодым читателям

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сходные условия существования и направление действия естественного отбора определяют сходство формы тела китообразных млекопитающих и рыб.

2) Сходство передних роющих конечностей крота и медведки, относящихся к разным типам, объясняется сходными условиями существования.

3) Конвергенция – это процесс схождения признаков близкородственных групп животных, объясняющийся сходными условиями существования.

4) Конвергенция – схождение признаков у животных различных групп – объясняется воздействием на этих животных схожих условий существования и общим направлением естественного отбора.

5) Схождение признаков у животных различных групп (конвергенция) обусловлено сходными условиями существования и направлением естественного отбора.

(1)Если условия существования и направление действия естественного отбора сходны у животных различных групп, то в процессе эволюции они иногда приобретают сходные приспособления к среде обитания. (2)Этот процесс получил название схождения признаков (конвергенции). (3)<…> передние роющие конечности крота и медведки очень сходны, хотя эти животные относятся к разным типам, сильно напоминают друг друга по форме тела китообразные и рыбы, сходны конечности у плавающих животных, относящихся к разным классам.

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Несмотря на это,

Например,

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТИП. Определите, в каком значении это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТИП, -а, м.

1) Форма, вид чего-н., обладающие определёнными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Основные т. производственных отношений. Т. автомобиля.

2) Высшее подразделение в систематике животных и растений. Т. членистоногих. Т. цветковых растений.

4) Человек, отличающийся какими-н. характерными свойствами, положительными или отрицательными. Забавный т.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

закУпорить

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Новый подход позволяет гораздо более оперативно и ЭФФЕКТИВНО следить за потребностями рынка.

До сих пор Косте снились ясные, чистые, ДОВЕРЧИВЫЕ глаза Евгении.

Новый знакомый произвёл на меня ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление: было в нём что-то приятное и нечто отталкивающее.

Право открыть кинофестиваль ПРЕДОСТАВИЛИ известному режиссёру.

С востока почти чёрной стеной встала ДОЖДЛИВАЯ туча.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КРАТЧАЙШИЙ путь

ЛЯГТЕ на диван

пара ТУФЕЛЬ

ЕГО взгляды

ТРЁХСТАМИ вопросами

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление имён числительных

В народном творчестве о Байкале

не только звучит огромная любовь, но и ещё нечто большее.

Двое девушек неспешно шли

по аллее парка и о чём-то эмоционально разговаривали.

3) Раскрывая характеры литературных героев,

во всей полноте, со всеми положительными и отрицательными чертами.

4) Укутавшись в тёплое одеяло, мне стало тепло и уютно.

5) Благодаря применения новой технологии

объёмы производства значительно выросли.

6)Я готовился к сложному разговору

с руководством, однако, вопреки

моим предположениям, беседа прошла в очень дружелюбной атмосфере.

7)Никто из внуков не смогли устоять

перед бабушкиным свежеиспечённым караваем.

8) Компания из четверых молодых людей

вошла в аудиторию и заняла места в первом ряду.

9)В сборнике рассказов «Записки охотника»

Тургенев воспел русскую природу и деревенский быт.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..снуться

водор..сли

с..рдитый

проб..раться

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..способь (для работы), пр..крыл

под..брал, поз..вчера

ра..шифруй, ра..грёб

(в) о..далении, по..брось

в..езд (во двор), б..ют (по щеке)

заканч..вать

застр..вать

смекал..стый

застенч..вый

карандаш..к

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увенч..нный

закруч..нный

движ..мый

замет..вший

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Тугие бутоны ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИХСЯ роз источали тонкий аромат.

(НЕ)ГРОМКИЙ, но неожиданный стук в дверь испугал Юрия.

Марусю нельзя было назвать красавицей, однако она была (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.

(НЕ) ДОЖИДАЯСЬ разрешения, Григорий решительно вошёл в комнату.

Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Письменный язык хоть и оживляется (ПО)МИНУТНО выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им (В)ТЕЧЕНИЕ веков.

Нужно, ЧТО(БЫ) каждая фраза выражала мысль или образ, и (ПРИ)ТОМ максимально точно и полно.

(ВО)КРУГ было ТАК(ЖЕ) тихо, как и накануне.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего пути по лесу Егор шёл молча, бесшумно, поднимая (ПО)ВЫШЕ ноги, дабы не зацепиться за что-нибудь.

Изредка налетавший ветерок пощипывал лицо, было (ПО)ЗИМНЕМУ морозно, (ЗА)ТО красота повсюду была необыкновенная.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, что навяза(1)о ему средой, и начал жить только по велению сердца, в согласии со своим внутре(2)им миром. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоя(3)ых открытий, его проза наполне(4)а поэзией.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Наша лодка проплывала то мимо тонких осинок то около островков то неподалёку от зарослей тальника.

2) Безотчётная преданность идее часто вынуждает человека отказаться от близких людей и от дома и от семьи.

3) Москва – это сады и чертоги золотые головы церквей и деревянные дома в старых переулках.

4) Сумерки сгущаются и опускаются ниже и на небе зажигаются первые звёзды.

5) Ветер шумит в вершинах сосен и проносит под ними вереницы туч.

Во время работы над картиной И. Левитан иногда откладывал кисти, вставал (1) и (2) отойдя на несколько шагов (3) смотрел на своё полотно (4) постепенно (5) приобретавшее черты художественной завершённости.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы входим в зал.

Сияющие люстры (1)

От наnряженья (2)

Кажется (3) дрожат!

Звенит хрусталь

И действует на чувства,

Мы входим в зал

Без всякого искусства,

А здесь искусством (4)

Видно (5) дорожат.

(Н. М. Рубцов)

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Человек высокого роста (1) при одном появлении (2) которого (3) люди почтительно замолкали (4) прошёл к столу и заговорил.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) с кустов посыплется роса.

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Берг не понимал значения слова «родина» до того, как провёл почти месяц на озере в муромских лесах.

2) Берг отправился в муромские леса к своему другу Ярцеву, чтобы заняться рисованием пейзажей.

3) Первый пейзаж Берга был написан акварелью.

4) Ваня Зотов, сын художника, привозил Бергу продукты и почту, пока тот был на озере.

5) Поездка Берга на озеро в муромские леса состоялась в начале осени.

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».

- (4)Трепотня! - мрачно говорил Берг. - (5)У таких, как мы, нет и не может быть родины.

- (6)Эх, Берг, сухарная душа! - с тяжёлым укором отвечали бойцы. - (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!

(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.

(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и прожил там около месяца. (11)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только маленькую коробку с акварелью.

(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник, длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой изморозью.

(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:

- (15)Кажись, кидают нас птицы, летят к тёплым морям.

(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными мхами.

(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством. (19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла. (21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.

(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг работал как одержимый, пел и кричал.

...(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить, сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный этим летом, - мой первый пейзаж».

(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов.

- (32)Эх, Берг, сухарная душа! - вспомнил он слова бойцов.

(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со

своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.

(по К. Г. Паустовскому*) *

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) - русский советский писатель, классик русской литературы.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 10-11 представлено рассуждение.

2) В предложениях 22-23 представлено повествование.

3) Предложение 24 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 25.

4) В предложении 28 представлено описание.

5) Предложение 30 разъясняет то, о чём сказано в предложении 29.

Из предложений 16-17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Среди предложений 18-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза, личного местоимения, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Рассказ К.Г. Паустовского "Акварельные краски" совмещает в себе простоту формы и глубину художественного содержания. В синтаксисе текста следует отметить использование автором такого приёма, как (А)_______ ("неделями, годами, десятилетиями" в предложении 31). А синтаксическое средство - (Б)_______ (предложения 4, 6, 8) - добавляет тексту живых человеческих эмоций. Ещё один приём - (В)_______ ("Берг" в предложениях 24-26, "всё" в предложении 25) - играет подчёркивающую, усилительную роль. А такой троп, как (Г) (предложения 19, 25), в очередной раз показывает нам мастерство Паустовского как художника слова».

Список терминов:

1) метафора

2) метонимия

3) парцелляция

4) восклицательные предложения

5) градация

6) эпифора

7) сравнительный оборот

8) просторечие

9) лексические повторы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Иван Сергеевич Тургенев утверждал, что "Базаров - его любимое детище". Однако при внимательном прочтении романа, знакомством с историей его создания можно утверждать, что отношение автора к своему герою не столь однозначно.

Личность Базарова интересует Тургенева прежде всего как героя времени, вобравшего в себя отличительные черты эпохи социального перелома. Писателю удалось показать противоречивость сильной неординарной натуры.

Эпоха общественных переустройств рождает героя, отрицающего прежние законы человеческого общежития. Тургенев пытается понять сам и дает возможность читателю разобраться в тех новых идеях, которые несет Базаров.

Резкое неприятие вызывает у автора нигилистическая философия. Идеи отрицания и уничтожения не новы для человечества. Разрушение культур и традиций трагически переживалось многими народами. Поэтому Тургенев как гуманист и высоко образованный человек не мог принять такой теории.

На страницах романа появляются образы Кукшиной и Ситникова - лженигилистов, чьи слова и действия подчеркивают весь негативизм нигилистических взглядов. Разводя их с Базаровым, показывая начальные- поверхностные увлечения Аркадия Кирсанова этими идеями, автор убеждает читателя в несостоятельности нигилистических воззрений. Циничные фразы Базарова о любви и женщинах опровергаются самой жизнью, его охватывает глубокое чувство, и все псевдотеорни рушатся, сталкиваясь с истинными человеческими чувствами.

Искренне переживая упадок дворянства, снижение его общественной позиции и в то же время понимая необратимость происходящих перемен, Тургенев осознает глупость отстаивания старых "принси-пов", преклонения перед прежними авторитетами.

Однако автор не может принять и слепого отрицания вечных ценностей - Пушкина, Рафаэля. На этом строится конфликт поколений, отраженный в романе преимущественно во взаимоотношениях Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Это противостояние носит общественный характер и характеризуется внешними проявлениями.

Внутренние противоречия Базарова, основанные на внешнем конфликте, глубоки и драматичны. Как тонкий психолог, Тургенев показывает душевную борьбу, казалось бы, убежденного нигилиста. Доказывая безнравственность нигилистических взглядов, автор наделяет героя высокими моральными качествами. Иван Сергеевич убежден, что героя может спасти его душевная неуспокоенность, нерастрачен-ность чувств и высота нравственных принципов.

Непримиримый, казалось бы, спор дворянина Кирсанова и разночинца Базарова завершается недоумением спорящих. После нелепой никчемной дуэли Павел Петрович и Евгений пытаются найти друг в друге человеческие достоинства, что помогает им преодолеть существовавшую пропасть непонимания. Увидеть человека в человеке, не врага или сторонника фанатичной идеи. Такой удар наносит Тургенев своему герою.

Пожалуй, самые драматичные страницы романа Иван Сергеевич посвятил взаимоотношениям отца и сына Базаровых. Отторгая родителей, дом, Евгений теряет необходимую каждому человеку связь со своими истоками. Возведя стену непонимания, герой романа обедняет себя душевно и нравственно. Будучи ослеплен идеями нигилизма, отрицающими чувства и сердечную привязанность, он обрекает себя на мучительные страдания и трагический исход. Вернувшись в родительский дом во второй и последний раз, Евгений не в состоянии восстановить утраченных связей.

Безотчетная преданность идее вынуждает человека отказаться от близких людей, от дома, от семьи. Тем самым, подвергая своего героя испытанию любовью, автор вынужден констатировать неспособность Базарова к высоким чувствам, душевному сопереживанию.

Завершает роман Иван Сергеевич Тургенев мрачными картинами смерти Евгения Базарова. Это последнее испытание, выпавшее на долю героя. Подводя его к последней жизненной черте, автор раскрывает перед читателями нерастраченные душевные тайники Евгения. Он открывает для себя истинные человеческие ценности: любовь к родителям, к женщине, религиозные истины. Глубоким лиризмом проникнута сцена прощания с Анной Сергеевной Одинцовой.

Почему же такой дорогой ценой платит Базаров за душевное прозрение? Почему автор не щадит своего героя? Бессмысленная смерть от пореза пальца глубоко символична. Тургенев подчеркивает, что Базаров обречен. Пытаясь помочь простому народу, он поставил себя выше этих людей и остался непонятым. Уверовав в нигилизм, он лишил себя естественных человеческих чувств - любви и дружбы. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти проявляет себя полностью.

Вынося суровый приговор разного рода теориям, Тургенев в эпилоге провозглашает высокие философские истины: жизнь вечна, она не подчиняется отвлеченным теориям, в ней торжествуют глубоко человеческие начала.

ЛИТЕРАТУРА 69

этом строится конфликт поколений, отраженный в романе преимущественно во взаимоотношениях Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Это противостояние носит общественный характер и характеризуется внешними проявлениями.

Внутренние противоречия Базарова, основанные на внешнем конфликте, глубоки и драматичны. Как тонкий психолог, Тургенев показывает душевную борьбу, казалось бы, убежденного нигилиста. Дока-зывая безнравственность нигилистических взглядов, автор наделяет героя высокими моральными качест-вами. Иван Сергеевич убежден, что героя может спа-сти его душевная неуспокоенность, нерастрачен-ность чувств и высота нравственных принципов.

Непримиримый, казалось бы, спор дворянина Кирсанова и разночинца Базарова завершается не-доумением спорящих. После нелепой никчемной дуэли Павел Петрович и Евгений пытаются найти друг в друге человеческие достоинства, что помога-ет им преодолеть существовавшую пропасть непо-нимания. Увидеть человека в человеке, не врага или сторонника фанатичной идеи. Такой удар на-носит Тургенев своему герою.

Пожалуй, самые драматичные страницы романа Иван Сергеевич посвятил взаимоотношениям отца и сына Базаровых. Отторгая родителей, дом, Евге-ний теряет необходимую каждому человеку связь со своими истоками. Возведя стену непонимания, герой романа обедняет себя душевно и нравственно. Будучи ослеплен идеями нигилизма, отрицающи-ми чувства и сердечную привязанность, он обрека-ет себя на мучительные страдания и трагический исход. Вернувшись в родительский дом во второй и

Последний раз, Евгений не в состоянии восстано-вить утраченных связей.

Безотчетная преданность идее вынуждает челове-ка отказаться от близких людей, от дома, от семьи. Тем самым, подвергая своего героя испытанию лю-бовью, автор вынужден констатировать неспособ-ность Базарова к высоким чувствам, душевному со-переживанию.

Завершает роман Иван Сергеевич Тургенев мрачными картинами смерти Евгения Базарова. Это последнее испытание, выпавшее на долю героя. Подводя его к последней жизненной черте, автор раскрывает перед читателями нерастраченные ду-шевные тайники Евгения. Он открывает для себя истинные человеческие ценности: любовь к родите-лям, к женщине, религиозные истины. Глубоким лиризмом проникнута сцена прощания с Анной Сергеевной Одинцовой.

Почему же такой дорогой ценой платит Базаров за душевное прозрение? Почему автор не щадит своего героя? Бессмысленная смерть от пореза пальца глубоко символична. Тургенев подчеркива-ет, что Базаров обречен. Пытаясь помочь простому народу, он поставил себя выше этих людей и остал-ся непонятым. Уверовав в нигилизм, он лишил се-бя естественных человеческих чувств - любви и дружбы. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти проявляет себя полностью.

Вынося суровый приговор разного рода теори-ям, Тургенев в эпилоге провозглашает высокие фи-лософские истины: жизнь вечна, она не подчиняет-ся отвлеченным теориям, в ней торжествуют глубо-ко человеческие начала.

ТРАГИЧНОСТЬ ОБРАЗА ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА Сочинение

Проблема взаимопонимания поколений отрази-лась в творчестве многих русских писателей как XIX, так и XX веков, она волнует современных ли-тераторов и, думаю, будет актуальна всегда, пока существует и развивается человеческое общество. Каждый из писателей по-своему видел этот кон-фликт и его участников. Так, например, в комедии А. С. Грибоедова Чацкий, представитель «века ны-нешнего», выразитель прогрессивных идей, вступа-ет в конфликт с реакционным фамусовским обще-ством и его устоями «века минувшего». Так же и в Грозе» А. Н. Островского молодежь является светлым лучом в «темном царстве* отживающих свой век самодуров. М. Ю. Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, чего не на-ходил в современниках. Общим же во многих слу-чаях для этого конфликта было то, что он был вы-зван различием жизненных принципов или поли-

тических воззрений сторон. В конфликте романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» нашел отражение идейный антагонизм дворянских либералов и демо-кратов шестидесятых годов XIX века. Раскрытию его подчинена система персонажей произведения:

столкновение «века нынешнего» и «века минувше-го» обусловливает разграничение героев на «отцов» и «детей».

Персонажи произведения не делятся автором на два антагонистических лагеря просто по возрасту. Искренним и убежденным выразителем идей «де-тей» можно назвать лишь Базарова. Аркадий Кир-санов, ровесник Евгения и первоначально его еди-номышленник, в конце концов выбирает жизнен-ные принципы «отцов* и оказывается в их лагере.

Базаров, воплощающий в романе тип человека новейшего поколения, демократа, разночинца, но-вый герой русской литературы, - центральное дей-

60 Иван Сергеевич Тургенев

ствующее лицо произведения. Он действительно ти-пичный представитель демократической молодежи шестидесятых годов. В его рассуждениях нашли отражение идеи крупнейших деятелей российского демократического движения. Убедиться в этом можно из следующего сопоставления: Базаров гово-рит о сущности человеческой природы: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Нравственные болезни происходят... от безобразно-го состояния общества». Он почти дословно повто-ряет слова Чернышевского: «Каждый человек - как все люди, в каждом точно то же, что и в дру-гих... все зависит от общественных привычек и об-стоятельств». Называя «таинственные отношения между мужчиной и женщиной» «чепухой, гнилью, художеством», Базаров повторяет аналогичные рас-суждения Добролюбова: «Кто не убирает розовыми цветами идеализма - простой, весьма понятной склонности к женщинам?» Нашли отражение в ре-чах Базарова и некоторые рассуждения Писарева.

К лагерю «детей» примыкают также «нигили-сты» Кукшина и Ситников. В этих образах чита-тель видит осуждение Тургеневым лженигилизма, или «базаровщины». К модному общественному движению, как это часто бывает, примыкали порой личности недостойные, лишние, они пристраива-лись по глупости или из корыстных убеждений, чтобы показать всем свою значимость. А на самом деле неопрятная, развязная, глупая Евдокия Кук-шина и пустышка Ситников не понимают до конца смысла идей, а лишь бездумно повторяют их, упи-ваясь сознанием собственной неординарности. Сам Базаров относится к своим «единомышленникам» с крайним, порой оскорбительным пренебрежением. Образы Кукшиной и Ситникова играют в романе еще одну важную роль: они - пародия на Базаро-

Изображая Базарова, Тургенев не упускает тра-гические стороны его судьбы. В первую очередь одиночество. Ведь в конечном счете у этого челове-ка не было никого, кто бы до конца понимал его, разделял его убеждения, верил ему, любил и ува-жал его и к кому оц сам относился бы так же. Хотя Базаров и отрицал весь этот «романтизм», однако, возвратившись домой во второй раз, стал «томиться тоскливою скукой и глухим беспокойством» и начал искать общества. Аркадий, с которым Базаров был дружен, в конце концов оставляет его, любовь к Одинцовой была почти безответна, кроме того, мучи-тельна. Он не верил в это чувство, презирал влюб-ленных («этакий человек - не мужчина») и потому негодовал, обнаружив в себе «рыцарские чувства», которые «считал чем-то вроде уродства или болез-ни». Любовь опровергла его нигилизм.

Драматична разобщенность Базарова с кресть-янством. Однажды он сказал Аркадию, что возне-навидел «этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого... должен из кожи лезть и ко-торый... даже спасибо не скажет». Евгений умеет говорить с мужиками, и простой люд не чурается его, но, когда он, по обыкновению презрительно подтрунивая, заговорил с одним мужиком, тот в свою очередь сказал о Базарове с «небрежной суро-востью»: «Болтал кое-что... известно, барин; разве он понимает?» Базаров и не догадывается, что в глазах крестьян был чем-то вроде шута горохового.

Несомненно, трагична скоропостижная смерть героя. Он умирает по нелепой случайности, умира-ет молодым, полным надежд и неистраченных сил.

БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ План сочинения

I. Конфликт поколений (Тургенев не ограничи-вается возрастными проблемами поколений, конфликт «отцов» и «детей» связан с социаль-ным антагонизмом в обществе: аристократы и разночинцы).

II. Спор поколений (Базаров и Павел Петрович Кирсанов):

1) общие черты:

а) сильные личности (убежденность, оба не поддаются чужому влиянию, способность подчинить себе других);

б) безграничное самолюбие (неумение слу-шать оппонента, «сатанинская гордость»);

в) взаимная вражда (полное неприятие взглядов и поступков соперника);

2) различные черты:

а) социальное положение (Кирсанов - дворя-нин, Базаров - разночинец);

б) манера поведения (аристократизм Кирса-нова, плебейство Базарова);

в) внешний вид (небрежность у Базарова, подчеркнутая изящность у Кирсанова);

г) взаимоотношения друг с другом (недруже-любное и равнодушное отношение Базаро-ва к Кирсанову, резкое неприятие, нена-висть Кирсанова к Базарову);

д) поведение в споре (убежденность Базаро-ва, сочетающаяся с пренебрежением к со-беседнику, полное неприятие прежних ус-тоев и правил, огульное отрицание, у Кир-

ЛИТЕРАТУРА 61

санова - отстаивание аристократических «принсипов», непререкаемое подчинение авторитетам).

III. Философское осмысление Тургеневым образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения База-рова (бессмысленность и бесцельность сущест-вования обоих приводит к трагичности обра-зов, конфликт аристократа и разночинца как общественная проблема приобретает драмати-ческий характер, автор задается вопросом: ка-кова дальнейшая судьба общества, где царит атмосфера непонимания и пренебрежения че-ловеческими достоинствами, видимо, поэтому Тургенев пытается найти точки соприкоснове-ния двух противоположных личностей).

Темы сочинений

1. Отражение общественной борьбы 60-х гг. XIX века в романе «Отцы и дети».

2. Характер конфликта романа «Отцы и дети».

3. «Настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (И. Тургенев). /

4. «Величайшие государства\рушились по вине молодых и охранялись и Восстанавливались стариками» (Цицерон). \

5. Смысл заглавия романа «Отцы И дети».

6. Нигилизм и нигилисты. \

7. Базаров - «лицо трагическое» (Д. Писарев).

8. «Беспокойный и тоскующий Базаров - при-знак великого сердца» (Ф. Досторвский).

10. Женские образы в романе.

11. Тургенев - «гений меры» (Д. Мережковский).

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ «Преступление и наказание»

«УБИВАТЬ? УВИВАТЬ-ТО ПРАВО ИМЕЕТЕ?» (Отношение Ф. М. Достоевского к «герою действия» - характерному лицу шестидесятых годов XIX века)

Сочинение

Роман «Преступление и наказание» был заду-ман Ф. М. Достоевским на каторге «в тяжелую ми-нуту грусти и саморазложения». Именно там, на каторге, писатель столкнулся с «сильными лично-стями», ставящими себя выше нравственных зако-нов общества. Воплотив в Раскольникове черты та-ких личностей, Достоевский в своем произведении последовательно развенчивает их наполеоновские идеи. На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других - автор и его герой от-вечают по-разному. Раскольников считает, что воз-можно, так как это «простая арифметика». Нет, ут-верждает Достоевский, не может быть в мире гар-монии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает Лизавету и ее неродившегося ребенка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Тема бунта и тема ге-роя-индивидуалиста, последние годы владевшие Достоевским, соединились в «Преступлении и на-казании».

Бунт героя, лежащий в основе его теории, поро-жден социальным неравенством общества. Не слу-чайно разговор с Мармеладовым стал последней ка-плей в чаше сомнений Раскольникова: он оконча-тельно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных людей, счи-тает Раскольников. Судьба Мармеладова опроверга-ет эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги

его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.

Установление социальной справедливости на-сильственным путем Раскольников объясняет как «кровь по совести». Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются ге-рои - «двойники» Раскольникова. «Мы одного по-ля ягоды», - говорит Свидригайлов Родиону, под-черкивая их сходство. Свидригайлов, так же как и Лужин, исчерпали идею отказа от «принципов» и «идеалов» до конца. Один потерял ориентиры меж-ду добром и злом, другой проповедует личную выгоду - все это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассужде-ния Лужина Родион отвечает: «Доведите до послед-ствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Раскольников считает, что преступать закон мо-гут только «настоящие люди», так как они дейст-вуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство не-допустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приво-дя простые и убедительные аргументы, что престу-плению противится человеческая натура.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать «ненужных» людей для блага униженных и оскорбленных? Он сам под-нимается над людьми, становясь человеком «не-обыкновенным». Поэтому Раскольников делит лю-дей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Дос-

62 Федор Михайлович Достоевский

тоевский, снимая с наполеоновского" пьедестал^ своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Расколъникова, а его занимает вопрос:

«...вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею...» Родион Раскольни-ков мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.

Опровергая жизненные цели своего героя, про-поведуя христианские принципы, Достоевский вво-дит в роман образ Сони. Писатель видит «величай-шее счастье» в уничтожении своего «я», в безраз-дельном служении людям - эту «правду» Федор Михайлович воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революцион-ное атеистическое бунтарство Раскольникова о хри-

стианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, ее вера убе-ждают Родиона «страдание принять». Он признает-ся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Раскольникова к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением. «Их воскресила любовь...»

Разрушив «стройную» теорию Раскольникова, его «простую арифметику», Достоевский предосте-рег человечество от опасности революционных бун-тов, провозгласил идею ценности любой человече-ской личности. Писатель считал, что «есть один закон - закон нравственный».

РАСКОЛЬНИКОВ И СВИДРИГАЙЛОВ План сочинения

I. Введение Достоевским параллельных образов

(«двойников») в сюжетно-образную систему

1) развенчание теории Раскольникова (желая как можно глубже вскрыть бесчеловечную идею главного героя, автор показывает ее логическую завершенность на других худо-жественных образах - Лужина и Свидри-гайлова).

II. Раскольников и Свидригайлов - «одного по-ля ягоды» (опровержение этого утверждения Свидригайлова):

1) «странные сближенья»:

а) взаимный интерес (два человека, пересту-пившие черту нравственного закона, ин-туитивно испытывают взаимное притяже-ние - Свидригайлов убежден, что между ними «есть какая-то общая точка», а Рас-кольников чувствует, что в Свидригайлове «таится какая-то власть над ним»);

б) неприятие окружающего мира (Расколь-ников пытается искать выход, разрабаты-вает теорию; Свидригайлов уходит в праздность и распутство);

в) оба неординарные личности (критический ум, способность к состраданию, к глубо-ким чувствам, сны Раскольникова и Свид-ригайлова отражают сложные внутренние процессы в их душе);

г) «все позволено» - «общая точка», сбли-жающая Раскольникова и Свидригайлова;

2) различия Раскольникова и Свидригайлова:

а) разное социальное положение (Раскольни-ков - обедневший дворянин, разночинец;

Свидригайлов - помещик);

б) различные жизненные ориентиры (Рас-кольников учится," пробивается в жизни сам, беден, вынужден заботиться о матери и сестре; Свидригайлов ведет праздный об-раз жизни, свободен в деньгах);

в) разность идеалов (подчинившись ложной идее, Раскольников не потерял ориентиры между добром и злом; нравственный ниги-лизм Свидригайлова);

г) взаимное отстранение (Раскольников ис-пытывает отвращение к Свидригайлову;

Свидригайлов не в состоянии понять логи-ку поступков Раскольникова);

д) пути к возрождению личности (любовь спасает Раскольникова, т. к. он не утра-тил духовность; Свидригайлова любовь гу-бит потому, что он аморален, и даже про-снувшаяся совесть, реализованная в бла-городных поступках, не способна его возродить);

е) наказание Раскольникова и Свидригайло-ва (потеряв веру в себя и людей, Свидри-гайлов преодолевает страх перед смертью и уходит из жизни, где ему нет места; Рас-кольников через страдания возвращается к людям, обретает истинные ценности, по-няв ложность своих убеждений).

III. Раскольников и Свидригайлов - психологи-чески сложные образы (борьба добра и зла в душе человека не всегда оканчивается победой добродетели, через страдания люди идут к преображению - взгляды Достоевского, реа-лизованные в романе «Преступление и наказа-ние»).

ЛИТЕРАТУРА 63

Темы сочинений

1. «Боль о человеке» в произведениях Ф. М. Дос-тоевского.

2. Борьба идей в романе «Преступление и наказа-ние».

3. Теория Родиона Раскольникова.

4. Преступление и наказание Раскольникова.

5. Идея страдания и очищения в романе «Престу-пление и наказание».

6. «Сонечка... Вечная Сонечка, пока мир стоит!»

7. Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание». /

8. Герои- «двойники»^? романе «Преступление и наказание».

9. «Лик мира сего мне самому очень не нравится» (Ф. М. Достоевский).

10. Образ Петербурга и его идейно-художественная роль в романе «Преступление и наказание».

11. Прием антитезы в романе «Преступление и на-казание».

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ «Война и мир»

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» Сочинение

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой «мысль народную». Наи-более ярко и многогранно эта тема отражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же «мира» преобладает «мысль се-мейная», играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любовью подвергаются практиче-ски все герои «Войны и мира». К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Бол-конского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным «внешней» красотой, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Анд-рею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как «жестоко и непоправимо» он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии про-износит слова: «Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что мог... Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!»

Семейная жизнь не приносила Болконскому сча-стья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глу-пого «света». Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравниваю-щей его с «придворным лакеем и идиотом».

Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который «старым, сер-дитым и презрительным уродом стоял между улы-бающимися березами» и «не хотел подчиняться обаянию весны». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - ...наша жизнь кончена». Таким он впервые встретился с Наташей в Отрадном. И от соприкосновения с ее естествен-

ной, озаренной радостью жизнью «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд» поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а по-крытый «шатром сочной, темной зелени», так что «ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ни-чего не было видно».

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так не-похожей на пустых, вздорных женщин «света», пришло к князю Андрею позже и с невероятной си-лой перевернуло, обновило его душу. Он «казался и был совсем другим, новым человеком», «как буд-то он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий». Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил На-таше «измены». Лишь после смертельной раны и но-вого душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде», - сказал он тогда На-таше, но уже ничто, даже ее пламенное чувство, не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его луч-шего друга. Так же как и Андрей, в юности увлек-шийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный, Пьер увлекается" «ку-кольной» красотою Элен. Пример князя Андрея не стал для него «наукой», Пьер на своем опыте убе-дился, что не всегда красота внешняя является за-логом красоты внутренней - духовной.

Документ

Богомолов, Александр Иванович . Религии... Борис Андреевич . ... Ивашов, Петр Васильевич... 03 К78 Краткий справочник школьника . 5-11 кл./ Сост. П.И. Алтынов , П.А. Андреев , А.Б. Балжи и др .. - ... язык. 10-11 классы / Сост. Л.М. ... Прохоров, Борис Борисович . Экология...

Задания 15-19 ЕГЭ вариант III .

11.

1) Михаил су-ро-во и от-ры-ви-сто на всех по-кри-ки-вал и вы-гля-дел взволнованным.

2) Сердце в груди за-дро-жит и забьётся и по-то-нет в при-ят-ных воспоминаниях.

3) Большие об-ла-ка мерно плыли по небу и то за-кры-ва-ли то от-кры-ва-ли солнце.

4) Мама лю-би-ла стихи и книги де-ре-вья и небо.

5) Всё кру-гом цвело жуж-жа-ло пело и свет-лое чув-ство охва-ты-ва-ло душу.

12. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.

1) Наша лодка про-плы-ва-ла то мимо тон-ких оси-нок то около ост-ров-ков то неподалёку от за-ро-с-лей тальника.

2) Безотчётная пре-дан-ность идее часто вы-нуж-да-ет че-ло-ве-ка от-ка-зать-ся от близ-ких людей и от дома и от семьи.

3) Москва - это сады и чер-то-ги зо-ло-тые го-ло-вы церк-вей и де-ре-вян-ные дома в ста-рых переулках.

4) Су-мер-ки сгу-ща-ют-ся и опус-ка-ют-ся ниже и на небе за-жи-га-ют-ся пер-вые звёзды.

5) Ветер шумит в вер-ши-нах сосен и про-но-сит под ними ве-ре-ни-цы туч.

13. .

1) Снег ло-жил-ся на де-ре-вья и кусты на ска-мей-ки и дорожки.

2) Вы-гля-ну-ло яркое солн-це и вспых-ну-ли за-све-ти-лись рез-вые ручейки.

3) От дома и от де-ре-вьев и от го-лу-бят-ни по-бе-жа-ли да-ле-ко длин-ные тени.

4) По от-но-ше-нию че-ло-ве-ка к сво-е-му языку можно со-вер-шен-но точно су-дить не толь-ко о его общем куль-тур-ном уров-не но и о ха-рак-те-ре его ду-хов-ных ценностей.

5) Лица при-сут-ству-ю-щих вы-ра-жа-ли не то страх не то бес-по-кой-ство не то недовольство.

14. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений .

1) Ста-ро-го лес-ни-ка не стра-ши-ли не-хо-же-ные тропы и глу-бо-кие пе-ще-ры и не пу-га-ла встре-ча с ди-ки-ми животными.

2) Я видел толь-ко вер-хуш-ки ив-ня-ка да об-ры-ви-стый край про-ти-во-по-лож-но-го берега.

3) У Си-би-ри есть много осо-бен-но-стей как в при-ро-де так и в люд-ских нравах.

4) Чел-каш со-жа-лел об этой мо-ло-дой жизни по-сме-и-вал-ся над ней и даже огор-чал-ся за неё.

5) Ближе к осени мои ла-сточ-ки всё реже при-ле-та-ли к гнез-ду а потом по-кру-жи-лись во дворе ска-за-ли мне что-то на своём пти-чьем языке и уле-те-ли в тёплые края.

15. Расставьте знаки препинания. Ука-жи-те два предложения, в ко-то-рых нужно по-ста-вить ОДНУ запятую. За-пи-ши-те но-ме-ра этих предложений.

1) Муж и жена шли рука об руку и были аб-со-лют-но счастливы.

2) Рядом с до-ро-гой тя-ну-лись узкие тро-пин-ки да длин-ные цве-точ-ные клумбы.

3) Не то мысли не то вос-по-ми-на-ния не то мечты бро-ди-ли в го-ло-ве Оленина.

4) Со-неч-ка пре-крас-но шила и вы-ши-ва-ла вя-за-ла спи-ца-ми и крючком.

5) На-сту-пил дол-го-ждан-ный ав-густ и ро-ди-те-ли всё чаще стали го-во-рить о моих гря-ду-щих школь-ных занятиях.

Спокойная ве-ли-ча-вая река с точ-ка-ми лодок и их про-па-да-ю-щи-ми сле-да-ми рас-сти-ла-лась между бе-ре-га-ми и ухо-ди-ла вперёд (1) сжи-ма-ясь меж гро-мад-ны-ми усту-па-ми скал (2) и затем ис-че-за-ла (3) в ярко зе-ле-не-ю-щих (4) долинах.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Старика ра-до-вал и обнадёживал (1) рано проснув-ший-ся в де-воч-ке (2) ин-те-рес ко всем про-фес-си-ям (3) вхо-див-шим (4) в круг от-цов-ских дел и предприятий.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вокруг од-но-го из сто-лов сби-лись в кучу (1) следя в жад-ном мол-ча-нии за ру-ка-ми банкомёта (2) де-сять или две-на-дцать иг-ро-ков с блед-ны-ми и из-мя-ты-ми ли-ца-ми (3) ка-зав-ши-ми-ся со-всем мёртвыми (4) при сла-бом утрен-нем освещении.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В лучах солн-ца роща озарялась, слов-но в ней всё улыбалось, тон-кие ство-лы берёз (1) при-ни-мав-шие от-блеск бе-ло-го шёлка (2) были ещё влаж-ны-ми от дождя, пест-ре-ли и за-го-ра-лись чер-вон-ным зо-ло-том (3) ле-жав-шие на земле (4) листья.

укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Фёдор Ива-но-вич вошёл ко мне в кабинет, что-то спро-сил и тут же (1) не до-жи-да-ясь от-ве-та (2) подошёл ко мне и бес-це-ре-мон-но за-гля-нул в (3) ле-жав-шую пе-ре-до мной (4) книгу.

11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия пле-ня-ет и не-за-мет-ным образом, но с не-пре-одо-ли-мой силой воз-вы-ша-ет че-ло-ве-ка и при-бли-жа-ет его к тому состоянию, когда он (1) на самом деле (2) ста-но-вит-ся укра-ше-ни-ем земли, или (3) как простодушно, но ис-крен-не го-во-ри-ли наши пред-ки (4) «венцом творения».

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Космическая эра на-ча-лась (1) может быть (2) тогда, когда скром-ный учи-тель ма-те-ма-ти-ки из Ка-лу-ги пер-вым доказал, что че-ло-век спо-со-бен по-ле-теть в космос. Пер-вым сде-лал чер-те-жи ракеты, ко-то-рая спо-соб-на от-пра-вить-ся в космос, и вывел фор-му-лу её полёта (3) имен-но (4) К. Э. Циолковский.

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В об-ра-зе Фа-му-со-ва (1) по-жа-луй (2) на-гляд-нее всего про-яви-лось свое-об-ра-зие са-ти-ры Грибоедова. В этом об-ра-зе (3) по мне-нию кри-ти-ков (4) нет того сгу-ще-ния мрач-ных са-ти-ри-че-ских красок, бла-го-да-ря ко-то-ро-му вни-ма-ние чи-та-те-ля со-сре-до-то-чи-ва-ет-ся на каком-либо одном ка-че-стве героя.

14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В том не-боль-шом уще-лье (1) по сло-вам Игоря (2) было так узко, что (3) ка-за-лось (4) даже серд-цу в груди ста-но-ви-лось тесно.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У нас в Рос-сии самый (1) ка-за-лось бы (2) не-при-ме-ча-тель-ный и скром-ный че-ло-век может ока-зать-ся на по-вер-ку че-ло-ве-ком очень не-за-у-ряд-ным и значительным. Осо-бен-но глу-бо-ко это по-ни-мал (3) по мне-нию К. Па-у-стов-ско-го (4) пи-са-тель Лесков.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Тёмный ста-рин-ный шкап (1) в бок (2) ко-то-ро-му (3) упи-ра-лась же-лез-ная койка с на-спех на-бро-шен-ным оде-я-лом (4) за-кры-вал собою по-ло-ви-ну и без того уз-ко-го гряз-но-го окна каюты.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Государственная Тре-тья-ков-ская га-ле-рея (1) кол-лек-ция (2) ко-то-рой (3) на-счи-ты-ва-ет более ше-сти-де-ся-ти тысяч ху-до-же-ствен-ных про-из-ве-де-ний (4) от-ра-жа-ет раз-ви-тие рус-ско-го ис-кус-ства на-чи-ная с XI века.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Солнечным и ясным утром Во-ло-дя и Лида шли по кра-си-вой аллее (1) в глу-би-не (2) ко-то-рой (3) вид-не-лось двух-этаж-ное белое зда-ние (4) и мило беседовали.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Красивые де-рев-ца (1) ство-лы (2) ко-то-рых (3) были уди-ви-тель-но строй-ны (4) при бли-жай-шем рас-смот-ре-нии ока-за-лись смо-ро-ди-ной и крыжовником.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На се-го-дняш-ний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради до-сти-же-ния (2) ко-то-рой (3) имело бы смысл (4) на-чать ядер-ную войну.

11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На окра-и-не го-ро-да раз-бит был чу-дес-ный парк с те-ни-сты-ми ал-ле-я-ми и бе-сед-ка-ми для от-ды-ха (1) и (2) хотя до-би-рать-ся до него было не очень удоб-но (3) го-ро-жа-не лю-би-ли это место (4) и за-ча-стую про-во-ди-ли празд-ни-ки имен-но здесь.

12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Длинной змеёй рас-ки-нул-ся полк (1) и (2) когда лучи солн-ца по-па-да-ли на штыки и ство-лы вин-то-вок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.

13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я не знал (1) сколь-ко вре-ме-ни бро-дил по лесам (2) и (3) когда вер-нул-ся в дом лес-ни-ка (4) ока-за-лось (5) что меня там уже давно ждут.

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лебеди с кри-ком взле-те-ли ввысь, сде-ла-ли не-сколь-ко про-щаль-ных кру-гов над озе-ром (1) где про-ве-ли лето (2) и (3) когда бе-ло-кры-лая стая скры-лась в ту-ман-ной дали (4) мы со ста-рым еге-рем (5) ещё долго молча смот-ре-ли в небо.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Леонид Ан-дре-ев сде-лал в то время ты-ся-чи фо-то-гра-фий своих родственников, дру-зей (1) и (2) когда мы при-хо-ди-ли к нему в гости (3) он за-став-лял нас (4) рас-смат-ри-вать все эти ты-ся-чи сним-ков (5) так как хотел всех уди-вить своим увлечением.

admin

Преданность – это полная приверженность, верность конкретному делу или человеку. Именно это качество питает личность вдохновением, придает силы для борьбы, когда кажется, что выхода нет. Преданность является готовностью идти до конца ради идеи или человека. Но существует и крайний . В этой случае человек способен на преступления и страшные поступки.

Что такое преданность

Преданностью называется стойкость, надежность, соблюдение своих слов, принципов, клятв. Преданный человек – это человек Чести. Он всегда выполняет свой долг и обязательства. Подобное качество усиливает все лучшие чувства, это базис надежности, способность достичь любых целей, силы для преодоления самых сложных преград.

Преданность дарит человеку . Это качество дает взаимоуважение и доверие людей. Верят верным и надежным людям, с ними ведут серьезные дела. Преданное отношение выступает базой для достижения успеха. Это умение не отречься от цели, намеченного пути при появлении сложностей. Это умение все проблемы преодолеть с достоинством, не сдаться, не предать клятву.

Условием верности выступают личностные качества, правильность действий и исполнение правил преданности.

Правила преданности

Существуют такие правила формирования преданности:

усиливать и создавать те качества, которые соответствуют данной черте характера: ответственность, искренность, стойкость, вера в себя и других, надежность, желание действовать и быть настойчивым;
по внешнему проявлению данное качество отличается смелостью давать обещания и выполнять их, брать на себя обязательства, выполнять дела в лучшем виде, но при этом не давать невыполнимых обещаний;
что касается приоритетов, то человек всегда знает, чему он предан в первую очередь. Для него существует четкая градация преданности и долга;
важным правилом выступает умение не быть преданным негативным проявлениям: злым людям, негативным целям и т.п. Это способность не поддаваться отрицательным эмоциям и влияниям.

Проблема преданности

В нынешнем социуме складывается уважительное отношение к этой черте характера. Принято считать именно преданное отношение к делу проявлением высокой морали. Преданных людей сравнивают с альтруистами, с теми, кто готов жертвовать собой, в этом видится благодетель. Но нередко проблема преданности убеждению или человеку заключается в том, что личности приходится предавать собственные интересы и желания. А это далеко не позитивно сказывается, даже когда этому содействует благородная цель.

К примеру, поистине преданные дети отказываются от собственного счастья в угоду родителям. Они не создают семью. Такие люди подобным образом показывают благодарность, или прячут вину за жертвы родителей ради них. Но исход у подобной преданности всегда печален для самой личности.

Преданность тесно связана с личностными ценностями, поскольку данное понятие чересчур мощное. Оно соединяется с наиболее весомыми явлениями в жизни. Преданным человек становится собственной семье, убеждениям, религии, идеалу.

Это качество заставляет тратить собственные ресурсы, время, эмоции. Но не во имя награды, а ради идеи. Фанатичное следование идеалу в любом случае несет в себе опасность. И прежде чем поступаться собственными интересами ради убеждений, подумайте, стоит ли это совершать. Иногда люди не замечают границ, когда преданное отношение становится чем-то страшным и негативным.

Примеры преданности

Стоит сказать, что ярким примером истинной верности выступает герой популярной картины «Хатико». Это пес, который на протяжении многих лет ждал умершего хозяина на железнодорожной платформе. При жизни он каждый день встречал его после службы. Что бы ни случалось, собака сидела и ожидала электричку, что раньше привозила хозяина.

Именно там, на платформе, завершилась жизнь собаки. Она показала собственным примером, что означает истинная верность человеку. Это не придуманная история. А собака из фильма не единственный пример. В городе Тольятти (Россия) есть «Памятник преданности». Он поставлен во имя собаки, совершившей подобный поступок.

Если говорить о примерах преданности людей, то здесь встречаются абсолютно разные ситуации: от или другу до преданности работе и своему делу. В качестве примера преданности работе можно привести ситуацию, когда человек с невероятными талантами работает на компанию, которая не способна платить ему высокое жалованье. Но при этом он отказывается от поистине выгодных предложений, чтобы поднять эту компанию на ноги.

Другой случай — преданное отношение к убеждениям и идеалу. Люди, которые верили в цель революции, в 1917 году свергли монархов, что действовали множество веков. Они уничтожили всю семью царей. Подобное проявление преданности считается наиболее опасным. На основе этого часто возникают розни и войны. Люди, чье преданное отношение к идее чрезмерно, не всегда способны правильно оценить собственные действия или считать с мнением общества.

Хорошо ли быть преданным

Чтобы ответить на вопрос, хорошо ли быть преданным, стоит задать другие вопросы и дать на них искренние ответы. Это, в первую очередь, важно для тех, кто не осознает роль верности.

В любой религии нижний круг ада отводится для предателей, там, на протяжении тысяч лет, горят все изменники, которые предавали благодетелей. Страшнейшие муки ожидают тех, кто смог предать. В вероучениях, предательство считается ужасным грехом, хуже убийство, потому и муки предполагаются длительные и страшные.

Итак, теперь ответьте на такие вопросы: хотелось бы вам, чтобы вас предали близкие люди, оставили в трудную минуту, обманули? Понравится ли вам, если близкий человек окажется в тюрьме из-за того, что его предал друг? Хотелось ли вам, чтобы друзья обсуждали вас за спиной, вели темные дела против вас? Понравится ли вам жить в обществе, где никому нельзя довериться, поскольку все готовы предать и подставить?

Наверное, нет. Таким образом, нельзя сказать, что преданное отношение – это плохо. А для точного убеждения стоит задать еще один вопрос: хочется ли вам иметь друга, близких, друзей, которые не способны предать, подставить? Вы желаете быть уверенным в своих друзьях? В том, что они не вставят нож в спину?

Мало кто откажется от такого. Но теперь еще одна ситуация: вам хотелось бы, чтобы у вас была репутация преданного и надежного человека, который верен собственным обязательствам и словам, который сдерживает обещания? Никто не согласится с обратным.

1 апреля 2014