Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Рассмотрено
На заседании ШМО учителей общественно-политических дисциплин и иностранного языка
Протокол
№ от _______ августа 2015 г
Руководитель ШМО _____
Согласовано
Заместитель директора по ВР
___________ ….
«___» ___________ 2015 г.
Утверждаю
Директор школы
___________ ……
«___» ____________ 2015 г.
Рабочая программа
кружка «Клио»
на 2015 -2016 учебный год
Рабочую программу составил
учитель Чудинова И.В.
г. Велиж 2015 г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положением о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, плана воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год.
Актуальность
Одной из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, является укрепление духовной связи поколений, сохранение и возрождение национальных, этнокультурных традиций, нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Именно история способна выполнить эту задачу, так как это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. И значение краеведения в этом аспекте переоценить сложно. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно выступает важным средством формирования исторического мышления, национального самосознания, толерантности и гуманизма. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу.
Цели: - приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу; развитие личности ребенка: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение к духовному опыту народа;
Задачи:
Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов
Развитие навыков учебно-исследовательской работы
Развитие активность и самостоятельность учащихся.
Оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников
Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности
Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности
Воспитание бережного отношения к историческому наследию родного края
Общая характеристика
Программа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей и призвана способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
Программа направлена на развитие патриотических, творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты своей деятельности.
Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный интерес.
Исследование одна из составляющих исторической науки.
Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.
Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика.
Практика проведения ученических исследований является сегодня одним из средств активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.
Таким образом, научно-исследовательский метод носит целенаправленный характер, пробуждает интерес к исследованиям, открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.
В качестве методов учебно-исследовательской деятельности предполагается использовать: м етод проектов, эксперимент, метод аналогий, метод сравнения, лабораторный, метод самостоятельного исследования, метод работы с текстом, историческим документом, метод продолжения исследования, метод социологического опроса, интервьюирования. Также предполагаются следующие формы деятельности:
Проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
Создание конкретных баз данных по выбранным темам;
Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях,
Выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
Участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;
- экскурсионная работа.
Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только теоретическая часть программы, а самое главное - формируются навыки проектной деятельности.
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.
Направления работы:
Познавательное, научно-исследовательское
Краеведческое
Занятия кружка проводятся в следующих вариантах:
Участники выступают в роли потребителей информации (лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми);
Учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);
Дети применяют знания и умения, полученные на уроке (научно-исследовательская работа, поисковая работа).
Основой работы краеведческого кружка является исследовательская работа.
Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные:
Подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;
Составление исследовательских работ
Таким образом. программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, архиве, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, подготовка к конкурсам).
Программа рассчитана на учащихся 6-11 классов, интересующихся историей, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Срок обучения - 1год. Количество часов - 34 ч.
Программа продолжает работу предыдущего года, так как работа кружка заинтересовала уч-ся и за предыдущий учебный год были созданы и начаты исследовательские работы, которые уч-ся желают продолжить.
Итогом реализации программы кружка является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации
Требования к уровню подготовки
Требования к результатам деятельности членов кружка предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;
Основы социально-критического мышления;
Знание основ здорового и безопасного образа жизни.
Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
Метапредметные
Коммуникативные результаты
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные результаты
Учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Регулятивные универсальные учебные действия
- ставить учебные цели,
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
Вносить коррективы в действия.
Предметные результаты:
Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, малой родины
Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Ожидаемый результат
Знать особенности родного края, историю своей школы
Гордиться своей малой Родиной
Научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке, Интернете
Создавать собственные исследовательские проекты
Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками
Основное содержание предмета
Введение. Знакомство с планом работы кружка требования к технике безопасности на занятиях, экскурсиях. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников. Краеведческая работа
Основные понятии научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, исследование, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ. Тематика исследовательских работ по общественно-политическим дисциплинам, краеведению
Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.
Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.
Планирование проекта и правила работы
Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.
Сбор материала для написания исследовательского проекта. Исторические источники. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Работа в архивах. Оформление работы. Работа в программе Power point Защита и презентация исследовательского проекта.
Поиск информации: виды информации (обзорная, справочная), методы поиска информации. Работа с историческим источником: виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.
Поиск информации в архиве
Виды архивов. Работа в архиве: поиск информации, виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.
Библиотека. Поиск информации. Работа с каталогами, энциклопедиями, справочниками. Практическое занятие.
Знакомство с электронными ресурсами, их содержание, возможности.
Изучение электронных ресурсов
Практическое занятие
Работа по выбранным темам
Краеведческое направление
История школы
Знакомство с историей родной школы. Работа по предложенным направлениям.
Тема: «Школьная символика»
Тема: «Наши выпускники»
История родного города
Изучение историей родного города. Работа по предложенным направлениям.
Тема: «Дети войны»
Тема: «Оккупация»
Создание исследовательских работ
Работа по выбранным темам
Представление проектов
Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.
Итоговое занятие
Резерв 4 часа
Используется для индивидуальных занятий по выбранным проектам.
Описание учебно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса
Информационно-коммуникативные средства.
Коллекция ИКС кабинета истории.
Intel . Обучение для будущего.
Интернет-ресурсы.
● - сайт "Страна Гардарика (Древняя Русь
● old - rus . narod . ru - "Антология Древнерусской литературы"
● - "Русский раздел" - древнерусская история, культура, литература на сайте
● - Сайт "Русь Древняя и Удельная".
● - "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии.
● slavyans . narod . ru - "Славянская слобода"
● сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" –
● a - nevskiy . narod . ru - "Александр Невский" .
● library . tver . ru "...сё есть Петр, отечества Отец..."
● history 164. narod . ru - "Эпоха Петра Великого" Учебно-методический комплекс (для учителей).
● ekaterina 2. bnd . ru сайт "Екатерина II Великая"
● - Интернет-проект "1812 год" .
● decemb . hobby . ru - виртуальный "Музей декабристов" . Статьи, мемуары, галерея, архив.
● (= ) проект " Хронос
- - Карты и схемы по истории России.
● history . atomlink . ru - История России (862-1917).
● clarino 2. narod . ru - "Правители Древней Руси" . Перечисление и характеристика (до Александра III ).
● - хронологическая таблица "Тысячи дат по истории России" .
● - таблица "Правители Руси, Империи, России" - от Рюрика до Путина.
● - "Правители России и Советского Союза" (период 1721 - 2004)
● - "Правители России"
● clarino 2. narod . ru - небольшая работа "Генеалогия русских князей" (от Рюрика до Шуйских).
● - карты по истории России: Древняя Русь, Кавказская, Крымская, Русско-турецкая и др.
● - Русский Биографический Словарь .
● all - photo . ru - Российская Империя в фотографиях.
● bojre . orthodoxy . ru - "Бояре" - энциклопедия боярских родов.
● - Древние славянские мифы и легенды .
● grandwar . kulichki . net сайт "Дедовские войны" –
● "Генштаб" –
● armor . kiev . ua - сайт "Анатомия армии"
● - Революция и Гражданская война.
● "Мемориал" –
● (или )- История политических репрессий в СССР (1918-1991).
● - Система исправительно-трудовых лагерей в СССР ; - История тюрем и лагерей в СССР (ГУЛАГ) . Карта ГУЛАГа - .
● - История диссидентского движения .
● - "Виртуальный музей ГУЛАГа" (более 70 музеев)
(Библиотека художественных и документальных текстов - )
● slava - cccp . narod . ru "Советский Союз"
● - " Sovetika . ru - сайт о советской эпохе"
● "Советская музыка
● (= sovetsky - soyuz . narod . ru ) сайт "Время СССР"
● (oldgazette . narod . ru ) сайт "Старые газеты
● world - war 2. chat . ru - " Вторая Мировая война в русском Интернете"
● - "Вторая мировая война, 1939-1945." .
● gpw . tellur . ru - сайт "Великая Отечественная" Тематические подборки публикаций (статьи, книги).
● voina . com . ru - "Народная война" (1941-45гг.) Воспоминания; летопись; документы; галерея и др.
● tsushima . org . ru - "Военно-морская история 1855-1945гг."
● - электронный альманах "Россия. XX век. Документы
● - "Права человека в России" .
● - сайт "История.РУ" .
● - российский электронный журнал "Мир истории" .
● history . tuad . nsk . ru - сайт "История России" .
● istrorijarossii . narod . ru - сайт "История нашей страны" Библиотека, карты, документы.
● - Архивы России.
● - Лица России.
● heraldry . hobby . ru - Гербы городов Российской Федерации .
www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. Ломоносова
bookz.ru/ Букз.ру - большая бесплатная библиотека.
garweb.ru/project/law/index.htm кодексыРФ
history.pu.ru/biblioth/ эл. библиотекаЛГУ
http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека
http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека
http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
http://www.liatr.ru Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)
http://www.gopb.ru Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ)
http://www.libfl.ru Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино
http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского
http://www.nbmgu.ru Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
http://www.lib.pu.ru Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета
http://www.lib.ru Библиотека Максима Мошкова
http://www.lib.km.ru Сетевая библиотека
http://www.ihtik.lib.ru Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика
http://www.msu.ru/libraries Электронный каталог библиотек МГУ
www.vusnet.ru/biblio Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-университета
http://www.rvb.ru Русская виртуальная библиотека
http://www.bookz.ru Электронная библиотека
http://www.magister.msk.ru/library Библиотека электронных изданий произведений, биографической и критической литературы http://www.auditorium.ru. Библиотека социально-гуманитарной литературы
http://www.istmat.ru Библиотека исторической и философской литературы
http://www.filosofia.ru Библиотека по философии и религии
http://www.peoplelife.info Биография. Электронная библиотека
http://www.contr.info/component/option,com_remository/Itemid,20/func,select/id,1/ Библиотека социально-политической и философской литературы.
http://www.public.ru Публичная интернет-библиотека. База данных по СМИ России 1990-2006
http://www.school.edu.ru Библиотека Российского общеобразовательного портала
http://www.isn.ru Российская сеть информационного общества
http://www.soc.lib.ru Социология, психология, управление
http://www.igh.ru Институт всеобщей истории (ИВИ РАН)
http://www.spbrc.nw.ru/!russian/org/iri.htm Санкт-Петербургский Институт истории (СПбИИ РАН)
http://www.historia.ru Журнал «Мир Истории»
http://www.history.machaon.ru/about/virtual/index.html Международный исторический журнал «Виртуальный мир истории»
http://www.philosophy.ru Институт философии РАН
http://www.rss.isras.ru Российское общество социологов
http://www.isras.ru Институт социологии РАН
http://www.igpran.ru Институт государства и права РАН
ОРГАНЫ ГОС.ВЛАСТИ И ПР.
Портал "Официальная Россия" - http://www.gov.ru/ - сервер органов государственной власти Российской Федерации
Президент Российской Федерации - http://www.president.kremlin.ru/
Управление делами Президента РФ
Совет Безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/
Полномочные представители Президента Российской Федерации - http://www.grankin.ru/russia/ru_prez14.htm http://www.ras.ru/win/htm/
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации -
Правительство РФ - http://www.government.gov.ru/
Российская Газета - http://www.rg.ru/ - официальное издание Правительства России
Кирилл и Мефодий - http://www.km.ru/ - Знания обо всём
Рубрикон - http://www.rubricon.ru/ - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
Справочник персоналий власти Российской Федерации - » посвящен людям . ru / index . html Всемирная история в лицах.
Литература
Список литературы для учителя.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
Список литературы для учащихся.
Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.
Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.
Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.
Велиж. Страницы истории. – Велиж, 1995.
Голанд Ш. Велижское гетто, Смоленская область, XI . 1941-1942. – М.: Дом еврейской книги, 2012
Волкович А.Я. Велиж велижане: в 2 кн. – Смоленск, 2014
Из истории Велижа и района. – Смоленск, 2002
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран
Аудиоколонки
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Календарно-тематическое планирование
Т – теоретическое занятие
Номер урока
Раздел программы (общее количество часов)
Тема урока
Вид занятия
Планируемая дата проведения
Примечание
1
Введение.
Т
Познавательное, научно-исследовательское направление
2
Виды исследовательских работ и их тематика
Т
3
Исследование. Структура исследования, проекта
Т
4
Планирование проекта
Т П
5-6
Поиск информации. Работа с историческими источниками
Т П
7
Поиск информации в архиве
Т П
8
Поиск информации в библиотеке
Т П
9
Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)
Т
10-11
Изучение электронных ресурсов.
П
12-13
Создание исследовательских работ
П
Краеведческое направление
История школы
14-16
Тема: «Наша школа на Советской 29»
Т П
17-18
Тема: «Школьная символика»
Т П
19-20
Тема: «Наши выпускники»
Т П
История родного города
21-22
Тема: «Дети войны»
Т П
23-24
Тема: «Оккупация»
Т П
25
Правила оформления
П
26-27
Создание исследовательских работ
П
28-29
Представление проектов
Т П
30
Итоговое занятие
Резерв 4 часа
П
Описание
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка - студии
«КЛИО – клуб любителей истории Отечества»
ПЕДАГОГА
Зеленовой Анны Сергеевны
ДЛЯ 5 - 6 КЛАССОВ
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
г.Тюмень, 2013 г.
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.
Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Цель программы:
Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.
Задачи:
·
воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;
·
развивать навыки учебно-исследовательской работы;
·
развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.
В работе исторического кружка участвуют обучающиеся с 5-х и 6-х классов.
Продолжительность программы – 1 год, в объеме 34 часа.
Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений.
Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.
Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах.
Формы проведения занятий:
- Экскурсия.
- Работа в архивах.
- Конференции.
- Работа с документами.
- Исследовательская деятельность.
Механизм реализации программы:
- организация экскурсий в музеи;
- пешие экскурсии по городу;
- посещение концертов фольклорных коллективов;
- сбор материалов;
- оформление материалов экспедиции;
- создание и оформление этнографического уголка в школе;
- участие в краеведческих конкурсах.
УУД:
Личностные: - ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. - эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; - чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Регулятивныея: - планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - анализировать и синтезировать необходимую информацию; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; - устанавливать причинно-следственные связи; - самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; - работать в семейных архивах. - Коммуникативныея: - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. - выступать с сообщениями; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Литература:
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973.
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980.
3. Веселкина В. В. История тюменского края. – Свердловск, 1980.
4. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967.
5. Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.
6. Головнев А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск – Яр-Сале, 1994.
7. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965.
8. Жученко Б. А. Заварихин С. П. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984.
9. Иваненко А. С. Четыре века тюменского поля. – Свердловск, 1990.
Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979.
10. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968.
11. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1974.
12. Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989.
13. Копылов Д. И. Наш край в документах и иллюстрациях. – Свердловск, 1966.
14. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973.
15. Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. – Свердловск, 1969; 1974.
16. Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири. – Новосибирск, 1979.
17. Кочедамов В. И. Первые русские города в Сибири. – М., 1978.
18. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990.
19. Очерки истории Тюменской области. – Тюмень, 1994.
20. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982.
21. Ретунский В. Ф. Государственные преступники: страницы политической ссылки в Зауралье. – Сургут, 1992.
22. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973.
23. Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001.
24. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. – Сургут, 1993.
25. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.Абрамов Н.А. Город Тюмень (из истории Тобольской епархии). – Тюмень, 1998.
26. Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. – Харьков, 1891.
27. Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. – Харьков, 1891.
28. Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М., 2000.
29. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
30. Зайцева Л.Ю., Савицкая О.Н. История Курганской области (церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. – Курган, 1998.
31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в.– Новосибирск, 1990.
32. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992.
33. Копылов А.Н. Очерки по истории культуры Сибири XVII – начало XIX вв. – Новосибирск. 1974.
34. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви Северо-Западной Сибири. – Тюмень, 2001.
35. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. 1–8. – М., 1994.
36. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1–3. – М., 1994.
37. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири.–Новосибирск, 1979. 17
38. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIX вв. – Иркутск, 1996.
39. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.
40. Полный церковно-славянский словарь. Т. 1–2. – М., 1998.
41. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII в. СПб., 1905.
42. Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. Выпуск 1–14. – Тюмень.
43. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла.– Екатеринбург, 2001.
44. Софронов В.Ю. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998.
№
Дата провед. |
Наименование разделов
|
Форма занятий
|
Приемы и методы организации
|
Методический и дидактический материал
| Дата провед. |
Форма подведения итогов
|
|||||||
Раздел I . Введение | |||||||||||||
1. |
«И дым Отечества нам сладок и приятен…»
| Теоретическое занятие. | Словесный, практический . | Учебные пособия | Коллективное обсуждение. | ||||||||
Раздел
II
. Западная Сибирь в
XVI
-
XVII
вв.
|
|||||||||||||
2-3. | По следам Ермака. | Теорет. занятие. | Словесный. | Летописи. | Коллективное обсуждение. | ||||||||
4-5. | Первые русские города Западной Сибири | Теоретическое занятие. | Словесный. | Летописи, фотоматериалы |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
6. | О чем рассказывает Тобольский Кремль. | Теоретическое занятие. | Словесный, метод показа. | Летописи, фильм. |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
7 – 9.
|
Работа над проектом «
Западная Сибирь в
XVI
-
XVII
в».
|
Практические занятия.
|
Научно – исследовательский.
|
|
Конкурс проектов.
|
||||||||
Раздел
III
. Западная Сибирь в
XVIII
-
XIX
вв.
|
|||||||||||||
10. | КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ | Теоретическое занятие. | Словесный. | Летописи. | Коллективное обсуждение. | ||||||||
11. |
«
Богатство
России
Сибирью прирастать будет…»
| Теоретическое занятие. | Словесный. | Летописи, фотоматериалы |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
12. | Сибирь как ссылка в XVII-XIX веках | Теоретическое занятие. | Словесный, метод показа. | Летописи, фильм. |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
12 – 13.
|
Работа над проектом «
Западная Сибирь в
XVIII
-
XIX
вв.
|
Практические занятия.
|
Научно – исследовательский.
|
Исторические источники, летописи.
|
Конкурс проектов.
|
||||||||
Раздел
IV
. Западная Сибирь в
XX
-
XXI
вв.
|
|||||||||||||
14. |
Тюменское купечество
| Теоретическое занятие. | Словесный. | Архивные документы. | Коллективное обсуждение. | ||||||||
15. |
Тюмень в гражданской войне
| Теоретическое занятие. | Словесный. | Арх. документы., фотоматериалы |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
16. |
«Тюмень- город госпиталь»
| Теоретическое занятие. | Словесный, метод показа. | Летописи, фильм. |
Коллективное обсуждение
|
||||||||
17 – 18.
|
Работа над проектом «
Западная Сибирь в
XX
-
XXI
вв.
|
Практические занятия.
|
Научно – исследовательский.
|
Исторические источники, летописи.
|
Конкурс проектов.
|
||||||||
Раздел V . Улицы нашего города | |||||||||||||
19. |
Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц).
|
Теоретическое занятие.
|
Топонимическое исследование.
|
Архивные документы, летописи.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
20 – 21. | Работа над проектом «Юный экскурсовод». |
Практические занятия.
|
Научно – исследовательский.
|
Историческая литература, материалы фондов, фотографии.
|
Конкурс юных экскурсоводов.
|
||||||||
Раздел VI . Памятники нашего города | |||||||||||||
22. |
Памятники Тюмени, как летопись города.
|
Теоретическое занятие.
|
Научно – исследовательский.
|
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
23. |
Периоды истории страны и города в памятниках.
|
Практическое занятие.
|
Научно – исследовательский.
|
Историческая литература, арх.докум.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
24.
| Работа над проектом «Электронная экскурсия» |
Практические занятия.
| Научно – исследовательский | Электронная виртуальная экскурсия | Конкурс проектов. | ||||||||
Раздел
VII
. Знаменитые земляки
|
|||||||||||||
25-26 |
Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Западной Сибири
|
Теоретическое занятие.
|
Словесный.
|
Архивные данные, историческая карта
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
Раздел
VIII
. Наш край родной
|
|||||||||||||
27.
|
Традиции народов Западной Сибири
|
Теоретическое занятие.
|
Словесный.
|
Исторические источники, летописи.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
28. |
Культура народов Западной Сибири
|
Теоретическое занятие.
|
Словесный.
|
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
Раздел
IX
. Тюмени - 427 лет
|
|||||||||||||
29-30.
|
Работа над проектом «Тюмени – 427».
| Практические занятия. |
Научно – исследовательский.
|
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, историческая карта.
|
Конкурс проектов.
|
||||||||
Раздел X . Выдающиеся люди нашего города сегодня. | |||||||||||||
31. |
Встреча с интересными людьми.
| Практическое занятие. |
Словесно – практический.
|
Фотографии, документы, устные рассказы.
|
Коллективное обсуждение.
|
||||||||
32.
|
Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня».
|
Практическое занятие.
|
Научно исследовательский.
|
Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания.
|
Презентация.
|
||||||||
Раздел XI . Научно – практическая конференция. | |||||||||||||
33-34.
|
Отчет о работе кружка
|
Практическое занятие.
|
Научно – исследовательский.
|
Историческая литература, историческая карта, проектные работы.
|
Презентация, показ электронных экскурсий.
| ||||||||
Управление образования администрации Выксунского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение Туртапинская средняя общеобразовательная школа
Принята Утверждаю: на методсовете Директор школы МОУ Туртапинской СОШ _________ 01.09.2009г. «_»______________2009г.
Исторический кружок
Срок реализации 1 год
с. Туртапка
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.
Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Дополнительная образовательная программа Исторического кружка имеет естественно – научную направленность.
Цель дополнительной образовательной программы:
· приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.
Задачи:
· воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края;
· развивать навыки учебно-исследовательской работы;
· развивать активность и самостоятельность учащихся.
В работе исторического кружка участвуют дети с 10 – 16 лет.
Продолжительность образовательной программы – 1 год, в объеме 72 часов.
Занятия проводятся в школе в кабинете истории и в школьном краеведческом музее.
Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь собирательской и учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории родного края, быта, уклада жизни прошлых поколений.
Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению
исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся.
Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии , аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой , с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации работы допобъединения, проведение экскурсий в школьном краеведческом музее.
Учебно-тематический план
Разделы, темы |
Количество часов |
|||||
практика |
||||||
Раздел I . Введение. | ||||||
Презентация кружка | ||||||
Раздел II. Древо жизни. | ||||||
Знакомство с генеалогией. | ||||||
Составление «Древа жизни» своей семьи. | ||||||
Раздел III . Моя семья в истории страны. | ||||||
Традиции моей семьи. | ||||||
Работа над проектом «Моя семья в истории страны». | ||||||
Раздел IV . Нижегородский край в XVI I в.. | ||||||
Под стягами Москвы. | ||||||
Нижегородская твердыня. | ||||||
О чем рассказывает Кремль. | ||||||
Работа над проектом «Нижегородский край в XVII веке». | ||||||
Раздел V . Улицы нашего города и села. | ||||||
Знакомство с улицами нашего города и села (история названия улиц). | ||||||
Работа над проектом «Юный экскурсовод». | ||||||
Раздел VI . Государственная символика Российской Федерации. | ||||||
Знакомство с историей государственных символов РФ. Флаг. | ||||||
Знакомство с историей государственных символов РФ. Герб. Гимн. | ||||||
Работа над проектом «Государственные символы Российской Федерации». | ||||||
Раздел VII . и Нижегородский край. | ||||||
на Нижегородской земле. | ||||||
Работа над проектом « и Нижегородский край». | ||||||
Раздел VIII .Наш край родной. | ||||||
Знакомство с историей своего края. | ||||||
Люди земли Нижегородской. | ||||||
Работа над проектом «Наш край родной». | ||||||
Раздел IX . Выксе – 75. | ||||||
Знакомство с историей города Выкса. | ||||||
Славная история: братья Баташевы на Выксунской земле. Выксунские заводы. | ||||||
Работа над проектом «Выксе – 75». | ||||||
Раздел X . Выдающиеся люди нашего села. | ||||||
Оформление стенда «Выдающиеся люди нашего села». | ||||||
Встреча с интересными людьми нашего села. |
Встреча с, ветераном труда. | |||||
Встреча с, участником Вов. | ||||||
Раздел XII . Экскурсионная работа. | ||||||
Поездка в музей с. Шиморское. | ||||||
Поездка в музей г. Муром. | ||||||
Раздел XIII . Научно – практическая конференция. | ||||||
Отчет о работе объединения дополнительного образования. | ||||||
Итого. | ||||||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Согласовано» Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Череповца Войнова Т.Ю. | Утверждено приказом директора Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Кравцова В.Л. Приказ № 116 |
Программа кружка «За страницами урока истории».
Срок реализации: 2013-2014 учебный год.
Возраст: 6 классы.
учитель истории и обществознания
г.Череповец, 2013г.
Пояснительная записка
Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.
Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.
Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;
Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);
Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.
Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.
Программа рассчитана на учеников 6 классов.
Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.
Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.
Предполагаемы результаты:
Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли Череповца и нашего края в истории Отечества;
Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;
владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)
Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;
Овладение навыками работы в группе;
Овладение навыками выступлений перед аудиторией.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).
Учебно-тематический план
Название разделов, тем. | Кол-во часов. |
|||
Практика |
||||
Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины Тема 1 Наука о времени. Тема 2 Фигуры на гербе. Тема 3 Монета на ладони. | ||||
Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории. | ||||
Раздел 3 Роль личность в истории. Тема 1 Кто творит историю? Тема 3 Суд истории: Петр I. Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова» Тема 6 Екатерина II и Петр III Тема 8 Выдающиеся полководцы. | ||||
Раздел 4 История малой Родины. |
Название разделов, тем. | Практика |
||
Тема 1 Наука о времени. | Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества. Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории. Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности. | ||
Тема 2 Фигуры на гербе. | Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией. |
||
Тема 3 Монета на ладони. | Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач. |
||
Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны. | Решение познавательных задач. |
||
Тема 5 Почему мы так называемся? | Разработка аналитического описания, решение познавательных задач. |
||
Тема 6 Быль и вымысел в истории. | Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами. |
||
Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны». | Решение познавательных заданий и задач. |
||
Тема 1 Миф о технической отсталости России. | Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке. Достижения и изобретения отечественных мастеров. | Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач. |
|
Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории. | Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке. | Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения. |
|
Тема 3 Миф о кровавой истории России. | Причины появления мифа. Сравнение России и Запада. | Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах. |
|
Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым. | Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности. | Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах. |
|
Тема 5 Случайности и закономерности в истории. | Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории. | Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах. |
|
Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория. | Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки. | Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления. |
|
Тема 7 Викторина «Что было, то было». | Викторина «Что было, то было». | Решение познавательных заданий, работа в группах. |
|
Тема 1 Кто творит историю? | Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества. | Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения. |
|
Тема 2 Лидеры I и II ополчения. | Исторические портреты лидеров I и II ополчения. | Составление исторического портрета личности, работа с документами. |
|
Тема 3 Суд истории: Петр I. | Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России. | ||
Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России. | Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления. |
||
Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна. | Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России. | Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения. |
|
Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России. | Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления. |
||
Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения». | Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста. | Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения. |
|
Тема 8 Выдающиеся полководцы. | Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века. | Составление исторического портрета личности, работа с картами. |
|
Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов». | Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов». | Решение познавательных заданий и задач, работа в группах. |
|
Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае. | Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества. | Решение познавательных заданий. |
|
Тема 2 Наш край в истории Отечества. | Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный. | Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий. |
|
Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение). | Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления. |
||
Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества». | Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления. |
||
Тема 5 Город, в котором я живу. | Череповец современный. | Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления. |
|
Тема 6 Наши выдающиеся земляки. | Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области. | Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения. |
|
Тема 7 Череповец – город церквей. | Церкви города Череповца: история и современность. | Публичные выступления, |
|
Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце. | Места досуга и отдыха в городе Череповца. | Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето. |
|
Тема 9 Моя семья в истории России. | История отдельной семьи. | Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах. |
|
Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца». | Игровое занятие | Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах. |
|
Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка. | Игровое занятие. |
Методическое обеспечение
Раздел, тема | Форма занятия | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов. |
|
Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины. Тема 1 Наука о времени. | Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий. | Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями. | Самопроверка карточек с заданиями. |
|||
Тема 2 Фигуры на гербе. | Практическое занятие. | Практический (изготовление гербов) | Листы бумаги, карандаши, фломастеры. | Готовые проекты гербов. |
||
Тема 3 Монета на ладони. | Практическое занятие. | Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий. | ||||
Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны. | Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий). | Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач. | Тетрадь для записей, карточки с заданиями. | Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий. |
||
Тема 5 Почему мы так называемся? | Урок-лекция. | Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач. | Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы. | Самопроверка заданий, записи в тетради. |
||
Тема 6 Быль и вымысел в истории. | Круглый стол. | Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство). | Тетрадь для записей, документы. | Записи в тетради, сообщения. |
||
Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны». | Соревнование. | Игровой урок (Брейн-ринг). | Задания для команд, листы бумаги, карандаши. | Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике. |
||
Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории. Тема 1 Миф о технической отсталости России. | Проблемная лекция. | Тетрадь для записей, карточки с заданиями. | ||||
Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории. | Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения) | Сообщения учащихся, тетради для записей. | Записи в тетради, сообщения. |
|||
Тема 3 Миф о кровавой истории России. | Проблемная лекция. | Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий). | Тетрадь для записей, карточки с заданиями. | Самопроверка карточек, записи в тетради. |
||
Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым. | Ролевая игра. | Игровой (урок-суд). | Задание для групп, листы с приговором. | Вынесение приговора (доказательство позиции). |
||
Тема 5 Случайности и закономерности в истории. | Урок-лекция. | Устный (эвристическая беседа) | Тетрадь для записей. | Записи в тетради. |
||
Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория. | Круглый стол. | Дискуссия. | Раздаточный материал (тексты). | Сообщения, записи в тетради. |
||
Тема 7 Викторина «Что было, то было». | Соревнование | Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины). | Тексты с вопросами разного уровня сложности. | Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике. |
||
Раздел 3 Роль личность в истории. Тема 1 Кто творит историю? | Проблемная лекция | Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов). | Записи в тетради. |
|||
Тема 2 Лидеры I и II ополчения. | Лекция с обсуждением документов. | Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин). | Документы, картины, тетради для записей. | Записи в тетради. |
||
Тема 3 Суд истории: Петр I. | Ролевая игра | Игровой (урок-суд). | Листы с заданиями для групп, ручки, бумага. | Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции). |
||
Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова». | Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других) | Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей. | Записи в тетради. |
|||
Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна. | Соревнование. | Игровой (Урок-суд). | Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора. | Заполненные листы с приговором (доказательством позиции). |
||
Тема 6 Екатерина II и Петр III. | Практическое занятие. | Исследование (работа с картами и документами) | Атласы, документы. | Записи в тетради. |
||
Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения». | Круглый стол. | Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения). | Документы, тетради для записей. | Сообщения, записи в тетради. |
||
Тема 8 Выдающиеся полководцы. | Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности). | Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей. | Записи в тетради. |
|||
Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов». | Соревнование. | Игровой (Урок-КВН). | ||||
Раздел 4 История малой Родины. Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае. | Урок-лекция. | Устный (беседа) | Тетради для записей, карточки с заданиями | Записи в тетради, самопроверка заданий. |
||
Тема 2 Наш край в истории Отечества. | Урок-лекция | Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач) | Карты, карточки с заданиями. | Записи в тетради. |
||
Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение). | Конференция. | Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции) | Тетради для записей. | Записи в тетради. |
||
Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества». | Соревнование. | Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?») | Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий. | Определение победителя и призеров викторины. |
||
Тема 5 Город, в котором я живу. | Урок-презентация. | Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций) | Презентации. | Ответы на вопросы по содержанию презентаций. |
||
Тема 6 Наши выдающиеся земляки. | Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию). | Сообщения, тетради для записей. | Записи в тетради. |
|||
Тема 7 Череповец – город церквей. | Урок-презентация. | Презентации | Готовые презентации. |
|||
Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце. | Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию). | Презентации, сообщения. | Готовые презентации, сообщения, записи в тетради. |
|||
Тема 9 Моя семья в истории России. | Урок-презентация. | Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию). | Презентации | Готовые презентации. |
||
Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца». | Соревнование. | Игровой (викторина «Самый умный»). | Карточки с вопросами викторины. | Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала. |
||
Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка. | Соревнование | Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание. |
Список литературы
Литература для учителя:
История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.
Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.
История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2
Блок М., Апология истории. М., 1986.
Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987
Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988
Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.
Древние цивилизации. М., 1990.
История Европы. М., 1996.
Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.
Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.
Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.
Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.
Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.
История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.
Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.
Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.
Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.
Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.
Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.
Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
Христианство и Русь. М., 1988.
Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.
Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994
Литература для учащихся:
Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.
Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.
Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.
Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.
Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.
Интернет-ресурсы:
www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)
www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».
www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия
www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.
www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.
macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории » посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»
http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.