Сценарий лекции-концерта для учащихся младших классов отделения музыкального искусства «Танец в музыке. Сценарий лекции-концерта "танец в музыке" Сценарий лекции концерта о вальсе

«Я ПОМНЮ ВАЛЬСА ЗВУК ЧУДЕСНЫЙ» (Вечер вальса).

Участники:
Ведущий.
Ведущая.
Студенты-пианисты.
Солисты-певцы.
Танцевальная пара.
Звукооператор.

Оформление: гостиная с небольшим танцевальным залом. Свечи. Вазы с цветами. Магнитофон. Фонограмма. Программа определяется исполнительскими возможностями участников.
Перед началом вечера звучат вальсы: М. Глинка «Вальс-фантазия», А. Хачатурян «Вальс из кинофильма «Маскарад».
Вечер начинается звучанием «Медленного вальса» Р. Паулса и кружением танцевальной пары до залу.

Ведущая (на фоне музыки вальса) :
Николай Листов. Я помню вальса звук прелестный.

Я помню вальса звук прелестный –
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?

Ведущий :
Вальс - самый популярный танец XIX столетия, истоки которого в народном искусстве Австрии, Чехии, Германии. Это парный танец, основанный на плавном кружении, в переводе с французского он и означает «кружение». Вот один из вальсов, основанный на простенькой, ирландской народной песенке «Вальс при свечах». Впоследствии он стал лейтмотивом замечательного фильма «Мост Ватерлоо».

Звучит «Вальс при свечах».

Ведущая :
Ни один танец не выдержал такого долгого испытания временем как вальс. Постепенно из простых народных мелодий вальс стал самым популярным танцем в аристократических салонах. Благодаря непринужденности, изяществу движений, выразительности музыки, лирической и страстной одновременно, он стал любимым танцем во всех слоях европейского общества. Было время, когда вальс яростно осуждали ревнители этикета и блюстители мора-ли. Многих шокировало то, что кавалер во время танца обнимал даму. Но как ни пытались запретить этот «вольный» танец, он все прочнее обосновывался в, великосветских салонах, стал со временем своеобразным ритуалом балов, вечеринок, маскарадов. Само приглашение на вальс стало ритуалом. Помните первый вальс Наташи Ростовой?
По возможности рекомендуется показать отрывок из фильма «Война и мир» или же продолжить по сценарию.

Звучит вальс из музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель» Г. Свиридова.

Чтец:
…с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса. Князь Андрей с учтивым и низким поклоном подошел к Наташе, занося руку, чтоб обнять ее за талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур’ вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной детской улыбкой. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времели. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья».
Ведущая :
Рассвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Штраусов (отца и сына). Любовь к вальсу стала для Вены традицией. Благодаря Иоганну Штраусу, которого называли «королем вальсов», венский вальс расцвел в XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

Звучит вальс Штрауса, на фоне музыки:

Чтец:
Как дорожу я прекрасным мгновеньем!
Музыкой вдруг наполняется слух,
Звуки несутся с каким-то стремленьем,
Звуки откуда-то льются вокруг.
Сердце за ними стремится тревожно,
Хочет за ними куда-то лететь…
В эти минуты растаять бы можно,
В эти минуты легко умереть.

Музыка стихает.

Ведущий :
Вальс звучит в балете, в оперетте, иногда служит основой романса, оперной арии. И у самого вальса есть несколько разновидностей: вальс-бостон, вальс-мазурка, вальс-фантазия. Вальс-бостон был создан в Америке в городе Бостоне. Это салонный лирический танец, чаще всего сентиментальный, медленный, такой как вальс-бостон из балета Глиэра «Красный мак».

Звучит вальс-бостон.

Ведущая :
Вальс-мазурка - бальный танец, в каждом четвертом такте исполняются попеременно то движения вальса, то мазурки. Большой популярностью пользовался русский вариант вальса-мазурки. В Германии он даже назывался «русским вальсом?», хотя родом этот танец из Франции.

Звучит вальс-мазурка.

Чтец:
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод.
Вместе с солнцем и луной
Закружился шар земной.
Все танцует в этой музыке ночной.
В ритме вальса все плывет,
Весь огромный небосвод,
Все кружится, скользя, удержаться нельзя, –
В ритме вальса все плывет.

Музыка стихает.

Ведущий :
И мы с вами,- кружась, подошли к порогу XX века. Его начало почему-то отвергло этот танец. В моду вошли вначале танго и фокстрот, потом; революционные песни и марши. Этот прекрасный, парящий над землей танец, называли мещанским, отжившим. Но он выжил и возродился.,. в песнях. В предвоенные годы танцевали старинный вальс «Осенний сон», пели и танцевали «Амурские волны», «На сопках Манчжурии».
Чтец:
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»,..
Милосердные сестры в палатах дежурили,
Госпитальные койки - железные, узкие.
Терпеливые воины-ратники русские.

Нежный запах духов, вуалетки ажурные.
И ничуть не гнушаясь повязками прелыми,
Наклонялись над раненым юные фрейлины.

Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
Перед вами, едва лишь-глаза вы зажмурите,
Катит волны Цусима, и круглые, плоские,
Чуть качаясь, плывут бескозырки матросские.
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии»…
И ткачихи, которых в конторе обжулили,
И купцы, просветленные службой воскресною,
И студент, что ночной пробирается Преснею…
И склоняются головы под абажурами
Над комплектами «Нивы», такими громоздкими,
И витают, витают, над нами - подростками -
Звуки грустного вальса «На сопках Манчжурии». (В. Лившиц)
Ведущий :
А в годы войны вальс приходил даже на передовую.
Чтец:
Бывает порой среди ясного дня
Взгрустнется чуть-чуть иногда,
Мелодия вальса уносит меня
В тревожные дни и года.
Нет, мне не забыть, Я помню вас,
Усталый, утомленный,
В шинели опаленной Товарищ вальс.
Ведущая :
Среди лирических песен, которые писались во время войны, было много вальсов – «В землянке», «Синий платочек», «Случайный вальс» - они давали солдату возможность мысленно поговорить с близкими, подумать, вспомнить сокровенное.

Звучит песня М. Блантера и М. Исаковского «В лесу прифронтовом».

Ведущая :
И в наше время написано множество песен на мелодию вальса - «Севастопольский вальс», «Мамин вальс», «Школьный вальс»… Вальс - объяснение в любви, вальс - воспоминание о юности, вальс, наполненный радостью жизни…

Звучит один из этих вальсов.

Ведущая :
А закончить наш вечер я хочу прелестным стихотворением Ивана Бунина:

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных,
И зал плывет, плывет в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

Под звуки вальса и танец вечер заканчивается.

Могут звучать и другие всеми любимые вальсы: Г. Свиридов «Отзвуки вальса», Д. Шостакович «Лирический вальс», Э. Колмановский «Вальс о вальсе», вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Е. Доги, Штраус «У прекрасного голубого Дуная», П. Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица? и др.

СЦЕНАРИЙ ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА «ВСЕ О ВАЛЬСЕ»

Составитель и ведущий Дегтярева О.А.

Откуда взялся вальс и как взошел на престол его король? Все знают, что вальс – это танец, который танцуют на « 1-2-3». Не все представляют себе, какую революцию в сознании людей, живших два столетия назад совершили эти три четверти, когда стали новой музыкальной модой.

Когда началась история вальса, никто и слова-то такого не знал: вальс. Вообще-то по -немецки оно всегда значило что-то вроде «вертушки» или «крутилки». А в языке танца оно появилось только во время наполеоновских войн начала Х1Х или чуть позже.

У всякой компании свои развлечения. Кто-то идет в кино, кто-то сажает розы на даче, кто-то посещает дорогие рестораны, а кто-то идет в филармонию слушать серьезную музыку. Двести лет назад выбор развлечений был ничуть не меньше, хотя простые радости жизни ценились куда больше, чем теперь.

Когда работящие и веселые крестьяне южной Австрии в своих обыкновенных деревянных башмаках танцевали по праздникам родной, привычный танец на три четверти, они совсем не думали о последствиях этого развлечения для мировой классики. Они просто кружились со своими подружками в танце, держась за руки, и даже предположить не могли, что найдется человек, который сделает этот ритм (не имевший даже никакого особенного названия, а потому так и оставшийся в истории под именем «деревенский», «деревенщина», «сельский танец».) всемирно знаменитым, а их милый, неуклюжий топот после попойки превратит в мировую танцевальную индустрию, в целую музыкальную Империю Вальса.

До сих пор исследователи немецкой школы утверждают, что вальс произошел от австрийского народного танца лендлера, распространенного в Австрии и Южной Германии. Среди старых песен Германии и Австрии найдется много таких, которые пелись в ритме вальса, под них танцевали дреер. лендлер и ленчор. В лендлере кавалер. выбрав партнершу, выводил ее на круг, вращал вокруг себя, и оба постепенно продвигались по кругу за другими парами.

Однако французские хореографы доказывают связь вальса с живым и веселым провансальским танцем вольта.

Лендлер и вольта исполнялись, как и вальс, в размере 3\4 .Вначале в вольте преобладали прыжки и весьма энергичные подъемы ног. Позднее появились элементы вращения. И даже в старинных описаниях вольты уже есть указания, что 2пары вертелись как одно целое». Вольта стала называться «вольт», что в переводе означает «быстрый поворот».

К середине ХУ1 века вольтой был увлечен весь Париж.

Вольт благополучно пережил трех Генрихов(2, 3 и даже вспыльчивого Генриха 4), но по настоянию известного всем кардинала Ришелье, усмотревшего в нем подрыв устоев религии и общества, был категорически запрещен Людовиком Х111. Продолжая жить в народе, танец перешел границу и, смешавшись с лендлером, начал быстро распространяться в странах Европы: Германии, Австрии, Чехии, получил новое название – вальс. Освободился от пыжков, стал шире, динамичнее и возвратился во Францию, приобретя большую популярность.

В изданных до 1800 года книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит «вальсовая зараза» и вальс сравнивался с холерой и проказой.

Правда, чтобы этот репертуар деревенской дискотеки – лендлер, от слова Landl , что значит «сельская местность», - стал вальсом, а у вальса появился король, кто-то должен был еще создать ему королевство. И это делалось двумя поколениями венских, то есть уже не сельских, а столичных, музыкантов, причем с переменным успехом: они же не знали, что они строят, вернее, что будет построено из их музыки и их выдумок.

Первым случаем, когда в серьезную классическую музыку проник этот самый «крутящийся» ритм на три четверти, стал Скрипичный концерт небезызвестного в Вене композитора Людвига ван Бетховена: дело было в 1806 году, концерт ужасно понравился самому влиятельному ученику Бетховена, эрцгерцогу Рудольфу, и он попросил учителя сделать версию для фортепиано. Его высочество на скрипке играть не умел, а на рояле с трудом, но мог сыграть, в том числе и особенно понравившуюся ему мелодию из середины финального рондо, где, собственно, и появился в первый раз на классической музыкальной сцене ритм вальса в чистом виде.

История стала набирать обороты. Венские любители музыки стали как-то сразу очень активно интересоваться новой игрушкой великовозрастного наследника престола. А что же это за танец и что за ритм на 1-2-3, который крутится себе, как карусель, а не прихрамывает, подобно старым придворным танцам вроде менуэта или паспье?.. Так вальс вошел в первый раз в моду, и к нему приклеилось определение «венский». Был создан прецедент: вальс узнали и запомнили.

Но пора раскрыть секрет, который не очень интересовал в 1806 году Бетховена и его ученика, зато очень заботил людей, которые пеклись об общественной нравственности. Путь, который проделывали танцы из деревни в столицу, был почти один и тот же в течение десятков лет: из глуши в столицу. В самом деле, из простонародного в великосветское платье были до того переодеты почти все дежурные номера тогдашних балов – и все эти танцы, которые вальс потом вытеснил, постепенно избавились от своих грубых деревенских «привычек», переняли дворцовый этикет. Но вальс стал первым танцем, где кавалер должен был держать даму – страшно подумать, не то что сказать! – за талию. Более того, никак иначе этот танец невозможно было танцевать, а всем очень хотелось научиться. Скандал, да и только! Максимум того, что разрешалось даме и кавалеру вместе делать в кадрилях, полонезах и экосезах – это проходить несколько шагов по танцевальной зале, взявшись за руки. И расходиться. Вальс же именно потому, что он не прихрамывает, а кружится, требовал, чтобы пара вместе вращалась по часовой стрелке в такт музыке. Конечно, этого потерпеть не могли: вальс объявили «безнравственным» и стали запрещать.

Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран. Не сразу появился танец и в России, так как Павел 1 высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных «в танцевании пляски, вальсеном именуемом», прямо с бала препровождали на гаупвахту.

Когда вальс все-таки разрешили, оказалось, что уже написано столько легкой и милой музыки на 1-2-3, что любителям покружиться в танце есть из чего выбирать. Многие уже навострились писать вальсы для вечеринок, для домашнего воскресного музицирования и для салонов, и классики показали массу прекрасных образцов, которые всем понравились. К этому танцу приложили руку такие знаменитости, как Франц Шуберт, Джакоммо Мейербер, Гектор Берлиоз, Карл-Мария фон Вебер и Иоханнес Брамс. А живший в Париже «поэт фортепиано» Фридерик Шопен просто избаловал тамошнюю публику прихотливыми изгибами мелодий и изящными блестками своих маленьких шедевров. Вальс больше уже не выйдет из моды, он величина постоянная. Но тут возникает и новое имя, на сцену выходит основатель королевской «династии» - Иоганн Штраус(отец),а за ним и Иоганн Штраус(сын), которого именуют «королем венского вальса».Он оказал огромное влияние на развитие вальса, он автор 447 вальсов. Его оркестр исполнял вальсы в городах Европы с неизменным успехом.

Вальсы Штрауса первых 10-15-ти лет творчества во многом еще традиционны: «Ночная бабочка», «Радуйся жизни», «Полет Феникса», «Мечты и любовь». Многие были написаны на заказ: « Бал юристов», « Утренние листки», «Публицисты».

Не обошлось и без женских имен: «Александра-вальс», «Венская кровь», «Венский вальс». Но главное открытие, сделанное И.Штраусом-сыном, в том, что он симфонизировал вальс, что отразилось на 2-х подлинных шедеврах композитора, на вальсах «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса».

Дойдя до наших дней, вальс сохранил свои основные черты: широту и динамику, необычайную плавность и легкость. Танец оказал огромное влияние на весь остальной бальный репертуар. Появились и существуют десятки танцев, которые связаны с вальсом: вальс-гавот, краковяк, вальс-мазурка, бостон, падекатр, миньон, медленный и английский вальс. Даже в такие, казалось бы, далекие от вальса танцы, как молдавская полька и подгорка, входят элементы вальса.

Вальс все; в чем секрет его успеха? Может быть, В ТОМ, ЧТО В ВАЛЬСЕ ТАК ОРГАНИЧНО СЛИЛИСЬ МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ? Тысячи песен звучат в ритме вальса, музыкальные формы его породнились с балетом и оперой, опереттой, драмой и кино.

Сотни композиторов сочиняли вальсы. Вальсы Шуберта – это, как правило, небольшие пьесы, танцевальные миниатюры, некоторые из них еще при жизни автора пользовались большой популярностью.

Польский композитор Фридерик Шопен сочинял вальсы на протяжении всего творческого пути. Самые первые вальсы были им написаны в ранней юности, последний – за год до смерти. Сам Шопен опубликовал 8 своих вальсов, в полном собрании его сочинений их 20.

Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на различных поприщах: дипломатическом, комедиографическом и музыкальном. К великому сожалению, большинство сочинённых Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу, и для нас безвозвратно потеряно. Сохранилось лишь два вальса: «Вальс ля-бемоль мажор» и «Вальс ми минор».

«Вальсы я могу сочинять сколько угодно», - говорил Петр Ильич Чайковский.

Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского. Среди фортепианных и скрипичных пьес, романсов и песен. Чайковский обращается к вальсу очень часто, особенно в своем первом балете «Лебединое озеро», в музыкальную ткань которого вплетено пять вальсов.

Давайте вспомним русские вальсы: «На сопках Маньчжурии» И.Шатрова, «Березка» Е.Дрейзина, «Над волнами» Росас, «Амурские волны» Кюсс.

Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь. Вальс продолжается…

Внеклассное мероприятие: лекция-концерт "Серебряные струны"

Кулагина Галина Валерьевна, преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ № 7», г. Курск.
Описание материала: внеклассное мероприятие разработано для обучающихся «Детских школ искусств» как отделения струнно-щипковых инструментов и их родителей, так и для обучающихся других отделений. Ведущие могут так же являтся участниками концерта. В мероприятии может быть использована презентация, или просто иллюстрации, и аудиозаписи. Конспект может быть полезен для преподавателей "Детски школ искусств" и музыкальных школ, кружков игры на струнно-щипковых инструментах.
Внеклассное мероприятие
Лекция-концерт для обучающихся и родителей класса преподавателя Кулагиной Г.В.
«Серебряные струны»

Цель: создание условий, способствующих повышению творческой активности обучающихся и повышения мотивации к обучению.
Задачи:
1. Повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
2. Создать условия для раскрытия творческих способностей.
3. Развивать артистизм, эмоциональность, свободу исполнения на публике.
4. Закрепить и совершенствовать знания, умения и навыки.
5. Способствовать эстетическому развитию и воспитанию обучающихся.
6. Способствовать повышению интереса родителей к творческой жизни детей.

Используемые материалы: музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара.

Ход мероприятия

Вступительное слово педагога
Здравствуйте, уважаемые родители, обучающиеся и гости! Мы рады приветствовать вас на нашем небольшом концерте, посвященном струнно-щипковым инструментам, «Серебряные струны». Сегодня обучающиеся моего класса поделятся своими достижениями в обучении игре на инструментах, впервые попробуют себя в качестве артистов и концертных исполнителей.
Ведущий 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем небольшом концерте, мы хотели бы познакомить вас с очень интересными музыкальными инструментами.
Ведущий 2.
- Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами, которые относятся к группе струнно-щипковых инструментов, а именно с домрой, балалайкой и гитарой. Все эти инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком.
Ведущий 1.
- «Предки» домры были известны еще в IV веке до н.э. Домра является самым ярким струнно-щипковым инструментом, звук у нее звонкий и певучий.
В.Шаинский «В траве сидел кузнечик» исполняет ученица 1 класса Подунова София.
Ведущий 2 .
Главными исполнителями на домре во времена Древней Руси были скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актерами, акробатами и балагурами. Сейчас домра снова обрела популярность, благодаря своим исполнительским возможностям, она составляет основную мелодическую группу в оркестре русских народных инструментов.
А.Спадавеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
М.Красев «Елочка» исполняет Подунова София.
Ведущий 1.
- А теперь давайте познакомимся еще с одним инструментом, который входит в состав оркестра русских народных инструментов, с балалайкой!
Этот струнно-щипковый инструмент был сконструирован и усовершенствован первым русским профессиональным балалаечником В.Андреевым. Он и создал первый оркестр русских народных инструментов, который назывался Великорусским.
Обработка В.Городовской «У голубя, у сизого», исполняет ученик 2 класса Лихонин Владимир.
Обработка П.Куликова «Утушка луговая», исполняет Лихонин Владимир.
Ведущий 2.
- Поиграй-ка, пострадай-ка,
Символ русской старины,
Балалайка, балалайка –
Немудреных три струны!
Разудала, бесшабашна,
Не дает она скучать.
С балалаечкой не страшно
Горе горькое встречать.
Широка и непонятна,
Словно русская душа.
С балалаечкой приятно
Радоваться, грусть круша.
С балалаечкой не стыдно
И в концертах выступать.
И порой ей так обидно
«Иностранцам» уступать!
Вот опять смеется, плачет,
Перебором душу рвет,
В удали кручину прячет,
А как за сердце берет!
Светит месяц круторогий,
Тройка мчится, даль бледна…
Три струны – как три дороги
И судьба – на всех одна. (Кукушкина Г.)
Обработка Д.Голубева «Степь, да степь кругом», исполняет ученик 2 класса Переверьзев Иван
Обработка П.Куликова «Плясовая». Исполняет Переверьзев Иван.
Ведущий 1.
- А сейчас в исполнении Лихонина Владимира, послушайте пьесу в обработе А.Шалова «Ехал казак за Дунай».
Ведущий 2.
- А теперь давайте, поближе познакомимся с гитарой.
Гитара также относится к группе струнно-щипковых инструментов, но в отличие от домры и балалайки имеет шесть струн.
-Чебышев Илья, ученик 1 класса исполнит «Вальс» М. Каркасси.
Ведущий 1.
- В.Калинин «Маленький испанец», исполнит ученица 1 класса Костина Валерия.
Ведущий 2.
- Давайте послушаем произведение, которое исполнит ученица 2 класса Дорохова Евгения. Л.Бетховен «К Элизе».
Ведущий 1 .
- Для гитары написано много интересных произведений. Сегодня на этом инструменте можно исполнять практически любую музыку, как старинную, так и современную, а также обработки русских народных песен. И конечно, под аккомпанемент гитары можно исполнять практически любые песни и романсы.
В.Высоцкий «Песня о друге», исполняет Костина Валерия.
А.Иванов-Крамской «Прелюд», исполняет Дорохова Евгения.
В.Гомес «Романс » 1 часть, исполняет Чебышев Илья.
Ведущий 2 .
- Сегодня мы постарались познакомить вас, дорогие родители и слушатели, со струнно-щипковыми инструментами, их звучанием и нашими достижениями в освоении этих инструментов.
Ведущий 1.
-Мы благодарим вас за внимание и будем рады видеть вас на ниших новых выступлениях.

Цель мероприятия:

  • знакомить учащихся и их родителей с историей развития этого замечательного танца – вальса;
  • дать возможность услышать исполнение вальса на различных инструментах;
  • продолжать приобщать детей к музыкальной культуре и воспитывать художественный вкус.

Программые задачи:

  • расширять кругозор;
  • ознакомить с разнообразием вальсовой музыки разных эпох и композиторов;
  • способствовать воспитанию музыкальной культуры, культуры слушателя.

Форма проведения мероприятия – лекция-концерт.

Оборудование:

  • праздничное оформление сцены разноцветными шарфами;
  • плакат с названием мероприятия “Вальс о вальсе”;
  • музыкальные инструменты: баян, аккордеон, фортепиано, скрипки, флейта.

Ход мероприятия

Ведущий:

О вальсе сказано немало:
Он в песнях и стихах воспет,
И сколько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право, нет.

Этот танец вечно юный, один из самых древних и массовых.. Разумеется, вечных танцев нет. Они тоже рождаются и умирают. Но из всех танцев ни один не выдержал такого долгого испытания временем как вальс.

В 70-х годах XVI века вальсом называли народный танец, возникший в некоторых областях южной Германии и Австрии. Это простой народный танец, который хорошо себя чувствовал в звучании нескольких инструментов, на которых играли 2-3 музыканта из народа, в широкополых шляпах, и грубых деревянных башмаках. Музыке характерно вальсовое сопровождение, размеренный трехдольный шаг.

Многочисленные разновидности народных деревенских танцев, бытовавших в южной Германии и Австрии к началу XVIII века, объединились в одну группу, получившую название лендлера или немецкого танца. Большую популярность танец приобрёл во II половине XVIII века в творчестве композиторов Моцарта и Шуберта.

Благодаря своей необычайной увлекательности он проник в аристократический салон, где великолепно почувствовал себя в звучании хрупкого клавесина, на котором играли профессиональные музыканты в шелковых камзолах и напудренных париках.

Этот естественный как сама жизнь танец стал популярен на балах в великосветских салонах.

Хранители морали, ревнители этикета не могли сдержать негодования. То, что кавалер во время танца держал даму за талию, казалось им неслыханной вольностью. Вальс пытались запретить, но он снова возвращался в великосветские салоны.

Привезённый из Германии в начале XIX века он долго ютился по задним комнатам, прежде чем ворвался в передовые салоны.

При французском дворе вальс оставался запрещённым ещё в 1820 году. Матери предпочитали вывозить дочерей на балы, где не признают “судорожных объятий ” вальса.

В изданных в 1800 годах книгах говорилось, что обществу, цивилизации, религии грозит “вальсовая зараза” и вальс сравнивался с холерой и проказой. Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

Не сразу появился танец и в России, так как Павел I высочайшими повелениями старался помешать его распространению, и офицеров, виновных “в танцевании пляски, вальсеном именуемой” сразу с балла препровождали на гауптвахту.

Во времена июльской монархии (1830 – 1848гг.) вальс всё ещё страдал от дурной репутации, тем более, что с недавних пор его стали танцевать быстрее на два счёта, медицина, спеша на помощь морали, сделала выводы: круговые движения вальса вызывают приток крови к основным внутренним органам, сердцу, лёгким, мозгу и нередко приводят случай в салоне баронессы Т., где во время вальса молодой человек неожиданно заметил, что с каждым вращением мадемуазель всё тяжелее повисала на его руке. Вот такой трудный путь у вальса, но вместе с тем он стал популярным танцем во всех слоях европейского общества, особенно в Вене.

Расцвет вальса связан с творчеством австрийских композиторов Ланнера, Штрауса – отца, а позднее его сыновей Иозефа и Иоганна, прозванного “королём вальса”.

Свой талант, своё мастерство он посвятил танцевальной музыке, прежде всего – вальсу и оперетте. Его музыка отличается яркостью мелодии, темпераментом, изящностью.

Искрятся, сверкают вальсы Штрауса, заражая слушателя неподдельным весельем и жизнерадостностью.

К.Н. 1 Вальс И. Штрауса “Сказки венского леса”

/фортепиано/

Ведущий:

Великий польский композитор Ф.Шопен написал всего 14 вальсов, у Штрауса их 500. Но 14 вальсов Шопена бесценные жемчужины. Под музыку этих вальсов уже никто не танцевал, они созданы только для концертного исполнения. Уже позже, под музыку шопеновских вальсов стали танцевать на сценах балетных театров.

К.Н. 2 Ф. Шопен “ Вальс №7 до минор”

/фортепиано/

Ведущий:

Большой популярность пользовались романсы – вальсы. Особое место вальс приобрёл в русской музыке. Вы знаете много русских старинных романсов – вальсов, песен – вальсов.

Я помню вальса звук прелестный,
Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный -
и песня чудная лилась.
К.Н. 3 Н. Листов “Я помню вальса звук прелестный”.

Ведущий:

Вы не поверите ребята, но еще каких – нибудь пол века назад телевизоры, магнитофоны и радиоприемники имели единицы, а о компьютерах, видеомагнитофонах, интернэте, плеерах и сотовых телефонах даже слыхом не слыхивали. Что же было? Как тогда жили, как отдыхали? А хорошо жили и отдыхали хорошо. Были проигрыватели и патефоны, радиоточки, библиотеки, кинозалы. Танцы в школах, клубах и подумайте, нередко танцевали под гармошку, баян, аккордеон – еще пол века назад. Да и сейчас бывает танцуют.

Действительно танцы были одним из самых доступных и любимых развлечений, способом досуга всех возрастов. Недаром в клубных афишах писали: “Кино, после кино танцы!” - которые оказывались гвоздем клубной программы. Танцевали и во дворах, и дома и на школьных вечерах.

К.Н. 4 “Фигурный вальс”

/хореография/

Уже в советское время вальс шагнул из светских гостиных в массы.

Летним довоенным вечером из парков культуры и отдыха, танцевальных площадок слышались звуки духовых оркестров, исполнявшие вальсы Дунаевского, братьев Покрасс, и прекрасные старинные вальсы.

Вот он вращается, вот он возник,
Чёрной воды чуть блистающий диск,
Кружиться, кружиться вальс над водой,
Тихо вокруг, сопки покрыты мглой.
Это над стаей притихших ветров
Встал он Илья Алексеич Шатров
Полузабытый людьми офицер
Вальс сочинивший, на старый манер.
Будет звучать оркестровая медь,
Тенор в саду городском будет петь.
И не сдержавшись у всех на виду
Мальчик заплачет, вдруг в третьем ряду.

К.Н. 5 И. Шатрова “На сопках Манчжурии”

Ведущий:

Война она прошла через жизнь многих людей. Но и в это тяжелое время композиторы писали свои лирические песни, давая таким образом возможность солдату пообщаться с близкими людьми, высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене, находившимся где – то далеко, за тридевять земель, в далёком тылу.

К.Н. 6 Музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова

“Школьный вальс”

Ведущий:

Существуют вальсы написанные для оркестра, фортепиано, скрипки, есть романсы и арии из опер написанные в ритме вальса. Вальсовые традиции получили развитие в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна и написаны они не в традиционной форме вальса.

К.Н. 6 Д. Шостакович “Вальс - шутка”,

Ведущий:

Джаз одно из направлений в музыке.

Джазовое влияние коснулось практически всех ведущих жанров музыки. Особенностью джаза является конфликт ритмов, ставшей в последствии основой специфики джаза. В “эпоху джаза” джазированию подверглись некоторые танцы, вовсе не имеющие непосредственного отношения к джазу. Особенно это коснулось танго, вальса, вальса – бостона. И танго и вальс прочно вошли в репертуар джазовых коллективов.

К.Н. 7 Ю. Весняка “Джаз - вальс”

/фортепиано/

Ведущий:

Дойдя до наших дней, вальс приобрел такие черты: широту и динамичность, необычайную плавность и легкость.

Евгений Дога замечательный композитор написал много музыки к кинофильмам. Один из лучших и самый любимый вальс к кинофильму “Мой ласковый и нежный зверь”.

К.Н. 8 Е. Дога “Вальс”

/трио скрипачей/

Ведущий:

Легкий, красочный, блестящий вальс звучит в кинофильме “Метель” по одноименной повести Пушкина, музыку к которому написал один из лучших советских композиторов Георгий Свиридов.

К.Н. 9 Г. Свиридов “Вальс - Метель”

/ансамбль скрипачей/

Ведущий:

И завершит нашу концертную программу вальс современного композитора Е.Доги, в исполнении дуэта аккордеонистов. Аккордеон очень популярен во Франции, его “разливистое” звучание наполнено своеобразным шармом. И сейчас мы с вами совершим прогулку по Парижским бульварам.

К.Н. 10 Е.Дога “Парижский каскад”

/дуэт аккордеонистов/

Ведущий:

Идут годы, но вальс по - прежнему свеж, он прекрасен, как в дни своей молодости. Он желанный гость танцевальных вечеров. К нему никогда не остывает интерес композиторов. Можно с уверенность сказать вальс бессмертен. Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь.

Библиография.

1. Тарасов, В. В мире вальса /В.Тарасов. - М. : Мелодия, 1989

2. Булычевский, Ю.С, Краткий музыкальный словарь для учащихся

3. [Текст] /Ю.Булычевский, В.Фомин, -8 –е изд.- Л.: Музыка, 1986. – 216с. /Музыкальный энциклопедический словарь /Гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672с.: ил.

4. Фрумкин, В.А. Поговорим о музыке: Занимательный словарь школьника [Текст] / В.А.Фрумкин. – 2-е изд., доп. – Л.: Музыка, 1968. – 224с.

5. О бальном танце: Немного истории [Текст] //Молодежная эстрада, 2004.- №3-4. – с.3-7.//

6. Ах, этот вальс!. [Текст] : вальс, вальс – бостон, медленный вальс, фигурный вальс. //Молодежная эстрада с.26 – 110.//

Кисаханова Е.Л.

Лекция – концерт

на тему:

« ВАЛЬС – ТАНЕЦ СКВОЗЬ ВЕКА»
Перед началом нашего концерта, скажите, пожалуйста, что вам нравиться в танцевальном искусстве?

А как вы думаете, что значит прикоснуться к красоте?

Вот что сказал один человек по этому поводу: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

Да, красоту нужно уметь не только видеть и чувствовать. Красоту надо еще и оберегать! Это самое трудное. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, всегда носить в сердце – может быть это и есть высшее проявление культуры человека?

Итак, сегодняшний нашу встречу, мы посвящаем красоте, красоте танца – самому волнующему, самому возвышенному и прекрасному из всех искусств, поскольку танец – не просто отражение жизни, танец – это сама жизнь!

Танец – древний скиталец. Он пришел к нам из седой старины... По-моему, он ровесник «человека разумного». Всем известно, что труд сформировал человека, а я добавлю – еще и танец! Он отражает, восходящую к самым ранним временам, потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь, посредством движений своего тела.

Археологи в разных частях света обнаружили наскальные рисунки с изображением танцующих человечков. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Мы не можем точно утверждать, под какое музыкальное сопровождение танцевали наши предки. Возможно, сначала это были хаотичные, неорганизованные звуки, подражание пению птиц, вою зверей, шуму листвы и т.д. Затем появились простейшие напевы и наигрыши, состоящие из нескольких тонов. Исполняли их на разнообразных дудочках, на раковинах и деревянных свистульках. Многие народы Африки до сих пор играют на инструментах наших далеких предков. А их музыка сохранила в какой-то мере черты первобытности.

Дальнейшее развитие танцевального искусства происходило по двум направлениям: простое – для народа и утонченное искусство для знати.

Да, начиная с эпохи средневековья, танцевальное искусство стало активно развиваться. Танцы украшали народные гулянья, домашние праздники. В танце простых людей можно видеть прославление жизни, радость молодости, удачи, поклонение солнцу, необъятные дали полей... В них чувствуется что-то языческое. Живой ритм, прыжки, круговые движения, притопы, подскоки – вот и вся народная хореография.

Было и иное искусство. Давайте вспомним, что танцевали при королевских дворах Европы в ХVI-XVII веках. Кто знает? (полонез, мориску, ригодон, буре, павану, куранту, вольту, гальярду, менуэт).

И все же все эти танцы создал народ. А в высшем свете народная танцевальная манера менялась в согласии с придворным этикетом. И в 1661 году во Франции появилась Королевская академия танца. А король Франции Людовик XIV приказал учителям танцев регулярно собираться и беседовать о танцах, размышлять, заботиться об их усовершенствовании.

Танец-это культура, религия, профессия, воспитание, развлечение, история… и вот теперь переходом, как бы мостиком, от средневековья к нашему веку нам послужит фрагмент из кинофильма «Война и мир». Первый бал Наташи Ростовой. Начало XIX века, почти 200 лет назад. Это бал русского дворянства. Наташе исполнилось 16 лет. И вы сейчас увидите, что танец действительно есть сама жизнь – столько чувства вкладывает в него юная Наташа!


  1. На экране фрагмент к/ф «Война и мир»

Вот пришел ХХ век, изменилась жизнь – стала быстрее скоротечнее. Изменились и танцы, появились новые.

В 20-х годах всех покорило аргентинское танго. Подлинная родина его – Испания. А еще в те времена танцевали фокстрот, чарльстон. В 40-е годы ХХ века появились рок-н-ролл, буги-вуги, твист, шейк. Каждый танец стремительно и агрессивно выходил на арену, он появлялся словно «калиф на час» и быстро уступал место другому.

Только один оказался неподвластен времени. Он появился гораздо раньше и звучит уже 200 лет. При звуках этого танца хочется кружиться, парить... Вы догадались о каком танце идет речь? (вальс).
2.П.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
Первые такты удивительной музыки захватывают. И вот уже их звучание увлекло нас, сообщило свой ритм и дыхание, отразилось на лицах. А молодость вальса была бурной и шумной. Он прошел через гонения и нападки. Само кружение партнера с дамой, то, что он держал даму за талию, казалось неслыханной вольностью. В предписаниях российской полиции при Павле I значилось «запрещение употреблять пляски, именуемые «вальсеном».


  1. Г.Свиридов Вальс к повести А.Пушкина «Метель»

Но вальс выдержал долгую борьбу и его затанцевал весь мир.


  1. И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»

Вальсы бывают разные. Есть вальсы бальные, эстрадные, симфонические, вальсы-песни... «Офицерский вальс» М.Фрадкина дал начало целой серии «профессиональных» вальсов: это «Матросский вальс» В.Сорокина, известны несколько «Солдатских вальсов», «Шахтерский вальс» И.Дунаевского, «Школьный вальс» И.Дунаевского, есть несколько «Студенческих вальсов», «Колхозный вальс» Майбороды.

А есть и другие: «Севастопольский вальс» К.Листова, «Сибирский вальс» Г.Носова, «Казахский вальс» Халиди, «Киевский вальс» Майбороды, «Минский вальс» Шумилина, «Вальс садового кольца» Птичкина, «Бамовский вальс» Туликова. В названии этих вальсов вся география огромной державы.
5. М.Глинка Вальс - фантазия

6. Д.Шостакович Вальс – шутка
В каждом вальсе есть немного грусти. Вальс – это и воспоминания, он несет глубокие чувства, связанные с переживаниями счастья, радости и грусти, светлой надежды.
7. И.Брамс Вальс Соч.39, №15

Рожден веселым был человек.

Менялись моды и ритмы тоже,

Но мы без танца прожить не можем

Проходит время, за веком век...

Всегда в заботах жил человек.

Но в каждый праздник и в час досуга

Веселый танец был лучшим другом.

Проходит время, за веком век.

Пусть между нами растает снег.

И пусть на нашей большой планете

Танцуют люди и солнце светит.
8. Ф.Шопен Вальс – минутка

9. Ф.Шопен Вальс си минор Соч.69, №2

10. М.Глинка Вальс из оперы «Иван Сусанин»

11. Вальс из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»

12. П.Чайковский - Вальс из балета «Лебединое озеро»

13. Ф.Шопен Вальс до-диез минор
На этом наша лекция-концерт подошла к концу. Спасибо за внимание. До свидание.