Сочинение «Трифонов Ю.В. "мальчик из дома на набережной" А что же тогда храниться у Вас

Многие из присутствующих читателей библиотеки с удовольствием перечитали его произведения и увидели их в новом свете.

Заведующей отдела обслуживания Н.Н.Воронковой было подготовлено сообщение о главных этапах творческого пути, очень часто знание биографии писателя помогает понять его произведения. В этом плане очень интересной явилась книга вдовы и сына Ю.Трифонова «Ольга и Юрий Трифоновы вспоминают», в которой высвечиваются ранее неизвестные читателям факты.

Вспомнили первые особенно запомнившиеся повести, как, например, «Обмен», в начале 60-ых годов прозвучавшую, как новое живое слово. М.Василевская рассказала, что посмотрела старый и новый фильмы по повести «Долгое прощание», которые и сегодня также интересны, как и в те годы. В.Матыцина сказала, что причина здесь в нравственном посыле, которым пропитано все творчество Ю.Трифонова.

По мнению М.Бузюн, в наши дни значение его произведений именно во внимании к вопросам нравственности. И.Мерцалова считает, что эта тема наиболее значима в связи утерей этого понимания.
Н.Боровкова отдельно остановилась на повести «Дом на набережной», в свое время ставшей знаковой и закрепившей это название за некогда «серым» домом. Вспомнила о судьбах его жителей и о коллизиях самой повести, как и многие произведения Ю.Трифонова, отражающей биографию автора.


В.Левецкая призналась, что в преддверии даты впервые прочитала его последний роман самого конца 70-ых годов «Время и место». В нем автор охватил всю свою жизнь, начиная с благополучного детства, расстрела в 37 году отца, высылки матери, и дальше лишений и борьбы за выживание и неудержимого желание стать писателем.

Творчество и судьба Ю. В. Трифонова
В конце 1990-х Трифонова называли властителем дум. В последнее десятилетие интерес к его творчеству несколько угас. Но в том и состоит судьба подлинного искусства, что оно пробивается и сквозь цензурные рогатки, и сквозь несправедливое забвение и равнодушие. В 1999 г. состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству Ю. Трифонова, талантливейшего русского писателя второй половины XX в., создавшего уникальный художественный мир - слепок эпохи, в которую ему выпало жить. Содержание произведений Трифонова в большой степени автобиографично, в основе многих сюжетных поворотов и судеб героев - его собственная нелегкая судьба. Юрий Трифонов родился в семье профессионального революционера Валентина Трифонова, расстрелянного в 1938 г. Отцом писатель всегда гордился. Через многие произведения Юрия Трифонова проходит мотив утраченного золотого детства в Доме на набережной (Доме правительства, как его называли в народе, - так много представителей новой революционной элиты жило здесь), на даче в Серебряном Бору.
Вслед за арестом отца на семью обрушились тяжелые испытания. Восемь лет провела в карагандинском лагере для членов семей врагов народа его мать. Тринадцатилетний Юра с сестрой и бабушкой были выселены из прежней квартиры. Война заставила их эвакуироваться в Ташкент.
Возвратившись в Москву, Ю. Трифонов работает на авиационном заводе. В 1944 г. он становится студентом Литературного института. Первое его произведение - повесть "Студенты" (1951) - приносит ему Сталинскую премию и шумный успех. "Теперь из романа "Студенты", которым набита целая полка в моем шкафу, я не могу прочесть ни строки", - признавался писатель в 1973 г.
Время, жизненный опыт, перемены в общественном сознании заставили Трифонова пересмотреть не только противопоставление скромного, упорного, всего добивающегося нелегким кропотливым трудом Вадима Белова, на чьей стороне его авторские симпатии, и блестящего, талантливого Сергея Палавина, которому все дается легко, без усилий. В зрелых произведениях писатель иначе оценит описанные в повести отношения коллектива и индивидуальности. Им будет в корне переосмыслен главный конфликт - травля институтским коллективом "космополита" профессора Козельского, автора книги о Достоевском, талантливого и требовательного преподавателя, наделенного, однако, рядом клишированных черт отрицательного персонажа. Решающий удар наносит ему Вадим Белов, выступив от имени студентов на Ученом совете.
По иронии судьбы после присуждения Сталинской премии Трифонов сам пережил подобное собрание, осудившее его за то, что при заполнении анкет он не указал, что его отец - враг народа. Этому событию посвящен один из рассказов последних лет "Недолгое пребывание в камере пыток". За повестью "Студенты" последовала достаточно долгая полоса творческих неудач. Задумав роман о строительстве канала в Каракумах, Трифонов отправляется в Туркмению. Результатом длительных и многократных командировок стали сборник рассказов "Под солнцем" (1959) и роман "Утоление жажды" (1963). Смерть Сталина, XX съезд, последовавшие изменения в обществе наложили отпечаток на сюжет и характеры второго романа Ю. Трифонова, в особенности на образ журналиста Петра Корышева, чей отец реабилитирован посмертно. Образ человека, живущего "ненастоящей жизнью", сломленного временем, выводит произведение Трифонова за рамки производственного романа, черты которого отчетливо проступают в повествовании об одной из "великих строек социализма".
В зрелой прозе Трифонова можно выделить два пласта: исторические произведения и произведения, посвященные современности, так называемые городские повести. Однако условность этого деления становится очевидной при внимательном прочтении. История
проникает в повести о современности, а проблематика исторической прозы тесно связана с вопросами, актуальными в 1970-е годы. Работа над произведениями, посвященными исторической и современной проблематике, шла параллельно. За "городскими" повестями, написанными одна за другой - "Обмен" (1969), "Предварительные итоги" (1970), "Долгое прощание" (1971) - последовала повесть об Андрее Желябове "Нетерпение" (1973). Затем Трифонов работает над повестью "Другая жизнь" (1975), героем которой становится профессиональный историк Сергей Троицкий.
В таких произведениях, как "Дом на набережной" (1976) и "Старик" (1978), вообще невозможно отделить прошлое от настоящего без насилия над художественной тканью. В произведениях последних лет (роман "Время и место", 1980; повесть в рассказах "Опрокинутый дом", 1980) все годы и десятилетия, прожитые героями и автором, предстают как масштабная историческая эпоха. В 1987 г., после смерти писателя опубликован ранее неизданный роман "Исчезновение", в котором явственны пересечения со многими произведениями Трифонова ("Отблеск костра", "Дом на набережной", "Старик", "Время и место"). По свидетельству вдовы писателя О.Трифоновой, роман написан в 1968 г. Документальная повесть "Отблеск костра" (1965) стала поворотным моментом творческой судьбы Трифонова. За ее публикацией последовал всплеск живого читательского интереса к его произведениям, не иссякавшего до его смерти.
Эта повесть посвящена революционной деятельности отца писателя. Впервые Ю. Трифонов пытается ответить на мучающие его вопросы: кто виноват в трагической судьбе отца; какова цена быстрых преобразований, решительного вмешательства в ход истории. Обнаженная автобиографичность, предельная искренность придают документальному произведению особое лирическое звучание.
В последнем своем произведении "Опрокинутый дом" Трифонов отбрасывает все литературные маски и говорит с читателем от первого лица о собственной судьбе. Цикл посвящен заграничным поездкам писателя. Сквозь впечатления этих поездок проглядывают иные места и времена. Один из таких эпизодов - воспоминание об отзыве редактора на рассказы Трифонова: "Все какие-то вечные темы". Однако то, что когда-то казалось молодому автору катастрофой (рассказы не приняли к публикации), через много лет осознается как знак качества, как пророчество долгой жизни Ю. Трифонова в литературе.

(1925 - 1981)

В рамках интеллектуальной традиции рассмотрим его творчество. Его творчество во многом сформировало каноны интеллектуальной литературы. Первоначальное название – городская литература. Первоначально это название связано с его творчеством. У него ранний взлет, яркий и неоднозначный. Ровесник практически Шукшина и Вампилова. Трифонов стал известен гораздо раньше их всех – в 1950 году. Судьба Трифонова: его биография тесно связана с его творчеством. Истоки многих тем и мотивов лучше понимаются, когда мы знаем его человеческую судьбу. Нужно начать не с самого Трифонова, а с его семьи. В «Обмене», «Другой жизни» - звучит обращение к жизни и истории семьи. У Трифонова судьба достаточно драматична. Он сын крупного партийного деятеля, революционера, государственного деятеля, партработника. Судьба его отца: арестован, расстрелян. Долгое время провела в лагерях мать Трифонова, но была выпущена свободу и реабилитирована после смерти Сталина. Его судьба тоже поменялась коренным образом: сюжет в то же время драматичный, и в то же время привычный для этой эпохи. Он был сыном человека, которого знала практически вся страна. Жила семья Трифонова в печально известном доме на набережной (название одной из его повестей). Дом на набережной построен в начале 20-30-х годов для советской партийной номенклатуры: обитатели его квартир сменялись часто, пропадая. Также произошло и с семьей Трифонова. Происходит крушение, мотив раннего сиротства и скитания, сначала бабушка, потом тетка берут его на воспитание. Родственники взяли и не побоялись его воспитать. Связь обычной человеческой жизни и большой истории Трифонов ощутил не себе в полной мере. Сначала он гордился своим отцом как частью этой истории. Рос в семье, где отец оказывал влияние на ход Гражданской войны. Когда стал оклеветанным и осужденным народом, Трифонов свою долю ответственности тоже несет. Тем интереснее связь человека и истории. Жизнь и судьба отца стала для Трифонова одной из главных тем во взрослой жизни, в том числе и писательской: тема революции, Гражданской войны, 30-е годы разворачиваются в его творчестве. Пишет документальную повесть «Отблеск костра»: ведет расследование, пытается восстановить факты из жизни, судьбы его отца, выстроить его жизненный путь и образ отца (каким на самом деле был его отец). Второе произведение позднего Трифонова – роман «Исчезновение»: акцент сделан на 30-е годы, тоже документальное произведение с опорой на детские воспоминания, где опять же расследуется тайна исчезновения его отца. Дальше начинается ВОВ, Трифонов относится к категории молодых людей призывного возраста, но не попадает на фронт из-за здоровья (сильная близорукость, с самого детства носил толстенные очки). На фронт не попадает, всю войну работает на оборонном заводе, а он был мальчиком из интеллигентной семьи, не очень приспособлен, работает по 12-13 часов. Параллельно начинает писать. Талант литературный и стремление понять происходящее у него присутствуют. Это важно, потмоу что помогает поступить Трифонову в знаменитый Литературный институт (с повышенным идеологическим значением). Сын врагов народа, осужденных, туда попадает. Трифонов скрывает правду о своих родителях в анкете, которую заполняет при поступлении. На самом деле хваленый сталинский порядок не всегда функционировал. Ни одна проверка не выяснила обмана. Для самого писателя было очень болезненно, что скрыл праву о родителях, сформировало психокомплекс. Мотив отречения от родителей, родственников от арестованных (иногда вымышленные были отречения, иногда искренние). Иначе бы Трифонов никогда не попал в Литературный институт. Трифонов судил себя за то, что как бы отрекся от родителей. Это в какой-то степени помогло осознать связь человека и времени, человека и истории, своей судьбы и судьбы других людей. Мотив человека как нити, продолжения своей истории, истории своих родных, истории, судьбы народа. Получается, что дипломная работа Трифонова, повесть студента, стала популярным и признанным официально произведением. Сначала она была напечатана в журнале «Новый мир». В итоге ученическая работа получила Сталинскую премию, самую высокую награду, которая имелась (не первой правда степени, но второй или третьей). Это дополнительно привлекло внимание к творчеству Трифонова. [Некрасов тоже получил Сталинскую премию за повесть «В окопах Сталинграда» - Н.П.Хрящева рассказывала]. Трифонов отчасти перфекционистом был. На 7-8 лет он замолкает, он стремится найти свой писательский голос, гораздо более убедительный, чем в студенческой работе. Книга во многом компромиссная, отразила кризисы современности. Для читателей она стала большим литературным произведением за счет умения создать живой образ повседневной судьбы, суматохи, образ бытия запечатлевается в книге.


Повесть «Книга , которую я не хотел бы написать ?». Действие происходит в послевоенное время, в Москве. Два главных героя Вадим и Сергей возвращаются домой с наградами. Несмотря на опыт раннего взросления, они – еще молодые люди, ищут свое место в жизни, хотят идти в школу, поступают на филологический факультет московского Педагогического института. С одной стороны они любят литературу, с другой стороны они понимают, что нужны в школе, статус учителя был высокий. Трифонов уже здесь проявляет себя как писатель, который понимает, как можно создать живо и убедительно мир художественный, который основывается на мир реальный. Атмосфера послевоенной Москвы, которая связана с ощущением весны, надежды, испытания отодвигаются в прошлое. Для героев все кажется сложнее. Вадим едет в институт, садится в троллейбус. После войны пустили троллейбусы. Для Вадима приятен признак возврата в довоенную Москву – когда ходили уютные троллейбусы. Возвращается нормальная, радостная жизнь. Вадим видит, что троллейбус новый, значит все в порядке, работают заводы: выпускают не танки, пушки, а есть время выпускать уютные троллейбусы. Разогретая солнцем кожаная обивка сиденья очень вкусно пахнет. Он удобно, мягко, с комфортом едет в разогретом солнцем новом троллейбусе. Жизнь филологического факультета разнообразно изображена: конфликт Вадима и Сергея. Сергей постепенно откалывается от коллектива, а Вадим хорошо вливается в коллектив. Сергей начинает тешиться писательскими амбициями и пишет повесть, забрасывает дела учебные и общественные, которые раньше были важными. У Трифонова герои влюбляются, целуются. Сергей вступает в любовную связь с героиней, потом цинично ее бросает, герой опускается. Диалог об аморальном поведении между героями случается. Задача Вадима не разоблачить Сергея, а помочь ему обрести себя, в том числе и поругав его. Характеристика повести, которую пишет Сергей, в чем-то применима и ко всей повести Трифонова. Вроде бы правильные вещи пишет Сергей в своей повести, но чего-то не хватает Сергею: не хватает живости характеров подлинной жизни, компромиссности. Система двойного зеркала: компромиссность Трифонов интуитивно или сознательно осознает недостатками, о которых пишет его герой. Сюжет разоблачения врага народа у студентов появляется: есть доцент, который читает русскую литературу студентам. Этот доцент превозносит сомнительных Достоевских и всячески дискредитирует, унижает современную советскую литературу. к которой так тянется молодежь, что для них естественно. Вадим и его приятели ведут борьбу за современную литературу: доходят до руководства факультета и хотят, чтобы ставили семинары по современной литературе. С другой стороны разве не нужно знать современный культурный контекст? [Анна Ахматова к Пушкину шла через Блока и современных ей авторов, тогда на глубинном уровне становится понятна глубинная традиция].

*Период 10-15 лет творческих поисков, колебаний. Трифонов пишет, но не удовлетворен своими произведениями.

Роман «Утоление жажды ». Автобиографический мотив. Воспринимается не как принадлежащий к реалистической традиции, а с новыми традициями, в том числе модернистской. Трифонов становится спортивным журналистом. Трифонов действительно со вкусом и со знанием дела в атмосферу спортивной журналистики погружается. Его спортивные очерки выходят книжками. Опыт журналистики многое дал Трифонову-писателю. Ситуация, с которой сталкивается журналист: есть спортивное событие каждый раз, как писать, чтобы не получилось, что меняется только имя, Трифонов работает с деталями. Одна и та же сходная ситуация, образы спортсменов похожие оказываются индивидуальными благодаря тому, что Трифонов отсеивает нужные подробности.

Рассказ «Путешествие ». Сюжет готовит к пониманию того, как формируется манера зрелого Трифонова. Рассказ отражает внутренние искания и колебания Трифонова. Главный герой рассказа – журналист. Он приходит в редакцию и просит, чтобы ему дали какое-то интересное задание, выписать ему творческую командировку, где вершатся судьбоносные дела (стройку, строительство канавы или что-то другое). Герой выходит на улицу и задумывается о том, что он не знает и никогда не узнает людей, о которых пишет. Жизнь каждого из этих людей – тайна для него. В противовес внешней романтике, поиску событий, приходит понимание, что любая история обладает большим, эпическим потенциалом, как и любое крупное событие.

*Центральное произведения творчества – повесть «Отблеск костра», роман «Нетерпение» (о народовольцах, увивших царя, Николая I).

Роман «Нетерпение ». Неоднозначно организовано повествование. Включаются в повествование голоса погибших революционеров. Пронзителен голос Рысакова, одного из народовольцев, о том, как пусто и темно и рвется наружу душа его. Само название указывает на революционную тематику романа: о переустройстве.

Цикл городских повестей (60-70-начало 80 гг.) – тоже занимает одно из центральных мест. Цикл состоит из 5 повестей:

1) «Обмен».

2) «Предварительные итоги» (71 год).

3) «Долгое прощание» (73 год, больше всего нравится Тагильцеву).

4) «Другая жизнь» (75 год).

5) «Дом на набережной» (75 и 76 годы – даты официального окончания этих работ, писались практически одновременно).

Все тексты автономны, друг с другом сюжетно практически не связаны.

Романы «Старик » (76 год) и «Время и место » (80 год). Объемный романный образ мира в них представлен, в чем-то примыкают к циклу городских повестей. Теперь подробнее о названных выше произведениях.

С конца 60-х годов Трифонов – в центре внимания. Его проза не так успешна с точки зрения официальной оценки. Критика того времени считала, что Трифонов погружается в мелкие заботы, не уделяя должного внимания эпическим событиям, в плане философском как будто бы мельчает, не задумывается о философских вопросах, а погружен в мелочные, бытовые вопросы. Сам Трифонов нервно реагировал на эти упреки в бытописательстве. Для Трифонова в его творческом мышлении нет разделения на быт. По творческой мысли в повествовании нет фиксации моментов, 5-тиминуток бытия. Трифонов уверен в своей манере, умении создавать образ живой жизни, повседневной жизни с помощью точных деталей, которые оказываются значимыми, знаками слитности, неразделимости повседневного начала. Это общий пафос художественного творчества:

1) Неразделимость быта и бытия.

2) Внимание к мельчайшим подробностям своих героев.

Важное место занимает в его творчестве ощущение слитности и неразделимости не только быта и бытия, но и мира. Трифонов не работает с потоком сознания, для него эта форма кажется искусственной. Искусство (в том числе и словесное) не является прямой фотографией, это имитация. Трифонов стремится к большей упорядоченности: у него прошлое, настоящее и будущее часто переплетаются, потому что существуют по логике слитности.

Цикл городских повестей Трифонова. Повесть «Обмен ». [На практическом занятии – повесть «Другая жизнь»; см. экранизацию повести «Долгое прощание», режиссер Урсуляк]. Сюжет повести «Обмен» связан с сугубо бытовыми коллизиями, уже в названиями зафиксированными. Имеется в виду обмен квартиры, который тогда был непростой процедуры. У главного героя повести Дмитриева тяжело больна мать Ксения Фёдоровна. Семья Дмитриевых (он, его жена и дочь) живут в однокомнатной квартире, мать Дм тоже живет в однокомнатной квартире. Утро: жена Лена говорит, что лучше было бы, чтобы семья съехалась, и жили бы они вместе с матерью Дмитриева в двухкомнатной квартире. Выясняется, что у Лены плохие отношения со свекровью Ксенией Федоровной. Лена и Ксения Федоровна встречаются с ней только на больших праздниках. Но Лена не запрещает мужу видеться с матерью. Выясняется, что Ксения Федоровна больна, у нее рак желудка, прооперирована в больнице была. Сейчас у нее наблюдается улучшение, ремиссия. [У Солженицына обнаружили еще в лагере опухоль желудка, но он еще долго прожил, не случайно воспринимал жизнь как дар]. Родственники не говорят ей о ее диагнозе, она думает, что ее оперировали из-за язвы желудка. При раке развитие болезни зависит от психологического состояния больного, потому дети стараются беречь мать. В этот момент Лена предлагает съехаться. Понятно почему. В советсткое время в собственности у людей находилось не много жилья (5-10 %). Жилой фонд принадлежал муниципалитету (сейчас Горсовету). По наследству передать эту квартиру уже возможности не было, семьи могли продолжать жить, если были прописаны в этой квартире. Семья Дмитриевых была прописана в своей квартире, а Ксения Федоровна прописана в своей. Дмитриевым эта квартира не достанется. Достанется эта квартира другому человеку, находящемуся в очереди и живущему пока что в коммунальной квартире. Этот выход – съехаться - понимает и просчитывает Лена и ее муж. По-человечески героев можно понять. Почему же тогда Дмитриев на эту здравую мысль Лены он отвечает агрессией? Все дело в тончайших Трифоновских нюансах и деталях. Дело в том, что есть психологический нюанс, который не учитывается в бытовых решениях. КФ не знает, что она больна неизлечимо, но она знает, что Лена не переносит ее. Тогда КФ поймет, почему они переезжают. Переезд Дмитриевых объявит матери смертный приговор. Вот дилемма, перед которой стоит Дмитриев. Обмен квартирами становится обменом нравственным, обменом ценностями. Поэтому на работе он предпринимает нелепые шаги. Он узнает по слухам, что у товарища из соседней лаборатории схожая ситуация произошла, умер тесть, они удачно переехали. Дмитриев пытается с ним поговорить, но Дмитриев неделикатно вторгся к нему, тот его выгоняет. Вечером Дмитриев едет к своей подруге (были романтические отношения недолгие, после чего друзьями хорошими остались). Дмитриеву нужна психологическая поддержка, он не может решиться сделать такое предложение матери. Он говорит с сестрой (приезжает к ней на дачу). Сестра реагирует нервно и категорично, она все понимает. Она практически выгоняет брата, не давая ему поговорить с матерью. Заканчивается повесть благополучно для его семьи. КФ в следующий приезд Дмитриевых сама предлагает им съехаться. Мать чувствует себя не очень хорошо. Мать понимает, о каком обмене шла речь и зачем он приезжал. Она с сожалением смотрит на своего сына и его слабости. Она сама предлагает, чтобы не было на его душе груза. Дальше – эпилог. Ксения Федоровна умерла следующей осенью, семья Дмитриевых благополучно живет в просторной новой квартире. Главное в повести – это отсутствие или оправдание безнравственности своих героев. Трифонов хочет продемонстрировать, что жизнь сама по себе непростая, выборы зачастую оказываются неразрешимыми. Это не оправдывает ни в коем случае Лену и Дмитриева. Есть положительный момент в плане жилищных отношений, но и есть груз вины. Лена – не такая плохая женщина, она видит смысл жизни видит в доме, в любви к Дмитриеву, дочери. Но она думает о том, что растет дочь. Она не ради только своей выгоды, она хочет, чтобы была счастлива ее семья. Он – хороший, любящий человек, но проблемы ее в том, что ее любви хватает только на мужа и на дочь, а на мать мужа не хватает. Не бесчувствие, а недочувствие (это слово снова появится в романе «Старик»). Лена не бесчувственна, но недочувствует. Важна история семьи. Перед нами практически вся жизнь семьи Дмитриевых, семьи Лукьяновых, истории, которые случались с их семьями. Срез сознания героя без потока сознания, подробно конструируется внутренний мир. Не случайно появляется воспоминание о деде Дмитриевых: служил, посажен в лагерь, вышел, после смерти Сталина реабилитирован. Он любил внука своего, в чем-то не понимал. Нравственный максимализм, который достался от деда не внуку, а внучке, сестре Дмитриева. Дача – важное место, получена старым большевиком, дедом много лет назад, детство Дмитриева там прошло. Ситуация на даче: приходит слесарь что-то починить. Дед вызывает Дмитриева деликатно и спрашивает его: тебе не показалось странным, что Лена обращается на «ты» к слесарю, тычет ему. Это непонятно деду. Он деликатен, не делает замечания Лене, но просит задуматься молодежь о недопустимости подобной ситуации. В такой ничего не значащем «ты» звучит неуважение. Она подчеркивает, что она – хозяйка, владелица, а его статус гораздо ниже. [Так обращается часто начальник к человеку ниже его по статусу, так не должно быть, должно быть взаимное уважение]. Чтобы понять героя, нужно понять историю их семьи, как выстраиваются отношения.

«Дом на набережной ». В емком, сжатом виде представлен мир бытия (см. первый абзац): отношения бытия и мира, мира и человека, наслоение и соединение в повествовании. Эти нити не сами по себе существуют у Трифонова. Главный герой - Гриша Ребров, историк (занимается историей борьбы революционеров и царской охраны). Таким переплетением слоев повествования, времен, точек зрения, взглядов, голосов героев представляется трифоновское повествование («Обмен», «Дом на набережной», «Долгое прощание» и в других текстах).

В 60–70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название «городская проза». Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской прозы героями были горожане, обремененные бытом, нравственными и психологическими проблемами, порожденными в том числе и высоким темпом городской жизни. Рассматривалась проблема одиночества личности в толпе, прикрытого высшим образованием махрового мещанства. Для произведений городской прозы характерны глубокий психологизм, обращение к интеллектуальным, идейно-философским проблемам времени, поиски ответов на «вечные» вопросы. Авторы исследуют интеллигентский слой населения, тонущий в «трясине повседневности».
Творческая деятельность Юрия Трифонова приходится на послевоенные годы. Впечатления от студенческой жизни отражены автором в его первом романе «Студенты», который был удостоен Государственной премии. В двадцать пять лет Трифонов стал знаменит. Сам автор, однако, указывал на слабые места в этом произведении.
В 1959 году выходят сборник рассказов «Под солнцем» и роман «Утоление жажды», события которого разворачивались на строительстве оросительного канала в Туркмении. Писатель уже тогда говорил об утолении духовной жажды.
Более двадцати лет Трифонов работал спортивным корреспондентом, написал множество рассказов на спортивные темы: «Игры в сумерках», «В конце сезона», создавал сценарии художественных и документальных фильмов.
Повести «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь» образовали так называемый «московский», или «городской», цикл. Их сразу назвали феноменальным явлением в русской литературе, потому что Трифонов описывал человека в быту, а героями сделал представителей тогдашней интеллигенции. Писатель выдержал нападки критиков, обвинявших его в «мелкотемье». Особенно непривычен был выбор темы на фоне существовавших тогда книг о славных подвигах, трудовых достижениях, герои которых были идеально положительными, целеустремленными и непоколебимыми. Многим критикам показалось опасным кощунством то, что писатель осмелился раскрыть внутренние изменения в нравственном облике многих интеллигентов, указал на отсутствие в их душах высоких побуждений, искренности, порядочности. По большому счету Трифонов ставит вопрос, что такое интеллигентность и есть ли у нас интеллигенция.
Многие герои Трифонова, формально, по образованию, принадлежащие к интеллигенции, так и не стали интеллигентными людьми в плане духовного совершенствования. У них есть дипломы, в обществе они играют роль культурных людей, но в быту, дома, где не нужно притворяться, обнажаются их душевная черствость, жажда выгоды, иногда преступное безволие, моральная непорядочность. Используя прием самохарактеристики, писатель во внутренних монологах показывает истинную сущность своих героев: неумение противостоять обстоятельствам, отстаивать свое мнение, душевную глухоту или агрессивную самоуверенность. По мере знакомства с персонажами повестей перед нами вырисовывается правдивая картина состояния умов советских людей и нравственных критериев интеллигенции.
Проза Трифонова отличается высокой концентрацией мыслей и эмоций, своеобразной «плотностью» письма, позволяющей автору за внешне бытовыми, даже банальными сюжетами многое сказать между строк.
В «Долгом прощании» молодая актриса размышляет, продолжать ли ей, пересиливая себя, встречаться с видным драматургом. В «Предварительных итогах» переводчик Геннадий Сергеевич мучается от сознания своей вины, уйдя от жены и взрослого сына, давно ставших ему духовно чужими. Инженер Дмитриев из повести «Обмен» под нажимом властной жены должен уговорить родную мать «съехаться» с ними после того, как врачи сообщили им, что у пожилой женщины рак. Сама мать, ни о чем не догадываясь, крайне удивлена внезапно возникшими горячими чувствами со стороны невестки. Мерило нравственности здесь – освобождающаяся жилплощадь. Трифонов словно спрашивает читателя: «А как бы поступил ты?»
Произведения Трифонова заставляют читателей строже присмотреться к себе, учат отделять главное от наносного, сиюминутного, показывают, какой тяжелой бывает расплата за пренебрежение законами совести.

«Городская» проза в современной литературе».

Ю. В. Трифонов. «Вечные темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

Цели урока: дать понятие о «городской» прозе, краткий обзор центральных её тем; анализ повести Трифонова «Обмен»

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

    понятие «городской » прозы, сведения о жизни и творчестве Ю.В.Трифонова, сюжет, героев произведения.

Учащиеся должны понимать:

Учащиеся должны уметь:

    характеризовать героев повести и их отношение к матери.

1. «Городская» проза в литературе 20 века.

Работа с учебником.

Прочитайте статью (учебник под ред. Журавлева В.П., ч. 2, стр. 418-422).

Что, по- вашему, обозначает понятие «городская проза»?

2. «Городская» проза Юрия Трифонова.

Жизненный и творческий путь Трифонова.

Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 году вступил в партию, был сослан в ссылку в Сибирь. В 1923-1925 г.г.возглавил Военную коллегию Верховного суда СССР.

В 30-е годы отец и мать были репрессированы. В 1965 вышла документальная повесть «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен своеобразный художественный прием принципа монтажа времени.

История будет тревожить Трифонова постоянно («Старик», «Дом на набережной»). Писатель реализовал свой философский принцип: «Надо вспоминать- тут скрыта единственная возможность соревнования со временем. Человек обречен, время торжествует».

В войну Юрий Трифонов был в эвакуации в Средней Азии, работал на авиационном заводе в Москве. В 1944 году поступил в Литературный институт им. Горького.

Первая повесть «Студенты»- дипломная работа начинающего прозаика.

Повесть напечатал журнал «Новый мир» А. Твардовского в 1950 году, а в 1951 году автор получил за нее Сталинскую премию.

Сам Трифонов утверждал: «Да не быт я пишу, а бытие».

Критик Ю.М. Оклянский справедливо утверждает: «Испытание бытом, властная сила житейских обстоятельств и герой, так или иначе романтически им противостоящей…-сквозная и заглавная тема позднего Трифонова…».

Как вы считаете, почему писателя упрекали в погруженности в быт?

Какова роль «быта в повести «Обмен»?

Само название повести «Обмен» прежде всего раскрывает обыденную, бытовую ситуацию героя-ситуацию обмена квартиры. Быт городских семей, их ежедневные проблемы занимают значительное место в повести. Но это лишь первый, поверхностный слой повести. Быт- условия существования героев. Кажущаяся обыденность, всеобщность этого быта обманчива. На самом деле испытание бытом не менее трудно, опасно, чем испытания, которые выпадают человеку в острых, критических ситуациях. Опасно тем, что человек меняется под воздействием быта исподволь, незаметно для самого себя, быт провоцирует человека без внутренней опоры, стержня на поступки, которым сам человек после ужасается.

- Каковы основные события сюжета повести?

Сюжет повести представляет собой цепь событий, каждое из которых является самостоятельной новеллой. В первой Лена уговаривает Виктора Дмитриева, своего мужа, съехаться со смертельно больной матерью ради жилплощади. Во второй Виктор переживает за мать, мучается угрызениями совести, но все же обдумывает варианты обмена, Третья новелла- это родословная Виктора, его воспоминания об отце и его семье. Четвертая- история противостояния двух семейных кланов: потомственных интеллигентов Дмитриевых и Лукъяновых, людей из породы «умеющих жить». Пятая- история со старым другом Дмитриева, Левкой Бубриком, вместо которого Виктора пристроили в институт. Шестая- диалог героя с

сестрой Лорой о том, куда девать больную мать.

В чем смысл такой композиции?

Такая композиция постепенно раскрывает процесс морального предательства героя. Сестра и мать считали, «что он их тихонько предал», «олукьянился». Герой постепенно идет на один компромисс за другим, как бы вынужденно, в силу обстоятельств отступает от своей совести: по отношению к работе, к любимой женщине, к другу, к своей семье, и наконец, к матери. При этом Виктор «мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. Привык оттого, что увидел, что то же- у всех, и все- привыкли». И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его-то нужно беречь изо всех сил». Привычка, успокоенность и есть причины готовности к компромиссам.

- Как Трифонов переходит от описания частной жизни к обобщениям?

Слово, изобретенное сестрой Виктора, Лорой,- «олукьянился»- уже обобщение, очень точно передающее суть изменений в человеке. Эти изменения касаются не только одного героя. По пути на дачу вспоминая прошлое своей семьи, Дмитриев оттягивает встречу с матерью, оттягивает неприятный разговор и предательский разговор об обмене. Ему кажется, что он должен «продумать что-то важное, последнее»: «Все изменилось на том берегу. Все «олукьянилось». Каждый год менялось что-то в подробностях, но, когда прошло 14 лет, оказалось, что все олукьянилось и безнадежно». Второй раз слово уже дано без кавычек, как устоявшееся понятие. Герой думает об этих изменениях примерно так же, как думало своей семейной жизни: «а, может быть,- это не так уж плохо? И если это происходит со всем-даже с берегом, с рекой и с травой- значит, может быть, это естественно и так должно быть?». Никто, кроме самого героя, не может ответить на эти вопросы. А самому удобнее ответить: да, так и должно быть- и успокоиться.

Чем отличаются семейные кланы Дмитриевых и Лукьяновых?

В отличии двух жизненных позиций, двух систем ценностей, духовных и бытовых, состоит конфликт повести. Главным носителем ценностей Дмитриевых является дед, Федор Николаевич. Он старый юрист, в молодости занимался революционными делами, сидел в крепости, бежал за границу, прошел ГУЛАГ- об этом говорится косвенно. Дмитриев вспоминает, что «старик был чужд всякого лукьяноподобия, просто не понимал многих вещей». Например, того, как можно немолодому рабочему, который пришел к ним перетягивать кушетку, говорить «ты», как это делают жена и теща Дмитриева. Или давать взятку, как это сделали уже вместе Дмитриев и Лена, когда просили продавца отложить для них радиоприемник.

Если тесть Дмитриева неприкрыто «умеет жить», то Лена прикрывает это умение, изворотливость заботой о семье, о муже. Для нее Федор Николаевич-«монстр», ничего не понимающий в современной жизни.

Каков смысл повести?

Жизнь меняется только внешне, люди же остаются прежними. «Квартирный вопрос» становится испытанием и для героя Трифонова, испытанием, которого он не выдерживает и ломается. Дед говорит: «Мы с Ксенией ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный, но и не удивительный».

Это суд самого автора. Процесс «олукьянивания » протекает незаметно, вроде бы помимо воли человека, с массой самооправданий, но в результате разрушает человека, и не только морально: после обмена и смерти матери три недели дома в строгом постельном режиме пролежал Дмитриев. Герой становится другим: «еще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька».

Смертельно больная мать говорит ему: «Ты уже обменялся, Витя. Обмен произошел…Это было очень давно. И бывает всегда, каждый день, так что ты не удивляйся, Витя. И не сердись. Просто так незаметно…».

В конце повести приводится перечень юридических документов, необходимых для обмена. Их сухой, деловой, официальный язык подчеркивает трагизм происшедшего. Рядом стоят фразы о «благоприятном решении» в отношении обмена и о смерти Ксении Федоровны. Обмен ценностных представлений состоялся.

Итак, Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.

3) Из чего складывается образ главного героя?

Характеристика образа с опорой на текст.

– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена? («...Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».)

– Что выражает эта поза Дмитриева? (Это желание уйти от конфликта, смирение, непротивление, хотя на словах он и не согласился с Леной.)

– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».

Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется (так автор детально изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».

– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый? (Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.

«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».)

Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» – наглядное свидетельство невозможности для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.

– Чью оценку получает герой? (Его оценку мы узнаем от матери, от деда: «Ты человек не скверный. Но и не удивительный».)

4) В праве называться личностью Дмитриеву отказано его родными. Лене отказано автором: «…она вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог… Она не отпускала до тех пор, пока желания – прямо у нее в зубах – не превращались в плоть…»

Оксюморон* миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине.

Да, Трифонов явно определил свою позицию. Этому противоречит высказывание Н. Ивановой: «Трифонов не ставил перед собой задачи ни осудить, ни наградить своих героев: задача была иная – понять». Это верно отчасти…

Думается, более справедливо другое замечание этого же литературного критика: «…за внешней простотой изложения, спокойной интонацией, рассчитанной на равного себе и понимающего читателя, – трифоновская поэтика. И – попытка социального эстетического воспитания».

– Каково ваше отношение к семье Дмитриевых?

Хотелось ли вам, чтобы так складывалась жизнь и в ваших семьях? (Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений нашего времени: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало. Семья остается без главы.)

III. Итог урока.

Над какими вопросами заставил задуматься автор повести «Обмен»?

Согласитесь ли вы с тем, что Б. Панкин, говоря об этой повести, называет жанр, сочетающий в себе физиологический очерк современного городского быта и притчи?

Домашнее задание.

«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной тины мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».

Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:

џ Что в повести выходит на первый план при восприятии ее сейчас нами?

џ Действительно ли у Трифонова нет идеалов?

џ Останется ли, по вашему мнению, эта повесть в литературе и как ее будут воспринимать еще через 40 лет?