Тема Роль литературы в жизни человека: аргументы. Какую роль играет литература в жизни современного человека? Роль литературы в жизни человека статьи

Руководитель: Герасимова В.Ф., учитель русского языка и литературы.

Эссе

Роль литературы в жизни человека

Я хочу ответить на эти поставленные мною вопросы словами В.А. Сухомлинского, что ч тение - это один из истоков мышления и умственного развития.

Я думаю, что именно чтение художественной литературы помогает нам жить в этом мире. Если мы не будем читать, то мы просто будем «дикарями».

Писатели и поэты вложили всю душу в написание своих произведений. Они старались донести до нас всю действительность на каждой эпохе жизни.

М.Ю.Лермонтов написал прекрасные произведения, которые заставляют задуматься о жизни людей того времени, вызывая глубокую печаль и сопереживание к героям. Мне порой кажется, что в любом стихотворении Лермонтова о Родине оно или об одиноком парусе средь моря, о смерти поэта или о первом января, есть грустные мотивы, какая-то печаль, или даже обида на всё то, что происходило вокруг самого автора.

Многие поэты, сочиняя стихотворения о Родине, пишут о ней с восхищением и открытой радостью, в то время как Лермонтов пишет о своей глубокой любви к Родине, народу; о самодержавной власти, призывая народ к борьбе за свободу, за освобождение от крепостного права:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ!

Да, жизнь Лермонтова была мгновенна, но ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Он писал обо всём, что видел, чувствовал, чем жил. Его стихи - отражение его великой души и неизмеримого таланта. Они учат нас быть честными, справедливыми, не продаваться, а быть верными себе и народу. Его произведения и в настоящее время являются образцом нравственности.

Если бы не было такого яркого явления в жизни человека, как произведения литературы, то, я не знаю, откуда бы мы узнавали о жизни нашего народа, всего мира, откуда бы мы черпали все прекрасное, нужное для себя?

Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» открыла мне глаза на некоторые вечные истины. В его философской сказке звучит стремление заставить людей вновь задуматься о том, что на самом деле важно в человеческой жизни. Главный герой напоминает нам, что должно быть самым важным в ней: понимание, гармония с окружающим миром, способность радоваться таким простым вещам, которые не купишь ни за какие деньги: рассвет, аромат цветка, сияние звезд. И главное - любовь и дружба. Именно эти простые истины дают возможность душе стать чище, взять ответственность за жизнь и заботу о другом человеке. Словами Лиса звучит одна из истин: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Только настоящая дружба способна открыть человеку глаза и помочь принять правду. Трогательная, но в то же время глубокая по смыслу, эта сказка заставляет нас, читателей, посмотреть на себя со стороны, прислушаться к своему сердцу и понять, насколько уникальна человеческая душа, и как важно сохранить ее чистой и светлой, как у ребенка.

Точно отметил роль чтения в жизни каждого читателя великий французский писатель Виктор Мари Гюго, он сказал, что в сякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг. Да, я согласна со словами мастера, что неизмерима роль книг и чтения, которые нас, действительно, учат жизни, правильной, честной, справедливой.

Таким образом, произведения литературы дают нам очень многое для жизни, ведь как говорил Нестор-летописец, что е сли поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей.

Лично я для себя нахожу в произведениях художественной литературы очень много поучительного, умного, мудрого для жизни.

Нет, нельзя обходить стороной творчества таких писателей-классиков, как А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.С.Тургенева и многих других. О них мы должны знать, помнить. Ведь они писали для нас, они нас учат жизни!

Писатели всех времён и народов пытались дать ответ на вопрос: "Какое же место в жизни человека занимает литература?" Ведь какое произведение ни возьми, везде можно узреть эту проблему. Не обошёл её стороною и известный советский писатель Абрамов Фёдор Александрович.

Книги, литература играют важнейшую роль в жизни каждого. Ведь читая произведения, мы имеем возможность перенестись через года, через целые эпох как вперёд, в будущее, так и назад, в прошлое, наблюдать различные природные красоты, быть свидетелем интересных и поистине захватывающих событий. Но всем известно, что книга не бесконечна, и после прочтения её содержание становится объектом для порою очень длительных размышлений, которые непременно приведут нас к жизненно важному выводу. Именно этот факт и делает литературу неотъемлемой частью, дорогущим компаньоном в нашей судьбе.

Он убеждён в том, что она это единственный выход, единственное спасение для молодёжи в среде "с возросшим эгоцентризмом и индивидуализмом, с иждивенческими и потребительскими настроениями, с утратой бережного и любовного отношения к земле, к природе, с холодным рационализмом."

И не согласиться с писателем просто невозможно. Ведь только литература способна помочь нам сохранить и преумножить духовную культуру, которая была накоплена многовековым народным опытом.

И часто так бывает, что книга нам становится ближайшим другом, помощником, компаньоном в нашей непростой жизни. Так, Максим Горький в своей автобиографической трилогии повествует читателям о жизни мальчика Алёши, у которого совсем не было возможности ходить в школу, и потому его единственным источником знаний стали книги. Читая ночами, при свете свечи, герой открывал и познавал этот интереснейший мир. И уже совсем скоро Алёша забыл про одиночество, понял, что книга - это единственная вещь, что способна прийти ему на помощь, в какую ситуацию он бы ни попал.

Более того, в романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" можно повстречать прекрасные слова: "Рукописи не горят." Ведь художественные произведения вдохновлены любовью и бесконечным поиском смысла жизни, потому они готовы пронестись сквозь года, чтобы найти свою дорогу к читателям и помочь им отличать добро и зло, вечное и сиюминутное, истину и ложь.

Таким образом, на примере произведений всего пары писателей мы не раз убедились, что литература и книги играют важнейшую, неотъемлемую роль в нашей жизни, становясь нашими вечными друзьями и помогая нам во всём.

Каждый человек соприкасается с миром художественной литературы еще в период раннего детства. Не обладая навыками чтения, мы слушали сказки из уст наших родителей. Именно сказка играет роль перовой ступеньки на пути становления читателя. Затем, ознакомившись с азбукой, ребенок самостоятельно начинает воспроизводить текст любимых произведений, запомнившихся с раннего детства.

Становление читателя

По мере взросления человека более «взрослой» становиться и художественная литература, которую он читает. Один раз, окунувшись в мир художественных произведений, человек на всю жизнь становится его заложником. И в этом нет ничего плохого, наоборот, чтение литературных произведений возвышает человека, открывает ему путь в мир мудрости и знаний.

Литература и читатель прошли долгий период на пути своего становления. Зародившись еще в древнее времена, литература смогла выдержать конкуренцию со стороны новых течений в искусстве - телевиденья и кино, и на сегодняшний день является наиболее важным видом искусства.

Литература художественная и нехудожественная

Художественная литература приставляет собой один из разновидностей искусства. Она тесно взаимосвязана с другими видами искусства - театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Именно художественные произведения являются почвой для развития этих искусств.

Художественная литература охватывает такие жанровые виды как эпос, лирика, драма, лирический эпос.

Как мы уже поняли, рядом с художественной литературой существует и нехудожественная. Что представляет собой нехудожественная литература? Для этого достаточно вспомнить первую самостоятельно прочитанную вами книгу - букварь. Именно букварь является первым представителем нехудожественной литературы в жизни человека.

Нехудожественная литература - это учебная литература, с помощью которой мы познаем азы науки. В школьном возрасте - это учебники математики, грамматики, биологии, физики, в более взрослом - научные статьи, труды известных ученных, опираясь на которые мы приобретаем себе профессию.

Роль художественной литературы в жизни человека

Именно благодаря художественным произведениям человек, прежде всего, начинает свое становление как личность: мы начинаем понимать, в чем состоит разница между добром и злом, как происходят взаимоотношения в обществе, что собой представляет внутренний мир людей.

Благодаря таким художественным произведениям, как былины, эпос и мифы, мы знакомимся с историческим прошлым народа, его вековыми традициями. Трогательный мир поэтической лирики учит нас полноценно раскрывать свои чувства, не бояться выражать любовь к своей Отчизне.

Читая произведения с мотивами мистицизма, мы отправляемся в увлекательное путешествие вместе с таинственными героями, в котором вместе с ними раскрываем загадки окружающего мира.

Но не следует считать, что для сформировавшейся личности художественная литература теряет свою актуальность. На жизненном пути человек встречает множество препятствий, преодоление которых зачастую происходит благодаря руководству истинами, которые заложены авторами в художественной литературе. Такие произведения сопровождают человека всю жизнь - от младенчества до глубокой старости.

Роль литературы в современном обществе

(Казаченко Юлия, студентка 3 курса специализации

Хореографическое творчество)

Литература в обществе всегда занимала большое место и имела конкретные задачи и определенные функции. Прежде всего, — эстетические и информационные. Литература могла быть для общества, как лучшим другом, так и самым жестоким критиком. Но и конечно литература всегда была отражением общественной жизни и являлась одним их двигателей культурологического процесса.

На разных этапах своего развития человечество размышляло о роли литературы в обществе. С изменениями, происходящими в жизни, люди тоже становятся другими. Процесс самовыражения захватывает все, превращая человека в раба своего времени, где все продается и покупается. Общество реальное разделяется на бедных и богатых, успешных и неуспешных. Чаще говоря о некоторых достижениях демократических прав свобод, при этом мы забываем о падении нравов. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте.

Литература способна очень серьезно влиять на своего читателя. Специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты .

Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.

Изменился и современный читатель. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали.

Размышляя о значении литературы в современном мире, обращаемся к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы: 1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого; 2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный; 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации. Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие более 30 лет назад.

Он отмечает такую особенность мировой литературы, как единство: Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, — и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции . Писателя же он называет выразителем национального языка, главной скрепой нации. По его мнению, литература может помочь миру в его раскаленный час.

Литература вносит свою лепту в воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы не менялся человек, и как бы не смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Он живет, наслаждается жизнью до тех пор, пока чувствует под ногами твердую почву. Но стоит этой почве пошатнуться, как человек открывает страницы откровения. И, конечно же, лучшим путеводителем в поисках истины всегда был и остается огромный пласт культурного наследия, несущий в себе опыт многих поколений.

Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать.

Список литературы

Айзерман, Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997.

М.Горький. Собрание сочинений в издании Книга. Рассказ Читатель. 1923.

Солженицын, А.С. Нобелевская лекция. [Текст] / Нобелевская лекция А.Солженицына. 1972. с.7

Чтение - важная часть человеческой жизни. Это простой способ сохранить ясность ума на долгие годы. Человек, знакомый с большим количеством литературы различных жанров, обладает более широким кругозором, развивает свой мозг. Нередко школьники получают домашнее задание - написать сочинение, в котором привести аргументы в пользу этого занятия.

Цели сочинения

Почему учителя русского языка включают задание подобного рода в домашнее задание для учащихся? В процессе написания к каждому тезису школьник должен привести веские аргументы. Роль литературы в жизни человека - это обширная тема, которая позволяет еще раз освежить в памяти те доказательства, которые подтверждают важность чтения в современной жизни. Людям XXI века гораздо легче прийти домой, сесть за компьютер или телевизор, нежели начать читать книгу.

Все понимают, что подобное отношение способствует умственной деградации. Однако почему-то все равно многие предпочитают книгам другие занятия. Школьник может попробовать написать сочинение, которое будет призвано убедить читателя в важности роли литературы в жизни человека. Аргументы, которые учащийся будет использовать, он может брать из самых разных источников: повседневной жизни, случаев с давними знакомыми, собственного опыта. Главное - та или иная мысль должна быть доказана или объяснена. И конечно, не стоит забывать о таких важных моментах, как орфография, пунктуация, а также стилистика написания.

Понять себя

Читая различную литературу, наблюдая за тем, как развивается сюжет книги, люди волей-неволей начинают размышлять о серьезных вопросах нашего бытия. Ведь именно с этой целью и были написаны великие произведения - они помогают читателю заострить внимание на определенной проблеме, с которой может столкнуться человек. Наблюдая за тем, как ведут себя персонажи, читающий учится выявлять и в обыденной жизни в какой-то мере предсказывать их действия.

Нередко бывает так, что и сам писатель на каком-то этапе своей жизни пережил определенные трудности и решил передать свой опыт последующим поколениям посредством романа, пьесы, новеллы или рассказа. Не менее важна и роль поэзии - читая стихотворения, человек может проникнуться настроением поэта, его мировосприятием в определенный момент времени. А иногда поэзия несет и целительную силу. Например, читая стихотворения о трудных временах, человек чувствует, что он не один в своих проблемах, что когда-то и до него люди сталкивались с подобными сложностями.

Роль литературы в жизни человека: аргументы

Итак, почему же в наше время так важно помнить о важности чтения? Многим понравится такой тезис: чтение книг способно снять стресс. Оно переводит читателя в другой мир, где он может отвлечься от повседневных проблем, окунуться на некоторое время в новую атмосферу. Сегодня очень большое количество людей страдают от постоянного стресса. И этот плюс чтения будет оценен теми, кто уже устал каждый день думать о бесконечных проблемах.

Психологические плюсы

Интересен и другой аргумент к роли художественной литературы в жизни человека. Учеными доказано, что мы стареем тогда, когда стареет наш мозг. Именно поэтому чтение способно даже немного замедлить время и «отложить старость». Ведь, посвящая время литературе, человек вынужден мыслить, делать умозаключения, понимать смысл того, что описывается в книге. А дополнительная нагрузка на мозг благоприятно сказывается на функционировании всего организма.

Аргументы к проблеме «роль литературы в жизни человека» на этом не заканчиваются. Учеными установлено, что чтение может способствовать хорошему сну. Если человек на ночь регулярно читает книгу, вскоре его мозг будет воспринимать это занятие как сигнал - скоро пора спать. Благодаря чтению, таким образом, люди могут чувствовать себя наутро бодрее.

Минусы чтения

Однако при описании роли литературы в жизни человека аргументы необязательно должны доказывать ее пользу. Школьник может придерживаться и противоположного мнения. Например, можно обозначить, что слишком увлекающиеся чтением могут с помощью этого занятия игнорировать трудности реальной жизни. За тоннами литературы в таком случае стоит обычный страх перед реальностью. Конечно, человек всегда узнает для себя что-то новое из книг. Но нельзя при помощи литературы познать все. Большую часть опыта люди получают при взаимодействии с реальностью. Здесь нужно соблюдать принцип - «все должно быть в меру».

Роль учителя

Велика и роль учителя литературы в жизни человека. Аргументы здесь, скорее всего, каждый учащийся будет приводить из собственного опыта. Ведь преподаватель литературы - это тот, кто знакомит класс с произведениями великих классиков, помогает лучше понять тот смысл, который хотели донести потомкам писатели и поэты посредством своих творений. В каком-то смысле учитель литературы - это первый психотерапевт, с которым сталкивается в своей жизни человек. Ведь именно он вводит школьников в мир людей и всего многообразия отношений между ними.