На что я имею право в школе. Обязанности школьников в общеобразовательном учреждении. Набор прав, гарантированных каждому ребенку в школе

Ваш ребенок только пошел в школу или, быть может, уже заканчивает ее. Но когда у него возникают какие-либо проблемы ил неприятности, вы теряетесь и не знаете, что делать и как быть, дабы защитить его права в . Ведь школьная жизнь порой полна самых непредвиденных и сложных ситуаций.

Где найти ответы на мучающие вопросы? На что имеет ? Как защитить его права? Для того чтобы в неприятной ситуации действовать правильно и быстро женский сайт рассказывает Вам о правах ребенка в школе .

На что имеет право ребенок в школе? С одной стороны, есть масса законов, защищающих права самых маленьких граждан, а с другой – детям особенно сложно защитить себя.

Право ребенка на образование

Каждый ученик имеет право:

  1. самостоятельно выбирать образовательное учреждение. Например, если ему нравится образовательная программа школы, которая находится далекого от его дома, он имеет все права учиться там.
  2. обучаться в условиях , гарантирующих его безопасность. Например, если на уроке физкультуры его заставляют лазать по канату, а внизу нет специальных матов, он имеет право отказаться.
  3. на уважение со стороны преподавателей, администрации школы, охранников, уборщицы и т.д.
  4. на бесплатное образование : начальное, основное (до 9 класса ), полное среднее образование (9-11 классов). Но только первое. Если он останется на второй год в 7-м классе, учить бесплатно его никто не обязан.
  5. получать любые книги из школьной библиотеки.
  6. только на добровольных началах помогать благоустройству школы. Т.е. если ребенок не хочет подметать школьный двор или копать траншеи, никто не имеет право его заставлять это делать.
  7. посещать дополнительные занятия, кружки, спортивные секции. Т.е.никто не может отказать ребенку в приеме в хор под предлогом, что он не умеет петь, и у него нет музыкального слуха. Тоже самое с баскетбольной секцией – ребенка, даже невысокого роста, обязаны принять в нее.
  8. помощь психолога и учителей во время учебного процесса. Если у ребенка возникли вопросы по школьной программе, учитель обязан ему помочь.
  9. перевод в другую школу (при согласии родителей ). Ребенок может перевестись в другую школу даже в конце учебного года.
  10. участвовать в управлении школы, если это разрешено Уставом самой школы. Например, ребенок, даже если он не входит в совет школы, может присутствовать на его заседаниях.
  11. свободное посещение мероприятий, не входящих в учебный план (праздничные концерты, школьные экскурсии и др .).

На деле же все выглядит немного по-другому. Бесплатная школа иногда обходится родителям дороже частной – учебники, школьная форма, факультативные занятия и многое другое, за что приходится платить и немало. Да и с переводом ребенка в другую школу не все так красиво и чинно, как описывается в законе. На практике ребенок может перейти в только соответствующего уровня, т.е. если до этого он учился в обычной школе, перевестись в физико-математическую он вряд ли сможет. Кроме того, ему понадобится разрешение директора новой школы и наличие свободного места там.

Доступность образования порой учениками и учителями понимает по-разному. К примеру, ребенок забыл дневник или пришел в школу не по форме (мама постирала, не успела высушить, а запасную не купили из-за нехватки денег). Преподаватель тут же решает его наказать и не допускает к занятиям – подобное случается сплошь и рядом (лично меня не раз отправляли домой переодеваться, когда я приходила в школу не по форме 🙂 ). Запрещая посещать занятия, учитель тем самым нарушает закон «Об образовании» и Конституцию РФ. Ведь он имеет право лишь сделать замечание и требовать соблюдение устава.

Право ребенка на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность

Под физическим насилием подразумевается применение физической силы к ребенку. А вот четкого определения для психического насилия нет.

Формы психического насилия:

  • угрозы в адрес школьника;
  • преднамеренная изоляция;
  • предъявление завышенных требований, не соответствующих статусу и возрасту;
  • унижение и оскорбление достоинства;
  • систематическая критика, не имеющая обоснований и выводящая ребенка из душевного равновесия;
  • негативная характеристика школьника;
  • демонстрация негативного отношение к нему.

В соответствии с ст. 32 Закона «Об образовании» школа несет ответственность за здоровье (психическое и физическое ) и жизнь обучающихся в ней детей во время образовательного процесса. Школа несет ответственность за причинение вреда ученику (здоровью, имуществу и т.д .), если не в силах доказать, что вред причин не по ее вине.

На деле привлечь учителя к ответственности за жестокость к ученикам бывает очень сложно. Связано это с тем, что обычно свидетелями расправы являются или его коллеги, или учащиеся. Понятное дело, что ученики находятся под прессом своего учителя, который может легко повлиять на их мнение. А учителя и директор в любом случае станут на защиту своего коллеги.

Советы родителям по защите прав ребенка в школе:

  1. Прежде всего, помните, что главной ценностью для Вас должны выступать интересы ребенка.
  2. Если конфликт в школе приобретает серьезную форму, то первое, что Вам нужно сделать — это перевести ребенка в другую школу.
  3. Если ребенка ударили , то первым делом он должен пройти освидетельствование у школьного врача или же в ближайшем трампункте.
  4. В случае психического насилия над ребенком (запугивание, прессинг, оскорбление ) освидетельствование можно пройти у школьного психолога или в поликлинике по месту жительства.
  5. Обязательное выявления круга потенциальных свидетелей происшествия. Чем раньше – тем лучше.
  6. Родителям обязательно нужно обратиться к директору школы с просьбой разобраться. Для этого они пишут заявление, которое регистрируют у секретаря. Директор в свою очередь обязуется провести служебное расследование и взять объяснительные записки с виновных лиц. В случае подтверждения факта насилия директор должен подвергнуть виновного наказанию — выговор или увольнение.

В случае недовольства родителей принятыми мерами, они могут обратиться в милицию, прокуратуру или суд с просьбой принять меры.

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение,
однако активная , не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права .

В школе осуществляется педагогическим коллективом во главе с администрацией, а также родителями - законными представителями учащихся. Если в семье существуют серьезные противоречия между родителями и ребенком, ущемляющие его права ( или ограничение в правах вследствие злоупотребления алкоголем), то такие родители не вправе защищать интересы ребенка не только в школе, но и где бы то ни было. Органами опеки и попечительства назначается в таком случае другой представитель.

Основные права

Право на образование - это основное право всех учащихся на получение образования , согласно государственным стандартам и требованиям: обучение по индивидуальным программам, ускоренный курс обучения, бесплатное пользование библиотекой и всеми образовательными ресурсами учреждения, получение дополнительных образовательных услуг. Все кружки и факультативы, помимо учебного плана, посещаются учащимися исключительно на добровольной основе.

Право на уважение своего человеческого достоинства не должно нарушаться в различных проявлениях угроз и оскорблений, как со стороны учителей, так и учащихся. Нарушением можно считать и критику, высказанную учителем публично в некорректной форме. Травля со стороны одноклассников тоже имеет место среди подростков 13-15 лет.

Право на безопасные условия обучения дает возможность предъявить свои претензии по поводу низкой температуры в классных кабинетах, несоблюдения техники безопасности во время проведения уроков физкультуры, труда, химии или физики. Проведение любых ремонтных работ во время учебного процесса, а особенно сопровождающиеся запахом краски, нарушают права ребенка и наносят вред его здоровью.

Право на свободу совести и вероисповедание предоставляет каждому учащемуся право выбора религии, либо право поступать так, как диктуют ему убеждения. Вовлечение детей в политические и религиозные движения категорически запрещено.

Что делать, если нарушаются права ребенка в школе?

Защита прав ребенка в школе - это приоритетное дело , прежде всего, родителей и администрации школы. Родители, заметив неладное, должны безотлагательно обратиться к директору школы либо его заместителю. Как правило, администрация старается не усугублять ситуацию, и проводит свое внутреннее расследование неприятного инцидента. Когда случился конфликт с учителем, то порой достаточно родителям корректно поговорить с педагогом. Если такие меры не помогли, следует обратиться в письменной форме к администрации школы, а то и выше.

При оскорблении и унижении ребенка одноклассниками, первым делом следует встретиться с родителями обидчика. В случае если издевательства не прекращаются, можно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это можно самостоятельно или через учителя. Классный руководитель, как правило, сам должен быть в курсе, и принимать своевременно меры по пресечению травли ребенка другими детьми.

В настоящее время во многих школах в помощь родителям и педагогам работают такие специалисты, как социальный педагог и психолог. В их должностные обязанности входит:

  • проведение индивидуальной работы с учащимися,
  • профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Во многие образовательные учреждения «проникла» и должность представителя Уполномоченного по правам человека.

Не бойтесь защищать права своего ребенка в школе, не отмахивайтесь от его жалоб, они могут быть не безосновательны. Но научите ребенка выполнять свои обязанности : права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.

Мы живем в цивилизованном обществе, где, казалось бы, должны соблюдаться права человека, особенно ребенка. Но иногда интересы ребенка ущемляются, чаще всего действиями взрослых, что приводит к серьезным последствиям.

Защищающие документы

Среди нормативных актов, регламентирующих права детей, можно выделить:

  • Декларация по правам ребенка 1959 г. (состоит из 10 принципов, определяющих положение и права ребенка);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (международный правовой акт, который определяет и защищает права детей в возрасте от рождения и до 18 лет в странах, присоединившихся к данной Конвенции);
  • Конституция РФ (определяет право любого на образование, обязательность образования, общедоступность, бесплатность образования, свобода творчества и преподавания) ;
  • Семейный кодекс РФ (определяет права ребенка, родителей);
  • Гражданский кодекс РФ (определяет имущественные права ребенка);
  • Закон РФ «Об образовании».Давайте остановимся на правах детей в школе, ведь в школе ребенок разлучен с родителями практически на целый день.


В каждой школе существует должность уполномоченного по правам ребенка, в компетенцию которого входит:

  • профилактика нарушенных прав ребенка в рамках проведения занятий по правам ребенка в школе, мероприятий по правам детей;
  • восстановление нарушенных прав ребенка;
  • просвещение учеников по вопросам прав (разработка наглядных пособий, литературы, материалов, организация школьных стендов о правах ребенка в школе. Стенд по правам ребенка в школе несет большую информативную функцию, что очень эффективно, как для учеников, так и педагогов);
  • рассмотрение жалоб учеников по вопросам, касающимся их положения в школе и др.Согласно ФЗ «Об образовании» № 272-ФЗ от 29.12.12 г. в школе (или другом учебном заведении) ребенок имеет право (список):

1.Выбрать (совместно с родителями) любую понравившуюся школу (необязательно по прописке). При наличии свободных мест в этой школе и при успешной сдаче вступительных испытаний (если они предполагаются) администрация школы должна зачислить ребенка;

2.Получать нормальные условия для обучения: оснащенный и оборудованный класс, наличие столовой, туалетов, гардероба, спортивной площадки, получение обучения всем общеобразовательным предметам согласно школьной программе;


3.Иметь в течение года полноценный периодический отдых в виде каникул (летних, осенних, зимних, весенних) . На каникулах дети могут быть привлечены к участию во внутришкольной жизни – походы на экскурсии, выставки, кинотеатры, а также посильная трудовая деятельность в пределах школы (уборка территории, обработка клумб и газонов, приведение библиотечного фонда в порядок с согласия самого ребенка);


4.Иметь возможность в любое время и без препятствий перевестись в другое учебное заведение (в связи с переездом, с выбором другой учебной программы, выбором школы с уклоном по предмету, в результате конфликтной ситуации);

5.Пользоваться бесплатно и беспрепятственно школьной библиотекой, учебной и научной литературой;


6.Во время учебного процесса пользоваться спортивным инвентарем, культурными объектами школы (посещение школьного музея);

7.Получение полноценного двухразового питания;


8.Выбрать желаемые факультативы, секции, кружки, предлагаемые школой;



10.Получать поощрение за успешные результаты своей работы (грамоты, благодарности, дипломы);

11.Получать отсрочку от призыва в армию (если ребенок достиг возраста 18 лет);

12.Право на уважение достоинства ребенка, защиту от любых форм насилия, оскорбления – в первую очередь это касается защиты ребенка от оскорблений со стороны учителей и сверстников;

13.Иметь возможность свободно выражать свои мысли (даже если эти мысли отличаются от мнения учителя);


14.Рассчитывать на индивидуальный план. Это касается:

  • одаренных детей (учитель может разработать индивидуальные задания повышенной сложности, проводить занятия для более углубленного изучения предмета, в т.ч. после уроков);
  • детей с каким-либо отклонением в развитии – разработка индивидуальных заданий, подходящих ребенку;
  • детей, часто пропускающих занятия по болезни – ребенок должен иметь возможность домашнего изучения программы с консультированием учителя по предметам;
  • детей, посещающих спортивные школы, которым в силу разъездного характера соревнований приходится часто пропускать занятия – ребенок может рассчитывать на частичный переход на домашнее (семейное) обучение, либо на получение от учителей заданий для самостоятельного изучения с возможностью сдачи итоговых работ и получения аттестации.

Казалось бы, все понятно, ребенку должны быть предоставлены нормальные условия для учебы и развития. Но иногда дети, как и учителя, сталкиваются с обстоятельствами и ситуациями, которые требуют тщательного рассмотрения, т.к. они затрагивают интересы обеих сторон и порой неизвестно, как защитить и отстоять права ребенка и родителей в школе.

Неприятные ситуации и что делать

Приведем некоторые ситуации:

В современных школах учитель иногда боится привлечь ребенка к физическому труду, т.к. любой школьник считает, что это незаконно (а современные школьники отлично знают свои права, благодаря СМИ и интернету).

В упомянутой конвенции о правах ребенка существует запрет на эксплуатацию детского труда, если он несет в себе опасность для его здоровья, развития либо иным образом ущемляет права. В остальных случаях, школа может привлечь к посильному труду детей в рамках школы в свободное от учебы время. Это может быть: уборка школьной и пришкольной территории, мелкий ремонт школьного инвентаря, уборка мусора – любая работа, не наносящая вред здоровью и безопасности детей.

Единственное «но» - на такие работы школа должна получить согласие самого ребенка и его родителей (либо других законных представителей). Без согласия – работы запрещены. Кроме того, перед началом любой трудовой деятельности с детьми должен быть проведен инструктаж по технике безопасности.Обязательными работами для детей в школе считаются работы на уроках труда, т.к. они организуются в рамках учебного процесса и предусмотрены учебной программой.

Угроза здоровью

Первый вариант – если ребенку вдруг стало плохо в школе. Ответственность лежит на:

  • медицинском работнике школы: он должен оказать первую доврачебную помощь, используя некоторые медикаменты (серьезные препараты имеет право дать только врач): измерить давление, перевязать рану, дать нашатырный спирт, наложить шину. В крайних случаях вызвать скорую помощь и сопроводить до больницы;
  • учителе – он должен проводить ребенка до процедурного кабинета, связаться с родителями и оповестить о случившемся, разобраться в обстоятельствах случившегося;
  • директоре – в случае бездействия или недостаточном оказании работниками школы помощи, что может привести к трагическим случаям.

Второй вариант – если между учениками произошла драка, также повлекшая нанесение вреда их здоровью. Вся ответственность (включая имущественную) за произошедшее ложится на школу, если это случилось на ее территории (даже на школьном дворе).

Если драка или потасовка случается на уроке, учитель должен предпринять все меры по ее ликвидации.

Если же драка произошла, то родители пострадавшего ребенка должны предъявлять претензии (в т.ч. по возмещению денежных средств на лечение) не к родителю драчуна, а непосредственно к школе и учителю. В любом случае, Устав школы прописывает подобные двоякие моменты.

Третий вариант – освобождение ребенка от уроков физкультуры. Если учитель физкультуры обязывает ребенка посещать уроки и сдавать нормативы вопреки освобождению и рекомендациям врача, необходимо обратиться к классному руководителю и завучу, чтобы ликвидировать подобную ситуацию. Если действия учителя по физкультуре (а именно принуждение к занятиям) ухудшили состояние ребенка, родители могут подать заявление в суд на действия педагога.


Трудности с учителем

Учитель не имеет права выгонять ребенка с урока или не допускать к занятиям (к примеру, за опоздание, плохое поведение). Обучать и воспитывать – прямая обязанность педагога. В крайних случаях (если ученик пришел в нетрезвом состоянии на урок, неадекватно и агрессивно себя ведет по отношению к ученикам или учителю) педагог должен связаться с директором школы, охраной или полицией, а те – непосредственно передать его либо родителям, либо органам.


Личные вещи

Если у ребенка в школе что-либо украли и после призыва учителя сознаться в содеянном, никто из учеников не откликнулся, учитель вправе вызвать сотрудников полиции. Самостоятельно досматривать вещи детей (или подозреваемого) не имеет права ни классный руководитель, ни директор школы.

Действия родителей в данном случае: не предъявлять претензий к подозреваемому ребенку (т.к. украденную вещь могли запросто подбросить), а покупать ребенку недорогие вещи и самостоятельно следить за их сохранностью.

Школьная жизнь наших детей наполнена разнообразными ситуациями, часто непредвиденными и сложными. В некоторых случаях родители теряются и не знают, как поступить в определенной ситуации, когда требуется защитить права детей. Чаще всего родители никак их не защищают, просто потому, что не знают своих прав, не умеют правильно отстаивать или не хотят тратить на это время. Многие просто не верят, что можно добиться справедливости. Сегодня на сайте www.сайт, мы поговорим об этом подробнее, и я расскажу, как защитить права ребенка в школе.

Нужно знать, что существуют специальные органы, которые призваны оказывать помощь в различных спорных вопросах, касающихся защиты законных прав и интересов ребенка в школе. Вы всегда можете обратиться за поддержкой, консультаций и советом в органы опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних при районной УВД.

Вам помогут в полиции, прокуратуре, суде. Также можно обратиться к уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. Конечно, можно защитить ребенка самостоятельно. Но в этом случае, вам понадобится посвятить много времени и кропотливо изучить законодательство.

В любом случае, нужно знать, что дело это порою очень нелегкое, отнимающее много времени и сил. Но это стоит того, чтобы защитить честь и достоинство вашего ребенка. Итак, если вам необходимы такие знания, примите к сведению эти рекомендации:

Как гласит ст. 12 Гражданского кодекса РФ (ГК) – права можно защищать любым способом, который не противоречит и не запрещен законом.

На что имеют право школьники?

Каждый учащийся имеет право:

Выбирать то образовательное учреждение, в котором он хочет учиться. Если ему подходит школьная программа образовательного учреждения, но оно находится не в районе его проживания, он и имеет полное право там учиться.

Обучение должно проводиться в условиях, которые гарантируют безопасность. Например, если на физкультуре ребенка заставляют подниматься по канату, но внизу не положены специальные маты, он может отказаться это делать.

На уважение со стороны учителей, администрации, технических работников, охранников и других сотрудников школьного учреждения.

На бесплатное образование, гарантируемое Конституцией РФ. Бесплатное образование – начальное, основное, до 9 класса школы. Полное среднее до 11 класса (включительно). Однако если он останется на второй год в 7 классе, бесплатное образование ему не гарантировано.

Ребенок имеет право пользоваться учебными пособиями, получать необходимые ему книги из школьной библиотеки.

Денежные суммы на благоустройство школы родители могут вносить только в добровольном порядке, в качестве разовой помощи. Никто не должен настаивать на этом, а тем более заставлять детей это делать.

Дети могут посещать любые школьные кружки, спортивные секции. Никто не имеет право отказывать им в этом. Если ребенок не обладает высоким ростом, но хочет заниматься баскетболом, его обязаны принять в эту секцию.

Учитель, психолог, обязаны помогать детям в усвоении школьной программы во время учебного процесса.

Школьник имеет право в любое время, в том числе в конце учебного года, перейти в другую школу. Если это предусмотрено уставом учебного заведения, ученик может участвовать в управлении школы.

Даже если он не является членом совета, оно может посещать его заседания.
Ученик не обязан обязательно посещать мероприятия, которые не входят в учебный план. К ним относятся различные концерты, экскурсии, культ. походы и т. д.

Также существуют права ребенка на уважение своей личности, достоинства и защиту неприкосновенности. Никто не имеет право оказывать в отношении его физическое и психическое насилие. Если определение физического насилия более-менее понятно, понятие формы психического насилия требует разъяснения. Тем более что именно этим формам дети чаще всего подвергаются в школе.

Что такое психическое насилие?

Это угрозы в адрес школьника, насильственная изоляция его от других детей, завышенные требования к нему, которые не соответствуют возрасту и статусу, Унижение, оскорбление, ведение его из равновесия путем несправедливых замечаний, систематической безосновательной критики. Это может быть негативная, несправедливая характеристика, «наклеивание ярлыков», демонстративное негативное отношение к ребенку.

На основании ст. 32 закона «Об образовании» за психическое и физическое здоровье ученика во время образовательного процесса, а также за жизнь детей, обучающихся в этой школе - это образовательное учреждение несет полную ответственность. Школа отвечает также за причинение вреда имуществу школьника, если не сможет доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Это нужно помнить, если возникнет вопрос о нарушении прав ребенка в школе.

Советы родителям

Если вы узнали, что у вашего ребенка серьезный конфликт в школе, обратитесь к директору с письменной просьбой разобраться и принять меры. Если ребенок получил телесные травмы, первым делом пройдите освидетельствование у школьного врача или посетите травмпункт. Возьмите соответствующую выписку.

Если на ученика оказано психическое воздействие пройдите освидетельствование у школьного психолога или посетите поликлинику по месту жительства, возьмите также выписку. В обоих случаях заручитесь поддержкой потенциальных свидетелей конфликта.

Если меры, принятые директором школы к виновникам конфликта вас не устраивают, нужно обратиться в полицию, органы прокуратуры, суд или другие уполномоченные органы с заявлением принять меры.

Знание прав детей в школе, умение эти знания применять, помогут вам с честью выходить из любых сложных ситуаций! В конце – концов в стране и в каждом городе есть уполномоченный по правам ребенка – омбудсмен.

Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства. Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Какие права есть у ребенка в школе

Все дети имеют право на бесплатное образование. После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.

В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:

  • возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
  • различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
  • безвозмездное пользование школьной библиотекой;
  • помощь педагогов в процессе обучения;
  • проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
  • добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.

Другие права ребенка для школьников:

  • бесплатная квалифицированная медицинская помощь;
  • свобода выбора вероисповедания, право выражать личные убеждения;
  • материальная и физическая помощь школе исключительно на добровольных началах;
  • свобода посещения или игнорирования мероприятий, организованных школой, не входящих в план занятий;
  • информирование об оценках своих знаний;
  • возможность отказа от работы, вредной для здоровья, препятствующей обучению;
  • особые условия детям с ОВЗ;
  • тайна личной информации, в том числе письменных и телефонных переговоров;
  • гендерное равенство;
  • право пользования распоряжения личной собственностью.

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения.

Педагог устроил публичное разбирательство с учеником. Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. , которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп. 9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися. Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой.

Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение. Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт. Ученики бывают сложными, лишают педагогов терпения - несмотря на это преподаватель не имеет права ударить ученика, дать ему подзатыльник или пощечину. Рукоприкладство в зависимости от вреда, причиненного здоровью воспитанника, карается дисциплинарным, административным и даже уголовным наказанием.

Работник школы отнял телефон или другой личный предмет у ученика. Использование телефона в учебном заведении не регламентировано ни одним правовым документом, следовательно, гаджетом можно пользоваться в школе. Поэтому учитель не имеет права забрать ни телефон, ни другой предмет собственности (даже сигареты).

: Собственнику принадлежат все права владения и распоряжения своим имуществом. Но при этом моральные нормы поведения в обществе никто не отменял. Манипуляции с телефоном могут нарушить общественный порядок, мешать учебному процессу других учащихся. Учитель может сделать замечание, а ученик не должен игнорировать просьбу педагога, убрать гаджет во время урока.

Педагог не допустил школьника к занятиям или выгнал из аудитории. Не существует законных оснований у директора или педагога не пускать ученика в школу по причине опоздания, плохой прически, при отсутствии формы или справки о болезни. Иначе нарушаются права на получение обязательного образования. Нельзя выгнать с урока или не пустить на урок (это гарантируется статьей 43 Конституции РФ). В случае инцидента можно написать заявление директору о нарушении образовательного процесса.

Школа несет ответственность и за здоровье ребенка в учебные часы. Если школьник ведет себя безобразно, ломает мебель или угрожает здоровью окружающих, его нужно изолировать. Для этого учитель может вызвать охрану или представителей медицины и сдать ребенка «с рук на руки».

Вот, что говорит юрист:

Конфликты с другими учащимися. Не только работники школы могут нарушать права ребенка на физическую и психологическую неприкосновенность ребенка. Нередки случаи группового преследования школьника соучениками. Иногда инициатором таких конфликтов выступает учитель.

Частые причины травли сверстниками:

  • Национальные различия;
  • Нестандартное физическое развитие (трудно приходится детям с лишним весом);
  • Религиозные взгляды;
  • Проявление индивидуальных способностей.

Если мама и папа ребенка применяют физическое насилие против обидчика, это может закончиться возбуждением уголовного дела против родителей. Взрослые должны поговорить с несовершеннолетними обидчиками и учителем, выяснить причины неприятия, провести разъяснительную беседу. Если это не помогает, нужно обращаться к директору школы.

Администрация требует деньги на нужды школы. Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель - оплата всего этого ложится на плечи учащихся. Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя. Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием. Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит.

Привлечение детей к уборке территории. В статье 34 (пункт 4) ФЗ об образовании говорится о запрете привлечения детей к труду, не предусмотренному учебной программой. Особое внимание уделяется согласию несовершеннолетних на участие в различных мероприятиях по уборке школы, обслуживании учеников или учителей в столовой. Причем одного согласия ребенка недостаточно, его родители также должны быть не против помощи школе трудом со стороны своего чада. В противном случае родители имеют возможность пожаловаться на руководство учебного заведения.

В России права и обязанности ребенка в школе тесно связаны. На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2016 министр О.Ю.Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда. Она считает, что уборка учебных помещений, работа по облагораживанию пришкольной территории не угрожает жизни и здоровью школьников. Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни. Министр предложила видоизменить соответствующий пункт закона об образовании.

Как защитить права ребенка в школе