Презентация на тему мигель де сервантес. Презентация на тему жизнь и творчество мигеля де сервантеса сааведра. Почтовая марка в ссср с изображением сервантеса

Факты биографии


Миге́ль де Серва́ нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes
Saavedra; 29 сентября 1547, Алькала-де-Энарес - 23 апреля
1616, Мадрид) - всемирно известный испанский писатель и
солдат. Прежде всего известен как автор одного из величайших
произведений мировой литературы - романа «Дон Кихот ».
Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго
Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать - донья
Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в
бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении
всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах
его жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о
еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его
творчество.

Военная карьера

Мигель Сервантес участвовал в военных
кампаниях в Италии (был в Неаполе),
Наварино (1572), Тунисе, Португалии, в
морских сражениях (Лепанто, 1571), а
также осуществлял поездки по службе в
Оран (1580-е годы); служил в Севилье

Характер

Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его
так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало
житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных
кампаний, ни из своих произведений. Это была душа
бескорыстная, неспособная добывать себе славу или
рассчитывать на успех, поочередно очарованная или
негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам…
Его видели наивно влюбленным во все прекрасное,
великодушное и благородное, предающимся романическим
грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то
погруженным в глубокое размышление, то беззаботно
веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным
великодушной и благородной деятельности, удивительным и
наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в
своей гениальности».

Сервантес с Дон
Кихотом

Генрих Гейне сказал о «Дон
Кихоте»:

«Сердце моё готово было разорваться, когда
я читал о том, как благородный рыцарь,
оглушённый и весь смятый, лежал на земле и,
не поднимая забрала, словно из могилы,
говорил победителю слабым умирающим
голосом: «Дульсинея Тобосская - самая
прекрасная женщина в мире, а я самый
несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие
не должно поколебать эту истину».

Почтовая марка в СССР с
изображением Сервантеса

в 1604 г. выходит в свет первая часть романа
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»,
имевшая громадный успех в Испании
(в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4
других)
и за границей (переводы на многие языки).

ДОН КИХОТ - герой романа великого испанского писателя Мигеля
де Сервантеса Сааведры (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон
Кихот Ламанчский» (первый том - 1605 г., второй - 1615 г.); он
же - Рыцарь Печального Образа; он же - Рыцарь Львов; он же -
идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу
Добрый.


Немолодой идальго
Алонсо Кихана, житель
некоего села в
захолустной испанской
провинции Ла Манча,
начитавшись рыцарских
романов, воображает
себя странствующим
рыцарем и отправляется
на поиски приключений.
Старой кляче он даёт
звучное имя Росинант,
себя называет Дон
Кихотом Ламанчским, а
крестьянку Альдонсу
Лоренсо объявляет своей
прекрасной дамой
Дульсинеей Тобосской.


В оруженосцы идальго берёт
хлебопашца Санчо Пансу и в
первой части романа совершает
два выезда: принимает
постоялый двор за замок,
нападает на ветряные мельницы
и стада баранов, в которых
видит злых великанов и
волшебников. Родня и
окружающие принимают Дон
Кихота за сумасшедшего, на его
долю достаются побои и
унижения, которые сам он
считает обычными
злоключениями странствующего
рыцаря. Третий выезд Дон
Кихота описан во второй, более
драматичной и горькой части
романа, которая заканчивается
избавлением от безумия и
смертью Алонсо Киханы
Доброго.

Образ героя

О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает
скупо и только в самом начале книги: «Было
нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого
сложения, тощий телом и худощавый лицом».
В своё время Александр Дюма так описал
д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в
восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть
Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна
пятидесяти лет, который устал от странствий и
приключений, но всё ещё готов вступить в бой.
К данному эскизу придётся добавить все те
шишки и тумаки, которые судьба уготовила
идальго в его странствиях: частый голод и
отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра,
выбитые зубы, помятые бока, нелепость
рыцарской амуниции.

Битва с ветряными мельницами

Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный
спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни
одного романа…

Кадр из фильма «Дон Кихот»

Иллюстрации к
роману

В 2002 году, подводя итоги ушедшего тысячелетия, Нобелевский
комитет собрал авторитетное жюри, в которое вошли сто
известных писателей из пятидесяти четырёх стран мира. Их
попросили определить лучшее произведение мировой
литературы. «Книгой всех времён и народов» был назван «Дон
Кихот».


В прошлом году Испания и весь
мир отметили четырёхсотлетие
первой публикации романа
Сервантеса. 23 апреля, в день
смерти Сервантеса, во многих
странах, в том числе и в России,
в переполненных залах
множество людей, сменяя друг
друга, двое суток беспрерывно
читали на разных языках эту
трагикомическую эпопею от
первой строчки пролога:
«Досужий читатель! Ты и без
клятвы можешь поверить, как
хотелось бы мне, чтобы эта
книга, плод моего разумения…»
- до завершающей авторской
росписи-вздоха «Vale». Никакая
другая книга не читается хором
всем миром.

«Счастливо будет то время… когда, наконец, увидят свет
мои деяния, достойные быть запечатлёнными в бронзе,
высеченными из мрамора и изображёнными на полотне на
память грядущим поколениям».

БЕССМЕРТНЫЙ АВТОР БЕССМЕРТНОГО РОМАНА (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА МИГЕЛЯ СЕРВАНТЕСА ДЕ СААВЕДРА) Сервантес вечно жив в памяти людей, так же как живы и бессмертны его герои – рыцарь и оруженосец, по-прежнему странствующие в поисках добра, справедливости и красоты по необъятным равнинам своей многострадальной родины. Ф. Кельин

Первые годы Родился 29 сентября (9 октября) 1547 г. , в городе Алкала-де-Энарес Отец, идальго Родриго де Сервантес Мать - донья Леонор де Кортина

Юношество 1569 – 1570 гг. – служба у кардинала Аквавивы. 1570 – 1575 гг. — служба в испанской армии. 7 октября 1571 г. — сражение при Лепанто.

1575 г. – Сервантес с братом был захвачен алжирскими пиратами 1575 – 1580 гг. – в плену у алжирского повелителя Гассан Паши

Ходатайство отца Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце“ (la Galera del Sol), под командой Каррильо де Кесада» , и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться» . У отца не было средств на выкуп Мигеля, в связи с ранее осуществленным выкупом из плена другого своего сына, также находившегося на том корабле.

Жена и дети Брак с Каталиной де Салазар в 1585 году, когда Сервантесу было 38 лет. У писателя была одна внебрачная дочь - Исабель де Сервантес.

ТВОРЧЕСТВО СЕРВАНТЕСА В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса.

ТВОРЧЕСТВО СЕРВАНТЕСА В 1585 году он выпустил пасторальный роман «Галатея» («La Galatea»). В то же время в мадридских театрах начинают ставиться его пьесы, до наших дней, к сожалению, в подавляющем большинстве не сохранившиеся.

Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады» . В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время высиживает в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.

С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежуток между 1604 и 1616 гг. появились вторая часть «Дон Кихота» , все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда» . Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи.

23 апреля 1616 г. окончилась жизнь Мигеля Сервантеса де Сааведра (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд» .

Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 г. ; на пьедестале латинская надпись: «Мигелю Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов» .

ДОН КИХОТ - герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605 г. , второй - 1615 г.); он же - Рыцарь Печального Образа; он же - Рыцарь Львов; он же - идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый. Имя Дон Кихот в буквальном переводе означает «Дон Набедренник с клочка земли»

Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.

Образ героя О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает скупо и только в самом начале книги: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом» . В своё время Александр Дюма так описал д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна пятидесяти лет, который устал от странствий и приключений, но всё ещё готов вступить в бой. К данному эскизу придётся добавить все те шишки и тумаки, которые судьба уготовила идальго в его странствиях: частый голод и отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра, выбитые зубы, помятые бока, нелепость рыцарской амуниции.

В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.

Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за небольшой промежуток времени рассказать о многом, т.к. основана на ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Вот одно из первых определений, данных этому понятию: "Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за небольшой промежуток времени рассказать о многом, т.к. основана на ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика . Вот одно из первых определений, данных этому понятию: "Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.

Урок литературы в 8-м классе по теме:

"Роман Мигеля Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"

Книга на все времена

Тип урока: комплексное применение знаний

Форма проведения: исследование

Цели:

  • помочь ученикам понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена;
  • совершенствовать умение обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов;
  • развивать способность сопереживать, воображать;
  • развивать умение работать в группах;
  • воспитывать уважение к человеку.

Формулировка конечного результата:

  • развивать навык исследовательской работы
  • уметь отвечать на поставленный вопрос
  • совершенствовать технику чтения

Оборудование: роман Мигеля Сервантеса Сааведра "Дон Кихот";

презентации, созданные группами обучающихся

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Свобода…есть одна из самых драгоценных щедрот,

Которые небо изливает на людей:

с нею не могут сравниться никакие сокровища

Сервантес

Работа над эпиграфом.

Из какого произведения строки, которые стали эпиграфом к нашему уроку?

А что для вас значит свобода? Закончите ассоциативный ряд: Свобода – это…

II. Актуализация знаний.

Назовите книги, героями которых были рыцари…

Что отличает героев этих книг?..(Это люди сильные, мужественные, а в душе – романтики.)

И такой образ стал нам привычным. Сегодня мы продолжим разговор о рыцарях, о романтических героях, обратившись к книге испанского классика Мигеля Де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот» и герою-рыцарю, так не похожему на своих предшественников.

Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа выбрала свои пути решения предложенных задач: БИОГРАФЫ познакомят нас с основными вехами жизни великого романиста. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ должны познакомить нас с историей создания романа, связав ее с фактами из биографии Сервантеса. СОЦИОЛОГИ - должны были провести анкету среди читателей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ - внимательно прочитав текст, отметить особенности, интересные моменты предложенного отрывка из романа.

Слово БИОГРАФАМ

Рассказ о жизни Мигеля Де Сервантеса Сааведра сопровождается созданной ими слайд-презентацией

Слово ЛИТЕРАТУРНЫМ КРИТИКАМ:

Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Сервантеса и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания романа, соотнесенную с жизнью самого писателя…

1. Роман «Дон-Кихот» - самое знаменитое произведение Сервантеса - появился на свет в двух частях с интервалом в несколько лет, первая часть датируется 1605 г., а вторая - 1615-м. Роман сразу завоевал успех, был переведен на многие европейские языки и вот уже четыре века занимает почетное место в сокровищнице европейской классической литературы…

2. Судя по всему, на идею создания Дон-Кихота писателя Мигеля де Сервантеса натолкнул небольшой анонимный рассказик, главный герой которого - крестьянин, в конечном итоге погибающий из-за своей неуемной страсти к чтению эпических поэм. Так и родился “Е1 ingenioso hidalgo don Quijote de ia Mancha” (“Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”) - бедный дворянин, обожающий рыцарские романы. Охваченный безумием, он с головой погружается в мир своих фантазий и, решив стать странствующим рыцарем, отправляется на поиски приключений в обществе жалкой клячи, именуемой Росинантом, и верного оруженосца по имени Санчо Панса.

3. Человек немолодой и близорукий, Дон Кихот постоянно попадает в нелепые ситуации - например, вступает в единоборство с ветряной мельницей, приняв ее за великана… В конце концов он отказывается от героической карьеры и возвращается к нормальной или обычной жизни. История Дон Кихота очень интересна…

Слово СОЦИОЛОГАМ:

Анализ проведённого исследования показал, что

75% респондентов не видят отличий рыцарского романа от романа исторического

80% респондентов не смогли назвать героев изображённых на иллюстрации

65% респондентов слышали о «ветряных мельницах» и догадываются о метафоричности словосочетания

ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ в ходе урока предстояло, прочитав отрывок, ответить на вопросы:

  • Кто же Дон Кихот – чудак или рыцарь?
  • Надо ли быть Дон Кихотом?
  • Есть ли сейчас Дон Кихоты?

Имя нарицательное "донкихот" - у каждого на слуху, но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский", в котором изображен житель "одного села Ламанчского" - пятидесятилетний идальго Алонсо Кихано: страстный любитель рыцарских романов, он возомнил себя странствующим рыцарем и придумал для себя новое имя, которое решил прославить - Дон Кихот. При этом идальго-книгочей никак не принимал в расчет, что "дон" могли приставлять к своим фамилиям только "кабальеро" и "гранды", то есть люди, принадлежавшие к испанской знати, а никак не мелкопоместные дворяне. И все же сеньор Кихано своего добился: имя "Дон Кихот" осталось в веках, а в русскоязычной традиции приставка "дон" даже стала писаться с большой буквы - как часть фамилии! Более того, известность Дон Кихота превзошла известность его создателя. Герой Сервантеса отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, заслонившей своего хозяина. А тем временем, как писал почти век назад испанский философ Х.Ортега-и-Гассет, где-то на небесах Сервантес, творец "Дон Кихота", с печальной улыбкой вслушивается в споры "кихотистов" и "антикихотистов", "ожидая того, кто родится, чтобы понять его".

Роман, пройдя через сознание миллионов читателей, оказал огромное влияние на культуру, на жизнь людей. Одних он увлекал благородством героя, других остерегал от карикатурных его подвигов. Но каждое время обнаруживало в романе свое содержание.

Рефлексия

Назовите героев повествования:

А) Дон Кихот, он же Алонсо Кихана – бедный идальго, т. е. дворянин.

Б) Санчо Панса – оруженосец, недалекий мужичок из соседней деревни, которого Дон – Кихот прельстил обещанием сделать губернатором одного из завоеванных островов

В) Конь Росинант (перевод – бывшая кляча)

С) Дульсинея Тобосская (крестьянка из соседней деревни – дама сердца)

Блиц-опрос

А) Что думает Дон Кихот о Санчо? (Санчо прост, глуповат, но порой рассуждает чрезвычайно остроумно)

Б) Что думает Санчо о Дон Кихоте? (Дон Кихот – безумец, сумасшедший, который порой произносит такие умные речи, что кажется – ему место на кафедре).

Итог исследования:

Звучит фрагмент "Арагонской хоты" русского композитора Глинки.

Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа. Глинка словно воскрешает прошлое, он обращается к давним векам и дает старинному танцу новую жизнь. Точно также Сервантес выбирает своего героя – осколок прежних рыцарских времен.

Следуя замыслу писателя, этот роман – пародия, сатира на рыцарство. Поэтому главный герой – фигура комическая. С другой стороны, перед нами рыцарь, философ, моралист, мудрец. Что делает его таковым? Зачем Дон Кихот решил стать рыцарем? Чтобы возродить рыцарский век, т. к., по его мнению, рыцарь является воплощением человеческого идеала, а сам он последний рыцарь, представитель отжившей эпохи. Это хорошо или плохо? Почему же мы тогда смеемся над героем? Наш смех незлой. Мы ведь смеемся не над тем, о чем мечтает герой, не над его желанием переделать мир и людей в лучшую сторону, а над тем, что с ним случается.

Перечислите яркие, запоминающиеся эпизоды, произошедшие с Дон Кихотом, поступки героя… Выборочное чтение эпизодов глава VIII

Как видим, наш герой никак не соответствует уже сложившемуся знакомому образу рыцаря. Ни внешностью, ни поступками…Дон Кихот потерпел поражение от рыцаря Белой Луны, после чего потерял смысл жизни и впал в глубокую печаль. Вскоре он умер. Ему больше нечего делать на Земле. Сервантес, показав смерть Дон Кихота, пресекает все попытки возрождения рыцарской эпохи, а изображая реальную (Это достигается с помощью вставных новелл, эпизодов, что является своеобразием композиции.) жизнь Испании, убеждает читателей в том, что при этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство просто невозможно.

Рыцарские ЗАПОВЕДИ:

1. Мужество 2.Благородство

3.Честь 4.Щедрость

5.Общительность 6.Утонченность

7.Защищать слабых 8. Служить обиженным

Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны веками, будущему, т. е.

нам с вами. Эти заповеди и делают роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» книгой на все времена

4.Обобщение.

1. Надо ли быть Дон – Кихотом?

2. Символом чего для Дон Кихота является ветряная мельница

(Надо, но только быть реалистом, не сражаться с ветряными мельницами.) Вот таков наш романтический герой!

Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Модно ли быть Дон Кихотом в 21 веке?"

5. Рефлексия.

1. Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?

6. Итоги, обобщение, подведение результатов

Литература к уроку:

1.Сервантес "Дон Кихот"

2. Тургенев И. С., Гамлет и Дон-Кихот (Речь, произнесённая 10 января 1860 на публичном чтении в пользу О-ва для вспомоществ. нужд. литераторам и учёным), «Современник», 1860, I (перепеч. в «Собр. сочин.», т. X, СПб., 1911);

3. Львов А., Гамлет и Дон-Кихот и мнение о них И. С. Тургенева, СПб., 1863;

4.Карелин В., Донкихотизм и демонизм, Критич. исследование, СПб., 1866;

В. Карелина, изд. 4-е, СПб., 1893;

5.Евлахов А., К трёхсотлетию «Дон-Кихота», «Мир божий», 1905, V (ср. заметку Л. Шепелевича по поводу этой ст. в «Образовании», 1905, VII);

6.Белинский В. Г., Тарантас. Сочин. гр. В. А. Соллогуба, «Собр. сочин.», под ред. Иванова-Разумника, т. II, СПб., 1913, стр. 966 (блестящая характеристика Дон-Кихота и донкихотизма); Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?


СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616), испанский писатель. Пасторальный роман "Галатея" (1585), патриотическая трагедия "Нумансия", "Назидательные новеллы" (1613), "Новые восемь комедий и интермедий" (1615), любовно-приключенческий роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" (опубликован 1617). Главное произведение — роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Дон Кихот", ч. 1, 1605, ч. 2, 1615), в котором органически сочетаются реализм, героика и романтика — одно из выдающихся сочинений эпохи Возрождения, оказавшее большое влияние на мировую культуру. Пародируя рыцарский роман, Сервантес дал широкую картину жизни Испании, трагикомически изобразил мир непрактичного духа и бездуховной практики. Образы странствующего рыцаря Дон Кихота и его оруженосца Санчо Пансы стали нарицательными.

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (29 сентября 1547, Алькала де Энарес — 22 апреля 1616, Мадрид), испанский писатель, классик мировой литературы, выдающийся мастер позднего Возрождения, создатель "Дон Кихота", к которому восходит одна из основных линий развития новоевропейского романа — "роман сознания" или "метароман".

На пути к "Дон Кихоту"

Мигель де Сервантес (происхождение фамилии Сервантеса — "Сааведра", стоящей на титулах его книг, не установлено) родился в семье лекаря-хирурга Родриго де Сервантеса из Кордовы, возможно, выходец из мосарабов. Мать Сервантеса звали Леонор де Кортинас.

Семья Сервантеса часто переезжала из города в город, поэтому будущий писатель не смог получить систематического образования. Возможно, в 1566-1569 Мигель обучался в мадридской городской школе у известного гуманиста грамматика Хуана Лопеса де Ойос, последователя Эразма Роттердамского.

В 1569, после уличной стычки, закончившейся ранением одного из ее участников, Сервантес бежал в Италию, где служил в Риме в свите кардинала Аквавивы, а затем завербовался в солдаты. 7 октября 1571 принял участие в морской битве при Лепанто, был ранен в предплечье (его левая рука на всю жизнь осталась бездействующей). Принял также участие в ряде других морских экспедиций, в том числе в Тунис. В 1575, имея при себе рекомендательное письмо от Хуана Австрийского, главнокомандующего испанской армией в Италии, отплыл из Италии в Испанию. Галера, на которой находились Сервантес и его младший брат Родриго, была атакована алжирскими пиратами. Сервантес провел в алжирском плену пять лет. Только в октябре 1580, после того как он был выкуплен монахами-тринитариями, вернулся на родину.

С конца 1580 до 1587 жил в Мадриде, в Толедо и в селении Эскивиас, близь Толедо, откуда была родом Каталина де Паласиос: Сервантес вступил с ней в брак в декабре 1584 (в том же году у Аны Франки де Рохас родилась внебрачная дочь Сервантеса — Исабель де Сааведра, жившая после смерти матери в доме отца). Став отставным солдатом, занялся сочинительством пьес, не имевших успеха на сцене (из ранних драматических опытов Сервантеса сохранились трагедия "Нумансия" и "комедия" "Алжирские нравы"). Публикация пасторального романа "Галатея" (1585) принесла писателю известность, но не достаток.

Рождение "Дон Кихота"

В 1587 переезжает в Севилью, где живет до 1600, проводя большую часть времени в разъездах по андалусийским селам и городам в качестве комиссара по закупке провианта для королевского флота, а затем — сборщика податей. В 1592 в селении Кастро дель Рио неподалеку от Кордовы Сервантеса ненадолго заключают в тюрьму, обвинив в совершении недозволенной закупки. В 1597 оказывается в заключении в севильской тюрьме сроком на семь месяцев по обвинению в растрате казенных денег (банк, в котором Сервантес хранил собранные подати, лопнул). Во время одного из пребываний в темнице (скорее всего, первого), по собственному признанию писателя, в его воображении возник образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать рыцарские подвиги в подражание героям любимых книг. Первоначально это был замысел новеллы. В процессе работы над ней перед автором открылись романные перспективы развития сюжета о Дон-Кихоте.

Сервантес создавал "Дон Кихота" на протяжении многих лет. О жизни Сервантеса в период 1600-1604 гг., то есть о годах наиболее интенсивной работы писателя над будущей первой частью романа, известно немного. Установлено, что, покинув Андалусию, писатель перебрался в Кастилию и жил в Эскивиасе и в Толедо.

Летом 1604 поселяется в Вальядолиде (тогдашней столице Испании) и ведет в Мадриде переговоры с книготорговцем Роблесом об издании завершенного к тому времени романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Первоначально "Хитроумный идальго" был отпечатан в Вальядолиде в конце 1604 небольшим тиражом с указанием даты издания "1605". Весной 1605 в Мадриде, в типографии Хуана де ла Куэста был отпечатан второй тираж editio princeps. Об успехе романа свидетельствует то, что в том же году появляется его второе издание, содержащее целый ряд расхождений с первым, он дважды переиздается в Лиссабоне и один раз в Валенсии. Дон Кихот и Санчо Панса как персонажи карнавальных шествий появляются на улицах испанских городов и даже в колониях (в столице Перу Лиме).

Последнее десятилетие

В 1606 (или 1608?) Сервантес с семейством, включающим его двоих сестер и Исабель де Сааведра, вслед за королевским двором переезжает в Мадрид. В последнее десятилетие жизни он создает большую часть повестей, вошедших в сборник "Назидательные новеллы" (1613), сочиняет стихотворную литературную сатиру "Путешествие на Парнас" (1614), пишет новые и частично перерабатывает старые пьесы, собрав их в книгу "Восемь комедий и восемь интермедий" (1615), продолжает работу над начатым еще в 1596 авантюрно-сентиментальным романом "Странствия Персилеса и Сихизмунды", наконец, приступает к написанию второй части "Дон Кихота", скорый выход которой обещает читателю в прологе к "Назидательным новеллам".

В 1614 — в разгар работы над ней Сервантеса — появляется подложное продолжение романа, принадлежащее перу анонима, скрывавшегося под псевдонимом "Алонсо Фернандес де Авельянеда". В Прологе к "Лже-Кихоту" содержались грубые выпады лично против Сервантеса, а его содержание демонстрировало полное непонимание автором (или авторами?) подделки всей сложности замысла оригинала. В "Лже-Кихоте" содержится ряд эпизодов, сюжетно совпадающих с эпизодами из второй части романа Сервантеса. Спор исследователей о приоритете Сервантеса или анонима не может быть разрешен окончательно. Скорее всего, Сервантес специально включил во вторую часть "Дон Кихота" переработанные эпизоды из сочинения Авельянеды, чтобы еще раз продемонстрировать свое умение превращать в искусство малозначительные в художественном отношении тексты (аналогично его обращение с рыцарской эпикой).

"Вторая часть хитроумного кабальеро Дон Кихота Ламанчского" издана в 1615 в Мадриде в той же типографии, что и "Дон Кихот" издания 1605. Впервые обе части "Дон Кихота" увидели свет под одной обложкой в 1637.

Незадолго до смерти писатель перебрался в Мадрид. Находясь на смертном одре Сервантес диктует пролог к своему любимому спешно законченному роману "Странствия Персилеса и Сихизмунды", опубликованному уже после смерти автора в 1617. За несколько дней до смерти писатель постригся в монахи. Был похоронен за счет францисканского ордена в одном из его монастырей. Точное место упокоения Сервантеса неизвестно. Памятник выдающемуся писателю был поставлен в Мадриде только в 1835.

"Дон Кихот" как художественное целое

Мировоззрение Сервантеса складывалось под влиянием различных течений европейской гуманистической мысли (неоплатонизма, неостоицизма, натурфилософии). Особое влияние на создателя "Дон Кихота" оказал "эразмизм" или "христианский гуманизм" — учение Эразма Роттердамского, критиковавшего нравы католического клира и обрядовую сторону католицизма, которым автор "Оружия христианского воина" противопоставил внутреннюю духовную работу человека над собой, личностный путь к Богу и раннехристианский идеал человеческого общежития в любви и вере, воплощенный в символе "мистического тела Христова".

Сервантес, писавший "Дон Кихота" в эпоху католической Контрреформации, в годы полного запрета "эразмизма", зашифровывает идеал всеединства в образах, восходящих к рыцарским романам высокого Средневековья (отсюда — метафорическое отождествление на страницах "Дон Кихота" "мистического тела Христова" и "тела" странствующего рыцарства). Одновременно христианско-гуманистическая утопия переводится творцом "Дон Кихота" на язык карнавально-площадных действ и праздничных ритуалов, относящихся к разным временам года: Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса выступают как воплощения Поста и Масленицы, а их первые два выезда спроецированы на цикл летних празднеств, включая День Тела Христова (праздник, посвященный таинству причастия и имеющий ярко выраженную площадную сторону) и праздник "первого снопа" (Дон Кихота молотят "как сноп", Санчо характеризует обрушивающиеся на них побои как "сбор урожая странствующего рыцарства", а своего рода эмблематической заставкой книги является битва героя с ветряными мельницами). В контексте жатвенного ритуала избиения, сопровождающие героев романа на их пути, получают сакральное оправдание. Смех, звучащий на страницах романа, — это не злой, издевательский хохот толпы, а праздничный ритуальный смех, развенчивающий и утверждающий одновременно. Сервантес, использовав опыт площадного театра, создал образ оруженосца Дон Кихота Санчо Пансы. Непосредственное же влияние на возникновение сервантесовского замысла оказала анонимная "Интермедия о романсах" (1590-91?), герой которой Бартоло, помешавшийся на их чтении, отправляется совершать героические подвиги. Разворачивая бурлескную, комическую "одноходовую" ситуацию интермедии в прозаическое повествование, ведущееся от лица автора-ирониста, Сервантес обнаруживает преимущества остраненно-косвенного иносказательно-иронического изображения приключений героя, пародирующего своим обликом, языком и действиями облик, деяния и язык героев рыцарской эпики. Преследуя цель осмеять и тем самым дискредитировать в глазах читателя рыцарские романы, о чем прямо заявлено в Прологе к первой части, автор "Дон Кихота" создает не литературную пародию как таковую (самое слово "пародия" он нигде не использует), а радикально новый тип повествования. Трансформируя мотив карнавальной "свихнутости" героя в его сакральное безумие, восходящее к посланиям апостола Павла, писавшего о единоверцах как о безумных "Христа ради", Сервантес представляет "рассудительное сумасшествие" Дон Кихота как особое состояние сознания человека, находящегося в положении читателя созидаемого им в процессе чтения текста. Это открывает писателю-романисту путь к изображению самой структуры сознания героя. Интерпретация "Дон Кихота" как пародии на рыцарский эпос правомерна по отношению к его отдельным эпизодам, мотивам и образам, к некоторым повествовательным приемам, используемым автором, но не может охватить роман Сервантеса как новаторское жанровое целое, основанное на совмещении и согласовании множества жанровых традиций. Процесс рождения и становления самосознания героя как жанрообразующая тема романа выходит на первый план в "Дон Кихоте" 1615 года. Особую роль во второй части играет Санчо, образ которого начинает конкурировать по значимости с образом его господина. В основе развития сюжета второй части лежит изобретательная выдумка Санчо, который, вполне освоив стиль мышления своего хозяина, внушает ему, что крестьянка на ослице, встреченная ими на дороге, и есть Дульсинея, превращенная в уродливую поселянку злыми волшебниками. В ряду ключевых эпизодов второй части (встреча Дон Кихота со странствующими актерами, с рыцарем Зеленого Плаща, спуск Дон Кихота в пещеру Монтесиноса, кукольное представление в балаганчике Маэсе Педро, полет Дон Кихота и Санчо на Клавиленьо и др.) особое место занимает рассказ о правлении Санчо на Острове Баратария. В нем Санчо демонстрирует всю глубину своей карнавально-шутовской "дурацкой мудрости", контрастно дополняющей "мудрое безумие" Дон Кихота. В финале второй части, в момент смерти Дон Кихота-Алонсо Кихано, образ Санчо приобретает особую символическую значимость: он воплощает бессмертие народа, его неумирающее телесное целое и становится (по точному наблюдению М. де Унамуно) духовным наследником своего господина, живым носителем донкихотовского отношения к миру. Сервантес представил драматическое положение человека в мире, утратившем средневеково-ренессансную патриархальную цельность и гармонию, единство "слов" и "вещей"
, "духа" и "материи", помысла и деяния. Реальность в "перспективистской" композиции "Дон Кихота" оказывается раздробленной во множестве индивидуальных точек зрения, в игре "мнений" и "суждений, что открывает простор для самых разных трактовок сервантесовского романа.

Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев.

В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар.

В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

Через два года после женитьбы он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha").

В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.

В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 году - вторую часть "Дон-Кихота".

Роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda") Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.