Арт терапия значение жемчуга в мандале. Арт-терапия. Метод «мандала». Мандалотерапия. Техника свободного создания мандал

Наконец, я перехожу к своему любимому - практикуму по арт-терапии. Предлагаю начать арт-терапию вместе.

Сразу оговорюсь. Вам понадобится набор альбомных листов такого размера, чтобы на ватмане поместился круг размером с вашу голову и ещё место осталось для фона. Больше А4, то есть.

Затем приобретите набор мягких цветных карандашей или того, чем вам приятнее рисовать. Желательно, чтобы вы не ограничивали себя в палитре, чем больше карандашей, тем только лучше.

Теперь сделайте вот что. Возьмите проволоку и сделайте «ободок-диадему» на голову. Так вы узнаете – какого размера круги будете создавать в ходе практикума. Приложите эту диадему к бумаге, обведите, а затем – найдите в доме тарелку, совпадающую с этим неровным кругом. Тарелка нужна для того, чтобы затем далее рисовать — ровные круги.

Найдите в доме кнопки, котороыми вы будете прикалывать к стене серии ваших мандал. Всё, подготовительная часть закончена. Теперь мы переходим к самой сути арт-терапии с рисованием мандал.

Методика «карточный тест мандалы» и её изводы

Сразу предупреждаю, мы не будем заниматься методикой «Карточный тест мандалы», потому что у вас нет стимульного материала и для работы нужен тандем: Психотерапевт-клиент. Как с Роршахом.

Но мы будем с вами заниматься арт-терапией – на основе - методики «Карточный тест мандалы».

И методику, и её изводы придумала в 70-х гг. американский психотерапевт по имени Джоан Келлогг.

С тех пор её методика, её сертифицированный стимульный материал (сразу же признанные страшно валидными и «официальными») и переосмысленные многочисленные формы работы с методикой - гуляют по всему миру. Только не в России. А жаль. Но мы исправляем ситуацию.

Итак. В чём же состоит суть теории Джоан Келлогг. По какой системе мы с вами будем работать?

Большой круг Мандалы и Архетипические стадии Большого круга мандалы Джоан Келлогг

Джоан Келлогг вынесла на защиту следующие положения.

  • все создаваемые людьми мандалы соответствуют 13 базовым типам, их можно назвать - архетипическими стадиями Большого Круга Мандалы.
  • Все вместе эти 13 базовых типов и образуют Большой Круг Мандалы - как «годичный цикл – зима-весна-лето-осень» или «зодиакальный круг»,
  • Большой Круг Мандалы – это абстракция, «сумма», а каждый из нас пребывает конкретно здесь и сейчас - в одном из тринадцати состояний, проходя по состояниям (или застревая в них),
  • В отличие от Луны или Солнца, которые побывав «в Раке», переходят в созвездие Льва, человек может двигаться по Большому кругу Мандалы не по порядку следования 13 состояний ибо никакого такого «порядка» в линейном смысле здесь нет.

Прохождение по Большому Кругу Мндалы – это путь к Самости, путь к самоактуализации. Хотя возможен и регресс, застревание, стереотипное повторение одного и того же. Всё это покажет ваша мандала, точнее – серия ваших мандал.

Примерно так Таро-терапия предлагает духовное Путешествие по Старшим Арканам. От Нулевой карты Шут, до последней карты – Мир, Вселенная.

И всё это вместе является практикой инициации, поданной в кабинете психотерапевта и на современный манер.

Самый распространённый символ инициации – это блуждание по лабиринту. Как известно, из лабиринта можно выйти победителем, а можно и не выйти... Так и с инициацией, с поиском Самости.

Тем не менее, мандалы и арт-терапия, основанная на их рисовании и интерпретации – служит нитью Ариадны, которая даёт надежду блуждающей в лабиринте фигурке - выжить и покинуть лабиринт героем.

С точки зрения строгой психотерапии...

С точки зрения строгой психотерапии, арт-терапевтическая работа с мандалами доказала на практике свою пользу вот как:

  • Так как рисование мандалы требует значительной концентрации, эта практика сама по себе даёт клиенту возможность - успокоиться, особенно после дня, наполненного очень сильными переживаниями. Так что вы можете использовать мандалу сами для себя как способ снять стресс и возбуждение, особенно когда это традиционно мешает вам уснуть,
  • мандала показала себя отличным средством проверки субъективных впечатлений психотерапевта о клиенте,
  • также мандала зарекомендовала себя как очень прочная основа для построения психотерапевтического процесса и – прогнозирования дальнейших изменений в состоянии.

Последний инструктаж перед началом работы

Проективная методика Джоан Келлогг разработана на основе юнгианской практики рисования мандал. Так что, пожалуйста, отнеситесь к работе - серьёзно с хорошим настроем.

Как вы уже знаете, рисунок мандалы (и другие творения в жанре арт-терапия) не столько «говорят психотерапевту о пациенте». Не за валидную диагностику мы их любим, нет. Создание мандалы (и других рисунков, скульптур, композиций) запускает процесс психических изменений. И это -главное. То есть, создав мандалу, вы уже изменились, стали здоровее. Или же - сделали первый шаг к началу трудного и долгого изменения.

Поэтому - возьмите лист. Обведите тарелку любым карандашом из палитры, можно простым. Найдите у своего рисунка внутри круга - центр. (Он может находиться в любом месте, мы не зависим здесь от геометрии). Начинайте рисовать свою мандалу, используя любые цвета. Вы можете выходить за круг.

В конце сессии – обозначьте, где у вашего рисунка верх, поставьте дату и, при желании, повесьте рисунок на стену.

В следующем материале я расскажу о 13 архетипах мандал и вы получите возможность расшифровать свой первый рисунок.

До встречи!

Елена Назаренко

Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения. (Джоан Келлог)

Как часто в процессе жизни, на прогулке, в поездках, передвижениях на работу, на отдыхе, дома вы обращаете внимание на формы в виде круга, которые окружают вас? В метро, в парках, на фасадах полах, потолках зданий, в особенности соборов, церквей… Возможно, некоторые из них даже вызывали у вас какие-то ассоциации, резонансы, эмоции, мысли, действовали завораживающе.

Такие геометрические фигуры в виде окружности, иногда вписанной в квадрат, называют мандалами. Слово «мандала» имеет санскритское происхождение и означает «магический круг». В буддисткой и индуистской традициях мандалы являются священными и символизируют вселенную. Форма мандалы – окружность напоминает Землю или материнское лоно. К ней обращались различные культуры во все времена. Сами мандалы по сути являются энергетическими матрицами, сконцентрированными сгустками энергии. Создавая круг, очерчивается граница, защищающая физическое и психологическое пространство. Само по себе создание мандалы помогает активизировать основные внутренние источники энергии, запечатленные на уровне подсознания, включая механизмы саморегуляции. Мандалу можно назвать «психологическим преобразователем», помогающим человеку установить связь с самим собой.

В западной психологии понятие «мандала» появилось благодаря К. Юнгу. Многие годы он рисовал изображения мандал, осознавая, что они являются символом целостности, полноты, и использовал их в клиентской работе. «Мандала рассматривалась им как архетип, как образ огромного вместилища всех богов, как символ микрокосма (целостной - прошедшей индивидуации - личности), являющегося отражением макрокосма (Бога). В 1928 г. Юнг обозначил «бога внутри» термином «самость» (следуя теологической традиции, многие юнгианцы и по сей день пишут это слово с заглавной буквы, подчеркивая божественность самости). После нескольких лет создания своих собственных рисунков мандалы, Юнг сделал заключение, что она отображает карту смысла и целей жизни человека.»

У Юнга существует много последователей, которые использовали мандалы в психологической работе. Сегодня хочу рассказать об одной арт-терапевтической технике, которая работает практически с любыми психологическими запросами – это «Большой Круг Мандал» (БКМ) (автор – Джоан Келлог). БКМ описывает последовательность стадий различных процессов жизни (возрастных периодов, стадий становления Эго, стадий развития различных ситуаций в течение жизни). Методы БКМ были исследованы, протестированы ею совместно со Станиславом Грофом в исследовательском проекте Мэрилендского Психиатрического центра в течение 8 лет и применялись для лечения пациентов.

У каждого бывают такие моменты, когда сложно понять саму (самого) себя, осознать что происходит на самом деле, бывает, что одолевает чувство смятения, тоски и просто возникает желание чтобы ЭТО побыстрее закончилось.

В такие моменты ключом к началу выхода из сложных состояний может стать работа с БКМ. Уникальность этого инструмента в том, что он работает практически с любыми темами, при этом бережно и мягко обращаясь к подсознанию. Даже диагностическая сессия сама по себе уже является целительной, так как на уровне сознания происходят инстайты. Например, «где я нахожусь» и «куда я хочу двигаться». Также начинается работа на подсознательном уровне.

«Мандала может восприниматься как капля взятой на анализ крови, по которой можно определить, что за изменения происходят в организме и каков эффект лечения» (Джоан Келлог). Работа с БКМ помогает обращаться к глубинным областям сознания, раскрывая внутреннюю энергию, высвобождая подавленные, непрожитые переживания страхов, боли, разочарования, гнева и трансформируя их. Также работа с определенным набором проформ мандал может активизировать Вашу созидательную энергию и помочь направить ее на процесс творчества. Обращаясь внутрь себя, мы находим силу, не зависящую от внешних источников. Эта энергия даёт силы для реализации творчества в любом его проявлении, того что мы интуитивно чувствовали, но не решались реализовать.

Когда в течение прошлого года я проходила курс обучения по работе с БКМ, было такое ощущение, что я заново проживала целую жизнь, начиная с момента «до рождения», само рождение, контакт с мамой, папой, после – сепарация, взрослая жизнь, взращивание плодов своего труда, наслаждение этими плодами и раздача, фрагментация и заканчивая «трансцедентальным экстазом» – «смертью» или иными словами перерождением, выходом на новый уровень. Во время прохождения последней 12-ой стадии буквально «возникла» моя картина «Танец». При работе с этой стадией энергия начинает подниматься фонтаном и уже не творить невозможно.

Очень люблю этот инструмент и активно его использую в индивидуальной работе, на ART-медитациях.

Рисование мандал – один из способов установления контакта со своим подсознанием. В кругу можно рисовать своё состояние, а также описывать свои чувства, мысли, эмоции (две-три страницы в день). Попробуйте обращаться к нему хотя бы раз в день и посмотрите, что изменится. Ведь всё происходит там, где наше внимание. Всем изобилия и процветания, дорогие!

www.artdasha.com

Диагностические мандалы,
используемые в консультативной практике
(индивидуальный и групповой варианты)

1. Мандала «Цветочная поляна»

Цель: изучение семейного окружения, личностного ресурса ребенка, снятие эмоциональной напряженности, формирование установки позитивного отношения к себе, актуализация чувств, активизация бессознательного, развитие творческого потенциала.

Материалы и оборудование:

Инструкция

1. Ребенку предлагается мандала: «Посмотри, какой волшебный круг. Это волшебная поляна, на которой растет семья цветов. Найди самый главный цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его близкие. Покажи, где цветок «мама», «папа», «сестра», «брат» и др. Разукрась их. Расскажи, какие это цветы. Кто еще есть на этой волшебной поляне (друзья, знакомые)? Что нужно для цветов, чтобы они были счастливы? Что мешает цветам на этой поляне?»

2. Ребенку предлагается закрасить контуры (рамку): «Выбери цвет, который подходит для этой поляны. Почему ты выбрал этот цвет? Что он для тебя значит? Что ты сейчас чувствуешь?»

Цвет.

Выход за границы.

Расположение цветов относительно друг друга.

Сочетаемость цветов.

Включенность ребенка в работу.

Цвет рамки.

Центр мандалы (см. рис. вверху).

2. Групповая мандала

Цель: гармонизация внутреннего психологического состояния, снятие внутренней тревожности, активизация работы бессознательного, актуализация чувств, определение половой идентичности, изучение социальной ситуации развития (социометрия).

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, краски, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

1. «Заполни круг, начиная с середины. Что получилось? На что это похоже?»

2. «Сейчас посмотри на волшебный круг: тут мальчики и девочки. Кто ты? Найди и разукрась себя. Нарисуй свое настроение (лицо)».

3. «Посмотри, кто находится рядом. Кто это? Покажи, где находятся твои друзья. Расскажи о них. Разукрась своих друзей».

4. «Возле человечков нарисованы домики. Выбери дом, в котором ты живешь. Расскажи об этом доме. Какой этот дом? Что в нем есть хорошего, что плохого?» (Далее обсуждается образ дома, как в проективных методиках.)

5. «Выбери дома, в которых живут твои друзья, расскажи об этих домах. Какие они?»

Информация, которую необходимо
учитывать при интерпретации рисунка

1) Центральный круг. Какой он по цвету, можно ли четко выделить «крест», или это целостное изображение?

2) Выбор цвета (интерпретация по Люшеру, Кандинскому).

3) Расположение выбранной фигуры «образ Я» (верх, низ).

4) Кто находится рядом с фигурой, расстояние между членами семьи, друзьями.

5) Прорисовка мимики.

6) Анализ протокола высказываний ребенка.

3. Геометрическая мандала

Показания: может использоваться в работе с двумя–четырьмя испытуемыми при изучении детско-родительских отношений, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Цель: изучение комфортности пребывания в группе, изучение детско-родительских, тендерных, супружеских отношений, ситуации конфликта.

Материалы и оборудование: релаксационная музыка, карандаши, пастель (желательно люшеровских цветов) по выбору испытуемого.

Инструкция

«Сейчас вы будете делать совместный рисунок. Посмотрите, какой волшебный круг. На что он похож? (вопрос к каждому ). Сейчас ты начиная с середины будешь заполнять этот круг волшебными карандашами. Покажи, какой кусочек круга ты будешь заполнять?»

Примечание: для детей младшего возраста психолог при помощи считалки выбирает кусочек круга, а более старшие испытуемые осуществляют выбор свободно.

Интерпретация

Обращается внимание на крестообразные границы, на центральный квадрат, цвет, которым заполняются два центральных треугольника в этом квадрате, соподчинение или согласованность в действиях с другим испытуемым. Отслеживается выход за границы. Уточняется и анализируется, где расположен центр. Обсуждаются чувства. Осуществляется анализ вербальных реакций испытуемого.

Коррекционно-развивающее занятия
к набору мандал

Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал.

А.Цайри

К аждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий.

Цель работы при разукрашивании мандалы:

Развитие творчества;

Развитие произвольности поведения;

Снятие внутреннего напряжения, релаксация;

Развитие мелкой моторики рук;

Воспитание аккуратности;

Активизация бессознательного.

Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.

Использование мандалы как средства
для релаксации и расслабления

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю.

Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Ребенок должен действовать по интуиции.

Самое важное - соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо:

Создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

Достаточное время для работы;

Соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;

Разнообразие изобразительных материалов;

Использование релаксационной и медитативной музыки;

Хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию ребенка можно:

Придумать ей название,

Подобрать для нее фон,

Вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Технологическая карта «Выбор и роспись мандалы»

Индивидуальное или групповое
диагностико-коррекционное занятие для детей и подростков

Используемая технология: арт-терапия, альбомы А. Цайри, модификация Э.И. Осипук.

Техники: разукрашивание и дополнение сухими и мокрыми изобразительными материалами. Метод «Мандала», автор А.И. Копытин.

Цели: диагностика; гармонизация эмоциональной сферы; снятие внутреннего напряжения; повышение собственной личностной ценности.

№ п/п

Основные этапы занятия

Диагнастико-
коррекционные задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в индивидуальную или групповую работу

Психолог предлагает выбрать те материалы, которые необходимы для рисования

Набор готовых мандал Александра Цайри, краски, карандаши, вода, кисти

Основной

Основной

Погружение в творческий процесс. Ситуация выбора. Активизация работы бессознательного

Фиксация вербальных реакций ребенка для последующей интерпретации. Актуализация чувств ребенка

Психолог раскладывает перед ребенком готовые мандалы. Дает четкую инструкцию о том, что нужно выбрать один «волшебный круг». Начинать разрисовывать и разукрашивать можно от центра или от края к центру. Можно вносить изменения в рисунок. После окончания рисования психолог предлагает назвать мандалу. Задает следующие вопросы:

1. Почему ты выбрал этот «волшебный круг»?

2. Расскажи, что ты здесь видишь? (психолог отмечает высказывания ребенка).

3. Что для тебя значат эти цвета?

4. Расскажи о границе (контуре) своего «волшебного круга».

5. Что тебе было сложно делать, а что легко?

6. Что ты сейчас чувствуешь?

7. Ты доволен результатом?

8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Завершающий

Наблюдение за ребенком

Медитативный момент

После окончания рисования психолог предлагает посидеть молча, «покатать волшебный круг». Найти ему место (прижать к себе, повесить на стену). Сказать, если есть негативные переживания (хочется изменить, разрезать, порвать)

Звучание тихой, релаксационной музыки

Возвращение в ситуацию «здесь и сейчас»

Выключается музыка, психолог благодарит за работу

Технологическая карта «Создание песочной мандалы»

Групповое или индивидуальное
коррекционно-развивающее занятие для детей

Используемые технологии: арт-терапия, песочная терапия, работа с катативными предметами.

Техники: песочная терапия, арт-терапия (автор А.И. Копытин).

Цели: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напряжения; нахождение внутреннего ресурса.

№ п/п

Основные этапы занятия

Психолого-
коррекционные
задачи

Деятельность детей
и психолога

Материалы и оборудование

Организационный

Введение детей в групповую работу. Формирование психологического климата в группе. Умение слышать и видеть другого, соотносить свои желания с желаниями сверстника

Психолог предлагает построить в песочнице большой песочный круг. Если дети маленькие, это делает сам психолог. Как вариант: круг в песочнице можно выложить при помощи нити (цвет контура круга выбирают сами дети)

Ящик с песком, миниатюрные игрушки, стеклянные шарики, каштаны, нити и т.п.

Основной
1-й вариант

Работа с символами (катативные предметы). Активизация работы бессознательного (диагностика межличностных отношений). Отмечаются высказывания детей. Формирование социальных связей

Психолог говорит: «Мы попали в волшебную страну. Она находится в середине круга. Кем бы ты хотел быть в этой стране? Выбери игрушку, похожую на тебя. Определи место в волшебном круге. Где ты хотел бы жить? Нравятся ли тебе соседи?» (Ребенок ставит свою игрушку и отвечает на вопросы психолога.)

Миниатюрные игрушки

Завершающий

Как называется твоя страна?
Что любят ее жители?

2-й вариант
«Мандала на песке»

Развитие творчества. Снятие внутреннего напряжения, осознание чувств. Развитие общения

Психолог предлагает детям украсить «волшебный круг» различными предметами, затем придумать ему название. В процессе работы создается мотивация детей к групповому сплочению, бережному отношению к труду и чувствам других детей

В процессе работы звучит релаксационная музыка

3-й вариант «Мандала из окрашенного песка»

Развитие творчества, целенаправленности. Активизация бессознательного. Актуализация внутреннего состояния

Диагностический аспект

Медитативный момент

Психолог предлагает детям создать красивый песочный круг. Для этого:

Ads by OffersWizard×1. Дети намазывают клеем ПВА круг.

Информация, с которой вы ознакомитесь ниже, будет интересна специалистам, которые хотят исследовать метод создания мандал, людям, которые занимаются саморазвитием, и всем, кто что-то слышал о мандалах, но не знает, что они из себя представляют и зачем они нужны. Вы ознакомитесь с основными техниками работы с мандалами, с исследователями этого метода и с идеями, почему же они все-таки работают.

Итак, приступим…

Что такое мандала?

В переводе с санскрита слово «мандала» обозначает круг, диск . Ма́ндала - сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках. Ритуалы и религиозный смысл мандалы – это отдельная тема. В психологии ритуальный смысл мандалы не используется. По словам Юнга «…мандала это всегда внутренний образ, который постепенно строится (активным) воображением в то время, когда нарушено психическое равновесие, или, когда необходимо разобраться в каком-либо положении…»

Мандала (в психологии) – это один из методов арт-терапии. По своей сути, мандала – это рисунок (либо конструкция из подручных художественных материалов), который заключен сначала в круг, а затем в квадрат. Размер круга так же имеет значение, он должен быть примерно 28-29 см в диаметре.

Как работает метод мандалы?

Мандала работает за счет реализации нескольких эффектов

Эффект зеркала

Мандала отображает состояние человека, который ее создал. Это своеобразное зеркало, и понять смыл отражения помогает контакт с готовым рисунком. После рисования важно дистанцироваться от мандалы и посмотреть на нее как бы со стороны. В процессе контакта важно погрузиться во внутренний мир и проговаривать все ассоциации и чувства, фантазии и истории, которые спонтанно возникают. В дальнейшем этот психический материал можно связать с реальной ситуацией или запросом, с которым пришел клиент.

Эффект структурных элементов мандалы

Круг символизирует собой духовную сферу, божественное. «В мистических системах Бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, Абсолют. Круг соответствует богу и небу» Символизм круга помогает ощутить глубокую связь со Сверх Я, со своей глубинной сущностью. Круг с его границами символически помогает ощутить безопасность и способствует самораскрытию и проявлению скрываемых тенденций.

Квадрат символизирует рациональность, четкость и все земное и реальное. «Квадратура приносит с собой принцип, который, по-видимому, прирожден человеку и в духе дуалистической системы противостоит кругу, предназначенному для небесных сил. Легендарная «квадратура круга» символизирует желание привести к идеальному согласованию оба элемента «небесное» и «земное»»

Центр внутри круга символизирует Эго или центр самости. Центр – это символическая сущность всей мандалы. В центр всегда помещают самое важное и ценное. Это точка отсчета, точка начала, ведущего к развитию всех событий и смыслов. Центр в мандале структурирует и «собирает» рисунок.

Эффект смысла

Для каждой мандалы можно создать специфический смысл. Можно создавать тематические мандалы, исследуя понятия «любовь», «отношения», «счастье», «мир». Используя этот метод, можно «поднять» определенную тему и исследовать ее состояние. Также интерпретируя мандалу, человек позволяет быть специфическому внутреннему глубокому смыслу ее создания. Этот смысл индивидуален и уникален.

Эффект контакта с художественными материалами

Этот эффект идентичен для всех методов и техник арт-терапии. Контакт с формами, символами, цветами. С эффектом влияния на психику человека различных цветов, форм и символов можно отдельно ознакомиться в авторитетных источниках по арт-терапии.

Каких целей в консультировании можно достичь с помощью мандал?

Мандалы можно использовать в тех случаях, когда человеку необходимо погрузиться в свой внутренний мир в поисках ответов на вопросы, которые ставят перед необходимостьтю осознать множество путей решения проблемы. В мандалу можно погружаться в поисках психических ресурсов и новых открытий. Из-за своей способности «собирать» Эго, мандалу можно использовать в периоды кризисов и сложных жизненных ситуаций. Можно корректировать инструкцию создания мандал, адаптируя их под конкретный запрос клиента для того, чтобы актуализировать необходимый смысл. Так же можно создавать большие групповые мандалы для изучения групповой динамики. Можно использовать в семейном консультировании для решения вопросов взаимоотношений.

Техники работы с мандалами:

Техника свободного создания мандал

Для создания мандалы необходимо взять лист бумаги формата А3 и вписать в него круг, диаметром примерно 28см. После этого описать вокруг круга квадрат и обрезать бумагу по контуру квадрата. В центр мандалы поставить точку и можно начинать ее создание. Для того, чтобы погрузиться в создание целиком, окружите себя спокойной атмосферой, можно включить спокойную музыку и зажечь ароматические свечи. Рисовать можно гуашью, акварелью и пастельными мелками. Важно расслабиться и позволить себе рисовать не критикуя и не оценивая результат. Рядом с собой можно положить лист бумаги, на котором можно записывать свои идеи, ассоциации и инсайты. После рисования можно отдохнуть несколько минут и посмотреть на мандалу со стороны для того, чтобы глубже ее понять и осознать смысл.

Круг мандал Джоан Келлог

Эта техника была разработана Джоан Келлог, в ее основе лежит созданный ею круг, состоящий из основных состояний, которые переживает человек в процессе развития и деятельности. Всего этих состояний или, вернее, стадий – 13. С помощью этой техники можно узнать на какой из стадий развития своего жизненного витка находится человек. Для выполнения этой техники вам понадобится руководство и специальные карточки с графическим изображением этих стадий.

Тематические мандалы

Эта техника отличается от свободного создания мандал лишь предварительной настройкой на конкретную тему рисования. С помощью этой техники можно исследовать самые разные понятия, чувства, отношения, погрузиться в определенную тему и исследовать ее индивидуальное значение.

Источники:

  1. Материалы из Википедии
  2. Карл Густав Юнг «Психология и алхимия» М АСТ 2008
  3. Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», М «Республика» 1996