Очерк об учителях «Большое видится на расстоянье. Спасибо вам, мой дорогой учитель! С благодарностью к коллегам

СУДЬБЫ ЛЮДСКИЕ

ДУША ЧЕЛОВЕКА

«Лечит слово, трава и нож» - сказал Гиппократ, и «слово» поставил первым в этом ряду.
Есть люди, которые врачуют словом. К ним принадлежит Еникова Любовь Захаровна, одна из ярких личностей в УТОСе, в организации, где трудятся слепые и полузрячие люди. Она работает и в городском обществе инвалидов, руководит первичной организацией слепых; она и помощник депутата Верховной Рады Крыма Лютикова В. М.
Симпатичная блондинка, невысокая, фигуристая, с крепким, боевым характером, она знакома многим руководителям предприятий города, бизнесменам, потому что часто хлопочет перед ними о своих подопечных, беспомощных людях.
Какова история её жизни? Родилась в 1944 году на Смоленщине. Детство провела в Крыму.
Гнали немцы пленных через небольшое крымское село, и уже хотели их перестрелять, потому что у несчастных кончились силы, да потом решили раздать их, желающим взять к себе местным жителям. Мама нашей героини, имея на руках голодных детей, не выдержала, сжалилась и забрала раненого пленного. Каким-то чудом удалось выжить всем. Спасённый мужчина стал отцом Любы, которую односельчане звали «сибирячкой» - оттуда был родом солдат.
Деревня, труд в поле, дома, рано начала готовить, помогая маме по хозяйству. Да и младшие дети были у неё на руках. Но больше всего смышлёная девочка любила читать. В свободное время - в библиотеку, к книгам! Когда Любе было 12 лет, в местной газете появилась фотография её с подругами, с подписью: «Лучшие читательницы библиотеки».
Но злая доля уже ждала свою жертву. У костра в походе сидят школьники. Кто-то что-то бросает в костёр… взрыв… боль в глазу… Инвалидность. И сразу сузилось не только поле зрения, но и возможности.
Закончила школу и поступила на работу в Джанкойский УТОС. А потом в Симферополь переехала, а там, в обществе молодых девушек и парней, кипела обычная жизнь. Крым, его горы всегда манили к себе людей, независимо от того, как они видят. И молодёжь ходила в походы. Слепые шли, держась за лямки рюкзаков слабовидящих, а те рассказывали им о том, что было вокруг. И невидящие люди представляли себе те красоты, которые их окружают. Люба шла уверенно, пока не показалась опасная тропа рядом с обрывом. Отступать некуда, с помощью товарищей, кое-как преодолела этот ужас. Дала себе слово больше никогда не ходить в походы, но, конечно, всё продолжалось.
А ещё пришли на выручку шахматы. Играла хорошо, а всё это давало радость и осознание своей полноценности. Была чемпионкой Крыма по шашкам. На фотографии, в команде Украины по шахматам, одна девушка - Люба Еникова. В 1971 году перворазрядница Любовь Захаровна - чемпион Украины по шахматам. Причём, не только с женщинами, но с мужчинами она сражалась на равных.
«Сколько поездила по всему Союзу, - везде нас очень хорошо встречали, со сколькими интересными людьми познакомилась, сколько всего повидала!» - улыбаясь, рассказывает Любовь Захаровна.
- Как же совсем слепые играют? Это же надо на память представлять всю доску, все фигуры!
- Да, многие помнят хорошо, некоторые трогают фигуры руками, чтобы вспомнить, где что стоит.
- А любовь свою тоже в УТОСе встретили?
- Нет, он зрячий. Это был брат моей подруги. Когда поженились, я стала мечтать о ребёнке. И вот уже забеременела, а врач ни в какую: рожать нельзя - последнее зрение потеряешь. Пришла на работу и плачу. Женщины бросились утешать, спрашивают, в чём дело. Я объяснила. Все стали смеяться, говорят: «Нам никому рожать не разрешают - рожаем. Не бойся! Зато ребёнок будет.»
Родила двоих девочек, красивых, здоровых. Уже замужем, есть внуки. Семья сложилась.
Каждая слабовидящая женщина в этой критической ситуации делает выбор - или ребёнок и потеря зрения, или бездетность. Иногда везёт: и ребёнок, и немного зрения. А если женятся двое слепых, то выбор вдвойне страшен; здесь они ещё решают и судьбу третьего: будет ли он зрячим. Говорят, что если в этой паре у одного слепота приобретённая, то если ребёнок будет группы крови этого родителя, он родится зрячим, если нет - слепым.
Наша героиня мужественно шла по жизни. Дома порядок, чистота; шьёт, готовит, занимается ремонтом, весёлая, общительная. На работе - уважение.
С 1970 года переехала в Керчь и работает в Керченском УТОСе. Много лет - комендант общежития УТОС. Как вторая мама молодым, с их проблемами и ограниченными возможностями.
«А я и женихов им искала, и невест, детей крестила, утешала, как могла.
А один раз, под Новый год, звонок. Пришли мои голубчики ко мне праздновать, человек 15 - всё общежитие пожаловало. И накормила всех, и напоила, и нашла, что сказать.»
Она напитывала их любовью своего горячего сердца, и молодёжь училась мужеству жить с бедой по имени слепота.
Инвалиды с детства лучше адаптируются в жизни, чем те, на которых это обрушится в разгар её, а то и на склоне лет. Почва уходит из-под ног.
Получив инвалидность, приходят к Любови Захаровне, вступать в общество слепых. Они в отчаянии. Она же поговорит, пошутит, поддержит, поставит на очередь, а потом и вручит человеку - палочку, «говорящие» часы и магнитофон с приёмником. Сразу мир веселее становится.
А ещё неугомонная Любовь Захаровна готовит разные весёлые праздники, и какие талантливые сценарии пишет! Были вечера: «Цветы в легендах и сказаниях», «Русский романс» и «Русский чай», встречи с поэтами литературного объединения «Лира Боспора», вечер, посвящённый Дню Победы, - всего не перечислишь!
А в Евпатории Керченский УТОС на фестивале представил «Поле чудес» на тему «История Крыма», что получило всеобщее одобрение. И об авторе сценария заговорили. Республиканский Совет решил провести семинар по передаче опыта работы территориальной первичной организации УТОС г. Керчи.
Еникова написала сценарий «Астрология. Знаки Зодиака».
С участниками семинара проводились игры, экскурсии по городу. Приезжие воодушевлённо перенимали опыт и благодарные, разъехались во все концы Крыма.
В День инвалидов в столовой СРЗ полно народу. Это собрались инвалиды по зрению. Им показывают концерт, угощают вкусными блюдами. Люди танцуют и поют. Бывает, на такие «огоньки» собирается до ста человек.
А на тематических вечерах в общежитии устраиваются костюмированные представления. И костюмы шьёт Еникова, и готовит на 50 человек Любовь Захаровна, и репетиции проводит. Чтобы всё было хорошо, чтобы всё было отлично. Чтоб люди согрели души и была радость в их жизни.
Не перечесть добрых дел прекрасного человека, обаятельной женщины Любови Захаровны Ениковой. 10 лет в этом году исполняется первичной территориальной организации общества слепых, возглавляемой ею. Здесь, рядом с нею, трудятся её верные помощники: секретарь Остроухова Тамара Константиновна, заместитель председателя Авдеева Лидия Ефимовна, председатель совета ветеранов войны и труда Астахова Тамара Сергеевна, председатель бытовой комиссии Лупырь Владимир Анатольевич, Прощенко Елена Константиновна.
Конечно, не все крыши отремонтированы и не все заборы; не всем инвалидам ещё поставлены телефоны и оказана материальная помощь; не самая богатая библиотека для слепых в обществе. Но всё, что в силах сделать, делается.
Фаина Раневская писала: «Я не понимаю, почему люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.» Может, кто-нибудь «постесняется», и тогда…
А пока…
На встрече с инвалидами городской голова Осадчий О. В. наиболее заслуженным из них вручал подарки. Л. З. Ениковой достался аппарат для измерения давления. Она поблагодарила и сказала: «Я не возьму его домой, оставлю в обществе: люди будут приходить на приём и мерять давление.» Из зала раздалось: «Как Любовь Захаровна с нами возится - с капризными, ворчливыми, старыми… Выслушает, поможет и поднимет настроение обязательно!»
Я присоединяюсь к этим словам. Любовь Захаровна врачевала и мою душу.

СЕМЬЯ - ЧЕРЕЗ ПОКОЛЕНИЯ

130 лет тому назад в Керчи открылась гимназия - очень важное событие для всех горожан. И примерно в это же время родился мальчик - радость только для его родителей, однако, через 25 лет керчане будут его называть детский доктор Гартенштейн. Сохранились устные рассказы старожилов о нём. «Всегда приходил в хрустящем белом халате и, как только подходил к ребёнку, тот сразу начинал улыбаться и сразу выздоравливал, потому что доктор излучал столько любви, доброты и надежды на то, что всё будет хорошо!»
Прошло какое-то время, и в семье доктора тоже родился мальчик. Доктор с детства учил его музыке. Мальчик вырос и керчане стали его называть виолончелист Гартенштейн. Великим музыкантом он не стал, да и работал служащим, но вечерами в его квартире собирались музыканты, и они играли классику. Уютные вечера дома - это для семьи и друзей, но хотели слушать и другие люди. В выходные дни на бульваре, на месте бывшего Зелёного театра, была установлена так называемая эстрадная раковина, и керченский любительский симфонический оркестр услаждал слух гуляющих у моря и отдыхающих. Это было давно, до войны.
В ту пору жил в Керчи композитор Дрейзин, который написал знаменитый вальс «Берёзка». Он играл вместе с Гартенштейном и молодые семьи были дружны.
А жена Гартенштейна жила до замужества в большой семье, и было их три сестры. Молодые девушки привлекали внимание миловидностью и весёлым нравом. Шёл трудный 1920 год, гражданская война, в городе то белые, то красные, но молодость всегда молодость. Я цитирую отрывок из рассказа Виктории Александровны Гартенштейн:
«1920 год. Как-то раз прозвенел звонок и появился один из кавалеров в сопровождении юноши невысокого роста, некрасивого, с шапкой чёрных кудрей и выразительными глазами. «Знакомьтесь, молодой поэт, московский, сбежал на юг от мобилизации.» - Так был представлен незнакомец. Он сразу пришёлся по душе всем трём сёстрам, а когда узнал их имена, весело рассмеялся и попросил перо и бумагу. Через несколько минут был готов экспромт:
За бухарского эмира выйдет Мирра,
За простого муэдзина выйдет Дина,
А за тенора Италии
Замуж выскочит Ассалия.
Перед уходом, его спросили, как же его имя, и он ответил: Самуил Маршак.»
Героиня моего очерка - дочь девушки, которой Маршак прочил итальянского мужа, стал же им виолончелист Гартенштейн.
Семья жила дружно, детство Вики проходило безоблачно. Улица 23 мая, на которой стоял их домишко, недалеко от театра, куда любознательная девочка часто ходила. Музыка, звучащая дома, митридатские улочки, вид на море - душе простор. Училась девочка легко. Потом, в эвакуации, поступила в Московский технологический институт, но пришлось бросить: болела мама. Может и хорошо, что бросила. Поступила в Крымский пединститут, закончила с отличием и стала учительницей русского языка и литературы. Маленького роста, симпатичная, с умными, внимательными глазами, она пришлась по душе озорным школьникам, и её слушали и слышали. Строга и интересна.
Была ещё работа в офицерской школе. Вот где было трудно. Ученики старше её, прошедшие войну боевые офицеры, стеснялись своих двоек и троек. Они ловили её в коридоре и смущённо объясняли, что не могут идти домой с плохими оценками - стыдно перед детьми.
Подрастал и свой сын, помогала его воспитывать мама. С мужем разошлись, отец погиб на фронте. Больше не было музыкальных вечеров дома. Но во время отпусков Виктория Александровна лихорадочно восполняла духовный голод поездками в Ленинград, где можно было окунуться в мир театров, музыки, музеев. Потом, когда сын учился в Москве, он к приезду мамы доставал билеты на интересные спектакли, в филармонию. Мать и сын - большие друзья, духовный мир их близок и богат.
А между отпусками была любимая работа, и весь летний багаж впечатлений, окрашенный работой души, дарился детям. Виктория Александровна искала глаза учеников, в которых горел огонёк любознательности, стремления к познаванию мира, и им уделяла особое внимание. «Моя слабость - умные детки.» Многие из её выпускников поступили в престижные ВУЗы Москвы, Ленинграда, Киева. Много среди учеников и творческих людей. Оксана Сердюк - завуч школы искусств - ученица Виктории Александровны. У учительницы даже сохранилась в памяти переписка в стихах между нею и Оксаной. Московский художник Нелицкий, выпускник школы им. Дубинина, сам уже пенсионер, написал музыку на стихи своей учительницы Гартенштейн и на праздновании её 80-летия исполнил песню, чем тронул до глубины души Викторию Александровну. Её ученицы Зинаида Ленивцева и Лариса Чеснокова стали учительницами и тоже работали в школе им. Дубинина. Они навещают своего старшего друга, и отношения эти тянутся всю жизнь. И многие её другие ученики, приезжая в Керчь, стараются повидаться, поговорить, и каждый раз приятно поражаются ясностью ума, памятью, умением быть в курсе интересных дел, культурных событий. Виктория Александровна - тонкий знаток литературы, выйдя на пенсию, стала читать лекции и проводить беседы в библиотеках и на разных производствах. Этой просветительской работой она занимается много лет. В последние годы участвовала в редактировании сборников «Лира Боспора», пишет стихи и рассказы.
Годы не щадят внешность людей, но душу можно уберечь от старости. Виктория Александровна стремится познавать, общается с людьми, помогает больной одинокой соседке. И бывает особенно рада, когда раздаётся звонок и появляется очередной двоечник по русскому языку и просит помощи. «Как я люблю детей!» А ещё -


ЧТО Я ЛЮБЛЮ

Мокрый асфальт и пустынные пляжи,
Книжный развал и высокие кряжи,
Тихую музыку, кашки цветенье,
Ранней весной соловьиное пенье.

Нравятся мне и музейные залы,
И галерей восковая прохлада,
И мастеров вдохновенных полотна,
Книжек ряды, установленных плотно.

И не могу я сдержать восхищенья,
Если увижу я зодчих творенья:
Строгую готику, ранний ампир
И ренессанса торжественный пир.

Вижу я Летнего сада ограду
И вековые дворцы Ленинграда,
Вижу Андреевский киевский спуск,
Будто я чувствую это на вкус.

И совершенно особое чувство
Будит во мне тех поэтов искусство,
Что рождено, как природы цветенье
И как души распустившейся пенье.
Но отлетел от меня в одночасье
Призрак простого семейного счастья.

Говорит о себе Виктория Александровна.

ЖИТЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

В литературной гостиной библиотеки им. Белинского часто выступает Беба Анатольевна Цигельман. Её рассказы о писателях и поэтах интересны, эмоционально насыщены, а чтение стихов наизусть, которых она знает ещё с юности великое множество, просто завораживает. Начитанная и остроумная, весёлая и дружелюбная, она всегда в радость людям.
Дома у Бебы Анатольевны прекрасная библиотека, книги во всех комнатах. И часто в этой квартире звучит классическая музыка, магнитофон почти не выключается. «Я всё делаю под музыку», - говорит она.
Любовь к музыке передала и дочери - та стала музыкантом, вторая дочь унаследовала от мамы любовь к медицине и стала врачом. Мечтала об этом с детства: лечила кукол и уговаривала братика, бегущего от «укола»: «Не убегай, дай мне попку!». Сын закончил институт культуры. Муж - ветеран, недавно умер. А дети разъехались и шумная квартира опустела.
- Конечно, дети меня зовут к себе, но я никуда не поеду. Здесь у меня друзья, бывает по 18 визитов в день.
Да, голубоглазую кудрявую, невысокую женщину, врача-педиатра, знают в Камыш-Буруне многие. Недавно Беба Анатольевна отметила 80-летний юбилей. Панченко Нина Ивановна, в прошлом заведующая детской поликлиникой, а ныне врач-фтизиатр детского санатория, работала с Бебой Анатольевной. Она рассказывает: «Это врач от Бога. Как она любит детей, свою работу! Могла поладить с любой, самой скандальной мамой. А какой профессионализм! Она работала в роддоме и её часто вызывали по ночам, если ребёнку было плохо. Однажды за ней заехала «скорая», а дело было зимой, и привезли Бебочку в одном сапоге и в одном тапке, без колгот. Это так она торопилась к малышу.»
17 лет проработала Беба Анатольевна в роддоме Орджоникидзевского района микропедиатром. Она принимала и осматривала крошек, которые только что появились на свет. Не всем везло. Были недоношенные дети с малым весом. Раньше у них не было будущего. Беба Анатольевна выходила многих и дала им вторую жизнь. Потом она сделала альбом - пособие для медсестёр «Недоношенные дети». На первой странице альбома - имена тех, кого назвать можно: Вольтер, Руссо, Дарвин, Гюго. А далее - имена маленьких керчан (только с одной буквой: Федя Д.), указан их скромный вес при рождении, а далее идут фотографии ребёнка 10, 15 лет и свадебные фотографии. Потому что и до сей поры они её не забывают, дарят цветы, поздравляют с днём рождения и подписывают фотографии «Дорогой бабушке». Одному из своих маленьких пациентов она дала свою кровь, и всем - любовь, энергию жизни. «А сколько она «раздышала» - в безжизненные комочки вселила свой дух!», - пишет о ней врач Панченко.
Опыт, богатый медицинский опыт и опыт великий милосердия и сострадания передала Беба Анатольевна медсёстрам медучилища им. Галины Петровой, где она проработала 7 лет. Девушки подарили ей альбом, тиснённый золотом, на обложке написано: «Участник вечера встречи «Герои моего очерка». А внутри есть слова А. П. Чехова - он сказал о труде врача: «Профессия врача - это подвиг, она требует чистоты души, чистоты помыслов». «Этим высоким требованиям Вы соответствуете и этим вызываете у нас восхищение» - подписались учащиеся 75 группы 1979 года выпуска.
50 лет прожила Беба Анатольевна в Керчи и работала до 1995 года. В трудовой книжке мало записей, но много благодарностей, в том числе, и за участие в художественной самодеятельности, где и пела, и танцевала, и юморные стихи и песни сочиняла, - заводила и душа любого праздника.

И до сих пор она кипит,
Чего-то где-то сочиняет,
На вечеринках, «Огонька»
Бесценным юмором блистает.

Это Панченко говорит о своей коллеге.
Блестящая жизнь в самом высоком смысле слова. Счастливое детство: отец - директор «Артека», на фотографии красивая загорелая девочка в спортивной форме - капитан волейбольной команды - это Беба. После войны - голодная юность. Но - студентка Крымского мединститута. И вскоре любовь и муж, единственный на всю жизнь, и трое детей, и внуки, и правнуки. И ещё нуждающиеся в ней люди.
Одна из одиноких женщин врачей заболела, и Беба Анатольевна 10 лет помогала ей, поддерживала и морально, и чем могла, кормила, и не бросила до самого конца.
И до сих пор к ней идут за помощью со своими бедами и соседи, и инвалиды, и знакомые, несут и больных животных - помогает, утешает. Да вот и сейчас, мы разговариваем, а Беба Анатольевна извиняется: «Мне надо идти делать укол ребёнку».
Не нажила ни денег, ни богатства, ни орденов - только бесконечную любовь людей, которые знакомы с этой великодушной и прекрасной женщиной, и зовут её камыш-бурунцы ласковым именем Бебочка.

«Слово об учителе»

(очерк о Почётном гражданине

города Костромы ёгиной)

Я хочу рассказать о человеке, которого я совсем не знала и не могла знать, - о Корегиной Зинаиде Васильевне. Она умерла 1 июля 1991 года, ровно через месяц после моего рождения. О Зинаиде Васильевне я узнала от учителей, которые когда-то были ее учениками. Меня заинтересовал тот факт, что 29 декабря 1972 года именно этому человеку было присвоено Звание «Почетный гражданин г. Костромы». Она не была героем войны, не делала великих открытий, а была просто учителем. За что ей такая честь? И мне в тот момент захотелось узнать о ней больше.

В первую очередь я обратилась к племяннице Зинаиды Васильевны Корегиной Наталье Ивановне. Она оказалась очень доброжелательным человеком и хорошим собеседником. Благодаря ее отношению к семейным ценностям, архивам, мне удалось заглянуть в историю их старинного рода. И вот что я узнала.… Считается, что фамилия Корегиных произошла от названия реки Корега – правого притока реки Костромы, которая впадает в Волгу. В исторических документах пятнадцатого века впервые упоминается Корегинская волость Костромского уезда Московского княжества. Жители волостей Кореги, Железного Борка, Ликурги и Залесья подали челобитную московскому князю Ивану Грозному с просьбой защитить их от набегов казанских татар. Указ был подписан, и было построено «укрепление Буй – городок на Кореге». Места здесь были глухие. Основными занятиями жителей были охота, рыболовство, бортничество. Позднее, добыча соли, извести, глины. Именно в это место московские государи ссылали неугодных им, по их мнению, людей.

в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» описал жизнь русского народа. «И тут настала каторга корежскому крестьянину…»

Не по этой ли причине Корегины покинули свои родные места и перебрались в г. Кострому? Неизвестно, когда это произошло. Из «Родословия мещан Корегиных» видно, что Корегины уже в 1786 году жили в Костроме.

В семейном архиве также хранятся документы на покупку дома. Это был небольшой двухэтажный домик с кривыми коридорами, маленькими окнами. Он простоял 120 лет. Сейчас на его месте стоит Костромская филармония и сквер с двумя березками, которые очень долго украшали двор дома Корегиных. В нем выросли и жили все последующие поколения этой семьи.

Дел – пропасть! Но цель видна

Благородная и прекрасная…

Из воспоминаний:

«… По существу эта школа – коммуна была школой поисков. Ребята тут же и жили. Большое внимание уделялось вопросам самоуправления… Что отличало детей тех лет? Стремление к знаниям, жажда знаний. В 1920, 1924 годах в школу прибыли дети Поволжья после голода, и лицо школы, сама организация учебного процесса изменилась. В этой школе я не только сама давала свои первые уроки, но впервые получала уроки от ребят, от общения с другими учителями. Тогда едва ли не самым важным считалось решение задач «из задачника окружающего мира». Мир перестраивался, перекрашивался, и детям предстояло многое понять».

Затем была первая в Костроме семигодичная школа. Около 1000 учащихся, 22 начальных класса, из них 11- классы переростков. Дети были из разных семей, лишенных порой материнской ласки, но хорошо знающие цену куска хлеба. Молодая учительница не боялась трудных ребят, она их любила и в каждом старалась увидеть неповторимую личность.

О чем могут рассказать скупые записи в трудовой книжке? Наверное, о многом: о времени, трудовом пути человека.

1932 год. переведена в школу ФЗС№2 им. К. Либкнехта. Тогда это была образцовая школа. В 1935 году назначена на должность зав. учебной части школы им. Либкнехта.

В разделе «Сведения о поощрениях и награждениях» читаю, что в эти годы Зинаида Васильевна была премирована за высокие показатели в учебно-воспитательной работе, награждена, Грамотой Ударника, была участницей слета ударников в г. Иванове.

О Зинаиде Васильевне тех далеких предвоенных лет есть воспоминания Татьяны Александровны Селиверстовой, бывшего завуча школы №38: Она знала всех нас.

Каждое утро, когда мы, ученики 26-й школы, переступали порог школы, мы именно Зинаиду Васильевну видели. Она нас встречала. Всегда подтянутая, строгая, она оглядывала нас, здоровалась и, если что-то было не в порядке, очень коротко, но внушительно высказывала свое недовольство. И вот эту привычку – первой встречать учеников в школе – я позднее, став завучем, переняла у Зинаиды Васильевны…».

Зинаида Васильевна смолоду жила жизнью, которая не давала возможности остановиться и подумать о себе. При этом никогда никакой поспешности, суетливости, наоборот: Во всем, что бы Зинаида Васильевна ни делала, видна была продуманность, четкость. Она привыкла жить работой. Искренняя озабоченность множеством складывающихся человеческих характеров и судеб, глубокая откровенность за них как бы заслоняли от нее собственную судьбу. Это именно тот случай, когда человек предан делу самозабвенно, поглощен им весь без остатка и иначе жить не может…

И вот наступил 1941 год… Запись в трудовой книжке от 01.01.01 года:

«В связи с призывом директора средней школы №26 т. в ряды РККА назначить на должность директора этой школы т. Корегину».

И еще одна запись 1941 года:

«В моей памяти она учитель и директор школы. Строгая, всегда элегантная. Строгий костюм собственного шитья в английском стиле. Всегда внимательная, заботливая, каждое утро встречающая всех учеников и вечером провожающая их. У меня ощущение такое, что все ее уважали, а некоторые боялись и уважали. Я никогда не слышала, чтобы она повысила голос… Неунывающая, если даже ей было плохо, и если она болела. Я стала учителем, а потом председателем городской профсоюзной организации. Когда было плохо, было трудно, когда я начинала психовать, плакать и расстраиваться, она мне говорила так: «Снявши голову, по волосам не плачут. Приняла решение – сама и находи выход из ситуации. Не вешай свои неприятности на других, умей слушать людей и слышать их».

(, председатель Костромской городской профсоюзной организации работников образования и науки, Отличник народного просвещения).

«В ее внешности не было ничего броского, вызывающего. Темные волосы, в которых с годами все больше появлялась «серебра» Неизменный темно – синий костюм с белоснежной блузкой был нарядным и строгим одновременно. Конечно, тогда мы, ученики, еще не понимали, что эта внешняя скромность всегда отличала подлинную русскую интеллигенцию. К ней относилась и наша Зинаида Васильевна. Удивительно, но за пять лет от памятного дня открытия школы №12 до выпускного вечера я ни разу не слышала, чтобы Зинаида Васильевна на кого-то повышала голос, была резкой и раздражительной. А ведь ученики ей достались всякие. Какой силой она обладала, чтобы от одного укоризненного взгляда самый бесшабашный «нарушитель» как-то сникал и чувствовал себя виноватым! В ней сочетались твердость, строгость и сердечность, человеческая теплота, нежность, которую не всегда можно было разглядеть за этой внешней строгостью. Наше детство, юность совпали с трудным послевоенным временем. У большинства моих одноклассников не вернулись с войны отцы. Жили мы все небогато. Не было тогда у нас ни компьютеров, ни телевизоров, ни других чудес техники. Нашим домом, местом общения была школа, и Зинаида Васильевна сделала этот дом теплым, добрым, уютным…

В единственном зале на втором этаже, куда выходили двери большинство классов, не было беготни, но часто звучали музыка и смех. Здесь нас учили танцевать, здесь проходили веселые новогодние «бал-маскарады» и репетиции нашего замечательного хора, а однажды был поставлен настоящий спектакль по сказке Габбе «Город мастеров» И всей этой радостной, многообразной, бурной школьной жизнью мудро, ненавязчиво управляла Зинаида Васильевна. Не одна. Вместе с учителями, которые были ее единомышленниками и друзьями. Мы любили своих учителей. Мария Юрьевна Пурэн, Наталья Филипповна Колосова, Нина Константиновна Ильичева, молодой тогда выпускник пединститута Константин Андреевич Морев потом сами возглавляли школы, получили почетные звания. М. Ю Пурэн и – Заслуженные учителя РСФСР, – Почетный гражданин г. Костромы. Но тогда в пятидесятые годы, как и для нас, школьников, была для них учителем и наставником. Она умела понимать людей. Неважно, кто передней был: девчонка – школьница со своими радостями и горестямимолодой учитель или пожилая женщина с нелегкой судьбой. Я очень благодарна Зинаиде Васильевне не только за себя, но и за мою бабушку. Война отняла у меня родителей, их заменила бабушка и дедушка. Но….он был священником. А в те годы это считалось чем-то плохим, почти позорным. Зинаида Васильевна пригласила мою бабушку в родительский комитет, и моя милая бабуся почувствовала себя человеком, который может помочь другим детям, который нужен и пользуется уважением. До конца своей жизни она хранила перевязанные ниточкой небольшие листочки тетрадной бумаги с приглашениями на заседания родительского комитета и благодарностями за воспитание внучки, подписанные.

Бывают такие люди, встретить которых в своей жизни счастье. Таким человеком была Зинаида Васильевна Корегина. (, Отличник народного просвещения).

Когда я слушала рассказы о ее бывших учеников, людей очень разных, я вдруг почувствовала, что они почти одинаково описывают ее внешний облик: не яркие броские наряды, а скромную элегантную женщину, красивую в своем строгом костюме. Наверное, о таких людях сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

И еще раз я обратила внимание на то, что все эти люди, с которыми я встречалась или разговаривала по телефону, - учителя. Они сами уже не молоды, многие ушли на пенсию, имея заслуженные награды за педагогический труд. Многие из них были директорами школ. А может, все это не случайно? Может быть, они стали замечательными учителями потому, что в начале их жизненного пути им встретилась?

Людмила Павловна Алядинова вспоминает, что Зинаида Васильевна была не только ее школьным учителем, но и старшем товарищем по работе, ее наставником.

« После второго курса института по семейным обязательствам я пришла в школу работать старшей – пионервожатой и вести уроки русского языка в пятых классах. Это была идея Зинаиды Васильевны. Так началась моя педагогическая деятельность. И сейчас я поняла, как Зинаида Васильевна формировала во мне педагога.

Посетив мои уроки в пятом классе недели через две с начала моей работы, Зинаида Васильевна проанализировала их так подробно, но так доброжелательно, что я удивилась, как это я сама не додумалась до некоторых моментов. Но очень захотелось быть хорошим педагогом. «Самое главное – говорила Зинаида Васильевна – ты должна определить цель, чего ты хочешь достичь, а потом уже ищи методы достижения».

Большим событием в школе были педагогические советы. Слушать Зинаиду Васильевну было одно удовольствие. Она е столько анализировала наши уроки и знания учащихся, сколько как-то очень ненавязчиво подталкивала нас к творчеству. В 1966 году меня пригласили работать в Гороно на должность заведующей методическим кабинетом. Естественно, что опыта у меня никакого как у руководителя не было. И вот тут опять на помощь пришла Зинаида Васильевна.

Зинаида Васильевна была ни просто талантливым и мудрым педагогом, она щедро делилась своим талантом, стала учителем учителей и сыграла огромную роль в судьбе многих педагогов. Это яркая звезда на небосклоне образования, которая щедро святила нам многие годы».

Мирра Моисеевна Скаржинская тоже была и ученицей, и коллегой Зинаиды Васильевны. По состоянию здоровья она не смогла принять меня лично, но по телефону сказала о том, чем особенно запомнилась ей Зинаида Васильевна Корегина: «Внешний облик: невысокого роста, худенькая, с пронизывающим взглядом темных глаз. Голос глуховатый, спокойный. Волосы серебряные, слиток серебра. Она несла традиции русской интеллигенции. Предельная, аскетическая скромность. Доброжелательность, принципиальность и строгость, предельно строга к себе. Будучи депутатом, она образовала депутатскую группу, в которую входили и учителя. Зинаида Васильевна умела воспитывать из них общественных деятелей. Она окружала себя талантливыми людьми. Таким человеком была первая директор вашей 38 школы Мария Юрьевна Пурэн. Зинаида Васильевна считала, что каждый учитель должен иметь свою индивидуальность, соответствовать моде, одеваться красиво».

(, Отличник народного просвещения).

В 1959 году Зинаида Васильевна ушла на пенсию. Казалось бы, впереди ее ждет заслуженный отдых, тихая и спокойная жизнь, но и на пенсии она осталась Учителем для всех. С 1939 года она неоднократно избиралась депутатом городского совета народных депутатов. С новой силой, энергично она принялась выполнять свои депутатские обязанности. Будучи депутатом, она ничуть не изменилась: тот же стиль, те же принципиальные установки. Она умела сделать свою работу для каждого нужной, интересной. Тогда в егоды в Костроме почти ежегодно появлялись новые садики, школы. Проводились капитальные работы.

Общественник большой, руководитель

Все ясно ей, к чему идем в наш век,

Она и методист, и лектор, и Учитель,

Наставник, мудрый друг и просто ЧЕЛОВЕК!

Документы:

1. «Трудовой список» Корегиной З. В 1927 год.

2.Трудовая книжка

4.Рукопись и рисунок.

5. Поздравительные адреса.

Воспоминания: (в устной и письменной форме).

Учитель и хороший человек — в последние расчетливые десятилетия, к сожалению, эти слова воспринимаются нами не как единое целое, а, скорее, как два взаимоисключающих понятия. Учитель — профессия сродни сеятелю: что посеешь, то и пожнешь, а доброе семя даст и урожай отменный. Емкое слово «подвижник» звучит очень редко и почти исчезло из нашего устного словаря. Ларису Яковлевну КОНОВАЛОВУ, учительницу Беловодской средней школы № 3, без сомнения можно назвать подвижником.

«Сейте разумное, доброе, вечное» — этим призывом классика, скорее всего, героиня моего очерка никогда не руководствовалась, но так сложилась жизнь, что истоки добра, любви к жизни и бескорыстия навсегда в душах ее многочисленных учеников.

Лариса родилась в одном из отдаленных сел юга Киргизии. Трое детей в семье воспитывались в дружной, творческой атмосфере. До сих пор Лариса Яковлевна безмерно благодарна родителям за их неоценимый вклад в становление ее как личности.

Отец — незаурядный художник-оформитель, привил детям ответственность, организованность, умение достичь поставленных целей. От мамы — талантливой кружевницы и вышивальщицы — Ларисе досталось редкое умение видеть окружающую красоту, терпение и способность из обыденного создать шедевр. Воспоминания о родном доме — одна из самых теплых, трогательных страниц ее жизни.

Учиться девочка пошла в Таш-Тюбинскую школу села Караван (ныне город Кербен Джалал-Абадской области). В классе Лариса была одной из первых — хорошо училась, принимала самое активное участие во всех школьных мероприятиях, обладала и еще одним важным качеством — умением дружить. Верная подруга с детских лет Надежда Петровна Игнатова (в школе — Никитина) до сих пор вспоминает и неиссякаемый задор одноклассницы, и рано сформировавшееся чувство ответственности, и умение оказаться рядом в трудную минуту. Легкий, общительный характер и доброе, открытое сердце — эти качества до сих пор ценят те, кто близко знаком с Ларисой Яковлевной.

После окончания школы девушка поступила в Ошский государственный педагогический институт. Учеба в институте, как и в школе, давалась легко. Лариса стала заводилой во всех студенческих мероприятиях, активно участвовала в них сама. Благодаря общительному характеру и хорошему знанию кыргызского разговорного языка круг ее друзей представлял собой настоящий, по-советски сплоченный интернационал. Девушка с головой погрузилась в кипучую студенческую жизнь: училась легко, успешно, в летние каникулы работала вожатой в пионерских лагерях.

После окончания института преподавала русский язык и литературу в школах: имени Крупской, в родной Таш-Тюбинской и в новой школе им. Боконбаева. Затем за двадцать лет прошла все ступени педагогической и административной школьной работы: учитель, заместитель директора школы, методист районо. Но преподаванию русского языка и литературы по-прежнему отдавала всю душу и щедро делилась с коллегами богатым педагогическим опытом — выступала с докладами на семинарах, вела показательные уроки, ее работы неоднократно публиковались в республиканском журнале «Русский язык и литература в кыргызских школах» и газете «Мугалимдер газетасы».

Когда из Министерства народного образования поступил приказ об открытии классов с углубленным изучением русского языка, вопрос о кандидатуре учителя не стоял. И только с программой министерства в руках пришлось организовывать обучение с нуля — впервые, без пособий и разработок, с чистого листа. Приходилось искать, додумывать, подбирать материалы, составлять сценарии, проводить мероприятия. Вместе с учениками готовили уроки по самым разным темам, проводили викторины, беседы, фестивали русского языка, коллективные просмотры фильмов — экранизаций литературных произведений. Каждый из уроков был интересен, понятен и увлекателен. Лариса Яковлевна помогала ученикам выработать личные жизненные позиции, самостоятельность в мышлении, развивая речь.

Коновалова считает, что учеников необходимо постоянно тормошить, подключать к ежедневным жизненным ситуациям, чтобы не было застоя в их жизни.

Мы буквально горели, жили теми делами школы, которые предлагала нам творческая и деятельная натура нашей дорогой учительницы,

— с благодарностью вспоминают бывшие ее ученицы Нуриля Назарова, Лунара Осмонова, Эркайым Даникулова, Оксана Бабич. Неудивительно, что они выбрали для себя профессию учителя русского языка и литературы, преподают в настоящее время в школах, а в работе и сейчас пользуются богатым арсеналом знаний, методических приемов, которыми в совершенстве владела и передала им любимая учительница.

Преподавательская деятельность Л. Коноваловой по заслугам оценена государством. Среди ее наград — почетная грамота Министерства народного образования, почетные грамоты местных органов. Лариса Яковлевна много лет сотрудничала с журналом «Русский язык и литература в школах Кыргызстана», являясь внештатным научным сотрудником КиргизНИИ педагогики. Публикации ее статей в журнале стали настольными пособиями для нескольких поколений учителей республики.

Тридцать лет назад Лариса Яковлевна покинула родные края и переехала в село Беловодское, недалеко от столицы. Более десяти лет она отдала работе в Беловодской средней школе № 3. Здесь ее послужной список еще пополнился: заместитель директора школы, завуч, учитель русского языка и литературы. В 1993 году она признана «Учителем года».

В 1995 году семья Ларисы Яковлевны, повинуясь духу и требованиям времени, организовала крестьянское хозяйство, и моя героиня со свойственными ей энтузиазмом и оптимизмом выращивала пшеницу и ячмень, ухаживала за коровами, овцами и птицей, вкладывая в этот нелегкий труд душу, силы и время.

Но… Как говорится, бывших учителей, как и милиционеров, не бывает. После двадцатилетнего перерыва Лариса Яковлевна решила вернуться в школу. Пройдя обучение и получив сертификат, она опять в строю — работает учителем русского языка и литературы в Беловодской школе № 3.

Ее нынешние питомцы — малыши из подготовительных и начальных классов. У старшеклассников она ведет и свои любимые предметы — русский язык и литературу. Ее уроки по-прежнему необычны, очень интересны и увлекательны. В поисках нестандартных методов обучения Лариса Яковлевна сама разрабатывает наглядные пособия, придумывает стихи, загадки, ребусы, иллюстрирует тоже сама — у нее незаурядный талант художника.

Кроме того, что она замечательно рисует, природа не обделила ее и даром сочинительства. Сказки «Кузнечик Козу», «Ты — моя подружка», «Домашний двор», написанные с огромным знанием живой природы, с великолепными рисунками издавались самой Ларисой Яковлевной. Эти книги открывают детям неизвестные страницы жизни животных, птиц, растений.

Дети ее — два сына и дочь — каждый по-своему творческая личность. Она очень тонко чувствовала душу и способности своих детей, поэтому и профессии они получили по совету своей мамы.

Старший сын Николай Пышной окончил училище живописи им. С. Чуйкова. Он пишет картины, оформляет иллюстрации к книгам (в том числе и к маминым), выполняет частные заказы. В детстве за талантливые произведения получал призы и награды в конкурсах, проводившихся в журналах «Советская женщина», «Юный художник».

Младший сын Илья Пышной окончил музыкальное училище им. Куренкеева и Кыргызскую национальную консерваторию. Писал стихи и музыку к ним, работал в филармонии. В настоящее время по состоянию здоровья отошел от музыки. Но творческий талант Ильи расширился: он занялся столярным искусством и творит изумительные вещи из дерева. Деревянные часы, сделанные его руками от шестеренки до циферблата, вызывают неподдельное восхищение очевидцев. О художнике рассказали газета «Мегаполис» и республиканский «5 канал».

Дочь Лидия не нарушила семейные традиции: она тоже гуманитарий. Окончив ПИРЯЛ, получила специальность учителя русского языка и литературы.

При такой насыщенной жизни, полной и радостей, и разочарований, Лариса Яковлевна в весьма почтенном возрасте не утратила необыкновенной чистоты души, доверчивости, простоты и искренности в общении с окружающими. Она по-прежнему оптимист, энтузиаст своего дела, заводила в любых начинаниях. У нее все такой же пытливый ум, открытый всему новому, она не утратила интереса к жизни, способности видеть красивое в обыденном, неприметном. Как и прежде, ежедневно, ежечасно отдает частичку души своим маленьким ученикам и твердо верит, что зерна искренности, любви к людям, природе, родной земле дадут добрые всходы.

Счастья и добра вам, учитель и хороший человек!

Ирина ПРОКОФЬЕВА.
Фото из личного архива Л. КОНОВАЛОВОЙ.

Наталья Алексеевна Куликова, героиня нашего очерка, называет имена трех женщин, без которых, по ее мнению, учителем она бы не стала. Нина Алексеевна - первая учительница первоклассницы Наташи. Аврелия Васильевна Кузакова – завуч 75-й школы, преподавшая выпускнице Череповецкого пединститута азы реального вхождения в профессию. Виктория Петровна Лебедева – трудоголик, новатор, педагог с огромным опытом, частицей которого она щедро поделилась с молодой учительницей из-под Вологды.

На самом деле все было предопределено свыше. Просто родилась девочка, а некий «ангел с учительским дипломом» нежно поцеловал ее в макушку. Все школьные годы Наталья Алексеевна не помнит себя без красного галстука. Вначале сама пионерка, позже – вожатая в младших классах. Дети слушались ее не просто беспрекословно, им нравилось это делать. Что-то такое было в характере этой худенькой девочки в очках, что заставляло других пристраиваться рядом и равнять шаг по ее походке.

Наталья поступила в пединститут, училась на «отлично». Как раз в те годы она изобрела формулу «учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться!».

Когда семья Куликовых в 1984 году приехала в Дуброво (муж - офицер), Наталья Алексеевна пришла на работу в СОШ № 75.

Школа была экспериментальная – новый, очень интересный и захватывающий вид деятельности. Можно было самим выбирать программы, учебники. Наталья Алексеевна сокрушается, что в действующие сейчас строгие нормативы обучения не включен ее любимый Петерсон. А тогда, в 80-е, и Петерсон, и методика Эльконина-Давыдова, использующая психологические принципы обучения, давали замечательные результаты. Н.А. Куликова с группой единомышленников и с одобрения В.П. Лебедевой участвовали в создании прогимназии – работали в ней с дошкольниками. А какие придумывали новые школьные предметы, какие наглядные пособия использовали! Скажем, во время уроков на экран демонстрировались слайды. Рукотворные – на прямоугольниках из прозрачной пленки. Наталья Алексеевна рисовала картинки, слова, схемы. Использовалась обыкновенная черная тушь с «необыкновенной» добавкой. Какой - не поверите: сахарным сиропом!

Как Наталья Алексеевна находит время для выполнения еще и обязанностей завуча – непостижимо. Нескончаемый поток отчетов и справок – это все на ней. Не забыть о сохранении здоровья учеников и, хоть это непривычно звучит, учителей. Грамотно составить расписание, продумать организацию динамических пауз, школьных перерывов, разработать схему внеурочной деятельности – тоже ее обязанность. Внеурочная деятельность – это вообще бескрайняя тема для размышлений завуча начальной школы. Найти занятие, которое будут интересным для большинства учеников, очень непросто. Но ведь находит!

Работа представлена как портретный очерк учителя, в основе которого лежит анализ-исследование и изображение профессионального мастерства педагогов, профессиональных секретов, отражающие личностные особенности, с целью распространения его опыта работы, оказания социально-психологического воздействия на читателя, включающего убеждение и эмоциональное вовлечение.

Работа представляет интерес как портретный очерк учителя - жанровая разновидность публицистического портретного очерка, - в центре которого яркая творческая индивидуальность учителя, его неординарный, творческий подход к преподаванию своего предмета, к решению важных педагогических (социально значимых) проблем, его психолого-педагогические приемы, стиль педагогической деятельности, методические открытия, индивидуальная технологию обучения. Автор дает свою оценку, которая имеет социально обусловленный характер.

Цель данного очерка - дать эмоционально-образное представление об учителе, вызывающем интерес, прежде всего в плане его высоких профессиональных качеств, показать человека в профессии, привлечь внимание к неординарной личности педагога, эмоционально воздействовать на читателя, пробудить у него определенные мысли, стремления.

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил,

Писал М. Садовский.

А я хочу рассказать о замечательных педагогах - моих наставниках, с которыми мне посчастливилось работать - это методист РОО и С Кордайского района Головинова Надежда Дмитриевна и завуч СОШГ № 1 школы имени Д. А. Конаева Волошина Нина Даниловна. Почему вдруг?! Столько лет молчала! Да всё потому, что действительно «большое видится на расстоянье».

Уже почти 28 лет, я работаю в Кордайском районе учителем русского языка и литературы, в 1986 году полная амбиций с красным дипломом и на всё со своей точкой зрения приехала из Тараза (Джамбула). Познакомилась с методистом Головиновой Н. Д. сразу же, так как вопросов было больше, чем ответов, ведь после института ничего же не знаешь в оформлении документов, составлении календарных планов. Дитц Ш. Г., (завуч школы) не долго думая, направила меня в РОО со словами: «Там узнаешь всё!» Как же быстро я поняла, что именно Надежда Дмитриевна научит всему тому, что мне надо. И чуть ли не ежедневно я приходила к ней, вспоминаю, что даже и пообедать-то толком не давали мы (как мне сейчас за это стыдно!), у неё в коридоре вечно была толпа учителей русского языка и литературы. Глаголы и наречия… метафоры, эпитеты… плюшкины и чацкие… Булгаков, возвращённые в литературу имена, все это - реальная жизнь.

Я для себя нашла замечательного наставника в этом скромном методисте, а в первую очередь учителе, который ежедневно тихо и добросовестно выполнял свою трудную и такую нужную работу не ради славы и наград, а просто по велению сердца, такого большого и открытого для любого из нас, кто нуждается в её добром слове, участии, совете. О, этот замечательный человек всегда с горящими глазами, очень чистой и открытой душой, педагог с большей буквы разговаривала с нами, как с равными. Так было много лет, я всё ждала, когда же Надежда Дмитриевна глянет на нас с высоты своего Олимпа. Нет, этого не было, хотя достичь её высот в районе не может никто. Комфортно, уютно с нею было всегда, не зависимо от обстановки, а где только ни был её кабинет! В каких чудовищных условиях она только ни работала! Да как работала! Ещё как работала! Сколько работала!

Вспоминаю открытый урок русского языка в школе имени М. Ломоносова. Присутствующих больше, чем учеников. По тем временам, когда наглядные пособия доставались с трудом, готовились своими руками, урок был одним из самых оборудованных в школе. Чего здесь только не было! Карточки с заданиями, иллюстрации к произведениям, таблицы, коллекция диафильмов, проигрыватель - сейчас все это по сравнению с компьютером, проектором и интерактивной доской кажется анахронизмом. Но это было так недавно! И это было так давно! А это было так эффективно. Благодаря педагогическому мастерству Надежды Дмитриевны это работало на все 100%. У нее было чему поучиться каждому учителю-предметнику, не только учителям русского языка и литературы.

Всегда удивляла способность этой женщины находить общий язык с каждым учеником и учителем. Это особый дар, который так ценят ее выпускники, и так хотелось овладеть этим мастерством нам, молодым педагогам, и всем опытным коллегам. Но тогда стремились перенять опыт работы и лишь надеялись:

Быть может, кто-нибудь из нас

Войдет вот так же в школьный класс

И проведет такой урок,

Что все забудут про звонок.

Постепенно, теперь я знаю это точно, она усмирила мою гордыню, убила во мне жёлтого дьявола, заставляющего думать о деньгах, приучила работать на 100%, не думая об оплате. Проводя со мной уроки преданности своему делу, семье, ставя в пример то, что любовь и доброта, мудрость и неравнодушие способны творить чудеса . А в непростое время 90-ых это многого стоит!

Когда с внутренним миром всё было покончено, занялась повышением моей квалификации. Заставила меня обобщать опыт работы по литературе, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах по предмету, выступать перед коллегами на конференциях, проводить брифинги, консультации при подготовке к ЕНТ, да разве всё перечислишь?!

И теперь, когда вспоминаю прошлое, встаёт перед глазами всегда одна картина: выше среднего роста, интеллигентная женщина со вкусом одетая двигается неторопливым шагом, а рядом шустрые, шумные, громкоголосые молодые педагоги заглядывают в рот, чтобы не пропустить ни одного слова, у нас даже и в мыслях не было перебивать или обгонять любимого мастера. Надо сказать, что вокруг Надежды Дмитриевны были всегда учителя, вот уж такой она человек, обладает каким-то волшебным магнетизмом. Её голос тихий, вкрадчивый, кажется, она его никогда не повышает, везде, где бы она не находилась в уютном и не очень кабинете или на улице в шумном центе на празднике, или на площади во время очередной выставки, учителя слушали её рассказы с неподдельным любопытством, чуть ли не открыв рот. Умеет Надежда Дмитриевна привлечь и удержать внимание коллег, потому что разговаривает с нами как с опытными, на равных, бесхитростным, простым языком, всегда честно и искренне. А люди ведь чувствуют любую фальшь, так как слушают не ушами, а сердцем, человека не обманешь. В каждом учителе увидит что то, поддержит, поможет.

Я до сих пор помню 1987 год, когда на августовской конференции вступила в спор с уже седой заслуженной учительницей по поводу использования на уроке теории литературы. Меня там мэтры чуть в порошок не стёрли! Но она встала на мою сторону и потом ещё ни один раз говорила, что у нас в районе появился молодой педагог, понимающий теорию литературы и суть литературного процесса. Через много лет я услышала ещё одну фразу, которая мне очень польстила. В разговоре (не буду говорить с кем), а это стандартная ситуация, когда проявляют недовольство учителем, обвиняя в некомпетенции, Надежда Дмитриевна сказала: отдайте класс Филатенковой В. Н., пусть научит их литературе. Для меня эта фраза стала признанием моего труда как литератора.

Время идет, школа меняется. Но такие учителя, как Надежда Дмитриевна, так нужны именно сегодня, в век реформ образования! Быть может, соединение опыта, мудрости, доброты и душевной красоты и есть то, что спасет мир педагогики?

Предлоги и союзы… Гиперболы, оксюмороны… Раскольниковы и Обломовы… Все это - жизнь Надежды Дмитриевны. Все это - моя молодость. Все это - память об Учителе, о Человеке с большой буквы.

Я очень благодарна Вам, дорогая Надежда Дмитриевна, за всё, что Вы сделали для меня! Теперь я это понимаю точно!

Моя учительская судьба столкнула ещё с одним наставником, правда от которого шарахались в разные стороны практически все педагоги школы. И только спустя 10 лет понимаю, сколько нервов потрачено на нас, сколько здоровья, сил угрохано на неблагодарную по отношению к её заслугам школу! Ведь «большое видится на расстоянье», слишком уж «большое», что вблизи не заметили, не хотели замечать того «большого», что вкладывалось в талантливых педагогов, а с безграмотными Волошина Нина Даниловна не связывалась вообще.

В её команде только тот, кто хорошо знает свой предмет, может понять передовые взгляды в педагогике, освоить Новые технологии, применить их на уроке, внедрить в свой опыт новые приёмы, написать анализ своего труда, проект с учащимися, защитить его на областном и республиканском уровнях, издать свою школьную газету и так далее.

Но как она нас заставляла работать, вы бы видели, как мы упирались, вы бы только посмотрели! Без смеха и слёз сейчас и не вспомнишь! А теперь, деловые, выступаем на уровне областных и республиканских педчтениях, семинарах, конференциях, пишем свои книги и брошюры, всё знаем, умеем, нас ничем не удивишь… А кто нас учил готовить эффективное, яркое, аргументированное выступление на педсоветах, методсоветах, проводить научные конференции?! Справедливости ради хочется сказать, что всегда на всех курсах звучит её имя, когда говорим, что эта Технология у нас в школе уже применяется. Как плохо, что редко сейчас её вспоминают на педсоветах. Но всему своё время, дорогое вино должно быть выдержанным, так и наше понимание приходит с годами. Все постепенно поймут, сколько сделано Ниной Даниловной для школы. Не зря ведь уже давно Юлий Ким сказал:

Мы замечаем не всегда,

Мы замечаем не всегда,

Как много нам забот

И терпеливого труда

Учитель отдает.

Она говорит, что ей в жизни повезло, в школах, где она работала, были очень хорошие педагогические коллективы, только я думаю, что в этом есть и её огромная заслуга. Для себя этот вывод я уже давно сделала, большую роль Нины Даниловны в моей педагогической судьбе отметила. Именно она убедила меня заняться выпуском школьной газеты «Конаевский вестник», под её чутким руководством было выпущено 58 выпусков. Но первый не забуду никогда! Как она его проверяла, возвращала, ругалась! И фраза «Ладно, пойдёт!» прозвучала как самая приятная музыка, целая команда вздохнула облегчённо. Когда набралась опыта, услышала другую фразу: «Как долго я тебя ждала», да и не сразу поняла её, как и герой из фильма «Москва слезам не верит». Работа в газете была для меня очень полезной, я освоила компьютерную грамотность, да и вообще столько приятных воспоминаний. Наш опыт признали даже в областной газете «Знамя труда» и много раз писали о нас, приглашали на 90-летие, а также из АТУ бывали на встрече с нами.

У Нины Даниловны сильный характер. Вся её жизнь - это преодоление сложностей, мне кажется, если их нет, она сама создаёт себе препятствия. Как будто преодоление их - её жизненное кредо. Сама всю жизнь учится и нас заставляет. Постоянно разгадывает кроссворды, сканворды, решает головоломки, всегда у неё какой-то вопрос для обсуждения наготове. Неустанно повторяет: «Не будешь тренировать мозг - засохнет…» Даже не верится, что она уже на пенсии. Но День пожилых людей её не касается! И пусть теперь она не является завучем школы, всё равно пытается внести что-то передовое в нашу жизнь. У неё отличная память, огромное жизнелюбие и жизнеутверждающая позиция. За свою педагогическую деятельность вырастила не одно поколение детей. Её ученики, которым по 40 и более лет, не забывают своего любимого педагога, они частые гости в её доме. Порадовались мы за неё, когда первые выпускники пригласили её в Германию.

Есть ли у Нины Даниловны награды или знаки отличия? Есть, но не так много, как хотелось бы. Она награждена медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник народного просвещения», но самая большая награда - это любовь учеников, которые в любом возрасте останутся для неё мальчишками и девчонками, которых она учила слушать, писать, считать, думать и тихо ходить по коридорам школы. Для учителей первой школы Нина Даниловна всегда будет примером обладания большого опыта, мастерства и уверенности. Она скрупулезно занимается с ребятами, имеет востребованную коллегами методическую копилку, готовит к урокам богатый материал. А в этом году взяла ещё и 5 класс. В роли классного руководителя мы её не видели.

Нина Даниловна и Надежда Дмитриевна - настоящие представители старой школы педагогов, которая всегда идет в ногу со временем. Они были рождены, чтобы стать учителями. Эти женщины даже внешне как-то похожи, всегда сияют добротой, заботой, пониманием. Именно сияют. На таких людей, действительно, хочется равняться.

О, наставники наши и менторы!

Если глянуть на пройденный путь,

Комплиментами и сантиментами

Мы не баловали вас отнюдь.

Мы такие-сякие, порочные,

Огорчаем мы вас без конца.

Но под грубою сей оболочкою

Благодарные бьются сердца.

Над башкою над нашей дубовою

Потрудившись, побившись не раз,

Вы упорной своею любовию

Прочный дуб превратили в алмаз.

И, конечно же, вашими стараниями

Наши свойства и эти, и те

Засверкали различными гранями,

Извините, во всей наготе.

Мы не будем ни льстить, ни задабривать,

Ни за что-то прощенья просить,

Ведь и нам, чай, придется когда-нибудь,

Может, полных кретинов учить.