Конспект фронтального л огопедического занятия в подготовительной группе: «Звуки [с] и [с"]»
Тема: «Звуки [с] и [с"]».
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- Учить детей различать звуки [с] и [с"];
- Учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
- Продолжать обучать детей звуковому анализу слов;
2. Коррекционно-развивающие:
Р азвитие фонематического слуха;
Развитие зрительной, слуховой памяти и внимания;
Р азвивать артикуляционную моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
В оспитывать внимательное отношение друг к другу.
Оборудование: предметные картинки, зеркала, книга.
Предварительная работа: знакомство с буквой и звуком [с]
I . Организационный момент.
Начнем мы сегодня занятие с «Гимнастики для ума». Ответьте мне на вопросы:
Самая болтливая птица (сорока).
Ночная птица (сова).
Число, следующее за числом шесть (семь)
Птица с желтой грудкой (синица)
Усатая рыба (сом)
Что видим, когда спим (сон)
Цвет моря (синий)
Насекомое, напоминающее вертолет (стрекоза)
Какие звуки часто повторялись в словах? (Звук [с] и [с"]).
Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [с] и [с"] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.
II. Основная часть.
А чтобы правильно произносить эти звуки надо сделать упражнения для губ и язычка.
1. Артикуляционная гимнастика :
упражнения «Лягушка», «Слоник», «Лопаточка».
«Лягушка» – улыбнуться, с напряжением, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
«Слоник» - вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
«Лопаточка» – Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
2. Игра «Гости»
Посмотрите к нам пришли гости. А вы хотите узнать, как их зовут?
Я вам подскажу. Имя девочки начинается со звука [с] Как ее могут звать? (Света, Соня, Снежана)
А имя мальчика начинается со звука [с"]. Как зовут мальчика? (Сема, Сережа).
Какой звук вы слышите в начале слова Соня? (звук [с])
– …, дай характеристику звуку [с]. (Звук [с]- согласный, твердый, глухой, свистящий обозначаем синий фишкой)
А в слове Сема? (звука [с"])
- … дай характеристику звуку [с"]. (Звук [с"]- согласный, мягкий, глухой, свистящий обозначаем зеленой фишкой)
В чем сходство между звуками [с] и [с"]? (оба звука согласных, глухих, свистящих)
А в чем разница между ними? (Звук [с] – твердый, а звук [с"]- мягкий).
3. Игра «Угостим гостей».
Наши гости проголодались, я для них приготовила угощения. Давайте угостим их.
Соню угостим угощениями со звуком [с].
Чем угостим Соню? (Соню угостим мясом, салом, маслом, соком).
А Сему угостим угощениями со звуком [с"].
– Чем угостим Сему? (семечками, селедкой, персиком, апельсином).
А чем еще можно угостить Соню и Сему? (сливой, сливками, киселем).
Гости наши теперь сыты.
4. Игра «Расселим животных».
Посмотрите, Соня и Сема принесли нам книгу. Книга эта о животных, но звери все убежали. Давайте поможем расселить животных в книгу. Посмотрите в книге одна страница синяя, а другая зеленая. Если слышим звук [с] в названии животного, то поселяем его на синюю страничку, а если слышим звук [с"] то на зеленую страничку.
– Кого мы поселили на синюю страничку? (собаку, свинью, лису)
– Кого мы поселили на зеленую страничку? (поросенка, лося)
Соня с Семой немного устали давайте поиграем в мяч.
III. Динамическая пауза. Игра с мячом «Назови детеныша»
Свинья- поросенок, лось- лосенок, сова-совенок, крыса-крысенок, лиса- лисенок, сорока-…, соболь-….рысь-…
IV. Закрепление материала.
Игра «Магазин»
Соню мама послала в магазин и попросила купить там все, что начинается со звука [с]. Возьмите синий карандаш и закрасьте бантики около этих предметов.
Какие предметы нашел Артем? (скакалку, самосвал, стул)
А какие предметы увидела Вика? (стол, самовар, сок)
(практическое выполнение задания)
Звуковой анализ слов.
Ребята нашим гостям пришла пора возвращаться домой давайте выложим их имена с помощью фишек.
(выкладывание слов)
Молодцы все справились.
V. Итог.
Пришла пора нам возвращаться в группу. С какими звуками мы произносили и искали слова сегодня? (звуками [с] и [с"]). Оценивание деятельности учащихся
1. Сообщение темы занятия
ЛОГОПЕД: Сегодня к нам на занятие пришел шалунишка Саша и принес интересные игры (Презентация).
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть картинки, а в конце занятия вы сможете из этих частей собрать целую картину.
Какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?
2.Дыхательная гимнастика «Поможем Саше надуть шарик»
Вдох носом, на выдохе произносим с-с-с (шарик сдувается)
Вдох носом, на выдохе произносим ш-ш-ш (надуваем шарик)
ЛОГОПЕД: Итак, с какими звуками мы будем сегодня работать?
3.Сравнительная характеристика звуков
Первое задание Саши – сравнить звуки [С] и [Ш]
ЛОГОПЕД: -Вспомните, какие по характеру звуки [С] и [Ш]. Чем они похожи, чем отличаются?
Звуки [с] и [ш] согласные - когда мы их произносим воздух встречает преграду (язычок). Они оба твёрдые, глухие.
Отличаются тем, что при произнесении звука [с]- кончик языка опускается за нижние зубки (↓), а когда мы произносим звук [ш]- кончик языка за верхними зубками ()
У звука [С] есть мягкий братик – [С’], а звук [Ш] всегда твердый.
Живут эти звуки в разных буквах. Звук [с] в букве С, а звук [ш] в букве Ш.
Молодцы ребята.
На доске появляется первый фрагмент картинки.
4.Дифференциация изолированных звуков.
Саша очень любит играть в Шифровальшиков – это профессия людей, которые читают зашифрованные письма.
Игра «Шифровальщики»
Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка: ↓↓, ↓, ↓, ↓, ↓↓, ↓↓
На доске появляется второй фрагмент картины.
5. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Эхо»
Третье задание – повторить в правильном порядке слоги.
са-ша-са ас-аш-ас шо-со-шо
ош-ос-ош су-су-шу ус-ус-уш
На доске появляется третий фрагмент картины.
6.Пальчиковая гимнастика «Строители»
8.Дифференциация звуков в словах.
Четвертое задание – «Произнеси новое слово»
а) Замена звука С на звук Ш (слова-паронимы)
сок - ... басня - ... миска - ...
сутки -... каска - ... усы - ...
На доске появляется четвертый фрагмент картины.
Б) Раскладывание картинок
Пятое задание – «Разложи инструменты по полочкам»
ЛОГОПЕД: -Ребята, вы не забыли, что Саша-то у нас шалунишка – очень любит поиграть, пошалить. Вот и сейчас он зашел в гараж к папе и так получилось, что Саша раскидал все инструменты. Давайте поможем Саше разложить инструменты на свои полочки.
На доске появляются две полочки __________
___________↓
Скажите, какие инструменты мы положим на верхнюю полочку, а какие на нижнюю? Почему?
На доске появляется пятый фрагмент картины.
9.Физкультминутка «Разные профессии»
Я - шофер - помыл машину, | Левая рука на поясе, круговые движения правой рукой («Моют стекло») |
Сел за руль и выгнул спину. | « Крутят» руль |
Загудел мотор, и шины Зашуршали у машины. | Движение «моталочка» |
Подметает дворник двор, Убирает дворник сор. | Имитация работы с метлой |
Наш охранник на посту Смело смотрит в темноту. | «Смотрят» из-под ладони |
А сапожник сапоги Для любой сошьет ноги | Маршируют на месте |
К сапогам прибьет подковки | Кулачок правой руки стучит по ладони левой |
И – пляши без остановки. | Руки на поясе, по очереди выставляют правую и левую ноги на пятку |
10. Чтение слогов (Презентация)
Шестое задание – прочитай слоги и слова.
ЛОГОПЕД: Когда вы сравнивали звуки, вы сказали, что звук [С] живет в букве С, а звук [Ш] в букве Ш. Сейчас прочитаем слоги и слова с этими буквами.
11.Звуковой анализ слова
А) Звуковой анализ слова СУШКИ
б) Составление слова СУШКИ из букв разрезной азбуки.
На доске появляется шестой фрагмент картины.
12.Дифференциация звуков в предложении. Заучивание скороговорки по мнемосхеме, с глазодвигательной гимнастикой.
Седьмое задание – выучить скороговорку
Сапожник сшил сапожки,
сапожки для сороконожки.
На экране в презентации появляется мнемосхема.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
На доске появляется седьмой фрагмент картины.
13.Дифференциация звуков в тексте (Посчитать сколько предложений в тексте)
У Саши мама швея. Маму зовут Светлана. У неё дома есть швейная машинка. Мама Саши настоящая мастерица! То шорты сошьет, то рубашку.
Для первого предложения составляем схему.
На доске появляется восьмой фрагмент картины.
Тема: «Поездка в Простоквашино» (звуки Р и РЬ, буква Р)
Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.
Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах; II развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)
Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик - злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.
Ход занятия:
I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:
- Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.
II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).
Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.
III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.
IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…
- Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша — в продуктовый, Гриша — в магазин посуды; Никита — в магазин «Товары для дачи»; Влад — в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?
VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?
VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?
VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)
Физминутка . У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровныли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд — пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…
X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:
Есть у Федора огород
В нем морковка растет
И горох , и помидоры
Рядом огород Федоры
В основном там помидоры .
Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.
Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?
XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)
Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы флажок.
И получится флажок.
Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.
XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово
Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.
Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. У кого в гостях мы побывали? Какие звуки повторяли? Сели в поезд.
Тема: «Поездка в Простоквашино» (звуки Р и РЬ, буква Р)
Попова Наталья Васильевна
учитель-логопед
МДОУ №185 «Росинка» г. Архангельск
Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.
Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах; II развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)
Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик – злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.
Ход занятия:
I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:
1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.
II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).
Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.
III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.
IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…
V. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша – в продуктовый, Гриша – в магазин посуды; Никита – в магазин «Товары для дачи»; Влад – в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?
VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?
VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?
VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)
У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровныли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд – пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…
X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:
Есть у Федора огород
В нем морковка растет
И горох , и помидоры
Рядом огород Федоры
В основном там помидоры .
Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.
Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?
XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)
Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы флажок.
И получится флажок.
Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.
XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово
Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.
Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе по теме: "Звук [ш]"
Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звук [ш]"
Налетова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед МДОУ детского сада комбинированного вида № 17, город Подольск Московской областиОписание материала: Предлагаемый материал может быть использован полностью или частично учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Ни для кого не секрет, что недостатки устной речи у ребенка необходимо устранить до начала школьного обучения. В противном случае ребенку грозят нарушения письменной речи, такие как дисграфия и дислексия. С целью профилактики вышеуказанных нарушений в конспекте подробно описана работа с детьми в игровой форме, направленная на автоматизацию у дошкольников звука [ш] на разных этапах, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,мимических мышц, а также дыхания и голоса. Представлены игровые упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза,развитие навыков словообразования и словоизменения.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понятие о механизме образования звука [ш];
- продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] с опорой на различные виды анализаторов;
- формировать навыки словообразования и словоизменения.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать у детей звук [ш] в слогах, в словах и предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
- уточнять и расширять словарь;
- развивать внимание и память
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать у детей наблюдательность
Оборудование: цветные символы для выкладывания звуковых схем, сюжетные картинки, профиль акустико-артикуляционного образа звука [ш], предметные картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки на звук [ш], схемы предложений, пособие «Веселый поезд», мультимедийная доска и проектор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент:
Сегодня к нам приехали гости. Ребята, как вы думаете, на каком транспорте они добрались до нашего сада? Сядет тот, кто назовет любой вид транспорта.
1. Сообщение темы занятия:
Игра «4 лишний».- Я назову 4 вида транспорта, а вы, пожалуйста, выделите из них один лишний (самолет, вертолет, машина, дельтаплан). Объясните, почему?
Лишняя машина, потому что это наземный транспорт, а самолет, вертолет и дельтаплан – это воздушный транспорт.
-Сегодня мы с вами покатаемся на машине и при этом будем постоянно сле-дить за правильным произнесением звука [ш]. Какой звук в слове машина я выделила интонацией?
-Звук [ш].
Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам:
-Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]?
- Губы округляются.
-Где находится язык?
- За верхними зубами.
- Какой язык, узкий или широкий?
-Язык широкий, чашечкой.
- Есть ли во рту преграда?
-Язык создает преграду, значит звук [ш] – согласный.
-Звук [ш] звучит твердо или мягко?
-Звук [ш] всегда твердый.
-Как мы произносим звук [ш], с голосом или без голоса?
Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук. Ребенок у доски обозначает звук [ш] цветовым символом.
2. Развитие фонематического слуха.
Выделение звука [ш] в ряду звуков (зь, сь, ч, ш, щ, з, с, ш, ц, ш…)
-Я буду произносить похожие звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш].
3. Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.
Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на звук [ш] и назовите по-лучившееся слово.
Тапка – шапка Накал – шакал Дар – шар
Чашка – шашка Фланг – шланг Мыло – шило
Топот – шепот Стык - штык Губы –шубы
Мышка - шишка Жаль - шаль Маг - шаг
Параллельно поясняется значение новых слов.
4. Определение позиции звука [ш] в словах.
Игра «Веселый поезд».- В первом вагоне поедут пассажиры, в названии которых звук [ш] находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
В слове шапка звук [ш] находится в начале слова.
Игра «Слово заблудилось»
- Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы исправьте мою ошибку
С другом мы играли в ……чашки
Пили чай из белой……шашки.
Вылезла из норки…..шишка
На нее упала мышка.
Мы с сестрой посуду….. шили
И наряды куклам……мыли
Горько плачет……бедный шарик
Улетел воздушный….. Гарик
Улетел воздушный шарик. Составим схему последнего предложения.
Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое слово последнее?
5. Динамическая пауза.
Речь с движением.
Мчатся бешено машины
Шта-што-шту-шты держат руль
По шоссе шуршат их спины
Ша-шу-ше-ши топают ногами
В конце дальнего пути
Аш-ош-уш-иш ладонь у лба
Слышен шепот: ше-шо-шу, ше-шо-шу ладони рупором
Это шина шепчет шине: «Я уж больше не спешу – шу-шу» на выдохе, с понижением силы голоса
6. Слого-звуковой анализ.
В машине, у которой лопнула шина, к нам приехал МИШКА. Пока шину будут заклеивать в автомастерской, мы с вами выложим слого-звуковой анализ слова МИШКА.
Ребенок у доски: мишка – это одно слово. В нем 2 слога: миш-ка
В слоге МИШ-:
Первый звук [м`] – согласный, мягкий, звонкий звук. Обозначу его зеленым квадратом.
Второй звук [и] – гласный звук, обозначу его красным квадратом.
Третий звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом.
В слоге –КА:
Первый звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом.
Второй звук [а] – гласный звук, обозначу его красным квадратом.
-Сколько всего звуков в слове мишка? Сколько слогов?
-Что нужно изменить в звуковой схеме, чтобы у нас получилось слово КОШКА?
-Надо убрать первый зеленый квадрат и поставить синий, потому что в слове КОШКА первый звук – К - согласный, твердый, глухой звук.
7. Формирование лексико-грамматического строя языка.
Стук в дверь. Приносят конверт.
-Ребята, нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На картинках – действия, которые умеет выполнять машина. Помогите, пожалуйста, назвать эти действия.
o машина подъехела к дому o машина въезжает в гараж
o машина отъехала от дома o машина въехала в гору
o машина подъехала к гаражу o машина съехала с горы
o машина выезжает из гаража o машина переезжает реку
o машина выезжает из-за угла
Дети поочередно называют действия машины, которые изображены на мульти-медийной доске.
Игра «Скажи наоборот».
На столах у детей сюжетные картинки, отвечает тот, у кого действие, противоположное изображенному на экране. На экране: машина съехала с горы. Ребенок отвечает: «Моя машина въехала в гору».
Игра «Отгадай транспорт».
Отгадывание предметов по названию их частей.
- Кузов, кабина, колесо, руль, фары.
- Это машина (картинка на экране)
- Крылья, кабина, хвост, мотор.
- Это самолет.
- Палуба, якорь, каюта, корма, нос.
- Это корабль.
- Вагоны, купе, электровоз.
- Это поезд.
У детей на столах предметные картинки с изображением различных видов транспорта. На мультимедиа сюжетные картинки с изображением автомагистрали, моря, железной дороги и неба. Дети соотносят свою предметную картинку с сюжетной на экране.
Ребенок: Машина едет по дороге, это наземный транспорт.
Поезд едет по железной дороге, это железнодорожный транспорт.
Самолет (вертолет) летит в небе, это воздушный транспорт.
Корабль (лодка, катер) плывет по воде, это водный транспорт.
Поезд едет в метро, это подземный транспорт.
Мотоцикл (велосипед) едет по дороге, это наземный транспорт.
Итог занятия
О каком звуке мы сегодня говорили? Охарактеризуйте звук [ш].
- Какие виды транспорта вы знаете? Для обозначения звука [ш] на следующем занятии мы познакомимся с буквой Ш.