Виды психологической коррекции. Психологическая коррекция

Психокоррекция - это который имеет своей целью исправление направления эмоционального развития или уже сложившихся характеристик. Это один из важнейших моментов социализации личности, а также адаптации человека к переменам.

Специфические особенности психокоррекции

На данный момент времени стала не только привычным явлением, но также и объективной необходимостью. Она подразумевает целенаправленное влияние на поведение человека, его мировосприятие и прочие сферы жизни. Хороший психолог может в корне изменить ситуацию, если речь идет об отклонениях в развитии или девиациях в поведении.

Говоря о цели психокоррекции, стоит отметить, что она заключается в выявлении и искоренении любых дефектов человека. Здесь важно понимать ее принципиальное отличие от других распространенных понятий. Она не эквивалентна ни консультированию, ни психотерапии. Коррекция возможна даже в тех случаях, когда человек не просто не осознает своих проблем, но и отказывается это делать. Также возможно целенаправленное расширение мировоззрения человека, его физических и умственных навыков.

Говоря об основных признаках психокоррекции, важно отметить ее дискретность. Имеется в виду, что психолог может воздействовать на глубочайшие внутренние системы, которые функционируют независимо друг от друга. Также важно понимать, что психокоррекция ориентируется на разные возрастные категории. Так, методики, которые используются в работе со взрослыми, будут неэффективными в случае с детьми.

Когда нужна психокоррекция

Задача психокоррекции определяется, во-первых, возрастными и прочими особенностями самого пациента. Также важно учитывать направленность работы (коррекция отклонений, задержек развития и так далее). Так, чаще всего к психокоррекции прибегают в таких случаях:

  • раздражительность и возбудимость;
  • чрезмерная злость и нетерпимость к окружающим;
  • склонность к конфликтам;
  • чрезмерная эмоциональность и восприимчивость к внешним раздражителям;
  • пессимистичное отношение к жизни;
  • совершение необдуманных поступков;
  • апатия и безразличие к происходящему вокруг;
  • чрезмерная активность или же, напротив, пассивность поведения;
  • зацикленность на одной и той же проблеме;
  • прочие девиации.

Важно понимать, что далеко не каждый человек готов открыто заявить специалисту о существующей проблеме ввиду ее интимного или конфиденциального характера. В данном случае особенно актуальной становится работа такой службы, как телефон психологической помощи, при помощи которого может быть получена абсолютно анонимная консультация.

Возникновение и развитие психокоррекции

Психологическая коррекция в своем развитии прошла четыре последовательных периода. Первый заключался исключительно в описании уже известных фактов и новых гипотез. Речь в основном шла о диагностике и коррекции состояния детей, которые отставали как в умственном, так и в физическом развитии. Разрабатывались теории, которые подразумевали работу с мировоззренческими и познавательными процессами.

На следующем этапе теория оформилась в отдельную область знаний, а потому наступило время практических экспериментов. Психологи приступили к непосредственной коррекционной работе с пациентами. Основное внимание уделялось такой деятельности, как психологическая диагностика и коррекция детских познавательных процессов. Начинает проявляться интерес к явлению памяти. Также начинается активная работа с детьми, характеризующимися деструктивным поведением.

Третий этап охарактеризовался объединением всех ранее существующих идей в единую концепцию, которая определила признаки аномальных состояний. Также были разработаны основные направления, по которым проводилась психологическая коррекция. Получают развитие теории и методики адаптации детей с аномалиями развития слуха, речи, зрения и прочих систем.

К четвертому периоду можно отнести также и современность. Он характеризуется активной деятельностью специалистов. При этом психологическая коррекция - это уже не просто теория, а общепринятая практика, которая включает работу педагогов, медиков, а также реабилитационных центров и прочих служб.

Классификация

Хороший психолог обязательно должен быть знаком с широким спектром приемов коррекции. Стоит выделить следующие ее разновидности:

  • В соответствии с задачами:
    • нормализация семейных отношений;
    • коррекция посредством игровых методик;
    • нейропсихологические механизмы;
    • стимулирование и коррекция личностного развития.
  • По направлению:
    • кратковременное воздействие на психику человека с целью устранения острых негативных симптомов;
    • работа над выявлением и нейтрализацией причин психологических отклонений.
  • В соответствии со способом воздействия:
    • директивная коррекция;
    • недирективные методы воздействия.
  • По организационной форме:
    • общая коррекция, которая приводит к оптимизации восприятия и взаимодействия с окружающей средой;
    • частная психокоррекция - это воздействие на определенные сферы деятельности индивида;
    • специальная подразумевает решение конкретных узких проблем.

Где применяется психокоррекция

Несмотря на сложность и деликатность темы, психокоррекция - это достаточно распространенная практика. У нее весьма широкая сфера применения. Наиболее часто данный механизм бывает задействован в следующих областях:

  • и подростков (также иногда речь может идти о работе со взрослыми людьми);
  • коррекция интеллектуальной деятельности (восприятие и переработка информации, а также способность усваивать и правильно оценивать ее);
  • психологическая коррекция подростков, которые под воздействием нестабильного гормонального фона могут характеризоваться девиантным поведением;
  • коррекция личностного развития человека, которая подразумевает определение жизненных ориентиров, а также постановки и достижения целей;
  • коррекция поведения (это может относиться к детям, а также реабилитации асоциальных личностей);
  • работа над эмоциональной сферой.

Методы психокоррекции

Коррекция может осуществляться в соответствии со следующими методиками:

  • Простое предложение подразумевает моделирования определенных ситуаций, в которых пациенту предлагается принять решение. Стоит отметить, что категорически запрещено вести речь о жизненно важных ситуациях.
  • Инструкция-парадокс заключается в том, что пациенту будет предложено смоделировать ситуацию, в которой он продолжает вести себя неизменным образом, не внося никаких коррективов. В результате он должен самостоятельно осознать ошибочность своей позиции.
  • Фантазия - это формирование абстрактных рассуждений о реально существующей проблеме. Пациент может поразмыслить о ее причинах и возможных последствиях, а также альтернативных путях выхода из ситуации.
  • Формирование нового видения ситуации предусматривает расширение мировоззрения. Появляется возможность посмотреть на проблему с новой, позитивной, стороны.
  • Обратная связь - это метод, который подразумевает установление доверительных отношений между психологом и его клиентом. Когда цель будет достигнута, доктор будет иметь достаточное влияние на ситуацию и сознание человека.
  • Закрытые вопросы используются в том случае, когда пациент не может (или не хочет) четко объяснить свою позицию. Психолог начинает сам перечислять альтернативные варианты.
  • Выстраивание логической цепочки предоставляет возможность структурировать проблему. Таким образом, выявляются не только причины, но и промежуточные препятствия к преодолению.
  • Эмоциональное резюме возвращает пациента к пережитой ситуации. При этом он должен описать не ход развития событий, а именно свои ощущения.

Работа с детьми

Психокоррекция детей осуществляется на основании следующего ряда принципов:

  • коррекционной работе непременно должна предшествовать диагностика, по результатам которой определяются механизмы психологического воздействия;
  • работа по устранению девиаций подразумевает установление полного контакта и взаимодействия (в противном случае она окажется неэффективной);
  • в работе с детьми важно ориентироваться на ближайший период развития, а не на дальнюю перспективу;
  • коррекция должна проводиться по направлению от высших психологических процессов к элементарным их проявлениям;
  • для каждого возрастного периода определены эталонные показатели развития, поведения и мировосприятия, на которые и должен ориентироваться специалист в процессе работы с ребенком;
  • важно не просто устранить девиацию, а искоренить саму причину (в противном случае проблема может в любой момент вернуться);
  • психолог должен определить возрастную точку, в которой были замечены первые признаки отклонения, после чего предпринимать соответствующие меры;
  • психологическая коррекция не должна касаться нормально работающих процессов и механизмов, а затрагивать лишь девиантные (при этом важно предупредить возникновение отклонений в будущем);
  • нельзя работать с детьми по унифицированному сценарию (каждый сеанс должен планироваться исходя из того, какие успехи были достигнуты в ходе предыдущего);
  • психологическая коррекция поведения ребенка должна учитывать интересы и способности;
  • сеансы должны нести в себе не только практическую значимость, но также и доставлять детям эмоциональное и эстетическое удовольствие.

Этапы работы с детьми

Социально-психологическая коррекция поведения детей включает в себя следующие этапы:

  • постановка диагноза по результатам беседы как с самим ребенком, так и с лицами, входящими в его окружение (друзья, родители, педагоги);
  • составление перспективных прогнозов развития ситуации (должны быть предусмотрены варианты как по результатам коррекции, так и в случае отказа от нее);
  • разработка коррекционной программы с указанием целей и детализацией их на отдельные задачи;
  • реализация намеченного плана психологической работы;
  • оценка достигнутых результатов.

Большинство специалистов сходится во мнении, что положительным сдвигом можно считать появление принципиально нового взгляда на сложившуюся ситуацию.

Подростковый телефон доверия

Подростковый период является одним из самых сложных как в плане развития, так и в плане постановки психологической работы. Важно понимать, что именно в это время человек сталкивается с серьезными проблемами мировосприятия, выбора и отношения к тем или иным ситуациям. Если учесть, что ситуация обостряется гормональной нестабильностью, то нередко вопросы имеют интимный характер. Очевидно, что молодые люди не всегда готовы говорить о своих проблемах открыто. Выходом из ситуации может стать телефон доверия для подростков.

Важно понимать, что данная форма психологической помощи является одной из самых эффективных и подходящих для детей старшего школьного возраста. Именно поэтому она получила такое широкое распространение во всем мире. При этом звонить могут не только сами подростки, но также их родители, педагоги, друзья и близкие люди. Такая востребованность вызвана также и тем, что телефонная связь - это один из самых доступных на данный момент ресурсов.

Если обратить внимание на статистику, то именно на подростковый возраст приходится наибольшее количество случаев суицида. Это вызвано в основном тем, что молодые люди не находят понимания в привычном кругу общения или же попросту не решаются рассказать о своей проблеме. Если говорить о такой службе, как телефон доверия для подростков, то появляется возможность выговориться и получить помощь от квалифицированного психолога. Молодых людей такой вариант привлекает тем, что разговор их ни к чему не обязывает и может быть закончен в любой момент.

Задача специалиста, который обеспечивает работу службы, состоит в том, чтобы установить доверительные отношения и создать атмосферу взаимопонимания. Параллельно психолог должен определить степень серьезности проблемы, эмоциональное состояние клиента, а также период времени, в течение которого может быть оказана та или иная помощь. Почувствовав отсутствие критики и полное понимание, подросток наверняка раскроется перед специалистом, что позволит снять эмоциональное напряжение и перейти к непосредственному поиску путей выхода из положения.

Вывод

Психокоррекция - это исправление эмоционального состояния человека с помощью специалиста. Современный темп жизни, а также насыщенность ее событиями не могут не отразиться на душевном состоянии людей, а потому данное явление уже давно перестало быть чем-то новым и необычным. Своевременная помощь психолога порой становится определяющим моментом в решении той или иной эмоциональной проблемы. В случае деликатности вопроса может быть использован телефон психологической помощи.

Психокоррекция в своем развитии прошла несколько последовательных этапов. Поначалу это были исключительно теоретические труды, в которых выдвигались гипотезы о возможности исправить эмоциональное состояние человека или же его отношение к сложившейся ситуации. Постепенно специалисты начали переходить к практическим опытам. Наибольшее внимание уделялось именно работе с детьми и подростками, ведь в их мышлении и поведении наблюдается наибольшее количество девиаций. После того как все идеи были объединены в рамках одной концепции, психокоррекция стала распространенной практикой.

Ежедневно психологи сталкиваются теми или иными которые требуют непременного вмешательства. Если говорить о коррекции, то она направлена на состояние детей и подростков, проблем интеллектуального характера, а также решение вопросов, которые касаются личностного роста человека. Довольно часто правки требуют поведенческие характеристики человека, которые подверглись девиациям в силу тех или иных обстоятельств. Одной из самых сложных сфер для коррекции является эмоциональный фон.

Что касается работы с детьми и подростками, то здесь одну из решающих ролей в психологической коррекции играют так называемые телефоны доверия, которые характеризуются полной анонимностью. Юный возраст характеризуется гормональной и эмоциональной нестабильностью, что нередко порождает отклонения психологического характера, а также проблемы с мировосприятием. В некоторых случаях подростки просто не могут открыться постороннему человеку (тем более - взрослому) в силу деликатности проблемы. Общаясь с незнакомым человеком посредством телефонной связи, молодые люди могут дать выход эмоциям, а также получить моральную поддержку и совет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Методы психологической коррекции

Что же подразумевается под психокоррекцией?

Психологическая коррекция (психокоррекция) -- один из видов психологической помощи, деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также -- деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

История психокоррекции.

Первый период -- описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития детей (методика «Доска Сегена»).

Второй период -- этап возникновения теории и практики психокоррекции. Психокоррекция на этом этапе тесно связана с внедрением экспериментально-психологических методов в систему психологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребёнка.

Третий период связан с именем Л.С. Выготского, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоятельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррекционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкретным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практического психолога в специальных и учебных учреждениях.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов

1. Убеждение

2. Внушение

3. Подражание

4. Подкрепление

Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В групповой -- работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Методы психокоррекции

Деятельностная парадигма связывает психокоррекцию с формированием системы действий и чёткой структуризации деятельности. В этом плане выделяются две группы методов:

1. Методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции;

2. Методы нормативно-ценностной коррекции, объектами которой выступают нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам деятельности.

Методы психокоррекции направлены на выработку норм личностного поведения, межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях, группах, то есть на методы социального приспособления.

1. Динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит и результативность одного и того же воздействия не одинакова.

2. Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.

3. Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Симптоматические методы психокоррекции:

· Аутогенная тренировка;

· Метод условных рефлексов;

· Оперантное научение;

· Система патогенетической психотерапии (Мясищев В.И. и др.).

Основные виды психологической коррекции

· По коррекционным задачам:

· Семейная коррекция;

· Игровая коррекция;

· Нейропсихологическая коррекция; (Нейрокоррекция - это комплекс двигательных, пальчиковых, дыхательных упражнений, кот. поднимут общий тонус малыша, разовьют речь, понимание тела, расширят поле зрение через глазодвигательные упражнения и т.д. Нейрокеррекционные занятия для ребенка - это развитие высших психических функций - память, внимание, мышление, восприятие, необходимых для успешной учебы.);

· Коррекция личностного роста.

· По характеру направленности:

· Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) -- вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

· Каузальная (причинная,) коррекция -- вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.

· По способу коррекционных воздействий:

· Директивные виды; (Включает все формы психотерапии, для которых характерны принятие психотерапевтом роли организатора и руководителя терапевтического процесса, возложение им на себя ответственности за достижение психотерапевтических целей и дидактичность. К Д. п. относятся методики поведенческой психотерапии, большинство приемов гипноза и позитивной психотерапии. Директивные формы психотерапии являются преимущественным методом работы с регрессивными, дезориентированными пациентами (с психотической патологией) и детьми.);

· Недирективные виды. (Недирективный подход предполагает отказ от специальных корректирующих техник и диагностических тестов. Однако этот метод позволяет психологу быть в процессе свободным и творческим. Обучение происходит через взаимодействие в «свободном пространстве»).

· По форме организации:

· Общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);

· Частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);

· Специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Сфера применения психокоррекции

1. Коррекция эмоционального развития ребёнка;

2. Коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

3. Психокоррекция поведения детей и подростков;

4. Коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей в школе:

1. Коррекция недостатков когнитивной деятельности;

2. Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;

3. Коррекция поведения.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно-содержательных началах психокоррекционного процесса.

психологический коррекция умственный

Литература

1. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи// Прикладная военная психология.--СПб.: Питер, 2006. -- Гл. 6.3.2.-- С.153-164.-- 480с.--ISBN 5-469-01122-4.

2. Психологическая наука и образование psyedu.ru-- 2005.-- №2. Специальный выпуск «Психологическая реабилитация и коррекция» (материалы в открытом доступе)

3. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС - М.: Оперант, 2015.-- С.153-164.-- 176с.--ISBN 978-5-9906841-1-9.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психотерапия как система специально организованных методов лечебного воздействия. Особенности применения психологической коррекции для профилактики неврозов у детей. Единство диагностики и коррекции. Характеристика блоков психокоррекционного комплекса.

    презентация , добавлен 23.09.2014

    Виды консультативной помощи семье и основные принципы психокоррекционой модели. Особенности методов консультирования и коррекции, их виды. Этапы социально-психологической коррекции семейных отношений, стандартизированные психодиагностические методики.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    История возникновения психолого-педагогической коррекции и ее принципы. Отличие психологической коррекции от других видов психологической помощи. Требования к готовности психолога к психокоррекционному воздействию. Этика и этический кодекс психолога.

    лекция , добавлен 11.08.2009

    Психологические особенности созависимого человека. Задачи программы по коррекции созависимости. Сказкотерапия как метод психологической коррекции. Основные приёмы работы со сказкой, их дифференциация. Сказки для коррекции созависимого поведения.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2014

    Понятие психологического здоровья, его структура, критерии нарушений. Принципы и виды коррекционной работы. Особенности составления психокоррекционных программ. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия.

    шпаргалка , добавлен 15.12.2011

    Понятие психокоррекции, ее отличие от психотерапии. Специфика общей, типовой и индивидуальной моделей коррекции, их взаимозависимость. Описание блоков психокоррекционного комплекса. Выбор формы и режима проведения занятий, подбор и комплектация групп.

    реферат , добавлен 10.02.2010

    Факторы, влияющие на психологическое здоровье детей. Особенности тревожности в подростковом возрасте. Основные виды тревоги. Методы психологической коррекции тревожности у подростков. Диагностика возрастного развития, определение его реального уровня.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Характеристика клинических аспектов нарушения когнитивных функций при шизофрении. Исследование психологического синдрома шизофренического дефекта, соотношения клинических и патопсихологических характеристик. Методы психологической помощи и коррекции.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2010

    Особенности процесса саморегуляции организма личности и виды его нарушений. Уровни и причины возникновения невроза. Психотехники, применяемые в гештальткоррекции: сущность, примеры игр и экспериментов. Основная задача этого типа психологической коррекции.

    реферат , добавлен 03.04.2014

    Особенности социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев, ее положительные и отрицательные факторы. Роль психологической помощи в процессе социальной и психологической адаптации вынужденных переселенцев. Разработка коррекционной программы.

Целями применения психологической коррекции (психокоррекции) является оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей. Выделяется пять видов стратегий психокоррекции (Ю.С.Шевченко):

1. Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т.д.), либо коррекция личности.

2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия.

3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.

4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.

5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний, либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

В отличие от психологического консультирования при психокоррекции роль клиента или пациента оказывается не столь активной и даже чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ. Активность клиента или пациента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой. Человек готов «вручить себя» клиническому психологу или психотерапевту для того, чтобы тот восполнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки. Даже, если речь идет о психокоррекции личностных или характерологических свойств, то имеется ввиду, что основным способом изменений и психологической помощи дол-

жен быть процесс научения эффективному принятию себя и реальности, а не философское осмысление своего места в мире, своих возможностей и способностей.

Психокоррекция в отличие от психологического консультирования использует в качестве основных методов манипулирование, формирование и управление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или индивидуально-личностных качеств. Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли материала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для общества образ. Ответственность за психологические изменения ложится исключительно на психолога. Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (женского обаяния, личностного роста, сексуальный тренинг и пр.).


В клинической психологии психокоррекция используется при выявляемых у клиента психологических проблемах, возникающих в связи с характерологическими девиациями и личностными аномалиями, а также при невротических психосоматических расстройствах. Выработка оптимальных навыков происходит в процессе тренингов, среди которых наиболее известными являются: аутотренинг, поведенческая (бихевноральная) терапия, нейролингвистнческое программирование, психодрама, трансакгный анализ (Е.Bern).

Аутогенная тренировка (аутотренинг) является методикой, направленной на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Под релаксацией (расслаблением) понимается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, ощущаемое либо во всем организме, либо в любой его системе. В клинической психологии, особенно при психосоматических расстройствах и заболеваниях используются такие разновидности как собственно аутогенная тренировка с т.н. нервно-мышечной релаксацией и методика биологически обратной связи.

При прогрессивной мышечной релаксации происходит обучение человека контролированию состояния мышц и вызыванию релаксации (расслабления) в определенных группах мышц с целью снятия вторичного эмоционального напряжения. Аутогенная тренировка проводится в несколько этапов, направленным на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного напряжения к конкретной мышце или группе мышц, с последующим становлением «привычки отдыхать».

Методика биологически обратной связи построена по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять свое соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов (рисунок 26).

В процессе тренинга пациент самостоятельно контролирует с помощью прибора биологическое функционирование его организма (от скорости протекания элементарных биохимических реакций до сложных видов деятельности) и обучается изменять его, применяя различные способы саморегуляции. Выделяют следующие типы биологической обратной связи (А.А. Александров):

Электромиографическая биообратная связь

Температурная биообратная связь

Электрокожная биообратная связь

Электроэнцефалографическая биообратная связь

При электромиографической биообратной связи происходит научение процессу расслабления конкретной мышцы или групп мышц, а также общей релаксации. Методика температурной биологической обратной связи позволяет обрести навыки расширения и сужения периферических сосудов, что приводит к изменению температуры конечностей и тела. Электрокожная биообратная связь дает возможность научиться контролировать кожно-гальванические реакции, влияя на симпатическую нервную активность. При электроэнцефалографической биообратной связи происходит формирование навы-

ков изменения биоэлектрической активности головного мозга при помощи изменения соотношения волн различной частоты и, в первую очередь, увеличения альфа-активности для снижения уровня возбудимости и успокоения.

Поведенческая психотерапия изобилует методиками, основанными на выработке условно-рефлекторной деятельности с целью купирования психопатологической симптоматики или навыков адекватных привычек взамен неадекватным, невротическим. Наиболее известными методиками являются методики «систематической десенсибилизации» и «парадоксальной интенции», применяемые для лечения навязчивых страхов. При «систематической десенсибилизации» происходит погружение человека в ситуацию, вызывающую страх (воображаемое или реальное) с формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной. Методика, называемая «парадоксальной интенцией», направлена на изменение отношения пациента к фобиями за счет «переворачивания» этого отношения и доведения ситуации до абсурда (при эрейтофо-бии, страхе покраснеть научение настроить себя так: «Ну, покажи-ка всем, как ты умеешь краснеть. Пусть все увидят, как это тебе удается»). Задача парадоксальной интенции - лишить эмоционально негативного подкрепления страхов, заменив их на иронию и юмор.

Нейролингвистическое программирование представляет собой систему психологических манипуляций на основании изучения лингвистической мета-модели человека, суть которой заключена в признании шаблонности для каждой группы людей или одного человека лингвистической системы познания мира и самого себя, выражения чувств и решения проблем. Для этого в нейролингвистичес-ком программировании (НЛП) существует понятие модальности - наиболее типичном и характерном для индивида способе восприятия и отражения окружающей реальности. Выделяют три разновидности модальности: визуальная, аудиальная и кинестетическая. После выявления доминирующей модальности человека предполагается коррекция его поведения, которая может самим человеком осознаваться или не осознаваться. В первом случае можно говорить об управлении индивидом, во втором - о манипулировании им с помощью вербальных и невербальных методов. Целью программирования является выработка определенной стратегии поведении, желательной для человека или окружения.

В рамках нейролингвистического программирования используется несколько техник: «якорение», «взмах», «взрыв», «метафора».

Основным же считается «рефрейминг» - переформирование личности, придание ей новой заданной формы. В основе рефрейминга лежат следующие базовые положения нейролингвистического программирования:

1. Любой симптом, любая реакция, либо поведение человека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только тогда, когда используются в несоответствующем контексте;

2. У каждого человека существует своя субъективная модель мира, которую можно изменить;

3. Каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позволяющими изменить и субъективное восприятие, и субъективный опыт, и субъективную модель мира.

Рефрейминг осуществляется чаще всего в шесть этапов. На первом определяется симптом; на втором пациенту предлагается произвести своеобразное расщепление себя на части (здоровую и патологическую, представленную симптомом) и вступить в контакт с частью, отвечающей за формированием и проявление симптома, и осмыслить механизм его возникновения; на третьем - производится отделение симптома от первоначального мотив (намерение); на четвертом - обнаружение новой части, способной удовлетворить это намерение иными путями с «постановкой якоря» (ассоциативной связи между событиями или мыслями); на пятом и шестом - формирование согласия всего Я на новую связь.

В процессе психодрамы происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Как правило, психодрама используется при наличии у индивида характерологических девиаций и «комплекса неполноценности». Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие ему и тем самым преодолевает коммуникационные проблемы.

Трансактный анализ рассматривает личность человека как совокупность трех состояний «Я», условно названных Родитель, Взрослый и Ребенок. Сутью их является генетически запрограммированный паттерн поведения и проявления эмоциональных реакций. Ребенок проявляет себя инфантильными чертами характера и отношения к реальности, Взрослый - признаками зрелой психической деятельности, а Родитель характеризуется наличием нормативных и оценивающих стереотипов поведения. Психологическое взаимодей-

ствие, с точки зрения E.Bern, происходит в виде диадного контакта (трансакции) при использовании тех или иных ролей. Основная цель трансактного анализа состоит в том, чтобы дать понять индивиду особенности его взаимодействия с окружающими с помощью соответствующей терминологии и обучить его нормативному и оптимальному поведению.

Психотерапия

Психотерапия - это один из видов оказания психологической помощи и психологического воздействия на пациента с целью купирования психопатологической (в первую очередь, невротической и психосоматической) симптоматики. Как было показано выше, психотерапия относится к сфере медицинской деятельности, поскольку: а) сочетает в себе психологические и общемедицинские знания в отношении показаний и противопоказаний; б) накладывает на психотерапевта ответственность (в том числе, уголовную) за ненадлежащее или несоответствующее (неквалифицированное) использование методов и способов психотерапии.

Традиционно выделяют три подхода при проведении психотерапии: психодинамический, поведенческий (бихевиоральный) и феноменологический: Их различия представлены в таблице 23 (N.Karasu).

Целью психотерапии в узком понимании термина становится исцеление пациента от психопатологической симптоматики в рамках невротических, характерологических (личностных) или психосоматических расстройств. Выбор конкретной психотерапевтической методики зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных выделяется:

Характер психопатологического симптома (синдрома)

Этиопатогенез психических расстройств

Индивидуально-психологические особенности пациента

Среди субъективные параметров важное значение придается: а) индивидуально-психологическим особенностям психотерапевта; б) широте его психотерапевтических знаний и навыков; в) ситуационным моментам (наличие времени и соответствующего места для проведения психотерапевтического сеанса).

Ориентация на выделенные клинические параметры обосновывается эффективностью тех или иных методик, практикуемых теми или иными психотерапевтами при определенных психических состояниях и процессах пациента.

Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют некоей «оптимальной» модели. Психотерапия-более узкое понятие, изначально связанное с лечением психических и психосоматических заболеваний психологическими средствами, но в последние годы распространяемое вообще на случаи психического неблагополучия (внутренние конфликты, депрессии, тревога, страхи, и нарушения общения, и связанные с этим переживания и Др.), в том числе в пределах медицинской нормы.

Методы психологической коррекции и психотерапии многообразны и выбор их зависиит от того, к какой психологической школе принадлежит психолог. С достаточной условностью можно классифицировать их соответственно специфике основных подходов. а) Поведенческий подход.

В рамках поведенческого подхода отклонения трактуются сооответственно принципам бихевиоризма, и психологическая коррекция и психотерапия связываются с необходимостью формирования у обратившегося за помощью оптимальных поведенческих навыков; психические расстройства различного типа, с точки зрения поведенческого подхода, обусловлены неадаптивным поведением.

В поведенческой коррекции используются методы,

Условно относимые к трем основным группам.

Методы контробусловливания предполагают разрыв

Нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией (3) и (или) замену ее новой. Практикуются такие приемы, как сочетание приятного для клиента * воздействия с ситуацией, обычно для него-неприятной, либо, наоборот, сочетание неприятного воздействия с ситуацией, обычно доставляющей удовольствие (например, при избавлении от вредных привычек). Отметим, что во многих случаях различными авторами, критикующими некоторые техники контробусловливания, высказываются сомнения в этичности причинения страданий пусть даже с благой целью (например, удары током при избавлении от привычки курить).

Другим вариантом контробусловливание является парадоксальное (для клиента) сочетание с приятной или неприятной ситуацией не конкретного воздействия, а состояния. Так, в примере, приводимом Ж. Годфруа (3), человека обучают расслаблению, а затем ему, находящемуся в этом состоянии, предъявляют ситуацию, обычно вызывающую минимальную тревогу (а следовательно, напряжение); когда он перестает чувствовать тревогу, переходят к более стрессогенным ситуациям, предъявляя их в порядке нарастания силы негативных воздействий.

Наряду с контробусловливанием выделяют оперант-ные методы, базирующиеся на принципах, выделенных Б. Скиннером.

В основе этих методов лежит система наград, которые получает клиент за те действия, которые терапевт считает желательными, вследствие чего, согласно идеям Скиннера (о них мы говорили в разделе, посвященном бихевиоризму), вероятность такого поведения возрастает.

Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград; в данном случае клиент сам отбирает и создает в жизни благоприятные ситуации и избегает нежелательных.

Наконец, к третьей группе методов в рамках поведенческого подхода относятся те, что опираются на взгляды социобихевиористов; согласно последним, как вы помните, человек научается через наблюдение (на-

Т В психотерапии человек, в отношении которого осуществляются терапевтические процедуры, называется «пациент» или «клиент»; мы будем пользоваться последним, в том числе в разговоре о психокоррекции.

Ряду с другими формами научения). Терапия, соответственно, основывается на предъявлении модели оптимального поведения, которой клиент должен следовать, имитируя ее. Например, если ребенок боится собак, то терапевт демонстрирует ему собственное бесстрашное общение с собаками (или чье-то другое) -скажем, подходя к собаке и гладя ее.

Б) Деятельностный подход, формировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе (с его принципами вы познакомились в соответствующем разделе) предполагает коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью. Во многих случаях практикуется первоначальное овладение действием во внешнем плане и последующая интериоризация, переход во внутренний, идеальный план. Вспомните в связи с этим материал, посвященный Л. С. Выготскому, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперину. Деятельностный подход альтернативен поведенческому (он, собственно, во многом и формировался как оппозиционный), ориентируясь не на избавление от симптома как такового, но на построение новых внутренних систем.

В) Когнитивистский подход. В его основе лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними и работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет нв только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и др. Так, уже упоминавшийся американский исследователь Дж. Келли (1905-1966) в центр своей теории «личностных конструктов» поставил представление о том, что главным является то, какими средствами располагает человек для описания мира, для прогнозирования будущих событий. По Келли, человек строит образ реальности на основе особых-и индивидуальных-понятийных шкал, позволяющих устанавливать сходства и различия между событиями (простейшие примеры: добрый-злой, сильный-слабый и т. д.). Эти шкалы (они и есть «личностные конструкты»), включенные в сложные взаимосвязи, образуют системы, позволяющие выдвигать гипотезы о мире; неподтверждение гипотез влечет отказ от конструкта либо перестройку отношений между конструктами. Личностные сложности, по Келли, обусловлены неадекватностью конструктов и трудностями в их перестройке; соответственно, на это и направляется коррекция. В психотерапии он предложил метод, называемый «терапия фиксированной роли», в ходе которой клиенту предлагают-на основе соответствующих приемов- смотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно.

Г) Психоаналитический подход.

Мы уже обсуждали различные направления психоанализа; при всех различиях, общая направленность терапии - помочь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных проявлений; за счет их проработки (в различных формах) предполагается возможность контроля и по крайней мере частичного овладения поведением и, как следствие, возможность лучностного роста.

Конкретные методы психоаналитической работы варьируют в зависимости от конкретного направления. Так, для 3. Фрейда основным был катартический метод;

Катарсис, т. е. «очищение», он связывал с тем, что клиент заново переживает травматические события детства и может отреагировать те чувства, которые подавлялись. Понимание причин болезненных проявлений и установление клиентом их связи с настоящим моментом оказываются возможны благодаря тому, что психоаналитик, толкуя символы сновидений и фантазий, интерпретируя спонтанные высказывания, фиксируя точки «сопротивления», дает соответствующие объяснения; в отреагировании значительную роль играет перенос на терапевта тех чувств, которые не могли быть проявлены в отношении их истинных «объектов».

Для К.-Г. Юнга основным выступал метод «активного воображения», предполагавший возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного. В терапии К. Хорни одним из ведущих выступал метод совместного с клиентом анализа жизненного пути (без глубокой проработки эмоциональных проблем) и определения реалистических целей. Г.-С. Салливен основное внимание уделял «общей эмоции», возникающей- в терапевтической ситуации между терапевтом и клиентом при использовании метода «психиатрического интервью». Примеры можно продолжать; при всех отличиях общая тенденция психоаналитического подхода такова, как обозначена выше. (См. также материал, посвященный психоанализу, в соответствующем разделе данного пособия).

Широко распространенным направлением психотерапии, также основанным на психоаналитических принципах, является трансакционный анализ (в русских переводах используется также термин «трансактный анализ»), основателем которого является Э. Берн. Согласно его представлениям, в каждом человеке «живет» тот ребенок, которым он был, тот взрослый, которым он сейчас является, и родительские образы. Соответственно, во взаимодействиях с другими людьми, мы ведем себя то как ребенок-свободный, творческий, раскованный («естественный ребенок») или бунтующий против «давления сверху», приспосабливающийся, отчуждающийся («адаптированный ребенок»); то как родитель-наставляющий, контролирующий, запрещающий («опекающий родитель» и «контролирующий родитель»); то как взрослый, способный к реалистической оценке событий, разумный, зрелый, независимый. Цель терапии - освободить человека от тех зависимостей, которые обретены им в детстве и направляющие его в качестве своеобразных предписаний, заставляя «играть в игры», т. е. вести себя во взаимодействиях с другими (они и называются трансакции) так, чтобы извлекать определенные психологические выгоды, подкрепляя позиции «ребенка» и «родителя», в результате чего возникает интеграция «эго-состояний», т. е. «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого» за счет ориентации на последнего.

Д) Экзистенциально-гуманистический подход. К нему относят те теории и вытекающие из них системы личностной коррекции, которые основаны на философии экзистенциализма, подчеркивающей важность проблем человеческого становления и ответственности человека за свое становление. Наиболее важные из них мы рассмотрели в разделе, посвященном гуманистической психологии и логотерапии, в частности, подходам К. Роджерса и В. Франкла; отсылаем вас к этому разделу.

Е) Гештальттерапия. Это направление мы также разбирали-в разделе, посвященном гештальтпсихологии и направлениям, с ней связанным.

Ж) Психодрама. Это направление связано с именем Я. Л. Морено (1892-1974), американским психологом, которого многие авторы считают основателем групповой психотерапии, т. е. терапии, осуществляющейся не в индивидуальной работе психолога с одним клиентом, а в работе психолога с группой, причем работа эта может быть направлена на одного из участников группы или на группу в целом. Психодрама представляет такой метод групповой терапии, при котором участники группы моделируют в театрализованной форме ситуации, предлагаемые одним из участников в виде рассказа о событиях его жизни, сновидениях, возможны варианты с использованием литературных текстов или их пересказов. Сам рассказчик (протагонист), в зависимости от избранной формы работы, может быть участником или зрителем, в большей или меньшей степени влиять на ход драматизации. Важными условиями являются доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. «Проживая» важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы собственного реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным людям, открывает новые возможности построения отношений и самореализации. Большое значение имеет катарсический эффект, возникающий при отреагирова-нии внутренних конфликтов, выявляющихся в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в разнообразных терапевтических направлениях, помимо собственно психодрамы,-в психоанализе, поведенческой терапии, гештальттерапии и др.

3) Телесно-ориентированный подход. Выделение телесно-ориентированного подхода в одном ряду с психоаналитическим, поведенческим и др., не вполне корректно, т. к. он не представляет единую теоретическую платформу; вместе с тем мы сочли важным сказать о нем специально, т. к. в последнее время принцип «лечения души» через воздействие на тело становится все более распространенным.

Основателем этого подхода в психологии следует считать уже известного Вам В. Райха, предложившего систему «вегетотерапии». В его представлении, любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей»; т. к. душа и тело едины, то можно, «распуская» эти панцири, помогать человеку в высвобождении энергии и тем облегчать душевные страдания. Основные приемы при этом связаны с массажем и дыханием, а также двигательными упражнениями различного типа, голосовыми упражнениями.

Крупнейшим продолжателем идей Райха явился создатель направления, называемого «биоэнергетика», Александр Лоуэн. Основная цель терапии, по Лоуэну,- возвращение человека к его «первичной природе», т. е. к состоянию искреннего удовольствия, свободы телодвижений, раскрепощению тела, включению тела в жизнь (8). Главная проблема заключается в том, что в процессе социализации человек уходит от собственных первичных потребностей, как бы отказываясь от них. «Возвращение к телу» осуществляется посредством специальных упражнений, основанных на напряжении и расслаблении определенных мышечных групп, вербальных способах высвобождения задержанной эмоции.

Из других методов телесно ориентированной терапии (их достаточно много) отметим так называемую «первичную терапию» Артура Янова (США), которая, несмотря на свою спорность, пользуется широкой популярностью (например, ее процедурам подвергался Джон Леннон). В основе теории Янова-положение о том, что в результате неудовлетворения базовых потребностей (биогенных и связанных с взаимоотношениями) у человека накапливается «первичная боль», воплощающаяся в напряжении - физическом и психическом. Для разрядки напряжения, полагал Янов, человек с необходимостью должен в терапевтическом процессе вновь прожить события отдаленного прошлого, положившие начало «первичной боли»; именно в них-причина основных расстройств. Эти события отреагируются криками, позами, словами, телесными движениями.

И) Психосинтез. Это направление связано с именем его основателя Роберто Ассаджиоли (1888-1974), который начинал как психоаналитик, став его пионером в Италии. Представление о личности в психосинтезе отлично от психоаналитического, хотя частично с ним соотносится. Ассаджиоли рассматривает семь составляющих: низшее бессознательное (инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и др.); среднее бессознательное (мысли, чувства, которые могут легко осо-знаться, аналог фрейдовского предсознательного); высшее бессознательное, или сверхсознание (высшие чувства и способности - интуиция, вдохновение); поле сознания - анализируемые мысли, чувства, побуждения;

Сознательная самость-«Я»-точка ясного осознава-ния; высшая самость - своего рода «внутренний бог». Важную роль в психосинтезе играет понятие субличностей - как бы относительно независимых личностей внутри нас; например, субличности могут соответствовать ролям, которые мы играем в жизни. В процессе терапии клиент узнает о различных составляющих своей личности и научается различать их от самого себя («мое, но не я») при помощи специальных процедур, благодаря чему возможно расширение поля сознания до всего объема бессознательного и постепенного открытие своего объединяющего психологического центра. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию вокруг нового центра.

К) Трансперсональный подход. Мы уже немного говорили о трансперсональной психологии, обращающейся к измененным состояниям сознания. Ее лидер Станислав Гроф (чехословацкий, позже американский психолог) отмечает связь своих представлений с концепциями К.-Г. Юнга, Р. Ассаджиоли и представлениями А. Маслоу относительно высших мотивов и «пиковых чувств» (особых переживаний типа вдохновения или мистических видений). В трансперсональной психологии, в частности, используются понятия «коллективное бессознательное», «сверхсознание» и т. д., в психотических состояниях видится духовный кризис и ресурс саморазвития. Главной отличительной чертой трансперсонального подхода Гроф считает модель человеческой души, в которой признаются «значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания» (6, с. 148) и готовность последовать за клиентом в новые сферы опыта. Соответственно, особые переживания, возникающие в измененном состоянии сознания (например, перинатальные воспоминания, т. е. воспоминания о процессе рождения) позволяют клиенту встретиться не просто с собственным бессознательным, но прожить опыт, соотносимый с названными измерениями. Как уже говорилось, широко известен метод «хо-лотропного дыхания», описанный нами кратко в одном из предыдущих разделов.

Термин "психологическая коррекция" получил распространение в начале 70-х гг. ХХ в. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Долгие годы шли бурные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, но они носили преимущественно теоретический характер. На практике психологи успешно занимались психотерапевтической деятельностью. Поэтому появление и распространение термина "психологическая коррекция" в определённой мере было направлено разграничение полномочий врача (психотерапевта) и психолога. Однако на сегодняшний день до сих пор нет единого чёткого разграничения терминов "психотерапия" и "психокоррекция".

Психологическая коррекция — это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправление особенностей психологического развития, если они мешают человеку достигать поставленные цели.

В зависимости от целей и содержания психологическая коррекция может быть:

  • познавательной сферы;
  • личности;
  • аффективно-волевой сферы;
  • поведенческих аспектов;
  • межличностных отношений:
    • внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
    • детско-родительских отношений.

Психологическая коррекция может быть также индивидуальной и групповой . В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Средства и приёмы психологической коррекции могут различаться в зависимости от подхода, в котором работает психолог. Так, например, психокоррекция в рамках психоаналитического подхода будет направлена на смягчение конфликта между "Я" и "Оно". С точки зрения гуманистического направления будет преследоваться цель создания наиболее благоприятных условий для самореализации клиента и его личностного роста.

Психокоррекцинонная ситуация

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:

  1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, психокоррекции — это клиент .
  2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог .
  3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.
  4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
  5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог стремится к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.