Русская культура конца 19 начала 20 в. Урок по истории.11-й класс. "Русская культура конца XIX - начала XX века". Влияние XVIII столетия

Разделы: История и обществознание

Цели урока : сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена «Серебряного века». Показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве, способствовать воспитанию у школьников чувства прекрасного; нравственных, эстетических качеств.

Вид урока: презентация.

Оборудование: видео и DVD фильмы, альбомы по искусству, пластинки с записями Качалова, портреты деятелей искусства и науки того времени.

Основные понятия : декаданс, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План подготовки и проведения урока:

Этапы работы Cодержание Деятельность учащихся Деятельность учителя

Подготовительный

Определение темы, цели, задачи.

Обсуждают предмет с учителем и получают необходимую информацию, устанавливают цели.

Мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

Планирование.

Определение источников информации.

Определение способов сбора и анализа информации.

Выстраивание проблематики темы:

Духовное состояние русского общества: утрата старых и поиск новых жизненных ориентиров,

Русская философия в поисках нового идеала,

Литература: новые поэтические течения,

Особенности русской живописной школы н.20 в.

Музыка: отличие художественных традиций 19 и 20 в.

Планирование презентации

Вырабатывают план действий, формулируют задачи.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Реализация.

Учащиеся посещают библиотеки, знакомятся с научными статьями, справочным материалом, посещают Амурский театр драмы «Вишнёвый сад», слушают стихи поэтов Серебряного века в исполнении артистов театра, слушают грамзаписи Качалова, Шаляпина и т.д.

Решение промежуточных задач, накопление материала.

Руководит деятельностью, наблюдает, советует.

Результаты и выводы

Анализ информации: на данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой «духовный кризис или духовный подъём». Учащиеся в ходе презентации намереваются отстаивать свою точку зрения.

Анализируют информацию.

Наблюдает, советует.

Представление.

Презентация с элементами дискуссии.

Отчитываются, обсуждают результаты

Учитель истории - ведущий - слушает, задаёт вопросы.

Учителя литературы, музыки, МХК, ИЗО входят в состав групп в качестве рядовых участников.

Оценка результатов в целом.

Обсуждение.

Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения результатов деятельности.

Оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчёта.

Ход урока: ученики сидят полукругом лицом друг к другу.

Оформление: серебряный век русской культуры: духовный кризис или духовный подъём?

Каждый день по ложке керосина
Пьём отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет как скотина.
С.Чёрный

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
А.Блок

В те годы дальние, глухие в сердцах царили сон и мгла.
Победоносцев над Россией простёр совиные крыла.
…И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…

Учитель истории: «Минувшее проходит предо мною. Грядущее проходит предо мною. На грани двух столетий. На переломе двух миров», - сказал А.С.Пушкин словами своего героя Пимена.

Закончился 19 век и начинался век 20. Несколько десятков лет по их хронологической длительности время не такое уж большое. Историк привык иметь дело со столетиями, с тысячелетиями. Но исторически весомо не число лет или десятилетий, а значение свершившихся в это время событий.

Называет тему урока и ставит задачу: Почему Серебряный век? Ведь этот период полон неясностей, противоречий, исканий? Обращается к эпиграфу. Два поэта, живущие в один и тот же исторический отрезок времени. Откуда такая разница в ощущении жизни? И наша задача сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не просто ответить на вопрос «почему Серебряный век? Мы должны поговорить о состоянии российского общества, которое отражено кризисом или духовным подъёмом.

Давайте вспомним, каким был мир в начале 20 века. Попробуем дать оценку эпохе.

Учитель истории: начало 20 века – переломное время в жизни России. В политической, экономической, а, следовательно, и в духовной жизни. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности.

Содержание выступления второй группы : какие настроения господствовали в российском обществе того периода? Растерянность, тревожное чувство – надвигающаяся война. Нарушение гармонии между человеком и природой. Стандартизация. Рационализм. Индивидуализм. Секуляризация сознания. Процесс переосмысления проблем человечества затронули философию, науку, литературу, искусство. Вступление России в новую эпоху сопровождались поисками идеологии, способной не только объяснить происходящие перемены, но и наметить перспективы развития страны. Наиболее популярной философией был марксизм (что такое марксизм? Почему в России он имел благодатную почву? – Россия- «догоняющая» страна, бурное развитие капитализма – резкие противоречия. Идеи равенства импонируют русскому характеру, склонному к мессианству).

Учитель истории: Однако после революции 1905 года часть русской интеллигенции разочаровалась в марксизме, в признании первенства материальной жизни над духовной. В 1909 году вышел сборник статей «Вехи», подготовленный известными философами Бердяевым, Струве, Франком, Булгаковым. Авторы предъявили жестокий счёт русской интеллигенции, обвинив её в приверженности устаревшим философским учениям 19 века, в нигилизме, низком правосознании, в отрыве от народа, в забвении русской истории. Вот эти черты, по мнению авторов «Вех», поставили страну на грань национальной катастрофы (революции). Поэтому они считали, что преобразования в стране нужно начинать с выработки новых религиозно-нравственных идеалов. Что своеобразие духовной жизни России ведёт к самобытному историческому пути России. Наиболее выпукло характер русского общества н.20 века отразился в русской художественной культуре Серебряного века.

Итак, литература.

на перевале времён, предчувствие великого слома ощущалось буквально во всём, русская культура расцвела. Этот короткий, как всякое цветение, отрезок эпох с начала 1890-х годов до середины 1910-х принято называть Серебряным веком. Это звучное название родилось по аналогии с популярным определением «Золотой век русской литературы» (почему «Золотой» Главные темы – гражданственность, свободолюбие, патриотизм, грандиозность, актуальность).

Учитель литературы: Но пушкинская гармония недостижима. Стремительно менялись теории, имена, направления. «Серебряный век» объединил самых разных поэтов, художников, артистов, музыкантов, философов в попытке найти некий новый сплав творчества и жизни.

Содержание выступления третьей группы: Именно в культуре виделось спасение мира, сотрясаемого техническими новациями и социальными взрывами. Кризис в стране отразился в многообразии литературных направлений. Зачинателями стали поэты – символисты ( Первоначально символизм принял форму декаданса (. Использовали цветовую символику: чёрный – траур, смерть. Синий – уединение, печаль, магическое значение. Жёлтый – предательство, измена. Серый – пыль, цвет налёта.

Поэты – символисты (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов) Бальмонт, Гиппиус, Сологуб, Белый, Блок.

О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся воплотить
Пусть дышит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне.

Быть может юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне6
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - добра и света.
Он весь – свободы торжество.
А.Блок.

Стихотворение «О доблести, о подвиге, о славе»

(Грамзапись В.И.Качалов, актёр русского театра, н.20 в. несравненный голос артиста).

Беседа: стихи с мыслями о России, о своей великой крёстной муке перед ней. Об одиночестве, горечи разлук, о потерянном счастье. Слова-символы. Как они связаны с основной мыслью стихотворения.

Поэты уходят из жизни, но остаётся бесценный дар – их стихи. Блок умел жить грядущим, умел узнавать приметы будущего в окружающем и поэтому опережал время.

Оппонентами символистам выступали акмеисты (определение, содержание, происхождение). Поэты-акмеисты: Гумилёв, Мандельштам, Городецкий, Ахматова. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов)

Рассказ о творчестве А.Ахматовой. (или другом поэте данного направления).Её поэзия вернулась к нам сегодня во всей первозданной чистоте и незамутнённой светлой цельности.

Стихотворение «Ты всегда таинственный и нежный».

Беседа: стихи о земных радостях и печалях. При помощи каких средств автор выражает любовь?

Футуризм (определение, содержание, происхождение). Их стихи отличались повышенным вниманием к форме стихосложения; язык документа, плаката, афиши. Северянин, Хлебников, Маяковский. (демонстрация портретов с комментариями и чтением стихов).

Были поэты вне групп, Бунин, Саша Чёрный, Кузьмин, Цветаева.

Рассказ о творчестве М.Цветаевой (или другом поэте данного направления).

Кто создан из камня, кто создан из глины,
И я – серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я – бренная пена морская. (и другие стихи)

Стихи М.Цветаевой современны, популярны. Их читают, их поют. Аудиозапись А.Пугачёвой «Уж сколько их упало в эту бездну».

Итог блока литературы: Всех поэтов Серебряного времени связывает одно: они писали о своей любимой, прекрасной Родине с её сложностями. Они проложили тропу к современной литературе. И все поэты- наши современники обращаются к их творчеству.

Учитель истории: Эта «новая красота», эти поиски новой формы нашли своё отражение в живописи к.19 – н.20 века. Каковы же особенности русской живописной школы «Серебряного века»?

Учитель ИЗО: Символизм как явление был характерен и для России н.20.в. Крупнейшие среди них - Врубель, Петров-Водкин.

Рассказ о творчестве М.А. Врубеле (демонстрация репродукций «Демон сидящий», «Демон поверженный»). Особенность изображения, манера художника – резкий, ломающий штрих, пересекающиеся грани, эмоциональные цветосочетания. Врубель в символической форме выдвигает образ героя-бунтаря, отверженного пророка.

В этом же направлении творчество К.Петрова-Водкина (рассказ о творчестве). Репродукция «Купание красного коня». Беседа. Предполагаемые символы: красный цвет – надвигающаяся революция, цвет жизни, борьбы ).

Рассказ и фрагмент видеофильма о творчестве Шагала. Приёмы кубизма, техника народного лубка. «Я и деревня».

Наряду с этим возникает новое течение – абстракционизм (определение, содержание, происхождение) , который нашёл наибольшее отражение в творчестве Кандинского. Фрагмент видеофильма.

Учитель ИЗО: Анализируя творчество художников данного периода, скажите, это творческий кризис или творческий подъём?

Учитель истории: Мы говорим о поэзии в литературе, о созвучности в живописи. Теперь обратимся к поэзии звуков и попытаемся определить, были ли у русских композиторов к.19 – н.20 века такие же творческие искания и трудности, какие мы увидели в живописи и поэзии.

Что принёс в музыку 20 век? Фрагменты произведений. Беседа: назовите имена композиторов 19 века. Какое общее название применяют к ним. Какие произведения мы называем классическими. Что характерно для творчества композиторов к.19 века. Что принёс в музыку 20 век. Все те же течения, которые вы называли в литературе. Это были разные направления, часто вступающие в противоречие друг с другом.

Учитель истории:

Исторический парадокс состоит в том, что свобода и многоцветье художественной жизни тех лет служат одновременно и подтверждением силы российской культуры, и подтверждением слабости искажённого сознания части образованного российского общества. В тех конкретных социально-психологических условиях культура не могла поддерживать общественное равновесие, но не она в этом виновата. Она оставила такие шедевры, которыми мир восхищается сегодня. Этот социокультурный феномен вошёл в историю под названием «Серебряного века» русской культуры.

"Серебряный век" русской культуры (конец XIX – начало XX века)

Культура рубежа XIX – начала XX в. развивалась под влиянием традиций предшествующего периода развития русской культуры. Вместе с тем на ее развитие наложили свой отпечаток те процессы и преобразования, которые происходили в политической, экономической и социальной жизни страны в начале XX в. Сложность и противоречивость исторического развития России в начале XX в. обусловили многообразие форм историко-культурного процесса. Вступление в индустриальную стадию развития, углубляющийся цивилизационный разлом в обществе, революция 1905–1907 гг. и последующие за ней события напрямую отразились на развитии русской культуры.

Развитие капитализма потребовало нового уровня образования в стране. К началу XX в. в России сложилась многоуровневая система образования, которая включала начальное образование, среднее и среднее специальное образование и высшее образование. В 1905 г. существовало 43 тыс. церковно-приходских школ, 28,2 тыс. земских начальных училищ. В начальных школах народного просвещения обучалось 6 млн человек. В общей сложности в 1911 г. обучалось 33% мальчиков и 14% девочек школьного возраста. Грамотность среди населения выросла с 21% в 1897 г. до 30% в 1918 г. Министерство народного просвещения подготовило проект закона "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", однако силу закона он так и не принял.

К системе среднего образования относились гимназии, реальные и коммерческие училища. Кроме того, существовали средние специальные учебные заведения по отраслям: промышленные, технические, железнодорожные, горные и др.

В связи с индустриальным развитием остро встал вопрос о подготовке инженерно-технических кадров. В изучаемый период численность студентов выросла в 2,5 раза. Высшая школа к 1917 г. насчитывала 124 вуза, где обучалось 130 тыс. студентов. В 1911 г. закон о высшем женском образовании уравнял в профессиональных правах женщин, имеющих диплом о высшем образовании, с мужчинами. В начале XX в. существовало около 30 женских высших учебных заведений. Появился новый тип высших учебных заведений – частные институты и высшие курсы, например Университет А. Шанявского, Психоневрологический институт В. Бехтерева, Высшие курсы П. Лесгафта, Высшие женские сельскохозяйственные курсы и др.

Дальнейшее развитие получило народное просвещение и культурно-просветительская работа. Основными центрами просвещения народа были воскресные школы, рабочие курсы, просветительские рабочие общества, народные дома, народные университеты. Распространению просвещения и грамотности среди населения способствовала издательская деятельность А. С. Суворина, И. Д. Сытина, A. М. Горького. По числу издаваемых книг Россия занимала третье место в мире.

Дальнейшее развитие получила российская наука: Η. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский проявили себя в области разработки теории самолетостроения и космонавтики; B. И. Вернадский, И. П. Павлов, И. И. Мечников – в области естественных наук. И. П. Павлов, И. И. Мечников стали первыми российскими лауреатами Нобелевской премии. В области гуманитарных наук большой вклад в развитие истории внесли В. О. Ключевский, Π. Н. Милюков, Μ. Н. Покровский; в области философии – В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, В. В. Розанов.

Новым явлением в культурной жизни общества стало кино. В 1896 г. прошла первая демонстрация кинофильма в России, а к 1916 г. в России насчитывалось уже около 4000 кинотеатров. В 1907 г. были созданы кинофирмы A. А. Ханжонкова, А. О. Дранкова.

В литературе были продолжены традиции русского реализма XIX в. в творчестве Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. М. Горького. Вместе с тем в начале XX в. зародилось модернистское течение в литературе в различных его проявлениях: символизме (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. А. Блок); акмеизме (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Кузмин); футуризме в различных его проявлениях (эгофутуризм, кубофутуризм), отрицавшем предыдущий этап развития русской культуры (И. Северянин, B. В. Маяковский, В. В. Хлебников, 11. Бурлюк); натурализме (Μ. П. Арцыбашев). Крестьянская тема нашла свое отражение в поэзии Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Начало XX в. стало временем творческого подъема в изобразительном искусстве. Этому способствовало влияние сложившейся национальной традиции в изобразительном искусстве, поиск новых художественных форм и направлений русских художников начала XX в., влияние западно-европейского искусства. В живописи традиции русского реализма нашли отражение в творчестве С. В. Иванова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. А. Коровина. В историко-бытовом жанре работали художники А. П. Рябушкин, А. В. Васнецов. Религиозно-философские искания отразились в творчестве М. В. Нестерова. Новыми течениями в русской живописи стали импрессионизм (В. А. Серов, К. А. Коровин); символизм (В. Э. Борисов- Мусатов, М. А. Врубель); примитивизм (Μ. Ф. Ларионов, II. С. I ончарова). Накануне Первой мировой войны в русском изобразительном искусстве зарождается абстракционизм (К. С. Малевич, В. В. Кандинский).

Создаются творческие организации, объединявшие русских художников по направлениям "Мир искусств" (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере); "Союз русских художников" (И. Э. Грабарь, Ф. А. Малявин, К. Ф. Юон); "Голубая роза" (П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян); "Бубновый валет" (И. И. Машков, Π. П. Кончаловский, Р. Р. Фальк); "Ослиный хвост", "Мишень" и др.

Большой интерес представляет творчество художников, объединившихся вокруг журнала "Мир искусств" и работавших в различных жанрах живописи, книжной графики, оформлении театральных декораций. Заслугой художников этого направления стало знакомство современников с творчеством русских художников-портретистов XVIII в.

В архитектуре начала XX в. модернизм проявился в неорусском стиле (А. В. Щусев, Ф. О. Шехтель, В. М. Васнецов); неоклассицизме (И. А. Фомин). В скульптуре нашло отражение влияние импрессионизма в творчестве Π. П. Трубецкого, А. С. Голубкиной, С. Т. Коненкова.

На начало XX в. приходится рассвет театрального искусства. В 1898 г. был открыт МХАТ, основанный К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. В 1904 г. в Петербурге открывается театр В. Ф. Комиссаржевской, а в 1915 г. Е. Б. Вахтангов основывает театр в Москве, ныне носящий его имя. Наряду с Мариинским и Большим театрами появляется частная опера С. И. Мамонтова, С. И. Зимина. Русское театральное оперное искусство получает признание в Европе. Этому способствовали "Русские сезоны" С. П. Дягилева в Париже. Мировое признание получают оперные певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, балерина А. Павлова. Большой вклад в развитие русского балета внес Μ. М. Фокин.

Традиции русского реализма в музыкальном искусстве получили продолжение в творчестве Н. А. Римского-Корсакова. Вместе с тем влияние модернизма на музыкальное искусство нашло выражение в творчестве С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, А. Н. Скрябина.

Развитие русской культуры начала XX в. продолжило традиции, а также отразило творческие искания русской интеллигенции, что дало развитие новым направлениям и формам в литературе и искусстве.

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

«Конец века» - «fin de siecle» особое состояние мира и человека на рубеже XIX и XX веков. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире..Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующего конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи.

Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А.Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. , Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 22 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная - с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Выражение и название "серебряный век" придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...".

Особым явлением этого периода стало появление большого количества художественных объединений, которые возникали вокруг каждой выставки, вырастали из кружков, группировались вокруг литературных, художественных публичных периодических изданий, меценатов.

Самыми крупными объединениями этого периода рубежа XIX - XX веков стали «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и «Бубновый валет». СИНТЕЗ ИСКУССТВ - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека.

Литература.Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова).

Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911).

Происходит зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду.

Символизм. Русский символизм был тесно связан с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий. Русский символизм пережил три волны. Выступления 80-90г. Н. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гипиус отразили декадентские тенденции времен кризиса либеральных и народнических идей. Символисты воспевали "чистое", таинственный мир нереального, им близка была тема “стихийного гения”. Внутренний мир личности являлся показателем общего трагического состояния мира, в том числе “страшного мира” российской действительности, обреченную на гибель; и в тоже время предощущением близкого обновления.

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Модернизм (авангардизм) в русской поэзии был представлен творчеством футуристов. В России футуризм как течение существовал как течение, примерно, с 1910 по 1915г.

Судьба русского футуризма похожа на судьбу символизма. Но были и особенности. Если для символистов одним из центральных моментов эстетики была музыка (на стихи Блока, Брюсова, Сологуба, Бальмонта композиторы Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создавали многочисленные романсы), то для футуристов – линия и свет. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно почти все поэты-футуристы известны как неплохие художники – В.Хлебников, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых.. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, В.Кандинский, Н.Гончарова и М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Театр . Театр в эти годы - общественная трибуна, где поднимались самые острые вопросы современности, и вместе с тем творческая лаборатория, широко открывавшая дверь эксперименту и творческим исканиям. К театру обращались крупные художники, стремившиеся к синтезу разных видов творчества. Работы выдающихся театральных режиссеров.(МХАТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко - основатели психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения). В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

Кино. Становление русского кино шло сложнее так, как в России не было собственного производства аппаратов, пользовались импортными, преимущественно из Франции. Балаганы сменялись стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт. Кинематограф пользовался популярностью всех, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д.

Скульптура Пути развития русской скульптуры конца 19-начала 20 века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работает блестящая пплеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев.

Архитектура в России, в условиях монополистического развития капитализма она стала сосредоточением острых противоречий, что привело к стихийной застройке городов, что нанесло ущерб градостроительству и превратило крупные города в монстры цивилизации. Высокие здания превратили внутренние дворы в плохоосвещаемые и проветриваемые колодцы. В тоже время появляются промышленные архитектурные сооружения – заводы, фабрики, вокзалы, пассажи, банки, кинематографы. На ретроспективно-электрическом фоне возникли новые течения – модерн и неоклассицизм . Первые проявления модерна относятся к последнему десятилетию 19 века, неоклассицизм формируется в 1900-х г. Модерн в России принципиально не отличается от западного. Однако, четко прослеживалась тенденция к смешению модерна с историческими стилями: Ренесанса, Барокко, Рококо, а также древнерусских архитектурных форм (Ярославский вокзал в Москве). В Петербурге были распространены вариации скандинавского модерна. В Москве архитектор модерна Федор Осипович Шехтель (1859-1926), он построил здание МХАТа и особняк Рябушинского (1900-1902) – произведения наиболее типичные для чистого модерна.

Музыка В конце 19-начале 20 века (до 1917) – период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделен от предыдущего каким-либо резким переломом: в это время продолжают творить М.А Балакирев, Ц.А.Кюи, лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся к 90-м годам 19в. и первому десятилетию 20в. На смену им приходят наследники и продолжатели традиций: С.Танев, А.Глазунов, С.Рахманинов. В их творчестве чувствуются новые времена, новые вкусы. Произошли изменения и в жанровых приоритетах. Так, опера, занимавшая более 100 лет главное место в русской музыке, отошла на второй план. А роль балета, наоборот, выросла. Дело П.И.Чайковского – создание прекрасных балетов продолжил Александр Глазунов (1865-1936) – автор замечательной “Раймонды” (1897), “Барышни-крестьянки” (1898).

Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “Степан Разин” (1885)1. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) сочиняет симфонии, фортепианые трио и квинтеты. А фортепианные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства.


Образование . В обстановке революционных событий 1905г Министерство народного просвещения внесло во 2 ГД проект закона «О введении всеобщего начального образования в Российской империи» Однако этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России. На рубеже 19-20 в России только начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. В Западной Европе в конце 19 в было обеспечена всеобщая грамотность населения. Грамотность же в России составляла 40%, т.е. большинство населения оставалось безграмотным, особенно крестьяне.

Число университетов практически не изменилось, в 1909 появился только 1 университет в Саратове. Количество студентов увеличилось с 14 тыс до 35 тыс в 1907г.

Распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Лесгафта. В них преподавали видные ученые И. Павлов, М. Ковалевский, В. Семевский, Е. Тарле. Многие из них работали безвозмездно. Открывались педагогические заведения. Женский педагогический институт в Петербурге 1903г.

Значительно расширилось женское образование. 30 высших женских учебных заведений. В 1900г вновь открываются Высшие женские курсы В. Герье, закрытые в годы реакции 1888г. в 1908 начали работать высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д. Прянишников. Все они содержались на частные или общественные средства. Правительство вынуждено было признать право женщин на высшее образование – закон 1911г в 1912 состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию ос совместном обучении в высших учебных заведениях.

Появляются и внешкольные образования. Кроме воскресных школ, появляются рабочие курсы. Наибольшую известность получили Пречистенские рабочие курсы в Москве 1897г на средства В. Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры. Преподаватели – И. Сеченов, В. Волгин, В. Пичета.

Возникали народные университеты и просветительские рабочие общества. 1096г созданы народные университеты. В Москве народный университет открыт на деньги либерала А. Шанявского. Университет имени Шанявского сыграл большую роль в демократизации высшего образования. В него мог поступить каждый с 16лет. Обучение осуществлялось по вечерам на 2 отделениях – научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последнее получали диплот о высшем образовании. В 1913-1914г в Университете Шанявского учился С. Есенин.

Книгоиздание. Главные центы книгоиздания в Москве и С-П. Россия занимает 3 место в мире после Германии и Японии. Среди журналов особое значение приобрели ежедневники: «Нива» А. Маркса 1870г. Лучшим педагогическим журналом стал «Вестник воспитания».1907 в России выходит библиографический журнал «Книжная летопись», в котором учитывалась вся выходившая в свет литература.

В конце 19в в России началась деятельность крупнейших книгоиздателей России – А. Суворина, И. Сытина. С 80г выходит Суворинская «Дешевая библиотека». Сытин выпустил серию «Библиотека для самообразования». Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле. Через офеней миллионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг расходились по России.

Много для развития библиотек сделали земства. Из 10тыс библиотек в 1904г 4,5 тыс были организованы земствами. Общедоступные или публичные библиотеки существовали в виде коммерческих, народных библиотек, кабинетов для чтения.

Наука. Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские съезды ученых представляли центры научных сил страны. Издания научно-популярной литературы, периодики («Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь»), публичные лекции известных ученых содействовали развитию наук и распространению научных знаний.

В начале столетия авиационной промышленности практически не существовало. Несмотря на то, что еще в конце 19 в сконструирован русский самолет. Правительство предпочитало покупать иностранные. Только в 1913г в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые самолеты русской конструкции «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Успехи авиации связаны с именами конструкторов конструктора И. Сикорского, летчиков П. Нестерова и С. Уточкина. 1911г Г. Котельников создал ранцевый парашют.

В 1903 г в журнале «Научное обозрение» К. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой изложил теорию движения ракет. Таким образом, в своих последующих работах заложил теоретические основы космических полетов, обосновал возможность использования ракет для межпланетных полетов. Он является основоположником современной космонавтики.

В физике обнаружены рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома, открыт теоретический синтез, появились новые науки, относительно таких понятий как пространство и время (теория относительности), новые концепции наследственности, лежавшие в основе генетики.

П. Лебедев, создатель русской научной школы физики, доказал существование давления света. Б. Голицын считается основоположником сейсмологии как науки.

Трудами В. Вернадского заложены основы таких наук как геохимия, биогеохимия, радиогеология. Русский ученый физиолог И. Павлов создал учение об условных рефлексах. 1904г за исследования в области физиологии пищеварения Павлову первому их русских ученых - присуждена Нобелевская премия. В 1908г И. Мечников был удостоен этой высшей награды за исследование иммунологии и инфекционных заболеваний.

В области гуманитарных наук работали экономист, историк Туган – Барановский, историк С. Платонов, В. Семевский, литературоведы С. Венгеров, А. Пыпин, библиограф Н. Рубакин.

В анчале 20в в России распространяется марксизм. Ленин. Русская религиозная философия – В. Соловьев, С. Булкаков, П. Флоренский.

Декадентство понятие мировоззренческое явилось как реакция против материализма. Модернизм – новое направление, рожденное в 20в, новое по сравнению с реализмом предшествующего столетия.

Литература. Л Толстой 1899г опубликовал свой последний роман «Воскресение» - протест против общественного зла и социальной несправедливости. Толстой не поддержал модернизм. Развивается символизм . Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, А. Блок. Основоположники акмеизма _от греческого – цветущая пора, Н. Гумилев, С. Городецкий, А Ахматова, О. Мандельштам (культ реального земного бытия в отличие от символистов). Футуризм (абсолютная свобода)В. Каменсикй, В. Маяковский, Северянин, Асеев, Пастернак

Лучшие свои произведения создали А. Чехов «Моя жизнь» «Дама с собачкой» «Дом с мезонином», «Вишневый сад», «Чайка». Начинался творческий путь Горького. Свой первый роман «Макар Чудра» он опубликовал в 1892г «Песнь о соколе», «Буревестник».

В литературу пришли молодые писатели: 1893г первый роман И. Бунина «Танька», А. Куприн «Олеся». Они представители реализма.

Новым явление стала пролетарская поэзия – социальный оптимизм и романтический пафос. 1906г М Горький «Мать». Новокрестьянские поэты С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков).

Театр . 1898г открывается Художественный театр в Москве. У истоков его стояли К. Станиславский и В. Немирович- Данченко. 1898г на сцене «Эрмитажа» состоялось первое представление пьесы А. Толстого «Царь Федор Иванович». Подлинное рождение художественного театра произошло в декабре 1898 постановки чеховской «Чайки». В 1902 на средства российского мецената С. Морозова было выстроено здание Художественного театра в Москве (арх. Ф. Шехтель)

Кинематограф. В 90г в России появляется кинематограф, одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896г с начала в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум», и через несколько дней в Москве. Первый русский кинопредприниматель А. Ханжонков в 1907-8г начал производство игровых фильмов, построил кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе «Художественный» и «Москва». Первыми игровым фильмами были «Пиковая дама» и «Отец Сергий» (реж. Я. Протазанов).

Музыка. 1 906г в Москве при содействии С. Танеева открыта народная консерватория. «Знаменем времени» стало усиление лирического начала в музыке. Н. Римский – Корсаков – основной хранитель традиций «Могучей кучки» - написал полную лиризма и драматизма оперу «Царская невеста» 1898г.

Музыкальные новации связаны с творчеством С. Рахманинова и А. Скрябина. Центрами музыкальной жизни были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства связаны с деятельностью частной оперы в Москве - С. Мамонтов, С. Зимин. На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант Ф. Шаляпина.

Русские сезоны в Париже организованы С. Дягилевым. Русское искусство получило мировое признание.

Живопись. Постепенно уходит в прошлое передвижничество. Развивается модернизм и импрессионизм. Появляются новые имена М. Врубель (фантастический сказочный мир, тяготевший к символике), К. Коровин (импрессионизм – «У балкона»), М. Нестеров (религиозно – мистические настроения «Видение отроку Варфоломею»), В. Серов(поэзия прекрасной человеческой личности – «Девочка с персиками»). Знамениты портреты Серова – Ф. Шаляпин И. Морозов Николай Второй. Для художников и композиторов этого времени характерен повышенный интерес к Древней Руси (В. Васнецов, Н. Рерих, И. Стравинский).

1899г появилось широкое культурно- эстетическое движение «Мир искусства». Оно открыло для современников Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф. Толстого

Почта. Сложилось управление почтового обслуживания. 35 постовых округов. В столицах появляются почтамты, в губерниях и уездах – почтовые конторы во главе с почтмейстерами. Через почту распространяются газеты и журналы. Новым стало появление открытого письма – открытки 1871г

Телеграф, Телефон . Опыт по устройству телеграфа связан с П. Шиллингом и Б.Якоби. 1832 Шиллинг изобрел телеграф. Первая линия телеграфа между Москвой и Петербургом в 50г 19в. 1881 телефон в Нижнем Новгороде. 1916г в Москве появились телефоны-автоматы.

В канун революционных событий 1917г Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня.

Культура конца 19 века.

Особенности. Культура этого периода отразила всю сложность и противоречивость эпохи. Это время русского серебряного века или русского духовного ренессанса, взлета духовности. Настроение стабильности 80г сменяется состоянием психической напряженности, ожиданием «великого переворота» – Л. Толстой. Огромное влияние оказала революция 1905-7г. Особенностью является развитие различных форм объединения деятелей культуры, идея синтеза культуры – «Мир искусства», журнал «Весы» (редактор В. Брюсов), «Золотое руно» (Н. Рябушинский)

Это время – начало Религиозно-философских собраний. Цель – создание открытого общества людей религии и философии для обсуждения вопросов церкви и культуры. Период после революции породил новое направление – богоискательство Д. Мережковский, Вл Соловьев. Некоторые авторы (А. Луначарский В. Базаров) пытались соединить социализм с религией. 1908 Луначарский выпустил книгу «Религия и социализм» 1908г. С критикой богоискательства выступал В. Плеханов и В. Ленин. Важной проблемой была проблема отношения интеллигенции и народа.

Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Необходим был поиск новых методов и художественных приемов.

К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).

Развитие начального образования стало происходить по инициативе демократической части общества. Начали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений - к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве.

На рубеже веков развивались традиционные и новые области науки. В физике И.Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. Работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков.

Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов.

Этот период стал серебряным веком русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, A. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, B. Маяковский).

Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф. Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Н.А. Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

В изобразительном искусстве талантливые художники (И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов) продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин, пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин.

Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых зданий (Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал, А.В. Щусев - Казанский вокзал, В.М. Васнецов - Третьяковская галерея).